Уголок настроения в группе детского сада консультация

Согласно существующим требованиям к организации развивающей среды в образовательных учреждениях, является необходимым создание в ДОУ комфортных условий не только для активной деятельности воспитанников, совместных игр, занятий под руководством педагога, но и для психологической разгрузки, отдыха детей. При пребывании целый день в шумном коллективе ребенку может потребоваться личное пространство. Для этого размещают в детском саду «Уголок уединения». Что представляет собой такая зона, как ее сделать собственными руками и какими предметами наполнить, мы расскажем в этой статье.

Назначение «Уголка уединения» в детском саду

У детей дошкольного возраста часто меняется настроение в связи с недостаточной сформированностью эмоционально-волевой сферы. Малыши еще не умеют контролировать проявления своих чувств. Поэтому нередко происходит демонстрация таких эмоциональных проявлений, как гнев, злость, грусть. Для ребенка изменение обстановки, пребывание целый день в шумном кругу людей при отсутствии мамы, а также исполнение требований педагогов и восприятие большого объема новой информации является серьезным стрессом. Поэтому для сохранения психологического комфорта дошкольника в группах создают специальные зоны, где малыш может побыть в одиночестве. В таком уголке кроха может «спрятаться» от окружающих, выразить свои накопившиеся негативные эмоции, отвлечься от суеты с помощью интересных спокойных игр и просто отдохнуть в тишине.

Таким образом, «Уголок уединения» в детском саду помогает решить следующие психолого-педагогические задачи:

  • сформировать условия для развития эмоциональной сферы дошкольника;
  • помочь малышам адаптироваться к новым условиям, сверстникам, педагогам;
  • создать в детском коллективе положительный микроклимат;
  • предупредить нервное перенапряжение воспитанников, снизить вероятность возникновения конфликтных ситуаций.

Что такое уголок уединения

Картинка 2 Место уединения помогает снизить стресс

Уголок уединения это специально отведённая часть помещения, на которой обустраивается зона релаксации для детей. Подразумевается, что наличие такой отдельной зоны в каждой группе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) помогает детям всех возрастов:

Уголок уединения нужен всем

  • Адаптироваться в детском саду.
  • Пережить временную разлуку с родителями.
  • Преодолеть стрессы, неизбежно возникающие при общении со сверстниками.
  • Притереться и притерпеться к новым для окружающим людям и обстоятельствам.

Цели и задачи

Создание подобной зоны релаксации необходимо для решения следующих задач:

  • Помочь малышам-дошкольникам пережить расставание с родителями, облегчить адаптацию к новым условиям и требованиям детского садика. Для этого в уголке уединения располагают привычные детям мягкие предметы, игрушки, вызывающие позитивные переживания и помогающие детям расслабиться и отвлечься.
  • Научить ребёнка выражать негативные эмоции: гнев, обиду, злость в форме, безопасной для неокрепшей психики. Для этих целей в уголке могут оформить зону с мягкими предметами для битья или обнимания, коробочки или баночки, в которых ребёнок закрывает свои негативные эмоции.
  • Помочь детям научиться управлять своим эмоциональным настроем, обрести уверенность в себе. С этой целью там находится доска или лист бумаги, на которых дошкольники изображают своё настроение, различные предметы, иллюстрирующие эмоции: радость, печаль, гнев, страх.
  • Повысить самооценку застенчивых и робких детей.
  • научить дошкольников решать конфликты, возникающие при общении со сверстниками, мириться после споров и ссор. Этим целям соответствует островок примирения – специальный коврик или огороженное место, на котором дети должны решать свои разногласия.

Педагог может сам попросить ребёнка пройти в зону уединения, если видит, что он не справляется со своим эмоциональным состоянием (чрезмерная агрессия по отношению к другим детям, затянувшиеся переживания по поводу разлуки с родителями, ярко выраженное нежелание контактировать с другими детьми, сильная застенчивость). Чаще всего это происходит в младших группах детского садика.

В последствии, в средних и старших группах, дети уже имеют чёткое представление о целях этой зоны релакса и самостоятельно делают выбор там уединиться, если считают, что им это необходимо.

Обратите внимание! Важно помнить, что ребёнок любого возраста это личность, с той лишь разницей, что на данном этапе своего развития обладает меньшим жизненным опытом, чем взрослый. И любое проявление детских негативных эмоций следует воспринимать спокойно и с пониманием – малыш просто не знает, как это сделать правильно и пока не предвидит всех последствий своих действий.

Занятие по ФЭМП и родительские консультации в подготовительных группах

Актуальность преодоления негативного эмоционального состояния ребёнка

Обеспечение эмоционального благополучия детей в ДОУ это условие, выдвигаемое на первое место федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Соответственно главная задача дошкольных учреждений это обеспечить эмоциональный комфорт своих воспитанников.

Стресс необходимо убирать

Но и без государственных нормативов, стандартов и презентаций очевидно, что положительное эмоциональное состояние, позитивный настрой ребёнка необходимы для гармоничного развития личности. Детям как наименее защищённой в психологическом плане категории общества требуется особый подход к их эмоциональным нуждам.

Обратите внимание! Негативные эмоции это необходимый и неизбежный опыт, и научить детей правильно его воспринимать, предложить им способы их правильного переживания одна из главных целей воспитания.

Именно для решения этой задачи в детских садах в последние 10-15 лет стали появляться уголки уединения, в которых малыши могут выплеснуть свой негатив, не подвергая риску своих сверстников.

Рекомендации по оформлению

В детском саду «Уголок уединения» должен представлять собой закрытое комфортное пространство. Ребенку необходимо ощущать себя в безопасности, быть уверенным в том, что его никто не потревожит в этой зоне. Поэтому чаще всего такой угол оформляют в виде шалаша, палатки, домика.

Важно создать атмосферу домашнего уюта, спокойствия. Поэтому рекомендуется, чтобы внутри пространства был приглушенный свет, много подушек, мягкий удобный диванчик, картины и другие мелочи, которые помогут реализовать идею.

Безусловно, необходимо позаботиться и о безопасности детей. Так, ни в коем случае нельзя размещать в уголке мелкие, острые и бьющиеся предметы, краски и другие химические вещества. Следует заранее предусмотреть «окошко» — для того, чтобы в отдельных случаях педагог, не беспокоя малыша и не нарушая его личного пространства, убедился в его безопасности и хорошем самочувствии.

Как сделать «Уголок уединения» в детском саду? Оформление зависит от интерьера группы, а также предпочтений самих детей. Воспитанники могут принимать непосредственное участие в изготовлении и декорировании такой зоны.

Как сделать уголок уединения своими руками

В стандартах ФГОС к уголку уединения предъявляются определённые требования:

  • Размеры уголка уединения не должны быть слишком большими, так как ощущение покоя и уюта для детей создаётся маленькими убежищами: домиками, палатками, шатрами.
  • Цветовая гамма уголка уединения должна быть неяркой, свет приглушённым, так как цель этого места – успокаивать, умиротворять, расслаблять.
  • На полу должен быть постелен коврик или мягкая подстилка, подушки.
  • Предметы, которые наполняют уголок уединения, должны быть развивающего характера, побуждать детей к творчеству, самосовершенствованию.
  • В уголке уединения для создания ощущения стабильности должна оставаться неизменной определённая часть предметов, нахождение остальных может носить периодический характер, подпитывая в дошкольниках интерес к этому месту.
  • При создании зоны релакса воспитателям следует учитывать возраст своих подопечных. Игрушки должны отвечать требованиям эстетики и гигиены.
  • Обязательно должны соблюдаться требования безопасности: отсутствие острых и бьющихся предметов.

Обратите внимание! В уголке уединения можно сделать окошко, которое позволяет периодически наблюдать за ребёнком, чтобы убедиться в его безопасном состоянии и хорошем самочувствии. При этом оно не должно нарушать личного пространства малыша.

Идеи для оформления уголка

Создавая дизайн уголка уединения, воспитателю следует ориентироваться на возраст своих подопечных. Для младшей группы ДОУ актуальным является оформление пространства с низким узким входом. Ребёнок в такой обстановке будет чувствовать себя уютно и безопасно.

Занятия по познавательному развитию в старших группах

Для остальных возрастных групп подойдут более объёмные пространства типа шатра или домика, вход в которые может быть занавешен куском ткани или прикрыт ширмой. Вместо игрушек в такой зоне можно расположить предметы исключительно для игр развивающего характера или других активностей:

  • Игры для развития эмоциональности (готовые или сделанные своими руками).
  • Магические предметы, превращающие негативные эмоции в позитивные.
  • Мягкие предметы для обнимания или битья, в зависимости от нахлынувших эмоций.
  • Изобразительная деятельность – нарисовать своё настроение в данный момент, или какое настроение малыш хочет испытывать в дальнейшем.
  • физическая деятельность – различные успокаивающие гимнастики или предметы для улучшения мелкой моторики.

Мягкие игрушки будут кстати

Вариантов создания каркасов для шатров может быть несколько:

  • Самый малозатратный вариант: отгородить угол общей комнаты ширмой или занавеской. Их можно декорировать вырезанными из бумаги цветами, звёздами, бабочками, птицами.
  • Самый удобный и оригинальный вариант для шатра – большой зонт. Его следует перевернуть и подвесить за ручку к потолку, что также не потребует серьёзных вложений. К зонту крепится кусок ткани или завеса из ленточек.
  • Если места в помещении для размещения зоны уединения недостаточно, то можно в качестве ограждения использовать ширму. Местоположение такой зоны можно менять по желанию;
  • Наиболее простой каркас домика в плане исполнения – вариант из пластиковых труб. Конфигурацию такого каркаса также можно изготовить своими руками и менять по желанию без особых финансовых или временных затрат.

