Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике


«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»

Автор:

Исмагилова Гульфия Ильдаровна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

МБОУ «Начальная школа — детский сад №76» г.Тюмени

«Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике»

Введение

О здоровьесберегающих технологиях хочется сказать более подробно, так как эта тема мною любима и изучена довольно хорошо. С 2015 года работаю в МБОУ «Начальная школа – детский сад №76» г. Тюмени в должности учителя – логопеда и с тех пор активно применяю здоровьесберегающие технологии и довольна результатом коррекционной работы.

Занимаюсь с детьми с различной речевой патологией. С каждым годом увеличивается количество детей с тяжёлыми нарушениями речи, дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием.

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.

Тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста, снижение уровня коммуникативных умений и навыков (А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, Т.А. Ткаченко, Ю.В.Филлипова, Л.М.Шипицына) — все это определяет необходимость повышения знаний о важности коррекционно-развивающей работы и развития речи детей.Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения, логоритмику.

Авторы коррекционных методик значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (Л. С. Волкова, Бутейко К.П., В. И. Селиверстов, М. Е. Хватцев, А. Г. Ипполитова, 3. А. Репина, и другие).

В связи с этим, весьма актуальным становится вопрос внедрения в практику здоровьесберегающих технологий, т.е. такой организации образовательного процесса, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, способствует его укреплению. Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Исходя из вышесказанного, поставила перед собой следующую цель:выявить эффективные способы использования здоровьесберегающих технологий, оптимизировать процесс коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.

Для достижения поставленной цели в процессе коррекционно-развивающего обучения выделяю и решаю следующие задачи:

— Внедрение и адаптация технологии к условиям работы с детьми на логопедическом пункте в соответствии с индивидуальными, возрастными особенностями;

— Охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения;

— Формирование орального праксиса;

— Совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно – пространственного гнозиса;

— Повышение резервов дыхательной системы;

— Привлечь родителей к решению проблемы по формированию здорового образа жизни;

— Выявление, обобщение и распространение педагогического опыта для педагогов ДОУ;

— Подготовка публикаций для печати по теме использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ДОУ, семье.

Использование здоровьесберегающих технологий в моей деятельности стало перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста.

Оздоровительные технологии в образовательный процесс детского сада должны внедрятся в условиях здоровьесберегающей и здоровьеразвивающей среды.

Представляю свой опыт работы по данной теме вашему вниманию.

Первое что можно выделить это различные виды гимнастик:

артикуляционная, дыхательная, гимнастика для глаз.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Регулярное выполнение поможет:

— улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию, (нервную проводимость); — улучшить подвижность артикуляционных органов; — укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; — уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы.

Дыхательная гимнастика упражнения, способствующие развитию речевого дыхания, формированию длительного, направленного выдоха.

Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения – выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм ребенка комплексное лечебное воздействие.

Зрительная гимнастика

Специальные упражнения для глаз, способствуют профилактике нарушения зрения, развитию подвижности глаз, восстановлению бинокулярного зрения, снятию утомления с глаз, расслаблению зрительной системы, положительно влияют на циркуляцию крови и внутриглазной жидкости в органе зрения, на тренировку аккомодационных мышц, укрепление глазодвигательных мышц, активизацию и восстановление зрения при косоглазии и амблиопии, а также создаётся положительный эмоциональный фон, что способствует повышению работоспособности детей и усилению их познавательной активности. Упражнения зрительной гимнастики использую и как компонент общей релаксации.

Использую такой прием, как игра с крупами (манка, перловка, бобовые, семена). Эта игра разгружает эмоциональную сферу ребенка, создает эмоционально-радостный настрой. Также их применяю в качестве тренажера на развитие мелкой моторики, в процессе автоматизации и дифференциации звуков.

К коррекционным технологиям относятся: логоритмика, упражнения на развитие мелкой моторики, пальчиковые игры, физкультминутки.

Логоритмика – широко известная и эффективная технология. В результате применения логоритмических упражнений улучшается выразительность движений, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Это система двигательных упражнений, в которых движения рук, ног, головы, корпуса сочетаются с произнесением речевого материала. Все упражнения направлены на нормализацию речевого дыхания, формирования умения изменять силу и высоту голоса, правильное произнесение звуков и их сочетаний, умение регулировать темп речи.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

На развитие мелкой моторики пальцев рук на коррекционных занятиях уделяю особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.

Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому пальчиковая гимнастика занимает прочное место в моих занятиях с детьми.

У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие – может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Сочетаю упражнения по развитию мелкой моторики с собственно речевыми упражнениями.

Стимулирую активные точки, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эффективен и ручной массаж пальцев.

Физкультминутки.

Оздоровительные паузы – физминутки провожу в игровой форме в середине занятия.

Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.

К технологиям обучения здоровому образу жизни относятся: логопедический массаж, самомассаж,

массаж биологически активных зон.

Логопедический массаж – совокупность приемов механического, дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами.

Использую в основном такие виды логопедического массажа:

  1. Дифференцированный логопедический массаж использую для ослабления проявления расстройств иннервации мышц речевого аппарата. Для нормализации мышечного тонуса, увеличения объема и амплитуды артикуляционных движений, уменьшения слюнотечения.

  1. Массаж язычной мускулатуры, применяю при спастичности языка (повышенного тонуса) –расслабляющий массаж. При гипотонии языка – делаю стимулирующий.

Цель – укрепить мышечный тонус.

Массаж осуществляется разными способами:

— точечный массаж – локальное воздействие расслабляющим или стимулирующим способом на биологически активные точки (зоны).

— зондовый массаж, использую логопедические зонды, шпатели.

При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.

Также использую:

  • массаж и самомассаж лица;
  • массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;
  • аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);

Невозможно решить все коррекционные задачи без привлечения к ней работников ДОУ и родителей.

Для педагогов был проведен семинар-практикум: «Возможности логопедических занятий в формировании здорового образа жизни детей», разработаны рекомендации и картотеки по применению здоровьесберегающих технологий, представила опыт работы по теме «ЗСТ» на педсовете.

Для родителей были изготовлены памятки, буклеты: «Артикуляционная гимнастика», «Дыхательная гимнастика» и т.д. Были проведены индивидуальные и групповые консультации.

В своем сайте в социальной сети работников образования, также на сайте «НШ-Дс №76» периодически размещаю материалы по работе.

Результативность педагогического опыта.

Апробация использования здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с воспитанниками с общим нарушением речи проходила с 2020 по 2020 год, на воспитанниках старшего дошкольного возраста.

Опыт работы по данной теме показал, что применение перечисленных ЗСТ, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка речевой среды, неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы, сохранению и развитию физического и психического здоровья ребенка (способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребенка в целом).

Таким образом, в результате использования приемов здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях: повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности; снимается эмоциональное напряжение и тревожность; повышается речевая активность; развиваются глазодвигательные мышцы и снимается усталость с глаз; развивается общая и мелкая моторика; формируются двигательные умения и навыки; формируется правильное речевое дыхание и артикуляционный праксис; формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма; развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.

Коррекционная работа на логопедических занятиях направлена не только на предупреждение и устранение речевых недостатков, но и на развитие психических процессов, что способствует подготовке детей к усвоению школьных программ по русскому языку и чтению.

Уровень результативности по коррекции звукопроизношения за последние 2 года колеблется от 80 до 90 %.

Вывод

Использование здоровьесберегающих технологий в моей деятельности стало перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении не только речевых трудностей, но и общего оздоровления детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающиетехнологии оптимизируют процесс коррекции речи детей, позволяют интереснее и разнообразнее организовывать логопедические занятия.

Произнесение звуков – это результат координированной работы всего организма, а не только артикуляционных органов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование здоровьесберегающих технологий в НОД способствует не только сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитии речи, но и улучшению адаптивных и компенсаторных возможностей детского организма.

В планах — продолжить работать по данной теме, комплексно воздействуя на ребенка для дальнейшей динамики речевого развития и внедрить в практику технологии музыкального воздействия, ароматерапию, цветотерапию. С учетом рекомендаций родителей.

Литература:

  1. Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика». – СПб., 2003.
  2. Гаврючина Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2006
  3. Гомзяк О.С. «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников». – М., 2009
  4. Кузнецова С.В., Е.В. Котова, Т.А. Романова «Система работы с узкими специалистами ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2008г.
  5. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». — М., 2004.
  6. Мальгавко Н.В. «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР» – Журнал «Логопед», 2012- №1.
  7. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». – СПб., 2003
  8. Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика. Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста». – СПб., КАРО, 2007.
  9. Панфёрова И.В. «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике». – Журнал «Логопед», 2011 — №2.
  10. Панферова И.В., Л.Н. Филиппова «Преемственность в работе логопеда и других специалистов» Журнал «Логопед», 2007- №4.

