Приемы письменного деления многозначного числа на однозначное число. Математика: 4 класс
Приемы письменного деления многозначного числа на однозначное число (для незрячих и слабовидящих детей)
Математика: 4 класс Цели урока: 1. Познакомить учащихся с письменным приемом деления многозначного числа на однозначное число; 2. Повторить ранее изученный материал о действии деления; 3. Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи. Оборудование: таблица “Алгоритм деления”, карточки с арифметическими ребусами.
Ход урока
I. Организационный момент: Математику, друзья, Не любить никак нельзя. Очень точная наука, Эта математика! Учитель. Сегодня я приглашаю вас в путешествие по стране “Математические вычисления”. II. Устный счет. Учитель. Начинаем, наша первая остановка в городе “Устные вычисления” Остановка «Знайкино» 7 * 7 9 * 8 6 * 9 4 * 7 8 * 8 5 * 9 81 : 9 54 : 6 42 : 7 48 : 8 27 : 3 32 : 4 В этом городе живут девочки и мальчики. Они считают без труда, без калькуляторов и пальчиков. Приглашают вас, ребята, тоже быстро посчитать. 1. Поставьте знаки: 426 * 70 = 356 65 * 4 = 260 714 * 7 = 102 7108 * 0 = 7108 478 * 1 = 478 824 * 8 = 103 2. Арифметические ребусы: 3. Геометрический материал. Остановка «Фигуркино» Учитель. Посчитайте, сколько в данном прямоугольнике треугольников и четырехугольников? Дети. В данном прямоугольнике есть 2 треугольника, 10 четырехугольников. Учитель. Хорошо! Путешествуем дальше. III. Сообщение темы урока. Учитель. Следующая остановка в городе “Письменные вычисления” Посмотрите на доску, какие примеру у вас вызвали затруднение при делении 42:2 76 : 2 96 : 3 102 : 3 55 : 5 75 : 5 Дети: 76 : 2; 102 : 3; 75 : 5 Учитель: Правильно, как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Здесь все наоборот Здесь ведут серьезный счет. Пишут столбиком везде На полу и на столе, А умные ребятки счет ведут в своей тетрадке. Дети: Делить на однозначное число новым способом Учитель. Прежде чем приступить к работе, вспомним название компонентов деления. Дети. Делимое, делитель, частое. Учитель. При делении с остатком, о чем мы не должны забывать? Дети. Остаток должен быть меньше делителя. Учитель. Тема нашего урока непосредственно связана с письменным приемом деления многозначного числа на однозначное число. Учитель. Сначала вспомним с вами письменный прием деления трехзначного числа на однозначное число. Предлагаю одному из вас роль учителя. Объясните, как выполнить деление: 768 : 2 (Ученик выполняет деление с объяснением у доски) Учитель. Механизм деления многозначных чисел на однозначное число не изменяется. Убедитесь в этом сами. Работа по учебнику стр. 78. Учитель. Всегда надо помнить о том, что остаток должен быть меньше делителя. Теперь нам предстоит разделить 9522 : 6. Ведется рассуждение и одновременно составляется алгоритм деления. Учитель. Делю тысячи, первое неполное делимое 9, значит, в частном будет четыре цифры. 9 делю на 6 получается 1 – столько тысяч будет в частном.(дети, обучающиеся по системе Брайля после написания примера во второй строке сносят первый неполный делитель 9 без цифрового знака, при делении на 6 подбирают число меньше чем 9, но делящееся на 6 и пишут найденное число в 3 строку (6), рассуждают 6:6 в частное пишем 1). Умножаю 1 на 6, получу 6 тысяч. Вычту из 9 число 6, получу остаток 3, он меньше 6 делителя.( число 3 пишут во второй строке «после 9 через клетку без цифрового знака» рядом сносят 5, получается число 35 второе неполное делимое, разделю 35 на 6, получу 5 сотен в частном. Умножу 5 на 6, получу 30 сотен (это число пишется в 3 строке, после 6). Вычту 35 из 30, получу остаток 5(остаток 5 пишется во 2 строке). Сравню остаток с делителем: 5 меньше 6.(к 5 сносится третья цифра из числа, это 2) Образовалось третье неполное делимое 52, разделю 52 на 6, получу 8 десятков в частном. Умножу 8 на 6, получу 48 десятков (число пишется в третьей строке). Вычту 52 из 48, получу остаток 4, он меньше делителя.(к 4 сношу последняя цифру из числа 9522, это 2) Образовалось четвертое неполное делимое 42, разделю его на 6, получу 7 единиц в частном. Умножу 7 на 6, получу 42 единицы.(это число пишется под числом 42) Вычту 42 из 42, получу остаток 0. Деление окончено. Для нас этот пример будет иметь вот такую форму 9522 : 6 = 1587 9 35 52 42 0 6 30 48 42 На доске вывешивается алгоритм деления. Выделяем неполное делимое. Делением находим цифру частного. Умножаем, узнаем, сколько разделили. Вычитаем, находим остаток. Остаток сравниваем с делителем. IV. Закрепление нового материала. Игра “Я умею считать и умею объяснять”. Работа по учебнику № 389. V. Физкультминутка. Мелкие шажки раз, два, три. Легкие прыжки раз, два, три. Вот и вся зарядка раз, два, три. Мягкая посадка раз, два, три. VI. Остановка город “Математические задачи”. 1.Учитель. В любом городе есть библиотеки. Вот и в нашем городе она тоже есть. Скажите, пожалуйста, а как вы обращаетесь с книгами? (Ответы учеников) Учитель. Прилежные ребята, видя порванную книгу, всегда подремонтируют ее. Вам предлагается задача на эту тему. Прочитаем задачу № 390. Учитель. О чем говорится в задаче? Дети. В задаче говорится о библиотеке и ремонте книг. Учитель. Какие слова возьмем для составления краткой записи? Дети. Октябрь, ноябрь, декабрь. Учитель. Прочитаем главный вопрос задачи. Можно сразу дать ответ на главный вопрос? Дети. Нет. Учитель. Что нам известно в задаче? Дети. Знаем, сколько отремонтировали книг за три месяца и сколько отремонтировали за октябрь и ноябрь, Учитель. Зная, сколько отремонтировали книг за три месяца и сколько отремонтировали за октябрь и ноябрь, что мы можем найти? Дети. Можем найти, сколько книг отремонтировали за декабрь. Учитель. Теперь можно рассмотреть другую пару, какую? Дети. Зная, сколько книг отремонтировали за ноябрь и декабрь и сколько отремонтировали за декабрь, можно найти, сколько книг отремонтировали за ноябрь. Учитель. Какой месяц осталось найти? Дети. Зная, сколько отремонтировали книг за октябрь и ноябрь, найдем сколько книг отремонтировали за октябрь. Учитель. Как можно проверить, правильно ли мы ответили на главный вопрос задачи? Дети. Все три месяца сложить и сравнить результат. 2. Решение задачи № 391. Устный разбор задачи, постановка вопроса. Учитель. Уточните, что значит 2/7? Дети. Целую часть разделили на семь частей и взяли только две из них. VII. Остановка в городе “Самоделкино”. 1.Работа по вариантам. Задание № 392 . I вариант – 1 строчку. II вариант – 2 строчку. 2. Решить уравнение (карточки). х * 7 = 100 – 44 х + 17 = 96 – 58 Не забываем, что сначала левая часть переписывается, а правая считается Взаимопроверка работ. VIII. Итог урока. Учитель. На этом наше путешествие закончилось. Что нового мы узнали? Спасибо за работу. IX. Домашнее задание.
Рекомендуем посмотреть:
Школьная олимпиада по математике 4 класс Конспект урока по математике — 4 класс УМК «Школа 2100» Конспект урока-путешествия по математике в 4 классе Урок математики в 4 классе
Похожие статьи:
Проверочные работы математике по теме «Нумерация чисел больше тысячи» в 4 классе
Конспект урока математики, 4 класс. Разработка. УМК «Школа России»
Конспект урока математики в 4 классе. Площадь прямоугольного треугольника
Конспект урока математики в 4 классе (программа Занкова) по теме: «Решение уравнений разного уровня сложности»
Урок-путешествие по математике в 4 классе
Алгоритм письменного приёма деления многозначных чисел
Привет, ребята!
Вы знаете, вчера я услышала разговор двух девочек, которые, как и вы, учатся выполнять письменное деление многозначных чисел на однозначные
. И одна из девочек жаловалась другой, что никак не может запомнить последовательность выполнения действий. А вторая девочка посетовала, что иногда запись примеров на деление бывает очень длинной. И поэтому сегодня я решила составить
алгоритм письменного деления
. А ещё показать, как в некоторых случаях можно немного укоротить запись деления.
И начнём мы с того, что решим вот такой пример: восемь тысяч сто пятьдесят четыре разделим на девять.
Вы помните, с чего всегда необходимо начинать деление? Надо выделить первое неполное делимое
. После этого
определяем количество цифр в частном
и ставим точки на месте частного. Так как восемь меньше девяти, в качестве
первого неполного делимого
берём две цифры. Это число восемьдесят один. Ставим точку. В делимом есть ещё две цифры, значит, на месте частного ставим ещё две точки.
Восемьдесят один делим на девять, получается девять. Это первая цифра частного. Умножаем девять на девять для того, чтобы узнать, сколько именно мы разделили. Это восемьдесят один. Вычитаем, чтобы узнать остаток. Он равен нулю, который, если деление не окончено, мы не пишем. И, конечно, остаток нуль меньше делителя
.
Выделяем второе неполное делимое
. Для этого переносим вниз следующую за первым неполным делимым цифру. Второе неполно делимое – пять. Делим его на девять. Так как делимое меньше делителя, то в частном получается нуль. Умножаем нуль на девять. Нуль. Вычитаем. Остаток пять. Сравниваем остаток с делителем. Он меньше делителя.
Выделяем третье неполное делимое
. Это пять, что получилось в остатке, и справа от пятёрки дописываем следующую цифру из делимого. Третье неполное делимое – пятьдесят четыре. Делим его на девять, получается шесть. Умножаем. Шестью девять – пятьдесят четыре. Вычитаем. Остаток нуль. Деление закончено.
Вы обратили внимание на то, что в приёме письменного деления
по нескольку раз повторяются одни и те же фразы?
Сначала выделяется неполное делимое. Затем его делят на делитель. Полученную цифру умножают на делитель. Полученное произведение вычитают из неполного делимого. Остаток сравнивают с делителем. И вновь: выделяем неполное делимое, делим его на делитель, полученную цифру умножаем на делитель, полученное произведение вычитаем из неполного делимого, остаток сравниваем с делителем. И так до тех пор, пока не закончится деление.
Вот у нас и получился алгоритм письменного деления многозначных чисел
.
Правда, есть ещё действие, которое выполняется только один раз, после выделения первого неполного делимого. Это – определение количества цифр в значении частного.
Ну а теперь я предлагаю вам посмотреть, как можно запись этого же примера выполнить немного короче.
Начинаю действовать по алгоритму
. Выделяю первое неполное делимое, определяю количество цифр в значении частного, делю первое неполное делимое, умножаю полученную цифру, вычитаю полученное произведение. Остаток нуль не пишем, но знаем, что он меньше делителя. Следующее неполное делимое – пять. Так как оно меньше делителя, мы знаем, что, разделив его на девять, получим нуль. Вот теперь ВНИМАНИЕ!!! Мы не будем письменно выполнять деление пяти на девять.
Сделаем это устно
. Только не забудем записать нуль в частное. А после этого сразу возле пятёрки пишем следующую цифру делимого – четыре. Пятьдесят четыре делим на девять – получается шесть. Умножаем шесть на девять. Вычитаем. Остаток нуль. .
А теперь сравните записи решения одного и того же примера. Как видите, вторая запись немного короче первой, хотя оба примера имеют одинаковый ответ.
Правда, выполняя укороченную запись, очень легко допустить ошибку. Иногда дети перед тем как перенести вниз вторую цифру неполного делимого, забывают поставить в частное нуль.
Чтобы этого не допустить, запомните ребята: если неполное делимое меньше делителя, к нему можно дописать следующую цифру из делимого. Но перед этим в частном обязательно написать нуль!
Вот сейчас попробуйте решить следующий пример, пользуясь укороченной записью
.
А теперь проверьте ваше решение. Никто из вас не забыл перед тем, как перенести вниз цифру восемь, написать нуль в частное?
Не забудьте, Если для выделения неполного делимого вниз переносятся две цифры, необходимо в частное написать нуль
.
А сейчас я покажу вам ещё один вид примеров, запись которых тоже можно выполнить короче. Это примеры, в которых делимое оканчивается нулями.
Вот, например, разделим двести сорок семь тысяч на пять.
Первое неполное делимое
– двадцать четыре. В частном будет пять цифр. Делим двадцать четыре на пять – пишем в частное четыре. Четырежды пять – двадцать. Остаток – четыре. Четыре меньше пяти.
Второе неполное делимое
– сорок семь. Делим на пять – девять. Умножаем. Сорок пять. Вычитаем. Остаток два. Он меньше делителя.
Третье неполное делимое
– двадцать. Делим его на пять – четыре. Умножаем. Вычитаем. Остаток нуль. Дальше в делимом стоят два нуля, каждый из которых должен быть неполным делимым. Но когда мы их будем делить, в частном тоже будут нули. Поэтому не будем терять время, а просто перенесём эти два нуля из делимого в частное. Вот так мы сможем сэкономить время и укоротить нашу запись. Но это можно делать только в том случае, если нули стоят в конце делимого. И из делимого в частное переносятся не все нули, а только те, которые должны быть самостоятельными неполными делимыми.
Ну вот, пожалуй, и всё, о чём я сегодня хотела вам рассказать. Но перед тем как попрощаться, я хочу вам напомнить алгоритм приёма письменного деления
.
И ещё. Если вы выполняете укороченную запись письменного деления, не забудьте: Переносить из делимого вниз можно только одну цифру
. Если же вам нужно перенести и записать рядом вторую цифру, перед этим поставьте в частное нуль.
Ну, а если вы всё-таки забыли это сделать, ещё одна точка в частном, на которой не написали цифру, подскажет вам, что вы допустили ошибку. Так что не забывайте определять количество цифр в частном.
А теперь я прощаюсь с вами. До встречи, друзья!