урок на тему «Лишайники» план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Лишайники.
Цель: продолжить развивать понятие о многообразии живых организмов на примере лишайников.
Задачи:
- Обучающие: сформировать знания об особенностях строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмах; показать приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания; их роль в природе и в жизни человека.
- Развивающие: формировать познавательный интерес к данной теме; развивать умения сравнивать, анализировать.
- Воспитывающие: воспитывать любовь к природе и потребность в сохранении окружающего мира.
Оборудование: коллекция лишайников, учебник 7 класса, тетрадь, карандаш простой.
Ход урока
План урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
III. Изучение нового материала
- История исследования.
- Название
- Наука лихенология
- Место заселения
- Строение
- Типы строения слоевища
- Размножение
- Практическое значение лишайников
IV. Закрепление материала
V. Домашнее задание
I. Организационный момент
Приветствие ребят. Учитель отмечает отсутствующих.
II. Актуализация знаний
Учитель (демонстрирует натуральный экземпляр лишайника и задаёт вопрос классу): К какому царству живых организмов относится данный объект?
Ответ учащихся: Это растение.
Учитель: А к какому отделу растений его можно отнести?
Учитель: Это лишайник. Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский учёный К.А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами»
Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла.
Почему лишайники сравнивают со сфинксами, нам предстоит узнать сегодня на уроке.
III. Изучение нового материала
- История исследования.
Лишайники были известны человеку очень давно. Древнегреческий естествоиспытатель и философ Теофраст (372-287 г. до н. э.) описал два лишайника – Уснея и Роселла, которые уже тогда использовали для получения красящих веществ.
- Долгое время лишайники относили то к водорослям, то к мхам. Карл Линней в 1735 году в своей работе «Система природы» описал 90 видов лишайников и включил их в состав водорослей.
- Одним из наиболее удивительных открытий XIX века явилось открытие сущности лишайников. В 1867 году немецкий ботаник Симон Швенденер, доказал, что лишайники – результат симбиоза водорослей и грибов.
- В современное время лишайников насчитывается свыше 20 тысяч видов.
2. Название. Русское название лишайники получили за внешнее сходство с проявлениями некоторых кожных заболеваний, получивших общее название лишаи. Латинское название происходит от греческого слова и переводится как бородавка, что связано с характерной формой плодовых тел некоторых представителей.
3. Наука, которая изучает лишайники, называется лихенология.
4. место заселения
Лишайники предъявляют скромные требования к потреблению минеральных веществ, получая их, большей частью, из пыли в воздухе или с дождевой водой, в связи с этим они могут жить на открытых незащищённых поверхностях (камни, кора деревьев, бетон и даже ржавеющий металл). Преимуществом лишайников является терпимость к экстремальным условиям (высоким и низким температурам (от −47 до +80 градусов по Цельсию), кислой и щелочной среде, ультрафиолетовому излучению).
5. Строение лишайников
Тело лишайника – слоевище — состоит из двух организмов – гриба и водоросли, живущих как один организм (симбиотические организмы).
Водоросль, осуществляет фотосинтез, снабжает себя и гриб органическими веществами.
Гриб осуществляет прикрепление слоевища к субстрату, обеспечивает водоросль водой и растворенными в ней минеральными веществами. Следовательно, между клетками водорослей и грибами существуют взаимовыгодные отношения называемые симбиотическими.
6 . По типу строения слоевища лишайники поделены на 3 группы:
Накипные
Характерной их особенностью является похожесть на корочку («накипь»). Нижняя их поверхность плотно срастается с субстратом и не отделяется без значительных повреждений, на долю их приходится 80% от всех известных лишайников. Представители: являются: графис, умбиликария цилиндрическая, бацидия.
Листоватые
Их форма в виде чешуек, пластинок, чем-то напоминает листья, отсюда их название. Они прикреплены к субстрату особыми образованиями, которые носят название ризины. Представители: пармелия, ксантария
.
Кустистые
Представляют собой кустики, образованные тонкими ветвящимися нитями или стволиками. Они прикреплены к субстрату лишь своим основанием. Представители: кладония, ягель или «олений мох», вислянка или «бородатый мох», алектория, цетрария исландская или «исландский мох».
7.Размножение лишайников:
- Лишайник размножается частями слоевища, которые отламываются под воздействием ветра, животных или других факторов среды.
- Специальными образованиями: они состоят из одной или нескольких клеток водоросли, окруженных гифами гриба. Образуясь внутри лишайника, они выходят наружу в результате разрыва коркового слоя.
Попав в благоприятные условия лишайники, начинают свое развитие.
- Значение лишайников.
Значение в природе:
А) Играют роль в почвообразовательном процессе, они выделяют кислоты, которые постепенно растворяют и разрушают горные породы, на которых поселяются. А за счет разложения их слоевищ происходит формирование почвенного гумуса.
Б) Корм для животных. Такие лишайники как олений мох, или ягель, исландский мох, поедаются северными оленями, маралами, косулями, лосями, беспозвоночными животными.
В) Лишайниковая растительность используется многими животными как место обитания и укрытие от хищников. В больших количествах на них живут клещи и насекомые.
Значение в жизни человека:
А) Являются организмами – индикаторами для определения условий окружающей среды, качества воздуха (лихеноиндикация), так как от высокой концентрации в воздухе диоксида серы и токсических тяжелых металлов лишайники гибнут.
Б) Некоторые виды лишайников (аспицилия – «лишайниковая манна», гигрофора) используются в пищу
В) Используют лишайники и в парфюмерной промышленности (эверния сливовая) – для получения ароматических веществ и лакмуса.
Г) Применяют в фармацевтической промышленности для изготовления препаратов против туберкулёза, фурункулёза, кишечных заболеваний.
Д) Из лишайников в древние времена получали разнообразные красители – алые, пурпурные, синие, коричневые, желтые. Красители, полученные из лишайников можно использовать для окраски шерсти и шелка
IV. Закрепление материала
- Сумеем ли мы, теперь ответить на вопрос, который звучал в начале нашего урока?
Почему лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», а великий русский ученый К.А. Тимирязев назвал их «растениями – сфинксами»?
(состоят из двух организмов)
V. Домашнее задание:
Подготовить сообщения по теме:
«Лишайники, занесенные в Красную книгу»
Технология развития критического мышления на уроках биологии предполагает личностную вовлечённость учеников в процесс обучения, заставляет их отойти от привычных схем обучения, способствует их саморазвитию и самосовершенствованию и тем самым служит реализации личностно-ориентированной направленности образования.
Задачи урока:
Сформировать представление о лишайниках как о симбиотических организмах;
Определить значение лишайников в природе и в жизни человека;
Воспитывать бережное отношение ко всему живому;
Развивать творческое мышление учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку | Показывают готовность к уроку |
II. Вызов
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Предлагает составить рассказ, используя 5 слов (слова записаны на доске: гриб, водоросль, лишайник, таллом, симбиоз, автогетеротрофный организм. Заслушивает рассказы нескольких учеников. | Учащиеся составляют рассказ. Выборочно озвучивают свой рассказ. |
Предлагает выполнить тестовое задание в виде выбора верных утверждений: Лишайники – это единые организмы, состоящие из гриба и водоросли, связанные симбиозом. Тело лишайника представлено слоевищем или талломом. Клетки водорослей в теле лишайника играют роль зеленых растений – в них происходит фотосинтез и накопление органических веществ. Различают лишайники: накипные, кустистые, листоватые. Лишайники – индикаторы чистоты воздуха. В результате деятельности лишайников подготавливается почва для поселения растений. Некоторые лишайники используют как сырье для химической промышленности. | Выполняют тестовое задание. |
Проверяет выполнение тестового задания: утверждения разбираются вслух, если учащиеся согласны – поднимают руки. | |
Предлагает учащимся задать вопросы, возникшие при выполнении тестового задания, и записывает их на доске. | Задают вопросы, возникшие при выполнении тестового задания. |
III. Осмысление
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Предлагает прочитать текст учебника, делая пометки карандашом: V – уже знаю + – новое для меня – – думал иначе, а меня убедил материал учебника ? – не понял | Читают текст учебника, делая пометки карандашом. |
Закончив работу с текстом, предлагает заполнить таблицу: Уже знал Новое для меня Думал иначе Не понял | Заполняют таблицу |
Проводит фронтальную беседу: – какая графа заполнена более емко (коротко)? – кто озвучит графу “уже знал”? – что нового узнали? – кто о чем думал иначе? | Отвечают на вопросы |
IV. Рефлексия
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Предлагает исправить ошибки в рассказе, который учащиеся составили в начале урока. Заслушивает рассказы учащихся. | Исправляют ошибки. Зачитывают исправленные рассказы |
Формулирует домашнее задание: Составить синквейн на тему “Отдел Лишайники” | Записывают домашнее задание |
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Технология развития критического мышления на уроках биологии предполагает личностную вовлечённость учеников в процесс обучения, заставляет их отойти от привычных схем обучения, способствует их саморазвитию и самосовершенствованию и тем самым служит реализации личностно-ориентированной направленности образования.
Задачи урока:
Сформировать представление о лишайниках как о симбиотических организмах;
Определить значение лишайников в природе и в жизни человека;
Воспитывать бережное отношение ко всему живому;
Развивать творческое мышление учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку | Показывают готовность к уроку |
II. Вызов
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Предлагает составить рассказ, используя 5 слов (слова записаны на доске: гриб, водоросль, лишайник, таллом, симбиоз, автогетеротрофный организм. Заслушивает рассказы нескольких учеников. | Учащиеся составляют рассказ. Выборочно озвучивают свой рассказ. |
Предлагает выполнить тестовое задание в виде выбора верных утверждений: Лишайники – это единые организмы, состоящие из гриба и водоросли, связанные симбиозом. Тело лишайника представлено слоевищем или талломом. Клетки водорослей в теле лишайника играют роль зеленых растений – в них происходит фотосинтез и накопление органических веществ. Различают лишайники: накипные, кустистые, листоватые. Лишайники – индикаторы чистоты воздуха. В результате деятельности лишайников подготавливается почва для поселения растений. Некоторые лишайники используют как сырье для химической промышленности. | Выполняют тестовое задание. |
Проверяет выполнение тестового задания: утверждения разбираются вслух, если учащиеся согласны – поднимают руки. | |
Предлагает учащимся задать вопросы, возникшие при выполнении тестового задания, и записывает их на доске. | Задают вопросы, возникшие при выполнении тестового задания. |
III. Осмысление
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Предлагает прочитать текст учебника, делая пометки карандашом: V – уже знаю + – новое для меня – – думал иначе, а меня убедил материал учебника ? – не понял | Читают текст учебника, делая пометки карандашом. |
Закончив работу с текстом, предлагает заполнить таблицу: Уже знал Новое для меня Думал иначе Не понял | Заполняют таблицу |
Проводит фронтальную беседу: – какая графа заполнена более емко (коротко)? – кто озвучит графу “уже знал”? – что нового узнали? – кто о чем думал иначе? | Отвечают на вопросы |
IV. Рефлексия
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Предлагает исправить ошибки в рассказе, который учащиеся составили в начале урока. Заслушивает рассказы учащихся. | Исправляют ошибки. Зачитывают исправленные рассказы |
Формулирует домашнее задание: Составить синквейн на тему “Отдел Лишайники” | Записывают домашнее задание |
Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в коротких выражениях.
Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ).
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы).
Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой).
Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.