Презентация в доу сенсорное развитие. Презентация «Сенсорное развитие детей раннего возраста. Развитие сенсорных процессов в онтогенезе


Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры. Презентация

Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр, изготовленных своими руками.
«Каждое движение ребенка – это еще одна складочка в коре больших полушарий» — Мария Монтессори.
Ребенок в первые годы жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Этот период жизни ребенка характеризуется важнейшими особенностями: он начинает говорить, ходить, овладевает разными способами действий с предметами. И, конечно, каждый ребенок даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Период первых трех лет – период наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного и физического развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. В чем же заключается столь высокое значение сенсорного развития детей 2- 3 лет? Ответ состоит в том, что сенсорное развитие детей раннего возраста – это: — развитие наблюдательности и внимания; — помощь в увеличении словарного запаса; — возможность освоения новых способов познания предметов и мира; — базовый фундамент для умственного развития; — расширение воображения; — приобретение сенсорных эталонов; — влияние на развитие многих видов памяти, среди которых зрительная, слуховая, моторная, образная. При организации работы с детьми раннего возраста по сенсорному развитию я ставлю перед собой следующие задачи: • формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве; • знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр; • воспитывать познавательный интерес, любознательность; • упражнять в установлении сходства и различия между предметами; • способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков; • развивать мелкую моторику рук; Сенсорное воспитание в своей группе я осуществляю через разные формы работы: — непосредственно образовательную деятельность, — игры – экспериментирования, — художественное творчество, — наблюдение, — дидактические игры. Учитывая, что игра является основной формой и содержанием организации жизни детей, что игра – самая любимая и естественная деятельность дошкольников, огромную роль в развитие сенсорных способностей детей отводиться дидактической игре. Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. Для успешной организации сенсорного развития детей раннего возраста, с которыми я работаю, в группе создана развивающая предметно – пространственная среда: оформляется сенсорный уголок, музыкальный уголок, уголок ИЗО; имеется разнообразный дидактический материал: пирамидки, логические игрушки, домики с отверстиями разной формы, игрушки – шнуровки, крупный и мелкий конструктор, мозаики. В процессе создания сенсорной зоны я отдала предпочтение не приобретению готовых материалов, а играм, сделанных своими руками. Подборка игр разнообразна: на изучение цвета, формы, величины, количества, для развития мелкой моторики. Используя эти игры, я заметила, что дети легче адаптируются к условиям детского сада, увереннее накапливают представления о сенсорных эталонах. У малышей появляются такие качества, как интерес и любознательность, вырабатываются целеустремленность, планомерность действий, организованность, достижение результата вызывает чувство радости и хорошего настроения. И эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста. Вот как мы играем. Игра «Веселые прищепки». Цель: развитие моторики пальцев рук через действие с другими предметами; развитие умения различать и называть цвета; развитие тактильных ощущений; развитие зрительного восприятия и внимания. Материал: изображения солнца, тучки, рыбки, елочки, домика, овощей, фруктов; разноцветные прищепки; короткие стихи (например, Тучка и дождик Тучка по небу гуляла Все дождинки растеряла.
Ежик
Ежик, ежик, где гулял? Где колючки потерял? Ты беги скорее к нам, ежик, Мы тебе поможем!Дидактическая игра «Почини зонтик». Цель: упражнять в различении и назывании четырех основных цветов; закреплять знания о геометрической фигуре круг; развивать мелкую моторику рук. Игра «Разноцветные букашки». Цель: учить различать основные цвета, развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать глазомер. «Чудо паровозик». Изготовлен из цветного пластика. Задачи: учить сопоставлять формы предметов с геометрическими образцами, подбирать фигуры по образцу; закреплять представления о цветах, умение группировать предметы по цвету; продолжать знакомство с понятиями большой-маленький, один-много. Развивающая книга «Играем вместе». Сшита из фетра, все детали съемные, 10 страниц. Для создания книжки использованы разные виды тканей, тесьма, пуговицы, липучки, кнопки, резинки. Эта книга для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в познавательно – практической деятельности детей раннего возраста. Работа педагогов по сенсорному развитию не имела бы таких положительных результатов без активного взаимодействия с родителями. Проводятся родительские собрания по теме, выставки литературы, игр, пособий. Родителям предоставляется наглядная информация для обогащения знаний о сенсорном воспитании.
Презентация на тему: Сенсорное развитие детей посредством дидактических игр, изготовленных своими руками

Рекомендуем посмотреть:

Конспект игрового сеанса для детей раннего возраста Конспект НОД по сенсорному развитию детей в первой младшей группе Конспект занятия с детьми группы раннего возраста по сенсорному развитию Занятие по экологическому воспитанию для детей 2-3 лет «Капелька не приходит одна!»

Похожие статьи:

Дидактические игры для дошкольников своими руками по теме «Органы чувств»

Дидактическая игра для дошкольников своими руками. Мир флоры и фауны

Дидактическая игра для детского сада своими руками по теме «Транспорт»

Дидактическая игра для дошкольников своими руками

Дидактическая игра для детей 4-7 лет «Сказочная гостиница»

Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Паспорт проекта.

Продолжительность проекта: сентябрь – май.

Тип проекта: познавательно – игровой.

Участники проекта: дети 1 младшей группы, воспитатели, родители.

Постановка проблемы.

Проведенный мониторинг по развитию сенсорных способностей детей нашей группе показал недостаточный уровень сенсорного развития по всем показателям, преобладали в основном низкий и средний уровень. В результате проведенного исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста.

Актуальность проекта:

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Период первых трех лет – наиболее интенсивного психического и физического развития малышей. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития, т.е. от того, насколько ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения,

развивает внимание, дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности, обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, обеспечивает освоение навыков учебной деятельности, влияет на расширение словарного запаса ребенка, влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Огромную роль в развитие сенсорных способностей детей раннего возраста отводиться дидактической игре, так как ребенок практически все в этом мире познает через игру. Дидактические игры выполняют функцию – контроль за состоянием сенсорного развития детей.

Цель проекта:

обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием успешного овладения любой практической деятельностью.

Задачи проекта:

  • Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;
  • знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр;
  • воспитывать познавательный интерес, любознательность;
  • упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
  • способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;
  • оказание родителями помощи в изготовление дидактических игр для развития сенсорных способностей детей.

Продукт проекта:

  • Изготовление игр и пособий на развитие сенсорных навыков.
  • Пополнение сенсорной зоны новым оборудованием, играми.
  • Развлечение. «В гостях у лесных зверей».
  • Презентация для родителей.
  • Фотовыставка «Учимся играя».

Содержание проекта.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный;

2 этап – практический;

3 этап – заключительный.

Подготовительный этап:

  • Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста в соответствие с ФГОСТ.
  • Проведение мониторинга.
  • Анализ полученных результатов, выводы.
  • Проведение анкетирования родителей «Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников».
  • Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими руками и руками родителей.

Практический этап:

Работа с детьми:

1. Непосредственная образовательная деятельность.

2. Совместные игры с песком и водой во время прогулки и в группе в .

  1. Дидактические игры с малышами:
  1. Для зрительного восприятия (свет, форма, величина, например: «Спрячем в домике»; «Найди такой же…»; «Петушок», «Волшебное стеклышко», «Украсим елочку» и т. д.
  2. Для слухового восприятия (слуховое внимание, тембр, динамика, речевой слух): «Постучим – погремим»; «Кто как кричит?» и т.д.
  3. Для развития моторики: предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии).
  4. Игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д.
  5. Мозаика: настольная и напольная.
  6. Настольно-печатные дидактические игры.
  1. Самостоятельные игры малышей.
  2. Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок.

Работа с родителями:

  1. Консультация «Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста».
  2. Беседы о роли развивающих игр для малышей.
  3. Наглядная информация: папки-передвижки («Значение сенсорного воспитания в познавательном развитие детей», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».
  4. Привлечение к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей.

Заключительный этап.

Анализ результатов проекта:

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр.

У детей вырос уровень знаний по сенсорному развитию.

Родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения дидактических игр, консультации по изготовлению дидактических игр.

Перспективный план непосредственно образовательной работы с детьми

ТемаЗадачиСроки
Д.и. «Соберем петушку» (пирамидка).Учить собирать пирамидку, выбирая кольца по величине.сентябрь
Д.и. «Вкладыши и башенки»Знакомить с величиной в ходе практических действий.
Д.и. «Веселые матрешки»Учить соотносить предметы по величине, развивать зрительное восприятие.
Д.и. «Соберем пирамидку»Учить собирать пирамидку из 3 -4 колец одного цвета, последовательно уменьшающих в размерах.
Д.и. «Огурчики и помидорчики».Учить отличать круг от овала, помещая формы в соответствующие пазлы.октябрь
Д.и. «Цветные колпачки»Учить находить соответствующие вкладыши при складывание и раскладывание цветных колпачков.
Д.и. «Найди такую же фигуру»
.
Учить находить нужную форму методом зрительного соотнесения.
Д.и. «Разложи фигурки по домикам»Учить сортировать предметы в соответствие с их формой, методом зрительного соотнесения.
Д.и. «Две коробки».Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения.ноябрь
Д.и. «Соберем
пирамидку».
Учить собирать пирамидку из последовательно уменьшающих колец.
Д.и. «Занимательная коробка».Продолжить знакомить детей с предметами различной величины и формы.
Д.и. «Грибы на поляне».Учить детей различать количество предметов, обозначать словами: один, мало, много.
Соотнесение предметов двух заданных форм и величин при выборе из четырех.Закреплять знания соотносить разнородные предметы по форме и величинеДекабрь.
Соотнесение предметов двух заданных форм при выборе из четырех.Закреплять умения соотносить разнородные предметы по форме.
Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы.Закреплять у детей умение группировать однородные объекты по цвету.
Размещение грибов двух цветов в отверстиях столиков соответствующего цветаЗакреплять умение группировать однородные объекты по цвету, соотносить по цвету разнородные предметы.
Соотнесение предметов двух заданных цветов при выборе из четырех.Обучать детей выбирать объекты двух заданных цветов из четырех возможных.Январь
Выкладывание из цветной мозаики на тему «Курочка и цыплята».Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов.
Выкладывание из мозаики на тему «Домики и флажки».Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения.
Выкладывание из мозаики на тему «Елочки и грибочки».Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разных предметов, учить чередовать
Д. и. «Я пеку всем друзьям по пирожку» (игры с песком).Знакомить со свойствами песка. Развивать координацию рук, мелкую моторику пальцев при действиях с предметами – орудиями.Февраль.
Д. и. «Сделаем матрешки бусы».Закрепить умение чередовать предметы по цвету.
Д. и. «Башенки для гномиков».Закреплять знания о величине предметов, познакомить с понятием высокий, низкий.
Д.и. «Забавные бутылочки».Учить детей определять количество жидкости в емкостях одинакового размера.
Д. и. «Где Мишка?»Знакомить с расположением объектов в пространстве относительно друг друга.Март.
Д. и. «Тут и там».Знакомить с пространственными отношениями, выраженными словами: тут, там, далеко, близко.
Д. и.«Цирковые собачки».Учить соблюдать простейшую последовательность действий с предметами.
Д. и. «Поручения».Обучать ребенка различать и называть игрушки, а также выделять их основные качества (цвет, размер). Развивать слуховое восприятие.
Разрезные картинки.Развивать сенсорные способности детей: умение по части восстанавливать целое.Апрель.
Д. и. «Что потеряли котятки».
«Чудесный мешочек».
Закреплять умение действовать с предметами, окрашенные в разные цвета; умение подбирать предметы по цветовому тождеству.
Д. и. «Пирамидки в гостях у малышей».Учить детей выбирать предметы определенного цвета по показу, а затем по словесному обозначению.
Д. и. «Летящие бабочки».Закреплять знания детей о цвете предметов; Умение соотносить предметы по цвету.Май
Д. и. «Ловись,
рыбка».
Продолжить учить простейшим способом использования вспомогательных предметов в качестве орудия для выполнения той или иной задачи.
Д. и. «Забавные лодочки».Используя игровую ситуацию, обратить внимание детей на то, что одни предметы (легкие) на воде держатся, другие (тяжелые) – тонут. Организовать детское экспериментирование.

Используемая литература:

  1. М. Д. Маханева, С. В. Рещикова. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
  2. Э. Г. Пилюгина «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
  3. Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М.: Просвещение, 1995.
  4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М.: Просвещение, 1997.
  5. Е.А.Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» — Синтез 2009 г.
  6. Планирование работы в детском саду с детьми 2 – 3 лет. Методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». Москва. «Просвещение 2010 г.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: