Конспект урока Познание мира 4 класс «Степи. Растительный и животный мир степей»


Особенности климата

Лесная зона постепенно, через лесостепь, переходит в безлесную природную зону – степь. Она выглядит как огромное поле, на котором растет душистое разнотравье.

Степная зона находится в умеренном климатическом поясе. Это значит, что здесь царит солнечная, сухая погода. Для этой местности характерны суховеи – горячие сухие ветры, которые могут переходить в сильные пылевые бури.

Лето в степи длительное, засушливое, с небольшим количеством осадков. Средняя температура 20-22 градусов по Цельсию , но иногда может повышаться до 40 градусов. Зима короткая и относительно теплая. Лишь изредка температура воздуха понижается до -40 градусов.

Весной степь будто просыпается: живительные ливни увлажняют почву, и она покрывается ковром ярких степных цветов. Однако из-за солнечной погоды дождевая вода не успевает глубоко проникнуть в землю. Она стекает в низины и быстро испаряется.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Природные зоны России (4 класс, окружающий мир)
  • 2. Природные зоны горных областей
  • 3. Окружающий мир (4 класс): Природные зоны России
  • 4. Наши подземные богатства

Рис. 1. Степь весной.

Главное богатство степной зоны – это плодородные земли, которые называются черноземом. Отмирая, травы образуют верхний питательный слой – гумус, который обладает уникальными питательными свойствами.

Урок №18. «Зона степей», 4 класс

Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 4класс
Тип урока:
комбинированный

Цель

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребён­ком личного опыта общения с людьми и природой;

Характеристика деятельности учащихся

Понимать

учебные задачи урока, стремиться их выполнить.

Сравнивать

общий вид леса и степи,
описывать
степь по фотографиям.
Находить и показывать
на карте зону степей,
рассказывать
о них по карте.
Устанавливать
зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги.
Работать в паре: знакомиться
по материалам учебника с растительным и животным миром степей,
рассказать
по рисунку об экологических связях в степи,
моделировать
цепи питания.
Сравнивать
природу зоны степей с природой лесов и тундры.
Обсуждать
экологические проблемы зоны степей и пути их решения.
Характеризовать зону степей по плану
.
Формулировать
выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Планируемые результаты

Предметные ( знать, уметь)

Знать

общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь

приводить примеры представителей разных групп растений и животных зоны степей

Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)

П. – строить сообщения в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно – следственные связи.

Р. – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников, родителей. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

К. – вести диалог, слушать и слышать собеседника.

Личностные результаты

Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к еȅ природе.

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.

Основные понятия и определения

Подготовка к усвоению нового материала

Узнаем о природе и экологических проблемах зоны степей. Будем учиться давать характерис­тику этой зоны по плану

Вспомни, больше или меньше тепла получает от Солнца зона степей по сравнению с лесны­ми зонами. Что ещё ты знаешь о степи? Если тебе приходилось бывать в степи, приготовься рассказать об этом на уроке.

Зона степей

Рассмотри фотографии. Представь себе степь. Чем она отличается от леса? Опиши степь по фотографиям.

Найди на карте природных зон России зону степей. Что ты можешь рассказать о ней по карте? Научись показывать эту природную зону на карте.

Изучение нового материала

ЦАРСТВО ТЕПЛА И СУХИХ ВЕТРОВ

Как ты знаешь, леса занимают ту часть нашей страны, где достаточно тепла и влаги для роста деревьев. Южнее лесных зон тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. Леса всё чаще чередуются с безлесными участками, а за­тем и вовсе исчезают. Так постепенно леса сменяются лесостепью, а потом — зоной степей.

В степной зоне очень тёплое, продолжитель­ное, засушливое лето. Часто дуют горячие су­хие ветры — суховеи. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и боль­шая часть воды, не успевая напоить почву, по­токами стекает в низины и испаряется

Степная зона славится самой плодородной почвой — чернозёмом.

1.Рассмотрите в гербарии и на рисунке рас­тения степей. Выскажите предположения, как эти растения приспособлены к условиям жизни в степи. Проверьте себя по тексту учебника

Тюльпан Ирис Ковыль Типчак

2.С помощью рисунка учебника (с. 112 — 113) познакомьтесь с животным миром степи. Инфор­мацию о животных найдите в тексте учебника.

3.Расскажите по этому рисунку об экологи­ческих связях в степи. Изготовьте модель цепи питания, характерной для степи

3

1. Степной орёл. 2. Пустельга. 3. Степной жаворонок. 4. Дрофа. 5. Серая куропатка.

6.Журавль-красавка. 7. Суслики. 8. Степная гадюка. 9. Хомяк. 10. Кузнечик.

11. Шмель. 12. Кобылка.

ЖИЗНЬ В СТЕПИ

В степной зоне растут разнообразные травя­нистые растения. Некоторые из них — тюльпа­ны, ирисы

— цветут весной, пока не наступила летняя жара и в почве достаточно влаги. В этом проявляется их приспособленность к жизни в степи. Очень красива степь в пору цветения растений. Но вскоре их надземные части отми­рают, а в почве до следующей весны остаются луковицы с запасом питательных веществ.

Другие растения — ковыль

и
типчак
— иначе приспособлены к степным условиям. Они пере­носят сильную засуху благодаря очень узким листьям, которые испаряют мало влаги.

Разнообразны насекомые степной зоны. Осо­бенно много здесь кобылок

и
кузнечиков —
отовсюду доносится их стрекотание. Различать этих насекомых лучше всего по усикам: у ко­былок они короткие, а у кузнечиков длинные. Кобылки кормятся растительной пищей. Кузнечи­ки в основном поедают мелких насекомых.

Растениями и насекомыми кормятся птицы: степной жаворонок, серая куропатка, жу­равль-красавка, дрофа.

Красавка — самый мелкий из журавлей. Дро­фа — одна из самых крупных птиц нашей стра­ны, её называют степным великаном.

В степной зоне много грызунов, например сусликов, хомяков.

Степь — открытое место. Поэтому от жары и хищников грызуны могут спрятаться только в норах.

Грызунами питаются хищные птицы и звери. Очень крупная, до двух метров в размахе кры­льев, хищная птица — степной орёл

— настоя­щее украшение природы! Довольно часто встре­чается ловкий хищник
степной хорёк.
Живут в степной зоне и пресмыкающиеся. На­секомыми питаются ящерицы,

грызунами —
степ­ная гадюка.
СТЕПИ И ЧЕЛОВЕК

Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Например, в Красную кни­гу России внесено очень красивое растение пи­он тонколистный-1.

На страницах Красной книги мы найдём
степного орла-2, журавля- красавку, дрофу,
крупного кузнечика
степную дыбку-3 .
Почему же эти растения и животные оказа­лись в опасности? Главная причина вот какая: в степной зоне почти не осталось степей! Сте­пи почти повсюду распаханы. На их месте рас­кинулись поля. Распашка степей — главная эко­логическая проблема этой зоны.

На нераспаханных участках степей пасут скот. Иногда большие стада животных подолгу пасут на одном месте, происходит перевыпас. Это ещё одна экологическая проблема степной зоны. Из-за перевыпаса разрушается почва, исчезают многие растения, страдают дикие животные.

С давних пор люди не только распахивали степи, но и охотились на степных животных. Сейчас охота на редких животных запрещена, но этот запрет часто нарушают браконьеры. Браконьерство — ещё одна экологическая проб­лема в этих краях.

Очень важная задача — сберечь сохранившиеся степи с их удивительным растительным и жи­вотным миром!

Некоторые участки степей охраняются в запо­ведниках. Так, в степной зоне расположены запо­ведники Ростовский, Оренбургский, Даурский

Некоторые степные животные вынуждены пе­реселяться на поля. Так поступают журавль-кра­савка, дрофа. Но обычно их гнёзда погибают во время полевых работ. Чтобы спасти этих птиц, их стали разводить в питомниках. Выскажи пред­положение, как организована эта работа. Проверь себя на «Страничках для самопроверки».

Осмысление и понимание полученных знаний

Обсудим!

1.Сравните природу зоны степей с природой лесов и тундры

2.

Рассмотрите на рисунках животных степи. В чём видна их приспособленность к условиям жизни?

Самостоятельное применение знаний

Проверь себя

1.Покажи на карте зону степей. 2. Дай крат­кую характеристику зоны степей по плану, при­ведённому в учебнике (с. 71).

Вывод

В прошлом в степной зоне были бескрайние степи. Теперь они почти везде распаханы, их место заняли поля. Сохранившиеся участки степей с их замечательным растительным и животным миром необходимо оберегать

Задания для домашней работы

1.Нарисуй, как ты представляешь себе степь

2.Найди в дополнительной литературе, Ин­тернете сведения о тех растениях и животных степи, которые тебя заинтересовали. Подготовь сообщение

3.С помощью Интернета соверши вообража­емое путешествие в один из степных заповед­ников. Какую работу в заповеднике проводят учёные?

Природная зона степей

презентация
зонастепей
животный
мирзоныстепей
Фильм
«Живаяприродастепи«
Растения
иживотныезоныстепей
Степные
травы
пейзажи
степи
Весна
встепи.
Живая
природастепи
Источники информации

:

ШКОЛА РОССИИ

ФГОС А. А. Плешаков учебник, Е.А. Крючкова рабочая тетрадь Окружающий мир 4 класс Москва «Просвещение» 2014

Сайт
YouTube
: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций
окружающий мир
— https://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Растительный мир

Из-за малого количества влаги в степях растет очень мало деревьев. Основная растительность в этой природной зоне – всевозможные травы и злаки.

Рис. 2. Степные растения.

Для степных растений характерны следующие признаки:

  • узкие листья – для испарения малого количества влаги;
  • светлый цвет листвы – лучше отражает солнечные лучи;
  • многочисленные мелкие корешки – лучше впитывают и удерживают ценную влагу.

В степи растут пионы, ирисы, тюльпаны, ковыль, типчак и многие лекарственные растения.

Животный мир

Преобладающий растительный покров создал идеальные условия для жизни насекомых, которых здесь обитает невероятное количество. В степях обитают кузнечики, кобылки, шмели, пчелы и многие другие.

Поскольку в степи много насекомых, значит, здесь обитает много птиц: куропатки, степные жаворонки, дрофы. Они обустраивают свои гнезда прямо на земле.

Степные животные максимально приспособлены к жизни в поле: все они небольших размеров, со светлым окрасом, который сливается с растительностью. В степях обитает много грызунов и пресмыкающихся.

Суслики – типичные обитатели степей. Много времени они проводят, стоя на задних лапках и осматриваясь по сторонам. При малейшей опасности они с тревожным писком скрываются в своих норах. В неблагоприятные годы при сильной засухе и отсутствии корма они впадают в спячку, которая может длиться 9 месяцев.

Рис. 3. Суслики.

Урок окружающего мира в 4 классе «ЗОНА СТЕПЕЙ»

КОНСПЕКТ УРОКА С МУЛЬТИМЕДИА «ЗОНА СТЕПЕЙ»

Предмет:

окружающий мир

Класс:

4

УМК

: Школа России

Учебник:

Плешаков А.А.Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч. 1 / А.АПлешаков, Е.А. Крючкова. – 4-е изд. — М.: Просвещение, 2020.

Тема урока

: Зона степей.

Тип урока:

Комбинированный

Цель

: формирование у учащихся представления о природной зоне степей.

Задачи:

— ознакомить с географическим положением зоны степей, её климатическими особенностями, животным и растительным миром, деятельностью людей, живущих в этой зоне и экологическая ситуация;

— развивать логическое мышление (анализ, сравнение, поиск соответствия, выводы и умозаключения), речь и память;

— формировать навык осмысленного чтения, поиска ответа на вопрос в тексте.

Планируемые результаты

:

Познавательные: проверять информацию, находить информацию в учебниках, наглядных пособиях, при просмотре видеофильмов научного содержания.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Личностные – способность к самооценке своих действий и поступков.

Оборудование

: Интерактивная доска ActivBoard Prometei с системой голосования ActiVote (только для теста), можно заменить проектором с экраном и колонками, учебник, Карта климатических зон России, карточки для парной, групповой и индивидуальной работы (Приложение 4, 5)

Ход урока:

1. Организационный этап.

Учитель:

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Куда мы с вами попадём –

Узнаете вы скоро.

— Проверьте, есть ли у Вас на парте дневник, учебник, пенал. Если все готово, тихонечко садитесь.

Учащиеся:

Настраиваются на урок, проверяют наличие необходимых школьных принадлежностей.

2. Актуализация знаний.

1) Мотивация (Просмотр мультфильма ПРИЛОЖЕНИЕ2)

Учитель:

— Посмотрите небольшой мультфильм и подумайте, зачем я его вам показала.

Учащиеся:

смотрят фильм.

Учитель:

— Какие мысли появились при просмотре мультфильма?

Учащиеся:

Делятся мыслями об экологическом содержании фильма.

Учитель:

— Какое отношение он имеет к материалу наших уроков?

Учащиеся:

Стихотворение Михалкова учит нас бережному отношению к природе, к лесу. Тема прошлого урока «Лес и человек»

2) Тестирование (тест ПРИЛОЖЕНИЕ3, Слайд 2 ПРИЛОЖЕНИЕ1)

Учитель:

— Проверим, как вы усвоили материал прошлого урока, как закрепили полученные знания дома.

Учащиеся:

Выполняют задания теста, отправляя ответ при помощи пульта для голосования.

Учитель:

— Оцените себя (учитель выводит на экран результаты теста – учащиеся сами себя оценивают по критериям на
слайде
).

Учащиеся:

Оценивают себя по заданным критериям.

3. Самоопределение к деятельности

Работа в паре (Карточки с кроссвордом ПРИЛОЖЕНИЕ 4; Слайды 3-4 ПРИЛОЖЕНИЕ1)

Учитель:

— Мы побывали в зоне Лесов и движемся дальше на юг. Объединитесь в пару с соседом по парте и разгадайте кроссворд. В выделенных клетках появится тема нашего урока.

Учащиеся:

Решают кроссворд на карточке в паре.

Учитель:

— Проверим вашу работу.

Учащиеся:

Отвечая по руке, проверяют решение кроссворда.

Учитель:


Итак, тема урока..
.

Учащиеся:

— Зона степей.

Учитель:

Дополните предложения на слайде, формулируя цель и задачи урока.

Учащиеся:

Цель – изучение особенностей степей. Задачи: Выяснить, где на карте расположена зона степей. Определить климатические особенности степей. Узнать, какие растения и животные населяют зону степей. Узнать о роли человека в степи.

4. Работа по теме

а) География и климат степей

Индивидуально-фронтальная работа (карточка ПРИЛОЖЕНИЕ6 , видеофайл ПРИЛОЖЕНИЕ 5, Слайд 5 ПРИЛОЖЕНИЕ1)

Учитель:

— Ознакомьтесь с текстом на карточке. После просмотра фильма, вы впишете
в него
пропущенные слова.

Учащиеся:

Знакомятся с текстом, в который надо вставить пропущенные слова. Смотрят видео. Вписывают пропущенные слова.

Учитель:

— Прочитайте в учебнике с.110-111 текст «Царство тепла и сухих ветров». Проверьте записи на карточке. Исправьте ошибки, если они есть.

Учащиеся:
З
накомятся с информацией по теме в учебнике. Выполняют самопроверку.

Учитель:

— Правильно ли я поняла, что зона степей расположена южнее зоны лесов. Найдите ее на карте в учебнике с.72-73.

Каким цветом обозначена? Что за зона расположена между зоной лесов и степями?

Учащиеся:

отвечают на вопросы. Находят карту в учебнике. Двое учащихся по выбору учителя показывают зону лесостепи и степи на большой карте у доски.

Учитель:

— Итак, мы узнали, что степь – сухая зона. Что весной здесь тепло и влажно, а летом сухо и жарко. Дожди бывают редко, но дуют ветры – суховеи и бывают пыльные бури. Здесь не растут деревья, но плодородная почва – Чернозем.

б) Растения степи

Групповая работа (Задания в ПРИЛОЖЕНИЕ7, слайд6 ПРИЛОЖЕНИЕ1)

Учитель:

— Поговорим о степных растениях. Вы уже многое знаете о степи.

Какие растения: травянистые, деревья или кусты образуют покров степной зоны? Как вы думаете, почему?

Учащиеся:

— Травянистые растения. Деревьям нужно тепло и много влаги. Тепло в степи есть, а влаги мало.

Учитель:

— Каким образом некоторые растения приспособились к климату, вы расскажете после работы в группах.

Учащиеся:

Работают в группах по инструкции, после чего отчитываются о проделанной работе.

Учитель:

— Итак, некоторые растения, например ирис и тюльпан, цветут только весной, остальное время, спасаясь от жары, наземная часть исчезает, а в земле остается запас питательных веществ растения в виде луковицы. Другие же растения, ковыль и типчак, не боятся засухи благодаря узким листьям и толстой оболочке, не позволяющим испарятся влаге.

Физкультминутка:

Учитель:

Я буду называть признак какой-либо природной зоны. Если признак характеризует Арктику – вы прыгаете, чтобы согреться (1 раз), если признак тундры – присядете, как будто собираете бруснику, если признак леса – взмах руками над головой (как крыльями), если я говорю про степь повернитесь вокруг себя, как будто осматриваете широкий простор.

Итак, там почти не образуется почва (прыгают), там живет белый медведь (прыгают), из-за вечной мерзлоты и холода там много болот и озёр (присели), эта зона занимает наибольшую часть России (взмах руками), там водятся лемминги (присели), бывают суховеи (повернулись) и т.д.

в) Животные степи

Беседа, рассказ и игра (слайды 7-10 ПРИЛОЖЕНИЕ1, Игра ПРИЛОЖЕНИЕ8)

Учитель:

— Напомните, какие растения преобладают в степи.

Учащиеся:

— Травянистые.

Учитель:

— Какие животные в большом количестве обитают в траве?

Учащиеся:

— Насекомые.

Учитель:

В степи, действительно обитает много насекомых, которые питаются разными частями растений (бабочка и шмель) или же другими насекомыми (кузнечик (степная дыбка) и кобылка). Обитают тут и муравьи, термиты.

Обитают здесь так же травоядные и насекомоядные животные. Предположите, о ком я говорю?

Учащиеся:

Птицы

Учитель:

Конечно, это насекомоядные и травоядные птицы: дрофа, серая куропатка. Птицы вьют гнезда на земле. Почему?

Учащиеся:

Больше негде, деревьев и кустов нет.

Учитель:

Все жители степи

некрупные животные, вынужденные держаться ближе к земле. Грызуны (суслики, хомяк) делают норы для защиты от хищников, там же они хранят свои припасы. Животные степи приспособились к жизни в условиях засушливого климата, открытой местности. Например, сайгаки быстро бегают, спасаясь от хищников, некоторые животные имеют маскировочный окрас. Одни животные (сурки, черепахи, ящерицы) в период бескормицы впадают в спячку, а другие улетают в теплые края.

Учащиеся:

слушают рассказ учителя. Рассматривают картинки на слайдах и в учебнике.

Учитель:

— Полученные знания используем в игре. Во время игры можно пользоваться учебником с.112-113.

Учащиеся:

Играют в игру. Находят лишнее животное – белка-летяга

г) Роль человека в степи

Обсуждение в паре, рассказ-беседа (Слайды 11-13 ПРИЛОЖЕНИЕ1)

Учитель:

— Нам с вами осталось поговорить о роли человека в зоне степей. На слайде вы видите три слова. Обсудите с соседом, какие занятия человека я зашифровала этими словами.

Учащиеся:

Обсуждают. Высказывают предположения.

Учитель:

Под травами образовались почвы, богатые чернозёмом. Черноземные почвы, теплое солнечное лето позволяют выращивать ценнейшие культурные растения. Здесь выращивают пшеницу, кукурузу, сахарную свеклу и подсолнечник. Большие площади заняты бахчами, огородами, садами. Население занимается так же разведением скота: коров, овец, свиней, снабжая молочными т мясными продуктами разные районы страны.

Как вы думаете, развитое сельское хозяйство – это хорошо или плохо?

Учащиеся:

Высказывают мысли.

Учитель:

Развитое сельское хозяйство, это, безусловно, замечательно. Это пища, это одежда для людей, но при неумеренном использовании природных ресурсов появляются масштабные экологические проблемы. Подумайте, какие экологические проблемы выражены этими знаками (на слайде).

Учащиеся:

Распашка степей, выпас скота, истребление браконьерами птиц.

Учитель:

Многим птицам, растениям степи грозит исчезновение. Вы правильно назвали главные причины: неумеренная распашка степей под поля, неумеренный выпас скота, приводящий к разрушению почв, браконьерство. На данный момент в Красную книгу внесены животные: журавль-красавка, дрофа, кузнечик степная-дыбка и растение тонколистый пион. Некоторые участки степей охраняются в заповедниках Ростовский, Оренбургский. Охота на редких животных запрещена.

5. Закрепление

а) Составление пищевых цепей

Работа в группах (ПРИЛОЖЕНИЕ 9)

Учитель: — Составьте из данных картинок пищевые цепи, характерные для степи. Какие цепи получились?

Ученики: Совещаются, затем рассказывают, что получилось. Например: тюльпан – крот — степной волк; типчак – кузнечик – жаворонок – орел; ковыль – суслик – гадюка.

б) Мини-тест

Фронтальная работа (ПРИЛОЖЕНИЕ 10)

Учитель: Полученные в ходе урока знания вы можете применить при решении теста.

Ученики: решают совместно тест, по очереди выходя к доске.

6. Домашнее задание

Всем: Прочитать учебник с.110-117. Рассмотреть внимательно иллюстрации на этих страницах, ответить на вопросы, сопровождающие текст. Задание по желанию: подготовить небольшое сообщение о любом растении или животном степи.

7. Итог и рефлексия

Игра «ДА-НЕТ» (Слайд14-16 ПРИЛОЖЕНИЕ1).

Учитель: — Итак, какую тему изучали? Какие задачи ставили? Что успели? Что не успели?

Ученики: отвечают на вопросы.

Учитель: — На слайде появится пять предложений, запишите «+», если согласны с утверждением, «-» — если не согласны. Проверьте себя. Кто справился с работой без ошибок, поднимите руку. Кто ошибся? В каких вопросах? Что надо сделать, чтобы восполнить пробел?

Ученики: Выполняют задание, проверяют себя, принимают участие в обсуждении ошибок.

Учитель: Спасибо за работу. Урок окончен.

Список использованные источников:

1. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. – М.: ВАКО, 2020.

2. Плешаков А.А.Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. Ч. 1 / А.АПлешаков, Е.А. Крючкова. – 4-е изд. — М.: Просвещение, 2020.

3. Плешаков А.А., Крючкова Е.В. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобраз учреждений. В 2-х ч. Ч.1.М: Просвещение, 2014.

4. Для презентации использованы картинки поисковой системы Яндекс.

5. Фильм «Михалков. Прогулка». Автор неизвестен. Доступен по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=fgNBfTNgt24&t=3s

6. Контрольно измерительные материалы. Окружающий мир. 4 класс / Сост. И.Ф. Яценко. – 11-е изд. – М.: ВАКО, 2020.

7. Фильм «Климат степи» Автор фильма неизвестен. Доступная ссылка на фильм утеряна.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ЗОНА СТЕПЕЙ»

Основное приложение. Используется в качестве наглядности в течение всех этапов урока.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРЕЗЕНТАЦИЯ PPTX / 3.18 Мб

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. МУЛЬТФИЛЬМ ПО СТИХОТВОРЕНИЮ С.В. МИХАЛКОВА «ПРОГУЛКА»

Фильм используется на этапе актуализации знания для плавного вхождения учащихся в рабочее настроение, как атмосферный мотивирующий момент, как связь данного урока с предыдущим.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. МИХАЛКОВ ПРОГУЛКА MP4 / 6 Мб

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ТЕСТ «ЧЕЛОВЕК И ЛЕС»

Созданный в программе ActivInspire тест для интерактивной доски с системой голосования предназначен не только для проверки, но и для оперативной оценки знаний учащихся по изученной на прошлом уроке теме «Лес и человек».

На каждой странице с вопросом учитель запускает голосование, дети отвечают на вопрос нажатием соответствующей кнопки на пульте. После ответа на последний вопрос учитель сохраняет результаты учащихся в формате Exsell. При открытии сохраненного документа дети сами могут себя оценить по данным критериям на слайде презентации.

Приложение 3 ТЕст FLIPCHART / 18.06 Мб

Скриншоты теста:

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. КАРТОЧКА С КРОССВОРДОМ ДЛЯ ПАРНОЙ РАБОТЫ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 DOCX / 16.82 Кб

Цель использования карточки – актуализация знаний об изученных климатических зонах. Используется на этапе самоопределения к деятельности. Карточку надо заранее распечатать по количеству пар учащихся.

Ответы к кроссворду:

1 З У Б Р
2 В О Д О Р О С Л Ь
3 О Л Е Н Е В О Д С Т В О
4 А Р К Т И К А
5 С О С Н А
6 Т У Н Д Р А
7 М Е Р З Л О Т А
8 П О Л Я Р Н Ы Й
9 Л Е М М И Н Г
10 Т А Й Г А

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. ФИЛЬМ О КЛИМАТЕ СТЕПИ.

Фильм используется на этапе ознакомления учащихся с новым материалом.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 ФИЛЬМ ПРО КЛИМАТ MP4 / 4.56 Мб

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. КАРТОЧКА «КЛИМАТ СТЕПИ»

ПРИЛОЖЕНИЕ 6 КАРТОЧКА КЛИМАТ СТЕПИ DOCX / 12.08 Кб

Карточка используется на этапе ознакомления с новым материалом в части «Климат степей» для первичной самопроверки усвоенных знаний учащихся.

Допиши предложения. Проверь свою работу по учебнику с.110-111.

Южнее лесных зон тепла _____________, но осадков выпадает ______________.

(больше, меньше) (больше, меньше)

Леса постепенно сменяются зоной лесостепи, а затем ______________. В этой

зоне очень _______________, _______________, ________________ лето. Часто

(холодно, теплое) (длинное, короткое) (влажное, засушливое)

дуют горячие сухие ветры — _________________. Дожди здесь ___________.

(часто, редко)

Степная зона славится плодородной почвой — __________________.

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. ЗАДАНИЕ ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ «РАСТЕНИЯ»

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА РАСТЕНИЯ DOCX / 496.5 Кб

Приложение используется для ознакомления с новым материалом в части «Растения степи». В задание входит «пазл», который надо собрать, и инструкция к заданию.

КАРТОЧКА ДЛЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
  1. Соберите картинку с растением – пазл.
  2. Определите растение с помощью гербария или учебника с.111.
  3. В учебнике на с.114 найди ответ на вопросы: Когда растение цветёт: весной или летом?
  4. Как приспособилось к засушливому климату степи?

ПРИЛОЖЕНИЕ 8. УПРАЖНЕНИЕ «ЖИВОТНЫЕ СТЕПИ»

Упражнение разработано с использованием сервиса LearningApps.

Цель упражнения – определение и запоминание животных степи.

Ученикам предлагается соотнести картинку с названием животного, а так же найти лишнее животное – белку-летягу.

Ссылка на приложение: https://learningapps.org/8157493

ПРИЛОЖЕНИЕ 9. ЦЕПИ ПИТАНИЯ

Упражнение используется на этапе закрепления. Картинки надо распечатать по количеству групп и нарезать, разложить по конвертам.

ПРИЛОЖЕНИЕ 9 ЦЕПИ ПИТАНИЯ DOCX / 1009.13 Кб

ПРИЛОЖЕНИЕ 10. МИНИ-ТЕСТ

Упражнение разработано с использованием сервиса LearningApps.

Цель упражнения – применение знаний о степи, полученных в ходе урока.

Ссылка на приложение: https://learningapps.org/display?v=pe9d2cny319

Экологические проблемы степей

Самая главная проблема степной зоны – ее распашка под сельскохозяйственные нужды. Плодородные почвы и отсутствие деревьев послужили веской причиной, по которой люди начали распахивать степные земли и выращивать на них культурные растения.

Кроме того, на нераспаханных степных участках пасут скот, и это неизбежно приводит к разрушению уникальной почвы.

В результате человеческой деятельности многие степные животные и растения оказались под угрозой полного исчезновения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]