Падежные окончания существительных 1 склонения
Первое склонение объединяет существительные мужского, женского и общего рода с окончанием -а/-я в начальной форме именительного падежа единственного числа:
- старшина, дядя
- слава, гиря
- злюка, соня.
Ударные окончания существительных не доставят сомнений в написании. Рассмотрим безударные окончания имен существительных 1 склонения.
Чтобы не ошибиться в написании буквы «е» или «и» в формах родительного, дательного и предложного падежа единственного числа, воспользуемся словом-подсказкой «коса́», которое имеет ударные окончания.
Понаблюдаем:
- и. п. (что?) кни́га, коса́
- р. п. нет (чего?) кни́ги, косы́
- д. п. дам (чему?) кни́ге, косе́
- в. п. вижу (что?) кни́гу, косу́
- т. п. любуюсь (чем?) кни́гой, косо́й
- п. п. расскажешь (о чём?) о кни́ге, о косе́.
Склонение существительных с конечным сочетанием -ия
Особое внимание заслуживают падежные окончания существительных женского рода первого склонения с конечным сочетанием букв -ия:
- геометрия
- дикция
- феерия
Такие слова имеют окончания -и, а не -е в формах дательного и предложного падежа единственного числа.
Понаблюдаем:
- и. п. (что?) стратегия, стратегии
- р. п. нет (чего?) стратегии, стратегий
- д. п. стремлюсь (к чему?) к стратегии, к стратегиям
- в. п. изучаю (что?) стратегию, стратегии
- т. п. интересуемся (чем?) стратегией, стратегиями
- п. п. расскажешь (о чём?) о стратегии, о стратегиях
Проверочные диктанты по теме «Безударные окончания существительных 1 и 3 склонения».
Предложение под диктовку.
- От снежной пыли шапка Маши была вся белая.
- К весенней трели пеночки нужно прислушиваться в роще.
- В руке у Мити был портфель и мешок для обуви.
- Мы получили письмо от тёти Гали из Рязани.
- На карте местности были обозначены места для проезда тяжёлой техники.
- Заморозки на почве приводят к гибели цветков петуньи.
- В тетради у Ириши и в тетрадке у Васи не было ошибок.
- Каждой внучке дедушка дал по кружке с малиной.
- О пользе жимолости можно много прочитать в книге.
- У поверхности воды небольшой речки резвились мальки щуки.
- В коробке из-под обуви устроили домик для черепахи.
- На опушке возле ели дедушка поставил кормушку для белки.
- На лужайке вдоль дорожки мелькают одуванчики в зелени травы.
- На ветви яблони и на ветви груши уже с утра щебетали птички.
- Оля сделала без помощи первые шаги от кроватки к игрушке.
- Сердечные слова проповеди батюшки прозвучали на службе в церкви.
- Папа играл на гармони, а Петенька — на гармошке.
- У Любови Игоревны на постели спала кошка Мурка.
- Искорки в глазах девочки говорили о ее смышлености.
- О плавности движений и гибкости гимнастки говорит её тонкая фигурка.
Предложения под диктовку.
- На поляне около берёзки появился ежик. Из-за боязни он опасался подойти к нам ближе.
- Голуби и воробьи сидели около лужицы. Они по очереди купались в глубокой маленькой лужице.
- Здесь по белой озими топтался заяц. А вот тут по лёгкой пороше от ёлки ведут следы белки.
- В памяти у Оли останется этот день. Она в первый раз сама сорвала яблоко с яблони для бабушки.
- Каждой обуви своё время. У каждой вещи и у каждой обновки есть свой хозяин.
- Легко было рыси справиться с добычей. Через несколько часов она уже была в чаще.
- У собачки Пети новый ошейник. Он очень подходит к оттенку её шерсти.
- Из новой ткани мама сшила на машинке рубашку для Мити. Потом иголкой с ниткой пришила аппликацию.
- В Рязани о народной умелице ходит слава. Она шьёт из кожи перчатки, украшает их вышивкой.
- О дате выставки художника мы прочитали в газете нашей области. 0 его одарённости много говорили в передаче.
- На фабрике мебели разработали новый вид детской раскладушки. В основе модели учитывается рост ребёнка.
Окончания падежей существительных 2 склонения
Ко второму склонению принадлежат существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о/-е:
- край , порог , слой , иней
- шило, яблоко, море, поле.
Обратим на особенности склонения существительных мужского рода с конечным буквосочетанием -ий (алюминий, санаторий) и существительных среднего рода, заканчивающихся на -ие (определение, созвездие). Такие слова в форме предложного падежа имеют окончание -и, а не типичное окончание -е, как все существительные второго склонения.
Сравним с ударными падежными окончания существительного мужского рода «огонь»:
- и. п. (что?) ого́нь , сомнение, (кто?) ге́ний
- р. п. нет (чего?) огня́, сомнения, (кого?) гения
- д. п. (чему?) огню, сомнению, (кому?) гению
- в. п. (что?) огонь , сомнение, (кого?) гения
- т. п. (чем?) огнём, сомнением, (кем?) гением
- п. п. (о чём?) об огне́, о сомнении, (о ком?) о гении
Это написание окончания -и предложного падежа определяем по предыдущей букве «и» в основе слов:
- гербарий — о гербарии;
- комментарий — в комментарии;
- созвездие — о созвездии;
- телевидение — на телевидении.
Правописание безударных падежных окончаний
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных зависит от их склонения. Чтобы правильно выбрать безударное окончание «е» или «и» в формах родительного, дательного и предложного падежа единственного числа существительных, воспользуемся следующим алгоритмом:
- поставим существительное в начальную форму единственного числа И. п.;
- по родовой принадлежности и окончанию определим тип склонения;
- определим нужные окончания существительного по падежам, подставив вместо него соответствующее опорное слово, как показано на примерах в таблице.
Склонение | Опорное слово | Примеры |
1 склонение | волна́ | ставня (р.п. нет ста́вни/волны́, д.п. ста́вне/волне́, п.п. о ста́вне/о волне́) |
2 склонение | стол | лебедь (о столе́/о ле́беде– п.п.) |
3 склонение | любовь | речь ( любви́/ ре́чи –р. п., д. п., п. п.) |
Разносклоняемые существительные на -мя | путь (для р. п., д. п., п. п.) | время (пути́/вре́мени – р. п., д. п, п.п.) |
Карточки по русскому языку
Наша кнопка
Скачать материал
Карточка № 1.
Спиши, добавляя окончания. Обозначь склонение, падеж, выдели окончание.
Пусто зимой в степ….. Дети играют в снежки на школьной площадк….. Снег л…жит на в…рхушк…. ел….
Пчелы и зимой живут в уль….. Узкая тропинка вела из рощ…. к железнодорожной насып….
Путники остановились на отдых недалеко от рек…. По расчищенной дорожк…. сада ребята дошли до
опушк….. леса. Лесной сторож шел от сторожк… по лесной опушк….
Карточка № 1.
Спиши, добавляя окончания. Обозначь склонение, падеж, выдели окончание.
Пусто зимой в степ….. Дети играют в снежки на школьной площадк….. Снег л…жит на в…рхушк…. ел….
Пчелы и зимой живут в уль….. Узкая тропинка вела из рощ…. к железнодорожной насып….
Путники остановились на отдых недалеко от рек…. По расчищенной дорожк…. сада ребята дошли до
опушк….. леса. Лесной сторож шел от сторожк… по лесной опушк….
Карточка № 1.
Спиши, добавляя окончания. Обозначь склонение, падеж, выдели окончание.
Пусто зимой в степ….. Дети играют в снежки на школьной площадк….. Снег л…жит на в…рхушк…. ел….
Пчелы и зимой живут в уль….. Узкая тропинка вела из рощ…. к железнодорожной насып….
Путники остановились на отдых недалеко от рек…. По расчищенной дорожк…. сада ребята дошли до
опушк….. леса. Лесной сторож шел от сторожк… по лесной опушк….
Карточка № 2.
Спиши, ставьте существительные из скобок в нужном падеже, обозначьте склонение и падеж.
на ( лошадь)_____________________. В ( портфель)______________________ лежат книги и тетради.
В ( сумка) ________________, на ( диван)__________________ лежат игрушки. Мы вспоминаем о летнем
(отдых)_______________. Была глубокая ночь, когда мы добрались до ( деревня) _________________.
В (деревня) _________________ было уже темно. Из (деревня) _____________________ доносился лай
(собака)_________________. На новогодней ( елка) _______________ висело много игрушек.
Карточка № 2.
Спиши, ставьте существительные из скобок в нужном падеже, обозначьте склонение и падеж.
на ( лошадь)_____________________. В ( портфель)______________________ лежат книги и тетради.
В ( сумка) ________________, на ( диван)__________________ лежат игрушки. Мы вспоминаем о летнем
(отдых)_______________. Была глубокая ночь, когда мы добрались до ( деревня) _________________.
В (деревня) _________________ было уже темно. Из (деревня) _____________________ доносился лай
(собака)_________________. На новогодней ( елка) _______________ висело много игрушек
Карточка № 2.
Спиши, ставьте существительные из скобок в нужном падеже, обозначьте склонение и падеж.
на ( лошадь)_____________________. В ( портфель)______________________ лежат книги и тетради.
В ( сумка) ________________, на ( диван)__________________ лежат игрушки. Мы вспоминаем о летнем
(отдых)_______________. Была глубокая ночь, когда мы добрались до ( деревня) _________________.
В (деревня) _________________ было уже темно. Из (деревня) _____________________ доносился лай
(собака)_________________. На новогодней ( елка) _______________ висело много игрушек
Карточка № 2.
Спиши, ставьте существительные из скобок в нужном падеже, обозначьте склонение и падеж.
на ( лошадь)_____________________. В ( портфель)______________________ лежат книги и тетради.
В ( сумка) ________________, на ( диван)__________________ лежат игрушки. Мы вспоминаем о летнем
(отдых)_______________. Была глубокая ночь, когда мы добрались до ( деревня) _________________.
В (деревня) _________________ было уже темно. Из (деревня) _____________________ доносился лай
(собака)_________________. На новогодней ( елка) _______________ висело много игрушек.
Карточка № 3.
Спиши, ставьте существительные из скобок в нужном падеже, обозначьте склонение и падеж.
Говорить о ( книга, подруга, друг).
_____________________________________________________________________________________________
Рассказать о ( сказка, спектакль).
_____________________________________________________________________________________________-
Прочитать о (весна, сентябрь).
____________________________________________________________________________________________—
Быть на ( выставка, концерт, пристань).
_______________________________________________________________________________________________
Мечтать о (подарок, сирень, книга, лось).
_______________________________________________________________________________________________
Сирень , пшеница, багаж , театр , палатка , соль , мебель , яблоня , рожь , овес , полотенце , базар , белка.
Карточка № 3.
Спиши, ставьте существительные из скобок в нужном падеже, обозначьте склонение и падеж.
Говорить о ( книга, подруга, друг).
_____________________________________________________________________________________________
Рассказать о ( сказка, спектакль).
_____________________________________________________________________________________________-
Прочитать о (весна, сентябрь).
____________________________________________________________________________________________—
Быть на ( выставка, концерт, пристань).
_______________________________________________________________________________________________
Мечтать о (подарок, сирень, книга, лось).
_______________________________________________________________________________________________
Сирень , пшеница, багаж , театр , палатка , соль , мебель , яблоня , рожь , овес , полотенце , базар , белка.
Падежные окончания имен существительных. 4 класс 2012г.
Карточка № 1.
Спиши, добавляя окончания. Обозначь склонение, падеж, выдели окончание.
Пусто зимой в степ….. Дети играют в снежки на школьной площадк….. Снег л…жит на в…рхушк…. ел….
Пчелы и зимой живут в уль….. Узкая тропинка вела из рощ…. к железнодорожной насып….
Путники остановились на отдых недалеко от рек…. По расчищенной дорожк…. сада ребята дошли до
опушк….. леса. Лесной сторож шел от сторожк… по лесной опушк….
Карточка № 2.
Спиши, ставьте существительные из скобок в нужном падеже, обозначьте склонение и падеж.
на ( лошадь)_____________________. В ( портфель)______________________ лежат книги и тетради.
В ( сумка) ________________, на ( диван)__________________ лежат игрушки. Мы вспоминаем о летнем
(отдых)_______________. Была глубокая ночь, когда мы добрались до ( деревня) _________________.
В (деревня) _________________ было уже темно. Из (деревня) _____________________ доносился лай
(собака)_________________. На новогодней ( елка) _______________ висело много игрушек.
Карточка № 3.
Спиши, ставьте существительные из скобок в нужном падеже, обозначьте склонение и падеж.
Говорить о ( книга, подруга, друг).
_____________________________________________________________________________________________
Рассказать о ( сказка, спектакль).
_____________________________________________________________________________________________-
Прочитать о (весна, сентябрь).
____________________________________________________________________________________________—
Быть на ( выставка, концерт, пристань).
_______________________________________________________________________________________________
Мечтать о (подарок, сирень, книга, лось).
_______________________________________________________________________________________________
Сирень , пшеница, багаж , театр , палатка , соль , мебель , яблоня , рожь , овес , полотенце , базар , белка.
Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.