урок по теме «Отклоняющееся поведение». план-конспект урока


Отклоняющееся и противоправное поведение

В социологии нередко применяется термин «отклоняющееся поведение». Что же он означает? Этот термин употребляется в двух значениях — в широком и узком. В широком он подразумевает любое отклонение от принятых в обществе социальных норм, начиная с самых незначительных, например нарушение пешеходом правила перехода улицы, и кончая самыми серьёзными — терроризм, убийство. В узком значении отклоняющееся поведение обозначает незначительные проступки, те, что не подпадают под статью Уголовного кодекса РФ.

Самые серьёзные правонарушения носят название преступности, или криминала. Менее серьёзные правонарушения называются делинквентностью, а самые незначительные проступки — девиантностью. Так складывается шкала, содержащая три степени отклонения от законопослушного поведения.

Отклоняющееся (девиантное) поведение — собирательное название для трёх видов правонарушений: криминального, делинквентного и девиантного поведения.

Хотя большинство людей большую часть времени ведёт себя в согласии с законами, их нельзя считать абсолютно законопослушными. Так, почти все могут признаться в том, что они совершали различные незначительные проступки: опоздание на работу, курение в неположенных местах и др.

Итак, всякое поведение, которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется отклоняющимся.

Девиант — любой человек, сбившийся с пути или отклонившийся от нормы.

При такой постановке вопроса следует говорить о формах и размерах отклонения. К видам

, или
формам, девиантного поведения
относят: алкоголизм, наркоманию, проституцию, гомосексуализм, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство.

Нарушения социальных норм могут быть серьёзными и несерьёзными, сознательными и неосознаваемыми. Все серьёзные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению. Алкоголизм и наркомания — типичный вид девиантного поведения. Алкоголик и наркоман — не только больной человек, но и девиант, он не способен нормально выполнять социальные роли. Самоубийство, т. е. свободное и намеренное прекращение своей жизни, — девиация. Но убийство другого человека — преступление.

К преступлениям, т. е. фактам криминального поведения, относятся мошенничество, хищения, изготовление фальшивых документов, взятки, промышленный шпионаж, вандализм, воровство, поджоги, проституция, азартные игры и другие разновидности противоправных действий.

урок по теме «Отклоняющееся поведение». план-конспект урока

АНКЕТА “Алкоголизм”

  1. Считаете ли вы, что алкогольные напитки отрицательно влияют на здоровье человека?
  1. Употребляли ли вы алкогольные напитки?

Анкета “Наркомания”

  1. Считаете ли вы, что наркотики оказывают вредное влияние А/ на здоровье человека; Б/ что они приводят к вырождению личности?
  1. Считаете ли вы наркомана: А/ нормальным человеком; Б/ больным;\ В/ морально опустившимся; Г/ преступником?

Анкета “Преступность”

  1. Были ли вы жертвами административного или уголовного преступления?
  2. Ради чего вы смогли бы пойти на преступление?

Тест по теме урока

Задание: определить, какие из указанных положений относятся:

А/ к дивиантному поведению. Б/ к делинквентному поведению.

  1. Захват заложников.
  2. Состояние опьянения.
  3. Обман родителей.
  4. Нежелание уступить место пожилому человеку в автобусе.
  5. Продажа наркотиков.
  6. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ.
  7. Наёмничество.
  8. Ссора между соседями.
  9. Наркомания.
  10. Опоздание на деловую встречу.

Технологическая карта урока

по обществознанию

8 класс

Тема урока: «Отклоняющееся поведение».

Цель: познакомиться с признаками отклоняющегося поведения, выявить его причины и последствия, ознакомиться с основными понятиями темы, выяснить, что же такое социальный контроль, социальные нормы, девиантное поведение, рассмотреть статьи УК РФ.

Тип урока :Тип урока: «Открытие» новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Приемы:работа с классом (в виде круглого стола и диалога с аудиторией, индивидуальные задания, самопроверка.)

Развивающие задачи: сформировать у учащихся умение о необходимости соблюдения социальных норм для сохранения гражданского мира и спокойствия, находить отличительные черты положительного и отрицательного проявления отклоняющегося поведения, отработать умение систематизировать информацию о причинах проявления отклоняющегося поведения, уметь работать с различными формами информации и преобразовывать их в иные знаковые системы.

Воспитательные: понимать побудительную роль мотивов в деятельности человека, место ценностей в мотивационной структуре личности, знать правила и нормы, уметь их применять в общественной жизни общества, понимать значение коммуникации в межличностном общении.

После изучения темы учащиеся должны: владеть понятиями «социальные нормы», «отклоняющееся (девиантное) поведение», «социальные санкции»; научиться видеть действие социальных норм в обществе; уметь отличать девиантное от делинквентного поведения; усвоить социальные нормы как достойные образцы поведения; стимулировать самостоятельное осмысление социальных норм и санкций в процессе выполнения самостоятельного задания.

Ресурсы: презентация «Социальные нормы и девиантное поведение», листы А4 для выполнения самостоятельного задания.

План урока:

  1. Организационный момент.

А.Формирование темы и цели урока учащимися. (5 мин)

Б. Работа с терминами (5 мин)

  1. Актуализация знаний обучающихся: в период освоения темы.

А. Работа с классом. (+10 мин)

  1. Отработка навыков восприятия темы

А.Устная проверочная работа (5 мин)

  1. Историческая минутка (2 мин)
  2. Объявление домашнего задания (1 мин)
  3. Рефлексия (5 мин)
  4. Итог урока. (2 мин)

Ход занятия:

1 и 2 этапы: Сообщение темы и цели урока

  1. А. Здравствуйте, дети. Вашему вниманию на доске будут представлены изображения с помощью которых Вам нужно будет сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Вторым этапом нашего урока будет формулировка его целей. Данная тема не только актуальна среди нашего общества, но ток же изучаемые нами термины будут Вами встречаться при сдачи экзаменов ОГЕ.
  2. Итак, приступим к изучению терминов. Отклоняющееся поведение по своей сути предполагает девиантное поведение.

Девиантное поведение- это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся общественных норм.

По мнению французского социолога Эмиля Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля.

Вспомним , что же такое нормы?

В свою очередь социальные нормы- общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.

Как же социальные нормы регулируют общественные отношения?

Ответ: В каждом обществе существуют нормы, регулирующие общественные отношения, социальные нормы. Социальные нормы регулируют общественные отношения с помощью санкций.

Что же означает санкция?

В свою очередь Социальная санкция — это все меры и средства, которые направлены на приведение индивида к норме социальной группы, стимулируют его иметь определенное поведение.

Существуют многие разновидности социальных норм.

Основные из них — это обычаи, традиции, правовые, моральные нормы (эстетические, религиозные, корпоративные, политические) и др.

Обычаи — это правила социального поведения, передающиеся от поколения к поколению, воспроизводящиеся в определенном обществе или социальной группе, вошедшие в привычку, быт и сознание их членов.

Традиции — это элементы социального и культурного наследия, сохраняющиеся в определенных обществах, социальных группах в течение длительного времени, процесс социального наследования, его способы.

Правовые нормы — это установленные государством, законом общеобязательные правила поведения. В них, как правило, указываются условия их выполнения, субъекты регулируемых отношений, их взаимные права и обязанности, а также санкции в случае их нарушения.

Моральные нормы — это требования определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и непозволительном. Они опираются исключительно на поддержку общества.

Социальные нормы являются правилами поведения людей в обществе, носят общий характер, т. е. обращены ко всем и каждому.

Как осуществляется социальный контроль?

Социальный контроль — система форм и способов регулирования поведения людей и поддержания общественного порядка.

Элементы социального контроля:

  1. Нормы – требования, предписания социально одобряемого поведения, адресованные личности, группе, социальному институту.
  2. Санкции – способы поддержания социальных норм.

В Российской Федерации социальный контроль осуществляется обществом и государством.

Выделяют типы отклоняющегося поведения:

делинкветные поступки, имеющие ярко выраженную антиобщественную направленность, которые в крайних своих выражениях приобретают уголовно наказуемый характер;

аддиктивные поступки, целью которых является уход от действительности с помощью использования психоактивных веществ или при чрезмерной фиксации на определенный вид деятельности;

патохарактерологические поступки, которые обусловлены патологическими изменениями в характере, имеющими место из-за дефектов воспитания;

психопатологические поступки, являющиеся следствием психических расстройств;

поступки, основанные на гиперспособностях человека, проявляющихся при особой одаренности или гениальности.

Отклоняющееся поведение бывает:

1. Социально одобряемыми. Они выражаются при поведении индивида, которое носит позитивный характер. (Примером тому служат гениальность, спортивные достижения, героические поступки и лидерские способности).

2. Нейтральными. Это отклоняющееся поведение не вызывающий никаких опасений общества (к таким девиантным поступкам относят эксцентричность и чудачество, стремление удивить всех своей манерой поведения)

3.Социально неодобряемым.Подобные девиантные поступки наносят вред обществу.

(Они выражаются в форме разнообразных противоправных, агрессивных и преступных действий, а также в алкоголизме, наркомании, суициде и т. д.)

Поговорим о причинах негативного поведения молодежи:

1. Неправильно организованное воспитание.

Такой подросток обычно проживает в трудной семье. На его глазах происходят конфликты между родителями, которые не интересуются его внутренним миром.

2. Биологические факторы. Среди подобных причин выделяется наследственность. Унаследование психических заболеваний.

3.Психические факторы. В подростковом возрасте завершается формирование характера человека. Нарушения данного процесса приводят порой к негативным характерологическим реакциям, выходящим за рамки принятой в обществе нормы.

Рассмотрим 2 наиболее актуальные негативные формы социального отклонения: алкоголизм, наркомания.

Алкоголизм-хроническое психическое заболевание, разновидность токсикомании, характеризующееся пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него.

Наркомания — болезненное влечение или пристрастие к наркотическим веществам, употребляемым различными способами (глотание, вдыхание, внутривенная инъекция) с целью добиться одурманивающего состояния.

Почему подростки склонны к данным формам негативного поведения?

Ответ: Состояние беззаботности, легкости приносят им дозу алкоголя либо наркотиков. Подростки склонны переоценивать свою силу воли, им кажется , что в любое время они могут прекратить их употребление, однако это не так.

Какое же влияние на организм имеет последствии употребления алкоголя либо наркотиков?

  • 1.Поражение центральной нервной системы.
  • 2.Поражение иммунной системы, нарушение обмена веществ, высокая вероятность заражения СПИДом.
  • 3.Поражение репродуктивной системы: у женщин наступает бесплодие, у мужчин развивается импотенция и др.

3 этап:Подведем итог освоения Вами темы, он будет оценен после выполнения вами самостоятельной работы.

На листах А4 каждому из Вас будут представлены анкета и тест для выполнения работы, в соответствии с чем выставлены оценки в журнал.

Принимаемся к работе.

Итак подведем итог и каждый из вас произведет самооценку своих результатов. После чего работы будут сданы.

4 этап: Ну а сейчас ребята, мною будет задан интеллектуальный вопрос взаимосвязанный с нашей темой и перекликающийся с предметом история.

Зачем во время обеда древние греки рядом с кувшином вина клали кристалл аметиста ? Какие у Вас варианты ответа?

Ответ: Они считали, если пить вино, а камень аметист держать в руке или опустить в бокал с вином, то аметист не даст опьянеть.

Кто из исторических личностей имел признаки девиантного поведения?

Ответ: Гитлер во время 2-ой мировой войны.

5 этап: Д/З Повторить пройденный материал по теме «Социальная сфера»

6 этап: Сейчас вашему вниманию будет представлен перечень статей из Уголовного кодекса РФ. Прочитав их вы проанализируете для себя всю тяжесть наступления последствий связанных с наркотиками.

И так подведем итог, что же мы можем сказать о вреде наркотиков?

Таким образом, алкоголизм и наркомания крайне пагубно влияют на приобщившегося к спиртному или наркотикам человека, в итоге разрушая его личность. Огромные страдания выпадают на долю близких людей: переживания и преждевременная смерть родителей, брошенные дети. Приобретая массовый характер, эти формы отклоняющегося поведения наносят удар и по обществу в целом: значительное число прежде молодых членов общества «выпадает» из нормальной социальной жизни. Они не способны полноценно реализовывать себя в семейной жизни, учебе, профессиональной деятельности.

7 этап: В завершение нашего сегодняшнего урока ответим на несколько вопросов и порассуждаем.

  • Вспомни: Что такое социальные нормы? Как они регулируют общественные отношения? Как осуществляется социальный контроль? Какую роль в нем играют санкции?
  • Продумай: Есть ли ситуации, когда приходится отступить от существенных норм? Какие вредные привычки угрожают сегодня здоровью и полноценной жизни молодых?

Спасибо за внимание!

Делинквентное поведение

Делинквентное поведение

— не наказуемые с точки зрения Уголовного кодекса РФ правонарушения: мелкое хулиганство, незначительное хищение продуктов в магазине покупателем (хищение продавца считается должностным преступлением); мелкое воровство в транспорте или на рынке; драки без нанесения тяжких телесных повреждений; обман налогового инспектора; опоздание на работу; переход улицы или курение в неположенном месте и др.

Делинквентное поведение — асоциальное поведение, на грани преступного.

В перечень делинквентного поведения школьников, по данным зарубежных и отечественных специалистов, обычно входят такие проступки, как употребление алкоголя, участие в драках, незаконное хранение оружия, воровство, прогуливание занятий, курение марихуаны и др. Для взрослых и подростков к делинквентным поступкам можно также отнести все или большинство административных правонарушений.

Продолжение >>>

Девиантное поведение детей и подростков

Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряжённость, озлобленность, жестокость и насилие. Особенно трудно в этот период оказалось подросткам. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением (отклонение от принятых в обществе норм), проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность.

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.

У агрессивных детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций. Вместе с тем среди агрессивных подростков встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости.

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:

  • Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.
  • Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).
  • Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
  • Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.
  • Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Из форм враждебных реакций отмечаются:

  • Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.
  • Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье, возросший уровень разводов.

Подростки больше других возрастных групп страдают от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую ориентацию в ценностях и идеалах, – старые разрушены, новые не созданы.

Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Таким образом, имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчуждённости, грубости, неприязни определённой части подростков, стремления делать всё назло, вопреки воли окружающих, что создаёт объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий.

Интенсивное развитие самосознания и самокритичности приводит к тому, что ребёнок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем мире, но и собственного представления о себе.

Девиантное поведение является сейчас наиболее актуальной проблемой. И если раньше считалось, что отклоняющееся поведение присуще исключительно подросткам мужского пола, то в последние годы и подростки женского пола привлекают всё больше внимания.

Девочки созревают гораздо раньше мальчиков. В подростковом возрасте процесс психосексуального развития девочек начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков, и длится в течение 3-4 лет, а не 4-5 лет. Мальчики, несмотря на то, что они физически сильнее девочек, обладают большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психических факторов. Неслучайно у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения. Между тем, агрессивное поведение подростков нередко связано с алкоголизацией. Поскольку подростки распивают спиртные напитки, как правило, в группе, то подогретое алкоголем стремление “не отставать от других” и “жажда подвига” часто приводят к демонстративным асоциальным поступкам.

Коррекционная работа по профилактике отклоняющегося поведения с подростками имеет свои особенности. С самого начала, параллельно, необходимо начинать работу с семьёй. После диагностики семейных отношений и степени их дисгармоничности должна следовать психокоррекционная работа как индивидуальная, так и групповая. Но основной акцент следует делать на индивидуальной работе с подростком. Совершенно неэффективными оказываются общие беседы о необходимости «хорошо себя вести».

Особое место в коррекционной работе следует уделять формированию круга интересов подростка также на основе особенностей его характера и способностей. Необходимо стремиться к максимальному сокращению периода свободного времени подростка – «времени праздного существования и безделья» за счёт привлечения к положительно формирующим личность занятиям: чтение, самообразование, занятие музыкой, спортом, и т.д.

При непродуктивной деятельности в период свободного времени – “ничегонеделанье” – неизбежен скорый возврат подростка в асоциальную компанию.

Исходя из того, что развитие ребёнка осуществляется в деятельности, а подросток стремится к утверждению себя, своей позиции, как взрослый, среди взрослых, то необходимо обеспечить включение подростка в такую деятельность, которая лежит в сфере интересов взрослых, но в то же время создаёт возможности подростку реализовать и утвердить себя на уровне взрослых.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: