Как оформить уголок ОБЖ в детском саду?
Научить детей вести себя в чрезвычайных ситуациях — важная задача для каждого педагога. Для упрощения освоения материала, его можно преподнести в виде игры, и оформить уголок по основам ОБЖ, который включает в себя:
Пример оформления уголка ОБЖ
- Наглядный подготовительный материал для обучения.
- Информацию о возможных чрезвычайных и травматических ситуациях.
- Макеты машин и техники служб по чрезвычайным ситуациям: машина скорой помощи, пожарная техника и пожарный щит.
- Обучающие и дидактические игры и конкурсы, например, «Умный светофор» и «Основы безопасности». Покупной вариант можно заменить, изготовленным своими руками.
- Предметы для обучения в формате сюжетно-ролевой игры: экипировка работников служб спасения, куклы, напольное покрытия для изучения движения при ПДД.
- Макеты предметов личной безопасности: телефоны службы спасения, отражающие материалы, огнетушитель.
К сведению! Раздаточный материал, представленный в этой парциальной зоне, может быть разнообразным. Например, можно поместить аннотацию и распечатку по основам ОБЖ. Грамотно составленный вариант представила Р. Б. Стеркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
Наличие наглядных материалов поможет детям с интересом углубиться в процесс изучения основ правил жизнедеятельности, а использование игрового подхода упростит усвоение материала.
Телефоны спасения должны знать
Цели создания по ФГОС
В целом, для уголков установлены требования, в соответствии с их тематикой. При этом для всех центров активности в дошкольном учреждении установлены общие положения:
- Они должны удовлетворять интересы детей, быть увлекательными.
- Материальная база должна соответствовать возрасту воспитанников.
- Эстетическое оформление должно вызывать ощущение уюта и привлекать детей. Это поможет создать хорошее настроение и вызовет интерес у воспитанников.
- Оптимальное расположение в помещении. Удобное использование, наличие света и легкий доступ.
- Материалы должны быть удобны и доступны для использования для любого ребенка.
- Необходимо учесть региональный компонент при оформлении (изучение национального быта, искусства, литературы, языка).
Роль и значение уголков
Обучение ребенка основам безопасности в различных сферах, это важный вклад в его дальнейшую жизнь. Это поможет избежать критичных и опасных ситуаций и даже может спать жизнь, если ситуации не удалось избежать.
Информация поможет при ЧС
Вопрос профилактики детского травматизма стоит остро. От чрезвычайных ситуаций не застрахован никто, поэтому знание теории и понимание, как действовать — важный аспект обучения.
Народный танец «Калинка-Малинка» танцуют дети
Уголок должен сформировать у детей навыки разумного поведения, научить спокойно и правильно реагировать на возникновение чрезвычайных ситуаций, познакомить с основами экологической культуры и приобщить к здоровому образу жизни.
К сведению! Помимо правильной реакции и действий при возникновении чрезвычайной ситуации, также необходимо привить ребенку знание, куда обратиться за помощью в той или иной ситуации.
Основные задачи уголка
Главной задачей уголка является формирование понимания по основам безопасности у детей. Весь процесс можно разбить на следующие этапы:
- Сформировать представления о чрезвычайных ситуациях и научить способам их решения. Разобрать первые шаги при чрезвычайной ситуации, и куда следует обратиться за помощью.
- Привить безопасное для человека и природы поведение.
- Изучение и разбор правил дорожного движения не только со стороны пассажира, но и со стороны водителя транспортного средства.
- Сформировать осмотрительное отношение к потенциально опасным ситуациям для природы и человека.
- Разбор и проработка сценариев развития и решений возможных критических, и бытовых ситуаций с помощью игр или использования раздаточного материала.
В большинстве случаев, опасные ситуации можно предотвратить на ранних стадиях или избежать вообще. Научить этому ребенка — важная задача не только для воспитателя, но и для родителей, поэтому их тоже необходимо подключать к процессу обучения.
Работа в уголке ОБЖ
Работать с материалом, представленным в уголке безопасности, можно по-разному, что позволит разнообразить и углубить процесс изучения. Можно использовать следующие варианты:
- Наглядное обучение с использованием плакатов, информационных стендов с иллюстрациями. Стенд можно оформить один единый, охватывающий все сферы или разбить на несколько тематических.
- Теоретические занятия по теме.
- Практическая работа для изучения правил поведения при чрезвычайных ситуациях.
- Моделирование возможных ситуаций с использованием макетов предметов служб безопасности.
- Работа с дидактическими и обучающими играми.
- Чтение стихов на тему ОБЖ, изучение и обсуждение рассказов по данной теме.
К сведению! Для обучения ребенка основам безопасности, можно подключать родителей. Для этого необходимо заранее предоставить для них материал, который они смогут использовать — иллюстрации, раскраски, пособия.
Наблюдательный процесс в познании окружающего мира
Следующий инструмент в руках воспитателя для всестороннего развития ребенка – это наблюдение.
Использование данного метода помогает в достижении следующих целей:
- во время наблюдения ребенка за живой природой формируется и прививается гуманное отношение к растительному и животному миру;
- дети, наблюдая за природой и видя все разнообразие и красоту, испытывают позитивные эмоции, что способствует воспитанию психически и гармонически развитой личности;
- наблюдая за природой, дети постоянно находятся в движении, что благотворно влияет на их физическое развитие;
- в ходе наблюдения дети постоянно сталкиваются и познают что-то новое, а также пополняют свой словарный запас.
Основная цель в процессе наблюдения заключается в умении воспитателя научить детей правильно вести наблюдение, запоминать, сравнивать и замечать малейшие детали с целью дальнейшего их анализа. Таким образом, дети под руководством воспитателя наблюдают за объектами природы, экспериментируют и познают мир вокруг себя. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок рос в доброжелательной атмосфере и получил достойное дошкольное образование, приходите в наш частный детский сад «Знайка» в Щелково. Наши опытные педагоги в своей практике используют все методы всестороннего развития ребенка, помогают ему раскрыться, как личности. Также при нашем саде работает детский развивающий , который может посещать ваш ребенок с 10 месяцев.
Оформление уголка безопасности
Один из важных этапов в обучении детей — создать уголок безопасности в детском саду. Оформление уголка не обязано следовать строгим правилам, но есть нюансы, которые стоит соблюдать.
По возможности лучше разместить переносной стол, а также стеллажи или контейнеры для размещения раздаточного материала и предметов для игр. На стене можно установить информационные плакаты и иллюстрации по теме.
Должны быть знаки «Внимание!», «Осторожно!»
Не всегда педагог располагает необходимым местом, и приходится исходить из того, что есть по факту. Несмотря на располагаемое место, уголок может включать в себя:
- Единый стенд, сформированный с допустимым пространством.
- Сборная конструкция, объединенная общей тематикой.
- Яркие иллюстрации и лозунги «Внимание!», «Осторожно!» помогут привлечь внимание детей и родителей к вопросам безопасности.
Развивающие игры и занятия для детей 3 лет
Создание пространства для изучения ОБЖ может стать одной из тем родительского собрания. Это поможет сразу организовать уголок для обучения и обсудить с родителями поддержание процесса обучения вне образовательного учреждения.
Шаблоны плакатов и листовок для печати
При оформлении пространства по обучению безопасности, часто используют яркие плакаты, иллюстрации и листовки. Данный материал можно приобрести, как в готовом виде, так и сделать самостоятельно.
При покупке готовых раздаточных материалов, следует обратить внимание на излагаемый материал, правильность подаваемой информации и наполнении. Яркие цвета и заголовки помогут привлечь внимание и интерес у воспитанников.
При создании плакатов вручную, можно обратиться уже к готовым шаблонам, которые можно найти в интернете и на специализированных сайтах.
К сведению! Один из плакатов можно создать вместе с детьми в виде обучающего урока.
Модель центра познавательной деятельности в дошкольной среде Центр математического развития
Модель центра познавательной деятельности в дошкольной среде
Центр математического развития
Выполнила:воспитатель группы кратковременного пребывания
филиала МБОУ Токарёвской СОШ №2 в д. Чичерино
Каждый воспитатель находится в постоянном поиске новых интересных форм и инновационных подходов к созданию эффективной предметно-развивающей среды, стимулирующей развитие дошкольников, к построению её с учетом особенностей восприятия мира ребенком. Создавая такую среду, следует строить ее с учётом ФГОС ДО, делать информативно богатой, что обеспечивает её разнообразием тематики, многообразием дидактического и информационного материала. Все компоненты среды должны сочетаться между собой по содержанию, художественному решению, обеспечивать содержательное общение взрослых и детей.
Для реализации образовательной области «Познавательное развитие»
через процесс формирования элементарных математических представлений в группах организуются центры занимательной математики.
Центр решает следующие задачи:
• целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.
• воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.
Центр оснащен:
- Счетный материал: игрушки, мелкие предметы, предметные картинки.
2.Комплекты цифр и математических знаков для магнитной доски , набор карточек с гнёздами для составления простых арифметических задач.
3.Занимательный и познавательный математический материал: доски-вкладыши, рамки-вкладыши, логико-математические игры: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, «Геоконт-конструктор»
и др.
4.Рабочие тетради по математике.
5. Наборы геометрических фигур
6.«Волшебные часы»
: модели частей суток, времён года, месяцев, дней недели.
7.Счёты напольные и настольные.
8.Счётные палочки, счётный материал.
9. Учебные приборы: линейки, сантиметры, ростомер для детей и кукол, набор лекал, циркуль.
10. Мозаики, пазлы, игры.
11.Термометр спиртовой.
12. Часы песочные; часы механические.
13. Весы рычажные с набором разновесов.
- Наборы табличек и карточек с предметными и условно-схематическими изображениями для классификации по 2-3 признакам одновременно.
- Настольно-печатные игры.
- Разнообразные дидактические игры.
Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Одним из условий успешной реализации программы по формированию элементарных математических представлений является создание развивающей среды («Центра математического развития»)
, что позволяет воспитателю предлагать детям интересные задания для самостоятельной работы, а также, чтобы у детей была возможность выбрать интересующую их игру, и играть индивидуально или совместно с другими детьми, небольшой подгруппой. Центр должен быть оснащён материалами и атрибутами, играми на воссоздание образов предметов и творческих композиций, игровыми упражнениями и пособиями, разнообразными наглядными моделями часов, а также должны входить календари времени и месяцев года, дней недели, позволяющими детям в самостоятельной деятельности отрабатывать навыки, закреплять уже имеющиеся математические представления и знания, открывать для себя новое в области математики через своеобразные детские виды деятельности. В подготовительной к школе группе в уголок занимательной математики можно поместить различные обучающие настольно – печатные игры, шахматы, домино, игры на развитие внимания. Должны быть размещены занимательные книги с математическими заданиями, книги с загадками, задачами — шутками, кроссвордами, головоломками, лабиринты (из детских журналов, книг, листы с заданиями для самостоятельного выполнения, раскраски, чтобы приобщать детей к активной умственной деятельности).
В данном центре желательно расположить различные виды мозаик, пазлы, игры на развитие мелкой моторики,занимательно- математический материал, стимулирующий развитие детей («Колумбово яйцо»
, палочки Кюизенера,
танграм)
Их назначение – способствовать становлению логико-математического опыта детей на основе овладения ими действиями сравнения, сопоставления, разбиения множеств, алгоритмов, построения логического высказывания. Материал способствует развитию наглядно-образного и логического мышления, сообразительности, смекалки, познавательных интересов, личностных качеств (целенаправленности, поисковых практических и умственных действий, настойчивости, самостоятельности). Это одно из средств подготовки детей к школьному обучению.
Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.
В подготовительной к школе группе необходимо создавать условия для углубленного формирования представлений о количестве, форме, величине предметов. С этой целью можно использовать сюжетно-ролевые игры с математическим содержанием, в процессе которых ребёнок, выполняя взятую на себя роль, может производить разнообразные счётные, измерительные и другие действия(«Школа» ,«Библиотека»,«Аптека»
,
«Ателье»
,
«Мастерская добрых
,
«Магазин»
,
«Кондитерская фабрика»
и т. д.). Выбор сюжета игры и определение игровых правил зависят от математических представлений. Использование таких игр стимулирует развитие самостоятельной познавательной активности каждого ребёнка.
Организация развивающей среды осуществляется с посильным участием детей, что создаёт у них положительное отношение и интерес к материалу, желание играть.
Дидактические игры и игровые упражнения
Дидактические игры по математике, содержащие большой мотивационный потенциал для развития у дошкольников активного познавательного отношения к окружающему миру.
Количество и счёт
Развитие представлений множестве :«Составь пары»
,
«Каких предметов больше?»
,
«Больше — меньше»
.
Закрепление знаний о цифрах от 0 до 9: «Путаница»
,
«Какой цифры не стало?»
,
«Обозначь цифрой»
,
«Набери номер телефона»
,
«Рисуем по точкам» ,«Что изменилось?»
.
Совершенствование представлений о понимании отношений между числами натурального ряда: «Назови соседей»
, «Какое число меньше
(больше
на 1?», «Назови пропущенное
(предыдущее, последующее)
число»,
«Покажи цифрой»
.
Закрепление умения составлять число из единиц в пределах 10:«Составь число»
, «Я знаю 6
(7,8)
имён».
Активизация умения раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число в пределах 10: «Найди пару»
,
«Рассели соседей»
,
«Разложи по коробкам»
,
«Отгадай»
,
«Покажи цифрами»
,
«Составь число из двух одинаковых»
.
Совершенствование навыков количественного и порядкового счёта в пределах 20: «Кто знает – пусть дальше считает»
,
«Назови соседей»
,
«Сосчитай по-разному»
,
«Весёлый счёт»
,
«Помоги числам найти своё место»
,
«По порядку становись».
Совершенствование представлений о монетах, их наборе и размене: «Магазин»
,
«Расскажи про покупки»
,
«Аптека», «Поездка в транспорте»
.
Величина
Закрепление счётных действий по заданной мере: «Считай по-разному»
,
«Угадай, сколько всего»
,
«Сколько пар?»
.
Закрепление умения делить предмет на 2-8 равных частей:«День рождения»
,
«Раздели на всех»
,
«Найди целое и его части»
, «Покажи и
сравни ».
Формирование элементарных измерительных умений: «Поручение»
,
«Расставь мебель»
,
«Что для кого?»
,
«Кто дальше?»
,
«Повар»
,
«Аптека»
,
«Магазин»
, «Готовим по рецепту
(большой, маленький пирог)
»,
«Что тяжелее, что легче?»
.
Форма
Закрепление представлений о знакомых геометрических фигурах и их свойствах, умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения: «Геометрическое лото»
,
«Угадай, что спрятано?»
,
«Найди по описанию»
,
«Найди на ощупь»
,
«Фигуры из цветной мозаики»
,
«Собери фигуру»
,
«Домино»
, «Разложи по форме
(размеру, цвету)
»,
«Найди пару»
,
«Разложи по коробкам»
,
«Нарисуй по заданию»
,
«Разложи фигуры по порядку»
.
Упражнения в умении моделировать геометрические фигуры: «Составь фигуру»
,
«Чудесные превращения»
,
«Отгадай загадку и нарисуй отгадку»
, игры с палочками и конструкторами.
Развитие умения анализировать форму предметов и их частей и воссоздать предметы разной формы: «На что похоже?»
,
«Дорисуй предмет»
, «Найди
(назови)
предмет такой же формы»,
«Найди пару»
,
«Танграм»
,
«Пифагор»
,
«Колумбово яйцо»
,
«Нарисуй и построй»
.
Ориентировка в пространстве
Совершенствование умения ориентироваться на ограниченной плоскости: «Запомни и повтори»
,
«Дорисуй ряд»
,
«Составь узор»
,
«Нарисуй отгадку»
,
«Художник»
,
«Левее, правее»
,
«Рисуем по точкам»
,
«Выше, ниже»
.
Развитие способности к пространственному моделированию: «Чьё место?»
,
«Водители»
,
«Отведи товарища», «Дорога домой и дорога к школе»
,
«Найди спрятанный предмет»
,
«Перейди дорогу»
,
«Иди по правилам»
,
«Угадай, что спрятано»
.
Ориентировка во времени
Совершенствование представлений о временных отрезках (дни недели, месяцы, времена года)
:
«Неделя, стройся»
,
«Живая неделя»
,
«Назови соседей»
,
«Круглый год»
,
«Подбери правильно»
(лото),
«Составь времена года»
,
«Наведи порядок»
,
«Когда это бывает?»
,
«До и после»
,
«Раньше – позже»
.
Развитие чувства времени: «Сделай вовремя»
, «
Успей за 1 минуту
»,
«Кто быстрее соберёт башню?»
,
«Кто успеет?»
,
«Кто раньше?»
.
Упражнение в определении и установлении по времени по часам: «Который час?»
,
«Наш день»
,
«Проверь время»
,
«Раньше – позже»
.