Система работы учителя-наставника с молодыми специалистами


План учителя-наставника

План работы

наставника с молодым специалистом

2016/2017 учебный год

Цель –

развитие профессиональных умений и навыков и создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы.

Задачи:

  • оказание методической помощи молодому специалисту в повышении общедидактического и методического уровня организации учебно-воспитательного процесса;
  • создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;
  • развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании.
№ п/п Содержание
Сентябрь
1 Беседа. Традиции школы. Ближайшие и перспективные планы школы. Специфика обучения математике в школе
2 Изучение инструктивно – методических писем «О преподавании математики» в 2016/2017 учебном году
3 Планирование и организация работы по предмету (изучение основных тем программ, составление календарно-тематического планирования, знакомство с УМК, методической литературой, составление рабочих программ, поурочное планирование)
4 Самообразование – лучшее образование. Оказание помощи в выборе методической темы по самообразованию
Октябрь
1 Требования к современному уроку. Консультации по планированию уроков
2 Разработка олимпиадных заданий. Консультация по подготовке обучающихся к олимпиаде
3 Изучение положения о текущем и итоговом контроле знаний обучающихся
4 Работа со школьной документацией. Обучение составлению отчетности по окончании четверти
Ноябрь
1 Участие в работе РМО. Знакомство с опытом работы учителей математики в школах района
2 Консультации по работе с документацией (классными журналами, тетрадями и дневниками учащихся)
3 Посещение уроков молодого учителя с целью знакомства с работой, выявления затруднений, оказания методической помощи
4 Консультации по самоанализу урока. Обсуждение схемы анализа урока
Декабрь
1 Как работать с ученически­ми тетрадями (изучение инструкции, советы при проверке тетрадей)
2 Практическая работа по составлению текстов контрольных работ, отбору заданий для самостоятельных работ
3 Собеседование по организации внеклассной работы по предмету
4 Обсуждение новинок методической литературы по предмету
Январь
1 Методические разработки: требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке. Типы, виды, формы урока
2 Посещение уроков с целью оказания методической помощи
3 Консультация по выполнению требований к объему и характеру домашних заданий
4 Собеседование по вопросам планирования и организации самообразования
Февраль
1 Организация индивидуальных занятий с различными категориями учащихся. Индивидуальный подход в организации учебной деятельности
2 Учусь строить отношения; Анализ педагогических ситуаций; Общая схема анализа причин конфликтных ситуаций
3 Посещение молодым специалистом уроков учителя — наставника
4 Оказание помощи в работе по самообразованию
Март
1 Виды контроля, их рациональное использование на различных этапах изучения программного материала
2 Посещение уроков с целью оказания методической помощи
3 Профессиональные затруднения. Степень комфортности нахождения в коллективе
Апрель
1 Формы контроля знаний, как помочь обучающимся подготовиться к экзаменам
2 Посещение уроков с целью оказания методической помощи
3 Современные образовательные технологии, их использование в учебном процессе
4 Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё. Анализ педагогических ситуаций
Май
1 Обмен мнениями по теме «Факторы, которые влияют на качество преподавания»
2 Психолого – педагогические требования к проверке, учету и оценке знаний учащихся
3 Анализ процесса адаптации молодого специалиста: индивидуальное собеседование по выявлению сильных и слабых сторон в подготовке молодого специалиста к педагогической деятельности, выявление склонностей и личных интересов

Дневник наставника: работаем с молодым учителем

Раздел 1. Ставим цели

Цель работы с молодым педагогом: способствовать раскрытию его профессионального потенциала в ходе представления мастер-класса педагогической общественности района

Задачи:

— помочь подготовиться к районному форуму-конкурсу профессионально-педагогического мастерства «Мастер-класс – активный метод обучения»;

— принять участие в определении идеи и темы мастер-класса педагога, соответствующих его темпераменту и способностям;

— направить внимание педагога на планируемые результаты мастер-класса, актуальность данного вида представления педагогического опыта и выстраивание драматургии мастер-класса;

— осуществлять коррекцию содержания мастер-класса;

— мотивировать учителя на участие в районном конкурсе «Учитель года-2020».

Раздел 2. Придумываем идеи

1. освоить на практике приём рефрейминга;

2. продемонстрировать различные взгляды людей на одну и ту же проблему;

3. при помощи приёма рефрейминга по-новому посмотреть на проблемные ситуации как в личной жизни, так и в педагогической деятельности;

4. определить ведущим методом – метод упражнений;

5. самому учителю научиться отвечать на «наезды» и отрицательные высказывания в свой адрес с помощью слова «ЗАТО»;

6. включить в выступление истории о Лисе и Зайце (Лиса просит Зайца написать характеристику на Осла. Заяц, недолго думая, пишет: «Туп и упрям». Лиса возмущается: «Ну это же характеристика на повышение!» Заяц: «А, ну тогда: устойчив в своих убеждениях и упорен в достижении целей»), о Ёжике и Медведе (Медведь сдул Ёжика, который хвалился, что сильный, в кусты. Ёжик вылез из кустов, отряхнулся и сказал: «Ну и подумаешь, что не сильный, ЗАТО какой лёгкий, оказывается ещё и летать умею!»), чтобы настроить участников мастер-класса на продуктивную деятельность.

Раздел 3. Прорабатываем содержание

Шаг 1. До начала работы над мастер-классом учителю было предоставлено слово с позиции «ХОЧУ-МОГУ-НАДО». Выяснили, что педагог хочет поделиться опытом работы по обеспечению индивидуального подхода к учащимся, в том числе к детям с ОВЗ но не знает как это сделать.

Шаг 2. Поиск информации в сети ИНТЕРНЕТ показал, что один и тот же мастер-класс «кочует» с сайта на сайт. Обратились к методическим журналам издательского дома МЦФЭР. Помог справочник педагога-психолога школа № 12, декабрь 2020.

Шаг 3. Изучили статью «Семинар-практикум, который научит вас применять приём рефрейминга в жизни», приняли решение разработать сценарий мастер-класса «Волшебные слова рефрейминга».

Шаг 4. Разработали сценарий. Пришли к выводу, что умение переводить негативные ситуации в позитивные, необходимо людям любого возраста.

Шаг 5. Апробировали мастер-класс на учителях и учащихся своей школы.

Шаг 6. Продумали всевозможные удачи и затруднения.

Шаг 7. Моральный настрой учителя на победу, на умение получить удовольствие от своего выступления, заинтересоваться самому данной проблемой и заинтересовать ею других участников форума.

Раздел 4. Контролируем и направляем

Для обеспечения уверенного выступления учителя на педагогическом форуме за два часа было проведено 5 репетиций внутри своей школы каждый раз на разных группах участников. Участники, которые принимали участие в репетициях, имели возможность смотреть работу Мастера с последующими группами, по окончании высказывая пожелания, замечания.

Осуществлялся контроль за временем выступления.

Проводилась работу над перефразированием слов и предложений, не сработавших на группах людей с первого раза.

Добивались интонационной выразительности речи Мастера.

Снимали психологический страх выступления: определяли местонахождение педагога на каждом этапе мастер-класса, силу и скорость голоса.

Раздел 5. Оцениваем успех

Учителю удалось настроить участников мастер-класса на продуктивную деятельность. Он смог заинтересовать темой мастер-класса «Волшебные слова рефрейминга» всех присутствующих педагогического форума.

Получилось работать с разными по составу группами: по двое, по четыре человека, а также со всем залом.

На каждом этапе мастер-класса была выстроена рефлексия (обратная связь) с участниками.

Учитель приготовил для участников мастер-класса инструкции, памятки, презентацию.

Управление образования издало приказ о результатах педагогического форума. Учителя наградили грамотой на районной сцене, подарили букет цветов. Это был первый звёздный час педагога, окрыливший его на дальнейшие творческие поиски.

Сценарий мастер-класса был опубликован в районном методическом сборнике, размещен учителем в своём личном кабинете на портале «ИНФОУРОК».

Педагог получил в качестве стимула премию к основной зарплате. Районный методкабинет рекомендовал учителю готовить документы для аттестации на первую категорию.

Раздел 6. Открываем новые возможности

Произошёл профессиональный рост учителя не только в глазах педагогического коллектива и учащихся школы, но и в глазах педагогической общественности района.

Влияние на повышение качества образования очевидно: дети становятся более спокойными, уверенными в себе, с радостью берутся за любое дело, не боясь того, что что-то не получится.

Учитель работает в условиях инклюзии, с успехом применяя в качестве терапевтического средства приём рефрейминга.

В результате работы над мастер-классом, учитель готов к новым свершениям и решил принять участие в районном профессиональном конкурсе «Учитель года-2020».

Отчёт педагога-наставника о проделанной работе.

Анна Прохновская

Отчёт педагога-наставника о проделанной работе.

Слайд1

Система образования – сложный и важный аспект в развитии общества. Многое зависит от того, как мы накапливаем, систематизируем и передаем свои знания поколениям, идущим за нами. Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.

Слайд 2

Задача наставника – помочь молодому педагогу адаптироваться в коллективе, сделать так, чтобы он не разочаровался в выбранном пути. Решать эту задачу нужно с учетом того, что в своем профессиональном становлении молодой специалист проходит несколько этапов.

І этап – 1-й год работы: самый сложный период, как для новичка, так и для помогающих ему адаптироваться коллег;

ІІ этап – 2–3-й годы работы: процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. Педагог изучает опыт работы коллег своего учреждения и других ДОУ, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия, методические объединения воспитателей и т. д.

ІІІ этап – 4–5-й годы работы: складывается система работы, имеются собственные разработки. Педагог внедряет в свою работу новые технологии;

ІV этап – 6-й год работы: происходят совершенствование, саморазвитие, обобщение своего опыта работы.

Так как Любовь Николаевна после окончания педагогического училища сразу ушла в декретный отпуск, а до этого она уже успела поработать воспитателем в паре со мной, она уже не новичок в своей профессии, поэтому выйдя, на работу в этом году педагог находится уже на третьем этапе профессиональных умений. Этот год является сложным для неё и для наставника в том плане, что за период её отпуска в системе образования произошли изменения, и педагогу необходимо не только влиться в свою привычную работу, но и многому научиться заново.

Слайд 3

ФГОС ДО предполагает, что специалист должен быть компетентным во всех областях развития детей дошкольного возраста, поэтому начиная работу в этом году,мы поставили перед собой следующие цели и задачи:

Цель работы:

Развитие профессиональных умений и навыков молодого педагога.

Задачи:

1. Оказание методической помощи молодому педагогу в повышении уровня организации воспитательно-образовательного процесса и совершенствование форм и методов организации совместной деятельности воспитанников с воспитателем;

2. Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой деятельности молодого педагога;

3. Развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании;

4. Оказание помощи по внедрению в работу новых образовательных технологий и разработок.

Основные направления работы:

— изучение нормативно-правовой базы;

— ведение документации дошкольного учреждения;

— организация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;

— формы и методы организации совместной деятельности воспитанников с воспитателем;

— механизм использования дидактического, наглядного и других материалов;

— организация совместной образовательной деятельности, задачи и цели;

— использование новых образовательных технологий и разработок, как во время ООД, так и в любом режимном моменте;

— общие вопросы методики организации работы с родителями;

— выбор методической темы для самообразования;

— подготовка к аттестации на соответствие занимаемой должности.

Отчёт наставника о проделанной работе.

Выбор формы работы с молодым специалистом Кулебакиной Любовью Николаевной начался с беседы. Я выяснила, что молодой педагог в некоторых вопросах испытывает трудности. Причины этих трудностей, по её мнению, — это пробелы в работе и недостаток педагогического опыта. Любовь Николаевне необходимо для работы научиться анализировать и оценивать свою деятельность и поведение, видеть и понимать мотивы поведения ребенка. Она нуждается в методической помощи,а именно: просмотре открытых занятий у опытных воспитателей, в знакомстве с передовым педагогическим опытом, в ознакомлении с новыми образовательными технологиями и применением их на практике.

Мы составили совместный индивидуальный план работы педагога-наставника и молодого педагога.

Была проведена работа по развитию у молодого педагога следующих умений:

Слайд4

•Развитие умения пользоваться нормативно-правовой базой: ФЗ «Об образовании»

; Семейным Кодексом; ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребёнка Российской Федерации»
; Конвенцией о правах ребёнка; Санитарно-эпидемиологическими правила и нормативы для ДОУ; Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования; локальными актами ДОУ.

•Развитие умения вести документацию дошкольного учреждения: были проведены консультации по перспективному, календарному и комплексно-тематическому планированию; оказана помощь по организации качественной работы с документацией группы. За отчётныйпериод нами были изучены: образовательная программа учреждения; задачи и цели годового плана;

Слайд5

•Развитие умения организовывать воспитательно-образовательный процесс:

с Любовью Николаевной мы регулярно обсуждаем вопросы организации воспитательно-образовательного процесса с детьми. Я направляю её деятельность на использование здоровьесберегающих технологий. В своей самостоятельной работе она ищет новые формы, которые использует для организации «Недели здоровья»

, спортивных праздников, двигательных оздоровительных игр. Для организации двигательной активности детей Любовь Николаевна пополнила материал группы нетрадиционным спортивным оборудованием.

К каждому ребёнку найдёт индивидуальный подход. Любовь Николаевна относятся к детям как к личности, а не как к объекту воздействия.

Слайд6

Для организации совместной деятельность детей и воспитателя я предложила Любови Николаевне понаблюдать за работой воспитателя в утренние, вечерние часы и на прогулке не только в своей группе, но и в группах других педагогов. Совместно мы проанализировали организацию воспитательно-образовательной работы в режимных моментах и отметили положительные моменты, которые она может использовать в своей деятельности.

Этот вопрос я не оставила без внимания. И чтобы понять, как удаётся проведение совместной деятельности молодому педагогу, я сама наблюдала за работой Любовь Николаевны и отметила положительные стороны.

Совместно с Любовью Николаевной мы готовили конспекты организованной образовательной деятельности, проговаривали каждый этап и элемент занятия. Наиболее удачные варианты ООД это — «Мороженные сказки»

— рисование по мотивам сказок С. Писахова;
«Мой славный город»
— по ознакомлению с окружающим.

Слайд7

Мною рекомендовано при подготовке к организованной образовательной деятельности активнее использовать предварительную работу, игровые приемы и электронные ресурсы.

Её интересует всё новое,она начала осваивать и применять в образовательном процессе информационные технологии: разработала тематические презентации, интерактивный наглядный материал.

Слайд 8

Пришли к выводу, что Любовь Николаевне необходимо принимать участие в обогащении развивающей среды группы дидактическим материалом в соответствии с требованиями ФГОС ДО. К изготовлению дидактического материала Любовь Николаевна привлекает детей и родителей.

Изучив портфолио педагога-наставника, она заинтересовалась использованием в своей работе проектного метода. Так нами был создан проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей «Воспитание патриотических чувств дошкольника через ознакомление с родным городом»,в котором слились разные темы: «Семья»

,
«Родной посёлок»
,
«Профессии родителей»
,
«Народные промыслы и ремёсла Архангельской области»
,
«Наши знаменитые земляки»
,
«Архангельская земля»
. В процессе проектной деятельности дети узнали о природе нашего края, его ресурсах и предприятиях,пополнили знания о знаменитых людях области: М. Ломоносове и С. Писахове, обогатили знания о городах-героях нашей Родины и людях, защищавших её. Благодаря проектной деятельности у детей развивается познавательный интерес к истории и настоящему нашего города и народа.

Слайд 9

• Развитие умения организовывать работу с родителями: совместно с наставником были проведены родительские собрания «Через год я первоклашка»

, «Воспитание патриотических чувств дошкольника через ознакомление с родным городом», семинар-практикум для родителей «Подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста — важный фактор успешного обучения детей в школе», акция
«Накормим птиц»
. Участок детского сада теперь украшает кормушка, сделанная руками родителей. Ещё несколько кормушек вывешены на Троицком проспекте.

Слайд11

•Оказание помощи в выборе темы по самообразованию: в начале учебного года на основе годовых задач ДОУ и с целью расширения знаний детей по краеведению,мы определились с темой по самообразованию: «Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств через ознакомление дошкольников с историей и культурой родного края». На основе изучаемого материала, Любовь Николаевна вместе с детьми и родителями пополнили развивающую среду группы по данной тематике. Результатом этой работы стало: первое место в конкурсе уголков по краеведению; участие в окружной Эстафете педагогического мастерства по нравственно-патриотическому воспитанию с выступлением «Задачи нравственно-патриотического воспитания»

; участие в городском конкурсе рисунком ко Дню победы
«Гордимся и помним»
.

Слайд12

• Решение задачи по подготовке молодого педагогак аттестации на соответствие занимаемой должности: используя мои рекомендации, наблюдения за работой педагогов, посещая открытые мероприятия педагогов округа и города, организуя работу в соответствии с темой по самообразованию, Любовь Николаевна готовится пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности. Для этого ей ещё предстоит подготовить своё портфолио и поработать с документами. Она овладела необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками работы с детьми.

Вывод

Молодому педагогу оказана помощь:

— в приобретении практических навыков, необходимых для педагогической работы по занимаемой должности;

— в выработке умения применять теоретические знания в практической деятельности;

— в приобретении опыта по освоению разнообразных современных технологий обучения и развития познавательной деятельности дошкольников.

Слайд13

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: