Откуда дети узнают о курении
Согласно статье 16 Федерального закона от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» на территории РФ запрещены реклама, спонсорство и стимулирование продаж табака. А реализация табачных изделий осуществляется из закрытых боксов таким образом, чтобы никто и тем более дети не видели, какая продукция там выставлена. Думаю, многие заметили, что современные фильмы, в том числе и зарубежные, не содержат сцен курения. Так откуда дети чаще всего узнают о существовании табачной продукции? Совершенно верно, от окружающих!
Поэтому в первую очередь именно родители не должны быть рекламой этого глупого, бессмысленного и вредного занятия. Дело в том, что ребёнок следует примеру, а не словам. Часто можно видеть, насколько похожими на своих родителей вырастают дети, даже те, кто крайне не согласен с их образом жизни. Действительно, легче ответить на вопрос ребёнка: «А почему тот дядя курит?», чем на вопрос: «А почему папа курит?». Или и того хуже: «Почему куришь ты?». Про того дядю можно сказать, что он чего-то не знает или болен, но сказать такое про отца или мать значит подорвать авторитет родителя. Дети так устроены, что не понимают, как умный человек одновременно может быть в чём-то глуп. Если ребёнок принял кого-то за авторитет, то все его действия автоматически становятся правильными и достойными подражания. Но стоит раз промахнуться, то либо в глазах ребёнка человек теряет авторитет, либо неправильный поступок включается в список «позволено».
Не стоит дожидаться момента, когда ребёнок уже перейдёт в подростковый возраст или вы его случайно обнаружили за курением. Лучше с самого детства погружать детей в здоровую, интересную среду. Как можно раньше начинайте выезжать в места, где собираются семьи, разделяющие ваши ценности здорового образа жизни. Тогда ребёнок с неосознанного возраста будет видеть, что вокруг много адекватных здоровых людей. И для него это будет нормой. Возможно, здесь у него появятся друзья, и благодаря интернету они смогут друг друга поддерживать на расстоянии. Важно помочь ребёнку в раннем возрасте обрести круг единомышленников. В этом случае в будущем он будет тянуться к более здравым ребятам.
Главная роль родителей — это привить правильные и высокие ценности своим детям! Именно они во многом будут определять ход его дальнейшей жизни. Ребёнок должен понимать, что быть здоровым — это норма, а курить — ненормально ни при каких обстоятельствах.
Беседа о вреде курения
Курить начинают по глупости,
А не бросают от слабости духа.
Из моих курящих знакомых
ВСЕ или бросали курить, или бросают сейчас.
В. Платонов
Все больше и больше людей в России отказываются от сигарет. Все меньше курящих.
Сигареты не разрушают семьи, как наркотики и алкоголь, и не преследуются законом. Зато широко (и довольно тонко) рекламируются и везде продаются. Не вызывают жуткую ломку, абстиненцию, как после перепоя. И, тем не менее, большинство курящих людей старается избавиться от этой привычки.
Сигареты являются самым опасным наркотиком. Почему?
Куришь – не взрослеешь. Куришь – стареешь. Устареваешь! Зачем начинать, если потом будешь всю жизнь бросать?
Понаблюдайте за курящими друзьями, если вы не курите, или за собой, если вдруг курите.
Смотрите, сколько может продержаться курильщик без сигареты? Ну, двадцать минут, ну полчаса, самое многое — час. Что потом? Курильщика неуклонно тянет покурить.
А если он не покурит, то у него обязательно поменяется настроение: на смену бодрости и весёлому духу, придут мрачность, депрессия, унылый дух, затем агрессия, крик, несдержанность. В конце концов, курильщик найдёт себе сигарету, — и тут же настроение у него поднялось. Снова радость, шутки, смех.
Перепады самочувствия и настроения.
Почему это происходит?
Потому что сигареты являются краткодействующими наркотиками.
И действуют через всасывание табачного дыма в лёгкие. А оттуда химические вещества, в основном, это никотин, проникают в кровь, давая кратковременную эйфорию, лёгкий дурман, опьянение и успокоение. Но, как только химические вещества, поступившие в кровь через затяжку сигаретой, распались, действие лёгкого наркотика через сигареты прекратилось, тут же наступает постинтоксикационный синдром, то есть абстиненция.
У курильщиков это выражается в плохом самочувствии, нервозности, раздражении, злости.
Очередная сигарета лишь устраняет абстиненцию и курильщику кажется, что он чувствует себя лучше.
Если наркоман колется раз или два раза в сутки (да и то, пока деньги есть), алкоголик пьёт неделю, максимум десять дней (затем перерыв, иначе умрёт), то курильщик не делает себе выходных. Даже ночью, во время сна, вдруг проснувшись, он бежит к сигарете. И этот скрытый враг живёт в сотнях миллионах людей, делая вид, что он друг людей. Почему же сигареты являются врагом человека? С точки зрения медицины — это медленно действующий яд, разрушающий весь организм.
Курение — не безобидное занятие
, которое можно бросить без усилий.
Это настоящая наркомания
, и тем более опасная, что многие не принимают ее всерьез.
Зачем начинать, если потом будешь всю жизнь бросать?
Никотин — один из самых опасных ядов растительного происхождения.
Птицы погибают, если к их клюву всего лишь поднести стеклянную палочку, смоченную никотином. Кролик погибает от 1/4 капли никотина, собака — от 1/2 капли. Для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг, или 2-3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20-25 сигарет (в одной сигарете содержится примерно 6-8 мг никотина, из которых 3-4 мг попадает в кровь).
Курильщик не погибает по тому, что доза вводится постепенно, не в один прием. К тому же, часть никотина нейтрализует формальдегид — другой яд, содержащийся в табаке.
В течение 30 лет такой курильщик выкуривает примерно 20000 сигарет, или 160 кг табака, поглощая в среднем 800 г никотина. Кстати, на деньги, которые курящий тратит в год на сигареты, можно прекрасно отдохнуть летом
. Например, съездить заграницу, в Австрию или Чехию.
Систематическое поглощение небольших, не смертельных доз никотина вызывает пристрастие к курению. Никотин включается в процессы обмена, происходящие в организме человека, и становится необходимым.
Однако если некурящий человек в один прием получит значительную дозу никотина, может наступить смерть.
Люди, живущие в накуренных помещениях, чаще и сильнее страдают заболеваниями органов дыхания.
Табачный дым задерживает солнечные ультрафиолетовые лучи, которые важны для вашего организма, ухудшает обмен веществ. Снижается способность к физической деятельности, требующей выносливости и напряжения.
Учеными многих стран установлено, что никотин и сухие частицы табачного дыма способствуют развитию у вас многих аллергических заболеваний
. (Даже если вы не курите, но находитесь рядом с курильщиком).
В США даже называют сигарету знаком неудачливости. Ваше курение, в первую очередь, сказывается на нервной и сердечно — сосудистой системах. В 12-15 лет люди уже жалуются на одышку при физической нагрузке.
Курение отрицательно влияет на успехи во всем.
И в спорте! И в учебе! И в хобби! Сигарета замедляет любое развитие. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиваться успехов и чувствовать себя спокойным и счастливым.
Еще 100 лет назад, в результате многолетних наблюдений, французский доктор Декалине пришел к убеждению, что даже редкое курение вызывает малокровие, расстройство пищеварения.
Школьные годы — годы роста, когда закладывается ваше будущее здоровье. Каким вы хотите, чтобы оно было? Чтобы ваша жизнь была неуравновешенной и была окрашена в серые тона?
Сигарета – первая потеря независимости и свободы твоей воли. Остаться свободным легко! Не начинай то, что потом всю жизнь будешь бросать.
Как объяснить детям дошкольного ‒ среднего школьного возраста о вреде курения
Когда мы говорим о детях, важно понимать о каком возрасте идёт речь. Поскольку ребёнок трёх лет и ребёнок двенадцати — это «небо и земля». А юноше лет восемнадцати такие элементарные вещи не объясняются родителями, так как он уже достаточно сформированный человек.
Если мы имеем дело с ребёнком до 6 лет, то здесь всё должно быть однозначно. Всем известно стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо». Это типичное детское мышление — никакой адвайты, всё разграничено. Отрицательный персонаж отрицательный до конца, положительный не делает дурных поступков. Когда хорошо усвоено это разграничение, к 6‒7 годам у детей появляется понимание причинно-следственных связей. Ребёнок может проследить, например, по каким причинам персонаж из хорошего превращается в плохого и наоборот. Для объяснения ребёнку, что делать нельзя, нужно поступить наоборот: рассказать ему, как делать правильно. Это частая ошибка, когда родитель подробно и эмоционально объясняет, как делать не надо, при этом не понимая, что дают детальную инструкцию к действию. Поэтому нужно максимально переместить внимание ребёнка в позитивную сторону. Вместо: «Не поступай так, не ходи туда», нужно говорить: «Сделай так, иди сюда».
Когда ребёнок подрастёт к 7 годам, ему можно начать объяснять негативные последствия действий. А до этого возраста огромную роль в его жизни занимает игра, то есть моделирование ситуаций. Поэтому наиболее эффективным будет не объяснять словами, а преподнести информацию в игровой форме. Также действенным может оказаться и мультик, правда, мультик качественный! Например, в мультфильме «Ну, погоди!» волк практически всегда с папиросой. Более того, показана полная инструкция, как и где её достать: волк пинает урну, с мусором из неё высыпается бычок, который он и прикуривает. Очевидно, что этот мультик показывать не стоит — скорее всего, получите обратный эффект. Хорошим примером мультика может послужить лента «Тайна едкого дыма» (проект «Общее дело»), которую можно показать старшим дошкольникам и ученикам младших классов.
Если в раннем возрасте детям нужно делить всё на хорошее и плохое, что-то запрещать, что-то разрешать, быть достаточно авторитарным родителем, то начиная с 6‒7 лет необходимо начать формировать дружеские отношения. Ребёнок уже может объяснить, почему он так считает или делает определённые вещи, и это может быть вполне разумным толкованием. Переход на дружеское доверительное общение важен для выстраивания дальнейших отношений, формирования адекватной привязанности, исходя из которой ребёнок будет прислушиваться к советам родителей. Таким образом, с детьми от 7 до 10‒11 лет можно проводить серьёзные беседы о вреде курения, показывать видео и печатные материалы.
Как объяснить подростку, что курить вредно
Гораздо труднее обстоит дело с подростками — детьми, вступившими в пубертатный период, или период полового созревания. Особенно это сложно для родителей, которым не удалось установить доверительных отношений с ребёнком. В это время гормоны влияют на его поведение, сильно развит эгоцентризм. Подросткам кажется, что мир крутится исключительно вокруг их персоны, все чувства и заботы обретают значение планетарного порядка, что в миру именуется юношеским максимализмом. К великому сожалению, сейчас общество не диктует правила поведения для этой категории, всячески подпитывая развитие нездорового отношения к миру и себе. Более того, современные тенденции направлены на как можно долгое удерживание подростков на этом уровне сознания. Поэтому можно увидеть 30‒35 летних «подростков» с соответствующим поведением, нежеланием нести ответственность и потаканием своим страстям. Вернёмся к нашей теме.
На подростков всё же можно оказывать влияние, но делать это следует деликатно и осторожно. Нужно понимать, что зачастую дети курят от желания показаться взрослыми или от безделья. А в массе своей курение не так модно. Модно быть спортивным. Однако если ребёнок чувствует себя одиноким, у него нет увлечений, родителям всё равно, где он пропадает целыми днями, чем живёт и интересуется, скорее всего, он закурит с такими же беспризорниками со двора. Если ребёнок уже закурил, а у родителей нет на него влияния, то можно обратиться к представителю «Общего дела» в вашем регионе с просьбой провести в школе, где он учится, беседы о здоровом образе жизни. Также можно обратиться к человеку, с которым у ребёнка сложились доверительные отношения, и попросить оказать содействие. Представители центра Аллена Карра, автора книги «Легкий способ бросить курить», советуют при объяснении детям о вреде курения делать упор на то, что их обманули табачные корпорации, которые просто хотят больше заработать, и не заинтересованы ни в их здоровье, ни крутости. Имеет смысл объяснить, из чего состоит сигарета, что в неё специально добавлены химические компоненты, вызывающие наркотическую зависимость. И делается это преднамеренно с целью увеличить выручку корпораций. На этот счёт также есть фильм с Расселом Кроу «Свой человек», основанный на реальных событиях. Стоит делать акцент на бессмысленности курения, нежели на его вреде.
Повторюсь, что легче предупредить курение, чем вести беседы с уже курящим подростком. Профилактикой могут быть различные ролики, беседы, поощрение спортивных предпочтений, встречи с интересными людьми, ведущими здоровый образ жизни. Хочется подчеркнуть, что у курящих родителей нет шансов объяснить ребёнку, что курить неразумно. Ведь вред происходит не только от самостоятельного курения, но и от пассивного вдыхания дыма. Как отец может рассказать детям о вреде курения, если он сам их травит ежедневно? Более того, у детей курильщиков может развиться зависимость, и в будущем пассивное курение заменится активным, просто потому, что рядом нет курящего отца, и справляться с зависимостью нужно самому.
Напоследок у меня просьба к родителям — обязательно делайте замечания людям, которые курят рядом с вашими детьми. Это абсолютно нормально — защищать здоровье своих родных и близких. Дети будут видеть вашу реакцию и знать, что вы о них заботитесь, и в их сознании закрепится, что курение это то, от чего нужно оберегать себя и других.
Беседа: «КУРИТЬ – ЗДОРОВЬЮ ВРЕДИТЬ!»
Тема: «КУРИТЬ – ЗДОРОВЬЮ ВРЕДИТЬ!»
Цель:
Формирование осознанного и негативного отношения к курению. Проинформировать учащихся о вреде курения на организм человека.
Задачи: 1
. Познакомить учащихся с историей приобщения к курению; с причинами и с последствиями этой вредной привычки;
2
. Помочь учащимся получить достоверную информацию о курении и его влиянии на организм, посредством видео-презентации;
3.
Воспитывать у учащихся ценностное отношение к своему здоровью, здоровью своих близких и человеческой жизни.
Форма
: Беседа
Класс:
8 класс
Ход занятия
: Дорогие друзья и уважаемые гости, Здравствуйте! Я рада вас приветствовать на сегодняшнем занятии, посвещенному вопросам здоровья. Здоровый образ жизни, хорошие привычки, способствуют укреплению нашего здоровья, а значит и удлиняют нашу жизнь.
-А какие бывают привычки? – ответы детей
-Назовите полезные привычки, какие знаете? – ответы
-А какие привычки приносят вред человеку? – ответы
И сегодня, мы более подробно остановимся и поговорим об одной из вредных привычек.
-А как звучит тема нашего занятия вы узнаете расшифровав этот шифр.
1. /Коррекционное упражнение «Шифровка»/
/сложить из отдельных слов пословицу
/
/слайд 1/
«Курить – здоровью вредить!» тема нашего занятия
.
-Сегодня на занятии мы постараемся разобраться какой вред здоровью наносит «губительная сигарета», узнаем историю табака, раскроем причины курения, научимся говорить «нет» вредным привычкам, проведем эксперимент, который докажет о вреде курения на здоровье человека.
-А начнем мы ,пожалуй, с истории появления табака — /сообщение читает ученик
/
«История табака»
«Представьте себе море…Америка…ХV век…мореплаватель Христофор Колумб и его спутники, высадившись на незнакомый берег, видят что туземцы – взрослые и дети – держат в зубах дымящиеся пучки тлеющих листьев, неизвестного европейцам, растения. Выяснилось, что дикари традиционно используют его листья для частого вдыхания дыма. Растение сегодня известно как «табак». Именно отсюда табак попал в Европу. Вскоре табак появился во Франции: Жан Нико, бывший послом в Испании, привез оттуда листья и семена табака в подарок своей королеве Екатерине. От фамилии Нико произошло слово «никотин» — так называют основной компонент табака.
Постепенно курение дошло до России, царем тогда был Михаил Федорович Романов. Он начал вести жестокую борьбу с курильщиками: увлеченных в этом пристрастии в 1 раз наказывали палочными ударами по стопам – 60 ударов; во 2 раз – отрезанием носа или ушей, и отсылали в дальние города. После опустошительного пожара в Москве, причиной которого оказалось курение, оно было запрещено под страхом смертной казни.