Наблюдение как метод ознакомления дошкольников с природой


Методические рекомендации для воспитателей к проведению педагогической диагностики

Наблюдение — это «процесс сбо­ра точной и объективной информации о поведении и обучении ребенка в то время, когда он работает или играет один или вместе с другими детьми» [5, с.15].

Наблюдение должно быть сис­тематичным и регулярным. Как пра­вило, оно планируется ежедневно и проводится в течение 10—15 минут. Педагог выбирает момент кульминации погружения детей в деятельность. На время ведения наблюдения помощник воспитателя (или ассистент) активно включается в педагогический процесс.

В начале учебного года (ориентиро­вочно в течение сентября) проводится первичная диагностика: выявляют­ся стартовые возможности каждого ребенка (исходный, актуальный на данный момент уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также слабые стороны (проблемы) в развитии, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагнос­тики воспитатель в сотрудничестве с педагогом-психологом и другими специалистами (учителем-логопедом, инструктором по физической культуре и др.) выделяют достижения и инди­видуальные проявления дошкольника, требующие педагогической поддержки, определяют слабые стороны (про­блемы) освоения малышом образо­вательных областей в соответствии с критериями «Журнала наблюдения…», намечают задачи работы и проектиру­ют индивидуальный образовательный маршрут ребенка.

В конце учебного года (обычно в мае) проводится итоговая диа­гностика, по результатам которой оценивается степень решения сотруд­никами детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педа­гогического процесса с учетом но­вых задач развития данного ребенка. Таким образом, в течение учебного года каждый ребенок может продви­нуться по-разному и решить разное количество задач развития, с учетом собственного уровня развития.

Использование «Журнала на­блюдения…» в работе воспитателей позволяет эффективно отслеживать динамику развития детей на этапах первичной и итоговой педагогической диагностики (при необходимости — промежуточной).

В «Журнале наблюдения…» пропи­саны критерии и подкритерии по всем областям. Педагог должен оценить ребенка согласно критериям развития, подкритерии служат только источником дополнительной информации, не оце­ниваются по отдельности и приведены по принципу «от простого к сложному» (например, критерий «Демонстрирует координированные движения» приме­нительно к ребенку 3—4 лет раскры­вается через возможность «ловить мяч двумя руками» (первый подкритерий), а для ребенка-выпускника важны и другие подкритерии — «Бегает и перепрыгивает, не теряя равновесия» и «Прыгает через скакалку»).

Предлагается следующая система оценки критериев развития в баллах, основывающаяся на концепции Л. С. Выготского [2] о зонах «ближайшего» и «актуального» развития: 1 — начальная стадия; 2 — в развитии; 3 — при умеренной поддержке; 4 — самостоятельно; 5 — устойчиво.

Перечисленные понятия примени­тельно к каждому рассматриваемому аспекту в ходе наблюдения раскрываются следующим образом:

  • Начальная стадия. Данное ка­чество или умение у ребенка только начинает проявляться. Знания по данному параметру отсутствуют.
  • В развитии. Данное качество или умение у ребенка проявляется редко. Требуется помощь взросло­го. Знания по данному параметру неустойчивые.
  • При умеренной поддержке. Дан­ное качество или умение у ребенка проявляется иногда, при небольшой поддержке взрослого. Знания по дан­ному параметру имеются, но не всегда уверенно проявляются.
  • Самостоятельно. Данное ка­чество или умение ребенок проявляет часто, самостоятельно, но требуется напоминание взрослого. Знания по данному параметру имеются, но не всегда применяются на практике.
  • Устойчиво. Данное качество или умение ребенок проявляет всегда, самостоятельно, без дополнительных вопросов и напоминаний, уверен в сво­их знаниях, использует их на практике.

Количественный анализ осущест­вляется согласно рекомендациям Н. В. Верещагиной [1]. Подсчет результатов опирается на среднее значение, кото­рое в таблицах обозначается: «Всего» (для каждой из 5 образовательных областей) и «Итого» (по всем областям в совокупности).

Нормативными вариантами разви­тия можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 3,8 (ус­ловно — высокий уровень развития).

™Эти же параметры в интервале средних значений от 2,3 до 3,7 мож­но считать показателями проблем в развитии ребенка социального и/или органического генеза (условно — средний уровень развития).

Средние значения менее 2,2 будут свидетельствовать о выражен­ном несоответствии развития ребенка возрасту (условно — низкий уровень развития).

Указанные интервалы средних зна­чений носят рекомендательный ха­рактер, так как получены с помощью применяемых в психолого-педагогичес­ких исследованиях психометрических процедур, и будут уточняться по мере поступления результатов диагностики детей данного возраста.

Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками природы

Библиографическое описание:

Кошелева, О. А. Наблюдение как ведущий метод познания дошкольниками природы / О. А. Кошелева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 1 (7). — С. 48-53. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/49/1544/ (дата обращения: 10.10.2020).


Наблюдение — целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание.

В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характер движения, издаваемые звуки и т. д.

Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе используется боле сложный ряд наблюдения — длительное наблюдение; дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Наблюдение может быть организовано и для того, чтобы по каким-то отдельным признакам определить состояние предмета (например, по цвету земли в цветочных горшках определить необходимость поливки, по поведению рыб в аквариуме — необходимость частичной смены воды) или восстановить картину целого (по следам на снегу определить, кто прошел или проехал, по цвету ягод — спелые они или нет). Этот вид наблюдения предполагает наличие у детей и некоторых знаний, умения анализировать явление, сопоставлять отдельные данные, делать несложные умозаключения.

Два последних вида наблюдения ввиду их сложности используют в работе с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В ходе этих наблюдений развиваются сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения. Наблюдения организуются воспитателем при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, они проводятся на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т. д.В одних случаях воспитатель организует всех детей, в других — наблюдение проводится с небольшой группой или с одним ребенком. Это зависит от содержания наблюдения и тех задач, которые ставит перед собой воспитатель. Но во всех случаях необходимо, чтобы наблюдение проходило при всякой умственной активности детей, заставляло их думать, искать ответы на поставленные вопросы, развивало любознательность, воспитывало интерес и бережное отношение к природе.

Подготовка кнаблюдению. Подготовка воспитателя к проведению наблюдения начинается с выбора объекта. Растение или животное, выбранное для наблюдения, должно быть в хорошем состоянии. Если наблюдение проводится в помещении (в уголке природы, на занятии), следует продумать его организацию: объект должен быть хорошо освещен (лучше, когда свет падает сбоку), расположен таким образом, чтобы к нему легко было подойти. Детей располагают поближе к наблюдательному предмету, так, чтобы всем было хорошо видно, а при необходимости можно было бы и действовать с объектом наблюдения (покормить, погладить, поиграть).

Для наблюдения на участке или в ближайшем природном окружении необходимо выбрать наиболее удобное место, расположить детей так, чтобы всем было удобно наблюдать.

Если наблюдается животное, необходимо создать такую обстановку, в которой животное вело бы себя свободно и естественно. Например, при наблюдении за кроликом для него сооружается достаточно просторный загончик, вокруг которого на стульчиках размещаются дети. На паркетный пол (или покрытый линолеумом) следует постелить циновку, половичок, иначе животное будет скользить при движении по гладкому полу.

Руководство наблюдением.

В начале наблюдения, особенно если оно проводится впервые, не стоит спешить с постановкой перед детьми вопроса или задания. Необходимо, чтобы они самостоятельно посмотрели объект 1–2 мин., удовлетворили естественно возникшее любопытство, составили первое впечатление о наблюдаемом. Воспитатель в процессе руководства наблюдениями использует разнообразные приемы (с учетом возраста детей): вопросы, загадки, обследование предмета, сравнение, игровые и трудовые действия. Он поясняет, рассказывает, помогая ребятам понять увиденное. Для того чтобы вызвать интерес, эмоциональное отношение к наблюдению, обеспечить эстетическое восприятие предметов, он в работе с малышами использует стихи, малые формы фольклора, а со старшими в заключение занятии еще и чтение отрывков из художественных произведений.

Наблюдение должно протекать в определенной последовательности. Руководя наблюдением за животными, воспитатель направляет внимание прежде всего на его поведение: «Что делает? Как передвигается? Что ест? Как?» И только в связи с каким-то действием рассматриваются внешние признаки животного: «Чем покрыто тело? Какие ноги — длинные или короткие? Какие глаза (форма, цвет)?

Рассматривание растения начинается с обозначения и выделения самого яркого, бросового признака — будет ли это цветок или ярко расцвеченные листья, а иногда и необычный стебель. После этого определяют основные особенности внешнего строения растения: рассматривают по порядку величину, форму стебля (или ствола), листья, вновь цветка и т. д. Такая последовательность необходима потому, что внимание дошкольников еще недостаточно устойчиво, во многом непроизвольно. Однако в конце следует упорядочить представления, сложившиеся в ходе наблюдения. Используя различные приемы для подачи задания, воспитатель приучает детей к последовательному рассказу о наблюдаемом: величина, форма предмета, покров, цвет, периферийные части и их особенности, а при наблюдении животного — и его поведение. Такой порядок необходим особенно тогда, когда дети знакомятся с новым объектом.

При повторных наблюдениях, когда задачей является установление состояния растения или животного (например, рассматривание дерева с расцвеченными листьями осенью или цветущего весной, наблюдение за поведением воробьев, купающихся в весенней луже), можно начинать с решения основной задачи. Во всех случаях воспитатель, организуя наблюдение, должен соблюдать последовательность в переходе от одной конкретной задачи наблюдения к другой, от фактов к связям, от накопления представлений к их сопоставлению, а затем к выводам. Каждое наблюдение решает небольшую, конкретную задачу ознакомления детей с природой. Поэтому, проводя наблюдение, воспитатель всегда должен устанавливать возможные связи настоящего наблюдения с проводимыми ранее, учитывать последующую работу.

Организуя длительное наблюдение объектов природы, воспитатель заранее разбивает его на ряд эпизодических наблюдений, которые проводятся тогда, когда изменения, скажем, в развитии животного выступят достаточно ярко. Воспитатель предлагает детям рассмотреть его, отметить признаки, сопоставить состояние его с тем, что наблюдали раньше, выделить новые признаки, свидетельствующие об изменении. Иногда дети сразу замечают, что изменилось в животных, но и в этом случае воспитатель обращается к сравнению, для того, чтобы отмеченные изменения были ясны для всех. В заключительном наблюдении следует восстановить всю картину развития, наблюдаемую детьми. Этому поможет дневник наблюдения (он может быть разным: в виде рисунков, гербария, в старших группах и как схематическое отражение изменений.

Наблюдение сиспользованием раздаточного материала.

Организация такого наблюдения более сложная, чем наблюдение одного объекта. Здесь от воспитателя требуется умение распределить внимание, организовать действия всех детей, а они должны точно следовать указаниям воспитателя, слышать и слушать других, сравнивать и сопоставлять наблюдения других с собственными. Этот способ организации наблюдения имеет большое развивающее значение: все дети имеют возможность упражняться в разнообразных, обследовательских действиях, совершенствовать учебные умения, у них формируются более точные представления. Походу наблюдения воспитатель задает детям вопросы, организует обследование предметов. Полученные представления сравниваются, и воспитатель подводит детей к умозаключению.

В качестве раздаточного материала могут быть использованы растения и их части: листья, плоды и семена, ветки, овощи и фрукты. Каждый ребенок, участвующий в наблюдении, получает набор материала на руки (такой жесть у воспитателя). использование раздаточного материала в процессе наблюдения обеспечивает высокую активность всех детей.

Младшие группы. Первые наблюдения проводятся с небольшим количеством детей. Основная задача воспитателя — сформировать у них элементарные навыки, необходимые при наблюдении: более или менее длительно сосредоточивать внимание на наблюдаемом предмете, отвечать на поставленные вопросы, выделять яркие признаки (2 -3). Малышей привлекает яркое, движущееся, поэтому первые наблюдения с детьми этого возраста лучше проводить за животными. Их движения, питание, издаваемые звуки вызывают непроизвольный интерес у маленьких детей.

При первом ознакомлении внимание детей приковано к непосредственному рассмотрению животного. Поэтому, руководя наблюдением, воспитатель различными приемами побуждает животное к движению (например, кладет пищу на некотором расстоянии), привлекает детей к кормлению, останавливает их внимание на том, как животное ест (хрустит, держит еду лапами), называет действия словами. Дети вслед за воспитателем повторяют слова. При последующих наблюдениях воспитатель ставит вопрос о том или другом действии животного, побуждая детей к использованию известных им слов. Например, щегол клюет зерна, и воспитатель спрашивает: «Что делает птица? Что она клюет?» и т. д. При этом важно, чтобы вопрос совпадал с действием животного. Так постепенно дети учатся принимать конкретную задачу наблюдения, заключенную в вопросе.

Наблюдения, проводимые с маленькими детьми, кратковременны. Однако для того, чтобы удержать внимание детей, воспитатель дает некоторым из них поручения: насыпать зерно в кормушку или дать морковку, налить воду в поилку. Для того чтобы помочь выделить признаки животного, предлагает его погладить (если это возможно). Используются и игровые приемы: имитация движений, звуков, установление своеобразных контактов: «Птичка поет песенку для детей»; «Рыбка плывет к Коле, а теперь к Маше».

При коллективных повторных наблюдениях, для того чтобы вызвать у детей внимание и интерес, можно использовать своеобразное сюрпризные моменты: раздается стук в дверь, заходит…котенок; или: вносят корзину, покрытую тканью, ее снимают — в корзине кролик. В конце наблюдения можно прочитать стихи, спеть песенку. Требовать от малышей рассказа о наблюдаемом нецелесообразно.

В процессе наблюдений за погодой или другими объектами неживой природы, рассматривания растений воспитатель соединяет эти наблюдения с элементарными трудовыми действиями или игрой (рассматривают листья комнатных растений и обтирают их, перед посадкой рассматривают луковицу, обследуют влажность и сыпучесть песка во время игры с ним). Организуя наблюдения с малышами, целесообразно чаще использовать разнообразные обследовательские действия подставить ладошку солнцу и ощутить тепло, понюхать цветок т. д.

Средняя группа. Наблюдение чаще всего используется для ознакомления детей с новыми объектами, для расширения представлений о знакомых предметах и явлениях. Вместе с тем воспитатель организует с детьми длительные наблюдения за ростом и развитием растений яркими сезонными изменениями в жизни природы. Вначале эти наблюдения ведутся за единичными объектами (например, расцвечивание листьев одного из деревьев осенью, рост фасоли, гороха, посаженных в уголке природы, и т. д.) Затем длительное наблюдение может быть проведено за совокупностью объектов. Например, в парке или саду весной наблюдения одновременно ведутся за распусканием листьев, цветением трав, погодой, птицами.

В ходе наблюдения за изменениями в природе дети средней группы учатся выделять в наблюдаемых предметах характерные признаки: размер, цвет, форму, части, пропорции, характер поверхности, численность. В результате наблюдение становится дифференцированным, а представления у детей, формируемые на основе наблюдения, более конкретными, точными. Воспитатель приучает детей следовать плану, который он предлагает в форме последовательной остановки вопросов и заданий.

Цель наблюдения часто связывается с трудом («Рассмотрим птичку и поучимся ухаживать за ней — она будет жить в нашем уголке природы») или изобразительной деятельностью. На чащу всего используются познавательные цели, например, пойти в сад и посмотреть, какие деревья расцвели, рассмотреть, чтобы научиться их узнавать, и т. д.

Иногда воспитатель предлагает загадку, отгадку которой дети находят в процессе рассматривания предмета. Или сама загадка «предметная»: например, подумать, для какого животного приготовлен корм, затем проверить в ходе наблюдения правильность предположения.

Дети средней группы могут участвовать в создании обстановки, необходимой для наблюдения (подготовить корм, сделать для животного загончик), что повышает интерес к наблюдению.

Как и в младшей группе, в процессе наблюдения используются разнообразные обследовательские действия, игровые приемы, трудовые поручения. Некоторые из этих действий могут иметь поисковый характер. В наблюдениях с детьми средней группы воспитатель начинает использовать сравнение. Сравниваются два предмета (с одним из них дети уже знакомы).Для сравнения воспитатель последовательно выделяет признаки.

В средней группе дети начинают наблюдать и самостоятельно. Следует поощрять их, помогать понять наблюдаемое явление, иногда посоветовать использовать тот или иной прием, привлекать также внимание других детей к наблюдению, побуждать к рассказам о результатах своего наблюдения сверстникам.

Старшая группа. Впроцессе наблюдений детей старшей группы знакомят с характерными и существенными признаками объектов. Проводятся и длительные наблюдения за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями природы. Воспитатель продолжает учить детей принимать задачу наблюдения, пользоваться известными им способами, следовать плану, самостоятельно делать несложные выводы и умозаключения. В наблюдаемых предметах и явлениях дети учатся выделять существенные признаки, значимые для той или иной деятельности или являющиеся общими признаками целой группы объектов, устанавливать связи и отношения предметов с окружающим. В наблюдениях за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями у детей формируется умение видеть закономерную последовательность фаз, стадий или состояний.

В руководстве наблюдениями воспитатель использует прямую постановку задач, в первую очередь познавательных. Вопросы, которыми он направляет восприятие детей, носят поисковый характер, требуют установить причину, провести сравнение.

В этом возрасте основные признаки предметов дети выделяют с помощью зрения. К разнообразным обследовательским действиям они прибегают лишь в случаях проверки суждения или при затруднениях. Приемы сравнения, используемые в наблюдении, становятся более разнообразными: наблюдаемый объект сравнивается с другим, изображенным по картине, или по представлению. Сравниваются не только отдельные предметы, но и природные явления (например, парк весной и зимой). Наряду с установлением различия воспитатель направляет внимание детей на общие для нескольких предметов признаки, особенно на те, в которых отражены существенные их стороны. Например, наблюдая за разными насекомыми, дети обнаруживают у каждого по 6 ножек. Дав задание к сравнению наблюдаемого, воспитатель представляет детям самостоятельность в определении признаков, по которым идет сравнение, оказывая помощь лишь в случаях затруднения. Словесный отчет детей о результатах наблюдения должен быть максимально самостоятельным. Результаты наблюдения они отражают в рисунках, поделках.

В работе с детьми шестого года жизни длительные наблюдения становятся более дифференцированными: воспитатель привлекает внимание к менее ярким изменениям в природе. Например, наблюдая за ростом гороха, дети отмечают появление ростка, затем листьев, увеличение их количества, появление усов, бутонов, цветков. Результаты этих наблюдений они отражают в календарях природы, в дневниках наблюдения.

Подготовительная кшколе группа. Особенность руководства наблюдениями в этой группе заключается в создании условий для проявления детьми большей самостоятельности. Основное содержание наблюдений — установление разнообразных связей и отношений между явлениями природы. Дети сами выделяют признаки для сравнения наблюдаемых объектов. Их внимание следует направить на определение сходных признаков, общих для целой группы предметов. При сравнении дети используют и те представления, которые имеются в их опыте (сравнивают по памяти).

Часть заданий для длительных наблюдений воспитатель дает заранее, затем изредка напоминает о них. При кратковременных наблюдениях он использует вопросы- задания (например: «Чем отличается новая птичка от той, что жила у нас раньше? Одинаково ли расцвечены деревья и кустарники нашего участка?» и др.). Дополнительные вопросы ставятся только тогда, когда дети в чем — либо затрудняются. По этой же причине используются и обследовательские действия.

В своих наблюдениях дети подготовительной группы могут использовать несложные приспособления, а иногда и приборы — термометр, флюгер, лупы, рейки и т. д.

Экскурсии.

Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения. Преимущества экскурсий — занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание. На экскурсии у детей развиваются наблюдательность, интерес к изучению природы.

Основная часть экскурсии — коллективное наблюдение. Здесь решаются основные программные задачи занятия. Воспитатель помогает детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. Это достигается различными приемами. Воспитатель дополняет наблюдения своим рассказом и пояснением.

Основное внимание в наблюдении уделяется вопросам, вопросам — заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы. Полезно в процессе наблюдения явлений использовать произведения детской художественной литературы, стихотворения, загадки. Обращение к поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и удельный вес каждого могут видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии. По окончании основной части надо дать детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных, и кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе.

Когда дети работают самостоятельно, воспитатель не должен оставаться пассивным наблюдателем. Иногда надо показать, как выкапывать растение, срезать ветку и т. д. Однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, часть его используют для игр и упражнений.

В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, выражают словами их качество, запоминают названия растений и их частей. Целесообразны игры: «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три — к ясеню (липе) беги!» и др.

Наблюдения на занятиях и экскурсиях проводят в тесной связи с другими формами работы в повседневной жизни.

Прогулки.

Для ознакомления детей с природой широко используют прогулки. Здесь воспитатель может ознакомить ребят с теми явлениями природы, представления о которых складываются длительное время. Детей знакомят с таянием снега, набуханием почек, появлением травы и т. п. Здесь же можно организовать разнообразные игры с природным материалом — песком, глиной, водой, льдом, листьями и т. п.; у дошкольников накапливается чувственный опыт, они видят природные явления в естественных условиях во всех связях и отношениях. На прогулках дети испытывают удовольствие от общения с природой.

Повседневные наблюдения за явлениями природы не должны быть случайными, их надо заранее продумывать. При этом следует использовать разнообразные формы организации ребят (фронтальные, групповые, индивидуальные). Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется для ознакомления детей с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых. Наблюдения могут проходить и с небольшими группами детей (рассматривание цветущего растения, появившихся всходов, насекомых и т. д.). На прогулке ведется и индивидуальная работа.

Большую работу во время прогулки можно провести в цветнике и огороде. Дети поливают растения, подкармливают их, рыхлят землю. Эту работу планируют на утро и вечер.

Для труда в огороде и цветнике детей организуют в зависимости от цели. Одни задания они могут выполнять всей группой (посадку, посев, сбор урожая), другие (подготовка земли, поливка растений, рыхление, срезка сухих листьев, сбор семян и т. п.) лучше выполнять с подгруппой детей. В старших группах возможна организация дежурств по участку весной и летом.

Дети старшей и подготовительной к школе групп наблюдения на прогулках отражают в календаре природы, где зарисовывают яркие сезонные изменения в неживой природе, в жизни животных, растений, отражают труд людей.

Начиная со второй младшей проводят целевые прогулки (с выходом за пределы участка детского сада — к водоему, на луг, на пастбище и т. п.). На этих прогулках малышей знакомят с яркими природными явлениями (гнездование грачей, ледоход).

Наблюдения вуголке природы.

Работу по ознакомлению дошкольников с природой в детском саду проводят ежедневно. Форма организации детей разная (в зависимости от возраста и содержания работы). Изредка к труду и наблюдениям привлекают всех детей, однако чаще труд и наблюдения осуществляют в таких формах, как поручения и дежурства. К выполнению отдельных трудовых поручений привлекают детей младшей группы. Постоянные дежурства в составе 2–3 человек вводятся со старшей группы.

Природа — это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

Любое наблюдение — это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение. И самое главное — хвалит за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивает в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях растений и их связи со средой обитания.

Заполнение календаря природы — еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В младших и средних группах взрослый помогает детям после прогулки отыскать картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. Вместе они одевают картонную куклу, так же как дети сами были одеты, «выпускают» ее погулять. В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент.

В разгар зимней подкормки воспитатель использует календарь наблюдений за птицами: малыши находят картинки с изображением птиц. Которых видели на участке, а старшие дети обозначают их значками — галочками соответствующего цвета.

Еще один вид календаря — это рисунки, отображающие последовательно рост какого — либо растения. Это могут быть луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; проращивание семян, рост и развитие какой-либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.

Заполнение календаря — важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: ребенок, наблюдение, воспитатель, явление природы, животное, природа, развитие растений, группа, изменение, ознакомление детей.

Технология количественной и качественной обработки данных педагогической диагностики

Этап 1. В «Журнале наблюдения…» в колонке по вертикали, соответству­ющей группе ребенка, проставляются баллы по каждому параметру оценки, затем считается итоговый показатель (среднее значение: все баллы сложить (по вертикали) и разделить на количес­тво параметров; округлять до десятых долей). В результате можно оценить уровень развития в соответствии с пятью образовательными областями (социально-коммуникативное, позна­вательное, речевое, художественноэстетическое, физическое развитие), а также общий уровень развития.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе, для чего создается таблица (рассчитана на учебный год). По каждому из оцениваемых пяти областей, а также по итоговому ре­зультату вычисляется среднее значение (все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество воспитанни­ков; округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций. При анализе результатов диагности­ки можно выделить подгруппу детей со сходными индивидуальными задачами развития. Это поможет оптимизировать педагогический процесс.

Пример заполнения таблицы по итогам первого этапа (графа I) сен­тябрьской диагностики.

Из таблицы видно, что по гори­зонтали можно проследить за инди­видуальными достижениями каждого ребенка, а по вертикали — проана­лизировать общегрупповые результаты диагностики.

Результаты диагностики должны быть точными, объективными и кон­кретными. На основе диагностики воспитатели в сотрудничестве с пси­хологом и иными специалистами оп­ределяют задачи работы. Затем для каждого ребенка заполняется «Индивидуальный образовательный маршрут» (план индивидуальной работы с ребенком), где наряду с задачами отмечаются сильные стороны ребенка и прописываются стратегии решения актуальных задач развития в той или иной области на уровне планирования работы в группе и вза­имодействия с родителями.

Бланк индивидуального образо­вательного маршрута представлен в формате А4 и имеет следующую структуру:

  • ™ Фамилия, имя ребенка.
  • Возраст ребенка.
  • Дата.
  • Основные достижения за пре­дыдущий период.
  • Задачи развития
  • Стратегии (в группе, дома).
  • Подпись родителя.

Заполнение бланка требует слажен­ной работы педагогического коллек­тива, медицинского персонала. Пер­вично бланк находится у воспитателя, который, выявив особенности развития каждого конкретного ребенка, обра­щается далее к «узким» специалистам. Индивидуальный образовательный маршрут охватывает самые актуальные задачи развития для данного ребенка, при их успешном решении следует заполнить новый бланк и отразить в нем иные задачи. По времени данный процесс жестко не регламентирован. В конце учебного года проводится второй этап диагностики, что позволя­ет выявить динамику развития детей согласно образовательным областям.

На итоговом педагогическом со­вете воспитателям каждой группы предоставляется возможность осветить итоги работы в течение учебного года, предварительно подготовив ответы на следующие вопросы:

— В какой области дети продви­нулись в наибольшей степени? — В какой области дети продви­нулись в наименьшей степени? — Сколько детей «группы риска» было в начале учебного года? — Все ли дети показали динамику развития?

Информация может быть дополнена мнением узких специалистов. Такой анализ позволяет в дальней­шем расставить определенные акценты в «Рабочей программе».

В учебно-методическом пособии «Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании» [3] подробно описаны психологические особенности детей раннего и дошкольного возраста, представлены примеры конкретных ситуаций, иллюстрирующих содержа­ние «Журнала наблюдения и оценки развития детей», приведен словарь терминов и понятий, которые сущест­венно дополнят знания педагогов-прак­тиков о педагогическом наблюдении. Использование «Журнала наблю­дения…» возможно в любом детском саду, вне зависимости от того, на основе какой примерной основной образовательной программы построена программа конкретного ДОУ.

Схема наблюдения за поведением ребенка

СХЕМА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ РЕБЕНКА

ФИО ребенка

Дата заполнения Заполнил: родитель, психолог, педагог

Характер нарушения В чем конкретно проявлялось данное нарушение поведения
Агрессивность физическая Ломает игрушки, рвет книжки, толкает сверстника, проходя ударяет взрослых, кусается, плюется
Скрытая Щиплет других, говорит обидные слова, когда на слышит взрослый
Вербальная Ругается, говорит обидные слова, говорит нецензурные слова
В виде угрозы Замахивается, но не ударяет, пугает других
В мимике Сжимает губы, краснеет, бледнеет, сжимает кулаки
Как реакция на ограничение Сопротивляется при попытке удержать от агрессивных действий, препятствие стимулирует агрессивное действие
Направленная на себя Кусает себя, щиплет себя, просит себя стукнуть еще раз
вспыльчивость В физических действиях Неожиданно для всех бросает игрушки, может разорвать пособие, плюнуть
В речи Может неожиданно грубо ответить, сказать нецензурное слово
негативизм В физических действиях Делает все наоборот, с трудом включается в коллективную игру
И отказы Отказывается даже от интересной деятельности
вербальный Говорит часто слова «не хочу или не буду», нет
демонстративность В движениях Отворачивается спиной, утрирует движения на занятии
Как ориентация на собственное состояние и поведение Стремится обратить внимание на себя в ущерб организации занятий; дедая что-то наоборот, наблюдает за реакцией окружающих
Обидчивость (эмоциональная неустой-чивость) Как реакция на препятствие Обижается при проигрыше в игре
В мимике Недовольное выражение лица, плачет
Реакция на оценку других Болезненно реагирует на замечания, болезненно реагирует на повышенный тон голоса.
конфликтность Активная или реактивная Сам провоцирует конфликт, отвечает конфликтно на конфликтные действия других
Вследствие эгоцентризма Не учитывает желаний и интересов сверстников
Как недостаточность опыта Совместной деятельности, взаимоотношений
Вследствие трудности переключения Не уступает игрушек
Эмоциональная отгороженность Как центробежные тенденции Когда все дети вместе, стремится уединиться
И эмоциональная поглощенность деятельностью Входит в помещение и сразу идет к игрушкам: занят своим делом и не замечает окружающих
И особенности речевого поведения Не использует речь как средство общения, когда говорит, то речь не обращена к собеседнику
Как псевдоглухота Не выполняет просьбу хотя слышит и понимает содержание требований, не реагирует на переход с обычной речи на шепотную
И особенности зрительного контакта Избегает смотреть в лицо собеседнику.
Дурашливость Реакция на замечание Реагирует смехом на замечание взрослого, похвала или порицание не вызывают значительного изменения в поведении
В физических действиях и мимике Дурачится, передразнивает в движениях
нерешительность В социальных отношениях с другими Избегает ситуации устного опроса на занятии, не отвечает, хотя знает ответ, отказывается от ведущих ролей в играх.
Проявляется в речи Использует слова:»не знаю», «может быть», «трудно сказать», ребенок не отвечает на вопрос, хотя знает ответ
В физических действиях Боится прыгнуть с возвышения
Реакция на новизну В ситуации новизны ребенок проявляет тормозные реакции, в новой ситуации менее вариативное поведение, чем привычной
Стархи Конкретные Страх пылесоса, собаки, темноты, порывов ветра
Реакция на новизну Боится входить в новое помещение
Социальные Страх новых людей в новой ситуации, старх публичного выступления, страх остаться одному
тревога В мимике Блуждающий, отстраненный взгляд
В речи В речи
В движениях В движениях
Во взаимоотно-шениях с другими Спит вместе с родителями, стремится быть поближе ко взрослому
скованность В движениях Двигательно скован
В речи Запинается в речи
Реакция на новизну Реакция на новизну
заторможенность В познавательной деятельности На знает чем заняться
В зрительном восприятии Бездеятельно смотрит по сторонам
В речи Говорит слишком тихо
Время реакции Темп действий замедлен, при выполнении действий по сигналу запаздывает
Эгоцентричность Как отношение к себе Считает, что все игрушки, все конфеты для него
Во взаимоотно-шениях Считает, что все игрушки, все конфеты для него
В речи Часто использует местоимение «Я»
Избегание умственных усилий В условиях свободной деятельности Не смотрит мультики
На организованных занятиях Быстро устает от дотсупного возрасту умственного задания (на сравнение, обобщение, действия по образцу)
Дефицит внимания Сосредоточенность Смотрит по сторонам на занятии
В содержаниеи помощи ребенку Приходится словесно повторять задание по несколько раз, требуется сочетание слова с показом способа действия
В речи Условия выполнения задания и пр.
Двигательная расторможенность Особенности планирования действий Поспешно планирует собственные действия
Избыточный темп и количество действий Темп действий убыстрен, количество действий избыточно (много лишних движений), действует раньше сигнала
Длительность сдерживания гиперактивности Встает на первой половине занятия, когда другие дети еще сидят
Длительность овладения состоянием Быстро возбуждается и медленно успокаивается
Речевая рассторможженность Громкость речи Говорит слишком громко, не может говорить обычной силой голоса
Темп речи Темп речи убыстрен, речь взахлеб
В социальных отношениях Переговаривается на занятии, несмотря на замечания взрослого
Непонимание сложных словесных инструкций Путает или пропускает последовательность действий по словесной инструкции
Непонимание сложных словесных инструкций Ориентируется на наглядный образец поведения или действий взрослого, а не на объяснение задания
Застреваемость В движениях Рисует многократно повторяющиеся элементы
Во взаимоотно-шениях Навязчив при общении, привлекает к себе внимание, повторяет одну и туже просьбу
В речи Повторяет многократно одну и ту же фразу
На чувствах и эмоциях Застревает на обиде
Трудности переключения С трудом переключается и пр.
Работоспособность (умственная) Быстро устает от задания, требующего умственной активности, устает, когда читают книжку, устает на первой части организованного занятия
Работоспособность (физическая) Быстро устает на прогулке, устает от физической нагрузки, теряет работоспособность на первой трети организованносго занятия, теряет работоспособность на первой трети организованного занятия, требуется варьирования сложности задания, не требующего умственных усилий, работоспособность колеблется в течение дня, чередование повышенной и пониженной работоспособности

ПРОТОКОЛ НАБЛЮДЕНИЯ

Ф.И.О. наблюдателя

Ф.И.О. наблюдаемого

Дата _________________ Время начала ____________________ Время окончания __________________________

Ситуация

Фрагмент ситуации Эмоциональные реакции Вербальные реакции Невербальные реакции Поведенческие реакции Комментарии

Заключение

Протокол наблюдения за ребенком во время театрализованной деятельности «Цирк»

Имя, возраст:

Витя, 5 лет (средняя группа)

Цель наблюдения:

выявит умения ребенка выступать перед незнакомой публикой.

Мимика Действия Речь
Глаза опущены в пол Руки в кулаках Говорит тихо
Сел на стул, следит за действиями других детей
Отвернулся, не следит за действиями на сцене
Улыбается Следит за детьми Молчит
Дергает ремень на костюме
Встал Заученная речь по плану
Когда говорит, смотрит вниз Говорит быстро
На детей внимание не обращает
Следит за педагогом
Хлопает
Все дети поют, а он нет
Улыбается Танцует Что-то говорит соседу
Поёт

Вывод:

согласно поставленной цели, я могу сделать вывод о том, что ребенок немного стеснялся и возможно чувствовал себя неуверенно, об этом может свидетельствовать то факт, что ребенок не смотрел в зал и зачастую во время постановки стоял позади всех детей или где-то в стороне.

Но не смотря на возможное стеснение, ребенок хоть и не громко, но зато хорошо произносил свой текст, все слова были понятны, Витя не запинался.

По словам воспитателя, Витя сам проявил инициативу, чтобы участвовать в постановке. Раньше такого за мальчиком не замечали.
Наблюдение за детьми раннего возраста
В целом рекомендации к наблюдению за ребенком дошкольного возраста можно сформулировать следующим образом:

Ø Перед тем, как приступить к непосредственному наблюдению за ребенком, необходимо установить контакт с воспитателями и помощником воспитателя группы. На время прохождения практики психолог становится частью (хотя и независимой) взрослого состава группы.

Ø Отношения с взрослыми должны строиться на деловой основе, но при этом быть эмоционально теплыми. Лучше заранее согласовывать свои действия с действиями воспитателя, предупреждая тем самым непонимание и разного рода недоразумения, но совсем не обязательно при этом сообщать истинную цель исследования (что будет предметом, и кто — объектом наблюдения).

Ø Ориентируясь на взаимопонимание в отношениях с воспитателями, необходимо сохранять собственную независимость и автономность. В задачу психолога не входит идентификация с воспитателями. Поддержка и понимание воспитателей и их помощника нужны для того, чтобы органично «вписаться» в естественную обстановку группы и этим максимально снизить влияние своего присутствия на наблюдаемой процесс.

Ø На время наблюдения задача психолога — сохранять нейтральную позицию, никоим образом не влияя на происходящие события своими действиями и словами. Вмешательство психолога возможно только при возникновении угрозы здоровью и жизни детей.

Ø Не исключено, что в первый день наблюдения со стороны детей будут возникать многочисленные вопросы к психологу о том, что он делает, а также просьбы или предложения поиграть с ними. Не стоит давать детям пространные и запутанные объяснения на подобные вопросы, достаточно кратко, но твердо ответить, что в данный момент вы работаете и поэтому не можете играть. Если обещаете ребенку поиграть с ним в другое время, указывайте точное место и время игры (например, «Вечером на прогулке») и обязательно выполните свое обещание, иначе следующее наблюдение может быть сорвано обманутым вами ребенком.

Ø Как правило, если психологу удалось с первого раза занять позицию нейтрального наблюдателя в группе, вся последующая серия его наблюдений пройдет в хорошей рабочей обстановке, а внимание детей к нему будет минимальным. Необходимо отметить еще один немаловажный момент, его можно обозначить как «консерватизм наблюдателя» — консерватизм одежды (лучше отказаться на время наблюдений от яркой одежды и яркого макияжа), неизменность поведения и манер, а также постоянство рабочего места.

Ø Рабочее место. Заранее стоит определить место наблюдения и согласовать свое действие с воспитателями. Нужно выбрать такое место, чтобы хорошо видеть и слышать все происходящие события, но при этом привлекать минимум внимания к своей персоне. Лучше зафиксировать рабочее место специальными атрибутами (стол, стул), тем самым, определив свое «рабочее» положение.

Ø Независимо от того, когда и где проводится наблюдение, общие требования

остаются следующими:

1) весь наблюдаемый процесс протоколируется (не исключено применение технических средств для записи, но их использование предъявляет ряд особых требований);

2) в записи наблюдения обязательно указываются точное время, условия наблюдения и участники наблюдаемого процесса;

3) наблюдая за одним ребенком и записывая все его действия, высказывания и прочие проявления, наблюдатель также фиксирует действия, высказывания и проявления других детей и взрослых, во взаимодействии с которыми находится наблюдаемый ребенок. Важно не допустить односторонность фиксации факторов: необходимо фиксировать не только результат взаимодействия, но и причины его вызвавшие;

4) старайтесь быть точными в определении наблюдаемых фактов — не упрощайте и не усложняйте увиденное (будьте объективны в записи). Все высказывания детей фиксируйте дословно, без изменений, указывайте интонации, паузы, темп и другие особенности речи. Эмоциональные проявления отражайте достоверно.

Ø Проводя серию наблюдений за одним ребенком, лучше организовывать наблюдение при разных условиях:

· во время работы одного и другого воспитателя, возможно, в отсутствии обоих (например, на музыкальном или физкультурном занятии);

· во время проведения разных режимных моментов (во время приема пищи, на занятиях, на прогулке, в свободной деятельности и др.).

Ø Нет необходимости спешить делать выводы по 1—2 наблюдениям. Надо учитывать влияние множества факторов и стараться избегать ситуационных искажений восприятия ребенка.

При наблюдении необходимо фиксировать и учитывать следующие аспекты в действиях и деятельности ребенка:

1. отношение

ребенка к другим(детям, взрослым);

2. проявления общей моторной активности

;

3. проявления аффективной сферы

;

4. особенности движений и реакций рук

;

5.

особенности
речи
;

6.

наличие
спонтанных высказываний
;

7.

особенности
выполнения действий
;

8. позиции

ребенка в совместной деятельности с кем-либо;

9. самооценку

ребенка.

Наилучшим вариантом обобщений результатов наблюдений будет их согласование с данными других психодиагностических исследований.

Пример дневника наблюдений

Необходимо отметить, что приводимый ниже дневник наблюдений является образцом включенного наблюдения. Включенное наблюдение представляет такой вид наблюдения, при котором исследователь имеет возможность непосредственно взаимодействовать с исследуемым ребенком. Данный вид наблюдения имеет свои положительные и отрицательные стороны, рассмотрение которых не входит в нашу задачу. Мы предлагаем Вам самостоятельно оценить достоинства и недостатки этого вида. Считая, что и включенная, и нейтральная форма наблюдений возможны для изучения детей раннего возраста, мы, тем не менее, настаиваем на нейтральной, при которой взаимодействие исследователя с наблюдаемым ребенком исключается.

ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЯ ЗА РЕБЕНКОМ

Наблюдение проводилось в ясельной группе городского детского сада. Возраст Даши на начало наблюдения 3 г. 6 мес.

Февраля

О том, что мне нужно будет наблюдать за Дашей, я узнала от заведующей. Надежда Васильевна сразу после нашего знакомства предложила мне вести наблюдение за этой девочкой и объяснила мне свое решение тем, что Даша посещает детский сад чаще всех и редко болеет. Мне очень не понравилось то, что за меня сделали выбор, поэтому все желание вести наблюдение за Дашей пропало. А познакомились мы с Дашей следующим образом.

После нашей беседы с заведующей я отправилась в ясельную группу и только зашла в раздевалку, как вдруг увидела перед собой очень красивую маленькую девочку с большими карими глазами. Ее взгляд заставил меня забыть обо всем на свете. Я помню, что в тот момент у меня в голове была только одна мысль: «Неужели передо мной Даша?» К моему великому сожалению очаровательную девочку с карими глазами звали Карина, а с Дашей меня познакомила воспитательница. Во время моего прихода она одевала Дашу для прогулки и, как только узнала о цели моего визита к ним, сказала Даше: «Вот эта тетя будет за тобой наблюдать. Ты согласна?» Даша утвердительно кивнула головой, а я расстроилась из-за того, что Даша мне совсем не понравилась.

Погруженная в свои переживания по этому поводу я не замечала того, что происходило вокруг, и была очень удивлена, когда увидела перед собой Дашу с маленькими сапожками в руках. Она долго смотрела на меня своими небесно- голубыми глазками, а потом тихо сказала: «Надень мне сапоги». В этот момент в душе у меня что- то произошло. Я сразу пришла в себя, и мне стало очень стыдно за то, что еще совсем недавно я не хотела наблюдать за этим милым ребенком, который сейчас держит меня за шею, и вытягивает маленькую ножку для того, чтобы я надела на нее такой же маленький сапожок. Дашина просьба резко изменила мое отношение к самой Даше, и вместе с этим вернуло исчезнувшее желание наблюдать.

Таким образом, вполне довольные друг другом, мы с Дашей отправились на прогулку. На участке Даша вместе с другими ребятишками играла на веранде. Она вела себя очень агрессивно в отношении тех детей, которые не подчинялись ее требованиям. Например, если Даше захотелось повозить машинку, она силой отбирала ее у мальчиков. Если Даше хотелось поиграть с куклой, она выхватывала ее у девочек и, не обращая внимания на плач и крик обиженных ею детей, продолжала делать то, что ей заблагорассудиться. Своим поведением она заставила меня предположить, что является лидером в своей группе. Иллюстрацией этой гипотезы может послужить следующий случай: Даша собрала вокруг себя несколько девочек и мальчиков, нагребла в ведерко снега и накормила им всех присутствующих, не учитывая при этом их желания. Сама Даша снег не ела.

Когда все вернулись в группу, я помогала воспитательнице раздевать детей, и в это время перестала наблюдать за Дашей. Каково же было мое удивление, когда я обнаружила, что Даши среди девочек нет, а мальчиков стало на одного больше. Позднее я поняла, что приняла Дашу за мальчика, так как представляла ее в платье и с хвостиками, а в действительности Даша была в футболке и шортиках, да еще и с коротенькой стрижкой.

Получилось, что мой образ Даши не совпадал с ее реальной внешностью, и в результате я даже не смогла узнать ребенка, за которым наблюдала почти целый час. Данная ситуация навела меня на размышление о том, что многие разочарования в людях, непонимание и, возможно, даже конфликты связаны с тем, что мы создаем некий идеальный образ Другого, задаем рамки его портрета в виде различных установок, а затем пытаемся вогнать в них реального живого человека, заставляя его страдать и мучаться. Особенно тяжело переживают эту ситуацию дети, которые изо всех сил стараются соответствовать идеальному образу, созданному родителями или избегают подобных установок, создавая при этом напряженную обстановку в семье.

Комментарий

В целом можно сказать о том, что в первый день наблюдений был получен достаточно большой объём информации о Даше.

Оказалось, что она является самой старшей в группе. Возможно, поэтому Дашу воспринимают в группе в качестве лидера. Её слушаются не только девочки, но и некоторые мальчики.

Кроме того, уже в первый день наблюдения обнаружилось, что Даша очень агрессивна. Никто другой из всей группы не обижает своих друзей с таким хладнокровием, как это делает Даша, и здесь необходимо отметить тот факт, что саму Дашу в группе не обижают, а её выходки всегда прощаются.

Можно предположить, что определенное отношение к Даше со стороны сверстников и взрослых членов группы способствовало формированию у Даши представления о том, что она самая лучшая, самая сильная и самая главная в группе. Ответ на вопрос, чем обусловлено это отношение, вероятно, будет найден в процессе последующих наблюдений. Возможно, на её самооценку повлияло и то, что она является единственным ребёнком в семье, и поэтому самым любимым и дорогим.

Февраля

Когда я пришла в группу, то сразу увидела Дашу с телефоном в руках. Она набрала номер и затем стала разговаривать с мамой. Даша попросила маму купить ей мороженое, яблоко и шоколад. Мама как будто бы согласилась.

После завершения разговора она выбросила телефон на пол, взяла на руки куклу и приложила ее к груди. На вопрос: «Что ты делаешь?», она ответила: «Это моя дочка. Я ее кормлю грудью». Далее Даша сказала, что она одна у мамы и папы. Раньше мама кормила ее грудью, а теперь не кормит, потому что Даша уже взрослая и сама может быть мамой.

Завершив свой рассказ, Даша решила взять куклу по-другому, но из-за неловких движений Даши ее дочка упала на пол. И, хотя кукла лежала на спине, Даша решила, что дочка поранила себе лоб и у нее течет кровь. Объяснить причину выбора именно этого места для раны Даша не смогла, и я не стала ее больше расспрашивать. Как только мы вытерли «кровь», Даша уложила свою дочку спать, а сама села около кровати дочки и начала читать книжку. То, что она говорила, было очень похоже на стихотворение, но содержание не соответствовало подлинному тексту. Мне все время казалось, что Даша в стихах описывает картинки в книжке. Затем она дала эту книжку мне и попросила почитать вслух.

Я во время прочтения специально делала большие паузы для того, чтобы Даша сама рассказывала стихотворения и, в результате, оказалось, что все детские произведения Агнии Барто Даша знает наизусть и может рассказать. Меня это поразило, потому что остальные дети еще очень плохо говорили, некоторые и вовсе не могли произнести внятно ни одного слова.

После прочтения книги Даша вдруг заметила под своим стулом ею же брошенный телефон, взяла его и снова принялась звонить маме. На этот раз разговор сильно отличался от предыдущего, т.к. сейчас Даша видела, что за ней наблюдают. Она попросила у мамы мороженое, яблоко и шоколад, а потом неожиданно расплакалась и стонущим голосом начала просить у мамы желаемое. Это действие продолжалось довольно долгое время и в результате мама как будто бы согласилась. Довольная собой Даша положила трубку.

Я поинтересовалась о том, всегда ли она так поступает, когда мама ей в чем–то отказывает. Даша утвердительно кивнула и подняла с кровати куклу и убежала.

В это время на ее стул села Катя и попросила меня почитать ей книжку. Когда Даша увидела на своем месте девочку, она быстро прибежала к нам, села на краешек стула рядом с Катей и с невозмутимым видом, стиснув зубы, медленно столкнула девочку на пол. Мое замечание она проигнорировала.

Как только Катя ушла, Даша соскочила со стула и вместе с куклой уселась за стол рядом с мальчиком, который играл с формочками. Я думала, что Даша сейчас продемонстрирует свои умения в подбирании каждой формочке нужной дырочки в специально сделанном для этого круге, но Даша опять меня удивила. Вместо предполагаемых мною действий она взяла в одну руку круг с дырочками, в другую – одну из формочек и начала изо всех сил бить этим кругом по формочке. На мой вопрос о том, что она делает, Даша ответила: «Я рублю дрова и мясо для того, чтобы затопить печь и накормить дочку мясом». Когда я спросила, откуда взялось мясо, она сказала, что недавно закололи корову. «Нарубив дрова», Даша начала кормить «мясом» куклу.

Я в то время обратила внимание на мальчика Ваню, который залез на маленькую деревянную лесенку, прибитую к стене. Я похвалила Ваню за то, что он не побоялся так высоко забраться, и тут Даша, услышав мои слова, бросила куклу и закричала: «А я могу залезть еще выше». Она, действительно, залезла очень высоко, поражая меня своей смелостью, но я ее не похвалила, а, наоборот, попросила слезть обратно. Процедура залезания и спрыгивания с лесенки длилась недолго. Она завершилась сразу же после того, как Даша нашла мячик и стала бросать его в разные стороны.

Один раз мячик поймал мальчик Никита, а Даша, испугавшись, что Никита отберет у нее этот мяч, сильно ущипнула его за ногу. Никита заплакал и отдал Даше мячик. Подобную агрессию в Даше я заметила и в других ситуациях, а именно, когда Даша отобрала у играющей девочки кубик и с размаху ударила ее по голове. Воспитательница заставила Дашу просить прощения у девочки. Даша была вынуждена извиниться. Она очень тихо сквозь зубы пробурчала: «Я больше не буду».

Комментарий

Второй день наблюдения показал, что у Даши хорошо развита речь, память и способность к подражанию. Не каждый ребенок в ясельной группе сможет прочитать наизусть длинное стихотворение и выразительно представить его героев.

Потребность быть в центре внимания проявляется в демонстративном поведении. Игнорирует все препятствия и запреты на пути достижения собственных целей.

Помимо агрессивности, которая часто наблюдается в Дашиных поступках, в ее характере можно заметить и такие черты, как самоуверенность, властность, эгоцентризм.

Февраль

Сегодня я наблюдала процесс одевания детей и активно в нем участвовала. Я успела заметить, что Даша умеет одеваться самостоятельно, но очень любит, когда ей помогают.

Кроме того, Даша очень неусидчива и неспокойна. Ей очень трудно находиться на одном месте длительное время, поэтому, пока я одевала других детей, она носилась по раздевалке и разбрасывала одежду ребят в разные стороны.

Потом она села на трубу, отходящую от батареи, и стала изображать из себя шофера за рулем. Когда я обратила на нее внимание, она пригласила меня в свою машину, но я отказалась. Другие ребята, глядя на Дашину игру, тоже захотели стать шоферами и вместе с ней сели на трубу. Даше это не понравилось, и она вытолкнула непрошеных гостей на пол. Я сделала ей замечание, но Даша пропустила его мимо ушей.

Она слезла с трубы и побежала к своему ящику, откуда достала мешок с вафлями. Две из них Даша съела сама, а остальные предложила мне. Я чуть отломила от одной вафли, поблагодарила Дашу и предложила ей угостить других ребят. Даша вначале сопротивлялась, но потом все таки угостила находившихся рядом детишек. Мне было очень приятно видеть, что Даша не отбирала, а отдавала, и при этом радовалась за других.

Комментарий

Третий день наблюдений помог систематизировать информацию, полученную в предыдущие дни.

Во-первых, Даша – очень подвижный, неусидчивый, неспокойный ребёнок.

Во-вторых, у Даши очень богатое воображение, которое способствует организации девочкой самостоятельной игровой деятельности, отличающейся разнообразием сюжетов, выразительностью и эмоциональностью самого процесса игры.

И, в-третьих, необходимо отметить, что даже в столь редкой для Даши ситуации дружеских отношений со сверстниками проявляется ее желание быть объектом всеобщего внимания и одобрения.

Март

В этот день я пришла в садик как обычно, и очень удивилась, когда узнала о том, что ясельную группу распределили по младшим группам. Оказавшись в младшей группе, я увидела большое количество незнакомых мне ребятишек, которые бегали, кричали, создавая при этом много шума.

Среди них я еле-еле нашла Дашу. Она сидела в компании трех девочек из младшей группы и что-то им говорила. Когда я подошла поближе, то поняла, что эти девочки пришли на прием к Даше, а Даша выписывала им лекарства и лечила. Я была очень удивлена тому, что и в группе старших детей Даша занимает позицию лидера. Позже мое предположение подтвердила воспитательница. Она рассказала о том, что Даша, оказавшись в новой группе среди незнакомых ребятишек, которые старше ее по возрасту, не растерялась, а сразу же включилась в игру и потянула за собой остальных детей.

Увидев меня, Даша очень обрадовалась и сказала: «Ты будешь моей дочкой, пойдем домой». Затем она взяла меня за руку и повела в детский уголок. Там Даша усадила меня за стол и начала кормить, а я наблюдала за тем, как она готовит. На этот раз Даша поразила меня необыкновенной точностью и последовательностью действий, которые должна совершать хозяйка в процессе приготовления пищи.

Когда воспитательница позвала всех на прогулку, Даша взяла меня за руку и сказала: « А теперь, дочка, я поведу тебя гулять, идем одеваться». На участок мы шли вместе, и Даша старалась не отпускать мою руку всю дорогу.

Комментарий

Четвёртый день наблюдения предоставил мне прекрасную возможность пообщаться с Дашей и принять участие в её игре.

Оказалось, что Даша – коммуникабельная девочка. Она легко находит общий язык с любым человеком, может поддержать беседу. Однако проявляет инициативу в разговоре только в случае, когда необходимо обратить на себя внимание.

Наличие коммуникативных умений у Даши можно объяснить большим опытом общения с людьми разного возраста (надо отметить, что Даша проживает со своими родителями в общежитии) и ее стремлением к демонстративности.

Марта

Сегодня я наблюдала за Дашей на музыкальном занятии, в группе и на улице.

На музыкальном занятии Даша была такой же активной, какой бывает обычно в группе. Во время пения она одна единственная в группе несколько раз получила замечание от воспитательницы за свое поведение. Танцевальные движения Даша выполняла очень старательно, но было видно, что она торопится и поэтому не попадает в такт музыки.

В группе Даша придумала себе следующую игру. Она брала маленьких зверушек и пыталась засунуть их в окошечко деревянного домика. При этом она все время говорила одну и ту же фразу: «Здравствуйте, можно к вам?» Если животное проходило сквозь окошечко, ему отвечали из домика: «Да, проходи». Если же зверушка была больше окошечка, ее не пускали в дом, и она обиженно говорила: «Ну и ладно, я и без вас обойдусь». Когда все подходящие по размеру зверушки были засунуты в дом, Даша вытаскивала их оттуда и начинала игру сначала.

После двух повторений сюжета игры к Даше подошел мальчик и взял одну из зверушек. Увидев это, Даша с возмущенным видом накричала на мальчика и выхватила у него зверушку. Эта ситуация повторилась, когда к Даше подошла девочка и предложила поиграть вместе.

В этот день я не вмешивалась в Дашину игру, и потому имела возможность отстраниться от ситуации. Меня поразило то, что в этой маленькой очаровательной девочке скрыто столько агрессивных черт. Никто другой из всей группы с таким хладнокровием не причиняет боль своим сверстникам, как Даша, которая постоянно обижает не только девочек, но и мальчиков, причем делает это, не защищаясь, а сознательно нападая.

Итак, вдоволь наигравшись с домиком и животными, Даша устремилась к тому месту, где собралось наибольшее количество ребят. Они о чем-то беседовали с воспитательницей. Даша присоединилась к ребятам и вскоре осталась одна около воспитательницы. Разогнав всех, она была очень довольна собой. А когда заметила, что все внимание (мое и воспитательницы) досталось ей, она начала кривляться, безобразничать, выделывать различные трюки.

Как только воспитательница ушла, Даша немного успокоилась и решила порисовать. Она взяла мел и изобразила на доске женщину. Это была ее мама. Потом она нарисовала кошку, но весьма странным образом. Части ее тела были расположены не в том порядке, какой должен быть на самом деле. Рядом стоящий мальчик внимательно смотрел на Дашин рисунок и все время подсказывал ей, где должны находиться части тела у кошки, но Даша его не слушала. Она упорно рисовала так, как хотела сама.

Что касается поведения Даши на улице, то здесь я могу сказать следующее: Даша первая вошла в кладовку, взяла куклу и санки и стала играть в дочки-матери. Она возила за собой куклу по участку, вместо себя катала ее на горке. Многие ребята никак не могли понять, почему Даша не катается сама, а спускается со ступенек и внизу встречает свою дочку.

Вспоминая прошлые игры Даши, я могу сделать вывод о том, что любимой игрой Даши является игра в дочки-матери, причем наибольшее удовольствие ей доставляет, конечно же, роль мамы.

Комментарий

Пятый день наблюдений подтвердил наличие потребности Даши занимать активную позицию всегда и во всем.

Музыкальное занятие продемонстрировало неуравновешенность в поведении девочки, ее неумение и нежелание участвовать в деятельности группы.

Свободная деятельность, в противоположность групповой, показала самостоятельность, инициативность и настойчивость девочки. Выбор сюжетов, героев, средств для осуществления игры выявил богатство фантазии Даши и ее организаторские способности.

Литература:

1. Верещагина Н. В. Результаты итогового мониторинга детского раз­вития (уровни развития интегративных качеств). Подготовительная группа. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. 2. Выготский Л. С. Психология. — М.: Эксмо-Пресс, 2000. 3. Педагогическое наблюдение как метод мониторинга в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие / под ред. Л. С. Вакуленко, А. К. Золотовой. — СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2013. 4. Педагогическое наблюдение как метод мониторинга достижений воспитанников раннего возраста в условиях ДОУ: Учебно-методическое пособие / под ред. Л. С. Вакуленко, М. Б. Знак. — СПб.: Свое издатель­ ство, 2013. 5. Свирская Л. В. Методика веде­ния педагогических наблюдений. — СПб. — М.: Линка-Пресс, 2010.

Виды наблюдений

1. Виды наблюдений.

Существуют следующие виды наблюдений:

I.
Педагогическая классификация (выделяется признак, на основе которого, происходит деление на виды)
1.По времени

· Кратковременные (эпизодические)

· Длительные (складываются из эпизодических). Например: распускание почек. В соответствии с этапами роста и развития растений или животных наблюдения разбивается на систему эпизодических наблюдений. Воспитатель побуждает детей каждый раз рассматривать объект, сравнивать их состояние с тем, что было раньше, определение принципов, по которым изменение хорошо заметно.

2. По месту проведения

· В естественных условиях (в лесу, на лугу, около озера)

· В специально созданных условиях (огород, живой уголок, цветниках, парках)

3. По плановости

· По плану воспитателя (планирует ежедневно определенные наблюдения)

· По инициативе детей (нашел червяка, воспитатель должен раскрыть ребенку, все особенности этого животного).

4. По новизне решаемых задач

· Первичные (1 раз проводится наблюдение) – знакомство с хомяком

· Повторные (даются новые сведения) – наблюдение за хомяком, обучение уходу за ним.

· Сравнительные – хомяк и морская свинка

· Итоговые (обобщаются, систематизируются полученные сведения о хомяке).

5. По форме организации

· Индивидуальные

· Групповые

· Фронтальные

II. Психологическая классификация.

· Распознающее наблюдение

используется для формирования у детей представлений о разнообразии растений и животных, объектов неживой природы, распознавания особенностей тех или иных объектов, их свойств, признаков, качеств. Оно обеспечивает накопление у детей ярких, живых знаний о природе.

Задача: распознать объект, выделить его свойства, качества на основе сенсорного обследования (предмет перед нами, он осязаем, ведущее в этом наблюдении сенсорика)

· Воссоздающее наблюдение (старший дошкол возраст) — воссоздание картины целого по памяти, по части увиденного.

Следы на снегу – чьи? (вороны, собаки). Опишите: какая она, что у нее есть?

· Длительное

Задача: Установления связей и зависимостей, наблюдения за изменениями в росте и развитии. Здесь происходит взаимодействие двух типов наблюдения: распознающего и воссоздающего, т. Есть предмет перед нами, мы его ощущаем, но изменения предполагаются (наблюдение за ростом лука, с ведением календаря роста)

2. Структура наблюдения.

предлагал следующую структуру наблюдения:

1. Мотив наблюдения (для чего), здесь может быть использована разная постановка познавательной задачи:

· Прямая постановка задачи ( Мы сегодня должны познакомиться …)

· Игровая (Помощь кому-либо)

· Косвенная (Мне дали задание, вы должны мне помочь)

2. Обследование предмета (порядок действий, который должны усвоить дети, выделение для данного предмета свойств и качеств)

3. Выявление результата (осмысление, отражение в речи или продуктивной деятельности)

3.Подготовка воспитателя к проведению наблюдения

1. Прежде всего воспитатель определяет место наблюдения в системе предстоящей работы по экологическому воспитания детей,

2.
задачи
(содержание знаний, умений и навыков в соответствии с программой), которые с наибольшей полнотой могут быть решены с помощью этого вида деятельности. Затем выбирает 3.
объект для наблюдения(растение, животное, объект неживой природы
), который должен быть для детей интересным и в то ж время доступным для восприятия.

Важно, чтобы растение или животное было в хорошем состоянии, чистым, здоровым. Животных перед наблюдением лучше не кормить. В этом случае они более активны, хорошо едят, двигаются. Это обеспечит лучшее сосредоточение детей на объекте, вызывает интерес к нему.

Воспитателю следует 4. подготовить
все необходимые в ходе наблюдения предметы
: миски с кормом и водой, тряпочки, щеточки, которыми пользуются во время ухода за животными.

Наблюдение может происходить с использованием специальных приборов (термометр, лупа и т. д.)

5. Необходимо продумать и организацию детей

: как разместить их, чтобы объект хорошо был виден всем, чтобы можно было свободно подойти к нему и действовать с ним — покормить, поиграть. Следует предусмотреть и хорошее освещение объекта. Лучше, если свет падает слева или из-за спины (не слепит глаза).

При наблюдении за такими животными, как кролик, черепаха, следует на паркетный пол или пол из линолеума постелить коврик (половичек), чтобы животное передвигалось без труда. Пространство, в котором будет животное, нужно огородить.

4.Общие требования к организации наблюдения

1.Цель и задача наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно

. Во всех случаях
задача должна иметь познавательный характер
, заставлять ребенка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.

Для каждого наблюдения 2. воспитателю необходимо отбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение должно давать детям новые знания, постепенно расширять и углублять первоначальные представления.

3. В организации наблюдений следует предусматривать системность, что обеспечит их взаимосвязь.

В результате у детей сформируется полное, глубокое представление об окружающей природе.

4. Наблюдение должно способствовать развитию умственной и речевой активности детей.

Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приемами: постановка конкретной и доступной задачи наблюдения, использование обследовательских действий как способа наблюдения, привлечение детского опыт, проговаривание результатов наблюдения, сравнение одного объекта с другим, предъявление вопросов разной степени сложности(вопросы должны будить мысль ребенка).

5. Наблюдение должно возбудить интерес детей к природе, желание как можно больше узнать о ней.

6. Знания

, полученные детьми в процессе наблюдений,
должны закрепляться, уточняться, обобщаться и систематизироваться с помощью других методов и форм работы.
Такими способами могут быть рассказ воспитателя, чтение книги о природе, рисование и лепка, ведение календарей природы, беседы об увиденном.

7. В результате каждого наблюдения у детей должно быть сформировано представление или элементарное понятие о том или ином объекте природы, отношение к нему

5. Фиксация наблюдений – это то, что остается осязаемым после проведенного наблюдения.

1.Составление рассказа об увиденном.

В рассказе обеспечивает четкость и полноту воспринимаемых образов. Особенно ценно в этом отношении придумывание самими детьми загадок о предметах и явлениях природы.

2.Изобразительная деятельность

(рисование разнообразных объектов природы, после детального рассматривания).

3.Рассматривание природного материала и его сортировка.

4.Составление календаря наблюдения

(«наблюдение за ростом и развитием мать-и-мачехи»).

5.Игровая деятельность

– использование полученных знаний в играх: дидактические словесные («Съедобное не съедобное», «Птица, рыба, зверь», настольно печатные (разнообразные лото посвященные природе).

6.Практическая деятельность

(труд, моделирование).

Закрепляю пройденный на уроке материал, подвожу итоги.

Журнал наблюдения и оценки развития детей от 1,5 до 3 лет

Ребенок __________ группа __________ пол __________ Воспитатели: Уровни показателей (баллы): 1 — начальная стадия; 2 — в развитии; 3 — при умеренной поддержке; 4 — самостоятельно; 5 — устойчиво.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: