Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры. Презентация
Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр, изготовленных своими руками.
«Каждое движение ребенка – это еще одна складочка в коре больших полушарий» — Мария Монтессори.
Ребенок в первые годы жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Этот период жизни ребенка характеризуется важнейшими особенностями: он начинает говорить, ходить, овладевает разными способами действий с предметами. И, конечно, каждый ребенок даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Период первых трех лет – период наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного и физического развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. В чем же заключается столь высокое значение сенсорного развития детей 2- 3 лет? Ответ состоит в том, что сенсорное развитие детей раннего возраста – это: — развитие наблюдательности и внимания; — помощь в увеличении словарного запаса; — возможность освоения новых способов познания предметов и мира; — базовый фундамент для умственного развития; — расширение воображения; — приобретение сенсорных эталонов; — влияние на развитие многих видов памяти, среди которых зрительная, слуховая, моторная, образная. При организации работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию я ставлю перед собой следующие задачи: • формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве; • знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр; • воспитывать познавательный интерес, любознательность; • упражнять в установлении сходства и различия между предметами; • способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков; • развивать мелкую моторику рук; Сенсорное воспитание в своей группе я осуществляю через разные формы работы: — непосредственно образовательную деятельность, — игры – экспериментирования, — художественное творчество, — наблюдение, — дидактические игры. Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников, огромную роль в развитие сенсорных способностей детей отводиться дидактической игре. Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. Для успешной организации сенсорного развития детей раннего возраста, с которыми я работаю, в группе создана развивающая предметно – пространственная среда: оформляется сенсорный уголок, музыкальный уголок, уголок ИЗО; имеется разнообразный дидактический материал: пирамидки, логические игрушки, домики с отверстиями разной формы, игрушки – шнуровки, крупный и мелкий конструктор, мозаики. В процессе создания сенсорной зоны я отдала предпочтение не приобретению готовых материалов, а играм, сделанных своими руками. Подборка игр разнообразна: на изучение цвета, формы, величины, количества, для развития мелкой моторики. Используя эти игры, я заметила, что дети легче адаптируются к условиям детского сада, увереннее накапливают представления о сенсорных эталонах. У малышей появляются такие качества, как интерес и любознательность, вырабатываются целеустремленность, планомерность действий, организованность, достижение результата вызывает чувство радости и хорошего настроения. И эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста. Вот как мы играем. Игра «Веселые прищепки». Цель: развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами; развитие умения различать и называть цвета; развитие тактильных ощущений; развитие зрительного восприятия и внимания. Материал: изображения солнца, тучки, рыбки, елочки, домика, овощей, фруктов; разноцветные прищепки; короткие стихи (например, Тучка и дождик Тучка по небу гуляла Все дождинки растеряла.
Ежик
Ежик, ежик, где гулял? Где колючки потерял? Ты беги скорее к нам, ежик, Мы тебе поможем!Дидактическая игра «Почини зонтик». Цель: упражнять в различении и назывании четырех основных цветов; закреплять знания о геометрической фигуре круг; развивать мелкую моторику рук. Игра «Разноцветные букашки». Цель: учить различать основные цвета, развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать глазомер. «Чудо паровозик». Изготовлен из цветного пластика. Задачи: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами, подбирать фигуры по образцу; закреплять представления о цветах, умение группировать предметы по цвету; продолжать знакомство с понятиями большой-маленький, один-много. Развивающая книга «Играем вместе». Сшита из фетра, все детали съемные, 10 страниц. Для создания книжки использованы разные виды тканей, тесьма, пуговицы, липучки, кнопки, резинки. Эта книга для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в познавательно – практической деятельности детей раннего возраста. Работа педагогов по сенсорному развитию не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с родителями. Проводятся родительские собрания по теме, выставки литературы, игр, пособий. Родителям предоставляется наглядная информация для обогащения знаний о сенсорном воспитании.
Презентация на тему: Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр, изготовленных своими руками
Рекомендуем посмотреть:
Конспект игрового сеанса для детей раннего возраста Конспект НОД по сенсорному развитию детей в первой младшей группе Конспект занятия с детьми группы раннего возраста по сенсорному развитию Занятие по экологическому воспитанию для детей 2-3 лет «Капелька не приходит одна!»
Похожие статьи:
Дидактические игры для дошкольников своими руками по теме «Органы чувств»
Дидактическая игра для дошкольников своими руками. Мир флоры и фауны
Дидактическая игра для детского сада своими руками по теме «Транспорт»
Дидактическая игра для дошкольников своими руками
Дидактическая игра для детей 4-7 лет «Сказочная гостиница»
Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
Паспорт проекта.
Продолжительность проекта: сентябрь – май.
Тип проекта: познавательно – игровой.
Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.
Постановка проблемы.
Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.
Актуальность проекта:
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения,
развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.
Цель проекта:
обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Задачи проекта:
- Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
- знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
- воспитывать познавательный интерес, любознательность;
- упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
- способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
- развивать мелкую моторику рук;
- повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
- оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.
Продукт проекта:
- Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.
- Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.
- Развлечение. «В гостях у лесных зверей».
- Презентация для родителей.
- Фотовыставка «Учимся играя».
Содержание проекта.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный;
2 этап – практический;
3 этап – заключительный.
Подготовительный этап:
- Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОСТ.
- Проведение мониторинга.
- Анализ полученных результатов, выводы.
- Проведение анкетирования родителей «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников».
- Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.
Практический этап:
Работа с детьми:
1. Непосредственная образовательная деятельность.
2. Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в .
- Дидактические игры с малышами:
- Для зрительного восприятия (свет, форма, величина, например: «Спрячем в домике»; «Найди такой же…»; «Петушок», «Волшебное стеклышко», «Украсим елочку» и т. д.
- Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т.д.
- Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии).
- Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.
- Мозаика: настольная и напольная.
- Настольно-печатные дидактические игры.
- Самостоятельные игры малышей.
- Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.
Работа с родителями:
- Консультация «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста».
- Беседы о роли развивающих игр для малышей.
- Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
- Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.
Заключительный этап.
Анализ результатов проекта:
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.
У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.
Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.
Перспективный план непосредственно образовательной работы с детьми
Тема | Задачи | Сроки |
Д.и. «Соберем петушку» (пирамидка). | Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине. | сентябрь |
Д.и. «Вкладыши и башенки» | Знакомить с величиной в ходе практических действий. | |
Д.и. «Веселые матрешки» | Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие. | |
Д.и. «Соберем пирамидку» | Учить собирать пирамидку из 3 -4 колец одного цвета, последовательно уменьшающих в размерах. | |
Д.и. «Огурчики и помидорчики». | Учить отличать круг от овала, помещая формы в соответствующие пазлы. | октябрь |
Д.и. «Цветные колпачки» | Учить находить соответствующие вкладыши при складывание и раскладывание цветных колпачков. | |
Д.и. «Найди такую же фигуру» . | Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения. | |
Д.и. «Разложи фигурки по домикам» | Учить сортировать предметы в соответствие с их формой, методом зрительного соотнесения. | |
Д.и. «Две коробки». | Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения. | ноябрь |
Д.и. «Соберем пирамидку». | Учить собирать пирамидку из последовательно уменьшающих колец. | |
Д.и. «Занимательная коробка». | Продолжить знакомить детей с предметами различной величины и формы. | |
Д.и. «Грибы на поляне». | Учить детей различать количество предметов, обозначать словами: один, мало, много. | |
Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырех. | Закреплять знания соотносить разнородные предметы по форме и величине | Декабрь. |
Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе из четырех. | Закреплять умения соотносить разнородные предметы по форме. | |
Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы. | Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету. | |
Размещение грибов двух цветов в отверстиях столиков соответствующего цвета | Закреплять умение группировать однородные объекты по цвету, соотносить по цвету разнородные предметы. | |
Соотнесение предметов двух заданных цветов при выборе из четырех. | Обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных. | Январь |
Выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята». | Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов. | |
Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки». | Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. | |
Выкладывание из мозаики на тему «Елочки и грибочки». | Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать | |
Д. и. «Я пеку всем друзьям по пирожку» (игры с песком). | Знакомить со свойствами песка. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами – орудиями. | Февраль. |
Д. и. «Сделаем матрешки бусы». | Закрепить умение чередовать предметы по цвету. | |
Д. и. «Башенки для гномиков». | Закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий, низкий. | |
Д.и. «Забавные бутылочки». | Учить детей определять количество жидкости в емкостях одинакового размера. | |
Д. и. «Где Мишка?» | Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга. | Март. |
Д. и. «Тут и там». | Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: тут, там, далеко, близко. | |
Д. и.«Цирковые собачки». | Учить соблюдать простейшую последовательность действий с предметами. | |
Д. и. «Поручения». | Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие. | |
Разрезные картинки. | Развивать сенсорные способности детей: умение по части восстанавливать целое. | Апрель. |
Д. и. «Что потеряли котятки». «Чудесный мешочек». | Закреплять умение действовать с предметами, окрашенные в разные цвета; умение подбирать предметы по цветовому тождеству. | |
Д. и. «Пирамидки в гостях у малышей». | Учить детей выбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению. | |
Д. и. «Летящие бабочки». | Закреплять знания детей о цвете предметов; Умение соотносить предметы по цвету. | Май |
Д. и. «Ловись, рыбка». | Продолжить учить простейшим способом использования вспомогательных предметов в качестве орудия для выполнения той или иной задачи. | |
Д. и. «Забавные лодочки». | Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы (легкие) на воде держатся, другие (тяжелые) – тонут. Организовать детское экспериментирование. |
Используемая литература:
- М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
- Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
- Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.
- Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.
- Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» — Синтез 2009 г.
- Планирование работы в детском саду с детьми 2 – 3 лет. Методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». Москва. «Просвещение 2010 г.