Деловая игра «ЕГЭ по обществознанию на 100 баллов». 10–11 классы. Материал для внеурочной деятельности

УМК по обществознанию А.Ф. Никитиных

Предмет: обществознание

Класс: 10-11

Тема: Деловая игра «ЕГЭ по обществознанию на 100 баллов»

Тип урока — внеклассное мероприятие

Цели мероприятия:

  • расширение знаний обучающихся;
  • расширение социального опыта учащихся, повышение интереса к предмету (обществознание, экономика, право);
  • формирование у ребят умения аргументировано высказывать свои взгляды и вести дискуссию.

Использованные источники:

  1. Обществознание.10 класс. Базовый уровень. Никитин А.Ф., Грибанова Г.И., Мартьянов Д.С. «Дрофа», 2014.
  2. Экономика. 10 класс. Базовый и углублённый уровни. Р. И. Хасбулатов. «Дрофа», 2020.
  3. Право 10-11 классы. Базовый и углубленный уровни. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. «Дрофа», 2020.

Пояснительная записка

Игра проводится между 2-3 командами учащихся одной школы, или нескольких школ (например, школ одного микрорайона). Команды могут состоять из любого равного количества человек, возглавляет команду капитан. Мероприятие удобнее проводить в большой аудитории. Необходимо предусмотреть возможность использования мультимедийного проектора (для демонстрации отдельных заданий или их проверки). Для проведения игры должны быть предусмотрены места для команд, болельщиков, членов жюри (старшеклассники — победители олимпиад по обществознанию, экономике и праву, учителя, приглашенные специалисты).

Игра начинается с разминки, после которой происходит чередование задач и рекламных пауз (рекламные паузы команды (болельщики) готовят заблаговременно и могут оцениваться по пятибалльной шкале). И то и другое посвящено теме мероприятия. Задачи представляют собой задания с развернутым ответом контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по обществознанию (по ходу игры каждая команда получает одинаковые карточки с заданиями соответствующего блока). На решение задач отводится определенное время, по истечению которого команды по очереди предлагают свои варианты решения (первой отвечает команда, хуже всех справившаяся с заданием разминки, команда, выполнившая задание разминки первой, получает возможность отвечать последней). Возможен вариант представления части решений в письменном виде и передачи их в жюри, а часть заданий будет представлена публично (например, те задачи, которые предполагают три элемента ответа – по количеству команд-участниц).

Команда-победительница определяется по совокупным результатам всей игры. В качестве подарков командам могут быть использованы диски и пособия по подготовке к ЕГЭ.

Ход мероприятия

Разминка

Командам необходимо соотнести карточки (признаки/характеристики) с соответствующим типом общества (аналог задания 25 — классификация путем установления соответствия). Оценивается время и правильность выполнения задания.

Общество традиционное Общество индустриальное Общество постиндустриальное
Земля — основной фактор производства Капитал — основной фактор производства Знания — основной фактор производства
Господствуют традиционные религиозные ценности Возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов Особая роль науки, образования
Преобладание монархических форм правления Провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования Политический плюрализм, сильное гражданское общество
Воздействие человека на природу — локальное, неконтролируемое Воздействие человека на природу — глобальное, неконтролируемое Воздействие человека на природу — глобальное, контролируемое
Сословия Классовое деление; упрощение социальной структуры Профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации
Основной вид экспорта — сырье Основной вид экспорта — продукты производства Основной вид экспорта — услуги
Ручной труд Широкое применение механизмов, технологий Автоматизация производства, компьютеризация общества

Примечание: свое решение задачи первой представляет команда, хуже всех справившаяся с заданием разминки, команда, выполнившая задание разминки первой, получает возможность отвечать последней. В случае необходимости командам могут быть начислены бонусные баллы за дополнение к ответу соперников.

Конкурс капитанов

Задание капитанам (выполняется письменно индивидуально и сдается в жюри, после чего вопросы повторяются вслух, на них дается правильный ответ) — ответить на вопросы по структуре ЕГЭ, продолжительности работы и пр. (по демоверсии 2020 года). Каждый верный ответ оценивается одним баллом.

  1. Продолжительность ЕГЭ по обществознанию – 235 минут.
  2. Минимальный балл («порог успешности») – (19) 42 балла.
  3. Количество заданий в работе – 29.
  4. Максимальный балл за всю работу – 62 (100) балла.
  5. Предусмотрено ли на данном экзамене применение дополнительного оснащения и материалов – нет.
  6. Сколько критериев используется при проверке обществоведческого эссе – 3.
  7. Какое максимальное количество баллов можно получить, выполняя задания на анализ источников (№ 21-24) – 10 баллов.
  8. Какое задание непосредственно проверяет знание Конституции РФ — № 16.
  9. Сколько заданий содержится в первой части экзаменационной работы – 20.
  10. Какое максимальное количество баллов можно получить, выполняя задания первой части экзаменационной работы – 35.
  11. Сколько заданий содержится во второй части экзаменационной работы – 9.
  12. Какое максимальное количество баллов можно получить, выполняя задания второй части экзаменационной работы – 27.
  13. Перечислите номера заданий 1 части, оцениваемые 2 баллами – все задания первой части, кроме заданий № 1-3, 10, 12.
  14. Какие задания второй части экзаменационной работы оцениваются 3 баллами — № 30 – 35.
  15. Сколько содержательных блоков включает экзаменационная работа – 5.

Решение задач блока «Человек, общество»

Задача № 1

Рост населения в развивающихся странах со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для ее решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства — освоение все новых земель. Это ведет к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе указаны глобальные проблемы:

  • демографическая;
  • экологическая;
  • разрыв в уровнях экономического развития стран «Севера» и «Юга».

Задача № 2

Отечественный ученый-психолог Б.Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок-Маугли). Разделяете ли Вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.

В случае согласия с приведенным мнением в ответе могут быть приведены аргументы, например:

  • понятие «личность» подразумевает те качества, которые формируются у каждого человека в процессе его вхождения в структуру социальных отношений (поэтому личностью не могут быть дети-Маугли);
  • на формирование личностных качеств влияет общение с окружающими, в которое в той или иной степени вступают все люди;
  • под влиянием социальной среды и конкретных социальных ситуаций каждый человек осваивает ту или иную социальную роль, которая, в частности, характеризует его как личность.

В случае несогласия с приведенным мнением в ответе могут быть приведены аргументы, например:

  • чтобы «являться личностью», недостаточно просто находиться среди людей, надо еще и занимать активную жизненную позицию;
  • проявлять себя как личность — значит, выразить себя в каком-то социально значимом деле (например, как выражают себя люди-инвалиды, включаясь в индивидуальную трудовую деятельность);
  • деградирующие индивиды (в том числе алкоголики, наркоманы), ведущие образ жизни, который трудно назвать человеческим, разрушают свое сознание и свою личность.

Задача № 3

Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером? Приведите два своих примера, иллюстрирующих это свойство.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) свойство общественного прогресса: противоречивый характер;

2) примеры, иллюстрирующие это свойство, допустим:

  • египетские пирамиды свидетельствуют о громадных успехах египетской цивилизации, но при их строительстве погибли тысячи людей;
  • прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды;
  • рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни — все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний.

Рекламная пауза

«За» и «против» рекламы (аналог задания № 34)

Команды по очереди называют плюсы и минусы рекламы, побеждает команда, доводы которой были убедительнее (см. пример возможных вариантов ответов).

аргументы «за» аргументы «против»
Привлечение клиентов — информирование их о новых товарах, услугах, местах продаж. Реклама навязывает потребителю товары и услуги, потребности в которых не существует.
Увеличение продаж — подразумевается, что реклама, как инструмент маркетинга, способствует повышению объема продаж. Просмотр рекламы в подавляющем большинстве случаев не является желанным и добровольным.
Регулирование сбыта Реклама навязывает потребителю систему ценностей.
Обычно, в рекламном сообщении перечислены конкурентные преимущества рекламируемой компании, плюсы, которые могут приобрести ее клиенты. Увеличивает издержки (затраты на рекламу включаются в стоимость товара), приводя к повышению потребительской цены.
.Рекламной деятельности отводится роль связующего звена между производством товаров и их потреблением. Реклама завышает спрос на товар, а вслед за этим позволяет завысить и цены.
Реклама делает более успешной деловую, политическую и идеологическую конкуренцию, стимулирует торговый оборот. Способствует монополизации рынка. Мелкие производители не в состоянии обеспечивать своей продукции рекламную поддержку, сопоставимую с рекламой крупных корпораций.

Решение задач блока «Экономика»

Задача № 1

В стране Н. после прихода к власти правительства социалистов прошла масштабная налоговая реформа. Вместо единой плоской шкалы исчисления налога с доходов физических лиц (НДФЛ) была введена прогрессивно-регрессивная шкала. В чем суть данной шкалы исчисления НДФЛ? Приведите три обоснования в пользу ее введения для общества.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Дан ответ, например: прогрессивно-регрессивная шкала исчисления налога с доходов физических лиц предполагает повышение налоговой ставки для лиц, имеющих высокие доходы, и, напротив, понижение налоговой ставки для лиц с самыми низкими доходами.

2) Приведены объяснения, например:

  • прогрессивная шкала позволяет получить дополнительные средства в бюджет с имущих граждан и направить их на финансирование социальных программ в области здравоохранения, образования, поддержания неимущих;
  • прогрессивно-регрессивная шкала позволяет усилить социальную функцию налогов, способствовать преодолению избыточного социального неравенства, снижению социального недовольства в обществе;
  • прогрессивная шкала способствует росту социальной ответственности состоятельных граждан, пониманию ими необходимости помогать тому обществу, которое обеспечило им возможность получать высокие доходы и т.д.

Задача № 2

В стране Z для поддержки отечественных автопроизводителей были повышены пошлины на ввоз автомобилей иностранного производства и подержанные иномарки старше пяти лет. Сформулируйте три последствия подобного решения для автомобильной отрасли страны Z.

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

  1. Повышения спроса на отечественные автомобили.
  2. Увеличение производства отечественных авто
  3. Рост продаж отечественных авто
  4. Повышение цен на отечественное авто
  5. Продвижение отечественного рынка

Задача № 3

Ниже в таблице приведен пример налогообложения различных субъектов. В таблице указаны данные о доходе субъектов до вычета налога (валовой доход) и после вычета налога (чистый доход). В приведенном примере:

A) определите сумму налога для первого субъекта налога;

Б) определите величину налоговой ставки для второго субъекта налога (в процентах);

B) установите, какой вид налоговой системы иллюстрирует данное налогообложение: прогрессивную, регрессивную или пропорциональную. Ответ обоснуйте.

Субъект налога Валовой доход, руб. Чистый доход, руб.
1. 40 000 36 000
2. 10 000 9000
3. 5000 4500
4. 2000 1800

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответы на первые два вопроса задания:

А) сумма налога для первого субъекта налога составляет 4000 руб.; Б) величина налоговой ставки для второго субъекта налога составляет 10%;

2) обоснование ответа на третий вопрос: принята пропорциональная система, так как величина ставки налога не изменяется с ростом дохода.

Рекламная пауза

Конкурс фантазеров «Необычная реклама»

Обычно предприятия и организации тратят огромные средства на рекламу, но, как показывает практика, а также непосредственные опросы населения, наибольшей популярностью пользуется креативная реклама с творческим подходом, которая удивляет и радует зрителей и запоминается на долгое время.

Задание командам – предложить вариант рекламы, которая удивит, порадует и запомнится надолго (см. пример). Желательно заранее оговорить рекламируемый объект, чтобы команды были в равных условиях.

Побеждает команда, представившая более яркий вариант рекламы.

Пример: для демонстрации рекламного слогана шампуня, укрепляющего волосы, рекламодатели «выбросили» из окна косу огромных размеров.

Примечание:после этого конкурса можно предложить ребятам посмотреть заранее подготовленную подборку самой необычной рекламы.

Решение задач блока «Социальные отношения»

Задача № 1

Социологи страны Z изучали тенденции развития института брака. Были получены следующие статистические данные о количестве разводов на каждую 1000 зарегистрированных браков:

Рисунок 1

Используя данные графика, сделайте вывод о тенденциях развития института брака в стране Z. Привлекая обществоведческие знания и личный социальный опыт, выскажите три предположения о причинах подобной тенденции.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  • вывод, например: в стране Z в 2001-2007 гг. резко увеличилось число разводов, что свидетельствует о кризисе института брака;
  • предположения, например: — страна переживает экономический кризис; — общество стало намного терпимее относиться к разводу как способу решения проблем семьи; — у части населения вступление в брак не было осмысленным и продуманным шагом. Могут быть высказаны иные предположения.

Задача № 2

В ходе социологического опроса 2007 г. (Лавада-Центр) 1600 россиянам предлагалось ответить на вопрос о равноправии женщин и мужчин в современной России. Полученные результаты (отдельно по ответам двух групп: мужчины и женщины) представленны в графическом виде.

(Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3 %.)

Рисунок 2

Сформулируйте любые три вывода на основе мнений о равноправии женщин и мужчин в российской федерации по результатам опроса. Приведите обоснование одного из сделанных выводов.

В ответе должны быть следующие элементы:

1) три вывода, допустим:

  • большинство россиян (независимо от пола) считают, что мужчины и женщины имеют равные права;
  • в то же время среди многих опрошенных женщин распространено мнение, что женщины имеют меньше прав, чем мужчины;
  • среди мужчин больший процент чем среди женщин считают, что женщины имеют больше прав, чем мужчины

2) обоснование одного из них, например: − тот факт, что большее число мужчин (чем женщин) считают, что у женщин больше прав, может быть объяснен следующим: респонденты исходили из того, что во многих семьях авторитет матери гораздо выше авторитета отца.

Задача № 3

В стране Н. сохранился старинный свадебный обычай уплаты калыма за невесту. Как правило, решение о заключении брака принимается родителями жениха и невесты, а сами молодые люди впервые могут увидеть друг друга только на свадьбе. Женщина переезжает в дом мужа, не имея возможности в дальнейшем строить карьеру, получать образование.

К какому типу семьи относится данная семья? Обоснуйте свой ответ. Назовите любые две характерные черты семьи, приведённой в задании.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

1. Дан ответ, допустим: семья относится к традиционному (патриархальному) типу.

2. Приведено обоснование, например: в семье, упомянутой в задании, неравноправное положение женщины с мужчиной, женщина полностью материально зависит от мужа и его семьи.

3. Указаны признаки, допустим:

  • в традиционных семьях существует четкое распределение гендерных ролей и домашнего труда, женщина занимается домашним хозяйством и детьми;
  • женщины и младшие члены традиционной семьи не могут на равных с мужчиной принимать участие в принятии решении о жизни семьи;
  • как правило, традиционные семьи многопоколенные, совместно проживает несколько поколении родственников.

Рекламная пауза (вне конкурса)

О силе рекламы

Просмотр мультфильма или инсценировка одной из команд русской сказки «КАК СТАРИК КОРОВУ ПРОДАВАЛ»

1 покупатель: Хозяин, продашь нам корову свою?

Старик: Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

1 покупатель: Не много ли просишь, старик, за неё?

Старик: Да где наживаться! Вернуть бы своё!

1 покупатель: Уж больно твоя коровёнка худа!

Старик: Болеет, проклятая. Прямо беда!

1 покупатель: А много ль корова даёт молока?

Старик: Да мы молока не видали пока…

Автор:

Весь день на базаре старик торговал, Никто за корову цены не давал. Один паренёк пожалел старика:

Паренек:

Папаша, рука у тебя нелегка! Я возле коровы твоей постою, Авось продадим мы скотину твою.

Автор:

Идёт покупатель с тугим кошельком, И вот уж торгуется он с пареньком;

2 покупатель: Корову продашь?

Паренек:

Покупай, коль богат. Корова, гляди, не корова, а клад!

2 покупатель: Да так ли! Уж выглядит больно худой!

Паренек: Не очень жирна, но хороший удой.

2 покупатель: А много ль корова даёт молока?

Паренек: Не выдоишь за день: устанет рука.

Автор: Старик посмотрел на корову свою:

Старик:

Зачем я, Бурёнка, тебя продаю? Корову свою не продам никому: Такая скотина нужна самому!

Решение задач блока «Политика»

Задача № 1

Во многих государствах введён возрастной ценз для осуществления гражданином права избирать и быть избранным в органы государственной власти. Соответствует ли этот ценз ценностям демократического общества? Приведите три обоснования своего мнения.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  • ответ на вопрос, например: возрастной ценз не противоречит ценностям демократического общества;
  • обоснования, например: — возрастной ценз распространяется на всех граждан соответствующего возраста, т.е. принцип равноправия не нарушается; — возрастной ценз не исключает других возможностей подростков и молодёжи участвовать в политической жизни общества; — возрастной ценз не нарушает принципа периодической выборности органов государственной власти; — возрастной ценз целесообразен в силу сроков политической социализации подростков и молодёжи. Могут быть приведены другие обоснования.

Задача № 2

В ст. 13 Конституции РФ утверждается: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие». Проиллюстрируйте тремя примерами данное конституционное положение.

Правильный ответ может содержать следующие элементы:

Приведены три примера, иллюстрирующие конституционное положение.

  • в выборах в Государственную думу между собой борются партии различной идеологической направленности: либеральной (ЛДПР), коммунистической (КПРФ), социал-демократической («Справедливая Россия») и т.д.
  • в России граждане имеют право создавать различные общественные объединения, союзы, совместно добиваясь своих целей, например, защищать природу, семейные ценности, религиозные ценности и пр.
  • для современной российской действительности характерно одновременное существование различных научных школ: в исторической науке, например, одни ученые придерживаются марксистского понимания исторического процесса, другие — цивилизационного (Тойнби и др.)

Задача № 3

В лекции политолога была высказана мысль о том, что политические партии выступают связующим звеном между гражданским обществом и государством. Приведите три аргумента в поддержку данного мнения.

Могут быть приведены следующие аргументы:

  • организация оппозиции государственным органам, давление на них, если их политика не отражает интересов тех слоев, которые представляет партия.
  • осуществляет посредничество между гражданским обществом и политической властью;
  • подготовка и выдвижение кадров для аппарата государства.
  • служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп.

Рекламная пауза

Конкурс рекламодателей — поэтов

Команды по очереди представляют свою рекламу курса «Обществознание» в стихотворной форме. Возможно сопровождение рекламы показом слайдов или инсценировкой. Побеждает команда, представившая более убедительную и яркую рекламу.

Решение задач блока «Право»

Задача № 1

В обществе существуют различные мнения об эффективности суда присяжных. Используя знания обществоведческого курса и факты общественной жизни, приведите три обоснования необходимости такого суда в демократическом правовом государстве.

Могут быть приведены следующие обоснования:

  • суд присяжных является одним из механизмов защиты прав человека средствами гражданского общества;
  • участие граждан в суде в качестве присяжных позволяет реализовать их право на участие в делах государства;
  • суд присяжных использует для вынесения вердикта демократическую процедуру

Задача № 2

17-летний юноша на свою первую стипендию купил три диска с записями его любимой музыкальной группы. Разрешения родителей он при этом не спросил. Имел ли юноша юридическое право на эту покупку? К какому источнику права нужно обратиться, чтобы найти ответ на данный вопрос? Какой дееспособностью он обладает?

Содержание верного ответа (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

В ответе должны содержаться следующие позиции:

  • юноша имел право на совершение данной покупки;
  • указан Гражданский кодекс РФ, к которому нужно обратиться за ответом;
  • указано, что 17-летний юноша обладает частичной дееспособностью.

Задача № 3

Узнав, что бабушке требуется дорогостоящая операция, 16-летний школьник Иван решил устроиться продавцом в табачный киоск. Его устраивал размер предполагаемой оплаты труда и график работы. Но работодатель отказался принять Ивана на работу. Правомерны ли действия работодателя? Свой ответ поясните. Назовите любые три особенности регулирования труда работников младше 18 лет.

В ответе должны быть следующие элементы:

  1. ответ на вопрос: действия работодателя правомерны;
  2. пояснение, например: Трудовой кодекс РФ запрещает применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию: торговля табачными изделиями отнесена к их числу;
  3. особенности: работник в возрасте до 18 лет:
  • принимается на работу без испытательного срока;
  • подлежит обязательному медицинскому осмотру, при поступлении на работу должен представить справку о состоянии здоровья;
  • не может работать в ночное время;
  • не может переносить и перемещать тяжести, превышающие установленные для подростков предельные нормы (для юношей – 20 кг, для девушек – 7 кг);
  • имеет право на сокращённую рабочую неделю;
  • имеет право на отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для него время;
  • имеет право на оплачиваемый отпуск до истечения шести месяцев непрерывной работы;
  • не может быть отозван из отпуска;
  • не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков работников в возрасте до 18 лет

Рекламная пауза

Деловая игра по экономике план-конспект урока (11 класс) по теме

Деловая игра «Экономика»

Цель

Это модель рыночных отношений. В рамках игры ребята проходят всю производственно-сбытовую цепочку, начиная с регистрации компании, производства продукта, его продажи, закупки ресурсов на его производство и т.д., заканчивая выбором роли своей компании в экономике страны. Проводимый по завершении игры анализ выбранных ребятами игровых стратегий (кто-то будет стремиться организовать других и повести их за собой, кто-то выберет стратегию подчинения и т.д.) помогает им лучше узнать себя, свои сильные стороны и особенности.Показать связь различных рынков и принципы создания равновесия на каждом из них

Задачи

• Игровая форма соответствует логике деятельности, включает момент социального взаимодействия, готовит к профессиональному общению.

• Игровой компонент способствует большей вовлеченности обучаемых.

• Деловая игра насыщена обратной связью, причем более содержательной по сравнению с применяемой в традиционных методах.

• В игре формируются установки профессиональной деятельности, легче преодолеваются стереотипы, корректируется самооценка.

• Традиционные методы предполагают доминирование интеллектуальной сферы, в игре проявляется вся личность.

• Данный метод провоцирует включение рефлексивных процессов, предоставляет возможность интерпретации, осмысления полученных результатов.

Краткое содержание/суть

Несколько рынков в пределах одной страны – товарный рынок, фондовый рынок и кредитный рынок. На каждом рынке происходят итерации. В течение каждой итерации идет поиск равновесия между спросом и предложением, заключаются сделки.

Этапы и время

Введение – 30 мин

  1. 15 мин – общая презентация игры. Описание участников рынка. Детям предлагают выбрать, в какую категорию пойти. Те, кто не определился, тянут бумажки с обозначением роли и расходятся по группам
  2. 15 мин – внутри групп координатор группы раздает разноцветные бейджи на булавках для обозначения роли ребенка, а также описание игры (какова цель по этой роли, что нужно делать, чтобы победить, какая последовательность действий). Дает время на прочтение и отвечает на вопросы

Каждый такт – 20 мин. Всего 5-7 тактов

  1. Трейдеры
  1. 15 мин – трейдеры определяют цены для каждой из четырех компаний
  1. Если это занимает в два раза меньше времени (что маловероятно) – то определяют цены еще раз (фактически без новой информации, спекуляция). При этом за этап проходит две игры, но на остальные сектора влияет только результат последней.
  1. 5 мин (или сколько осталось времени) – трейдеры идут на товарный рынок и наблюдают за деятельностью компаний. Анализируют отчетности компаний (вывешены на стене), покупают услуги консультантов (по желанию), общаются с пиарщиками
  1. Компании
  1. 5 мин – компания внутри себя совещается, какой спрос она прогнозирует;
  1. финансист берет кредит у банкиров (и может продолжать это делать в течение всего такта). Если компания стала самой худшей по итогам торгов (наибольшее отрицательное изменение цены), то ей дают кредит не более чем на два товара/услуги. Если компания стала самой лучшей по итогам торгов (наибольшее положительное изменение цены), то банкиры выдают беспроцентный кредит (ставку процента им при этом компенсируют организаторы, т.е. для банкиров нет разницы)
  2. одновременно производители закупают ресурсы в соответствии с прогнозируемым спросом
  3. одновременно сейлзы продумывают маркетинговую стратегию («чем завлечь потребителя»)
  1. 10 мин – сейлзы расставляют продукты (если требуется). Дальше каждой компании дается по 40-50 сек презентации своего товара. Когда все сейлзы закончили презентовать, то остается время на личное общение. Потребители принимают решения, покупать ли (и у кого). Финансисты продолжают общаться с банками
  2. 5-10 мин – финансист заполняет отчет о прибылях и убытках. В то же время поставщик услуг и остальные сотрудники предоставляют услуги
  1. Банкиры
  1. 20 мин – специалист по кредитам выдает кредиты компаниям. Специалист по вкладам пытается привлечь на свои депозиты потребителей. Те депозиты, которые они не смогли распределить по кредитам, банкиры кладут под более низкую (чем кредитная) процентную ставку к организаторам (организаторы на свое усмотрение могут менять ставку раз в период, ориентируясь на рынок). Если ситуация обратная – кредитов выдано больше, чем привлечено вкладов – то банкиры могут занять деньги у организаторов (под более высокую процентная ставка). В течение всего такта банкиры продумывают стратегию банковских продуктов для следующего такта. Казначей ведет отчетность по банку и продумывает общую стратегию на следующий период, включая маркетинговые шаги
  1. Потребители
  1. 5 мин – выбирают депозиты (условия по депозитам банки вывешивают на листочках, все видно и доступно, плюс дополнительно рассказывают условия для любимых клиентов)
  2. 10 мин – выбирают товары и услуги
  3. 5 мин – если у потребителей остается время (допустим, они ничего не покупали в этом такте), то они могут еще раз более осмысленно посмотреть на ставки и пообщаться с банкирами
  1. Консультанты
  1. 20 мин – ходят вокруг и изучают поведение компаний, а также . Когда трейдеры освободились – предлагают им свои услуги (информацию).

Корректировка ролей детей на месте – за счет уменьшения числа потребителей либо за счет трейдеров. Остальные группы остаются неизменными

Порядок распределения детей по группам

Дети сначала могут распределиться по желанию, а оставшиеся вытягивают бумажки с указанием роли

Ресурсы

  1. Бейджи разного цвета с указанием роли
  2. Полоски текста с указанием роли – для жеребьевки
  3. Ватманы на стены
  4. Ресурсы для предоставления товаров и услуг (например, фломастеры и другие разноцветные канцтовары для рисунков)
  5. Напечатанные «лицензии» для продажи компаниям

Фондовый рынок

  1. Участники
  1. 30 трейдеров
  1. Цели участников
  1. Максимизация собственной прибыли. Рост прибыли происходит в том случае, если они покупают акции дешевле, чем впоследствии продают. Еще один вариант – если они сначала продают акции дороже, чем потом покупают («шортят» акции).
  1. Нулевой этап
  1. По каждой компании доступно 15 акций (равно половине трейдеров, поскольку на каждом этапе мы должны прийти к равновесной цене по каждой компании, когда число покупающих трейдеров равно числу продающих трейдеров). Акции случайным образом распределяются между трейдерами в начале игры (вытягивание)
  2. Собственных средств у трейдеров нет, их финансовый результат определяется в результате изменения цен акций
  1. Определение равновесия в течение этапа
  1. На нулевом этапе трейдерам говорят, что пока что каждая из 8 акций (2 публичных компании-эмитента в 4 странах) стоила по 50 рублей. Необходимо определить новые цены – цены текущего этапа
  2. Организатор рынка говорит, что каждый трейдер должен про себя определить, по какой цене он бы купил акцию первой компании, а по какой – продал бы
  3. Организатор рынка предлагает цену первой компании – 50 рублей. Ребята, которые готовы были бы купить эту акцию по такой цене, становятся влево, которые готовы были бы продать по такой цене – становятся вправо. Нужно сразу объяснить, что если трейдер был готов купить, например, по 60, то по 50 он тем более готов купить (т.к. это дешевле). То же самое касается продажи – если он был готов продать по 40, значит продать по 50 он тоже готов.
  4. Если желающих купить акцию больше, чем желающих продать, то организатор рынка предлагает новую цену выше 50 рублей. Шаг цены – не менее 5 рублей. Если желающих продать акцию больше, чем желающих купить, то организатор предлагает новую цену ниже 50 рублей
  5. Таким образом, организатор «нащупывает» цену, по которой число желающих купить акцию равно числу желающих продать акцию. Если складывается ситуация, близкая к равновесной, но не равновесная (например, 16 против 14 при цене 50 и 13 против 17 при цене 55), то организатор предлагает участникам договориться. Если переговоры ни к чему не приводят в течение одной минуты, то организатор выбирает цену, более близкую к равновесной, а дальше участники, оказавшиеся в большинстве, тянут жребий – кто из них переходит к меньшинству. Организатор предоставляет участникам число полосок по числу большинства, в которой 15 названий роли большинства и оставшееся число названий роли меньшинства
  1. Последствия равновесия
  1. После того, как равновесная цена по данной акции найдена, она фиксируется – это капитализация компании по результатам данного этапа, которая влияет на ее дальнейшие возможности в игре
  2. Каждому трейдеру в его таблицу записывается цена акции – с минусом, если он купил акцию (т.е. как бы заплатил деньги), и с плюсом – если он ее продал (на нулевом этапе у трейдера 4 акции, которые он вытянул, имеют значение -50, а 4 акции, которые он не вытянул – значение +50). По итогу игры определяется чистый финансовый результат, который равен сумме значений по столбцу для каждой компании. Итоговый финансовый результат трейдера равен сумме результатов по каждой компании. Пример:
Компании А Б В Г Д Е Ж З
Цена 0 этапа -50 -50 +50 +50 +50 -50 -50 +50
Цена 1 этапа +55 -52 -51 +48 +53 +60 +50 -50
Цена 2 этапа +60 +45 +41 -44 -49 +52 -58 -40
Цена 3 этапа -58 +43 -57 -42 -45 -53 +60 +55
Результат 7 -14 -17 12 9 9 2 15
Итог 23
  1. Каждый трейдер должен «закрыть позицию» по каждой акции к концу игры – это значит, что акция должна быть куплена столько же раз, сколько продана (т.е. число минусов в таблице по столбцу равняется числу плюсов). Для того, чтобы трейдеры успели закрыть позиции, организатор должен заранее предупреждать, какое ориентировочное число раундов осталось. Можно ввести правило, по которому трейдер может купить (или продать) акцию не более четырех раз подряд – это будет гарантировать, что за четыре следующих раунда он успеет ее продать (или купить, соответственно).
  2. Это «игра с нулевой суммой» — т.е. сколько рублей будет заработано, столько же рублей будет и проиграно. Таким образом, не получится, что все трейдеры получат только прибыль или только убыток.
  1. Возможные операции
  1. Трейдер может на каждом этапе купить или продать только одну акцию по каждому эмитенту
  2. Трейдер не может воздержаться от торгов – таким образом, он обязан либо докупить акцию, либо продать ее
  3. Трейдер может «шортить» — даже если у него нет акции, он может ее продать, с обязательством купить ее в течение любого из следующих этапов
  1. Влияние на цену акций
  1. Трейдерам объясняют, что цена акции обычно растет в том случае, если у компании улучшается финансовое положение – т.е. растет ее прибыль. Цена акции понижается, если компания начинает терпеть убытки. Трейдеры имеют две возможности, чтобы оценить состояние дел в каждой компании:
  1. Они могут посмотреть отчеты у каждой компании – после каждого этапа трейдинга трейдерам дается специальное время на оценку рынка. В отчете компании указывается динамика их выручки и прибыли. Трейдеры берут отчеты у пиарщиков и слушают их презентации компаний
  2. Они могут воспользоваться услугами консультантов по стандартному прайсу – например, 2 рубля на этап. Консультанты в ходе игры собирают всю информацию с компаний, оценивая, кто из них, например, играет стратегически и имеет больше шансов заработать, а кто все время совершает ошибки. В этом смысле консультанты имеют преимущество перед трейдерами в объеме доступной информации, так как это их работа. Кроме того, консультанты могут рассказать трейдеру о том, о чем ему может не сказать компания – например, что в этом периоде у них случисля катаклизм (такие будут вводиться по жребию по ходу игры). Так что услугами консультантов может быть выгодно воспользоваться (если услугами консультантов никто не будет пользоваться, то можно либо снизить стоимость их работы, либо перевести их в ранг потребителей)

Товарный рынок

  1. Участники
  1. По 2 компании в 4 странах  итого 8 компаний. В каждой компании 4 сотрудника – финансист (для взаимодействия с банками и составления отчета), пиарщик (для взаимодействия с трейдерами), производитель (собственно для принятия решения о том, сколько и чего производить) и сейлз (для продажи). Итого: 8 финансистов, 8 пиарщиков, 8 производителей и 8 сейлзов. Каждый сотрудник компании является по совместительству рабочей силой для реализации услуг потребителям. Кроме того, каждый имеет возможность участвовать в совместном принятии решений, хотя решающее слово остается за профильным сотрудником.
  2. По 8 потребителей в 4 странах  итого 32 потребителя
  1. Цели участников
  1. Цель компании – максимизация прибыли. Достигается в том случае, если компании удается заинтересовать потребителя (т.е. создать спрос) и правильно спрогнозировать спрос на свои товары (т.е. не создать избыток товара)
  2. Цель потребителя – максимизация денег на счету при условии удовлетворения своих потребностей. С одной стороны, потребителям нужно будет разбираться в депозитных схемах, которые им предложат банки, поэтому основная их деятельность будет связана с выбором наиболее привлекательных депозитов. С другой стороны, у них будет ограничение – воспользоваться не менее чем половиной товаров или услуг за игру. Какими именно товарами или услугами воспользоваться, потребители выбирают по своему вкусу. Но они никогда не знают, что им предложат на следующем этапе. Поэтому они будут разрываться между желанием что-то купить, отложить потребление на потом и накопить побольше денег. У потребителей изначально будет много денег, так что даже в том случае, если они будут покупать на каждом этапе, деньги на депозите останутся. Это нужно для того, чтобы банки имели возможность прокредитовать этими деньгами производителей.
  1. Производство товаров и услуг
  1. В начале каждого этапа организатор объявляет, какой товар или услуга будет производиться на этом этапе. Также он рассказывает, какие ресурсы и по каким ценам доступны. Продажей ресурсов занимаются организаторы.
  2. Организаторы задают только категорию товара или услуги, настоятельно рекомендуя дифференцировать предлагаемые товары. Компании требуется определить, какой именно товар или услугу она будет предлагать потребителям, что именно будет их отличать.
  3. Компания решает, какие именно ресурсы она закупает (если есть выбор) и в каком количестве. Определение количества зависит от спроса, который компания прогнозирует на свой товар. Всем компаниям доступны одни и те же данные – есть 32 потребителя, каждому из которых необходимо воспользоваться не менее чем половиной товаров и услуг. А также есть семь конкурентов, которые также принимают решение о том, сколько товаров, с какими характеристиками и по каким ценам выпустить. Кроме того, многое станет понятно после первого этапа – компания поймет, как она выглядит на фоне конкурентов, и насколько активно покупают потребители.
  4. Производство товаров и услуг не требует времени – оно осуществляется после их покупки потребителями
  5. Примеры предлагаемых товаров и услуг (необходимо распределить последовательность по этапам и прописать цены ресурсов)
  1. чай (ресурсы – чай, сахар, лимон, молоко, …)
  2. кофе (ресурсы – кофе, сахар, молоко, …)
  3. печеньки (ресурсы – разные печеньки)
  4. уборка (ресурсы – лицензия на деятельность, требуется по 1 лицензии на каждого ожидаемого потребителя)
  5. кораблики из орегами (ресурсы – бумага, шаблон с инструкцией по складыванию орегами)
  6. признание в любви/песня/приватный танец (ресурсы – лицензия на деятельность, требуется по 1 лицензии на каждого ожидаемого потребителя)
  7. меловая звезда на аллее славы перед отелем с именем потребителя (ресурсы – мелки)
  8. фотосессия на 5 кадров (ресурсы – фотоаппарат)
  9. рисунок на память (ресурсы – бумага, карандаши разных цветов)
  10. любая услуга – компания сама придумывает, что предложить потребителю (ресурсы – лицензия на деятельность, требуется по 1 лицензии на каждого ожидаемого потребителя)
  11. любой товар – компания сама придумывает, что предложить потребителю (ресурсы – любые из предыдущих этапов)
  12. хорошо бы придумать еще около 5 про запас
  1. Определение равновесия на товарном рынке в течение этапа
  1. Каждая компания предлагает произведенные товары или услуги за собственным столом. Потребители ходят между столами, смотрят цены, узнают особенности предлагаемых товаров и услуг. Задача сейлза – как можно привлекательнее описать то, что они предлагают, чтобы потребитель захотел купить товар или услугу у них.
  2. Расчет происходит на месте. Продажа товара либо не требует времени (продажа чая – осуществляется мгновенно), либо может занять до 10 минут (например, рисунок).
  3. Оказанием услуг занимаются либо все свободные сотрудники компании, либо компания может выбрать наиболее способного сотрудника для оказания данной услуги для повышения ее привлекательности (например, рекламируя то, что у них есть настоящий художник, который гораздо лучше остальных нарисует что-нибудь памятное)
  4. Задача компании – продать как можно больше не в убыток себе, используя все закупленные ресурсы, чтобы не оказалось перепроизводства
  1. Последствия равновесия
  1. После каждого этапа финансист обязан дозаполнить финансовый отчет свой компании (если будут разные цены – изменить шаблон отчета)
Ожидаемое число покупателей Затраты на ресурсы В т.ч. Заем Процентные расходы (10%) Фактическое число покупателей Выручка Прибыль Итого капитал
Этап 0 10
Этап 1 2 -40 -30 -3 2 80 37 47
Этап 2 1 -20 0 0 1 40 20 67
Этап 3 3 -60 0 0 1 20 -40 27
Итого 27
  1. Заполненный отчет пиарщик показывает трейдерам. Помимо демонстрации цифр, пиарщик стремится убедить трейдеров в том, что дальше все будет только лучше – они знают своих покупателей, что и как нужно продавать
  2. Перенести в кредитный рынок: После заполнения отчета финансист обсуждает с производителем, какого размера займ им нужен. Это зависит от размера собственного капитала (равен первоначальному капиталу плюс накопленная за предыдущие периоды прибыль минус накопленный за предыдущий период убыток) и от того, сколько ресурсов требуется закупить
  1. Выбрать: фиксированные цены, которые определяются компанией перед продажей товара (придется, если мало времени), или торг (это веселее). А также – должны ли вообще различаться цены? Если да, то задавать ли диапазон
  2. Правила
  1. Компаниям запрещено общаться между собой – вступать в сговор, узнавать планы и стратегию
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: