Конспект НОД для второй младшей группы по образовательной области «Познавательное развитие» «Поможем зайчику»


Нормативы и рекомендации ФГОС по организации НОД

Для реализации непосредственно образовательной деятельности Федеральный Государственный образовательный стандарт диктует несколько рекомендаций и нормативов. Нормативная правовая база должна включать в себя следующие документы:

  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольному учреждению;
  • Федеральный закон «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Дошкольники получают новую информацию об окружающем мире

На основании этих документов составляются все рабочие программы и планы, а также строится все содержание образовательной деятельности.

Среди рекомендаций выделяют этапы реализации НОД:

  1. Мотивационный этап (создание интереса и мотивации).
  2. Содержательный этап (индивидуальное или групповое обучение и воспитание).
  3. Заключительный этап (рефлексия).

Для успешного воспитательного процесса во ФГОС прописаны принципы организации НОД (здоровьесбережение, ориентированно-личностное и развивающее обучение, заинтересованности и другие). А также требования СанПиН, тематические, дидактические и организационные требования.

Обратите внимание! Среди организационных требований выделяют структуру, время и продолжительность, а также условия и материально- техническое оснащение для проведения занятий.

Структура занятия

Занятие по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе проводится 1 раз в две недели. Один урок включает в себя несколько этапов:

  1. Вступительная часть, мотивация. Продолжительность 1-2 минуты. В этой части используются познавательные загадки, короткие стихи, вопросы и сказки. Также воспитатель в этой части должен наладить контакт с группой, чтобы все дети были включены в познавательную деятельность.
  2. Основная часть. Длится около 10-12 минут. На данном этапе дети узнают новое, воспроизводят и закрепляют полученную информацию.
  3. Заключительная часть. Продолжительность около 1,5минут. Ведется рефлексия, подводятся итоги.

Важно! Для младшей возрастной группы необходимо подбирать формы работы, которые соответствуют возрастным особенностям детей. Это должна быть сменяющаяся деятельность, отсутствие многочисленных вопросов, наличие дидактического и наглядного материала.

Наличие дидактического и наглядного материала

Временные нормативы проведения занятия

Во второй младшей группе дети еще не умеют надолго сосредотачиваться на предлагаемом материале. По возрастным нормам одно занятие должно составлять не более 15 минут. Недельная нагрузка составляет 11 занятий, то есть одно—два коротких упражнения в день. Занятие с повышенной интеллектуальной активностью следует проводить в первой половине дня и в дни наиболее высокой познавательной активности. Также рекомендуется в середине занятия проводить физминутки, или музыкальные паузы, что делает развитие бережным и не допускает переутомления.

Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности детей 1,5–4 лет

Для детей в возрасте 1,5-4 лет характерно стремление собственноручно проверить правдивость утверждений. Только на практике можно узнать, что в случае удара предмет разбивается, что вода растекается, а мыло невкусное, хоть и приятно пахнет.

Непроизвольное внимание и память – еще одна особенность. На практике это означает, что ребенок не сможет сконцентрироваться и запомнить на слух инструкции взрослого. Поэтому, чтобы занятие состоялось, надо постоянно возвращать внимание ребенка к предмету разговора.

Важно! Все, что происходит, должно быть занимательным, интерактивным и привлекать внимание. В любой момент занятия ребенок должен быть готов включиться в практическую деятельность. Непроизвольная память хоть и усложняет задачу педагога, но позволяет хорошо сохранить в памяти пережитые эмоции.

На занятиях, которые посвящены практично-исследовательской деятельности детей, можно поднимать любую тему. Более того, они прекрасно подходят для интегрирования в другие направления обучения (речь, чтение, ИЗО, арифметика). Главное, над чем должен задуматься преподаватель, это как дать ребенку возможность поучаствовать в практической деятельности. Исследования не должны ограничиваться детским садом. Хорошо, если родители будут продолжать домашнее обучение.

Конспект примерного занятия по ознакомлению с окружающим миром в младших группах ДОУ

Занятие по теме «Семья»

Цель: формировать представления о семье, воспитывать интерес к именам.

Дополнительный материал: семейная фотография, клей и одноразовые тарелочки по количеству детей в группе.

Методики диагностики и развития памяти у детей дошкольного возраста

Мотивационная часть: Загадки про семью, или беседа о том, кто является частью семьи у детей (мама, папа, брат, сестра, бабушки, и другие). Воспитатель наводящими вопросами вовлекает в занятие всех детей. Важно каждому ребенку дать слово или оформить небольшой стенд с фотографиями, с которыми смогут познакомиться ребята из группы.

Содержательная часть: Вместо воспитателя задавать вопросы может сказочный персонаж: мягкая игрушка, или кукла. Ставится проблемная ситуация, или зачитывается рассказ о том, что вся семья персонажа собралась за большим столом на ужин и только одно место осталось не занятым. Задается вопрос, почему отсутствует член семьи, кто может отсутствовать, по каким причинам. Далее переход к семьям детей. Разговор о том, что такое семья и какие традиции, кроме вечернего ужина, есть у семьи.

;Обратите внимание! В этой части занятия можно использовать пальчиковую гимнастику (как мама готовила кашку, как папа работал, как бабушка вязала, как братик катал машинку, и так далее). Пальчиковую гимнастику можно разбавить общими физическими упражнениями и таким образом заменить физминутку.

В процессе занятия проговорить детям о чувствах, которые испытывают другие члены семьи, когда кого-то нет дома. Обязательно заключение. У сказочного персонажа кто-то должен вернуться на пустое место, чтобы наглядно показать весь состав семьи.

Рефлексия: После рассказа можно создать рамочку для фотографии. Дети приклеивают фото на тарелочку и могут дома поставить рамку на видное место и поделиться впечатлениями от проведенного занятия. В конце дети рассказывают о своих чувствах и отвечают на вопросы о том, что они запомнили, что такое семья, какие эмоции они испытывали, когда персонажу не хватало одного из членов семьи, каким радостным стал день, когда вся семья оказалась в сборе.

Познавательно-исследовательская деятельность детей в 1 и 2 младших группах

Такая деятельность детей в 1 и 2 младших группах состоит из различных этапов.

Виды и этапы познавательной деятельности

Этапы познавательной деятельности имеют следующую структуру:

  1. Формулировка проблемы, когда воспитатель занимается постановкой главной цели.
  2. Изучение информации – дети могут выдвигать предположения на счет поставленной темы, объяснять самостоятельно, почему происходит так, а не иначе.
  3. Постановка практического решения – воспитатель предлагает шаги исследования проблемы.
  4. Сбор материалов – дети и педагог вместе подготавливают те вещи, которые понадобятся для практического эксперимента.
  5. Проведение опыта — обязательно задействовать всех детей в группе.
  6. Анализ и формулировка выводов.

Обратите внимание! При этом виды познавательной деятельности могут быть либо стихийными, либо организованными. Спонтанная деятельность начинается в том случае, если ребенка что-то резко заинтересовало. Организованная – в случае правильной мотивации и под контролем воспитателя.

Материалы для познавательной деятельности

Мотивация и задача занятий

Познавательное развитие в младшей группе проходит под девизом: «Ребенок добывает знания». То есть любое занятие, какое на первый взгляд кажется баловством, может оказаться процессом познания (поломал игрушку – изучил ее строение).

Важно! Задача воспитателя – организовать ситуации, которые могут вызвать у группы интерес и удивить новизной. Так первые месяцы в младших группах связаны с исследованием помещения, новых людей. Но вскоре все изучено, и ребенок начинает скучать. Задача преподавателя — предотвратить такой застой.

Задача познавательно-исследовательской деятельности — дать простор для деятельности наглядно-действенному мышлению, которое характерно для детей в младшей группе. Кроме того важно дать возможность переживать практический опыт. Все это сформирует в характере постоянное стремление к исследованию окружающего мира, любовь к знаниям и любопытство.

Чтобы мотивировать ребенка заниматься по предложенному воспитателем алгоритму, можно задействовать следующие рычаги:

  1. Игровая мотивация – в процессе игры возникает проблема, и дети должны ее решить. Например, ситуация: «Помогите игрушке найти свой дом».
  2. Помощь взрослому – младшим нравится помогать старшим, общаться с ними на равных. Дети проявляют интерес к совместной деятельности.
  3. «Научи меня» — взрослый просит ребенка научить его чему-нибудь или объяснить тему.
  4. Создание предметов – детям понравится мастерить поделки для собственного пользования.

Картотека и цели чтения художественной литературы в младших группах

Стоит помнить правила мотивирования:

  • нельзя навязывать младшим виденье игры;
  • надо учитывать мнение ребенка, он имеет право не хотеть чем-то заниматься;
  • за полученный результат надо хвалить.

Важно! Нельзя прибегать к мотивации «Помощь взрослым», полностью перекладывая работу на ребенка и оставляя его справляться с задачей в одиночестве. Взрослый и ребенок – это команда, которая работает вместе, активно при этом общаясь.

Методические приемы педагога

Во время занятий по ознакомлению с окружающим миром во 2 младшей группе используются следующие приемы:

  1. Вербальные (рассказ, беседа, диалоги, чтение).
  2. Демонстрационные (показ иллюстраций, видеороликов, презентаций, изучение натуральных объектов и гербариев, экскурсии).
  3. Практические (опыты, игра, совершение каких-либо действий с предметами и материалами).

Работа по ознакомлению с окружающим миром

Игра занимает приоритетное место в методах работы педагога. Именно через игру ребенок получает эмоциональный опыт и быстрее запоминает. Сюжетные игры по мотивам сказок, игры в ферму и зоопарк с домашними и дикими животными, изучение времен года с куклами дает возможность ребенку не только изучать новое, но и закреплять полученные знания.

Например, предложив ребенку игру «Кто что ест», можно познакомиться с дикими и домашними животными, изучить лесных зверей, насекомых и птиц, узнать, что такое съедобные и несъедобные растения и грибы, определить, на каких растениях растут плоды для корма разным животным.

Поэтапное рисование начинающим — уроки для детей

Игры могут быть сюжетно- ролевыми, двигательными, творческими, трудовыми и дидактическими играми природоведческого характера. Каждое занятие может превратиться в маленькое путешествие и доставить ребенку удовольствие от изучения нового.

Обратите внимание! Все занятия в детском саду проводятся соответственно требованиям ФГОС.

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Есть у нас огород»

Библиографическое описание:

Хайченко, В. Н. Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Есть у нас огород» / В. Н. Хайченко, Г. Г. Нечепаева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2020 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2020. — С. 30-31. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10746/ (дата обращения: 10.10.2020).


Программное содержание:

  1. Формировать представление детей об овощах: где они растут, как за ними нужно ухаживать.
  2. Учить детей узнавать и называть по внешнему виду морковь, капусту, выделять характерные признаки овощей. 3. Закрепить знания о месте произрастания овощей. 4. Развивать умение отгадывать загадки. 5. Обогащать активный словарь: огород, грядка, овощи. 6. Воспитывать желание трудиться, помочь ближнему.

Предварительная работа: Экскурсия на огород, беседа, рассматривание иллюстраций, наблюдение, дидактические игры, сюжетно — ролевые игры. Материал: Игрушка — Заяц, морковь, капуста, «грядки» с овощами (муляжи), использование ИКТ, корзина с овощами, 2 машинки, иллюстрации с изображением овощей.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, двигательная.

Ход организованной деятельности детей.

Воспитатель приглашает малышей в группу поиграть. Дети входят и тут они видят, что в игровой комнате на стульчике сидит Зайка с корзинкой и грустно вздыхает. Воспитатель: Дети, посмотрите, кто к нам в гости пришёл?

Дети: Зайка пришёл к нам в гости.

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с Зайкой. Дети здороваются с Зайкой и предлагают ему поиграть вместе с ними. Зайка отказывается играть с детьми у него много дел. Воспитатель: Зайка, а какие у тебя дела? Зайка отвечает, что на улице уже холодно, а у него не убраны грядки с овощами. Воспитатель: Зайка, не переживай, тебе ребята помогут собрать урожай. Зайка: Ребята, а вы любите трудиться? Поможете мне собрать урожай на грядках?

(Ответы детей: они любят трудиться и с большим удовольствием помогут Зайке). Воспитатель предлагает детям показать Зайке, какие овощи они собрали с грядок и рассказать ему, как они ухаживали за своим огородом. Воспитатель приносит корзину с овощами и просит детей назвать овощи, которые лежат в корзине.

(Дети называют овощи, индивидуальные ответы)

Воспитатель: Дети, где растут овощи? Дети: В огороде на грядках. (индивидуальные ответы детей)

Воспитатель: Ребята, а как вы ухаживали за ними?

Дети: Поливали овощи, вырывали сорняки. Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки про овощи, вы слушайте внимательно и отгадывайте.

  1. Что за скрип? Что за хруст? Это что ещё за куст? Как же быть без хруста, Если я… Дети (капуста)

Воспитатель: Правильно, дети, это капуста. Давайте рассмотрим её. Дети рассматривают кочан капусты, называют его форму, цвет листьев. Воспитатель предлагает детям отгадать ещё одну загадку.

  1. Вземлю спряталась так ловко, Только хвостик видно, Как же нам обидно… Дети (морковь) Воспитатель: А какого она цвета? (ответы детей) Какая морковка большая или маленькая? (Ответы детей) Воспитатель: Молодцы, дети, все загадки отгадали, а сейчас хотите поиграть вместе с Зайкой?

Дети: Да, хотим.

Игра «Огород»

Огород унас впорядке, мы весной вскопали грядки, (имитация работы лопатой) Мы пололи огород, (наклоны, руками достать до пола) Поливали огород (показать, как поливали) В лунках маленьких не густо, посадили мы капусту. (Присесть на корточки, обхватить руками колени) Лето всё она толстела, разрасталась вширь иввысь, (медленно подняться) А сейчас ей тесно бедной, говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой)

Воспитатель: Зайка, тебе понравилось играть с ребятами? Зайка: Да, понравилось. Воспитатель: Дети, давайте вместе с Зайкой посмотрим, как мы ухаживали за своими грядками и собирали овощи.

Показ слайдов «Наш огород» 1-й слайд (Дети на огороде) Воспитатель: Дети, скажите Зайке, где вы были и что видели? Дети отвечают, они были на огороде и видели там много овощей. Воспитатель: назовите овощи, которые вы видите? Дети: капуста, морковь… 2-й слайд (Дети поливают капусту, морковь) Воспитатель: Ребята, скажите, что Маша и Артём делают? Ответы детей: Маша и Артём поливают капусту. 3-й слайд (Дети собрали капусту иморковь вкорзинки) Воспитатель: Ребята, назовите овощи, которые вы собрали в корзинки? Дети: Капуста, морковка. Воспитатель: Как можно назвать это, одним словом? Дети: Овощи. Зайка хвалит детей, малыши любят трудиться, и приглашает их помочь ему собрать урожай. Дети идут с воспитателем на огород к Зайке.

Вогород мы пойдём, урожай соберём!

(Дети идут за воспитателем, высоко поднимая колени ног)

Эй, лошадка, гоп-гоп, отвези нас вогород.

Эй, лошадка, тише, тише. Огород всё ближе, ближе.

Вот уже иогород! Сколько внём всего растёт! Дети подходят к «грядкам», на которых «растут»овощи (муляжи) Воспитатель: Ребята, мы пришли на огород к Зайке. Посмотрите у Зайки две грядки. Что растёт на этой грядке? Дети: Капуста. Воспитатель: А на этой грядке что растёт? Дети: Морковка. Воспитатель предлагает детям помочь Зайке собрать урожай. Дети собирают капусту, морковку, кладут в грузовики и везут в группу. Зайка благодарит ребят за помощь, они очень ему помогли.

Воспитатель приглашает детей к столику, на котором разложены карточки с изображением овощей и предлагает ребятам отобрать карточки, где изображены морковь, капуста и подарить Зайке.

(Дети находят картинки с овощами и дарят Зайке)

Зайка: Ребята, спасибо, вы подарили мне хорошее настроение.

Воспитатель: Дети, где вы сегодня были?

Дети: В огороде.

Воспитатель: Что растёт на огороде?

Дети: морковка, капуста.

Воспитатель: Где растут морковка, капуста?

Дети: На грядках. (Индивидуальные ответы)

Воспитатель: Дети, овощи я отнесу на кухню, а повар нам приготовит вкусный салат, а Зайку приглашайте на прогулку, поиграть вместе с вами.

Дети приглашают Зайку на прогулку.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: ребенок, воспитатель, Зайка, овощ, капуста, огород, грядка, ответ детей, Ребята, изображение овощей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: