Родительское собрание «Первые оценки» во 2 классе
Ковтуненко Елена
Родительское собрание «Первые оценки» во 2 классе
Оценки. Как к ним относиться?
Уважаемые т. родители! Совсем недавно вы волновались и переживали, отдавая детей в 1 класс.Каждый из вас задавал себе вопрос: как сложится школьная жизнь моего ребёнка? Понравится ли ему там? Повезёт ли с учителем, с товарищами. И, конечно,всех вас волновал вопрос: как будет учиться мой ребёнок? Сможет ли он учиться хорошо? Какие оценки он будет получать?
Но, в 1 классе по распоряжению Министерства образования оценки детям не выставлялись. А вы не задумывались, почему? Прежде всего это связано с психологическими особенностями детей этого возраста. Придя учиться в школу, у детей возникает целый ряд трудностей привыкания к новой жизни. Дети ещё не достаточно умеют слушать, сосредотачиваться, доводить начатое дело до конца. Им надо научиться сравнивать, делать выводы, доказывать, отстаивать свою точку зрения. Кроме этого, ребёнку надо научиться вступать в отношения с одноклассниками и учителем. Ребёнок тревожится, переживает. А если сюда ещё добавить и переживания за полученные оценки, то у ребёнка может развиться самый настоящий невроз. Вот почему оценивание в 1 классе проходит в виде устной оценки учителя.
Но, 1 класс уже позади. С начала 2 класса наши дети стали получать первые школьные оценки. Сегодня мне бы хотелось поговорить с вами о том, как надо относиться нам взрослым к этим оценкам. Всегда ли нас должны радовать пятёрки и огорчать тройки? Как помочь ребёнку справиться с психологическим стрессом при получении плохой оценки?
Первые оценки связаны как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Психологами доказано, что отношение ребёнка к оценкам сугубо индивидуально, зависит от его характера, темперамента и от реакции родителей на оценки.
К сожалению, родители вольно или невольно выстраивают своё отношение к ребёнку в зависимости от его успеваемости, т. е. от полученных оценок. Именно мы, взрослые, часто приучаем детей тревожиться, волноваться, бояться оценок, как самого сильного карательного инструмента. Если мы, говоря о школе, прежде всего расспрашиваем детей об оценках и бурно реагируем как на хорошие, так и на плохие, для ребёнка оценка становится основной частью их школьной жизни.
Давайте задумаемся, какие вопросы мы задаём нашим школьникам.Когда мы спрашиваем: «Как дела в школе? Что получил?»
, мы тем самым показываем, что нас интересуют, прежде всего
оценки.Зато вопросы: «Что ты сегодня узнал нового? С кем из ребят ты сегодня играл? Какой урок был для тебя самым интересным и почему?», дают ребёнку понять, что главное в школе – это учение и общение.
Для многих детей оценка становится мерилом не его работы, а его самого. Ребёнок думает, что если я получаю хорошие оценки, значит я хороший. Или мама стала меня любить меньше, потому что у меня мало пятёрок. Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих. У ребёнка может появиться постоянная тревога, опасение не справиться, плохо выглядеть в глазах родителей и одноклассников. У него появляется полная неуверенность в себе, в результате чего теряется интерес к учению.
Поэтому, оценки, которые получают дети, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нём и на наши чувства к нему. Важно, чтобы ребёнок понимал : иногда у него что – то не получается, но сам при этом он не становится плохим.
А теперь, давайте поговорим о том, как же мы, родители реагируем на полученные оценки детей?
Ну, с «5»
тут всё понятно. Похвалили, поцеловали, порадовались вместе с ним. А если
оценка не очень хорошая? Как правило, мы ребёнка ругаем, пугаем, оскорбляем, унижаем, наказываем. Эти фразы знакомы многим из нас
— И в кого ты только таким уродился? Вот я в школе учился на одни пятёрки!
— Вот так всю жизнь и будешь на 2 и 3 ехать!
— Марш, в свою комнату! Я не хочу видеть тебя и разговаривать с тобой!
Или ещёхуже: «Вот придёт отец, он тебе покажет за двойку!»
Вспомните картину Ильи Репина «Опять двойка»
. Написана картина в 1884 году, 128 лет назад. Но эта проблема актуальна и сегодня. Мальчик заходит в дом с опущенной головой. Все члены семьи сразу догадались, что произошло. Опять двойка. Мама очень расстроена, сестра смотрит на брата с укоризной. Рада приходу мальчика только одна собака, которая ластится к мальчику, хочет его пожалеть, успокоить, облизать горячие слёзы. Очень хочется, чтобы эту роль брала на себя не собака, а
родители. Оценку своих знаний он уже получил в школе, а дома от родителей ребёнок ждёт спокойной помощи, а не упрёков.
Запомните, уважаемые т. родители! Ругать ребёнка за плохие оценки – неблагодарное дело и двойное наказание для него. Ведь он и сам уже расстроен. А ваша суровость, отсутствие внимания, демонстративное молчание или обидные слова вообще способны подавить веру в себя и в свой успех. Запугиванием и угрозами хорошего результата не достигнуть.
Вспомните себя, когда вы с первого раза не сдали экзамены в автошколе, или не ответили на вопросы аттестационной комиссии при повышении квалификационного разряда. Как вы себя чувствовали? Мало кто из взрослых не получит при этом психическую травму. Что же тогда говорить о наших маленьких детях?
Не надо делать трагедию из — за плохой оценки! Научитесь контролировать свои эмоции. Вместо упрёков, спокойным голосом, в доброжелательном тоне,спросите:
«Как же так получилось? Ведь ты же у меня молодец!
Ничего, не расстраивайся, у нас ещё есть время всё исправить!
Давай попробуем вместе разобраться, что тебе было не понятно»
Это поможет ребёнку успокоиться, тем самым давая ему понять, что вы его поддерживаете в трудной ситуации.
Но, нельзя при этом жалеть, утешать.Не говорите ему : «Ну, подумаешь, ерунда какая, исправишь в следующий раз!»
Такие слова гасят его желание к достижению хороших результатов. Ребёнок может почувствовать равнодушие со стороны
родителей. У него появятся мысли, что от него большего уже и не ждут. Стараться учиться дальше – нет смысла. Его успехи никого не интересуют.
Плохая оценка – это сигнал о необходимости помощи. Родителям нужно обратить внимание на то, как часто ребёнок приносит плохие оценки, по каким предметам, в какой день недели, за устные или письменные ответы. Возможно, он что – то не понимает, а может быть он ослаблен после болезни или имеющий хронические заболевания ребёнок быстрее устаёт, а следовательно, труднее осваивает программу. А может быть, существуют какие – то семейные проблемы, которые ребёнок хорошо чувствует. В любом случае важно найти причину и вовремя оказать помощь.
Но при этом, для получения хорошей оценки, недопустимо заставлять детей трудиться по 5 – 6 часов, вместо 2. Заставлять переписывать по 4 раза работы, забывая при этом, что у детей ещё сильно устаёт рука. У ребёнка не остаётся время на прогулку, которая необходима, на общение со сверстниками. Подобное усердие под вашим нажимом только приведёт к переутомлению и к потере интереса к учению вообще.
Нельзя ставить перед детьми задачу избежать плохих оценок во что бы то ни стало. Эта цель требует постоянного нервного напряжения. Если ребёнок будет учиться из– под палки, им будет двигать только страх наказания и плохой оценки, особенно, если знания ему даются нелегко. Вся его школьная жизнь превращается в погоню за хорошими оценками. Сначала это списывание у соседа по парте, потом исправление оценок в тетрадях и дневниках, потом вырывание страниц, вымаливание оценок у учителя. Страх сказать родителям о плохой оценке ведёт к началу, а потом и закреплению лживости. О стремлении к получению знаний и интересе к учёбе в этом случае не может быть и речи.
Запомните, ребёнка невозможно заставить учиться! А излишняя строгость может только спровоцировать тяжёлый стресс, который ещё больше снизит успеваемость. Помогите ему найти и развить свои способности н. р. в музыке, рисовании, спорте. Дайте ребёнку где – то проявить себя с лучшей стороны. Старайтесь всячески повысить его самооценку. Для этого хвалите его даже за небольшие успехи и никогда не сравнивайте с другими учениками, которые преуспевают в учебе. Лучше покажите ему, как он вырос по сравнению с самим собой. Пусть ребёнок сам убедится в том, что он не стоит на месте, а приобретает всё больше знаний и умений.
Ни в коем случае не наказывайте ребёнка физически! Тем самым вы не только не повысите успеваемость, но можете его нравственно искалечить, озлобить, сделать лживым, трусливым, упрямым и грубым.
А теперь мне хочется остановиться не на плохих, а на хороших оценках. Казалось бы, ребёнок учится хорошо, что ещё надо? Но, многие родители не допускают получение даже 4. Нельзя требовать, чтобы у ребёнка всегда были только одни 5. Это может не только повлиять на его здоровье, но и привести к тому, что у ребёнка появляется нездоровое честолюбие. Например, он начинает плакать после полученной 4. Или надувает губы, если его не назвали первым. За этими поступками скрываются черты эгоизма, пока ещё едва заметные. Не всегда нужно стремиться к тому, чтобы у ребёнка были одни пятёрки. Помните, что быть первым во всём и везде – невозможно. Свои требования нужно всегда соизмерять с возможностями ребёнка. Помогите ему выделить те предметы, по которым он вполне способен получить высокие оценки.
Если, например, математика не его «конёк»
, своими требованиями вы разовьёте у ребёнка стойкое отвращение к предмету, сформируете страх неудачи.
В семьях, где между родителями и детьми доверительные, тёплые отношения ребёнок не будет бояться рассказывать о своих проблемах. Там, где нет гиперопеки и излишнего контроля, дети учатся успешнее, у них меньше страхов и тревожности. Тогда ваш сын или дочь, придя со школы,спокойно скажет: «Мама, я сегодня по контрольной получил тройку, но свою ошибку в задаче я понял. Жалко, что не успел её исправить на уроке». И тогда мама отметит рассудительность своего ребёнка и похвалит его не за оценку, а за результат.
Какие выводы мы с вами сегодня сделаем, чтобы оценка не стала яблоком раздора в вашей семье?
• Не ругайте своего ребенка за плохую оценку. Помните, что ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим.
• Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
• Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
• Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой оценки.
• Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух.
• Есть сомнения — идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
• Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.
• Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
• Устраивайте праздники по случаю получения отличной оценки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребенком надолго и его хочется повторить.
• Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.
Уважаемые т. родители! Я желаю вам полного взаимопонимания с вашими детьми. Берегите ваши отношения. Всегда помните о том, что в жизни есть что – то приходящее и уходящее, а есть и то, что остаётся с нами навсегда – это наши дети!
Родительское собрание в 1 классе. 2 четверть. статья (1 класс) на тему
Родительское собрание в 1 классе.
2 четверть.
Родительское собрание на тему: «К чему ребенка приучишь, то от него и получишь».
Цели:
- убедить родителей в необходимости ежедневного общения с ребенком и контроля за его успехами в школе;
- нацелить на организацию сотрудничества учитель-ученик-родитель;
- подвести итоги 1 четверти.
– Мы люди, у которых разное образование, разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех – это наши дети. И так хочется, чтобы наши дети были счастливы и успешны в жизни!
На этом кораблике Под парусами Мы в дальние дали Отправимся с Вами. Мы всех кто захочет С собой позовём. Ну что же, согласны? Решили? Плывём!
– Ещё со Школы Радости мы говорили о том, что образование детей – это общее дело. Поэтому на этот корабль приглашаю всех. Давайте, подытожим проделанный нами путь, длиною в одну, первую учебную четверть. – Итак, тема нашего собрания «К чему ребёнка приучишь, то от него и получишь».
Итоги 1 четверти.
Дети в класс пришли с разным уровнем готовности к школе:
- Интеллектуальная зрелость (уровень владения мыслительными операциями (анализ, обобщение, классификация), уровень речевого развития, разные формы внимания и др.)
- Эмоциональная зрелость (умение контролировать свои действия, эмоции, сосредотачиваться на кропотливой работе…)
- Социальная зрелость (умение общаться со сверстниками. А в школе, исполнять роль ученика, подчиняясь учителю для решения одной лишь задачи – процессу обучения. Выполнять общепринятые школьные правила)
Поэтому в 1 четверти приходилось уделять большое внимание индивидуальной работе, как с ребенком, так и с семьей. – Все дети нашего класса пришли из разных семей, посещали разные ДОУ. Поэтому, прежде всего, в 1 четверти перед нами стояли следующие задачи:
- Рождение коллектива.
- Установление традиций.
- Правила общения.
- Правила культурного поведения.
(Учитель дает комментарий по своему классу, приводит примеры)
Основная задача школы – научить ребенка учиться. – Итак, чему должны научиться дети в 1 четверти по русскому языку и литературному чтению.
Учитель анализирует успехи класса.
1. Литература.
В народе говорят: «Один в поле не воин», – поэтому, сегодня на собрании предлагаю небольшую консультацию, как помочь ребенку в овладении чтением (УМК Гармония).
Чтобы поддержать интерес ребенка к чтению, в каникулы в «Читалочках» предлагаю задание – «Помоги Осени раскрасить листочки».
3. Математика
Учитель доводит до сведения родителей результаты контрольной работы за 1 четверть.
Слайд 13 – тесное сотрудничество – учитель – ученик – родитель.
От информации, которую дают родители первоклассникам, во многом зависит дальнейшее отношение детей к школе и первому учителю. Важно помнить, что контакт между учителем и учеником в равной степени зависит как от педагога, так и от школьника, и в значительной степени – от его родителей. Предлагаю несколько советов, как построить отношения с учителем.
Совет 1: у родителей первоклассников должно быть положительное отношение к школе, учителю и учебе. При позитивном настрое процесс адаптации в школе пройдет значительно легче для ребенка. Рассказывайте первокласснику о тех сторонах школьной жизни, которые вы сами считаете положительными и приятными. Но и о предстоящих трудностях не стоит умалчивать: если ребенок будет ожидать от школы только радости и развлечений, то он неизбежно будет разочарован. |
Совет 2: сотрудничайте с учителем. Это важный момент в построении взаимоотношений. Наша общая цель – научить ребенка получать знания. Ни в коем случае не критикуйте учителя при ребенке! Все вопросы, которые вам покажутся спорными и требующими обсуждения, следует решать с учителем наедине при личной встрече. |
Совет 3: принимайте активное участие в жизни класса. Тогда вашему ребенку будет значительно легче освоиться в новой обстановке. Со временем, познакомившись с родителями других учеников, вы будете в курсе отношений детей в коллективе, будете в курсе происходящих событий и изменений, это поможет вам своевременно реагировать на события, о которых ваш ребенок может умалчивать. |
Совет 4: будьте откровенны с учителем. Педагогам начальной школы, как правило, небезразлично, в какой обстановке живут и воспитываются их ученики, а также какие у кого особенности, предпочтения, увлечения. Если у ребенка существуют какие-то сложности, то лучше рассказать об этом заранее: такая информация поможет учителю найти индивидуальный подход к каждому ученику. |
Совет 5: следите за переживаниями ребенка Внимательное отношение к состоянию и поведению ребенка поможет вам заметить тот момент, когда возникнет необходимость в вашем вмешательстве. Если ребенок делится с вами переживаниями по поводу своей школьной жизни, то вы вовремя сможете дать ему правильный совет, направить его мысли и эмоции в нужное русло, повлиять на его настроение в лучшую сторону – похвалить, внушить уверенность, развеять страхи. |
Совет 7: поддерживайте авторитет учителя. Это играет важнейшую роль в отношениях между учеником и учителем. Старайтесь показать значимость учителя – это поможет школьнику лучше усвоить правила субординации, дисциплины и облегчит ребенку процесс адаптации в школьном коллективе. Ни в коем случае не поддерживайте фамильярное или пренебрежительное отношение ребенка к педагогу. Но, в то же время, не запугивайте ребенка образом учителя: уважение должно базироваться не на страхе, а на авторитете педагога. |
Совет 6: предлагайте свою помощь. В любой ситуации ребенок должен чувствовать вашу поддержку, тогда он в сложной для него ситуации обязательно обратится за помощью именно к вам. |
Очень трудно было нашим первоклассникам в 1 четверти. Но в школьном обучении и воспитании нет ничего второстепенного. К чему ребенка приучишь, то от него и получишь.
Преодолеть все трудности поможет наше сотрудничество.