Методическая разработка урока по обществознанию «Типы экономических систем»
Основная часть занятия
Экономическая система
– способ согласования экономической деятельности людей в условиях разделения труда.
Действующие в настоящее время в странах мира экономические системы различают по:
Формам собственности на средства производства;
Способам координации деятельности экономических субъектов и управления экономикой.
Каждая экономическая система должна решать следующие вопросы:
Что производить
Как производить
Для кого производить
Если не согласовано, что производить
, то многие из нужных продуктов не будут произведены и обмен ими не состоится. Если не согласовано,
как производить
, то некоторые производители будут изготавливать продукцию нерациональным образом, например, топить дровами там, где мало лесов, но есть большие запасы угля. Наконец, если не согласовано,
для кого производить
, т.е. распределение и пропорции при обмене продукцией, может возникнуть ситуация, при которой, например, скотовод обменял всех баранов на ячмень первого попавшегося ему человека, а другие производители даже готовые обменять тех же баранов на более ценные для скотовода товары, остались без мяса.
Экономисты выделяют следующие основные типы экономических систем: традиционную, командную, рыночную
. Каждая из них ищет свои подходы к решению главных экономических вопросов и пути распределения ограниченных ресурсов.
Традиционная (патриархальная) экономическая система
В традиционной экономике традиции закрепляют не только набор производимых благ, но и распределение занятий. Она является самой древней. При традиционной экономике земля и капитал находятся в общем владении, а основные экономические проблемы общества — что, как и для кого производить — решаются, главным образом, на основе традиционных родоплеменных или полуфеодальных иерархических связей между людьми.
В Индии, например, люди делились на касты священников, воинов, ремесленников и слуг. Никто не мог выбрать себе профессию по своему желанию, человек обязательно наследовал ремесло отца. Одни и те же изделия производились из поколения в поколение, а способы производства при этом оставались такими же, как и сотни лет назад. С одной стороны, это позволяло потомственным ремесленникам достичь высочайшего уровня мастерства, с другой – не изобреталось и не производилось ничего нового. Технический прогресс и рост эффективности производства – невозможны, потому, что каждый ремесленник копировал приемы работы своих учителей.. Ремесленники обычно производят свои товары на заказ и заранее знают своего покупателя, лишь небольшая часть продуктов поступает на рынок, где цены остаются постоянными. Новое с трудом проникает в традиционное общество, там господствует натуральное хозяйство.Имущество принадлежит некоторой социальной общности, во главе которой стоят старейшины или совет старейшин, определяющие дальнейшие этапы воспроизводства – распределение, сбыт и конечное потребление.
Вопросы и задания к документу[править | править код]
Способы взимания денег государством[править | править код]
- Укажите способы взимания денег государством, о которых писал автор документа. Какие сферы финансовых отношений они характеризуют? Свойственны ли современному государству подобные отношения?
Во-первых, в некоторых местах государство является общим кассиром для всех или для большей части денег, подобно тому как это имеет место там, где существуют банки, получая при этом в свою пользу проценты со всех тех денег, которые сданы ему на руки. Во-вторых, иногда государство является общим кредитором: это имеет место там, где существуют ссудные банки и ломбарды. В-третьих, иногда государство является… общим страховщиком… от несчастных случаев, являющихся результатом действий врага, погоды, моря. В-четвёртых, иногда государство имеет исключительное право продажи определённых товаров и получения выгод, связанных с этим.[2]
Финансовые посредники между государством и гражданами[править | править код]
- Автор называет финансовых посредников между государством и гражданами. Охарактеризуйте их функции и роль в перераспределении денег.
Финансовые посредники
– это организации, принимающие за определенный процент на хранение деньги, главным образом от населения, или собирающие их по другим поводам и предоставляющие их взаймы за более высокий процент тем юридическим и физическим лицам, которые нуждаются в инвестиционных ресурсах, а также оплачивающие страховые полисы и пенсии.
Значение — они обеспечивают стабильное финансирование важнейших общественных нужд, экономят существенные средства и тем самым ускоряют развитие производства. Они обеспечивают дополнительный доход значительной массы людей, избавляя их при этом от непосредственных рисков производства, организации нового дела и т. д. Финансовое посредничество показывает, что экономические отношения необязательно связаны с конфликтами и борьбой. Деятельность финансовых посредников ведет к получению выгоды всеми участвующими в данном процессе сторонами.
Функции финансовых посредников
- Аккумуляция сбережений.
- Перераспределение риска.
- Согласование продолжительности активов и обязательств.
- Обеспечение ликвидности инвестиций.[3]
Государственное регулирование над финансами[править | править код]
- Опираясь на документ и знания обществоведческого курса, объясните, каким образом государство может исполнять роль «общего кассира», «общего кредитора» и «общего страховщика». Какие финансовые институты современного общества помогают государству в осуществлении этих функций?
Давайте разберём все три пункта отдельно и дадим им понятные определения.
Государство в роли «общего кассира»
— здесь подразумеваются налоговые органы, которым физические и юридические лица оплачивают налоги. Налоговое система, в рамках государства — это основа для выполнения государством своих функций и главный источник доходов федерального, региональных и местных бюджетов. Налоговую систему можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.[4]
Государство в роли «общего кредитора»
— здесь подразумеваются банковская, финансовая система государства, которая регулирует законодательно, как физическим лицам и юридическим лицам можно получать ссуды (кредиты) в банках для разных целей. Сюда входят кредиты для создания, развития бизнеса, потребительские кредиты, ипотечные кредиты и др.
Государство в роли «общего страховщика»
— страховая деятельность во всех странах находится под надзором государства. Это объясняет значение страхования в экономической и социальной жизни общества. Интересы общества в развитии страхования предполагают прямое участие государства в наблюдении за функционированием этой сферы. Эта необходимость определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, страхование выполняет важные народнохозяйственные задачи, обеспечивая компенсацию ущербов и пополняя инвестиционные ресурсы. Во-вторых, страхователи нуждаются в защите, так как они доверяют страховым компаниям свои деньги, зачастую, не будучи в состоянии сделать заключение о надежности своих вложений. Поэтому в каждой стране существует законодательство о надзоре за страховыми организациями, в соответствии с которым строится система надзора.[5]