Урок русского языка в 9 классе. Урок-зачёт по теме «Сложное предложение»


Вариант 1

Часть А

А1. Укажите сложноподчинённое предложение.

1) Пугачёв вышел из светлицы, и мы трое сошли в гостиную. 2) В актовом зале было много людей, однако было светло. 3) Левитан стремился писать так, чтобы на картинах его был ощутим воздух. 4) Война разгоралась, и театр её приближался к русским границам.

А2. Укажите сложноподчинённое предложение, в котором придаточное предложение находится перед главным.

1) Пока на свете цветут цветы, горе не может быть оконча­тельным. 2) Я не прошу вас разделить моё мнение, если моя выходка кажется вам смешной. 3) Он настороженно следил за ними, как рыболов смотрит за поплавком. 4) Я вошёл, когда все сидели за столом.

А3. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) Когда закрылась дверь сада, он немного побродил по дорожкам. 2) Хозяйка, хотя я просил её не делать этого наглухо затво­рила окна. 3) Не знаю, решился ли бы я заговорить с нею. 4) Льстят затем, чтобы господствовать под видом покорности.

А4. Укажите сложноподчинённое предложение с союзным словом.

1) Пока он купался, накрыли на стол. 2) Я молча вручил ему приказ, чтобы придать уверенности. 3) На поезд мы не успели, так как проводы затянулись. 4) Я собрал книги, которые отложил раньше.

А5. Укажите предложение с нарушением синтаксической нормы.

1) В полдень на берегу реки можно наблюдать интересную картину, которая протекает вдоль луга. 2) Возвращаясь домой, я попал под проливной дождь. 3) Разные по характеру герои, которых изобразил автор, волновали моё воображение. 4) Остановившись у избы, которая показалась ей богаче других, Ольга стала просить милостыню.

Часть В

В1. Выпишите из предложения грамматические основы.

Стало холоднее, потому что наступила ночь.

В2. Выпишите из предложения союзное слово.

Татьяна видит с трепетаньем, какою мыслью, замечаньем бывал Онегин поражён. (А. Пушкин)

Часть С

С1. Напишите, в чём различие между союзами и союзными сло­вами, приведите примеры.

Тест по русскому языку на тему СПП (9 класс)

Тест «Сложноподчиненные предложения» 9 класс

1 вариант

1. Найдите сложноподчиненное предложение.

А. Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.

Б. В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.

В. Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.

Г. В ком добра нет, в том правды мало

.

2. Прочитайте предложение Никогда не забывайте,
что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами,а идеями драматурга.
Придаточное предложение в нем стоит…

А. перед главным предложением

Б. после главного предложения

В. в середине главного предложения

3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с причастным оборотом сложноподчиненным предложением.

На речной пойме,
заливаемой в половодье, бывают богатые урожаи кукурузы.
4. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.

Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса.

5.

Сделайте синонимическую замену сложносочиненного предложения сложноподчиненным с придаточным уступительным.

На севере суровый климат, но там произрастает много редких растений.

6.

Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении
Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.
А. придаточное времени

Б. придаточное определительное

В. придаточное условное

7.
Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.
А. Я рассказал, где прошло мое детство.

Б. Я поехал туда, где прошло мое детство.

В. Я побывал в городе, где прошло мое детство.

8. Какое предложение соответствует схеме: ( ),[ ],( )?

А. Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.

Б. Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.

9. Спишите предложение, расставьте знаки препинания.

Умение сказать именно то что нужно и именно так чтобы нас слушали и понимали есть без сомнения великое умение которое дается очень немногим и которым никто не имеет права пренебрегать.

ОТВЕТЫ

  1. Г.
    В ком добра нет, в том правды мало
    .
  2. В.

    в середине главного предложения

  3. На речной пойме, которая заливается половодьем, (определит.) бывают богатые урожаи кукурузы
  4. Вечерняя заря погасла, когда мы вернулись из леса.
  5. На севере суровый климат, хотя там произрастает много редких растений
  6. А.

    придаточное времени

  7. В.
    Я побывалв городе, где прошло мое детство.
  8. А.
    Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.
  9. Умение сказать именно то() что нужно и именно так() чтобы нас слушали и понимали() есть без сомнения великое умение() которое дается очень немногим() и которым никто не имеет права пренебрегать. (5)

2 вариант

1. Найдите сложноподчиненное предложение

.

А. Истина необходима человеку так же, как слепому поводырь. (сравнение)

Б. Мост снесло во время половодья, и нам пришлось делать большой крюк.

В. Аист, как говорит народное поверье, стережет счастье, не подпуская беду.

Г. Кто пахать не ленится, у того хлеб родится

.

2. Прочитайте предложение
Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги.
Придаточное предложение в нем стоит…

А. перед главным предложением

Б. после главного предложения

В. в середине главного предложения

3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с обособленными членами сложноподчиненным предложением.

Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.

4. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени

.

Я учился в школе. Мой брат уже работал на заводе.

5. Сделайте синонимическую замену сложносочиненного предложения сложноподчиненным с придаточным уступительным.

Кулибин не получил специального образования, но он был одаренным механиком.

6.
Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложенииКогда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.
А. придаточное сравнительное

Б. придаточное условия

В. придаточное времени

7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.

А. Это и была
школа, куда меня направили.
Б. Я знал, куда меня направили.

В. Я приехал туда, куда меня направили.

8. Какое предложение соответствует схеме: ( ), [ ], ( ) ?

А.
Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.
Б. Труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд.

9. Спишите предложение, расставьте знаки препинания.

Я накинул на плечи шинель потому что несмотря на теплый день озяб от холода и усталости и пошел искать машину.

ОТВЕТЫ

  1. А.
    Истина необходима человеку так же, как слепому поводырь.(сравнение)
  2. Б.

    после главного предложения

  3. Войдя в комнату, я увидел брата, который приехал из города.

    (определ.)

  4. Я учился в школе, в то время как мой брат уже работал на заводе.
  5. Кулибин не получил специального образования, хотя он был одаренным механиком.
  6. В.

    придаточное времени

  7. А.
    Это и былашкола, куда меня направили.
  8. А.
    Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.
  9. Я накинул на плечи шинель ()потому что() несмотря на теплый день ()озяб от холода и усталости и пошел искать машину. (3)
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]