Буклет для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет»


Определение

Скоординированное движение кистей рук и мелких пальчиковых мышц – так определяется мелкая моторика. Упражнения, направленные на ее развитие, учат малышей в 2 года концентрировать внимание, логически мыслить. Стимуляция пальчиковых мышц напрямую связана с развитием речи, зрением и памятью, происходит активизация работы нервной системы и головного мозга. Не зря говорят, что мозг находится на кончиках пальцев.

Развиваем мелкую моторику

Через игру малыш познает окружающий мир. В детском саду, уже в младшей группе, надо проводить развивающие игры для детей 2 лет. В ходе игр развиваются согласованные движения рук, и начинать надо с пассивной гимнастики – массажа.

Массаж

Массаж сочетают с пальчиковыми сюжетно-ролевыми играми, разминают малышу ручки под сказку «Сорока-сорока». Массируют не только ладошки, но и предплечье.

Если ребенок пальцами обеих рук катает по столу маленький карандаш – это дополнительный массаж ладошек.

Пальчиковые игры

Разминают и тренируют пальчики под интересную историю, упражнения проходят в таком формате:

  • статические – некоторое время держат пальчики в определенной позе;
  • динамические – вырабатывают подвижность пальцев, разводят их в разные стороны;
  • расслабляющие – встряхивание, легкое поглаживание.

Для развития хватательных движений есть специальные игрушки, которые формируют тактильные ощущения:

  • погремушки, неваляшки;
  • резиновые куклы, сортеры.

Мелкая моторика у детей 2-3 лет хорошо развивается, если они играют такими предметами:

  • пуговицей, прищепками;
  • перебирают каштаны, шишки, орехи.

Важно! Все занятия должны проходить под присмотром взрослых.

Пальчиковые краски

Рисуя, малыш тренирует мелкие мышцы руки, его учат правильно держать большой и указательный палец. Младшая группа деток рисовать начинает постепенно:

  • обводит плоские фигуры – ладошку, игрушку;
  • рисует по опорным точкам;
  • дорисовывает вторую половину изображения.

Отлично развивает воображение раскраска рисунка цветными карандашами.

Аппликация

В младшей группе ножницы ребенку опасно давать, поэтому пусть он картинки из журналов рвет руками и делает из них коллаж, как получится. Надо помочь ему склеить из них узор на чистом листе бумаги.

Лепка

Ребенка в 2 года увлечет лепка из глины, пластилина или теста. Он может создавать фигурки и обклеивать ими:

  • цветочный горшок;
  • бутылку;
  • веточки.

Малышу будет интересно лепить цветочки, денежки и увидеть то, что сделали сами.

Картотека упражнений и игр с целями по ФГОС

В картотеку упражнений по нормам федеральных стандартов входят следующие виды занятий:

  • для расслабления рук (кистей);
  • для развития моторики с помощью не заточенного шестигранного карандаша;
  • для развития моторики с помощью материалов природного типа (шишек);
  • для развития моторики с помощью колючего массажного мячика.

К первому виду относятся следующие упражнения:

  • «Рыбка» в воде;
  • «Вертолет», включающий наматывание нитки на резинку, клубок;
  • «Ежик» с ладошками;
  • «Заяц и лиса» с быстро и медленно «шагающими» пальчиками;
  • «Разговор двоих», включающий взаимодействие нескольких участников группы;
  • «Полет птичек» с активной работой рук;
  • «Дорожка» с пуговицами, пришитыми к ткани;
  • «Камушки» с пластилином, выложенным по прямой;
  • «Часы», направленные на активные движения кистей рук;
  • «Замок», включающий движения пальцев и кистей;
  • «Паук» — передвижение пальцев по стене;
  • «Ножницы» с режущими движениями пальцев;
  • «Пожарный», включающий бег пальцев по «лесенке»;
  • «Пальчики клюют» — соединение большого пальца с остальными по очереди.

Ко второму виду относятся следующие упражнения:

  • «Катание карандаша» с помощью ладони;
  • «Добываем огонь» с катанием карандаша вверх и вниз между рук;
  • «Горка» с катанием карандаша вверх и вниз по одной руке с помощью другой руки;
  • «Вертушка» с раскручиванием карандаша на столе;
  • «Вертолет» с раскручиванием карандаша в воздухе;
  • «Подъемный кран» с подъемом предмета двумя пальцами;
  • «Экскаватор» с подъемом карандаша пальцем;
  • «Качели» с раскачиванием карандаша двумя соединенными пальцами.

К третьему виду относятся следующие упражнения:

  • «Покрути шишку» с помощью ладоней;
  • «Покатай шишку» с помощью ладоней на столе;
  • «Поймай шишку» путем перебрасывания из руки в руку.

К четвертому виду относятся следующие упражнения:

  • катание предмета по столу вперед-назад;
  • катание предмета по столу по кругу;
  • надавливание пальцами;
  • ловля подкинутого мяча;
  • надавливание на мяч двумя руками;
  • перекладывание мяча из руки в руку с ускорением.

Занятие росписью в стиле «Золотая хохлома» в старших группах ДОУ

Пальчиковые игры и упражнения

Упражнения и игры с пальчиками включают много вариантов, для которых нужны мелкие и крупные предметы разного типа и плотности. Для этого подойдут бумага, крупы, сыпучие и небольшие предметы.

Важно! Лучше всего сопровождать занятия присказками в стихотворной форме. Благодаря этому у детей будет развиваться речевой аппарат, память.

Многие из упражнений в дальнейшем пригодятся малышу в жизни (например, умение завязывать шнурки, застегивать пуговицы).

Пальчиковые рисунки

Рисунки пальчиками как элемент занятий рекомендуется выполнять в дообеденное время. В это период у детей особенно повышенная активность. Сперва проводить занятие стоит пару минут, постепенно увеличивая время до 20 мин без перерывов.

Для занятий нужно приобрести специальные краски, продающиеся в любом магазине. У них особая консистенция, не требующая добавления воды. Крышка должна плотно прилегать к банке.

Выбирать листы следует формата А3, чтобы ребенок мог смело рисовать, а цвета яркие. Наличие на коробке о, «СЕ» означает, что изделие соответствует стандартам мирового уровня.

Массаж ладоней и пальцев рук

Массаж является ключевым пунктом развития моторики детей. Массаж включает поглаживание рук с пальчиков до ладоней, включая кисти рук. Занятия сопровождаются скороговорками, стихотворениями.

Пальчиковый массаж

Обратите внимание! Перед массажем нужно разогреть ручки малыша. Продолжительность процедуры не должна быть больше 5 мин. Массаж нужно делать в течение 10 дней 1 раз в месяц.

Младшая группа. Ранний возраст, ясли. Дети 1-4 лет

Кружок «Умные пальчики» для детей 3–4 лет. 2 часть Февраль 1 неделя 1. Игры с массажным мячом. Крепко мячики сжимаем.стр.17 Крепко мячики сжимаем,наши мышцы напрягаем, Чтобы пальцы никогда не боялись бы труда. (дети поочередно крепко сжимают мячик в одной и в другой ладони)

2. Игры с платочком. Шарик.стр.26 (Дети кладут платочек…

Кружок «Умные пальчики» для детей 3–4 лет. 1 часть 1 неделя 1.Игры с массажным мячом. Разминка.№1 стр.10 Ручки,ручки,просыпайтесь. (дети катают мяч в руках,делая движения вперед-назад ,вправо-влево между ладонями) Пальчики,пальчики ,просыпайтель. (катают мяч по каждому пальцу правой и левой руки)

Головка,головка,просыпайся….

Развитие мелкой моторики у дошкольников старшего возраста

  • 22 января 2011

Конкурс «Моя педагогическая инициатива» – 2 этап
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

Актуальность. Как воспитатель группы старшего дошкольного возраста, я вижу актуальность данной проблемы на современном этапе при подготовке дошкольников к письму. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации.

Цель: я поставила перед собой цель: подобрать максимально эффективные методы и средства для развития мелкой моторики. В процессе развития мелкой моторики решаются следующие задачи: совершенствуется зрительно-двигательная координация, ориентировка в микропространстве, укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки.

Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, физкультминуток, пальчиковых и игровых упражнений.

Доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Они взаимовлияют друг на друга. Манипулятивная деятельность стимулирует речевое развитие, а использование речевого материала развивает артикуляционную моторику. Координация движений способствует выработке гибкости, точности движений, развитию глазомера. Все это повышает работоспособность коры головного мозга, активизируют мыслительную деятельность и головоломки с использованием счетных палочек. Так как основным видом деятельности дошкольников является игра, задания носят игровой характер.

Итог работы:

Итогом моей работы стали тематические игровые комплексы (10-15 минут), которые проводятся с детьми в вечерний отрезок времени и состоят из следующих видов деятельности:

1. Массаж кистей рук с использование чистоговорок, скороговорок.

2. Пальчиковая гимнастика с элементами логоритмики.

3. Работа с различным материалом (семена, счетные палочки, бумага, тестопластика, шнурки и т.д.)

4. Игры на координацию движений (с резиновыми и тряпочными мячами, магнитными удочками).

5. Копирование узоров, рисунков или работа в прописях.

Принципы работы. Основные принципы работы по развитию мелкой моторики соответствуют основным педагогическим принципам: развивающий характер обучения, систематичность и последовательность, сознательности и активности в усвоении, наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей. Игровые комплексы проводится с подгруппой детей (не более 10 человек) и требуют большого разнообразия раздаточного материала в достаточном количестве. В его подготовке нам помогают родители.

Разнообразие используемых материалов позволяет варьировать виды деятельности детей от складывания оригами до тестопластики, от шнуровки до бисероплетения. Для подборки речевого материала хорошо использовать загадки, скороговорки, физкультминутки, небольшие стихотворения.

В представленной мною презентации, вы увидите наиболее яркие моменты по работе над развитием мелкой моторики.

1. Работа с нитками очень разнообразна. Мы начинаем с рисования картинок по силуэту.

2. Еще один способ создания картин из ниток – мелкое их нарезание и приклеивание к трафарету. Дети с удовольствием работают в парах.

3. Шнуровка – дело знакомое еще с младшей группы. Мы предлагаем на деревянной дощечке с дырочками изобразить методом шнуровки печатные цифры.

4. Плетение разноцветными шнурками помогает ребенку развить чувство ритмичности, координировать работу обеих рук.

5. С помощью семян и плодов создаются узоры и пейзажи, развивается творческое воображение.

6. Счетные палочки – первые помощники на любом занятии. Из них мы выкладываем буквы, ответы на загадки, решаем головоломки.

7. Камушки помогают нам не только развить координацию движений и глазомер, но и закрепить зрительные образы букв и цифр.

8. Макароны и крупа – это не только вкусно, но еще и красиво.

9. Какая модница откажется от украшений, созданных детскими руками.

Результаты. Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма. Для диагностики сформированности навыка письма можно использовать рабочие тетради и прописи. В перспективе организация кружка «Озорные пальчики».

Пример игрового комплекса по развитию мелкой моторики для старшего дошкольного возраста на тему «Уточка»

Задачи

Обучающие: учить «читать» поэтапную схему складывания бумаги, закрепить знания о подборе корма для птиц, совершенствовать речь детей (ритмичность и четкость произношения).

Воспитательные: воспитание заботливого отношения к птицам.

Развивающие: развивать мелкую моторику рук, глазомер и координацию движений.

ХОД занятия

1. Массаж пальцев рук «Птички»

(Первые две строки дети сжимают и разжимают пальцы. Затем поочередно массируют каждый пальчик на обеих руках. На последнюю строчку дети прячут руки за спину)

Пой-ка, подпевай-ка: Десять птичек – стайка. Эта птичка – соловей, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – скворушка, Серенькое перышко. Это – зяблик, Это – стриж. Это – развеселый чиж. Ну, а эта – злой орлан. Птички, птички, по домам.

2. Пальчиковая гимнастика «Пять утят».

(Одна из рук – «мама утка» – стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой. Вторая рука – утята. Выполняем волнообразные движения по направлению к «утке». Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят На слова «На берегу их мама ждёт «киваем» кистью руки («мамой-уткой»).

Пять утят плывут вперёд, На берегу их мама ждёт, Но только четверо утят Вернулись к мамочке назад. (постепенно пальцы загибаются) Четверо утят плывут вперед,… Трое утят плывут… Двое утят плывут… Вот один плывёт вперёд, На берегу его мама ждёт, И снова пятеро утят Вернулись к мамочке назад.

3. Работа с различными материалами. Оригами «Уточка».

4. Игра на координацию движений с магнитными удочками «Покорми утку».

На полу располагаются картинки с изображением корма для животных (крупа, зерно, трава, мясо, молоко и т.п.). На края картинок закрепляются железные скобки, в руках у детей удочки с магнитами. Задача детей поймать нужную картинку и переместить её на стол к своей уточке. Воспитатель помогает снять с удочки картинку, если она подобрана правильно. Игру повторить 2-3 раза.

5. Работа с тетрадями в клетку. «Травка для утят».

Используемая литература:

– Т.А.Таченко. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. – Е.Ю.Тимофеева, Е.Н.Чернова. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – Е.С.Большакова. Формирование мелкой моторики рук. – М.Н.Бронзова. Прописи. Учись, малыш! – С.Е.Гаврина, Н.Л.Кутявина. Тесты (серия «Вся дошкольная программа») – Периодические издания «Обруч», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду».

Автор: Лазарева Ирина Михайловна – воспитатель 1 квалификационной категории МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 25 «Забава» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан, стаж работы по специальности – 15 лет.

Стать педагогом стремилась с детства, закончила педагогический институт и пришла на работу в детский сад, который стал для меня вторым домом. Очень любознательная, общительная, люблю работать в коллективе. Всегда стараюсь поделиться своим опытом с коллегами. Ежегодно принимаю участие в городских педагогических чтениях, методических объединениях. Постоянно стремлюсь узнать новое, объективно оценив его, применяю в своей работе. Считаю самым важным в работе воспитателя ежедневную, кропотливую работу с детьми. Работаю в группе старшего дошкольного возраста, принимаю активное участие в работе творческих групп детского сада. (Лазурит)

Презентация «Наглядные примеры развития мелкой моторики»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]