Каким должно быть гендерное воспитание в детском саду?
Нужно понимать, что гендерное воспитание – процесс длительный и разносторонний. Он начинается в семье, продолжается в ДОУ и школе, и завершается лишь тогда, когда ребенок проживает примерно два десятка лет своей жизни. Не стоит ожидать, что всю работу по формированию грамотной гендернойсамоидентификации, обучению гендерным ролям и отношениям для дошкольника проделают воспитатели детского сада.
В то же время, гендерные подходы в ДОУ могут существенно поспособствовать этим процессам. Можно выделить несколько основных направлений, моментов гендерного воспитания в дошкольных образовательных учреждениях:
- Тематические беседы. Дети могут искать друг у друга общее и различия, обсуждать, что значит быть девочкой, что значит быть мальчиком, и так далее. Речь – это важнейший инструмент научения, и не использовать его для гендерного воспитания в детском саду было бы кощунством.
- Игры с распределением гендерных ролей. Девочки хотят быть балеринами и актрисами, мальчики – летчиками и программистами. Девочкам нравятся наряжать кукол в платья, мальчикам – выстраивать солдатиков на краю стола и сокрушать воображаемого врага. Игры, совмещающие девичьи и мальчишечьи пристрастия, позволяющие им проявить свою фемининность и маскулинность, могут показаться слишком банальными и категоричными со взрослой точки зрения, но для детей они очень важны и полезны.
- Чтение сказок, словесные игры, разыгрывание сценок и другие способы вызвать ассоциации с персонажами своего пола. Девочка, у которой нет проблем с гендерной самоидентификацией, будет ассоциировать себя с Машенькой, кошечкой, лисичкой и так далее. Мальчик – с Петей, принцем, мишкой и т.п. И дело тут не в приписывании себе характеристик персонажа, а, например, в разыгрывании его роли в сценке. Помогать разбираться в таких вещах на первых порах детям должен воспитатель.
- Грамотный поход к проведению занятий по физкультуре. Хороший физрук детского сада будет давать мальчикам больше силовых упражнений, а при работе с девочками делать уклон в аэробику и гимнастику. Конечно, никто не помешает девочке, выросшей в прекрасную девушку, ходить в спортзал, равно как и мальчику – заняться акробатикой. Но в ранние годы, в условиях детского сада, такое разделение по типу упражнений наиболее оправдано и в контексте особенностей физического развития девочек и мальчиков, и в связи с потребностями их гендерного воспитания.
- Грамотное распределение задач при проведении танцевальных занятий, утренников, организации выступлений. Так, если речь идет о танцах, то девочки должны выполнять плавные и мягкие движения, тогда как мальчики могут задавать ритм и вести своих маленьких партнерш. Конечно же, при распределении костюмов ребята, опять же, должны выбирать персонажей своего пола.
Проект теме «Мы такие разные», направленность – гендерное воспитание.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования предусматривается организация образовательной деятельности по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, развитие общения и взаимодействия ребёнка как со сверстниками, так и со взрослыми; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.
В рамках реализации задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» мною обобщён опыт по теме «Мы такие разные», направленность – гендерное воспитание.
Характеризуя актуальность опыта необходимо отметить, что
современный этап модернизации образования сопровождается переосмыслением целей и задач, норм и ценностей образовательного процесса, что влечет за собой появление новых подходов к проблеме социализации и индивидуализации подрастающего поколения. Одним из условий эффективности социализации является гендерный подход.
Предпосылками гендерного подхода в педагогике (А.А. Мудрик, E.H. Каменская, Е.В. Бондаревская, Г.Г. Кравцов и др.) являются:
1. Ломка традиционной системы гендерной стратификации, ослабление женской и мужской поляризации социальных ролей: традиционное тендерное разделение труда потеряло жесткость и нормативность.
2. Изменение культурных стереотипов маскулинности и феминности, которые становятся менее полярными.
3. Наблюдаются объективные изменения в брачно-семейных отношениях: а) происходит становление нового тендерного качества брачно-семейных отношений; б) наблюдаются позитивные изменения в брачно-семейном статусе мужчины, которые выражаются в утрате функции «добытчика», прогрессирующем снижении социализационной роли отцовства.
4. Повсеместная феминизации образования (домашнего, дошкольного, школьного и вузовского). «Феминизация» воспитания детей способствовала и способствует тому, что немало молодых людей в силу отсутствия у них необходимых качеств испытывают дополнительные трудности при службе в армии, вступая в брак, оказываются неспособными выполнять элементарную мужскую работу и часто перекладывают ответственность на плечи женщины за семью и воспитание детей, что порождает многие семейные конфликты. У представительниц женского пола не формируется терпеливость, умение поддерживать тепло семейного очага, создавать положительный эмоциональный настрой в семье, рационально и умело организовывать домашнее хозяйство. Дефицит гендерного воспитания приводит к возрастанию разводов, снижению уровня рождаемости, увеличению числа еще не распавшихся, но неустойчивых браков.
По данным отдела дошкольного образования Федерального института развития образования (ФИРО), собранным на основе анализа специальной литературы можно отметить следующее:
— для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идет по женскому типу;
— мужские качества традиционно ценятся выше женских, и давление на мальчиков в направлении дефеминизации значительно сильнее, чем на девочек в сторону демаскулинизации (женственный мальчик вызывает неодобрение, насмешки, а маскулинная девочка воспринимается положительно);
— в раннем возрасте мальчики и девочки находятся под влиянием матерей и вообще женщин, поэтому с возрастом мальчиков необходимо переориентировать на мужские образцы поведения, т.к. нетипичное гендерное поведение в детстве имеет множество отрицательных последствий.
Необходимость гендерного подхода в большой степени осознается в обществе. Однако анализ массовой практики показал, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьезные проблемы:
— программно-методическое обеспечение учитывает возрастные и психологические особенности детей вообще, без учета пола;
— стратегии, формы и методы работы с детьми, применяемые в детском саду, чаще всего рассчитаны на девочек. Женщина-педагог не располагает детским опытом переживаний, с которыми сталкиваются мальчики.
Реализация концепции гендерного воспитания дошкольников предполагает соблюдение следующих психолого-педагогических условий эффективного воспитания мальчиков и девочек в процессе их гендерной социализации. К ним я отношу:
– создание гендерно-комфортного воспитательного пространства;
– разработка и внедрение в образовательный процесс методик гендерного воспитания;
– профессионально-педагогическая готовность педагогов к данной деятельности;
– информационно-методическая поддержка родителей по вопросам гендерной идентификации и самореализации личности мальчика и девочки.
Наблюдения за детьми моей группы показали, что многие девочки лишены скромности, терпения, нежности, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации, стараются доминировать над мальчиками. Мальчики же не могут постоять за себя, лишены эмоциональной устойчивости, у них наблюдается отсутствие культуры поведения по отношению к девочкам. В сюжетно-ролевых играх дети выстраивают модели поведения, не свойственные полу ребёнка.
Исходя из результатов наблюдений, мною был разработан, реализован и обобщён опыт работы по теме «Мы такие разные».
Цель:
Создание условий для воспитания детей разного пола, их гендерной социализации.
Задачи:
Для воспитанников:
— Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе с учетом интересов мальчиков и девочек;
— Закладывать основы будущих социальных и гендерных ролей, воспитывать положительное отношение к разным социальным гендерным ролям.
Для педагогов:
— Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах гендерного воспитания дошкольников.
Для родителей:
— Повысить уровень компетенций и роли семьи в гендерном воспитании детей дошкольного возраста.
Гипотеза
Реализация проекта «Мы такие разные» позволит объединить усилия ДОУ и семьи в вопросах гендерного воспитания дошкольников.
Ожидаемые результаты
У детей
— Определение гендерной позиции по отношению к окружающему миру и людям посредством игровой деятельности;
— Развитие ребенка как личности в социуме и семье, становление чувства мужественности (женственности);
— Желание отразить свои чувства в художественно-творческой (продуктивной) деятельности.
У родителей
— Повышение уровня компетенций родителей в вопросах гендерного воспитания; проявление перехода из позиции партнёров в позицию активных участников образовательного процесса.
У педагогов
— Разработка и введение в образовательный процесс комплекса методических материалов для воспитанников средней группы по гендерному воспитанию.
— Повышение профессиональной компетентности в вопросах гендерного воспитания.
Содержание
1 Этап. Организационный
- Проведение анкетирования родителей на предмет выявления особенностей воспитания мальчиков и девочек в семье.
- Проведение с детьми:
— педагогической диагностики с использованием методов беседы (детям предлагалось ответить на вопросы: -Ты кто – девочка или мальчик? – В какие игры играют девочки (мальчики)? – Когда ты вырастешь, будешь мамой или папой? – Кто в твоей семье самый сильный? – Кто в твоей семье самый красивый? и др.);
— тестовых заданий («Выбор игрушки», «Назови, чьи вещи», «Продолжи историю», «Нарисуй человека» и др.);
— наблюдений за поведением ребёнка в повседневной жизни, за поведением ребёнка в игровой деятельности.
Цель проведения педагогической диагностики —
выявить знания детей о своих настоящих и будущих половых ролях, выявить особенности восприятия ребёнком себя как представителя определённого пола.
- Анкетирование педагогов, изучение методической литературы по теме проекта.
Результаты анкетирования родителей показали, что лишь 10% родительской общественности компетентны в вопросах гендерного воспитания детей. Активность родителей в рамках участия в образовательном процессе группы составила 25%.
Уровень развития гендерной идентичности воспитанников по результатам педагогической диагностики составил 8,5%.
Результаты анкетирования педагогов показали, что только 35% педагогов обладают профессиональной компетентностью в вопросах гендерного воспитания детей.
2 этап. Основной
По завершении обработки результатов первого этапа проекта, был определён алгоритм работы, как с детьми, так и с их родителями, а также с педагогами нашего детского сада.
В алгоритме работы с детьми были отражены такие виды деятельности, как:
— беседы («В нашей группе много девочек и мальчиков», «Какие у нас девочки (мальчики)», «Кто я?» «Какой я?»);
— чтение художественной литературы (А. Барто «Вовка-добрая душа», «Любочка», В. Осеева «Синие листья»);
— продуктивная деятельность («Портрет девочки (мальчика)», «Подарки девочкам (мальчикам)») и др.;
— дидактические игры («Настроение», «Давайте познакомимся»);
— рассматривание иллюстраций;
— рассказы воспитателя;
— сюжетно-ролевые игры («Семья», «Детский сад», «Магазин» и др.).
Для работы с родительской общественностью были запланированы тематические родительские собрания по темам «Что такое гендерное воспитание?» «Поговорим о воспитании девочек и мальчиков» и др.; оформление стендов «Как и во что играют мальчики и девочки», «Возрастные особенности психического развития мальчиков и девочек» и др.; проведение совместных мероприятий с детьми «Самый –самый…», «В розовом царстве Принцесс» и др., выпуск видео журналов «Мы вместе весело живём!»; тематические выставки: «Книги о мальчиках и для мальчиков», «Книги о девочках», «Портрет мамы», «Портрет папы», «Моя любимая игрушка» (подбор игрушек для мальчиков и девочек); оформлены фотоальбомы «О наших мальчиках», «О наших девочках», «Семейные праздники».
С целью формирования гендерной идентичности родителям были рекомендованы произведения для чтения дома с детьми — сказки, произведения на основе былин, рассказы о защитниках Отечества, стихи С.Я Маршака «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», из которых дети узнали о таких качествах мужественности, как смелость, стойкость, ответственность, готовность помочь слабым, рыцарство, присущих не только взрослым мужчинам, но и мальчикам.
Совместно с педагогом –психологом была проведена работа с родителями, которые воспитывают детей в неполных семьях. Дети, которые воспитываются в неполных семьях, зачастую получают искажённый пример социальных навыков в плане полоролевой идентификации. Если мальчика воспитывает одна мама, то это способствует тому, что у ребёнка в дошкольном детстве не закладываются основы социально-нравственного поведения будущего мужчины, мальчик подражает социальной роли, которую выполняет мама. В будущем такие дети испытывают вполне определённые трудности в плане социальной адаптации. Перед девочками из неполных семей (ребёнка воспитывает одна мама) таких проблем, в основном, не возникает – они подражают маме, социальная роль которой свойственна будущей женщине.
Родителям, воспитывающим детей в неполных семьях, педагогом-психологом была оказана практическая помощь в освоении навыков гендерного воспитания детей – рассматривались проблемные ситуации, проводились тренинги, предлагался лекционный материал.
Содержание второго этапа проекта определило модель гендерного воспитания детей дошкольного возраста в моей группе.
Результаты работы по второму этапу показали, что по всем трём направлениям деятельности — дети, родители, педагоги – наблюдается устойчивая положительная динамика.
Если на первом этапе работы результаты анкетирования показали, что большинство детей затруднялись в определении своих настоящих и будущих половых ролей, в осознании собственного образа «Я», восприятии себя как представителя определённого пола, то по окончании второго этапа дети уверенно и твёрдо отвечали на тестовые вопросы, выполняли тестовые задания, показывая высокий уровень. Наблюдения за поведением детей в сюжетно-ролевых играх, в повседневной жизни, анализ продуктивной деятельности также показывают положительную динамику развития гендерной идентификации мальчиков и девочек.
Удовлетворённость родителей от приобретённого опыта в вопросах гендерного воспитания, повышение уровня их компетенций по данному направлению показали высокие результаты анкетирования.
В результате проделанной работы были созданы психолого-педагогические условия, где основная роль отводилась работе с педагогами и деятельности самих педагогов:
— подготовка педагогов к осуществлению деятельности по гендерному воспитанию;
— создание развивающей предметно-пространственной среды, гендерно-сбалансированного пространства;
— разработка и внедрение в образовательный процесс технологий гендерного воспитания;
— оказание консультативной помощи родителям по вопросам гендерной идентификации и самореализации личности мальчика и девочки.
3 этап. Итоговый
На третьем этапе были подведены итоги реализации проекта:
Положительная динамика уровня компетенций родителей в вопросах гендерного воспитания дошкольников
Значительно повысилась активность родителей в рамках участия в образовательном процессе группы:
Повышение активности родителей в рамках участия в образовательном процессе средней группы
С воспитанниками группы была проведена педагогическая диагностика с использование тех же методов, которые применялись на первом этапе реализации проекта. Мы имели возможность сравнить результаты первой и второй серий педагогической диагностики. Результаты нас порадовали.
Положительная динамика развития гендерной идентификации воспитанников средней группы
Уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросам гендерного воспитания показан на диаграмме:
Положительная динамика уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах гендерного воспитания
Анализируя опыт работы по гендерному воспитанию, можно сделать вывод, что в нашем детском саду, и конкретно в моей группе, созданы условия, которые способствуют гендерной социализации детей, создана модель гендерного воспитания детей дошкольного возраста. Развивающая предметно-пространственная среда обустроена с учётом гендерной социализации детей: созданы игровые зоны для девочек и мальчиков с определённым набором игрушек и игр, приобретены игровые модули «Кухня», «Мастерская» и т.д. Значительно повысился уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей в вопросах гендерного воспитания дошкольников. Новизна опыта состоит в том, что разработанные технологии воспитания девочек и мальчиков применительно к каждой возрастной группе будут использоваться в практической деятельности в определённой системе.
Повысилась роль семьи в гендерном воспитании детей. Кругозор детей расширился, обогатился знаниями о содержании социальных ролей женщины и мужчины. Уровень культуры поведения и общения детей заметно возрос: мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки – доброжелательными по отношению к мальчикам.
Опыт работы по проекту «Мы такие разные» был обобщён и представлен мною на педагогическом совете МБДОУ д/с №10 «Солнышко» в октябре 2020 г. На базе нашего детского сада было проведено методическое объединение для педагогов Песчанокопского района (декабрь 2020г.), где я представила свой опыт работы по гендерному воспитанию дошкольников.
Учитывая, что нашему ДОУ в январе 2020 г. был присвоен статус Областной инновационной площадки по теме «Гендерное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации», наработанный мною опыт будет положен в основу будущего проекта и получит дальнейшее развитие и совершенствование.
Почему гендерное воспитание дошкольников имеет большое значение?
Гендерное воспитание детей в принципе и детей дошкольного возраста в частности важно не только потому, что им будет проще вписаться в общество, если они будут комфортно чувствовать себя при исполнении соответствующих гендерных ролей. Оно важно еще и из-за того, что различия между гендерами вполне реальны, объективны и вовсе не надуманы.
Мужчины и женщины действительно имеют различную физиологию, по-разному воспринимают информацию, по-разному ее обрабатывают, обладают склонностями к разной манере поведения, по-разному мыслят, и так далее.
Возможно, вы слышали об эксперименте второй половины двадцатого века, когда мальчика по имени Брюс, которому неудачно сделали обрезание, решили кастрировать вовсе, и воспитать, как девочку Бренду. Автор этого эксперимента – Джон Мани – хотел доказать, что особенности поведения мужчин и женщин зависят исключительно от их воспитания, от того, к чему их приучают с самого раннего детства.
Несмотря ни на что, Бренда, родившаяся Брюсом, вела себя, как типичный мальчик, и даже введение эстрогена ему/ей не помогло. От операции по смене пола этот несчастный человек отказался, трижды попытался покончить с собой, а в 32-летнем возрасте он вернул себе мужские половые признаки и завел семью. Впрочем, после развода он все же покончил с собой в возрасте 38 лет.
С тех пор было проведено много исследований, однозначно доказывающих, что различия между мужчинами и женщинами – не только в физиологии, но и в особенностях высшей нервной деятельности, в функционировании психики, в поведении и т.д. И игнорировать эти различия в высшей степени нелепо.
Опыт работы по формированию гендерной принадлежности старших дошкольников
Наталия Гриценко
Опыт работы по формированию гендерной принадлежности старших дошкольников
Важным условием формирования гендерной идентичности старших дошкольников является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, которая окружает мальчиков и девочек.
Слайд №2. Необходимыми элементами предметно-развивающей среды, помимо общепринятых,являются:
схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола; карточки-символы добра, красоты, честности, смелости, силы и т. п., обозначающие социально ценные качества мальчика и девочки; » и т. п.,
уголок красоты, позволяющий ребенку самостоятельно без посторонних глаз навести порядок во внешнем виде;
мини-среда светского этикета («Театр», «Званый обед», «Концерт», «Незнакомые люди», «Прием гостей» и т. п., где сосредоточены костюмы, шляпки, «бабочки», галстуки, цветы, книги и др., обеспечивающие возможность ребенку самостоятельно проигрывать разнообразные мужские и женские роли.
мини-среда мужского и женского труда, содержащая оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений (мастерские с наборами слесарных, плотницких, строительных инструментов; сельскохозяйственный инвентарь; швейные принадлежности, фрагменты кухонного блока, ванной комнаты и т. д.);
макет русской избы,убранство дома: стол, лавка, скамья (лавка со спинкой, стольцы (табуретки, сундуки, детская люлька, прялка и т. д. ;
атрибуты, представляющие мужские и женские профессии (портреты людей разных специальностей, элементы одежды, профессиональные принадлежности, книги, повествующие о людях разных профессий);
Слайд№3 В группах старшего дошкольного возраста мальчишки совместно с девочками с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры «Семья»
,
«Дочки-матери»
,
«Школа»
,
«Больница»
,
«Магазин»
,
«Ожидаем гостей»
.
Слайд №4 Огромная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. У нас в группе мальчики охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам мы поручаем «тяжёлую»
работу,например: «подвезти»
материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д.
В своей работе с детьми старшего дошкольноговозраста я использую следующие технологии полоролевого воспитания:
1. Слайд №5 Технологии, способствующие формированиюполоролевых знаний и представлений: этические беседы, символические игры (игровые методы P.M. Чумичёвой)
2. Слайд №6 Технологии,способствующие овладению способами полоролевого поведения: проблемные ситуации, игры- драматизации, коммуникативные игры.
3. Слайд №7 Технологии, способствующие воспитанию женственности и мужественности, самосовершенствованию женской (мужской)
индивидуальности: игры-состязания
«Рыцарский турнир»
,
«Маленькая хозяйка»
4. Слайд №8 Технологии, обуславливающие формированиепредставлений у мальчиков и девочек о народной культуре и народных традициях воспитания: народные игры, сказки, материнский фольклор.
Слайд №9 При организации и проведении НОД учитываю психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам даются типовые и шаблонные задания, мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность, при анализе занятий оцениваются их знания, а не поведение. На занятиях по математике предлагаем мальчикам для порядкового счета солдатиков, самолётики, кораблики, флажки, а девочкам – бабочек, цветочки и т. д.
Слайд №10 Организация трудовой деятельности: мальчики выполняют более тяжёлую работу, девочки – кропотливую.
Слайд №11 На занятиях по физической культуре подбираем различные упражнения для девочек и мальчиков, устанавливаем различную дозировку, а так же стараемся по-разному обучать сложным двигательным движениям (метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке — девочкам).
Слайд №12 На музыкальных занятиях мальчишки учатся навыкам ведущего партнёра, а у девочек развиваем грациозность и мягкость движений
Слайд №13 В продуктивной деятельности тоже осуществляется гендерный аспект: дети рисуют портреты своих мамочек и пап. На все праздники ребята делают подарки для мам, пап, бабушек и дедушек.
Слайд №14 Необходимым условием успешной полоролевой социализации дошкольников является взаимодействие с семьей. С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в «Уголках для родителей»
оформлялась наглядная информация. Для активизации родителей мною были проведены консультации по воспитанию мальчиков и девочек «Гендерное воспитание в семье»
,
«Гигиена мальчиков и девочек»
. Были
оформлены папки – передвижки «Будущий мужчина»
,
«Будущая женщина»
. На родительских собраниях выступал психолог, а многодетные семьи обменивались родительским
опытом по воспитанию дружбы, взаимопомощи между детьми в семье.
Слайд №15 Положительно зарекомендовали себя в моей педагогической практике такие формы: составление родословной семьи; создание фотоальбомов с семейными увлечениями, семейные конкурсы «Рыцарский турнир»
,
«Мама, папа, я – спортивная семья»
,
«Лучшая семейная поделка»
.
Я думаю, что наработанный опыт нашего ДОУ будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.
Слайд №16 Спасибо за внимание!
Используемая литература: Татаринцева Н. Е. «Полоролевое воспитание и развитие дошкольников»
.
Гендерное воспитание девочек и мальчиков в семье: консультация для родителей
Если в детском саду мальчики ведут себя в соответствии с женскими нормами поведения, а девочки с мужскими — нужно немедленно провести консультацию с родителями, чтобы исправить появившиеся проблемы и отклонения.
Роль родителей в гендерной социализации ребёнка
Родители играют основную роль в гендерной социализации ребёнка, с самого детства прививают своему отпрыску определённые нормы поведения, закладывают моральные ценности в общих понятиях.
Различия в воспитании девочек и мальчиков
Детские психологи утверждают, что нужно проявлять терпение по отношению к ребёнку, а также учитывать различия в моральных, общественных ценностях мужчин и женщин.
Различия девочек и мальчиков
Если в семье растёт дочка
Если в семье растёт дочь, маме нужно уделять особое внимание своему ребёнку. Именно она прививает девочке женские ценности, учит готовить, убираться в доме, показывает модели поведения правильной заботы о детях, развивает женственность.
Если родители имеют сына
В данном случае основную воспитательную роль на себя должен брать отец. Он обязан прививать сыну мужские ценности, привлекать его к различным мужским работам по дому, обучать строительству.
Мальчика можно записать на спортивные секции, чтобы он приобрёл некоторые полезные навыки, смог постоять за себя, научился добиваться поставленных перед собой целей.
Воспитание ребёнка — сложная работа для каждой семьи. Стоит ориентироваться на круг интересов ребёнка, «содержание» его мыслей и желаний, а не заставлять его делать то, что интересно родителям. Гендерная самоидентификация играет важную роль в современном мире.
Только благодаря совместным усилиям педагогов и родителей можно воспитать полноценную личность. Нужно создать определённые условия для традиционного воспитания личности.
Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семьи
Воспитатели подготовительного учреждения (сада) должны замечать некоторые отклонения в гендерном поведении детей и сразу сообщать об этом родителям. Сделать это нужно немедленно, а не пускать на самотёк. Именно от этого зависит дальнейшее становление личности.
Занятия по рисованию в средних группах ДОУ на тему «Весна»
Важно! После бесед опытные психологи могут «пролить свет» на все нюансы, которыми заинтересуются мамы и папы. Можно заняться самообразованием. Это принесёт пользу.
Преодоление трудностей гендерного воспитания
Планирование работы с родителями
В учреждение следует пригласить родителей и обсудить с ними суть проблемы. После этого стоит дать рекомендации. Только после плодотворной работы можно вырастить зрелую личность, которая прекрасно понимает, кем является.
Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи
Необходимо диагностировать все проблемы в раннем возрасте, чтобы в дальнейшем не было необратимых последствий неправильного воспитания. Дошкольное учреждение должно сотрудничать с родителями, помогать им воспитать здоровую и зрелую личность.
Подводя итоги
Гендерный аспект в воспитании детей дошкольного возраста является важной и актуальной задачей в становлении будущих пап и мам. Под влиянием социальных изменений в современном обществе постепенно разрушаются традиционные взгляды на поведение полов. Роли мужчин и женщин нередко смешиваются, стираются границы в профессиональных сферах. Все чаще дома сидит папа, а деньги зарабатывает мама. Исходя их этого, девочки становятся агрессивными, властными, грубыми, а мальчики не могут постоять за себя, эмоционально неустойчивы и не имеют навыков культуры поведения с женским полом. Поэтому очень важно с ранних лет закладывать детям знания об особенностях своего пола. Это подразумевает повышенное требование к самим родителям, к их поведению и образу жизни. Необходимо обращать внимание на работу воспитателей в детских садах, помня, что там ребенок проводит большую часть дня.