План учителя-наставника
План работы
наставника с молодым специалистом
2016/2017 учебный год
Цель –
развитие профессиональных умений и навыков и создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы.
Задачи:
- оказание методической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно-воспитательного процесса;
- создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;
- развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании.
№ п/п | Содержание |
Сентябрь | |
1 | Беседа. Традиции школы. Ближайшие и перспективные планы школы. Специфика обучения математике в школе |
2 | Изучение инструктивно – методических писем «О преподавании математики» в 2016/2017 учебном году |
3 | Планирование и организация работы по предмету (изучение основных тем программ, составление календарно-тематического планирования, знакомство с УМК, методической литературой, составление рабочих программ, поурочное планирование) |
4 | Самообразование – лучшее образование. Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию |
Октябрь | |
1 | Требования к современному уроку. Консультации по планированию уроков |
2 | Разработка олимпиадных заданий. Консультация по подготовке обучающихся к олимпиаде |
3 | Изучение положения о текущем и итоговом контроле знаний обучающихся |
4 | Работа со школьной документацией. Обучение составлению отчетности по окончании четверти |
Ноябрь | |
1 | Участие в работе РМО. Знакомство с опытом работы учителей математики в школах района |
2 | Консультации по работе с документацией (классными журналами, тетрадями и дневниками учащихся) |
3 | Посещение уроков молодого учителя с целью знакомства с работой, выявления затруднений, оказания методической помощи |
4 | Консультации по самоанализу урока. Обсуждение схемы анализа урока |
Декабрь | |
1 | Как работать с ученическими тетрадями (изучение инструкции, советы при проверке тетрадей) |
2 | Практическая работа по составлению текстов контрольных работ, отбору заданий для самостоятельных работ |
3 | Собеседование по организации внеклассной работы по предмету |
4 | Обсуждение новинок методической литературы по предмету |
Январь | |
1 | Методические разработки: требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке. Типы, виды, формы урока |
2 | Посещение уроков с целью оказания методической помощи |
3 | Консультация по выполнению требований к объему и характеру домашних заданий |
4 | Собеседование по вопросам планирования и организации самообразования |
Февраль | |
1 | Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся. Индивидуальный подход в организации учебной деятельности |
2 | Учусь строить отношения; Анализ педагогических ситуаций; Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций |
3 | Посещение молодым специалистом уроков учителя — наставника |
4 | Оказание помощи в работе по самообразованию |
Март | |
1 | Виды контроля, их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала |
2 | Посещение уроков с целью оказания методической помощи |
3 | Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе |
Апрель | |
1 | Формы контроля знаний, как помочь обучающимся подготовиться к экзаменам |
2 | Посещение уроков с целью оказания методической помощи |
3 | Современные образовательные технологии, их использование в учебном процессе |
4 | Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё. Анализ педагогических ситуаций |
Май | |
1 | Обмен мнениями по теме «Факторы, которые влияют на качество преподавания» |
2 | Психолого – педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учащихся |
3 | Анализ процесса адаптации молодого специалиста: индивидуальное собеседование по выявлению сильных и слабых сторон в подготовке молодого специалиста к педагогической деятельности, выявление склонностей и личных интересов |
Дневник наставника: работаем с молодым учителем
Раздел 1. Ставим цели
Цель работы с молодым педагогом: способствовать раскрытию его профессионального потенциала в ходе представления мастер-класса педагогической общественности района
Задачи:
— помочь подготовиться к районному форуму-конкурсу профессионально-педагогического мастерства «Мастер-класс – активный метод обучения»;
— принять участие в определении идеи и темы мастер-класса педагога, соответствующих его темпераменту и способностям;
— направить внимание педагога на планируемые результаты мастер-класса, актуальность данного вида представления педагогического опыта и выстраивание драматургии мастер-класса;
— осуществлять коррекцию содержания мастер-класса;
— мотивировать учителя на участие в районном конкурсе «Учитель года-2020».
Раздел 2. Придумываем идеи
1. освоить на практике приём рефрейминга;
2. продемонстрировать различные взгляды людей на одну и ту же проблему;
3. при помощи приёма рефрейминга по-новому посмотреть на проблемные ситуации как в личной жизни, так и в педагогической деятельности;
4. определить ведущим методом – метод упражнений;
5. самому учителю научиться отвечать на «наезды» и отрицательные высказывания в свой адрес с помощью слова «ЗАТО»;
6. включить в выступление истории о Лисе и Зайце (Лиса просит Зайца написать характеристику на Осла. Заяц, недолго думая, пишет: «Туп и упрям». Лиса возмущается: «Ну это же характеристика на повышение!» Заяц: «А, ну тогда: устойчив в своих убеждениях и упорен в достижении целей»), о Ёжике и Медведе (Медведь сдул Ёжика, который хвалился, что сильный, в кусты. Ёжик вылез из кустов, отряхнулся и сказал: «Ну и подумаешь, что не сильный, ЗАТО какой лёгкий, оказывается ещё и летать умею!»), чтобы настроить участников мастер-класса на продуктивную деятельность.
Раздел 3. Прорабатываем содержание
Шаг 1. До начала работы над мастер-классом учителю было предоставлено слово с позиции «ХОЧУ-МОГУ-НАДО». Выяснили, что педагог хочет поделиться опытом работы по обеспечению индивидуального подхода к учащимся, в том числе к детям с ОВЗ но не знает как это сделать.
Шаг 2. Поиск информации в сети ИНТЕРНЕТ показал, что один и тот же мастер-класс «кочует» с сайта на сайт. Обратились к методическим журналам издательского дома МЦФЭР. Помог справочник педагога-психолога школа № 12, декабрь 2020.
Шаг 3. Изучили статью «Семинар-практикум, который научит вас применять приём рефрейминга в жизни», приняли решение разработать сценарий мастер-класса «Волшебные слова рефрейминга».
Шаг 4. Разработали сценарий. Пришли к выводу, что умение переводить негативные ситуации в позитивные, необходимо людям любого возраста.
Шаг 5. Апробировали мастер-класс на учителях и учащихся своей школы.
Шаг 6. Продумали всевозможные удачи и затруднения.
Шаг 7. Моральный настрой учителя на победу, на умение получить удовольствие от своего выступления, заинтересоваться самому данной проблемой и заинтересовать ею других участников форума.
Раздел 4. Контролируем и направляем
Для обеспечения уверенного выступления учителя на педагогическом форуме за два часа было проведено 5 репетиций внутри своей школы каждый раз на разных группах участников. Участники, которые принимали участие в репетициях, имели возможность смотреть работу Мастера с последующими группами, по окончании высказывая пожелания, замечания.
Осуществлялся контроль за временем выступления.
Проводилась работу над перефразированием слов и предложений, не сработавших на группах людей с первого раза.
Добивались интонационной выразительности речи Мастера.
Снимали психологический страх выступления: определяли местонахождение педагога на каждом этапе мастер-класса, силу и скорость голоса.
Раздел 5. Оцениваем успех
Учителю удалось настроить участников мастер-класса на продуктивную деятельность. Он смог заинтересовать темой мастер-класса «Волшебные слова рефрейминга» всех присутствующих педагогического форума.
Получилось работать с разными по составу группами: по двое, по четыре человека, а также со всем залом.
На каждом этапе мастер-класса была выстроена рефлексия (обратная связь) с участниками.
Учитель приготовил для участников мастер-класса инструкции, памятки, презентацию.
Управление образования издало приказ о результатах педагогического форума. Учителя наградили грамотой на районной сцене, подарили букет цветов. Это был первый звёздный час педагога, окрыливший его на дальнейшие творческие поиски.
Сценарий мастер-класса был опубликован в районном методическом сборнике, размещен учителем в своём личном кабинете на портале «ИНФОУРОК».
Педагог получил в качестве стимула премию к основной зарплате. Районный методкабинет рекомендовал учителю готовить документы для аттестации на первую категорию.
Раздел 6. Открываем новые возможности
Произошёл профессиональный рост учителя не только в глазах педагогического коллектива и учащихся школы, но и в глазах педагогической общественности района.
Влияние на повышение качества образования очевидно: дети становятся более спокойными, уверенными в себе, с радостью берутся за любое дело, не боясь того, что что-то не получится.
Учитель работает в условиях инклюзии, с успехом применяя в качестве терапевтического средства приём рефрейминга.
В результате работы над мастер-классом, учитель готов к новым свершениям и решил принять участие в районном профессиональном конкурсе «Учитель года-2020».
Отчёт педагога-наставника о проделанной работе.
Анна Прохновская
Отчёт педагога-наставника о проделанной работе.
Слайд1
Система образования – сложный и важный аспект в развитии общества. Многое зависит от того, как мы накапливаем, систематизируем и передаем свои знания поколениям, идущим за нами. Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Слайд 2
Задача наставника – помочь молодому педагогу адаптироваться в коллективе, сделать так, чтобы он не разочаровался в выбранном пути. Решать эту задачу нужно с учетом того, что в своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов.
І этап – 1-й год работы: самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег;
ІІ этап – 2–3-й годы работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия, методические объединения воспитателей и т. д.
ІІІ этап – 4–5-й годы работы: складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии;
ІV этап – 6-й год работы: происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.
Так как Любовь Николаевна после окончания педагогического училища сразу ушла в декретный отпуск, а до этого она уже успела поработать воспитателем в паре со мной, она уже не новичок в своей профессии, поэтому выйдя, на работу в этом году педагог находится уже на третьем этапе профессиональных умений. Этот год является сложным для неё и для наставника в том плане, что за период её отпуска в системе образования произошли изменения, и педагогу необходимо не только влиться в свою привычную работу, но и многому научиться заново.
Слайд 3
ФГОС ДО предполагает, что специалист должен быть компетентным во всех областях развития детей дошкольного возраста, поэтому начиная работу в этом году,мы поставили перед собой следующие цели и задачи:
Цель работы:
Развитие профессиональных умений и навыков молодого педагога.
Задачи:
1. Оказание методической помощи молодому педагогу в повышении уровня организации воспитательно-образовательного процесса и совершенствование форм и методов организации совместной деятельности воспитанников с воспитателем;
2. Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;
3. Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании;
4. Оказание помощи по внедрению в работу новых образовательных технологий и разработок.
Основные направления работы:
— изучение нормативно-правовой базы;
— ведение документации дошкольного учреждения;
— организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
— формы и методы организации совместной деятельности воспитанников с воспитателем;
— механизм использования дидактического, наглядного и других материалов;
— организация совместной образовательной деятельности, задачи и цели;
— использование новых образовательных технологий и разработок, как во время ООД, так и в любом режимном моменте;
— общие вопросы методики организации работы с родителями;
— выбор методической темы для самообразования;
— подготовка к аттестации на соответствие занимаемой должности.
Отчёт наставника о проделанной работе.
Выбор формы работы с молодым специалистом Кулебакиной Любовью Николаевной начался с беседы. Я выяснила, что молодой педагог в некоторых вопросах испытывает трудности. Причины этих трудностей, по её мнению, — это пробелы в работе и недостаток педагогического опыта. Любовь Николаевне необходимо для работы научиться анализировать и оценивать свою деятельность и поведение, видеть и понимать мотивы поведения ребенка. Она нуждается в методической помощи,а именно: просмотре открытых занятий у опытных воспитателей, в знакомстве с передовым педагогическим опытом, в ознакомлении с новыми образовательными технологиями и применением их на практике.
Мы составили совместный индивидуальный план работы педагога-наставника и молодого педагога.
Была проведена работа по развитию у молодого педагога следующих умений:
Слайд4
•Развитие умения пользоваться нормативно-правовой базой: ФЗ «Об образовании»
; Семейным Кодексом; ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребёнка Российской Федерации»
; Конвенцией о правах ребёнка; Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы для ДОУ; Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования; локальными актами ДОУ.
•Развитие умения вести документацию дошкольного учреждения: были проведены консультации по перспективному, календарному и комплексно-тематическому планированию; оказана помощь по организации качественной работы с документацией группы. За отчётныйпериод нами были изучены: образовательная программа учреждения; задачи и цели годового плана;
Слайд5
•Развитие умения организовывать воспитательно-образовательный процесс:
с Любовью Николаевной мы регулярно обсуждаем вопросы организации воспитательно-образовательного процесса с детьми. Я направляю её деятельность на использование здоровьесберегающих технологий. В своей самостоятельной работе она ищет новые формы, которые использует для организации «Недели здоровья»
, спортивных праздников, двигательных оздоровительных игр. Для организации двигательной активности детей Любовь Николаевна пополнила материал группы нетрадиционным спортивным оборудованием.
К каждому ребёнку найдёт индивидуальный подход. Любовь Николаевна относятся к детям как к личности, а не как к объекту воздействия.
Слайд6
Для организации совместной деятельность детей и воспитателя я предложила Любови Николаевне понаблюдать за работой воспитателя в утренние, вечерние часы и на прогулке не только в своей группе, но и в группах других педагогов. Совместно мы проанализировали организацию воспитательно-образовательной работы в режимных моментах и отметили положительные моменты, которые она может использовать в своей деятельности.
Этот вопрос я не оставила без внимания. И чтобы понять, как удаётся проведение совместной деятельности молодому педагогу, я сама наблюдала за работой Любовь Николаевны и отметила положительные стороны.
Совместно с Любовью Николаевной мы готовили конспекты организованной образовательной деятельности, проговаривали каждый этап и элемент занятия. Наиболее удачные варианты ООД это — «Мороженные сказки»
— рисование по мотивам сказок С. Писахова;
«Мой славный город»
— по ознакомлению с окружающим.
Слайд7
Мною рекомендовано при подготовке к организованной образовательной деятельности активнее использовать предварительную работу, игровые приемы и электронные ресурсы.
Её интересует всё новое,она начала осваивать и применять в образовательном процессе информационные технологии: разработала тематические презентации, интерактивный наглядный материал.
Слайд 8
Пришли к выводу, что Любовь Николаевне необходимо принимать участие в обогащении развивающей среды группы дидактическим материалом в соответствии с требованиями ФГОС ДО. К изготовлению дидактического материала Любовь Николаевна привлекает детей и родителей.
Изучив портфолио педагога-наставника, она заинтересовалась использованием в своей работе проектного метода. Так нами был создан проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей «Воспитание патриотических чувств дошкольника через ознакомление с родным городом»,в котором слились разные темы: «Семья»
,
«Родной посёлок»
,
«Профессии родителей»
,
«Народные промыслы и ремёсла Архангельской области»
,
«Наши знаменитые земляки»
,
«Архангельская земля»
. В процессе проектной деятельности дети узнали о природе нашего края, его ресурсах и предприятиях,пополнили знания о знаменитых людях области: М. Ломоносове и С. Писахове, обогатили знания о городах-героях нашей Родины и людях, защищавших её. Благодаря проектной деятельности у детей развивается познавательный интерес к истории и настоящему нашего города и народа.
Слайд 9
• Развитие умения организовывать работу с родителями: совместно с наставником были проведены родительские собрания «Через год я первоклашка»
, «Воспитание патриотических чувств дошкольника через ознакомление с родным городом», семинар-практикум для родителей «Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста — важный фактор успешного обучения детей в школе», акция
«Накормим птиц»
. Участок детского сада теперь украшает кормушка, сделанная руками родителей. Ещё несколько кормушек вывешены на Троицком проспекте.
Слайд11
•Оказание помощи в выборе темы по самообразованию: в начале учебного года на основе годовых задач ДОУ и с целью расширения знаний детей по краеведению,мы определились с темой по самообразованию: «Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств через ознакомление дошкольников с историей и культурой родного края». На основе изучаемого материала, Любовь Николаевна вместе с детьми и родителями пополнили развивающую среду группы по данной тематике. Результатом этой работы стало: первое место в конкурсе уголков по краеведению; участие в окружной Эстафете педагогического мастерства по нравственно-патриотическому воспитанию с выступлением «Задачи нравственно-патриотического воспитания»
; участие в городском конкурсе рисунком ко Дню победы
«Гордимся и помним»
.
Слайд12
• Решение задачи по подготовке молодого педагогак аттестации на соответствие занимаемой должности: используя мои рекомендации, наблюдения за работой педагогов, посещая открытые мероприятия педагогов округа и города, организуя работу в соответствии с темой по самообразованию, Любовь Николаевна готовится пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности. Для этого ей ещё предстоит подготовить своё портфолио и поработать с документами. Она овладела необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками работы с детьми.
Вывод
Молодому педагогу оказана помощь:
— в приобретении практических навыков, необходимых для педагогической работы по занимаемой должности;
— в выработке умения применять теоретические знания в практической деятельности;
— в приобретении опыта по освоению разнообразных современных технологий обучения и развития познавательной деятельности дошкольников.
Слайд13