Урок литературы в 10 классе. Теория Раскольникова. Истоки бунта. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему


Конспект урока литературы в 10 классе по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Урок – эпилог к роману Ф.М. Достоевского

Преступление и наказание”.

( Урок – размышление, 10 класс)

Тема:

Обретение веры. (Размышляя над страницами романа).

Задачи урока:

· сформировать личное отношение к роману;

· заострить внимание на проблемах, созвучных сегодняшнему дню;

· увидеть и понять нравственные уроки Ф.М. Достоевского, общественное звучание романа.

Эпиграф к уроку.

Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей.

Ф.М. Достоевский. “Братья Карамазовы”

Оформление урока:

· портрет Ф.М. Достоевского

· иллюстрации И. Глазунова к роману Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.

I.Объявление темы и задач урока.

II.
Чтение эпиграфа.
III.
Вступительное слово учителя.
Вот и подошла к концу наша встреча с романом Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание ”. Глубокое погружение в текст, бесспорно, привело вас к раздумьям над многими проблемами, вопросами. Я надеюсь на то, что, если многое еще в этом романе в силу вашего возраста и не понято до конца, но мысль уже разбужена.

А это главное!

Еще раз взглянем на обложку романа “Преступление и наказание” – перед нами судебный роман с этическим конфликтом – преступлением – греха и наказания – возмездия. Уже начальная формула — “Преступление и наказание” – внушает нам мысль о высшей закономерности наказания, идее вины и морального суда.

Наши ожидания не напрасны. Действительно, для Достоевского и его героев самое главное –“это мысль разрешить”. И суд имеется в виду «высший»: тот, который вершится в сфере нравственных идей.

В творчестве великого русского писателя, религиозного мыслителя Ф.М. Достоевского нашел отражение кризис гуманизма, углубившийся в XX столетии. Гуманисты эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) ратовали за расцвет человеческой личности, всех ее потенциальных возможностей, за раскрепощение от пут средневекового католицизма,

Французскими просветителями(XVIIIв.) в идеи гуманизма было привнесено отрицание божественной сути мира, т.е. атеистическое миропонимание. Человеческому разуму приписывались неограниченные возможности. Фридрих Ницше (1844-1900гг.) создал учение о сверхчеловеке, стоящем по ту сторону добра и зла. В его последних книгах – “Воля к власти”, “Се человек” – попираются все святыни, открыто прославляется зло. Отрицание Бога постепенно приводит к оправданию дьявольского начала. Ф.М. Достоевский увидел зияющую бездну за этими учениями и пророчески отобразил ее в своих творениях.

Перед изучением эпилога романа мы имеем возможность обобщить накопленные наблюдения. Все это надо сделать предельно кратко.

I.
Первая учебная ситуация
В чем состоит необычность преступления, совершенного

Р. Раскольниковым?

(Л.Н. Толстой: “Преступление Раскольникова – это не тогда, когда он стоял с топором, а когда он мыслил”. Перед нами идейный убийца, и идея эта ” носится в воздухе” – страшная идея о делении людей. Мысль всегда страшнее деяния. Преступление Р. Раскольникова в “мысли”, предавшей его душу дьяволу. Иными словами, преступление – в неполноте веры. И все последующие события — расплата за это).

II. Вторая учебная ситуация.

Почему же Р. Раскольников, несмотря на совершенное преступление, воспринимается как личность значительная, вызывающая сочувствие и сострадание?

Выступление ребят. 2 группы: адвокаты Раскольникова(речь в защиту Раскольникова), прокуроры (обвинение Раскольникова)

Ш. Третья учебная ситуация.

Так кто же Раскольников – убийца или спасатель? Можно ли согласиться с “ простой арифметикой ” Раскольникова: ради счастья большинства можно уничтожить ”ненужное большинство”?

(Нет, в построении идеологии преступления допущена серьезная ошибка. Нарушена причинно – следственная связь. Раскольников – “Борись, гордый человек”, возлюби ближнего своего, ради человечества убей человека, т.е. соверши преступление( а совершишь преступление, убиваешь еще и самого себя)- все это нарушение причинно – следственной связи делает теорию нежизнеспособной и губительной для ее носителя).

IV. Четвертая учебная ситуация.

Преступление совершено. Какое же наказание?

( Ясно, что не каторга. А что же? Еще при жизни – ад: “Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку. Тут — таки разом и себя ухлопал навеки ”. Следовательно, ад-это самоубийство навеки; вот что грозит Раскольникову. Надругавшись над живой жизнью в себе, оставив Бога, подчинив душу свою идее, Раскольников обрекает себя на страшные мучения — мучения постепенного умирания души. Начало ада – в отрицании, в торжестве “НЕТ” ( нет Бога, нет бессмертия, нет добродетели). Реальный мир утрачен. Старец Зосима из другого романа Достоевского на вопрос: “Что есть ад?” отвечает: “Страдание о том , что нельзя уже более любить”. Это голая гордыня отрицания. Да, Бог дал человеку свободу. Это великий дар, но и великий соблазн. И там, где начинается своеволие и произвол, там подстерегают человека духи тьмы. Недаром Раскольников совершает преступление в 7 часов вечера. “7” – теологическое число. Число – истинно святое число: соединение числа “3”, символизирующее Божественное совершенство, и число “4”,числа мирового порядка, их сумма является символом союза человека с Богом. А Раскольников в 7 часов вечера, убив старушонку, разорвал союз с Богом.

Итак, в результате страшного эксперимента над собой Раскольников убедился, что путь сильной личности, жаждущей и добивающейся власти, позволяющей себе ”кровь по совести”, не для него. Где же выход?

IV.
Пятая учебная ситуация.
Зачем ”необыкновенный” человек пришел к “обыкновенному” — к Соне Мармеладовой?

(Раскольников ищет выход. Чтение Нового завета – это кульминация отношений Раскольникова и Сони Мармеладовой. Давайте посмотрим на Раскольникова сквозь притчу о воскрешении Лазаря (сама притча озвучивается заранее подготовленным учеником). Может быть, впервые Раскольников ощутил всевластие божьей правды как земного закона. “Соня представляла собой неумолимый приговор”. Тут или ее дорога, или его – дорога к самоуничтожению).

В эпилоге мы видим Раскольникова на каторге. Каким же предстает он перед нами?

VI. Шестая учебная ситуация.

( Выборочная работа с текстом).

Человеческая натура Раскольникова была слишком противоречивой, чтобы сердце так легко одержало победу над разумом. Но что же оставалось. Вот мы и подошли к самому важному в нашем уроке.

Какими же путями проникает истина в душу человека?

Тут может быть три версии судьбы героя на момент эпилога и конца романа.

Групповые задания.

Проследить по тексту, свой вывод обосновать.

1 версия: нравственное преобразование уже произошло?

2 версия: Раскольников еще только на пороге новой жизни?

3 версия: герой остается несмирившимся, гордым человеком?

Найдите аргументы в защиту своей версии, опираясь на наблюдения по тексту.

Слово учителя.

Прочитан и изучен роман Ф.М. Достоевского ”Преступление и наказание”. Роман, который раскрывает страшный мир, изображает человека, которому некуда пойти, говорит о нечеловеческих трагедиях. Но он нас и предупреждает, что нет таких причин, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков, т.к., с точки зрения Ф.М. Достоевского, они ведут в тупик: к безразличию, равнодушию, разрешению в себе человеческого, нравственного долга. Достоевский последовательно опровергает своеволие, ”наполеонизм” Раскольникова. (Вспомним у А.С. Пушкина: ”Мы все глядим в Наполеоны…”).

История достаточно показала тиранов и деспотов, которые ”насильно” устраивали судьбы народов путем уничтожения сотен тысяч, миллионов ни в чем не повинных людей ”обыкновенных”.

Так теория Раскольникова приводит нас к размышлениям над острейшими проблемами нашего времени:

1. убийство является одним из самых тяжелых преступлений, и очень редко имеются причины, способные оправдать его;

2. развенчание вседозволенности – тема очень актуальная для нас сегодня. К счастью, в сердце Раскольникова есть совесть, которая станет источником его возрождения.

Какие же нравственные уроки получает Раскольников?

( Ребята поочередно записывают их на доске. Можно дать индивидуальное задание ученику заранее).

1. Подлинная человечность всегда связана с истинной совестливостью.

2. Страшно, когда человеку некуда пойти, но не менее страшно, когда ему все дозволено.

3. Право быть человеком недопустимо с правом встать над людьми.

4. Бесчеловечно, когда за преступление ”героя” расплачиваются другие.

5. Преступление всегда ведет к разрушению личности ”переступившего”… и другие.

Где же источник противостояния злу?

( Зло порождается окружающей действительностью, но человек должен и обязан противостоять ему силой добра, которое сосредоточено в сердце. Именно собственное сердце может заключать ” бесконечные источники жизни”. Но только чистые сердцем обладают такой способностью, поэтому новая жизнь должна начаться с очищения, с осуждения себя).

И Раскольников понимает, что стать человеком – значит обрести те нравственные ориентиры, без которых невозможно жить с людьми, сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений, освященных религией.

Трагическая ошибка Раскольникова, выразившаяся в стремлении

перешагнуть через общепринятые нравственные нормы во имя

великих целей, подстерегает многих и таит огромную опасность:

высокая цель может оказаться миражом, а жизнь, отданная ей, —

напрасно прожитой. Нужно научиться слушать голос собственного

сердца и помнить, что стремление отогнать от себя сомнения и

обрести тем самым душевное спокойствие усугубляет

заблуждения. Сомнения -результат интенсивной работы мысли,

важнейший компонент жизни, освобождение от которого оборачивается трагедией. Это великий урок Ф.М. Достоевского.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание. Написать сочинение по роману ”Преступление и наказание” Ф.М. Достоевского. ”Размышляя над страницами романа ”Преступление и наказание”.

Во время семинара на доске составляется таблица ”Путь прозрения Раскольникова”. (Опорный конспект см. в прикрепленных файлах)

так то ЕНТ / Русская литература / Поурочные планы по русской литературе 10 класс

Урок 107 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РОМАНА «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ». ПЕТЕРБУРГ В ИЗОБРАЖЕНИИ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО

30.03.2013 28786 0

Урок 107 История создания социально-психологического романа «Преступление и наказание». Петербург в изображении Ф. М. Достоевского

Цели:

познакомить учащихся с историей создания «Преступления и наказания» и отзывами о нем критиков; сформировать представление о жанре произведения, особенностях композиции, сюжета, главного конфликта; путем анализа глав из части I романа показать необычность изображения Достоевским города Петербурга; определить, какое влияние оказывал город на героев романа, на их мысли, чувства, поступки.

Ход урока

Эпиграф к уроку:

Не помнишь ли, я тебе говорил про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех… Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти…

Ф. М. Достоевский (из письма брату Михаилу 9 октября 1859 г.)

I. Вступительное слово учителя

(или подготовленного заранее ученика).

история создания романа «Преступление и наказание»

Замысел «Преступления и наказания» вынашивался писателем шесть лет! во время заграничной поездки достоевский приступил к написанию романа, который сначала хотел назвать «Пьяненькие», а в центре изобразить драматическую историю семьи Мармеладовых, но замысел изменился.

В сентябре 1865 года Ф. М. Достоевский изложил программу своего произведения, его главную идею в письме к издателю «Русского вестника» М. Н. Каткову: «Это – психологический отчет одного преступления. Действие современное… Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решил разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты! Старуха глупа, глуха, больна, жадна. «Для чего она живет?», «Полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т. д. – эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить ее, обобрать, с тем, чтобы сделать счастливою свою мать, жившую в уезде, избавить сестру

… и потом всю жизнь быть честным… Неразрешимые вопросы встают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце… Законы правды и человеческая природа взяли свое
… Преступник сам решает принять муки
, чтобы искупить свое дело» [2. С. 116].

Таков первоначальный замысел романа. Постепенно он «разрастался», охватывая более широкий круг проблем.

По мнению большинства литературоведов, «Преступление и наказание» (1866) – социально-психологический роман

, в котором автор исследует внутренний мир отдельного героя, а также психологию, характерную для разных социальных групп: униженного и оскорбленного городского люда, преуспевающих торговцев, обездоленных крестьян, мелких служащих. Писатель высказывает резко противоположные суждения, исключающие друг друга точки зрения, сталкивает характеры, воплощающие разные идейные принципы. В основе драматического конфликта романа – «внутренняя борьба в душах героев и борьба этих героев, раздираемых противоречиями, между собой»
(Ю. В. Лебедев)
[13].

В центре произведения Достоевского – преступление, идеологическое убийство. Таким образом, «Преступление и наказание» – роман об «идейном убийце» Раскольникове. Писатель прослеживает «психологический процесс преступления».

О композиции романа.

Литературоведы отмечают
двучастность
структуры произведения.

Часть I – подготовка и совершение преступления.

Часть II – влияние этого преступления на душу Раскольникова.

Главы внутри каждой части располагаются по степени напряженности страданий (Ю. В. Лебедев)

[13]. Композиция постепенно осложняется новыми сюжетными линиями.

Книга Достоевского – «суровый приговор общественному строю, основанному на власти денег, на унижении человека, страстное выступление в защиту человеческой личности» [9. С. 95]. Поиски выхода из страшного мира наживы и расчета в мир правды – основная идея романа.

А. А. Фадеев

о произведении Ф. М. Достоевского: «Есть в «Преступлении и наказании» гениальные страницы. Роман точно вылит, так он строен. При ограниченном числе действующих лиц кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей, – весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Много нагнетено «ужасов», до неестественности…»

II. Беседа с учащимися по теме «Петербург Достоевского».

«Преступление и наказание» иногда называют «петербургским романом».

Вопросы:

1. Расскажите о Раскольникове. Почему писатель дал главному герою такую фамилию? (Исследователи обращают внимание на возможность двойственного толкования фамилии Раскольникова: «Одно – исходит из толкования семантической части, как раскол – раздвоение, другое – выдвигает связь корня с расколом – раскольничеством, одержимостью одной мыслью, фанатизмом и упрямством»[11. С. 215].)

2. Какими вы видите улицы Петербурга, по которым бродил Раскольников? (Ч. I, гл. 1, 2.) (Можно выделить основной маршрут героя. Раскольников вышел из дома – окрестности Сенной площади, побывал в одной из беднейших квартир города, в семье Мармеладовых; Раскольников на К-ом бульваре, затем по мосту, вид на «другой» Петербург, снова на Сенной. Дом, в котором живет герой; комната-каморка.)

3. Расскажите о людях, которые встречались на пути Родиона Раскольникова. Какое впечатление они на вас произвели? (От встреч с людьми остается что-то жалкое, грязное, безобразное.)

4. Что еще происходит на улицах города? (Самоубийство женщины на мосту, падение Сони и девушки, которую увидел Раскольников, на улице застрелился Свидригайлов, попал под коляску несчастный Мармеладов, нищие, пьяные изможденные лица. Жизнь, полная безысходного горя.)

5. Где живут герои Достоевского? (Описание каморки Раскольникова (ч. I, гл. 1), комната старухи-процентщицы (ч. I, гл 3), проходная комната Мармеладовых (ч. II, гл. 2), жилище Сони (ч. IV, гл. 4).)

6. Прочитайте страницы, где описан пейзаж. Какова роль пейзажа? Каково значение цвета в произведении Достоевского?

7. Каковы ваши ощущения от Петербурга в описании Достоевского?

8. Кто из писателей до Достоевского изображал Петербург в своих книгах?

9. Чем необычен Петербург Достоевского (в отличие от изображения города в произведениях Пушкина, Гоголя)? (Петербург Достоевского – это город-гигант, поражающий своими контрастами (роскошные особняки и дворцы, красивые проспекты, разодетые женщины – и трущобы, глухие дворы, доходные дома с комнатами-каморками, где теснота, грязь и вонь). О контрастах Петербурга писали Пушкин, Гоголь, Некрасов, но у Достоевского эти контрасты «особенно обострены». (Этому помогает и цветопись. Достоевский использует желтый, серый, черный (темный) цвета, помогающие показать нищету, безнадежность существования людей.)

В ужасающих картинах нищеты, надругательства над личностью, невыносимой духоты жизни предстает перед нами образ Петербурга, где человека подстерегают социальные и материальные тупики, порождающие трагедии. Оскорбленным и униженным нет выхода. Они задыхаются в огромном городе. (Мармеладов: «Понимаете ли, понимаете ли вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти?»). Безысходность – лейтмотив романа.)

Домашнее задание.

1. Чтение романа. Части II, III.

2. Индивидуалистический бунт Родиона Раскольникова. (Причины «бунта», его осуществление, поведение героя после преступления проследить по тексту.)

поурочный план, 10 класс, русская литература

Урок для учащихся 10 класса «Антигуманистическая теория Раскольникова»

Урок литературы в 10 классе.

Учитель высшей категории Богданова Т.Г.

Тема

Антигуманистическая теория Раскольникова.

Цели урока:

1. Обеспечить
п
онимание учащимися сущности теории Раскольникова, причины совершения преступления, несостоятельности и античеловеческой сущности теории; развивать умение работать с текстом произведения..

2. Развитие мышления, речи, умения работать в группе.

  1. Воспитание нравственных качеств.

Оборудование:

телевизор, видеомагнитофон, видеозапись фильма по роману Достоевского «Преступление и наказание»

Тип урока: усвоение новых знаний.

Используемые стратегии РКМЧП:

лабиринт понятий и умозаключений, эссе, письмо герою.

Ход урока.

I.Урок начинается со вступительного слова учителя.

Роман Достоевского называется «Преступление и наказание», и герой романа совершает преступление. Можно ли считать роман детективом? Ведь согласно детективному жанру, читатель не знает, кто убийца и следит за его поисками. Или читатель знает, кто убийца и следит за действиями представителя закона.(Учащиеся отвечают, что роман не совсем похож на детектив)

Да, действительно элементы такой игры есть и в романе Достоевского. Но это не детектив, хоть и имеются внешние сходства. Следим ли мы за действиями Порфирия Петровна? Нет. Что же тогда тайна? Конечно, причина преступления, совершенного Раскольниковым. Разгадать эту тайну – цель нашего урока. Сообщение учителем целей урока.

Дома учащимся было предложено подготовить рассказ о трех днях, предшествовавших преступлению.

Учащиеся рассказывают о том, что чувствовал герой в эти дни, о письме матери, о встрече с Мармеладовым и т. д.

II.1.Изучение новой темы начинается с вызова.

-После всех событий, о которых вы рассказали, Раскольников убивает старуху- процентщицу. Почему убивает? Учащимся, поделенным на группы, предлагаю заполнить лабиринт понятий и умозаключений. (Стрелочками связать понятия, определив связь словами «да» или «нет».) (см.приложение к уроку)

Презентация работ групп учащихся.

2.Стадия осмысления.

Провожу беседу.

-Как Раскольников сам объясняет причину своего преступлении?

Предлагаю учащимся просмотреть кадры из фильма «Преступление и наказание», в которых Раскольников все пытается объяснить Соне.Прошу обратить внимание на поведение Раскольникова во время рассказа.

-Смог ли Раскольников объяснить причину преступления Соне?- спрашиваю у учащихся после просмотра кадров фильма.

Учащиеся отвечают, что не смог.

Предлагаю учащимся прослушать, как литературный критик Д.И.Писарев объясняет причину преступления.

«Раскольников убивает по той же причине, что «безграмотный горемыка, но не совсем так, как безграмотный горемыка»(слова записаны на доске)

Обращаюсь с вопросами к учащимся:

-Что значит убить, как «безграмотный горемыка»?

-А как убивает «грамотный горемыка»?

Раскольников убивает как «грамотный горемыка», т.е. руководствуясь чем-то.

Обращаю внимание на страницы романа, где Раскольников рассуждает о том,

«Тварь ли я дрожащая, или право имею?». Теория Раскольникова построена в своей основе на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство старухи задумано как жизненная проверка этой теории на частном примере. Он идет на преступление, чтобы проверить себя, понять, к какой категории людей он относится.

Возвращаемся к лабиринту. После того, как выяснили причину, преступления вносим поправки в лабиринты.

Раскольников совершил преступление. Можно ли считать его Наполеоном? Поиск ответа на этот вопрос-тема следующего урока.

А сегодня предлагаю учащимся разобраться в сущности теории, рожденной Раскольниковым.

Обращаюсь к учащимся с вопросом:

-Может правильно поступил Раскольников, убив, как он говорит, бесполезную и никому ненужную старуху? Взял бы деньги, обеспечил мать, помог Дуне семье Мармеладова? Предлагаю учащимся написать эссе «Правильно ли поступил Раскольников?» Пишут, обмениваются в парах, зачитывают несколько работ вслух.

Чтобы определить отношение Достоевского к убийству, предлагаю учащимся обратиться к сцене убийства. Обращаю внимание на описание старушки.

-Какие чувства вызывает старуха? (Отвращение, жалость)

Вспомним, что говорит о старухе Соня, когда Раскольников пытается объяснить причину убийства. («Это человек-то вошь?»)

Продолжаем анализ сцены преступления- убийство Лизаветы.

— С кем сравнивает Лизавету автор? (-С ребенком, -отвечают учащиеся.)

Убив старуху, Раскольников вновь проливает кровь, кровь такого же обездоленного человека, как он сам. Одно преступление влечет за собой другое. Раскольников по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность; то и дело называет себя подлецом. Но в то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думая о них так же мучительно, как думает об убийстве Лизаветы. И он старается не думать, потому что если начнет думать, то непременно должен будет решить вопрос, куда же их отнести по своей теории — к какому разряду людей. По логике его теории они должны быть отнесены к «низшему» разряду и, следовательно, топор другого Раскольникова может обрушиться на их головы, и на головы Сони, Полечки, Катерины Ивановны. Раскольников должен, по своей теории, отступиться от тех, за кого страдает. Должен презирать, ненавидеть, убивать тех, кого любит, он не может этого пережить. Ему невыносима мысль о том, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидригайлова, он ненавидит их, но не имеет права на эту ненависть. «Мать, сестра, как люблю я их! Отчего теперь я их ненавижу?» Человеческая натура его здесь наиболее остро столкнулась с его нечеловеческой теорией.

«Невозможно разрешение крови по совести»,- считает автор.

И доказывает это нравственными страданиями Раскольникова.

3.Рефлексия

Напишите письмо Раскольникову. Некоторые письма прочитываются вслух.

III. Домашнее задание: подготовить рассказ о том, как происходит наказание Раскольникова

Приложение к уроку

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: