Деловая игра «Игра-ведущий вид деятельности дошкольников» методическая разработка на тему
Деловая игра
Тема: «Игра-ведущий вид деятельности дошкольников»
Цель: Раскрыть общую стратегию поведения воспитателя при организации игры и конкретную тактику его взаимодействия с детьми в игре. Транслировать опыт ДОУ по теме «Игровая деятельность дошкольников», используя активные методы работы с педагогами.
Задачи:
1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей
2.Повышать методический уровень педагогов по организации различных видов игры
3.Способствовать творческому поиску
4. Скорректировать работу по организации игровой деятельности в дошкольном учреждении.
Участники: педагоги ДОУ Ромодановского муниципального района
Жеребьёвка: Участники игры собирают слова это и будет название команды
Жюри: 3 человека
Жюри отмечает компетентность, креативность, правильность, полноту ответа, оригинальность, творчество педагогов.
Участники: педагоги ДОУ Ромодановского муниципального района
Ведущий: — Уважаемые коллеги, предлагаем принять участие в деловой игре по теме: «Игра-ведущий вид деятельности дошкольников». Во время данной игры педагоги смогут обмениваться друг с другом педагогическим опытом работы по данной теме.
— «Давай поиграем!» — как часто в житейской суете мы не придаём значения этому призыву или просьбе, которые звучат сегодня из уст каждого ребёнка.
И что же он слышит в ответ? – ваше мнение.
(Ответы участников деловой игры: Родители: «Да некогда мне …не могу…я устала…тороплюсь… не успеваю…» — говорим мы часто своему ребёнку. ) И что отвечает чаще воспитатели: «Идите, играйте» — такой ответ часто можно услышать и из уст воспитателей. — Вы готовы со мной согласиться?
Ведущий:
I. Разминка: «Угадайте, о чем речь?»
А.С.Макаренко: «Если ребенок умеет играть с такими игрушками, это значит, что у него уже есть высокая культура игры и зарождается высокая культура деятельности. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор и для фантазии, не простого воображения, а большой творческой рабочей фантазии» (предмет-заместитель).
Предлагаются предметы-заместители: брусок и пирамида.
Задание: командам нужно как можно больше назвать предметов, которые можно применить в сюжетно-ролевой игре.
II.Блиц — опрос по теме «Русские народные игры».
Я задаю вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе по очереди.
— Какие атрибуты используются в русских народных играх?
(палочка, платочек, мяч, игрушка) — Главная роль в народной игре? (водящий) — Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры) — Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего) — Где используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок) — Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость) — Откуда берётся речевой материал для народных игр?
(из народного фольклора) — Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)
Ш.Решение проблемных ситуаций:
Проиграть ситуацию и найти пути решения проблемы
1 ситуация:
Дима строит большой гараж для машин. Всё делает сам. Весь строительный материал возле себя держит. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину положить!» А Дима в ответ: «Сам справлюсь!».
Вопросы: Как вы оцениваете поступок Димы? Как должен поступить воспитатель, чтобы поддержать игру, не обидев Диму?
2. Воспитатель видела в соседнем детском саду, что дети интересно играли в рыбаков. Для того чтобы перенести игру в свою группу, она сама сделала рыболовные снасти и предложила детям тему игры.
Игры не получилось, воспитателю все время приходилось подсказывать детям, что делать дальше.
Вопросы: 1. Объясните, почему не получилась игра?
2. Как сделать, чтобы в игре все дети были активны, могли выполнять и главные, и второстепенные роли.
IV. «Сложи и объясни»
Командам предлагаются высказывания Сократа и А.С.Пушкина (по типу «разрезных картинок»).
Задание: Необходимо собрать и объяснить высказывания.
Сократ: «… не насильственно преподавай, милейший, детям науки, а посредством игры; тогда ты лучше увидишь, кто к чему склонен».
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»: «С послушною куклою дитя приготовляется шутя к приличию, закону света, и важно повторяет ей уроки маменьки своей»
V.Упражнение «Продолжи предложение» Воспитателям по очереди предлагается продолжить свой вариант фраз: — «Мне нравятся дидактические игры, потому что ……» — «Мне не нравятся дидактические игры, потому что ….» — «Мне нравятся сюжетно-ролевые игры, так как я….» -«Больше всего мне нравятся …. Игры, потому что….» -«Я думаю, что игра полезна тем, что…» -« Моя самая любимая игра…., потому что…» -«Я считаю, что в игре дети учатся…» -«Мне не нравятся интеллектуальные игры тем, что…» — «На мой взгляд, самые полезные игры для детей это….потому что…» -«Я думаю, что в игре каждый ребёнок….»
VI.Задание для команд:
Первая команда: дайте определение режиссерской игре
Вторая команда: дайте определение игре драматизации.
Режиссерская игра — это игровая деятельность, которая тем богаче и разнообразнее, чем интереснее реальная жизнь ребёнка, чем обширнее его информация об окружающем мире.
Игры – драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно.
VII.Задание для команд:
Без слов, с помощью мимики и жестов показать русскую народную сказку используя атрибуты.
Команда из 3-х человек — сказка «Теремок».
Все остальные — сказка «Курочка – ряба».
Мы сегодня много говорили о достоинствах детской игры. Но у неё есть ещё одно преимущество. Среди окружающих его взрослых ребёнок больше любит тех, кто с ним играет. При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что ни дорогие подарки, ни сладости, ни интересные занятия не могут так повлиять на симпатии ребёнка, как совместная игра с ним. Однако важно отметить, что игра не возникает сама по себе. Кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его им.
В заключение нашей встречи, хочется поблагодарить вас за сотрудничество, пожелать творческих находок в нашей трудной, но интересной работе, огромного вам здоровья, счастья и любви.
Продуктивная деловая игра
Такая игра является разновидностью «мозговой атаки». С ее помощью удается выявить существующие проблемы и наметить способы их устранения, которые впоследствии можно внести в проект решения педсовета или программный документ образовательного учреждения.
Для проведения игры коллектив делится на ролевые группы: учителя, ученики, родители, администрация. Первый этап работы групп имеет условное название «негатив». Ведущий объявляет тему игры, и участники каждой группы должны продолжить предложение «Меня не устраивает в …». Все озвученные мнения протоколируются, а эксперты, изучив все записи, классифицируют их и формулируют наиболее актуальные проблемы.
После этого приступают ко второму этапу игры — наработка «позитива». Группа экспертов озвучивает выявленные проблемы, а участники групп теперь высказывают свои идеи относительно вопроса «Что вы можете предложить?».
Третий этап предполагает коллективную работу. Необходимо из всех предложенных идей выбрать наиболее продуктивные мнения и принять совместное решение. В результате разрабатывается программа по совершенствованию образовательной практики.
Деловая игра для дошкольников «День дублёра в детском саду»
Цель игры – знакомство с организацией работы детского сада, со сложностью и ответственностью труда работников дошкольного образовательного учреждения, формирование понимания общей включённости не только коллектива работников образовательного учреждения, но и детей, и родителей в работу детского сада.
1 этап игры: знакомство с участками работы и функциональными обязанностями работников детского сада.
2 этап игры: распределение ролей участников игры: воспитателя, помощника воспитателя, физкультурного и музыкального работников, родителей. На каждую роль выбирается по 2-3 человека.
3 этап: участники игры с помощью взрослых – специалистов, которых они будут «дублировать», разрабатывают план действий на время их дублирования.
4 этап: участники игры в течение одного-двух часов выполняют свои ролевые обязанности. Это может быть проведение какого-либо мероприятия, занятия, прогулки в младших группах детского сада. Взрослые контролируют выполнение детьми своих ролей.
5 этап: участники игры вместе с теми, кого они дублировали, обсуждают процесс игры, достижения и ошибки. Дети вносят свои предложения по организации тех процессов, которые они осуществляли во время выполнения своих ролей.