ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Если мы любим наших детей, мы обязаны нежно
и бережно любить Землю и передавать ее грядущим поколениям во всем ее многообразии и красоте, что теплым весенним днем десять тысяч лет спустя они смогли оценить покой в море трав, полюбоваться пчелой, кружащейся вокруг цветка, прислушаться к пению жаворонка в небе и почувствовать радость жизни как таковой.
Хью. Х. Илтис
МАСТЕР-КЛАСС ПО РАБОТЕ С КАЛЕНДАРЕМ ПРИРОДЫ (Авторская разработка)
Согласно ФГОС, в каждой группе детского сада необходимо создание уголков природы и погоды для ознакомления детей с природой и природными явлениями.
К оформлению уголка природы каждый педагог подходит по-своему.
Ведя подобную работу, перед воспитателем стоит ряд задач:
- расширяется кругозор и представления детей
- развиваются и уточняются представления о предметах и явлениях действительности
- устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними
- обогащается словарный запас
- развивается наблюдательность и устойчивый познавательный интерес.
А красочно оформление при руководстве педагога становятся средством эстетического и нравственного воспитания. У детей, развивается художественное восприятие действительности. Но мы не всегда можем подобрать такой календарь, который бы нас удовлетворил по содержанию, а ведь в разных регионах нашей огромной страны разные климатические условия. Когда на юге уже зацветают сады, у нас на Средней Волге идет снег и т. д. Поэтому, я предпочла сделать календарь природы самостоятельно для решения поставленных задач.
Первая задача, которая встала передо мной, как лучше закрепить знания детей о временах года и месяцах. Эту задачу решает «Волшебный паровоз», который везет разноцветные вагончики: белый – зима (3 шт.), зеленый – весна (3 шт.), красный – лето (3 шт.), желтый – осень (3 шт), которые везут месяца. Все вагоны съемные, на липучках. Например: мы с детьми закрепляем время года – зима. К главному паровозу дети прицепляют 3 белых вагона, которые везут картинку каждого месяца. Так дети понимают, что если вагоны белые, то во времени года Зима присутствуют в основном белые краски (снег, лед и.д.) идет сравнение, запоминают последовательность месяцев, и что каждый месяц разнообразен своими погодными явлениями. И так по всем временам года. А чтобы дети могли в них ориентироваться, а не просто запоминать на автомате, я провожу различные игры-путаницы на внимание. Например, либо ставлю вагоны одного времени года в разной последовательности, либо беру вагоны из другого времени года. Дети стараются самостоятельно выполнять всю работу.
Еще одна задача, которую я решаю, это закрепление дней недели. Они изготовлены в виде колец-дыма, который выходит из трубы паровоза. Дым имеет цвета радуги, и выставляется в заданной последовательности. Например, если сегодня понедельник, то дети прикрепляют над трубой паровоза кольцо-дым красного цвета, при этом проговаривают название дня недели и какой он по счету. При наступлении вторника, дети передвигают красное кольцо-дым вправо, а над трубой выставляют кольцо-дыма оранжевого цвета и т.д. до конца недели. Так дети запоминают, что дни недели имеют свою последовательность и закрепляют знания и понятия – вчера, сегодня, завтра, послезавтра т.д. С днями неделями проводится такая же игра, как и с вагонами, и игра «Какого дня не хватает», когда дети должны определить, какого дня нет и проговорить его.
Также с помощью календаря наблюдений я решаю задачу, научить замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, птицы улетают в теплые края. Для этого изготовлены съемные явления погоды (солнце, облака, тучи с капельками дождя, снежинками, молниями, ветер и т.д.
Главная задача календаря природы – привлекать внимание детей к природе, расширять и уточнять представления о природе, учить наблюдать, развивать любознательность.
Следующая > |
Работа с календарем природы
В средней группе он должен быть несложным по представленному материалу, ярким.С помощью календаря можно надолго сохранить в памяти детей интересные впечатления от наблюдений на участке, прогулки, экскурсии. Рисунки детей, отражающие увиденное, помещаются воспитателем в календарь. При этом следует отбирать те, в которых наиболее точно или образно представлено увиденное.
Изменчивую погоду сезона также необходимо фиксировать. Это можно сделать, пользуясь игрушкой-пособием «Какая сегодня погода?».
На плотном куске картона с укрепленной в центре подвижной стрелкой помещаются или вкладываются в прозрачные карманы для детских рисунков изображения различного, но типичного для определенного сезона состояния погоды. Если сделать картинки сменными, можно использовать календарь в течение всего года. Соединив игрушку-пособие с планшетом для детских рисунков, уже в средней группе можно создать уголок наблюдений за природой и погодой сезона. Ведение таких календарей приучает детей к вниманию, развивает умения наблюдать, замечать интересные и типичные явления природы весной, осенью, зимой и летом.
В старшей группе детского сада календарь природы может быть несколько усложнен, так как у детей шестого года жизни возросли возможности воспринимать и осмысливать природные явления, отражать увиденное в рисунках, а также простейших схематических изображениях. Сезонные явления природы, состояние погоды могут быть представлены в календаре более подробно, с помощью условных знаков. При этом воспитателю следует использовать календарь не только как средство фиксации наблюдений детей, но и для развития у них умения «читать» календарь.
Возросшая к старшему дошкольному возрасту наблюдательность, а также накопленные детьми знания об изменчивости погоды позволяют использовать в календаре значительное количество (6–7) условных изображений погодных явлений. Например, осенние явления погоды могут быть представлены условными изображениями.
Ко второй половине года дети старшей группы владеют некоторыми первоначальными знаниями о времени (день, неделя). Поэтому воспитатель может внести в календарь условное изображение недели (полоска с клетками по числу дней недели) и приучить детей самостоятельно отмечать состояние погоды. Такие фиксированные наблюдения позволяют показать детям изменчивость погоды, динамичность явлений природы в относительно небольшой период времени, а также закрепить представления о днях недели.
В календарь природы в старшей группе, так же как и в средней, следует помещать наиболее интересные рисунки детей, отражающие их наблюдения за погодой, жизнью растений и животных, людей. Воспитателю следует побуждать детей к самостоятельным наблюдениям, выражать заинтересованность этой деятельностью, положительно ее оценивать, формировать потребность зарисовать увиденное, рассказать о нем, пользуясь своим рисунком. Возле календаря природы хорошо иметь все необходимое для рисования – бумагу, карандаши или краски.
Оформляют календари природы в старшей группе по-разному. Например, в начале года может быть использован календарь с незначительным усложнением по сравнению со средней группой. В нем сюжетные картинки с изображением различных сезонных явлений заменяются условными изображениями. Добавляются изображения новых состояний погоды.
Во второй половине года дети самостоятельно изображают условными значками наблюдаемые явления погоды и помещают их в соответствующую дням недели клетку
Так же как и в предыдущих группах, в подготовительной к школе группе ведется календарь природы. Он помещается в уголок природы.
Важной частью календаря в подготовительной к школе группе становится лист, отражающий погодные условия в течение месяца. В клеточках, соответствующих дням и неделям месяца, дети фиксируют ежедневно состояние погоды, используя для этого условные обозначения. В конце месяца с помощью воспитателя подсчитывается количество солнечных, пасмурных, ветреных, дождливых и других дней и делается вывод о преимущественном состоянии погоды в течение месяца.
Во второй половине года рекомендуется отмечать состояние погоды два раза в день. Для этого каждая клеточка календаря делится по диагонали на две части: утро и вечер и погода отмечается после утренней прогулки и перед выходом на вечернюю прогулку.
Формы ведения календаря в подготовительной к школе группе могут быть различными. Можно использовать настенный календарь.
Формирование представлений о времени года может осуществляться с помощью календаря-ширмы, имеющего три графы: «Неделя», «Погода», «Живая природа». Первая графа включает четыре вертикальные полоски, обозначающие дни и недели месяца. Для того чтобы дети лучше ориентировались в днях недели, усвоили их порядок, можно ввести цветные изображения (например, понедельник — фиолетовый, вторник — синий, среда — голубой, четверг — зеленый, пятница — желтый, суббота — оранжевый и воскресенье — красный цвета).
Во второй графе («Погода») в течение одной недели (любой) ежедневно отмечается состояние погоды условными значками, понятными детям. Вместе с детьми воспитатель может выбрать такие значки и условиться о том, что они обозначают. В третьей графе помещаются детские рисунки, отражающие состояние растений, увиденных животных (птицы, насекомые, звери) на каком-либо определенном месте участка детского сада или ближайшего природного окружения. Это позволяет детям пронаблюдать, как изменяется в течение определенного времени года — весной, летом, осенью, зимой — одно и то же место, и сделать вывод о постепенности происходящих изменений, нарастании или уменьшении действия тех или иных факторов неживой природы, определяющих изменения живой природы в сезоне.
2. Экологическое воспитание в младших группах в разное время года на занятиях и в повседневный жизни, фиксация впечатлений.
Дидактическое пособие «Календарь природы»
Участник выставки-конкурса:
Рыжкова Лариса Викторовна,
воспитатель,
высшая квалификационная категория.
МАДОУ д/с № 132 города Тюмени
Аннотация:
Работая в детском саду, я заметила, что дети испытывают трудности при определении времен года по их характерным признакам, путают названия месяцев, их последовательность в календарном году. Чтобы помочь детям усвоить данный материал, сделала свой календарь природы.
Данный календарь представляет собой большой круг, с вращающейся стрелкой, разделенный на четыре сектора. Каждый сектор имеет свой цвет, который соответствует определенному сезону календарного года : синий (голубой) – зима, зеленый – весна, красный – лето, желтый — осень. Для каждого времени года подобраны карточки – иллюстрации и цветные прищепки – символы месяцев года.
Работая с данным календарем, дети успешно усваивают особенности объектов природы, связях и соотношении. Детям очень нравится манипулировать цветными прищепками, при этом у них развивается мелкая моторика рук.
Ведение такого календаря развивает у детей внимание, умение наблюдать, замечать интересные и типичные явления природы весной, осенью, зимой и летом.
Примеры игр:
«Когда это бывает?»
Цель: закреплять знания детей о характерных признаках сезонов года, умения устанавливать причинно – следственные связи. После остановки стрелки дети подбирают карточки, отражающие особенности времени года.
«Подбери карточки»
Цель: обобщать и систематизировать представления детей о сезонных явлениях в неживой природе, их влиянии на животный мир и на мир растений.
Игровая задача: подобрать карточки — модели, отражающие характерные признаки сезонных явлений в мире живой и неживой природы.
«Кого встретим?»
Цель: закрепить знания детей об образе жизни диких животных в разное время года.
Игровая задача: покрутить стрелку, после произвольной остановки стрелки подобрать картинки с изображением тех животных, которых можно встретить в то или иное время года.
«Путаница»
Цель: развивать у детей внимание, наглядно – образное мышление, речь – доказательство, умение замечать несоответствие. Воспитатель неправильно размещает прищепки (или карточки с изображением признаков сезонов), дети находят ошибки и объясняют их.
«Времена года»
Цель: закреплять знания признаков различных времен года, воспитывать познавательный интерес.
Игровая задача: распределить прищепки по секторам и назвать приметы каждого сезона года.
Календарь очень мобилен: можно использовать его как пособие в разных НОД, в дидактических играх, в индивидуальной работе.
Такая модель календаря не имеет возрастных ограничений. Усложняя и модифицируя основное содержание календаря, его можно использовать во всех возрастных группах.
Уважаемые конкурсанты и гости! С 15 мая с 12-00 по 19 мая до 20-00 2020г. на портале состоялось онлайн — голосование за «Приз зрительских симпатий». (Определилось 4 победителя, по 1 из каждой номинации) ИТОГИ ГОЛОСОВАНИЯ >>>
1,2,3 МЕСТО в выставке — конкурсе определяет жюри. (12 конкурсантов)
16 победителей будут торжественно награждены 23 июня в Большом зале заседаний Тюменской областной Думы.
Лауреаты I, II и III степеней награждаются дипломами, ценными подарками и благодарственными письмами заместителя председателя Тюменской областной Думы. Каждый участник получает сертификат, подтверждающий участие в региональном мероприятии.
Пригласите своих друзей и знакомых поддержать участников конкурса! Вы можете поставить в ленту новостей призыв к голосованию за Ваш детский сад, создать группу поддержки.
Оставляйте содержательные комментарии, их количество подсчитываться не будет.
Поделиться