Урок обществознания по теме «Мораль» 8 класс презентация к уроку по обществознанию (8 класс) на тему


Конспект урока обществознания «Мораль», 8 класс

Конспект урока №

Предмет: ____________________ Класс:_______ Дата проведения___________

Тема: Мораль

Цели и задачи:

познакомить с моральными ценностями со­временного общества; характеризовать сущность морали и нрав­ственности.

Планируемые результаты:
предметные:
применять понятий­ный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий
мораль
,
нравственность
; исследовать версии происхождения мора­ли; анализировать причинно-следственные связи в вопросах выбо­ра в пользу добра или зла; характеризовать различные моральные категории; объяснять причины изменчивости некоторых мораль­ных норм; оценивать свое поведение с точки зрения норм мора­ли; приводить примеры ситуаций морального выбора и оценивать их;
метапредметные УУД
— J)
коммуникативные:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; 2)
регулятивные:
определять после­довательность промежуточных целей с учетом конечного резуль­тата; составлять план действий; соотносить свои действия с пла­нируемым результатом; оценивать правильность решения учебной задачи; корректировать свои действия в соответствии с изменяю­щейся ситуацией; 3)
познавательные:
анализировать графическую, художественную, аудиовизуальную информацию, обобщать фак­ты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и вто­ростепенную; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; давать определения понятий, устанавливать аналогии, классифицировать явления; применять начальные исследователь­ские навыки при решении поисковых задач; решать творческие задачи; предъявлять результаты своей деятельности в форме уст­ного сообщения, участия в дискуссии, беседы;
личностные УУД:
формирование и развитие моральных норм и правил, направлен­ности на активное и сознательное их применение в общественной жизни; осмысление важности морали как внутреннего регулятора поведения человека; осознание необходимости уважительного от­ношения к моральным ценностям других людей.

Оборудование:

учебник, пакет с рабочим материалом для рабо­ты в группах, проектор, мультимедийная презентация.

Тип урока:

урок открытия нового знания.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний

Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

  1. Прочитайте отрывок из манифеста футуристов «Пощечина общественному вкусу» и ответьте на вопросы.

Читающим наше Новое Первое Неожиданное.

Только мы — лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве. Прошлое тесно. Академия и Пушкин — не­понятнее иероглифов.

Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Па­рохода современности.

Кто не забудет своей первой любви, не узнает последней. Кто же, доверчивый, обратит последнюю Любовь к парфюмерному блуду Бальмонта? В ней ли отражения мужественной души сегодняшнего дня? Кто же, трусливый, устрашится стащить бумажные латы с чер­ного фрака воина Брюсова? Или на них зори неведомых красот?

Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, напи­санных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми. Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченко, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. — нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным. С высоты не­боскребов мы взираем на их ничтожество!..

Москва. 1912 г. декабрь Д. Бурлюк, А. Крученых, В. Маяковский, В. Хлебников

  • Как авторы «Манифеста» относятся к культурному наследию?
  • Как вы оцениваете призыв футуристов «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода совре­менности»?
  1. Прочитайте статью 44 Конституции Российской Федерации и ответьте на вопрос

    .

  1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественно­го, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
  2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользо­вание учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
  3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и куль­турного наследия, беречь памятники истории и культуры
  • Почему сохранение культурного наследия является консти­туционной обязанностью граждан РФ?
  1. Как внешняя культура связана с внутренней?

(Проверка выполнения заданий.)

  1. Введение в новый материал

Кого называют добрым человеком? Каким бывает зло? Имеет ли мораль власть над людьми? Что бывает за нарушение мораль­ных норм? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

Тема урока: «Мораль».

  • Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
  • На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

  1. Мораль, нравственность.
  2. Основные ценности и нормы морали.
  3. Добро и зло.

Проблемные вопросы

  • Имеет ли мораль власть над людьми?
  • Что бывает за нарушение моральных норм?
  • Можно ли жить без морали?
  1. Работа по теме урока
  1. Мораль, нравственность

Мы живем в обществе, в котором существуют определенные ценности и идеалы. Чтобы понять, какой выбор надо сделать, мы опираемся на два регулятора: мораль и нравственность. Что объединяет эти понятия, а что отличает? Попробуем в этом ра­зобраться.

  • Какие ассоциации вызывает у вас слово «мораль»?

(Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует их на до­ске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «мо­раль».)

Запись в тетради

Мораль

— это совокупность принципов и норм поведения лю­дей по отношению к другим людям, к окружающей среде и к са­мому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправед­ливости.

  • Когда и как появилась мораль? Предлагаю совершить не­большую экскурсию. В конце нашего виртуального путе­шествия вы поделитесь своими впечатлениями.

Рабочий материал

  • Слайд
    1.
    В латинском языке слово «мораль» означало негласные традиции, общепринятые правила. Этот термин впервые встречает­ся в трудах древнеримского философа Марка Тулия Цицерона в I в. до н. э.
  • Слайд 2.

    Определенные правила поведения существовали задол­го до появления термина «мораль». Наблюдая жизнь, деятельность, поступки, нравы, люди тщательно их обдумывали, а затем формули­ровали определенные правила поведения в обществе. Таким обра­зом, мораль — это результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей.

  • Слайд 3.

    Моральные идеалы и правила регулируют и направляют поведение людей. К ним относятся принципы милосердия или та­кие нормы, как «не убивай», «не воруй», «не лги», «почитай старших» и т. д. Эти правила нашли отражение во всех религиях мира — у хри­стиан в Библии, у мусульман в Коране, у иудеев в Торе, в буддийских и индуистских текстах.

  • Слайд 4.

    Основной смысл морали сводится к «золотому правилу»: Не делай другому того, чего себе не желаешь. С наибольшей выра­зительностью оно сформулировано в Нагорной проповеди Иисуса Христа: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Проповедь была произнесена на воз­вышенном месте, на горе, куда Христос взошел, чтобы изложить свое учение перед народом.

  • Слайд 5.

    К великим моралистам прошлого можно причислить Альберта Швейцера, Шарля Луи Монтескье, Льва Толстого, Сократа, Конфуция и многих других ученых и философов.

  • Слайд 6.

    В древности существовало поверье, что на одном плече человека сидит ангел, а на другом — дьявол. Каждый из них нашеп­тывает человеку, как ему поступить, выдвигая убедительные доводы и аргументы в защиту своей позиции.

  • Слайд

    7. Практически ежедневно мы стоим перед выбором — про­тянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не ка­сается, пройти мимо бездомной собаки или накормить ее, угостить товарища своим завтраком или съесть его самому. Часто жизнь задает нам непростые вопросы, и тогда мы обращаемся за помощью к тем моральным нормам, которые уже выработало человечество.

  • Слайд 8.

    Мораль — это правила, которые обычно сформулированы в общей форме. Например, библейский принцип «не убий» учит нас признавать ценность жизни каждого человека, призывает к гуманному отношению к людям. Это общий принцип, который распространяется на все человечество в целом, а не на конкретное лицо и конкретный случай.

  • Слайд 9.

    Выполнение норм морали не обязательно. Каждый чело­век поступает согласно своему внутреннему убеждению. И его за это

  • никто не наказывает. Регуляторами моральных поступков людей ста­новятся совесть и общественное мнение.
  • Слайд 10.

    Мораль не только осуждает поступки человека, но и вме­шивается в мир его чувств. Мысли и чувства человека, согласно мо­рали, должны быть чисты.

  • (Комментарии учащихся. Проводится мини-дискуссия.)
  • Существует еще одно понятие, которое многие мыслители отождествляют со словом «мораль». Это нравственность. Термин «нравственность» этимологически восходит к слову «нрав» (ха­рактер).
  • Некоторые исследователи подчеркивают, что между понятия­ми «мораль» и «нравственность» все же существуют некоторые различия.
  • — Разделитесь на две группы. Работая с п. 1 § 7 учебника, за­полните таблицу.
  • Первая группа

    характеризует сущность понятия «мораль».

  • Вторая группа

    исследует сущность понятия «нравственность».

Мораль Н равственность
  1. Высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни.
  2. Мир должного (отвечает на во­просы: Что должно быть? к чему человек должен стремиться?)
  1. Принципы реального практи­ческого поведения людей, в кото­ром строгость высокоморальных норм значительно смягчена.
  2. Мир сущего (реально практи­куемые нормы, с которыми чело­век сталкивается в повседневной жизни)

Вывод.

Нравственность связана с духовной, а мораль — с со­циальной сферой. Нравственности свойственно постоянство, мораль же крайне изменчива.

Разделитесь на четыре группы. Изучив рабочий материал, ответьте на вопросы.

Рабочий материал для первой группы

Нравственная позиция раскрывается в поступках и формируется поступками же, причем особенно важную роль… играют конфликтные ситуации. Человек, не бывший в сложных жизненных переделках, еще не знает силы своего «Я»… Поведение людей любого возраста в новых для них проблемных ситуациях сильно зависит от наличия опыта разрешения аналогичных ситуаций. Любая новая проблема сопоставляется с нашим прошлым опытом, и чем более личным был этот опыт, тем сильнее его последующее влияние. Ситуация, в кото­рой индивид сам принимал участие, психологически более значима,чем та, которую он наблюдал со стороны, и тем более та, о которой он только слышал или читал. Недаром реальное поведение людей часто резко отличается от того, каким оно представляется им самим в во­ображаемых ситуациях…

(И.С. Кон. «Психология ранней юности»)

Вопросы к тексту

  • Почему, по мнению автора, нравственная позиция может раскрываться только в поступках?
  • Какова роль личного опыта в формировании индивидуаль­ной нравственной позиции?
  • Всегда ли моральный выбор — это определенный индиви­дуальный поступок?

Рабочий материал для второй группы

К сожалению, такие высокие слова, как «жизнь», «приятность», «удовольствие», совершенно опошлены перетолкованиями и злоупо­треблениями их. Под хорошею жизнью обыкновенно разумеют рос­кошь, возможность не стесняться в самых нелепых желаниях; под удо­вольствиями разумеются кутеж, обжорство, пьянство, сладострастие и т. п.; все это вместе называется «благами жизни»… Такой хорошей жизни противополагается неприятная нравственно-разумная жизнь, далекая от удовольствий, полная лишений, самоотречения и вся со­ставляющая насилие природе; поэтому она не жизнь, а тягость, нака­зание. Обыкновенно предполагается, что на каждое доброе и честное дело, вообще на добродетель, человек должен принуждать себя, пере­ломить себя, пересилить… Может ли быть что-нибудь неестественнее этого взгляда и оскорбительней для человеческой природы?.. Нет, добродетель есть жизнь, одна из потребностей и сторон жизни; она имеет основание в самой природе человека. Если человек стремится к разумной добродетели, то для того, чтобы сделать свою жизнь пол­нее, приятнее, богаче удовольствиями, словом, естественнее.

(М.А. Антонович. «Единство физического и нравственного космоса»)

Вопросы к тексту

  • Почему автор считает неестественным и оскорбительным взгляд на нравственную жизнь как на тягость и наказание, словно она противоречит человеческой природе?
  • Чего лишают себя люди, придерживающиеся точки зре­ния, что хорошая жизнь — это лишь «роскошь, возможность не стесняться в самых нелепых желаниях»?
  • Согласны ли вы с высказыванием: «Человек, который до­волен жизнью только потому, что ему самому живется хо­рошо, — ничтожество»?
  • Как вы понимаете утверждение автора о том, что нравствен­ная жизнь должна приносить удовлетворение?

Рабочий материал для третьей группы

Там, где я наношу вред какой-либо жизни, я должен ясно со­знавать, насколько это необходимо… Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем от­ветственности, и не предотвратить их. Никто не должен успокаивать себя при этом тем, что он якобы вынужден будет вмешаться здесь в дела, которые его не касаются. Никто не должен закрывать глаза и не считаться с теми страданиями, которых он не видел. Никто не должен сам себе облегчать тяжесть ответственности… Благого­вение перед жизнью не покровительствует и моему счастью. В те минуты, когда я хотел бы непосредственно радоваться чему-нибудь, оно уносит меня в мыслях к той нищете, которую я когда-то видел или о которой слышал. Оно не разрешает мне просто отгонять эти воспоминания… Истинная этика внушает мне тревожные мысли. Она шепчет мне: ты счастлив, поэтому ты обязан пожертвовать мно­гим. Все, что дано тебе в большей степени, чем другим, — здоровье, способности, талант, успех, чудесное детство, тихий домашний уют, — все это ты не должен считать само собой разумеющимся. Ты обязан отплатить за это. Ты обязан отдать силы своей жизни ради другой жизни.

(А. Швейцер. «Культура и этика»)

Вопросы к тексту

  • Почему автор считает, что никто не имеет права проходить мимо страданий других?
  • Как автор представляют себе нравственную жизнь?
  • О каких нравственных ценностях и идеалах он говорит?
  • Как вы думаете, может ли приносить удовольствие нрав­ственная жизнь? Если вы считаете, что может, то попро­буйте определить, чем это удовольствие отличается от удо­вольствий обладания материальными благами.

Рабочий материал для четвертой группы

Кто хочет спастись от зла, тот должен оберегать, как бы от врагов, свою честность, свое воздержание, свое разумение. Кто отдает врагу эту крепость свою, тот попадет в плен и погибнет. Прожить свой век настоящим человеком совсем не так легко и просто, как это кажется с первого взгляда. Мы знаем, что человек отличается от диких зверей и домашнего скота разумом своим. Значит, если мы хотим быть на­стоящими людьми, то не должны походить ни на зверей, ни на ско­тину.

  • А когда бывает человек похож на скотину?
  • Тогда, когда он живет в брюхо свое: безрассудно, небрежно, похотливо.
  • А когда он похож на дикого зверя?
  • Тогда, когда он живет насильничеством: когда он поступает с упрямством, гневом, злобой.

Приведи в порядок свою внутреннюю духовную жизнь; не давай ходу печали, страху, зависти, корысти, алчности, недружелюбию, изнеженности и необузданности… Если ты не хочешь этого, то тебе придется со стоном и плачем тащиться за теми, кто сильнее тебя. Ты станешь искать счастия вне себя и никогда его не найдешь, потому что, вместо того чтобы искать его там, где оно находится, ты будешь искать его там, где его нет.

(Эпиктет. «В чем наше благо»)

Вопросы к тексту

  • В чем, на ваш взгляд, главная мысль римского стоика Эпиктета?
  • Почему автор считает, что если человек не приведет в по­рядок свою внутреннюю духовную жизнь, то ему придется «тащиться» за теми, кто сильнее его?
  • Какие человеческие качества осуждает автор?
  • Каковы противоположные им нравственные качества?

(Ответы учеников. Подведение итогов работы по данному

вопросу.)

  1. Основные ценности и нормы морали
  • Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей? Выберите вариант ответа.

Стимулы нравственного поведения:

  1. боязнь общественного осуждения;
  2. совесть, чувство долга;
  3. одобрение окружающих;
  4. желание делать, как все;
  5. боязнь наказания.

(Проводится мини-дискуссия между приверженцами различ­ных позиций.)

Изречение «Смотри внутрь себя» предполагает, что основой нашей нравственности должен быть внутренний диалог, суд че­ловека над самим собой, в котором он сам и обвинитель, и защит­ник, и судья. А что определяет еуть этого монолога? Конечно, те ценности и нормы морали, которые важны для человека.

  • Работая с п. 2 § 7 учебника, отобразите графически основ­ные ценности и нормы морали.
Общечеловеческие Национальные Групповые
  1. Жизнь.
  2. Здоровье.
  3. Здоровая окружаю­щая среда.
  4. Мир.
  5. Свобода.
  6. Любовь.
  7. Моральные идеалы
  1. Язык.
  2. Культура.
  3. Национальная религия.
  4. Наследие прошлого.
  5. Гражданственность.
  6. Патриотизм
  1. Партии, объеди­нения.
  2. Творческие союзы

(В ходе выполнения задания составляются схемы и заполня­ется таблица.)
(Проверка выполнения задания. Подведение итогов работы по данному вопросу.)

  1. Добро и зло
  • Изучив материал рубрики «Ситуация» на с. 59, 60 учебника, ответьте на вопрос к нему.

(Ответы учеников. Возможно проведение мини-дискуссии.)

  • Разделитесь на две группы. Работая с п. 3 § 7 учебника, за­полните таблицу.

Первая группа

исследует понятие «добро».

Вторая группа

анализирует понятие «зло».

Добро Зло
  1. Стремление к человечности, к гуманизму.
  2. Все то, что способствует улуч­шению жизни, нравственному возвышению личности, совер­шенствованию общества.
  1. Нарушение морали, безнрав­ственное и антигуманное поведение.
  2. Все то, что заслуживает осужде­ния. презрения и должно быть обязательно преодолено людьми, обществом, отдельным индивидом.
Добро Зло
  1. Отношения доверия, спра­ведливости, милосердия, любви к ближнему.
  2. Движение за демократическое общество, правовое государ­ство, за права и свободы каждо­го гражданина, за нравственное возрождение человека.
  3. Готовность прийти на по­мощь другому человеку беско­рыстно, по убеждению, по мо­ральному долгу.
  4. Сознательная деятельность во имя человечества и на благо конкретному человеку
  1. Отношение к человеку как

к вещи, с помощью которой можно извлечь себе выгоду, оскорбление его достоинства.

  1. Дурные, вредные, подлые по­ступки людей, все то, что губит душу, способствует нравственной деградации личности.
  2. Общественное зло (эксплуа­тация, захватнические войны, преследование инакомыслящих

и т. п.) связано со злом малым, по­вседневным (эгоизм, равнодушие к страданию и горю других людей, жестокость и т. д.)

(Проверка выполнения задания.)

Добро и зло являются основными понятиями этики. Они слу­жат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального мира. Моральный человек строит свою деятельность таким обра­зом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.

Зло часто прикрывается маской добра. Как же различать добро и зло?

  • Послушайте притчу и ответьте на вопрос.

Рабочий материал

Купил человек себе новый дом — большой, красивый — и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение (например, мусор под ворота постоянно подбра­сывал).

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там — ведро с мусором. Человек взял ведро, мусор вы­бросил, а ведро вычистил до блеска. Затем он положил в ведро самые большие и спелые яблоки из своего сада и пошел к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал:

  • Наконец-то я достал его!

Открыв дверь в надежде на скандал, он увидел человека, протяги­вающего ему ведро с яблоками со словами:

  • Кто чем богат, тот тем и делится!

Вопрос к тексту

  • Как можно отличить моральное поведение от амораль­ного?
  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

  1. Выполните задание 3 рубрики «В классе и дома» на с. 62 учебника.
  2. Народная мудрость утверждает, что добро начинается там, где один человек позаботился о другом человеке. Раскройте смысл этого утверждения. Докажите, что в нем заложен критерий мо­рального поведения.
  3. Согласно одному из моральных принципов, нельзя быть по-настоящему счастливым, когда вокруг другие несчастны. Как вы понимаете смысл этого утверждения?
  4. Один мудрец говорил, что существует три типа добра: по­лезное, приятное и истинное. Что вы отнесете к полезному добру, к приятному и к истинному? Приведите примеры.
  5. Раскройте смысл пословицы: «Человека уважают за разум, а любят за доброту».
  6. Какое из приведенных высказываний вам представляется наиболее справедливым? Почему?
  1. Мораль — грамматика религии: легче жить правильно, чем кра­сиво (J1. Берне).
  2. Нравственность — это разум воли (Г. Гегель).

3( Нравственность — это разум сердца (Г. Гейне).

  1. Нечто позволительное с точки зрения права может быть чем-то таким, что морально осуждается (Г. Гегель).
  2. Верю я, придет пора, силу подлости и злобы одолеет дух добра (Б. Пастернак).

(Проверка выполнения заданий.)

Упражнение
«Плюс

минус — интересно»
(метод де Боно). В графу П — «плюс» учащиеся записывают все, что понравилось на уроке (информация и формы работы, которые вызвали поло­жительные эмоции). В графу М — «минус» записывают все, что не понравилось, показалось скучным, осталось непонятным. В графу И — «интересно» учащиеся вписывают все интересные факты, о которых узнали на уроке и вопросы к учителю (все, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме).

Домашнее задание

  1. Прочитать § 7 учебника.
  2. Выполнить задания 1 или 2 рубрики «В классе и дома» на с. 62 учебника (на выбор).
  3. Написать эссе на тему: «Добрый человек — не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло» (В.О. Ключев­ский).

8

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: