Конспект «Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах»


Падежные окончания существительных 1 склонения

Первое скло­не­ние объ­еди­ня­ет суще­стви­тель­ные муж­ско­го, жен­ско­го и обще­го рода с окон­ча­ни­ем -а/-я в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла:

  • стар­шина, дядя
  • слава, гиря
  • злюка, соня.

Ударные окон­ча­ния суще­стви­тель­ных не доста­вят сомне­ний в напи­са­нии. Рассмотрим без­удар­ные окон­ча­ния имен суще­стви­тель­ных 1 скло­не­ния.

Чтобы не оши­бить­ся в напи­са­нии бук­вы «е» или «и» в фор­мах роди­тель­но­го, датель­но­го и пред­лож­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла, вос­поль­зу­ем­ся словом-подсказкой «коса́», кото­рое име­ет удар­ные окон­ча­ния.

Понаблюдаем:

  • и. п. (что?) кни́га, коса́
  • р. п. нет (чего?) кни́ги, косы́
  • д. п. дам (чему?) кни́ге, косе́
  • в. п. вижу (что?) кни́гу, косу́
  • т. п. любу­юсь (чем?) кни́гой, косо́й
  • п. п. расска­жешь (о чём?) о кни́ге, о косе́.

Склонение существительных с конечным сочетанием -ия

Особое вни­ма­ние заслу­жи­ва­ют падеж­ные окон­ча­ния суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода пер­во­го скло­не­ния с конеч­ным соче­та­ни­ем букв -ия:

  • гео­мет­рия
  • дик­ция
  • фее­рия

Такие сло­ва име­ют окон­ча­ния -и, а не -е в фор­мах датель­но­го и пред­лож­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла.

Понаблюдаем:

  • и. п. (что?) стра­те­гия, стра­те­гии
  • р. п. нет (чего?) стра­те­гии, стра­те­гий
  • д. п. стрем­люсь (к чему?) к стра­те­гии, к стра­те­гиям
  • в. п. изу­чаю (что?) стра­те­гию, стра­те­гии
  • т. п. инте­ре­су­ем­ся (чем?) стра­те­гией, стра­те­гиями
  • п. п. рас­ска­жешь (о чём?) о стра­те­гии, о стра­те­гиях

Проверочные диктанты по теме «Безударные окончания существительных 1 и 3 склонения».

Предложение под диктовку.

  1. От снежной пыли шапка Маши была вся белая.
  2. К весенней трели пеночки нужно прислушиваться в роще.
  3. В руке у Мити был портфель и мешок для обуви.
  4. Мы получили письмо от тёти Гали из Рязани.
  5. На карте местности были обозначены места для проезда тяжёлой техники.
  6. Заморозки на почве приводят к гибели цветков петуньи.
  7. В тетради у Ириши и в тетрадке у Васи не было ошибок.
  8. Каждой внучке дедушка дал по кружке с малиной.
  9. О пользе жимолости можно много прочитать в книге.
  10. У поверхности воды небольшой речки резвились мальки щуки.
  11. В коробке из-под обуви устроили домик для черепахи.
  12. На опушке возле ели дедушка поставил кормушку для белки.
  13. На лужайке вдоль дорожки мелькают одуванчики в зелени травы.
  14. На ветви яблони и на ветви груши уже с утра щебетали птички.
  15. Оля сделала без помощи первые шаги от кроватки к игрушке.
  16. Сердечные слова проповеди батюшки прозвучали на службе в церкви.
  17. Папа играл на гармони, а Петенька — на гармошке.
  18. У Любови Игоревны на постели спала кошка Мурка.
  19. Искорки в глазах девочки говорили о ее смышлености.
  20. О плавности движений и гибкости гимнастки говорит её тонкая фигурка.

Предложения под диктовку.

  1. На поляне около берёзки появился ежик. Из-за боязни он опасался подойти к нам ближе.
  2. Голуби и воробьи сидели около лужицы. Они по очереди купались в глубокой маленькой лужице.
  3. Здесь по белой озими топтался заяц. А вот тут по лёгкой пороше от ёлки ведут следы белки.
  4. В памяти у Оли останется этот день. Она в первый раз сама сорвала яблоко с яблони для бабушки.
  5. Каждой обуви своё время. У каждой вещи и у каждой обновки есть свой хозяин.
  6. Легко было рыси справиться с добычей. Через несколько часов она уже была в чаще.
  7. У собачки Пети новый ошейник. Он очень подходит к оттенку её шерсти.
  8. Из новой ткани мама сшила на машинке рубашку для Мити. Потом иголкой с ниткой пришила аппликацию.
  9. В Рязани о народной умелице ходит слава. Она шьёт из кожи перчатки, украшает их вышивкой.
  10. О дате выставки художника мы прочитали в газете нашей области. 0 его одарённости много говорили в передаче.
  11. На фабрике мебели разработали новый вид детской раскладушки. В основе модели учитывается рост ребёнка.

Окончания падежей существительных 2 склонения

Ко вто­ро­му скло­не­нию при­над­ле­жат суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем и сред­не­го рода с окон­ча­ни­ем -о/-е:

  • край , порог , слой , иней
  • шило, яблоко, море, поле.

Обратим на осо­бен­но­сти скло­не­ния суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -ий (алю­ми­ний, сана­то­рий) и суще­стви­тель­ных сред­не­го рода, закан­чи­ва­ю­щих­ся на -ие (опре­де­ле­ние, созвез­дие). Такие сло­ва в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа име­ют окон­ча­ние , а не типич­ное окон­ча­ние , как все суще­стви­тель­ные вто­ро­го скло­не­ния.

Сравним с удар­ны­ми падеж­ны­ми окон­ча­ния суще­стви­тель­но­го муж­ско­го рода «огонь»:

  • и. п. (что?) ого́нь , сомне­ние, (кто?) ге́ний
  • р. п. нет (чего?) огня́, сомне­ния, (кого?) гения
  • д. п. (чему?) огню, сомне­нию, (кому?) гению
  • в. п. (что?) огонь , сомне­ние, (кого?) гения
  • т. п. (чем?) огнём, сомне­нием, (кем?) гением
  • п. п. (о чём?) об огне́, о сомне­нии, (о ком?) о гении

Это напи­са­ние окон­ча­ния -и пред­лож­но­го паде­жа опре­де­ля­ем по преды­ду­щей бук­ве «и» в осно­ве слов:

  • гер­барий — о гер­ба­рии;
  • ком­мен­тарий — в ком­мен­та­рии;
  • созвездие — о созвез­дии;
  • теле­ви­дение — на теле­ви­де­нии.

Правописание безударных падежных окончаний

Правописание без­удар­ных падеж­ных окон­ча­ний имен суще­стви­тель­ных зави­сит от их скло­не­ния. Чтобы пра­виль­но выбрать без­удар­ное окон­ча­ние «е» или «и» в фор­мах роди­тель­но­го, датель­но­го и пред­лож­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­ных, вос­поль­зу­ем­ся сле­ду­ю­щим алго­рит­мом:

  • поста­вим суще­стви­тель­ное в началь­ную фор­му един­ствен­но­го чис­ла И. п.;
  • по родо­вой при­над­леж­но­сти и окон­ча­нию опре­де­лим тип скло­не­ния;
  • опре­де­лим нуж­ные окон­ча­ния суще­стви­тель­но­го по паде­жам, под­ста­вив вме­сто него соот­вет­ству­ю­щее опор­ное сло­во, как пока­за­но на при­ме­рах в таб­ли­це.
СклонениеОпорное сло­воПримеры
1 скло­не­ниевол­на́став­ня (р.п. нет ста́вни/волны́,
д.п. ста́вне/волне́,

п.п. о ста́вне/о волне́)

2 скло­не­ниестоллебедь (о столе́/о ле́беде– п.п.)
3 скло­не­ниелюбовьречь ( любви́/ ре́чи –р. п., д. п., п. п.)
Разносклоняемые суще­стви­тель­ные на -мяпуть (для р. п., д. п., п. п.)вре­мя (пути́/вре́мени – р. п., д. п, п.п.)

Карточки по русскому языку

Наша кнопка

Скачать материал

Карточка № 1.

Спиши, добавляя окончания. Обозначь склонение, падеж, выдели окончание.

Пусто зимой в степ….. Дети играют в снежки на школьной площадк….. Снег л…жит на в…рхушк…. ел….

Пчелы и зимой живут в уль….. Узкая тропинка вела из рощ…. к железнодорожной насып….

Путники остановились на отдых недалеко от рек…. По расчищенной дорожк…. сада ребята дошли до

опушк….. леса. Лесной сторож шел от сторожк… по лесной опушк….

Карточка № 1.

Спиши, добавляя окончания. Обозначь склонение, падеж, выдели окончание.

Пусто зимой в степ….. Дети играют в снежки на школьной площадк….. Снег л…жит на в…рхушк…. ел….

Пчелы и зимой живут в уль….. Узкая тропинка вела из рощ…. к железнодорожной насып….

Путники остановились на отдых недалеко от рек…. По расчищенной дорожк…. сада ребята дошли до

опушк….. леса. Лесной сторож шел от сторожк… по лесной опушк….

Карточка № 1.

Спиши, добавляя окончания. Обозначь склонение, падеж, выдели окончание.

Пусто зимой в степ….. Дети играют в снежки на школьной площадк….. Снег л…жит на в…рхушк…. ел….

Пчелы и зимой живут в уль….. Узкая тропинка вела из рощ…. к железнодорожной насып….

Путники остановились на отдых недалеко от рек…. По расчищенной дорожк…. сада ребята дошли до

опушк….. леса. Лесной сторож шел от сторожк… по лесной опушк….

Карточка № 2.

Спиши, ставьте существительные из скобок в нужном падеже, обозначьте склонение и падеж.

на ( лошадь)_____________________. В ( портфель)______________________ лежат книги и тетради.

В ( сумка) ________________, на ( диван)__________________ лежат игрушки. Мы вспоминаем о летнем

(отдых)_______________. Была глубокая ночь, когда мы добрались до ( деревня) _________________.

В (деревня) _________________ было уже темно. Из (деревня) _____________________ доносился лай

(собака)_________________. На новогодней ( елка) _______________ висело много игрушек.

Карточка № 2.

Спиши, ставьте существительные из скобок в нужном падеже, обозначьте склонение и падеж.

на ( лошадь)_____________________. В ( портфель)______________________ лежат книги и тетради.

В ( сумка) ________________, на ( диван)__________________ лежат игрушки. Мы вспоминаем о летнем

(отдых)_______________. Была глубокая ночь, когда мы добрались до ( деревня) _________________.

В (деревня) _________________ было уже темно. Из (деревня) _____________________ доносился лай

(собака)_________________. На новогодней ( елка) _______________ висело много игрушек

Карточка № 2.

Спиши, ставьте существительные из скобок в нужном падеже, обозначьте склонение и падеж.

на ( лошадь)_____________________. В ( портфель)______________________ лежат книги и тетради.

В ( сумка) ________________, на ( диван)__________________ лежат игрушки. Мы вспоминаем о летнем

(отдых)_______________. Была глубокая ночь, когда мы добрались до ( деревня) _________________.

В (деревня) _________________ было уже темно. Из (деревня) _____________________ доносился лай

(собака)_________________. На новогодней ( елка) _______________ висело много игрушек

Карточка № 2.

Спиши, ставьте существительные из скобок в нужном падеже, обозначьте склонение и падеж.

на ( лошадь)_____________________. В ( портфель)______________________ лежат книги и тетради.

В ( сумка) ________________, на ( диван)__________________ лежат игрушки. Мы вспоминаем о летнем

(отдых)_______________. Была глубокая ночь, когда мы добрались до ( деревня) _________________.

В (деревня) _________________ было уже темно. Из (деревня) _____________________ доносился лай

(собака)_________________. На новогодней ( елка) _______________ висело много игрушек.

Карточка № 3.

  1. Спиши, ставьте существительные из скобок в нужном падеже, обозначьте склонение и падеж.

Говорить о ( книга, подруга, друг).

_____________________________________________________________________________________________

Рассказать о ( сказка, спектакль).

_____________________________________________________________________________________________-

Прочитать о (весна, сентябрь).

____________________________________________________________________________________________—

Быть на ( выставка, концерт, пристань).

_______________________________________________________________________________________________

Мечтать о (подарок, сирень, книга, лось).

_______________________________________________________________________________________________

Сирень , пшеница, багаж , театр , палатка , соль , мебель , яблоня , рожь , овес , полотенце , базар , белка.

Карточка № 3.

  1. Спиши, ставьте существительные из скобок в нужном падеже, обозначьте склонение и падеж.

Говорить о ( книга, подруга, друг).

_____________________________________________________________________________________________

Рассказать о ( сказка, спектакль).

_____________________________________________________________________________________________-

Прочитать о (весна, сентябрь).

____________________________________________________________________________________________—

Быть на ( выставка, концерт, пристань).

_______________________________________________________________________________________________

Мечтать о (подарок, сирень, книга, лось).

_______________________________________________________________________________________________

Сирень , пшеница, багаж , театр , палатка , соль , мебель , яблоня , рожь , овес , полотенце , базар , белка.

Падежные окончания имен существительных. 4 класс 2012г.

Карточка № 1.

Спиши, добавляя окончания. Обозначь склонение, падеж, выдели окончание.

Пусто зимой в степ….. Дети играют в снежки на школьной площадк….. Снег л…жит на в…рхушк…. ел….

Пчелы и зимой живут в уль….. Узкая тропинка вела из рощ…. к железнодорожной насып….

Путники остановились на отдых недалеко от рек…. По расчищенной дорожк…. сада ребята дошли до

опушк….. леса. Лесной сторож шел от сторожк… по лесной опушк….

Карточка № 2.

Спиши, ставьте существительные из скобок в нужном падеже, обозначьте склонение и падеж.

на ( лошадь)_____________________. В ( портфель)______________________ лежат книги и тетради.

В ( сумка) ________________, на ( диван)__________________ лежат игрушки. Мы вспоминаем о летнем

(отдых)_______________. Была глубокая ночь, когда мы добрались до ( деревня) _________________.

В (деревня) _________________ было уже темно. Из (деревня) _____________________ доносился лай

(собака)_________________. На новогодней ( елка) _______________ висело много игрушек.

Карточка № 3.

  1. Спиши, ставьте существительные из скобок в нужном падеже, обозначьте склонение и падеж.

Говорить о ( книга, подруга, друг).

_____________________________________________________________________________________________

Рассказать о ( сказка, спектакль).

_____________________________________________________________________________________________-

Прочитать о (весна, сентябрь).

____________________________________________________________________________________________—

Быть на ( выставка, концерт, пристань).

_______________________________________________________________________________________________

Мечтать о (подарок, сирень, книга, лось).

_______________________________________________________________________________________________

Сирень , пшеница, багаж , театр , палатка , соль , мебель , яблоня , рожь , овес , полотенце , базар , белка.

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: