Дидактические игры направленные на развитие восприятия цвета


Картотека дидактических игр по развитию сенсорных представлений , цветовосприятия у детей

Ход игры:

детям предлагаются силуэты красок с основными (красный, желтый, синий) и составными (оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой) цветами. Существует несколько вариантов игры.

Вариант 1. Ведущий складывает две краски основных цветов и предлагает участникам игры определить составной цвет, который получится.

Вариант 2. Ведущий выбирает один из составных цветов краски и просит участников игры найти те краски (основные цвета, при смешивании которых получается выбранный им цвет.

Вариант 3. Участники игры самостоятельно определяют какие основные цвета красок нужно сложить, чтобы получить составные цвета.

Дидактическая игра

«Вкусная палитра»

Цель: расширение ассоциативного цветового ряда, расширение лексики.

Назови картинку и найди на палитре её цвет. Подбери все пары: лимонный — лимон … (и т. д.). А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета.

Найди на картинке морковку и на палитре подходящий цвет. Как называется это цвет? (Оранжевый.) Но можно сказать по другому — морковный.

Покажи на палитре свекольный цвет. Оливковый. Сиреневый. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов и цветов.

Как бы ты назвал цвет сливы? (Фиолетовый или сливовый)

Чем жёлтый отличается от лимонного? (Лимонный — это оттенок жёлтого с лёгкой примесью зелёного.) Также рассматриваются и остальные цвета.

Дидактическая игра

«Цветные нюансы»

Иногда художники пишут копии своих картин, которые полностью повторяют оригинал (первое, основное произведение) или же имеют какие-то отличия. Сравни эти натюрморты и найди 5 отличий. На первый взгляд, они кажутся одинаковыми. Всмотрись в колорит обеих картин, сравни все предметы попарно. А потом попробуй нарисовать с натуры свой натюрморт. Возьми вазу или кувшин. Поставь на стол. Положи рядышком крупные, яркие фрукты. Отойди и полюбуйся. Если нужно, подвигай предметы натюрморта в поисках наиболее интересной композиции. И начинай рисовать, сверяясь с натурой. Будь внимательнее к цвету.

Дидактическая игра

«Подбери по цвету»

Задачи:1. Развивать умение различать и называть основные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, оранжевый,коричневый, серый, белый, чёрный); закреплять знания о таких цветах,как фиолетовый,розовый,оранжевый.

2. Развивать моторику кистей пальцев рук через действия с предметами;

3. Учить группировать предметы по определённому признаку;

4. Развивать усидчивость.

5. Развитие речи.

Атрибуты: Листы картона (цветной бумаги, карточки с изображением цветов, фруктов, овощей, животных и т. п.

Описание: Ребёнку предлагается разложить представленные карточки в соответствии с цветом, называть изображённый предмет и его цвет. Игра может проходить как индивидуально, так и в групповых занятиях.

Такие разные предметы. Игра «Найди на ощупь»

⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 46Следующая ⇒

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели: учить внимательно слушать и наблюдать, формировать способность к диалогической речи; учить отвечать на вопросы словом и предложениями, состоящими из 3–4 слов, обогащать и активизировать словарь по теме; учить детей различать и называть знакомые им геометрические формы – шарик, кубик, кирпичик – в разнообразной обстановке: по предъявлению (что это?);

среди нескольких других, разных по названию и цвету; по слову воспитателя
(найдите кубик).
Целевые ориентиры дошкольного образования: умеет по словесному указанию взрослого находить предметы по названию (детали строительного материала), принимает участие в рассматривании строительного материал, в игре «Найди на ощупь», «Чудесный мешочек», отвечает на вопросы, с интересом слушает рассказ воспитателя о признаках кирпичика, кубика и шарика; владеет основными движениями при выполнении упражнения «Целый день – тук да тук…».

Материалы и оборудование: шарик, кубик, кирпичик.

Для игры: набор камешков, желудей, деревяшек, кусочков ткани и меха, ваты.

Содержание организованной деятельности детей

Организационный момент.

Воспитатель (спрашивает детей)

. Ребята, хотите сегодня быть строителями?
(Дети отвечают.)
Основная часть. Рассматривание строительного материала.

Воспитатель (показывает и предлагает всем по очереди назвать кубик, шарик, кирпичик).

Кирпичик длиннее, на него можно поставить два кубика
(показ)
. А кубик высокий, как маленький домик. Кубик – домик, а кирпичик – дорожка к домику. Какой кубик? На что похож кубик?
(Кубик высокий, похож на домик.)
Какой кирпичик? На что похож кирпичик?
(Кирпичик длинный. Он похож на дорожку к домику.)
Воспитатель раскладывает на своем столе кирпичики, шарики, кубики. Предлагает каждому взять по одному предмету. Дети возвращаются на стулья, показывают друг другу взятое. Воспитатель спрашивает, кто что взял. Проверяет, правильно ли дети соотносят предмет с его названием. Затем предлагает всем, у кого кубики (кирпичики), поднять их вверх. Если ребенок ошибся, напоминает ему: «Кубик похож на домик, кирпичик – как дорожка к домику».

Затем воспитатель ставит на стол воротца и предлагает детям, взявшим шарики, прокатить их в воротца.

По окончании этой работы воспитатель собирает фигуры и размещает их на коврике перед детьми. Приглашает детей взять с коврика по одному кирпичику. Проверяет, как они справились с заданием. Предлагает показать кирпичики друг другу и назвать их цвет.

Затем воспитатель предлагает взять по одному кубику. Задание проверяется так же, как и предшествующее.

Воспитатель. У детей кубики, кирпичики, шарики. Кубик высокий. Он похож на домик. Кирпичик длинный. Кирпичик похож на дорожку к домику. Шарик круглый, его можно катать.

Воспитатель читает стихотворение, дети имитируют движения (пальчиковая игра).

Целый день – тук да тук, Раздается звонкий стук.Руки сжаты в кулачки, большие пальцы подняты вверх. Правым большим пальцем (правая рука сверху) ударяем по большому пальцу левой руки.
Молоточки стучат, Строим дом для бельчат.В течение всего стихотворения «молоток заколачивает гвозди» – большой палец движется сверху вниз, палец другой руки постепенно сгибается.
Этот дом для белочек, Этот дом для зайчиков, Этот дом для девочек, Этот дом для мальчиков.Теперь то же самое проделывают получившимся кулачком левой руки, ударяя по правому большому пальцу.
Вот какой хороший дом, В нем мы славно заживем. Будем песни распевать, Веселиться и плясать.Дети показывают «готовые дома» – вытягивают вперед сжатые в кулачки руки.

Игры.

Игра «Найди на ощупь».

Цель: упражнять детей в различении твердой и мягкой фактуры; активизировать в их речи слова твердый, мягкий, мягонький

; учить детей находить мягкие и твердые предметы по образцу, слову воспитателя, на ощупь.

Дети сидят за столами. Перед ними подносы с набором мелких предметов (камешков, желудей, деревяшек, кусочков ткани и меха, ваты).

Воспитатель (берет из своего набора камешек).

Что это?
(Камешек.)
Какой камешек?
(Твердый.)
Можно камешек мять?
(Его нельзя мять.) (Воспитатель предлагает каждому найти твердый камешек, потрогать его, затем берет кусочек ваты.)
Что это?
(Вата.) (Просит детей взять с подносов по кусочку ваты.)
Вата какая?
(Мягкая и белая.) (Воспитатель показывает детям кусочек меха, просит найти кусочки меха в своих наборах, предлагает помять мех.)
Мех какой?
(Мягкий.)
Далее детям предлагаются задания иного порядка: взять с подноса мягкий или твердый предмет.

Игра «Чудесный мешочек».

Воспитатель достает мешочек. В нем лежат мягкие и твердые предметы. Теперь дети на ощупь определяют, мягкий или твердый предмет. Упражнение повторяется несколько раз.

Рефлексия.

Занятие заканчивается игрой детей с формами. По совету воспитателя ребята строят дорожку к домику, прокатывают шарики в воротца, строят из кубиков башенки.

Занятие 4

Театрализованный показ сказки Л. Н. Толстого «Три медведя». Украсим тарелочку

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, изобразительная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели: помочь вспомнить содержание сказки, поощрять желание участвовать в инсценировке сказки, развивать память; закреплять умение работать с красками, учить наносить яркие мазки, пятнышки на бумаге, развивать восприятие цвета, закреплять знание цвета; приучать слушать музыку и эмоционально реагировать на нее, подпевать воспитателю.

Целевые ориентиры дошкольного образования: проявляет эмоциональную отзывчивость на сказку Л. Н. Толстого «Три медведя», активностьв исполнении песни «Спи, мой мишка» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского)

, принимает активное участие в продуктивной деятельности (рисование узоров на тарелочке).

Музыкальное сопровождение: «Спи, мой мишка» (муз. Е. Тиличеевой, сл. Ю. Островского).

Материалы и оборудование: иллюстрации к сказке, тарелки с узором (листочки, цветы, горох), листы белой бумаги в виде круга, кисти, краски, салфетки по количеству детей, стакан с водой, игрушки – медведи разной величины, мольберт.

Содержание организованной деятельности детей

Организационный момент.

На столе установлены декорации для театрализованного показа сказки «Три медведя» и расставлены фигурки героев представления.

Воспитатель. Сегодня мы вспомним сказку, которую я вам читала ранее. Посмотрите на героев этой сказки и скажите, как она называется. (Ответы детей.)

Конечно, это сказка про трех медведей. Давайте расскажем ее вместе.

⇐ Предыдущая27Следующая ⇒


Дидактическая игра «Угадай на ощупь»

Олеся Машаланчук

Дидактическая игра «Угадай на ощупь»

Дидактическая игра представляет собой многоплановое,сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. С помощью дидактических игр осуществляется сенсорное воспитание детей, развиваются познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений)

.
Игра используется как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающем мире. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача, скрытая в игровую форму. Игра не заменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми.
Цель данного пособия: активизировать познавательное развитие детей.

Задачи: Развитие мелкой моторики рук

Развивать согласованность движений правой и левой рук

Учить узнавать предмет по характерным признакам на ощупь

Развитие разговорной речи детей

Дидактическая игра «Чудесная коробка»

Первый вариант.

Задача:Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.

Игровое действие: Поиск на ощупь спрятанного предмета.

Правила: В коробку заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом назвать предмет всем остальным.

Оборудование. Для первых игр подбирают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме, деталям, за тем более похожие, коробка.

Ход игры. Воспитатель помещает овощи и фрукты в коробку и просит наблюдать, что ребенок будет делать.Затем предлагает одному из ребят: «Найди на ощупь, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял».Или можно попросить: «Найди то, что я скажу (назову)

». По очереди задание выполняют желающие дети.

Примечание. В последующем при повторении игры коробку наполняют заранее. Дети не должны видеть, что туда прячут.

Второй вариант

Задача: Узнать предмет на ощупь по перечисленным признакам.

Ход игры. Воспитатель перечисляет признаки, которые можно воспринять на ощупь: форму, ее детали, поверхность, плоскость —и просит: «Найди в коробке то, что похоже на шарик, но с длинным хвостом, твердое, негладкое». Ребенок по описанию ищет и находит свеклу.

Сначала в коробку помещают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме. При повторении игры предметы можно подбирать похожие по форме, но отличающиеся другими признаками.

Дидактическая игра «Матрешки»

Задача: Определить величину знакомых игрушек на ощупь.

Ход игры: У игрока в коробке разобранная матрешка. Нужно выставить матрешку по росту.

Предлагаю дидактическую игру для самостоятельной игровой деятельности детей, из серии угадай на ощупь (спроектирована воспитателем: Машаланчук Олесей Викторовной,сделана родителями: Скобелевыми Светланой Борисовной и Александром Сергеевичем)

Задача: Поиск на ощупь спрятанных предметов, классификация предметов.

Правила: В мешочки заглядывать нельзя. С начало определить, что в руке, а потом называть и показывать предмет всем остальным.

Ход игры: Воспитатель предварительно помещает в мешочки различные предметы (природный материал, геометрические формы, мелкие игрушки животных и т. д. Ребенок отгадывает предмет и раскладывает по коробочкам.

Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]