Главная цель всех действий маленького ребенка – изучение окружающего мира, его законов, зависимости между одними и другими объектами. Этот процесс невозможно представить без изучения животного мира. С самого раннего детства малыша окружают всевозможные игрушки-зверята, изображения их в книжках, которые читает мама, а у многих еще и живут в доме пушистые или пернатые любимцы. Домашние животные для детей дошкольного возраста – тема весьма увлекательная. Как помочь им с ее изучением?
Веселые картинки
Картинки – самый доступный наглядный материал при изучении практически любой темы с дошкольниками. Для самых маленьких деток (примерно в возрасте года или даже чуть меньше) больше подойдут игрушки (можно приобрести специальные пластиковые наборы домашней серии). Но яркие, крупные картинки тоже вполне могут их заинтересовать, особенно если они красочные и без лишней пестроты. Ну а если есть возможность увидеть кого-то воочию – еще лучше. До года с животными детки знакомятся обычно именно так.
Для детишек 2–3 лет уже полезно уметь сопоставлять изображения «мультяшные» – в мультфильмах, детских книжках (или фигурки игрушек) – с реалистичными картинками или фотографиями. Такие карточки лучше изготовить из плотного картона с закругленными уголками и заламинировать. Это сделает их долговечными и позволит использовать во всевозможных играх с детками старшего дошкольного возраста. Например, можно написать возле каждого изображения букву или целое слово для обучения чтению.
Также для закрепляющих игр пригодятся картинки с изображением отдельных частей тела разных животных и разрезные карточки, состоящие из нескольких частей (в зависимости от возраста ребенка). Картинки можно купить в готовых наборах или скачать из интернета и распечатать.
Кто первый в списке?
Здесь все индивидуально. Чаще всего первым в списке оказывается плюшевый котенок или щенок. Но это не аксиома. Возможно, в доме живет какой-то питомец или питомцы (не обязательно кошка или собака – это может быть попугай, морская свинка, хомяк, крыса). Тогда, скорее всего, первыми предметами в изучении животного мира станут они.
Кроме того, на последовательность изучения влияет место проживания дошколенка: у деревенских детей больше шансов познакомиться с коровой, свиньей, другими обитателями домашнего подворья. Городским ближе кошки и собаки.
Крыса для ребенка
Это спокойные, уравновешенные, общительные, умные домашние питомцы. Они любят всех членов семьи и всегда при удобном случае норовят залезть на колени или плечо. Но не стоит забывать, что эти питомцы хрупкие.
Им нужно постоянное общение, они любят побегать по квартире, а также прячут вкусненькое в потайные места.
Окрас зверьков бывает разный — персиковый, белый, черный, пятнистый, либо совсем бесшерстные (сфинксы). Содержать крыс лучше в клетках. Это грызуны, им постоянно нужно грызть, поэтому иногда страдают провода в доме и некоторые вещи. Необходимо в клетке вешать специальные твердые вкусные палочки (можно приобрести в зоомагазине)
Основную часть ежедневного рациона составляют зерновой корм, овощи, фрукты, зелень. Белковая пища, витаминные, минеральные добавки даются не каждый день и не много. Наличие свежей воды обязательно.
Ребенок может легко кормить крысу и следить за наличием воды в поильнике, но уборкой клетки лучше заняться взрослым.
Период жизни крыс не велик, всего 2-3 года. Стоимость крысенка в зоомагазине от 150 руб. Самой дорогой выходит клетка и ее оборудование.
О ком из домашних животных вообще можно рассказать малышам?
Младшим дошкольникам лучше начинать знакомство с наиболее часто встречающихся из них. Например, верблюда, кролика, нутрию, перепела или индейку можно «приберечь» на некоторое время. А начать с тех представителей домашней фауны, которые на слуху и на виду (в книжках со сказками, стихами, песенками, в мультиках или телепередачах):
- кошка;
- собака;
- корова;
- лошадь;
- баран;
- коза;
- свинья.
Сюда же можно подключить и домашних птиц: кур, уток, гусей. Только малышу необходимо объяснить разницу между птицей и зверем, если он сам пока ее не понимает.
Проводить обучение нужно в «системе координат» малыша: он знает, что все существа различаются внешне, по-разному называются, у них есть папы, мамы и малыши, они по-своему «разговаривают» и кушают разную пищу. Поэтому каждый рассказ нужно начинать с общего описания: как называется животное, как выглядит, какие звуки издает, как называются папы, мамы и детеныши разных животных, чем они питаются. В конце такого рассказа нужно добавить информацию о том, чем каждое из них полезно для человека.
Дикие или домашние?
Если с ребенком активно занимаются родители, то к двум-трем годам он уже вполне имеет представление о том, что некоторые звери живут с людьми, а некоторые – в лесу или степи. Поэтому ему уже вполне можно объяснить, в чем отличия домашних питомцев от диких зверей:
- живут рядом с человеком;
- не боятся человека, многие из них и вовсе ручные;
- знают своего хозяина;
- получают от него пищу;
- заботятся о своем потомстве вместе с ним;
- живут в домике, который сделал хозяин;
- их детеныши в безопасности – на них не нападут, например, волки или медведи, как в лесу;
- служат человеку или приносят ему другую пользу.
Если ваш маленький незнайка начнет расспрашивать о ком-то, кого нет в вашем списке, не одергивайте его. Ответьте на интересующие его вопросы, покажите изображение животного, поищите информацию о нем. Не гасите в своем почемучке самую яркую и полезную искру – любознательность. Она поможет ему в будущем успешнее обучаться в школе.
Почему не стоит заводить животных?
Несмотря на все плюсы приобретения домашнего животного в качестве компаньона для детей, далеко не всем семьям стоит заводить питомцем. Приобретая животных, мы берем полную ответственность за их жизнь, здоровье и комфорт, а обеспечить необходимые условия бывает не всегда просто. Зачастую покупка животного – это импульсивное решение, о котором потом может пожалеть вся семья. Почему же не стоит заводить животных?
Противопоказания по здоровью
Аллергия, подверженность различным заболеваниям и другие проблемы со здоровьем у кого-либо из членов семьи могут стать серьезным препятствием. Иногда аллергические реакции можно остановить, в некоторых же ситуациях контакт ребенка с животным может стать опасным. Перед приобретением животного всей семье стоит убедиться в отсутствии противопоказаний по здоровью.
Резкое нежелание одного из членов семьи
Представим, что глава семьи очень не любит собак, а вы приобретаете мопса, так как думаете, что со временем они поладят. Проходит месяц, два, а муж всё так же раздражается, как только видит пса. Стоило ли рисковать, приобретая животное в надежде, что остальные члены семьи поладят с ним позже? Не лучше ли выбрать питомца, который подойдёт по характеру и предпочтениям всей семье?
Нестабильный период жизни
Съемная квартира, запланированная смена работы или переезд не лучший момент для появления в доме питомца. Если сил, времени и денег нет даже на текущие задачи, не стоит брать животное в надежде, что оно снимет стресс. В такой ситуации стресс может только усилиться.
Отсутствие времени, опыта или желания родителей научить ребенка основам безопасного и гуманного обращения с животным
Несмотря на то, что многим аспектам общения с животным ребенок научится сам, первые разы их взаимодействия должны проходить под присмотром родителей. Дети не всегда могут рассчитать силу, понять язык питомца и оценить безопасность своих действий.
Как научить ребенка общаться с животными рассказывает психолог:
Существует много причин, по которым заводить дома животных не стоит: медицинские противопоказания, отсутствие единого мнения у всех членов семьи, нестабильный период жизни, отсутствие времени. Однако, помимо приобретения животных, есть много других способов контактировать с ними с пользой для ребенка.
Чтобы лучше запомнить
Как известно, малыши гораздо легче усваивают информацию, которая преподносится в увлекательной форме, как сказка или игра. Когда мы изучаем со своими детьми домашних животных, мы учим их заботиться о питомцах, бережно к ним относиться, не обижать. То есть делаем своих чад не только умнее, но и добрее, ответственнее. Чтобы все эти знания не остались мертвым грузом, важно сделать закрепление изученной темы веселым и интересным. Помочь в этом могут:
- мультфильмы;
- сказки или рассказы о животных;
- стихи, песенки;
- загадки;
- пословицы, скороговорки;
- рисование или лепка.
Кто такие домашние животные
Домашними называются животные, которых приручил человек, ухаживая за ними и предоставляя им пропитание. Все одомашненные виды и выведенные на их основе искусственно породы использовались с целью получения материальной выгоды или удовольствия. Они становились хорошими компаньонами для человека, скрашивая его жизнь. Процесс размножения животных легко проходит даже вне природных условий. Контролируя его, люди создают породы с нужными свойствами.
Интересно! Нетрадиционной медицине давно уже отмечена способность животных лечить людей. Наибольшего успеха в этом достигают кошки. Эффективность кошкотерапии ученые объясняют способностью этого животного создавать уникальное электромагнитное поле с низкочастотными токами благодаря тонкой и мягкой шерсти. Это позволяет кошке воздействовать на источник воспаления и боли, уничтожать микробы.
Ученые доказали, что и гладить животное не только приятно, но и полезно. В ходе биоэнергетического контакта, возникающего при этом, центральная нервная система людей получает особые импульсы, вызывающие положительные эмоции и улучшающие настроение. Поэтому общение с кошками особенно важно при психологических расстройствах и стрессе.
Поиграем?
И, конечно же, незаменимый инструмент для этой цели – игра. Игр можно придумать множество. Вот несколько примеров:
- Кто как «говорит»? Родители называют животное, а ребенок должен сказать, какие звуки оно издает, а затем продемонстрировать это: кошечка мяукает, (мяу); свинка хрюкает (хрю).
- Кто что кушает? Малышу предлагают две стопки карточек. В одной – изображение животных, в другой – их пища. Он должен подобрать правильные варианты (сено – корова, косточка – собака, трава – баран).
- Папа, мама, я. Можно предложить малышу изображения самок, самцов и детенышей, а он пусть разложит их по «семьям» и назовет (кошка-кот-котенок, лошадь-конь-жеребенок, баран-овца-ягненок, корова-бык-теленок). А можно показать кого-то одного, а ребенок пусть назовет остальных «членов семьи».
- Где я живу? Мама показывает сыну или дочке картинку с изображением животного, а ребенок должен сказать, как называется его домик (у коровы – коровник, у лошади – конюшня, у собаки – конура). Деткам до 3 лет лучше предложить две стопки карточек и попросить подобрать нужные пары.
- В чем польза? Взрослый показывает изображение, а дошкольник должен назвать, чем полезно данное животное (собака – охранник, кошка – ловит мышей, корова – дает молоко, баран, коза – шерсть).
- Лапы, усы и хвосты. Задача маленького игрока – отгадать, кому принадлежит часть тела, изображенная на карточке. Это могут быть мордочки, лапы, рога, вымя, пятачок и т.д. Другой вариант игры – положить с двух сторон от ребенка карточки: с одной стороны – с частями тела, с другой – оставшиеся изображения без этих частей. Пусть попробует найти хозяев всех лап, усов или хвостов.
- Зверопазлы. Картинки с целым изображением разрезают на несколько частей (чем старше малыш, тем частей больше) и предлагают ему собрать их. А затем пусть расскажет, что он запомнил о собранном животном.
- Скажи ласково. Мама говорит: «собака», ребенок должен ответить: «собачка»; «овца» – «овечка», «лошадь» – «лошадка» и т. д.
- Стало много. Принцип похож: перевести сказанное в форму множественного числа (свинья чавкает – свиньи чавкают, кот лакает – коты лакают).
- Кто лишний? Задача игрока – выбрать из предложенных карточек лишнее изображение и назвать признак (например, положить среди 4 картинок с домашними животными одну с диким; или с животными – птицу, с рогатыми – безрогого, со взрослыми – детеныша…).
Изучать домашних животных с детьми всегда легко и увлекательно. Малыша не придется специально усаживать за изучение – он сам живо включится в процесс и, вероятно, начнет задавать множество уточняющих вопросов. Это – естественный процесс. Он говорит о том, что кроха развивается правильно. Задача взрослых – обязательно помочь ему в этом.
Конспект урока по теме: «Домашние животные. Урок-путешествие.
Психологический настрой
— Посмотрите, какая хорошая погода. Нас приветствует солнышко и дарит нам свои лучики добра, счастья, здоровья. Солнышко “улыбается”. Давайте и мы улыбнёмся, подарим друг другу прекрасное настроение.
Я желаю вам доброго отношения друг другу, на уроке будьте внимательными и терпеливыми.
3. Сообщение темы урока
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с домашними животными и профессиями людей.
-Вы любите путешествовать?
— Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие на деревенское подворье, в необычную школу.
Подворье –хозяйство при сельском доме.
А почему в необычную школу вы скажете сами в конце нашего занятия.
Сл.1.
Прежде чем отправиться в путешествие, мы должны подготовить, нашу речь, к работе.
Речевая разминка
1.Вдох-выдох.
2.Кошка серая гуляет (язык влево, вправо) Сладко, сладко так зевает (широко отрыт рот) Молоко она лакает (язык высунуть, затем убрать) Кошка губки облизала (облизать губы) Кошка зубки показала (улыбнуться) И «СПА-СИ-БО» нам сказала»(сказать «Спасибо»)
3.Чистоговорка:
Ко-ко-ко-кошка любит молоко.
— Молодцы, ребята! А теперь смело можем отправиться мы с вами в необычную школу, в которой всё не так как у нас.
А поедем в деревню Всезнайкино мы на этом красивом автобусе. Устраивайтесь по удобнее. -А кто управляет автобусом?
-У меня есть волшебный сундучок, каждый из вас достанет из него карточку с изображением геометрической фигуры. У кого изображен треугольник, тот и будет водителем нашего автобуса.
-А каким должен быть водитель? (внимательным,..
Водитель готов! Поехали!(Фрагмент песни «Мы едем, едем..) Вот мы и приехали. Мы с вами на деревенском подворье .
-Сколько здесь все возможных животных и птиц. Сейчас мы подробнее узнаем о тех, кто живет на деревенском дворе, рядом с человеком.
Сл.2.
— Для начала я вам представлю учителя этой школы. Послушайте загадку.
Он в мундире ярком, Шпоры для красы. Днём – он забияка, Поутру – часы. (Петух)
Сл.3
(на экране появляется картинка петуха слайд)
— А теперь давайте познакомимся с его учениками:
Сл.4.
Пёстрая крякушка Ловит лягушек. Ходит вразвалочку, Спотыкалочку. (Утка)
Рыжий молокозавод День жуёт и ночь жуёт, Ведь траву не так легко Переработать в молоко. (Корова)
С хозяином дружит, Дом сторожит, Живёт под крылечком, Хвост колечком. (Собака)
По лужку он важно бродит, Из воды сухим выходит, Носит красные ботинки, Дарит мягкие перинки. (Гусь).
Я умею чисто мыться Не водой, а язычком. Мяу! Как мне часто снится Блюдце с тёплым молочком! (Кошка)
Я копытами стучу, стучу, Я скачу, скачу. Развивается игриво На ветру густая грива. (Конь)
Пробирается к корыту, Оттирает всех бочком, Покупатель неумытый С неразменным пяточком. (Свинья)
Комочек пуха, Длинное ухо, Прыгает ловко, Любит морковку. (Кролик)
(При названии ответа на экране появляется животное слайд с животными
-Молодцы, ребята.
Назовите учеников этой необычной школы?
-На какие 2 группы можно разделить их? А почему эти птицы оказались в этой школе? Как вы думаете, они лишние или нет? Почему?
— А почему этих животных мы называем домашними? (беседа). А еще какие животные есть?
-Где они живут? Чем питаются эти животные?
Домашние животные живут около жилья человека, в специально построенных помещениях (сарае, хлеву, конюшне, свинарнике, будке).
Люди за ними ухаживают и кормят их, готовят для них корм. Они человеку приносят пользу: молоко, мясо, шерсть и т.д
Корова считается кормилицей в семье, так как она даёт мясо и молоко. Какие продукты изготавливают из молока? (сыр, творог, сметана, кефир, брынза).
Овца и коза даёт мясо, шерсть, из которой вяжут очень тёплые вещи и шкуру для шуб и дублёнок. Козье молоко — это полезный и целебный напиток. Оно хорошо подходит для детского питания, улучшает самочувствие пожилых людей и страдающих желудочно-кишечными заболеваниями.
Куры дают человеку мясо, яйца, перо. Кролики дают пух, из которого вяжут тёплые кофты, носочки, одеяла. Свинья дает мясо , сало.
Лошадь –мясо, молоко и
Много продуктов питания получает человек от домашних животных? Домашние животные, действительно, наши помощники. Все самые ценные, нужные организму продукты получаем от них. Люди каких профессий ухаживают за животными?( Конюхи, доярки, пастухи, птичницы)
Мы будем продолжать заботиться о них, потому что люди в ответе за тех, кого приручили.
Молодцы, ребята!
— Давайте заглянем в класс школы домашних животных, послушаем, о чём идёт разговор на уроке. Может, мы тоже сумеем выполнить задания, которые петух предлагает своим ученикам? Зимой и весной у домашних животных рождаются детёныши. Петух предлагает сыграть в игру « Кто кем был в детстве?
(На экране вновь появляется петушок, и выходят слова, учитель зачитывает задания слайд 4)
—А теперь послушайте стихотворение
. В нём пропущены слова. Кто догадается, попрошу поднять руку, кто кем был в детстве:
Жил-был маленький щенок, Он подрос, однако, И теперь он не щенок – А взрослая …
Жеребёнок с каждым днём подрастал и стал …
Этот важный кот Пушок – Был маленьким … А отважный петушок – Крохотным …
— Продолжите перечисления, кто кем был в детстве:
Сл.5