11. Степанова О.А. «Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0004966

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; — Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>> Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Поделиться

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ

Здоровьесберегающие технологии

в работе учителя-логопеда ДОУ

Учитель-логопед МБДОУ № 144

г. Ульяновска

Е.Е. Хрусталева

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей. Поэтому одна из (главнейших) задач логопедической работы – создание такой коррекционно–образовательной системы, которая не только бы сохраняла здоровье ребёнка, но и «приумножала» его.

Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности и подготовки его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье. Именно поэтому данные технологии являются необходимым аспектом (компонентом) комплексной реабилитации детей с речевой патологией.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика: пальчиковая, для глаз, дыхательная, бодрящая, корригирующая, ортопедическая.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС).

3. Коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, кинезитерапия, тактильно-кинестетическая стимуляция, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях:

  • Способствует повышению речевой активности;
  • Развивает речевые умения и навыки;
  • Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;
  • Активизирует познавательный интерес;
  • Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть логопедической коррекционной работы. В работе активно используются как традиционные, так и нетрадиционные методы: артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, массаж и самомассаж, Су-Джок терапию, биоэнергопластику, кинезиологические упражнения, дыхательную гимнастику, элементы логоритмики и фонеритмики, тактиль-кинестетическую стимуляцию.

Несомненно, что перечисленные выше методы являются составляющими здоровьесберегающих технологий.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

  • улучшение памяти, внимания, мышления
  • повышение способности к произвольному контролю
  • улучшение общего эмоционального состояния
  • повышается работоспособность, уверенность в себе
  • стимулируются двигательные функции
  • снижает утомляемость
  • улучшаются пространственные представления
  • развивается дыхательный и артикуляционный аппарат
  • стимулируется речевая функция
  • улучшается соматическое состояние.

И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с вышеназванными методами. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.

Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика.

Очень продуктивно её использовать в сочетании с биоэнергопластикой.

Биоэнергопластика –

соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Биоэнергопластика включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика — движение. Биоэнергопластика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь.

Артикуляционные упражнения с функциональной нагрузкой (Архипова Е.Ф.)

Функциональная нагрузка выражается в утрированном, четком выполнении всех заданий, с максимальной амплитудой движений органов артикуляции.

Упражнение 1. «Забор».

Цель:

подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы.

Методические рекомендации:

перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние

и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ре­бенок не морщил нос. Удержать под счет до 5.

Упражнение 2. «Окно».

Цель:

уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов.

Методические рекомендации:

из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы долж­ны быть видны. Удержать под счет до 5.

Упражнение 3. «Трубочка».

Цель: выработать активность и подвижность губ.

Методические рекомендации: из положения «Забор» вытянуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки. Круговая мыш­ца собирается в морщинки.

Необходимо проверить, чтобы нижняя челюсть не опускалась. Контролировать рукой. Удержать под счет до 5.

Упражнение 4. «Мост».

Цель:

выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.

Методические рекомендации:

из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5.

Упражнение 5. «Лопата».

Цель:

выработать широкое и спокойное положение языка, что необходимо для подготовки шипящих звуков.

Методические рекомендации:

последовательно выполнять упражнения «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения языка «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Удержать под счет до 5. Язык на губе.

Упражнение 6. «Лопата копает».

Цель:

подготовить артикуляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Чашечка».

Методические рекомендации:

Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны. Следить, чтобы язык при подъеме не убирался в ротовую полость. Выполнить упражнение в медленном темпе 3 — 4 раза. Кончик языка загибается вверх.

Упражнение 7. «Парус».

Цель:

подготовка верхнего подъема языка для звуков [р], [л].

Методические рекомендации:

Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним резцам и упирается в альвеолы. Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженным и широким, определялась подъязычная связка. Удержать под счет до 5. Язык поднят кверху.

Упражнение 8. «Качели».

Цель:

дифференцировать нижнее и верхнее положение языка, что необходимо для дифференциации свистящих и шипящих звуков.

Методические рекомендации:

из положения «Парус» перейти к упражнению «Мост». Чередовать 5-6 раз в темпе, заданном логопедом.

Упражнение 9. «Вкусное варенье».

Цель:

сформировать: верхний подъем языка в форме «Чашеч­ки», удерживание языка на верх­ней губе и выполнение облизывающего движения сверху вниз.

Методические рекомендации:

из положения «Лопата копает» широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2-3 раза в медленном темпе. Движения языка сверху вниз по верхней губе.

Упражнение 10. «Теплый ветер».

Цель:

вызывание шипящих звуков по подражанию.

Методические рекомендации:

из положения «Вкусное варенье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с альвеолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Растянуть губы в улыбке. Рука должна ощутить теплую воздушную струю. Кистью ощутить теплую струю воздуха.

Упражнение 11. «Маляр».

Цель:

растянуть подъязычную связку для звуков [р], [л], а для произнесения шипящих звуков найти место образования щели языка в форме чашечки у твердого нёба.

Методические рекомендации:

из положения «Парус» продвигать

язык по нёбу в передне-заднем направлении 3-4 раза. Челюсть должна оставаться неподвижной (контролируется рукой). Язык движется по нёбу вперед-назад.

Упражнение 12. «Цокает лошадка».

Цель:

выработать тонкие дифференцированные движения кончиком языка для звука [р].

Методические рекомендации:

из положения «Парус» при широко открытом рте цокать языком. Челюсть неподвижна. (Удерживается рукой. Выпол­нить 5-6 раз.) Язык за верхними зубами. Рука держит подбородок, чтобы он не двигался во время щелканья.

Упражнение 13. «Молоток».

Цель:

подготовка артикуля­ции для звука [р] и вибрации кончика языка.

Методические рекомендации:

из положения «Парус» стучать языком и произносить звук [д]. Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта. Примечание: если исправляется горловой звук, то произносится звук [т]. Следить, чтобы не было назального оттенка, не напрягался голос и не поднималась нижняя челюсть. Постучать со звуком [д, т] 5-6 раз. Кончик языка стучит вверху по альвеолам со звуком [д] или [т].

Упражнение 14. «Дятел».

Цель:

формировать вибрацию кончика языка для звука [р].

Методические рекомендации:

из положения «Па­рус» и «Молоток» произносить звук [д] в ускоренном темпе. Серии ударов языком по альвеолам напоминают стук дятла: «Д — ддд», «Д — ддд» (один удар и несколько ударов в быстром темпе). Выполняется 3— 5 таких серий.

Упражнение 15. «Пулемет».

Цель:

закрепить вибрацию кончика языка для зву­ка [р].

Методические рекомендации:

из положения «Парус» выполнять упражнение «Дятел» и добавлять воз­душную струю, как толчок воздуха: «Д — ддд» + толчок сильной воздушной струи. Возникает вибрация языка — «дрр». Выполнить интенсивно 5 раз. Язык вверху стучит по альвеолам со звуками «Д —
ДДД».
После произнесения «Д — ддд» — сильно подуть на язык.

Дыхательная гимнастика

предоставляет большие возможности в здоровьесбережении детей. Считается, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Упражнения:

«Фокус» — дуем в трубочку так, чтобы шарик удерживался как можно дольше в воздухе,

«Прокати шарик» — дуем на шарик так, чтобы он катился только по голубым ямкам

«Поплевывание» — отрываем кусочек ватного диска, кладем на нижнюю губу и целенаправленно сдуваем, как бы сплёвываем. Этим упражнение мы формируем целенаправленную воздушную струю, необходимую для произнесения всех групп звуков позднего генеза (свистящих, шипящих и соноров)

Гимнастика пальчиковая.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Позитивно влияет на развитие интеллекта. Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.

Упражнения:

— «Резиночки» — ребёнок, ориентируясь на карточки-образцы, надевает поочерёдно на пальцы разноцветные резинки. Необходимо соблюдать последовательность надевания и цвет резинок.

— «Моталки» — используются для эффективной тренировки мелкой моторики пальцев рук. В процессе игры совершенствуется ловкость, координация и быстрота движений.

— «Пальчиковые и слоговые дорожки» — проходим по дорожкам и автоматизируем звук изолированно и в слогах, тренируем силу и высоту голоса.

— «Волчки» — развиваем мелкую моторику и автоматизируем изолированный звук.

— Пальчиковый тренажёр «Топотоша слоник» — играем, проходя дорожки и проговаривая слоги, выполняем различные движения «слоником»: «Слоник умеет ходить, бегать, сидеть, стоять на задних ногах, на передних, поднимать хобот вверх, кивать головой». Во время этих действий можно автоматизировать звук слогах и словах и отрабатывать грамматические категории, например, «Слоник видит пять яблок… и т.д.».

— «Трубочка» — растягиваем трубочку, используем для «переговаривания» через неё, игры типа «запомни-повтори», проговариваем слоговые цепочки, цепочки слов. При этом можно слушать свою речь для контроля звука. Затем в конце игр собираем трубочку. Можно использовать как телефонную трубку для контроля собственного произношения.

— «Фигурные скрепки» — развиваем мелкую моторику, при этом автоматизируем звук и учимся согласовывать сущ. и числит.

— «Лягушки – попрыгушки» — нажимаем на лягушку поочерёдно каждым пальцем правой и левой руки. Укрепляем мышцы всех пальцев рук.

Тактильно-кинестетическая стимуляция.

При нормальном развитии ребенок овладевает звуковой стороной речи одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. Систематические упражнения, тренирующие движения пальцев рук, являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, одним из проявлений этого является совершенствование речи ребенка. Это обуславливает необходимость при работе над артикуляцией одновременно развивать функциональные возможности пальцев рук. С целью усиления кинестезий некоторые исследователи для увеличения эффекта логопедической работы, предлагают использовать пальцевые движения на специальных тренажерах. В качестве таких тренажеров могут быть использованы резиновые или пластмассовые коврики с игольчатой поверхностью, массажные мячи и другие приспособления.

Упражнения:

— «Пальчиковые коврики» — проходим по дорожкам обычными шагами, затем приставными, затем указательным и средним, указательным и безымянным, указательным и мизинцем, потом те же варианты с большим и остальными пальцами с одновременным проговариванием слогов с автоматизируемым звуком. Также можно использовать для дифференциации звуков, чередуя оппозиционные звуки, слоги или слова.

— «Колечки» — произносим слоги или слова со звуком и сжимаем колечки. Можно использовать и при автоматизации и при дифференциации звуков.

— «Ёжики» — также используем для отработки и различения звуков. Также можно дарить картинки со звуками ёжикам.

Су-Джок терапия

— это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.

Упражнения:

— «Колючий ёжик» — массаж подушечек пальцев рук, можно с проговариванием слогов.

— «Пружинки» — одеваем пружинку на каждый палец обеих рук поочерёдно, придумывая слова с заданным звуком.

— «Кочки» — раскручиваем шарик и делаем кочки. Дифференцируем звуки, проходя по кочкам (в слогах и словах).

Кинезиологические упражнения

– это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие:

• развивают мозолистое тело,

• повышают стрессоустойчивость,

• улучшают мыслительную деятельность,

• способствуют улучшению памяти и внимания,

• облегчают процесс чтения и письма,

• улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.

Упражнения:

— «Колечки» — Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом и обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками одном направлении, затем в разнонаправленном.

— «Цепочка» — соединяем поочерёдно большой палец с каждым, образуя цепочки. Сначала двигаемся к мизинцу, затем к указательному пальцу.

— «Один – четыре» — поочерёдно каждой рукой показываем один – большой палец, другой четыре – прячем большой под четыре пальца, по команде меняем положение пальцев. Выполняем сначала одно рукой, потом обеими.

— «Прямоугольник» — образуем прямоугольник большими и указательными пальцами обеих рук. И каждый раз меняем стороны прямогольника, то пальцы правой руки снизу, то левой.

Логоритмика

— это система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции. Для автоматизации звуков можно использовать распевки Овчинниковой, логопедические песенки Железновых. Например,

Ши-ши-ши-ши – как конфетки хороши

Шо-шо-шо-шо — мойте ручки хорошо

Шу-шу-шу-шу — я к столу вас приглашу

Ша-ша-ша-ша – будем кушать не спеша

Также я активно использую «Артикуляционную аэробику» — выполнение артикуляционной и мимической гимнастики под ритмичную музыку.

Фонеритмические упражнения используем для отработки чёткой артикуляции гласных звуков. Выполняем пение гласных под музыку с одновременным движением рук под ритмичную музыку. Затем для развития слоговой структуры можно использовать пропевание слогов как однотипной так и разнотипной структуры, также под музыку сопряжённо с движением рук.

Вариативность использования в работе учителя-логопеда разнообразных методов и приёмов для развития речи детей оказывают положительное воздействие на речевое развитие, у детей повышается работоспособность, улучшается качество образовательного процесса в целом.

9

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: