Мастер-класс для дошкольных работников. «Путешествие по карте»

Нередко так бывает, что родители сводят знакомство малыша-дошкольника с географией лишь к изучению карты, заучиванию столиц государств и запоминанию флагов. Но география очень обширна, имеет множество разделов и касается едва ли не любой стороны нашей жизни. Это не только географическая карта…

География для дошкольников

В понятие географии входят также метеорология, этнография, геология, экология, краеведение, геодезия, геофизика, тектоника и множество других смежных наук. И это, пожалуй, самая интересная для малыша область знаний. Ведь любой маленький человечек очень интересуется устройством окружающего мира. Его волнуют путешествия и дальние страны, люди и животные, которые там живут. Он задает множество вопросов о том, почему бывают землетрясения и извергаются вулканы, зачем море все время накатывает на берег волны и почему вода в нем соленая, что находится под землей и на дне океана…

Наш дом — Земля

Первые представления малыша о себе и окружающем мире обычно очень разрозненные и бессистемные. Наша задача как родителей — помочь крохе осознать, что каждый человек (в том числе и сам малыш) является частью этого мира. С чего же начать? Прежде всего познакомьте кроху с нашей удивительной планетой. Ваш рассказ может звучать примерно так: «У каждого человека есть свой дом. Есть он и у тебя. Ты живешь в нем вместе с мамой и папой. Но у всех-всех людей есть еще один большой общий дом — наша прекрасная планета Земля. Небо похоже на огромный голубой потолок, а земля, по которой мы ходим, — это пол. Для всех светит одно большое солнце. Нас поливает дождик, словно душ, и обдувает ветерок. Очень давно, много-много лет назад, люди совсем ничего не знали про нашу планету. Они думали, что Земля похожа на большой блин и лежит на спинах трех китов или на трех слонах, которые стоят на гигантской черепахе. Когда животные начинали шевелиться — на Земле случались землетрясения». Можете вместе с малышом нарисовать и этих слонов, и черепаху, и Землю у них на спине и вместе посмеяться, потому что любой, даже самый маленький ребенок, отлично знает, что Земля никакой не блин, а огромный шар. Конечно вам очень пригодится глобус. Ведь только с его помощью малыш сможет хоть чуть-чуть представить себе, как же на самом деле выглядит наша планета. Возможно, так ее видят космонавты из далекого космоса. Вот такой же крошечной, будто мячик.

Древние люди однажды решили доплыть до края земли. Они сели на корабль и после многих дней плавания опять возвратились домой, но уже с другой стороны. Так люди узнали, что Земля круглая. Отыщите с малышом на карте ту точку, где вы живете. Пусть малыш поставит на нее пальчик и, словно древние путешественники, движется, пальчиком по глобусу прямо, никуда не сворачивая. Вернулся «домой»?

Откуда к нам пришла еда

Оказывается, привычные нам продукты происходят из самых далеких мест. Огурцы, к которым мы так привыкли и выращиваем на даче, произошли от диких растений далекой Индии, а яблоки когда-то давно росли только в Центральной Азии. А чтобы поесть жареной картошки, несколько сот лет назад пришлось бы плыть в Южную Америку. Предлагаем всей семьей поиграть в игру «Откуда к нам пришла еда».

Вам понадобятся:

  • ламинированная карта мира
  • бумажный скотч и ножницы
  • глина, чтобы сделать игральный кубик
  • фломастер или наклейки в виде кружочков (я использовала самоклеющиеся круглые подкладки для мебели)
  • карточки с нарисованными блюдами
  • разная еда (помидор, огурец, чай, шоколад, сахар, мука, подсолнечное масло, ваниль, корица, яблоко, лимон, лук)

Цель игры: собрать с разных концов света все необходимые ингредиенты для приготовления того или иного блюда и вернуться домой. Какие блюда «готовить», вы можете решить сами. В нашей игре у нас было три карточки с едой, по одной на каждого участника:

  • чай с лимоном и шоколадом;
  • яблочный штрудель;
  • салат из помидоров, огурцов, лука и подсолнечного масла.

  1. Нарисуйте и подпишите на карточках блюда, которые будут участвовать в игре.
  2. Возьмите карту мира, расстелите ее на полу. С помощью бумажного скотча наметьте маршруты, по которым игроки будут путешествовать за едой (после игры бумажный скотч легко отделится от ламинированной поверхности).
      Чай — из Китая
  3. Пшеница — из Ирана
  4. Сахар — из Индии и Юго-Восточной Азии
  5. Шоколад — с берегов Мексиканского залива
  6. Помидор — из Перу в Южной Америке
  7. Огурец — из Индии
  8. Подсолнечное масло — из Северной Америки
  9. Лимон — из Индии
  10. Яблоко — из Центральной Азии
  11. Ваниль — из Мексики
  12. Корица — из Китая
  13. Репчатый лук — из Средней Азии

Если вы хотите, придумайте другие блюда, и привозите для них рис из Китая, макароны из Италии, бананы из Малайзии, оливки из Греции, гранат из Туниса, апельсины из Южного Китая, груши с гор Кавказа и т.д.

Кстати, в популярной аудиоэнциклопедии с Чевостиком и дядей Кузей есть целая аудиокнига про историю разных овощей и фруктов — «Путешествия растений». (Ольга Жаховская, Наталья Манушкина. Путешествия растений. М. : Детсткое издательство «Елена», 2005.)

  1. Сделайте на маршрутах деления, наклеив или нарисовав на бумажном скотче кружочки.
  2. Для игры вам понадобится игральный кубик. Слепите его из глины и нарисуйте на гранях: 1, 2 и 3 точки для обозначения количества ходов, перечеркнутый ноль, самолет и чайник.
      Если выпал перечеркнутый ноль, то игрок пропускает ход.
  3. Если выпал самолет, то игрок мгновенно переносится в любую нужную ему точку.
  4. Если выпал чайник, то игрок возвращается на старт, так как он забыл дома выключить чайник.
  5. Когда глина высохнет, кубик можно покрасить и покрыть бесцветным лаком для ногтей.

  1. Если хотите, до начала игры разложите настоящую еду на карте. Другой вариант —нарисовать карточки. В любом случае, ребенку должно быть видно, где какая еда находится.
  2. В начале игры каждый игрок вытягивает себе карточку с блюдом, для которого он будет собирать ингредиенты. Каждый участник по очереди бросает кубик и ходит. Выберите ваш город в качестве старта, туда же нужно вернуться, когда все ингредиенты будут собраны. Если вашему ребенку пока тяжело даются соревновательные игры, то собирайте вместе продукты для одного и того же блюда. Например, вы можете разделиться: пусть один отправится за помидорами и подсолнечным маслом, а другой — путешествует за огурцами и луком. И тогда в конце игры, когда вернетесь домой, вы соедините добытые ингредиенты, и у вас получится овощной салат.
  3. По окончании игры вы можете на самом деле приготовить то или иное блюдо вместе с ребенком.

Где живет Карлсон

Чем раньше в комнате малыша появится географическая карта, тем лучше. Не стоит думать, что малыш ничего не поймет и не запомнит. Достаточно лишь время от времени обращать внимание юного географа на карту, показывать и называть географические объекты, и очень скоро ребенок будет знать и части света, и океаны, и даже многие страны с их столицами.

А разнообразная детская литература — это настоящая сокровищница географических знаний. И чем больше мы будем читать малышу, тем шире будут его представления об окружающем мире. И не просто читать, а непременно отыскивать на карте те места, где происходят события. Для подобных игр удобнее всего, если карта висит прямо над детской кроватью. Так, читая о проделках Карлсона, отыщем страну Швецию и запомним ее столицу — Стокгольм. Знакомясь с книгой о мальчике-луковке Чиполлино, найдем на карте и его родину — Италию. А еще узнаем, где побывала проказница Пеппи во время своих морских плаваний вместе с папой-капитаном. Особенно хороша детская карта мира со всевозможными биологическими, историческими и сказочными объектами-значками. Малыши очень любят их рассматривать, параллельно запоминая множество полезных сведений. Но подойдет и обычная физическая карта мира или карта полушарий. А «развивающую» карту несложно сделать и самостоятельно из самой обычной. Можно наклеивать на изображение материков наклейки и картинки с животными и сказочными героями. Например, наклейку с героями мультфильма «Мадагаскар» поместим возле одноименного острова. А заодно найдем в энциклопедии и прочитаем вместе с малышом об этом острове что-нибудь интересное. И не забудем проследить путь зебры Марти и ее друзей от Нью-Йорка до Мадагаскара. Если у вас отыщутся старые журналы или атласы, откуда можно вырезать флажки разных государств, вместе с крохой наклеивайте их на карту. Подобные игры принесут крохе несомненную пользу и во многом облегчат дальнейшее школьное обучение.

Сказки Киплинга как нельзя лучше познакомят маленького географа с животным миром Индии. Пусть малыш запомнит месторасположение на карте и этой страны. Путешествуйте по карте вместе с доктором Айболитом, отправившимся в Африку лечить больных обезьян, и вместе с Нильсом и стаей гусей. Когда малыш немного подрастет, прочитайте ему сказку о приключениях капитана Врунгеля. Она просто изобилует всевозможными географическими подробностями. Конечно, не забываем находить на карте все места, где побывал отважный капитан на своей знаменитой яхте «Беда». А еще лучше, отмечайте карандашом его путь прямо по карте. Вообще, возьмите себе за правило обращаться к карте во всех случаях, когда в повседневной жизни заходит речь о каких-то географических названиях, будь то чтение книг, просмотр мультиков или рассказ вернувшихся из путешествия друзей. Это поможет малышу запомнить множество полезных сведений, научит пользоваться картой. И все это практически без усилий, как бы само собой.

Карта мира для детей

Здравствуйте, уважаемые читатели! Родители часто задаются вопросом, нужно ли учить маленького ребёнка географии, стоит ли «забивать» ему голову сложными названиями или оставить это на откуп школьным учителям. Конечно, рассказывать малышу про климатические пояса, рельеф местности и азимуты не нужно. А вот дать первоначальные географические сведения в форме увлекательных игр желательно. И подспорьем в этом вам послужит карта мира для детей.

Сколько карт нужно?

Нарисовать самостоятельно карту мира под силу далеко не каждому родителю. Поэтому не стоит создавать трудности на ровном месте: карту любого размера можно приобрести в книжном магазине.

Покупайте не политическую, а физическую карту, на которой разными цветами выделены горы, леса, пустыни и т.п. Обратите внимание, чтобы цвета были достаточно яркие, а печать — качественной.

Мы советуем купить сразу три экземпляра карты.

  • Первую вы повесите на стену в детской комнате, и малыш визуально будет знакомиться с очертаниями материков, океанов, рассматривать горы и пустыни.
  • Вторая карта, как можно большего размера, будет расстилаться на полу. Именно по ней вы с карапузом будете совершать увлекательные и познавательные путешествия. Желательно, чтобы полотно карты было заламинированным.
  • Третью карту — она может быть гораздо меньше, чем первые две, — нужно наклеить на плотный картон и разрезать на несколько частей. Это будут первые географические пазлы для вашего ребёнка.

Кроме карт мира, вы можете приобрести глобус и несколько контурных карт, которые малыш сможет раскрашивать.

Начинаем знакомство

Итак, карта куплена и закреплена на стене в комнате малыша. А сам карапуз стоит перед ней с широко распахнутыми глазами.

  1. Лучше всего начать с рассказа о материках. Покажите каждый из них на карте, назовите его. Помочь вам могут географические стихи:

Делим мир на шесть кусков: В мире шесть материков. Раз — Австралия у нас. Кенгуру там встретит вас.

Вот Америка, смотри. Юг и север. Два и три. Северная, Южная, В мире очень нужная.

А четыре — Антарктида. Ветрам, холоду открыта. Там кругом лишь снег да льдины, А на льдинах спят пингвины.

Дальше вспоминаем — Пять. Надо Африку назвать. В Африке растут бананы, А живут там обезьяны.

И последней назовём: Шесть — Евразию, наш дом. Больше всех она, друзья, Счастлив, что живу тут я.

  1. Покажите малышу на карте нашу страну, скажите, какая она большая и красивая. «Самый главный город России называется Москва», — найдите его вместе на карте.
  2. Расскажите ребёнку про океаны, которыми омываются материки, моря, реки. Поясните, что водные объекты изображаются синим или голубым цветом. Малышу понравится рассказ про «цветные» моря — Белое, Красное, Жёлтое, Чёрное. Покажите их карапузу на карте мира.
  3. Далее следует сказать, что горы рисуют коричневым цветом, равнины и леса — зелёным, пустыни — жёлтым. Пусть малыш сам найдёт на карте самые большие пятна этих цветов, а вы озвучите, как они называются.
  4. Первое знакомство с географией вы можете закончить показом глобуса. Расскажите карапузу, что наша Земля круглая и именно такой её видят космонавты из космоса. А вот в глубокой древности люди думали, что Земля плоская и держится на слонах, которые, в свою очередь, стоят на большой черепахе. Покажите ребёнку соответствующие картинки в энциклопедии или на компьютере.

Путешествуем по материкам

Предложите малышу долгосрочную интересную игру — вы будете по очереди «путешествовать» по каждому из материков. Как это сделать, мы расскажем вам на примере Африки.

  • Распечатайте отдельно карту Африки и повесьте на стену. Расскажите малышу про этот континент, прочитайте стихотворение:

Что за Африка-страна, Где лишь лето и весна, Где кругом стоит жара — Всё узнать о ней пора. Что за звери там живут, Что за птицы там поют, Сплошь загадками полна, Что за Африка-страна?

  • Расскажите ребёнку про животных и птиц, которые живут в Африке. Распечатайте небольшие карточки с изображениями носорога, крокодила, бегемота, жирафа и других и прикрепите их вместе с малышом на карту материка.
  • Чтобы закрепить знания, предложите отгадать загадки про этих зверей — например, такие:

В южных странах мы живём, Любим все бананы. И без них не проживём, Мы же … (обезьяны).

Он высокий, словно кран, Это правда, не обман! Он в саванне всем знаком — Ест деревья языком. (Жираф)

Он трубит, как паровоз, Между глаз имеет хвост. Серый и огромный он. Догадались? Это… (слон).

  • Вспомните, в каких детских произведениях упоминается Африка? «Доктор Айболит», «Бармалей» К. Чуковского. А какие географические названия там употребляются? Лимпопо, Нил, Сахара и другие. Найдите и отметьте их на карте.
  • Расскажите ребёнку про некоторые народности, которые населяют африканский континент, подкрепите рассказ картинками или видеоматериалом.
  • Попросите карапуза нарисовать картинки про Африку, повесьте их на стену рядом с материком.
  • Поиграйте во «вкусную Африку» — например, посыпьте малышу кашу панировочными сухарями и скажите, что это пустыня Сахара. Сделайте из картофельного пюре гору Килиманджаро, испеките шоколадное «африканское» печенье, соорудите десерт из бананов и т.п.
  • Посмотрите мультики про Африку: «Катерок» с песенкой «Чунга-чанга», «Каникулы Бонифация», «Котёнок с улицы Лизюкова» и другие.
  • Когда малыш хорошо освоится на африканском континенте, покажите ему самые крупные страны, расскажите про их культуру и быт. Старшие дети могут выучить названия главных городов, запомнить флаги некоторых государств.

Точно так же «путешествуйте» и по другим материкам. Вы увидите, что буквально за небольшой промежуток времени карапуз освоится в географических терминах и названиях и будет удивлять всех своими знаниями.

Игры с географической картой

Помимо знакомства с материками, при помощи карты мира можно поиграть в очень интересные игры.

Географические классики

Расстелите на полу большую заламинированную карту мира и расчертите её фломастером на квадраты (с гладкой поверхности следы фломастера будет легко удалить).

Пусть малыш перепрыгивает с квадрата на квадрат, а вы будете называть, на какие географические объекты он наступает.

В конце игры карапуз может «прогуляться» по экватору.

«Бродилки» по карте мира

На основе карты мира вы можете сделать уникальную игру-«бродилку». Нанесите маркером маршрут движения (кстати, он может совпадать с путём следования Колумба, Магеллана или других путешественников), нарисуйте точки остановок.

Продумайте систему ходов — например, если остановка попадает на вулкан, то нужно пропустить 2 хода, если на речку, то перейти на 3 шага вперёд и т.п.

Берите кубик, расставляйте фишки и путешествуйте всей семьёй.

Найди и покажи

Эта игра для старших дошкольников, которые уже неплохо ориентируются в карте мира.

Дайте малышу указку и называйте различные географические названия — например, Индия, Париж, Енисей, Австралия и т.д.

Ребёнок должен найти объект на карте и показать указкой. Для школьников можно усложнить задачу, предложив не только показать, но и немного рассказать о найденном городе, реке или стране.

Угадай, что это

Начните описывать тот или иной географический объект, ребёнок должен догадаться, о чём идёт речь.

Например:

  • Страна, на карте очень похожа на предмет обуви, там тёплый климат, а любимое блюдо жителей — макароны (Италия).
  • Остров, находится возле Африки, его название упоминается в известном мультике (Мадагаскар).
Вкусная карта мира

Подготовьте картинки с различными продуктами (можно заменить настоящими), расстелите на полу карту мира и разложите продукты по тому месту, откуда они приходят на ваш стол.

Макароны — Италия, оливки — Греция, чай — Китай или Индия, кофе — Бразилия, бананы — Эквадор, картофель — Белоруссия и т.д.

Изучая в игровой форме географию, малыш:

  • Повышает свой интеллектуальный уровень.
  • Знакомится с культурой, бытом, обычаями разных стран.
  • Пополняет словарный запас, совершенствует разговорную речь.
  • Развивает фантазию, воображение, логическое мышление.

И кто знает — может, ваш карапуз, получив свои первые географические познания, ползая по карте мира, разложенной на полу, станет известным путешественником и первооткрывателем.

Удачи тебе, малыш! До новых встреч!

По следам Сесиль Лупан

Много интересных географических идей можно почерпнуть из книги Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя». Прежде всего, это песенки с названиями столиц государств. Можно рассказывать малышу стишки или петь песенки, в которых упоминаются географические названия. Ведь в стихах подобная информация запоминается куда легче. Вот несколько примеров:

Над Италией парим, Видим вечный город Рим. А в Испании — Мадрид В центре всей страны стоит. Вот во Франции, в Париже, Башня всех построек выше! А в Британии, без спора, Лондон — самый главный город.

Было бы здорово почитать с малышом замечательную книгу А. Усачева «Мои первые географические открытия», где география изучается в стихах и очень весело:

На свете много островов, Так много, что не счесть… А вот больших материков Мы насчитаем шесть: Африка, Америка (Северная и Южная), Австралия, Евразия, Антарктида (Вьюжная). Что такое Евразия? Это — Европа плюс Азия: Из двух частей света возник Самый большой материк!

География в начальной школе

География, хотя и появляется в программе с 5-6 класса, в начальной школе изучается как предмет «Окружающий мир» или «Мир вокруг нас». Успех в обучении детей во многом зависит от того, насколько интересная и познавательная информация подается на уроках. Закреплять знания детей об окружающем мире в начальной школе лучше всего в игровой форме, поэтому учителя проявляют фантазию, находчивость, придумывают различные игры и викторины.

Однако не только педагог должен учить ребенка географии. Родители должны помогать школьнику закреплять знания, упорядочивать их, разбираться в том, что ему непонятно. Вот несколько идей, которые сделают изучение географии увлекательным.

Ребенок изучает глобус

Цветные моря

Наверное ваш кроха уже знает, что синим цветом на карте обозначаются реки, озера, моря и океаны. Знакомство с водными ресурсами планеты можно начать с «цветных» морей. Малышу будет интересно узнать, что на нашей планете есть Черное, Красное, Белое и даже Желтое море. Отыщите их на карте и попробуйте вместе разобраться, почему эти моря так необычно называются. Желтое море имеет желтоватый оттенок. В Красном море обитают особые водоросли. В периоды их интенсивного роста кажется, что синяя водная гладь окрашивается в красно-коричневые тона. Белое северное море действительно имеет очень светлый, почти белый цвет воды. А Черное море издавна прозвали так из-за неспокойного нрава и черного цвета воды во время бурь и штормов.

А может быть кроха захочет нарисовать эти цветные моря? Возле каких стран они находятся? Какие люди там живут? Возможно малыш уже побывал на каком-то из этих морей (например, на Черном или Красном) или вы вот-вот собираетесь отправиться в путешествие. Тогда ему будет вдвойне интересно побольше узнать об этих удивительных морях.

А потом находите на карте и рассматривайте и другие моря. И тоже пытайтесь разобраться в происхождении их названий. Это не только расширит географические знания малыша, но и потренирует мышление, смекалку и фантазию. Ведь можно выдвигать и фантастические версии. А потом вместе с мамой найти информацию в детской энциклопедии или в Интернете и проверить свои догадки. Ведь почему Средиземное море назвали именно так, ребенок наверняка догадается и сам. Достаточно лишь внимательно посмотреть на карту. Не вызовут затруднения и, например, Японское и Южно-Китайское моря. А вот о происхождении названия Мертвого моря придется подумать.

География на прогулке

Где лучше всего изучать науку о Земле? Конечно на прогулке. А еще лучше устроить вместе с малышом настоящую научную экспедицию. Для этого вовсе не обязательно отправляться в многодневный поход. Просто в один солнечный погожий денек сообщите малышу, что сегодня вы отправляетесь не просто гулять. Вы идете в путешествие. А что нужно для настоящего путешествия? Удобная одежда и обувь, рюкзачок и, конечно, что-нибудь вкусненькое, чтобы подкрепиться на привале. Готовы? Тогда в путь!

Не имеет такого уж большого значения, куда вы отправитесь вместе с юным путешественником: в лес, парк, к реке или к пруду. Просто обращайте его внимание на окружающий мир и рассказывайте, рассказывайте, рассказывайте. Например, о почве. Что такое чернозем, как он образуется и какие растения на нем растут. Разгребите палкой хвою в сосновом лесу, и пусть ребенок увидит собственными глазами, что сосны растут на песке. А что такое песок вообще? А глина, гранит, мрамор?

В ваш мини-поход непременно возьмите с собой компас. Такой замечательный атрибут придаст походу особую значимость. К тому же это отличный повод познакомить малыша с частями света и рассказать о чудесной путеводной стрелочке. Наверное кроха уже знает, что утром солнышко восходит на небо на востоке, а вечером садится с другой стороны — на западе. Может ли солнышко что-нибудь напутать и взойти на западе? Конечно нет. Ведь Земля вращается только в одну сторону. Кстати, а вы наблюдали с ребенком восход и заход солнца? Он уже знает, что такое линия горизонта?

Научите ребенка пользоваться компасом. Пусть он держит компас в рукax и медленно вращается вокруг себя до тех пор, пока красная стрелочка не будет указывать на букву N (north — север). Объясните малышу, что сейчас он стоит лицом к северу. Сзади у него юг, слева — запад, справа — восток. Пусть кроха определяет в пути, в каком направлении вы движетесь.

Прямо на ходу можно играть в игру «Я знаю 5 названий…». Мама задает тему: «Я знаю 5 городов…». А малыш продолжает, перечисляя названия известных ему городов на каждый шаг: «Москва — раз, Киев — два…». Темы могут быть самыми разными: страны, столицы государств, моря, реки, озера, вершины, вулканы. Или даже так: «Я знаю 5 животных, живущих в Северной Америке…» Если 5 названий вспоминается легко, называем сразу по 10. Мама подсказывает, малыш запоминает. Так расширяем наши географические познания.

Во время лесной прогулки закопайте в укромном местечке «клад» — плотно закручивающуюся стеклянную банку с детскими «сокровищами». Нарисуйте карту того места, где закопан ваш клад, используя условные обозначения. Обычно ребятишки приходят в восторг от подобных игр. Тщательно сохраните вашу карту и во время следующей прогулки попробуйте отыскать тайник, ориентируясь по ней. Придумайте свои обозначения для лиственных и хвойных деревьев, кустарника, пенька, большого камня, оврага, озера, родника, речушки. А потом, уже дома, посмотрите вместе с малышом, как те же объекты обозначаются на настоящих картах. Игру можно продолжать бесконечно, рисуя карту комнаты, квартиры, двора, улицы и даже придуманные карты воображаемых стран и островов. Такие игры не только расширяют географические знания, но и тренируют пространственное мышление юного картографа и кладоискателя.

Разговаривая с малышом о таких непростых вещах, как устройство Земли, учитывайте детскую особенность понимать все буквально. Однажды, во время прогулки, пятилетняя дочь глубокомысленно рассматривала подъемный кран, виднеющийся из-за забора стройки. Кран поднимал бетонные плиты. «А что, те плиты, которые в земле, такие же, как эти?» Я не сразу поняла, о чем речь. Какие плиты в земле? «Ну те, которые сталкиваются между собой и землетрясение получается». Вот те раз! Читая когда-то в детской энциклопедии о том, что землетрясения происходят от столкновения больших масс земли (плит), дочь решила, что это такие вот бетонные строительные плиты лежат себе в земле да и сталкиваются время от времени, видимо от скуки. Просто других плит она в своей жизни не видела и не смогла представить, что же это такое. Так что, объясняя малышам подобные сложные вещи, пытайтесь выяснить у них, как они поняли ваше (или книжное) объяснение. Иначе путаницы в детских головках не избежать.

Об образовании

Напоследок хотелось бы рассказать про школы в разных странах мира. Интересные факты порой могут даже шокировать. Так, например, ученикам образовательных учреждений, находящихся в Папуа-Новой Гвинее, можно не носить одежду.

В некоторых индийских городках ситуация с образованием столь печальна, что школьников учат… такие же дети, как и они. Такая школа есть в городе Муршидад. Преподают там дети, подчерпнувшие знания на стороне. А вообще, в Индии родители сильно переживают за успехи своих чад. Так что если турист увидит карабкающихся по оконным решёткам людей, можно не удивляться – это взрослые стремятся подсказать своим детям правильные ответы на экзаменационные вопросы, чтобы они всё успешно сдали. Здесь престижно получать образование.

В разных странах мира интересные факты по-своему характеризуют то или иное государство. В Индонезии экономическая ситуация очень печальная – всем это известно. В деревушке Левак, например, есть лишь одна школа, и то, чтобы в неё попасть, нужно преодолеть опасный подвесной мост, который в любой момент может сорваться в реку.

В некоторых поселениях Филиппин дети в школу перебираются, переплывая водоёмы на надувных лодках. А в Колумбии учащиеся пересекают реку Рио-Негро, съезжая по 400-метровому тросу на противоположную сторону берегу, так как там находится школа.

Впрочем, существует еще немало интереснейших фактов о государствах нашего мира, и при желании можно ознакомиться с ними самостоятельно. Потому что все перечислить очень сложно.

Экспедиции с Винни-Пухом

Для малышей с их развитой фантазией и бурным воображением географическим приключением может стать любое незначительное на наш взгляд событие. Помните, как Кристофер Робин вместе со своими друзьями Винни-Пухом, Пятачком, Осликом и Кроликом отправились в «искпедицию», чтобы отыскать и открыть Северный полюс?

Вся наша искпедиция Весь день бродила по лесу. Искала искпедиция Везде дорогу к полюсу…

А ведь и вы можете отправиться на поиски полюса. И не только Северного, но и Южного тоже. Только сначала покажите малышу эти полюса на глобусе и расскажите о земной оси — придуманной линии, которая как бы протыкает Землю насквозь. Те точки, через которые проходит наша воображаемая ось, называются полюсами. Верхний полюс называют Северным, а нижний — Южным. На полюса солнечного тепла попадает меньше всего, поэтому здесь находятся самые холодные места на нашей планете. Конечно, поиски полюса будут воображаемыми, и никакой земной оси на самом деле не существует. Зато, гуляя, вы сможете обсудить множество важных и интересных вещей: что называют Арктикой, а что Антарктикой, кто из животных на каком полюсе живет, что такое полярный день и полярная ночь, какие на полюсах зима и лето, что такое айсберги, для чего нужны ледоколы, что изучают полярные экспедиции и многое другое.

А в следующий раз можно отправиться на поиски экватора. И, конечно, поговорить о том, что экватор — это тоже придуманная линия. Она как будто поясом окружает нашу Землю по серединке. Туда солнечных лучей попадает больше всего, а значит на экваторе всегда жарко. Зимы здесь не бывает. Вспомним о жарких экваториальных странах и их жителях, о песчаных пустынях и густых джунглях, о тропических ливнях и засухе и конечно об удивительных животных, которые здесь живут.

Полезные ископаемые

Наша земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ. И это тоже интересная и важная тема для обсуждения с малышом. Почему природные богатства называют «полезными ископаемыми»? Ископаемые — потому что эти богатства нужно искать и выкапывать из земли, а полезные — потому что они приносят большую пользу людям. Готовя вместе с крохой ужин, расскажите ему о природном газе. А ведь на кухне есть и еще одно ценное «ископаемое» — соль. Керамическую посуду делают из глины, стекло — из песка. Все это полезные ископаемые.

Сидя у костра в лесу, вспомните о каменном угле, путешествуя в автомобиле — о нефти. Прогулки по городу познакомят кроху с горными породами, такими, как мрамор и гранит. Их повсеместно используют в строительстве. Занимаясь вместе с крохой творчеством, расскажите, что земные богатства даже помогают делать замечательные рисунки. Разноцветные мелки для рисования на асфальте — это горная порода мел. Получилась она из раковинок и частей крошечных растений и животных, которые жили много-много лет назад. А грифель карандаша, который оставляет на бумаге цветные линии, делают из минерала под названием графит.

Колечки и бусы сделаны из драгоценных камней. Камни эти очень красивые. Они блестят и переливаются разными цветами. Такие камни встречаются в земле редко, дорого стоят, поэтому и называются драгоценными. Это алмазы, рубины, изумруды и др.

Попробуйте с малышом создать собственную коллекцию полезных ископаемых. Скорее всего, драгоценных камней вам разыскать не удастся, но вот обычные соль, уголь, песок, мел, графит и т.п. по праву займут в ней достойное место.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: