Структура и типы анкет
Анкетирование проводится несколько раз в год и позволяет осуществить сбор информации личного характера и решить текущие задачи воспитания и обучения.
Исходя из целей опроса, используются социальные или тематические анкеты.
Стандартная анкета для родителей в дошкольном учреждении состоит из трех блоков.
- Вводная часть содержит краткое пояснение цели анкетирования, с объяснениями правил заполнения и, при необходимости, гарантирует анонимность.
- Основная часть состоит из вопросов по теме анкетирования.
- Социально-демографическая часть подразумевает выявление основных биографических данных и социального положения респондентов-родителей.
Анкетирование дает важную информацию по интересующим воспитателя (психолога, логопеда и других специалистов) вопросам, проанализировав которую, педагоги планируют работу по организации учебно-воспитательной деятельности.
Некоторые анкеты предназначены специально для родителей, с целью помочь им выяснить готовность ребенка к ДОУ и школе, разобраться в проблемах адаптационного характера, повысить уровень педагогических знаний, улучшить качество общения с ребенком: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Готовы ли Вы стать родителем первоклассника?», «Конфликты и ребенок» и т.д.
Анкета для родителей детского сада давайте познакомимся
В первой младшей группе детского сада ребёнок познаёт мир общественных отношений, в котором он растёт. У малыша закладываются нормы и основы коммуникабельности, бурными темпами развивается речь. Происходит нелёгкий процесс адаптации к детскому саду.
Грамотно выстроенная работа с родительской общественностью позволяет воспитателю лучше узнать своих подопечных, получить обратную связь от мам и пап и в целом более эффективно организовать образовательно-воспитательный процесс в младшей группе ДОУ.
Основными особенностями детей, посещающих первую младшую группу в возрасте 1,5—3 лет , являются повышенная чувствительность к разлуке с матерью и страх нового. Зачастую адаптация малышей к ДОУ протекает болезненно, стресс переживают и дети, и родители. Помимо этого, родителям часто не хватает качественной информации о жизнедеятельности дошкольного учреждения, оптимальных условиях развития малышей.
Основной целью работы с родителями детей до 3 лет является объединение усилий семьи и детского сада для успешной адаптации дошкольников к ДОУ, их воспитания и развития. В первой младшей группе работа с родителями направлена на то, чтобы обеспечить малышу обучение и максимально комфортные условия пребывания в детском саду. Родительские мероприятия для первой младшей группы детского сада имеют свои особенности, но в целом сходны с собраниями в любой группе детского сада.
Цель конкретного мероприятия для родителей может быть любой, но в целом она будет вести к достижению главной цели. Увеличение количества целей ведёт за собой автоматическое увеличение числа задач, с помощью которых цели будут достигнуты. Чтобы избежать негатива и впустую потраченного времени и сил, следует помнить, что цель — одна, а задач, её реализующих, несколько желательно не ставить более 10 задач.
Доверие и активное взаимодействие родителей ребенка и детского сада формируют морально и психически здоровую личность. Любое мероприятие для родителей может сочетать в себе несколько форм работы.
Отдельно следует рассмотреть такую форму работы, как досуг с родителями. Он может заключаться в проведении праздника в детском саду или совместной прогулки в лес. Важно помнить, что эта форма работы с родительской общественностью требует долгого и грамотного планирования, а также кропотливой подготовки. Ведь для детей такие мероприятия — это вовсе не отдых, а нестандартная форма обучения, возможность почерпнуть новые знания и эмоции. Поэтому лучше ещё на стадии подготовки мероприятия обсудить все возможные детали и нюансы с родителями.
Подробнее об особенностях работы с родителями в детском саду можно узнать из нашей статьи — Взаимодействие семьи и детского сада.
Родительские собрания для детей в первой младшей группе — это начало взаимодействия родителей и образовательного учреждения. Даже если ребёнок далеко не первый в семье, его путь в детском саду будет отличаться от того, что проделали его братья и сестры. Поэтому для родителей малыша далеко не всё повторится, что-то будет впервые. Важно, чтобы самый первый год пребывания в детском саду был для ребёнка успешным, радостным и познавательным.
Для этого и родителям, и воспитателю придётся приложить много усилий. Родительское собрание — ключевой момент, когда проверяется, насколько эффективно взаимодействие, и ставятся задачи на ближайшее время. В течение года проводят не менее 3 собраний — в начале учебного года, середине и конце. При работе с родителями важно учитывать индивидуальные особенности каждой отдельной взятой семьи.
Поэтому воспитателю необходимо установить дружелюбные и доверительные отношения с родительской общественностью. Для достижения такого сотрудничества нужно придерживаться следующего плана:. Полученная информация необходима воспитателю для нахождения индивидуального подхода к каждому ребёнку и для планирования направленности групповых занятий.
Тема родительского собрания является совокупностью потребности родителей и поставленной воспитателем цели. Поэтому тема в большинстве своём подбирается воспитателем с учётом особенностей родительской общественности.
Форма проведения родительского собрания должна наиболее полно раскрывать поставленную тему, а также следует учитывать принципы и уклады, принятые в семьях воспитанников. На воспитателя ложится большая ответственность по подготовке родительского собрания. Готовиться к мероприятию лучше начинать заранее и придерживаться основных правил:. Целью первого родительского собрания в младшей группе является налаживание контакта с родителями воспитанников, совместное создание планов на предстоящий учебный год.
Проведение анкетирования среди родителей позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребёнку. Советы для родителей помогают им установить доверительные отношения с ребёнком. Как видите, научились мы многому, но ещё больше нам предстоит узнать и самое главное — научить детей самообслуживанию.
И в этом процессе вы должны принять самое активное участие. Часто бывает так, что ребенок в саду самостоятельно кушает, раздевается и частично одевается, но после некоторого пребывания дома приходит в детский сад и мы снова учим его кушать, одеваться и т. А при общении с родителями выясняется, что дома вы все делали за него, потому что так быстрее, удобнее, аккуратнее и т.
Дайте детям возможность быть самостоятельными, разумеется, соответственно их возрасту. Итог собрания. В заключение хочется сказать, что мы вместе будем закладывать фундамент доброжелательных отношений в детском саду и в родительских коллективах. Нужно сделать так, чтобы ребёнку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он с радостью шёл в детский сад, дружил с ребятами и довольным возвращался домой. Мы с вами хорошо поработали.
Решение: Выбрать родительский комитет в составе:. Протокол — это письменный документ, в котором подробно отражается ход ведения собрания.
Он необходим для фиксации всех принятых решений, которые потом должны быть реализованы на практике. К протоколу родительских собраний должны прилагаться тексты выступлений, консультаций воспитателей группы и других специалистов, которые выступали на мероприятии.
К сожалению, не все педагоги считают обязательным ведение, оформление и хранение подобной документации. Это важно. Протокол — это своеобразная страховка воспитателя, подтверждающая правомерность его действий и администрации ДОУ, если возникают неприятности или спорные вопросы. Правильное и своевременное заполнение протокола помогает в решении спорных вопросов и подготовке к следующему родительскому собранию. Чаще всего протоколы родительских собраний — это документы внутреннего пользования, поэтому при их создании не используют бланк и не указывают полное наименование учреждения.
Важно оформлять протоколы своевременно, в течение 3 рабочих дней. В приведённом ниже образце дана наиболее часто употребляемая форма протокола сокращённая. Повестка родительского собрания: 1. По первому вопросу слушали: Ф. Она он ……………. Далее воспитатель предложил родителям совместно обсудить данный вопрос, высказать своё мнение, предложения, замечания, вопросы и т. В протоколе секретарь конкретно указывает, кто Ф. Принятие решения путём голосования. За — … человек, против — … человек конкретно Ф.
Открытые занятия проводятся в первую очередь для того, чтобы способствовать социализации детей. У дошкольников формируется умение сосредотачиваться на самом занятии, не отвлекаясь на посторонних. У ребёнка в возрасте 1,5—3 лет этого навыка ещё нет и высока потребность быть рядом с родителем.
При этом мама одного ребёнка — чужой человек для другого. Проведение открытые занятий для родителей помогает формировать у малышей стрессоустойчивость и коммуникативность, что, в свою очередь, ведёт к повышению социализации.
При планировании открытого занятия важно учитывать то, что цели у разных участников мероприятия разные. Воспитатель хочет научить, развить и дать детям что-то новое и интересное, в то время как родитель стремится увидеть своего ребёнка в других условиях.
Поэтому так важно чётко планировать занятие и постараться учесть все индивидуальные особенности детей и их родителей. Важно правильно рассадить родителей на открытом занятии, чтобы дети на них не отвлекались. Продолжительность непрерывной НОД в первой младшей группе не превышает 10 минут.
Обычно открытые занятия проводятся без репетиции, поэтому они требуют долгой и кропотливой подготовки. Может быть репетиция только отдельных элементов, такие как стихи, песни, то есть то, что дети должны выучить подготовить заранее. Но это возможно с детьми средней группы.
В младшей группе возможна только психологическая, моральная подготовка детей к мероприятию. Воспитатель должен чётко сформулировать цель открытого занятия, а также навыки и знания детей, которые оно должно будет закрепить. После того как цель будет определена, можно сформулировать тему. Важно проследить, чтобы открытое занятие вписывалось в учебный план и имело связь с последующими занятиями.
Когда уже есть цель и тема, необходимо составить список задач, реализуемых на открытом занятии. Затем можно приступать к выбору литературы, которая должна наиболее быстро и просто решать поставленные задачи. Нужно подобрать задания для детей лучше всего из выбранной литературы , которые будут:. Используя стандартную схему, воспитатель составляет свой план открытого занятия. После того как задания будут подобраны, следует составить чёткий план занятия. Для этого нужно выработать последовательность действий и продумать моменты активности и спокойствия.
Маленькие дети не могут долго сидеть на одном месте, им обязательно нужно переключаться с одного вида деятельности на другой. Если используется какая-то новая методика или технология, то желательно опробовать её на других занятиях. И последнее, что требуется обдумать — это контроль и безопасность деятельности детей.
Любое мероприятие вначале прописывается в календарном планировании всего учреждения, так как требует привлечения других сотрудников к примеру, психолога, логопеда и др. Затем готовится приказ по всему учреждению.
Потребуется список всех наглядных пособий и приспособлений, которые будут нужны для проведения открытого занятия. Если необходимо какие-то наглядные пособия сделать своими руками, то нужно все приготовить заранее. Каждый пункт следует подготовить и проверить, желательно, не один раз. Не менее чем за 2 недели, а лучше за месяц, необходимо пригласить родителей.
Когда и где проводить анкетирование родителей
Анкетирование помогает воспитателям и педагогам при подготовке к родительским собраниям, поэтому раздать анкеты целесообразно за неделю до собрания.
Мини-анкеты можно предложить заполнить на родительском собрании, выделив на это несколько минут.
Некоторые анкеты можно предложить пройти онлайн, например, оставив ссылку на официальном сайте ДОУ или в группе в соцсетях. Читайте как можно сделать онлайн-анкетирование в Гугл.Формах.
Темы и цели анкетирования
Цели анкетного опроса зависят от темы, предложенной в анкете и задач, которые требуется решить.
Примерные темы анкет для родителей детей ясельной группы
- Анкета «Давайте познакомимся».
Цель: собрать информацию о составе семьи ребенка, социальном статусе родителей.
- Анкета «Социальный паспорт ребенка».
Цель: собрать первичные сведения о ребенке и его семье для дальнейшего планирования консультативной деятельности и разработки индивидуальных занятий. Данный вид анкетирования целесообразно включить в перечень документов для оформления ребенка в детский сад.
- Анкета «Здравствуй, детский сад!.
Цель: узнать особенности воспитания и развития дошкольника в семье, для дальнейшей индивидуальной работы и помощи ребенку в период адаптации.
- Анкета «Как прошла адаптация ребенка в детском саду».
Цель: выявить уровень адаптации ребенка в ДОУ, положительную или отрицательную динамику.
Смотрите также:
- Лист адаптации в детском саду.
Примерные темы анкет для родителей в младшей группе
- Анкета «Культурно-гигиенические навыки Вашего ребенка».
Цель: проводится для оценки формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
- Анкета «Игры и игрушки».
Цель: получить и проанализировать информацию об отношении родителей к детским игрушкам и играм детей.
- Анкета «Речевое развитие ребенка».
Цель: выяснить, какая работа проводится родителями дома по развитию речи ребенка, чтобы помочь логопеду и воспитателям составить индивидуальный план работы с дошкольником.
Анкета для родителей «Давайте познакомимся. Наша семья»
Анкета для родителей
«Давайте познакомимся»
НАША СЕМЬЯ
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на ряд вопросов, которые помогут нам познакомиться
с вашей семьей и в дальнейшем сотрудничать на благо ребенка
(конфиденциальность информации гарантируем).
Расскажите о своей семье
1. Ф.И.О. ребенка ______________________________________________________________________
2. Дата рождения (число, месяц, год) ______________________________________________________
3. Домашний адрес _____________________________________________________________________
4. Жилищные условия (отметить): квартира, частный дом 1-комн. 2-х комн.
3-х комн. и более
5. Условия жизни ребёнка (отдельная комната, уголок в общей комнате, отдельное спальное место, общая кровать с кем-то из детей и т. д.) ___________________________________________________
6. Материальные условия (отметить): хорошее удовлетвор. неудовлетвор.
7. Сведения о родителях
МАТЬ
:
Ф.И.О. _______________________________________________________________________________
Возраст _______________Образование____________________________________________________
Место работы _________________________________________ тел.____________________________
Должность ____________________________________________________________________________
Увлечения, интересы ___________________________________________________________________
Какую помощь можете оказать группе____________________________________________________
______________________________________________________________________________________
О Т Е Ц
:
Ф.И.О. _______________________________________________________________________________
Возраст ____________Образование _______________________________________________________
Место работы ________________________________ тел._____________________________________ Должность ____________________________________________________________________________
Увлечения, интересы ___________________________________________________________________
Какую помощь можете оказать группе ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
8. Как называете ребёнка дома __________________________________________________________
9. Навыки самообслуживания ___________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
10. Часто ли ребёнок болеет, какие тяжёлые заболевания, травмы перенёс ______________________
______________________________________________________________________________________
11. Другие члены семьи (Ф.И.О., возраст, место работы, учебы)
дети
_________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
бабушки и дедушки
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Каковы традиции вашей семьи (совместные походы, экскурсии, празднование праздников и дней рождений, посещение театров, выставок, вечерние чтения, совместные занятия, совместные решения проблем ребенка и др.)__________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Кто преимущественно в вашей семье занимается воспитанием ребенка?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Ваш взгляд на воспитание ребенка (качества, которые вы хотели бы у него развить) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15. Принципы воспитания в семье (строгое, требовательное, мягкое, демократичное, пользуетесь уговорами, исполняете желания ребенка, разрешаете ему поступать так, как он хочет)
меры наказания
_______________________________________________________________________
меры поощрения
_______________________________________________________________________
16. Необходимы ли Вам и вашему ребенку консультации психолога, логопеда, педиатра, педагогов? (нужное подчеркнуть и указать интересующие вас темы консультаций) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17.Что Вам больше всего нравится в вашем ребенке? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
18.Что Вас больше всего огорчает в вашем ребенке? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
19. Какую роль в воспитании, обучении и развитии ребенка вы отводите семье? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
20. Какую помощь вы ждете от детского сада? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим за искренние ответы!
Примерные темы анкет для родителей в средней группе
- Анкета «Удовлетворенность работой дошкольного учреждения».
Цель: выявить уровень соответствия социальных запросов, потребностей и интересов родителей с работой детского сада и его педагогического коллектива.
- Анкета «Стоит ли наказывать ребенка?».
Цель: получить информацию о взаимоотношениях в семье и отношению родителей к дошкольнику.
- Анкета «Семейные традиции».
Цель: узнать, какие семейные традиции соблюдаются в семье, и как это влияет на формирование личности дошкольника.
Примерные темы анкет для родителей для старшей группы
- Анкета «Досуговые мероприятия в детском саду».
Цель: выяснить отношение родителей к организации праздников и развлечений в детском саду, уровень их удовлетворенности качеством и количеством развлечений.
- Анкета «Физическое развитие ребенка.
Цель: собрать информацию о двигательной активности ребенка, узнать, какое участие принимают родители в физическом воспитании дошкольника, какие трудности они испытывают.
- Анкета «Дополнительные образовательные услуги в детском саду».
Цель: выяснить запросы и пожелания родителей по дополнительным услугам, организованным в ДОУ.
Анкетирование родителей в области «Физическое развитие»
Анкета 1
«ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ»
Уважаемые родители!
Ваше активное участие в анкетировании позволит нам оптимизировать учебно-воспитательный процесс и эффективно проводить работу по оздоровлению Вашего ребенка, учитывая его индивидуальные особенности.
1. Фамилия, имя ребенка ____________________________________________
2. Дата рождения ____________________________________________
3. Дорога до дет. сада: пешком (сколько времени?
)___________________
На транспорте (сколько времени?
)_____________
4. Гуляет ли ваш ребенок в выходные дни:
Нет; Да – 1 раз в день; 2 раза в день
5. Общая продолжительность прогулки в день при хорошей погоде:
До 1 ч; до 2 ч; до 3 ч; более 3 ч.
6. Дружит ли Ваш ребенок с физкультурой:
Нет; Да (играет с мячом, катается на велосипеде, занимается на тренажерах, другое)
________________________________________________
7. Делает ли ребенок утреннюю гимнастику: Нет; Иногда; только в выходные; да, всегда.
8. Занимаетесь ли Вы физкультурой вместе с ребенком:
Нет; Иногда; да, часто.
9. Если ребенок занимается физкультурой и спортом, то где:
В спортивной секции; на спортивной площадке около дома; на прогулке; Дома (есть тренажеры, спорт. комплекс);
10. Проводите ли закаливание ребенка дома: нет; да, регулярно (указать какое)______________________________________________________________
11. Посещает ли ребенок дополнительные занятия:
Да; Нет.
12. Если ребенок занимается дополнительно, укажите сколько раз в неделю и продолжительность одного занятия: в спортивных секциях (каких) ___________________________________________________________________
Музыкой___________________________________________________________
Танцами ___________________________________________________________
В изостудии _______________________________________________________
Другое ____________________________________________________________
Дата заполнения анкеты: _____________________________________________
Анкета 2
«ОБРАЗ ЖИЗНИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ »
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на вопросы. Ваши ответы помогут улучшить и скоординировать нашу совместную работу в воспитании детей здоровыми.
1
.Ф.И.О. ______________________________________________________
2.
Часто ли болеет Ваш ребенок
?Да нет частично
3.
Проводите ли Вы дома закаливающие процедуры?
Да нет иногда
Какие?________________________________________________________
4.
Соблюдает Ли Ваш ребенок режим дня дома?
Да нет как получится
5.
Как часто вы гуляете вместе с ребенком на свежем воздухе?
Часто редко как получится
6
. Играете ли вы с ребенком в подвижные игры?
Да нет когда попросит
В какие? ______________________________________________________
7.
Как Вы оцениваете двигательную активность вашего ребенка?
Малоподвижный подвижный чрезмерно подвижен
8.
Занимаетесь ли с ребенком физическими упражнениями?
Да; нет;
Кто занимается с ребенком?
______________________
В какой форме?
_____________________________________________
9.
Какое физ. оборудование есть у Вас дома? ______________________________________________________________
10
. Какие формы работы с детьми по физ.воспитанию, проводимые в дет. саду , Вам известны? ___________________________________________
_____________________________________________________________
11.
Есть ли у вашего ребенка в дет. саду физкультурная форма?
Шорты; футболка ; носки; спортивная обувь; нет
12
. Хотели бы вы посещать физкультурные занятия в дет. саду вместе с ребенком?
Да нет иногда
Как часто? ____________________________________________________
13.
По какому вопросу физ. воспитания детей Вы хотели бы получить помощь?
закаливание, подвижные игры,двигательная активность ребенка, др.
_________________________________________________
В какой форме ее лучше оказать? Консультация, индивид. беседа, открытое занятие,семейные праздники, организация клуба «Здоровой семьи», др.___________________________________