Уголок уединения в детском саду из пластиковых труб

Применение обыкновенных сантехнических пластиковых труб для изготовления зоны уединения в детском саду позволяет создавать множество конфигураций: от замков до ракет. Всё ограничивается только собственной фантазией дизайнера. Используя в качестве драпировки ткань или ленты, можно таким пластиковым конструкциям придавать различные образы.

Вариант из ПВХ труб будет бюджетным

Большим преимуществом для таких конструкций является простота их монтажа и мобильность изготовленных конструкций.

Переход из семьи, где ребёнок был окружён самыми близкими и родными, в коллектив абсолютно незнакомых людей для малыша, наверное, первое самое сильное потрясение. Не стоит недооценивать его влияние на неокрепшую нервную систему. Каждый ребёнок переживает подобный стресс по-своему. Главная задача взрослого это научить ребёнка не прятать свои эмоции в себе, а выражать их таким образом, чтобы не нанести вреда ни себе, ни окружающим, оказавшимся в аналогичной ситуации. И уголки уединения в детских садах помогают решить эту задачу.

Идеи оформления

«Уголок уединения» в детском саду своими руками можно сделать, например, в виде «сказочного шатра», «домика гномика», «волшебной пещеры», «солнечной комнаты».

Предлагаем простые и доступные способы изготовления такой игровой зоны:

  1. Отгородить один угол групповой комнаты с помощью портьеры, прикрепленной на карниз. По желанию можно украсить ткань, например, звездами, цветами, смайликами.
  2. Сделать уголок можно из фабричной детской палатки. На пол следует положить матрац соответствующего размера, много декоративных подушек.
  3. Можно построить полноценную конструкцию. Так, каркас изготавливается из пластиковых труб. Затем он обшивается тканью, украшается отделкой.

В зависимости от предпочтений малышей группы можно изготовить комфортный тематический «Уголок уединения» в детском саду. Фото, представленное ниже, демонстрирует зону личного пространства в виде «шатра принцессы».

Игры для повышения настроения

«Выпустив пар», малышу нужно успокоиться, зарядиться положительной энергией. Поэтому центральное место в такой зоне занимает комфортный диван с подушками. Рядом можно поставить небольшой столик для настольных игр. Кроме того, в детском саду «Уголок уединения» может содержать следующие предметы:

  • сенсорные подушечки и другие игры для развития мелкой моторики (например, сортеры, игры-вкладыши, коробочки с крупами, кинетический песок, массажные шарики);
  • фотоальбомы;
  • материалы для развития и творчества (карандаши, фломастеры, бумага, книги);
  • «коробочка пожеланий» для детских рисунков;
  • куклы, с которыми малыш может поделиться своими «секретами»;
  • игрушечный телефон для «звонков маме».

Рекомендуется, чтобы в такой зоне звучала успокаивающая музыка (звуки природы).

Дидактические игры

Общеразвивающие материалы направлены на отвлечение ребенка от негативных мыслей. Можно предложить разместить в такой зоне отдыха следующие дидактические игры:

  • «У кого какое настроение?»
  • «Дорисуй смайлик».
  • «Собери пазл».
  • «Наши эмоции» и другие.

Любимые книги также помогут ребенку справиться с плохим настроением.

Материалы в зоне отдыха следует регулярно обновлять. Но основные элементы рекомендуется оставить без изменения — для того чтобы малыш комфортно чувствовал себя в знакомой обстановке.

Мы поделились идеями о том, как сделать в детском саду «Уголок уединения». Но заметим, что тут строгих рекомендаций нет — педагогу необходимо прислушаться к своим воспитанникам, их пожеланиям, предпочтениям и создать совершенно уникальную зону комфорта, психологической безопасности и хорошего настроения.

«Центр уединения и релаксации»

«Центр уединения и релаксации, как средство эмоционального комфорта дошкольника»

Автор:

Скворцова Наталия Александровна

Воспитатель

МДОУ№5 «Радуга»

г. Тутаев

Актуальность

В группе детского сада ребенок находится целый день в коллективе, в независимости от своего настроения, переживаний. Порой устает от общения со своими сверстниками, от игр, от окружающей обстановки и иногда может проявлять негативные эмоции: гнев, злоба, агрессия, обида. Поведение, настроение ребенка сильно зависит от его эмоционального состояния. Поэтому большое значение приобретает проблема эмоционального благополучия ребенка.

Одной из задач, на решение которой направлен ФГОС, является охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Бывает время, когда хочется побыть одному со своими мыслями, переживаниями, настроением, хочется расслабиться. Ребенок тоже имеет на это право.

Развитие предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС обращает внимание не только на обеспечение совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, но и возможности для их уединения.

Поэтому для решения данной проблемы борьбы с отрицательными эмоциями у детей мною в группе был создан «Центр уединения и релаксации».

Цель:

создание личностного пространства для формирования эмоционального благополучия ребенка.

Задачи:

  1. Расширить возможность личностного пространства в группе;
  2. Создать атмосферу психологического комфорта;
  3. Создать условия для овладения приемами саморегуляции у детей;
  4. Создать в детском коллективе положительный микроклимат.

Организация «Центра уединения и релаксации» в групповой комнате

Виды центров уединения:

• « Норка» (младший возраст)

• «Шатёр» (средний, старший возраст)

• «Ширма» (используется в любом возрасте,применяется там, где не позволяет пространство)

Наш центр гармонично вписался в групповое пространство. Для оформления использовала полупрозрачные ткани, так же использован принцип полуоткрытости , при необходимости его можно закрыть.

Содержимое уголка периодически обновляется, но какие-то предметы находятся постоянно, это придает детям чувство уверенности и постоянства.

Взаимодействие педагога и детей

Педагог наблюдает, что делает там ребенок, сколько времени там проводит и как часто. «Центр уединения и релаксации» может иметь диагностическую и мониторинговую функцию.

Эффективность работы зависит от того насколько дети осведомлены о назначении центра, его оснащенности и умении пользоваться атрибутами. По мере пополнения новыми атрибутами, детям демонстрируются различные виды деятельности с ними.

Функционирование

«Центра уединения и релаксации»

На панно « Настроение» изображен теремок, открывая дверцы теремка, ребенок совершенствует мелкую моторику рук (дверцы на молнии, пуговицах, шнурке и т.д.) видит в прозрачных кармашках смайликов с различными эмоциями, которых может распределить по своему усмотрению в любом домике. Картинки в домиках могут меняться, например, эмоции мальчиков, девочек, веселые, грустные животные, открытки и т.д. (Это панно несет еще одну функцию – закрывает экран с батареей).

Зеркало моего настроения. Если у ребёнка плохое настроение, он смотрит на себя в зеркало, улыбается. Настроение обязательно улучшится.

Сердечко-мирилка. В случае возникновения конфликтной ситуации, ссоры или драки, берут сердечко просовывают руки и с помощью мирилки решают свой конфликт.

«Подушка-обнимашка» для снятия стресса (с мелкими шариками), которую можно прижать к себе и перебирать пальчиками мелкие шарики, что так же успокаивает.

Дидактические игры (шнуровки, бусы, игра «хорошо-плохо», угадай эмоцию).

«Маски настроения», которые дети могут примерить.

«Волшебные клубочки» В , в котором находятся клубочки из ниток. Этот зайчик приходит на помощь когда дети рассердились, можно предложить им перематывать нитки.

«Семейный альбом» В центре уединения необходимо использовать те предметы, которые близки ребенку и вызывают у него чувство уверенности. Это может быть альбом с семейными фоторгафиями.

Так же мы разместили игрушечный телефон, по которому можно позвонить маме или папе, бабушке и т.д

Пособия для выплеска негативных эмоций.

«Стаканчик для гнева» При проявлении агрессии можно предложить ребенку оставить все нехорошие слова и настроение в этом стаканчике, потом стаканчик закрывается и прячется.

Коврик злости Обыкновенный коврик с шераховатой поверхностью. Ребенок без обуви вытирает ножки, пока не захочется улыбнуться.

Перспективы развития

В дальнейшем планирую поместить шкатулку «Добрых дел», которая будет стимулировать желание у детей «делать добро».

Вывод:

Правильно организованная предметно-развивающая среда (Центр уединения и релаксации), поможет детям отвлечься и забыть отрицательные эмоции и переживания, поможет разобраться во всем спектре чувств, которые они испытывают, научиться оценивать поступки, научиться взаимодействовать с педагогом и сверстниками, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

Литература:

— Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников, г – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 125с.

— Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: Айрис –пресс, 2004. – 160с – (Библиотека психолога образования)

Интернет ресурсы:

— https://www.maam.ru/detskijsad/sozdanie-psihologicheskogo-komforta-detei-v-detskom-sadu.html

— https://festival.1september.ru/articles/628133/

-https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeobrazovanie/presentacii/ugholok-uiedinieniia-kak-odno-iz-uslovii-vniedrieniie-fgos-do

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]