Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»


Консультация для родителей « Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук»

Консультация для родителей « Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук»

Цель: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.

Задачи:

-повысить педагогическую грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии ребенка.

-заинтересовать родителей актуальностью данной темы, вовлечь родителей к сотрудничеству.

-познакомить с разновидностями дидактического материала для развития мелкой моторики.

Ход:« Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»(В.Сухомлинский).

Уважаемые родители все Вы знаете, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Предлагаю вам рассмотреть подробно все эти вопросы.

Дошкольный возраст – это, прежде всего, возраст игры, возраст развития творчества, воображения, любознательности. Если будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться речь и мышление ребёнка. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

— способствует овладению навыками мелкой моторики;

— помогает развивать речь;

— повышает работоспособность головного мозга;

— развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

— развивает тактильную чувствительность;

— снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры .(Примеры пальчиковых игр)

«Осенние листья».

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики, начиная с большого)

Будем листья собирать. (сжимают и разжимают кулачки)

Листья березы,

Листья рябины,

Листья тополя,

Листья осины,

Листья дуба соберем (загибают пальчики, начиная с большого)

Маме осенний букет отнесем. («шагают» по столу средним и указательным пальчиками).

Капуста

Что за скрип? (сжимаем и разжимает кулаки)
Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)
Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)
Как же быть без хруста
Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан)
Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)
Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)
Мы капусту солим, солим (щепотками)
Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)

И т.д.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ШАГИ Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами.

Работа с шариками

Оборудование: Шары различных размеров, коробка.

Содержание: Перед ребенком на столе кладется несколько шариков. На некотором расстоянии от них ставится коробочка. Взрослый показывает и объясняет, как надо катить шарик, чтобы он ударился о коробочку. Сначала взрослый помогает ребенку в выполнении этого задания, затем постепенно ограничивает помощь и добивается того, чтобы ребенок выполнял задание самостоятельно.

Работа с кубиками

Оборудование: Кубики.

Содержание: Перед ребенком выставлено несколько кубиков одинакового размера. Ребенок должен после объяснения и показа самостоятельно поставить кубики один на другой, чтобы получилась башенка, затем поезд, стульчик, домик.

Дорожка — выкладывание в ряд несколько кубиков.

Заборчик — выкладывание на ребро нескольких кубиков.

Скамеечка — строится из двух кубиков и поперечной планки сверху.

Столик — поперечная планка накладывается на один кубик.

Ворота — кубики ставятся перпендикулярно к планке. Используя строительный материал, можно предложить построить также кроватку, диван и т. д.

Работа с матрешками, пирамидками

Оборудование: деревянные или пластмассовые матрешки, пирамидки, коробки разных размеров.

Содержание: На столе разложены матрешки, пирамидки, коробки. Взрослый вместе с ребенком внимательно рассматривает эти предметы. Затем ребенку показывают, как открывается игрушка, как можно ее разобрать, собрать и закрыть. После объяснения и показа взрослый предлагает ребенку самостоятельно:

— собрать пирамиду из 5 колец;

— собрать 4-5 кубиков в один большой кубик;

— собрать одну матрешку из 4-5.

Работа со шнуровкой

Оборудование: Шнуры различных текстур, нитки, специальные карточки.

Содержание: В карточке в определенной последовательности делают отверстия и просят ребенка:

  • протянуть шерстяную нитку последовательно через все отверстия;
  • протянуть шерстяную нитку, пропуская одну дырочку;
  • выполнить обычную шнуровку, как в ботиночке.

Выполнению этих заданий предшествует показ и объяснение. В дальнейшем ребенку можно предложить выполнить различные узоры, соблюдая при этом принцип постоянного усложнения задания.

.

Работа с карандашом

1. Плавно вращать карандаш большим и указательным пальцами левой и правой руки.

2. Перебор карандаша всеми пальцами левой и правой руки.

3. Вращение карандаша ладонями обеих рук.

4. Зажимание карандаша между двумя пальцами обеих рук (указательным и средним, средним и безымянным и т.д.).

Работа с клавишами

Оборудование: настольный звонок (или предмет его заменяющий — музыкальная игрушка, клавиатура).

Содержание: Перед ребенком ставится настольный звонок. Взрослый показывает ребенку, что кнопку звонка можно нажать любым пальцем. Взрослый просит ребенка нажать на звонок поочередно всеми пальцами руки. Работа может проводиться с различными клавишными игрушками. Можно нажимать кнопки всеми пальцами по очереди, можно перебирать клавиши.

Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Игры с прищепками

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».

Игры с крупой, камнями. Крупа — очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком. Для игр с крупами подойдет все, что есть в доме: гречка, фасоль, семечки, горох и даже обычная соль, ну и конечно различные емкости, ложечки и сито. Прячем ручки Возьмите большую миску, высыпьте в нее крупу — гречку, рис или пшено, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Ребенок непременно захочет присоединиться. Можно играть в прятки с ручками: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем?!». Можно потереть ладошкой о ладошку: «Так приятно!». Ищем секрет Спрятать можно не только ручки, но и игрушки, различные предметы, крупную фасоль. Предложите ребенку отыскать их. А если мисок будет больше и в каждой будет свой секрет, то без сомнения интерес возрастет еще больше! Пересыпаем крупу Пересыпайте крупу при помощи стакана, ложки, совочка, а может даже ладошек из одной ёмкости в другую. Пересыпайте над миской крупу из руки в руку. Используйте разные крупы – рис, горох, манка… Обратите внимания, что звук от каждой крупы свой, уникальный: от гороха — звонкий, от риса – приглушенный, от манки – практически беззвучное шуршание..

Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок — полезное и увлекательное занятие для будущих школьников.

Дорогие Родители!

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Вызывайте положительные эмоции у ребенка!

Крупная польза мелкой моторики

Дорогие друзья, мы рады представить вам Астанакулову Полину Владимировну, педагога-психолога МБДОУ «ДСКВ № 46» г. Братска Иркутской области. Сегодня Полина Владимировна подготовила для вас статью на тему «Крупная польза мелкой моторики». Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ.

Краткий комментарий к статье от Полины Владимировны:

«С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям. Неуклонно растет объем знаний, которые необходимо усвоить детям перед школой, однако ребенку нужно усвоить эти знания не механически, а осмысленно, т.е. ребенку нужно осознавать все то, что он усваивает. Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них мыслительной активности и грамотной речи. Это одно из основных условий успешного обучения ребенка в школе. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движения. Формирование движений происходит при участии речи. Особенно тесно связанно со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук».

Полезного чтения…

Крупная польза мелкой моторики

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.

Неуклонно растет объем знаний, которые необходимо усвоить детям перед школой, однако ребенку нужно усвоить эти знания не механически, а осмысленно, т.е ребенку нужно осознавать все то, что он усваивает. Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них мыслительной активности и грамотной речи. Это одно из основных условий успешного обучения ребенка в школе.

Задержка речевого развития (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный словарный запас) затрудняет общение ребенка с другими детьми и взрослыми. И как результат ребенок, чествуя свою неуспешность, не желает играть и занимается как с детьми, так и со взрослыми.

Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движения. Формирование движений происходит при участии речи. Особенно тесно связанно со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.

Поэтому особенно важно активно развивать крупную и мелкую моторику у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Учёными в процессе исследований установлено, что развитие речи малыша начинается только после того, как тонкие движения пальцев рук достигают определённого уровня развития, т. е. развитие мелкой моторики подготавливает соответствующие участки головного мозга к формированию речи. Известно, что двигательная система, особенно мелкая моторика рук, оказывает большое влияние на развитие всего организма (прежде всего головного мозга и центральной нервной системы). Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственном восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью. Развитие навыков мелкой моторики является источником ускоренного совершенствования речи, мышления и психического развития.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

Развивать мелкую моторику стала, работая по программе «Пальцы помогают говорить» (Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина). Цель занятий — развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями. Педагоги, работающие с такими детьми, хорошо знают о том, как сложна и важна такая работа. Эффективной она будет лишь при условии систематического ее проведения с детьми, с учетом их возрастных особенностей и при постоянном поддержа­нии интереса к занятиям. Занятия проводятся в течение года с детьми младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп. Для удобства работы педагога упражнения, проводимые на занятиях с детьми каждой возрастной группы представлены в виде календарного понедельного плана. Занятия включают в себя разнообразные игровые упражнения, проводимые на материале различных лексических тем. Также в работе используются раз­личные по фактуре материалы, которые педагог заготавливает заранее по количеству детей (это бумага, картон, наждачная бу­мага, крупы, песок, пуговицы, липучки, молнии и т.д.)

Пособие предназначено, в первую очередь, воспитателям лого­педических групп, но может быть использована в группах с ЗПР. Форма работы может быть разной: и с целой группой детей, и с маленькими подгруппами. Практика показала, что хороший результат достигается тогда, когда при отработке каждой лексической темы обеспечивается взаимосвязь в работе специалиста и воспитателя.

В данном пособии огромное внимание уделяется развитию мелкой моторики через развитие движений кистей и пальцев руки, а именно (пальчиковые упражнения, а также занятия ИЗО деятельности (лепкой, рисованием, аппликацией) и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, природного материала и т. д.). Пластилин или тесто тоже являются отличным способом развития мелкой моторики.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают так называемые «пальчиковые игры».

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Эти игры очень эмоциональны и увлекательны, способствуют развитию творческой деятельности. «Пальчиковые игры» отображают окружающий мир – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.

Во время пальчиковых игр ребёнок слышит и повторяет за взрослым стихи, песенки. Затем запоминает их и произносит уже без посторонней помощи.

Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Существует множество игр с детьми на развитие мелкой моторики:

1. Массаж ладошек

Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

2. Рисование на песке, манке.

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

3. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

4. Разрывание бумаги

Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

5. Бусы

Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

6. Крупы

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

7. Лепка

Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

8. Рисование и раскрашивание

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

Развитие мелкой моторики детей – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Необходимо развивать речь ребёнка в комплексе: много и активно общаться с ним, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: