Вопросы к обучающимся: Назовите основные формы государства?
План урока.
1Предпосылки образования нового государства
Проекты создания Советского многонационального государства.
Образование СССР.
Значение образования СССР.
Подготовка выступлений с использованием полученной информации
Запись в тетрадях
— Какую форму государства представлял собой СССР?
Выполнение интерактивного теста
Зад С4: 2 аргумента «за» и 2 «против», что СССР –представлял собой федерацию равноправных суверенных республик.
Приложение к плану-конспекту урока
«Образование СССР»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
Конспект урока в 9 классе. Образование СССР.
Конспект урока по истории. 9 класс.
Тема урока: Образование СССР.
Цель урока:
изучение основных особенностей процесса образования СССР: предпосылок, механизма создания единого государства, последствий; уделить внимание взаимосвязи истории и современности; формирование у учащихся навыков работы с историческими документами, продолжить формирование навыков монологической речи, умения вести дискуссию и др.; способствовать становлению гражданского самосознания школьника.
Оборудование:
1) учебное пособие История России. 9 класс. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. М. Просвещение.
2) документы (раздаточный материал): Декларация об образовании СССР, Резолюция о взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками.
3) портреты В. И. Ленина, И. В. Сталина
4) историческая карта « Образование СССР»
5) Герб СССР
Тип урока- комбинированный
Ход урока:
- Организационный момент
Перед учащимися ставится основная цель урока
- Повторение изученного материала
1)работа по карточкам (2 ученика)
2) работа по тестам (2 ученика)
3) фронтальная беседа:
? Каковы причины перехода к НЭПу?
? В чем сущность новой экономической политики?
? В каких сферах экономики НЭП был наиболее эффективен? Почему?
? Какие изменения произошли в социальной структуре советского общества в 20-е годы?
? В чем проявились основные противоречия новой экономической политики?
Работа по карточкам и тестам завершена.
- Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы изучим предпосылки создания СССР, принципы построения многонационального государства.
Запишем тему урока в тетради: « Образование СССР»
Эпиграфом нашей работы будут слова М. Горького: « Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»
(ТЕМА УРОКА И ЭПИГРАФ НАПИСАНЫ НА ДОСКЕ)
ПЛАН: (на доске)
- Предпосылки образования СССР
- Подходы к созданию многонационального государства
- Создание СССР
- Государственное устройство СССР
Основные выводы по каждому этапу урока фиксируются на доске, где размещен герб СССР (крепятся на магнитах)
- Для выяснения предпосылок образования СССР учащимся предлагается прослушать сообщение, (см. приложение №1) где дается характеристика ситуации , которая возникла на территории бывшей Российской империи в начале 20-х годов.
Задача учащихся – прослушать, проанализировать и сформулировать предпосылки образования СССР.
Учащиеся формулируют предпосылки образования СССР (см. Приложение 2)
- Существовало две точки зрения по вопросу создания союзного государства: план федерализации и автономизации.
Для их изучения класс делится на2 части: 1-изучают план федерализации, 2- изучают план автономизации.(раздаточный материал (см. приложение №3,4, документ №1)
Затем обсуждается каждый проект объединения:
-Кто был автором?
-В чем сущность каждого плана?
— Каковы плюсы и минусы?
— На Ваш взгляд, какой план предпочтительней для создания нового государства?
— Что такое федерация?
— Что такое унитарное государство?
Итак, мы выяснили, что существовало два подхода к образованию СССР. (Вывод по этапу фиксируется на доске (см. приложение №5.)
- 30 декабря 1922 года в Москве утверждена «Декларация об образовании СССР»
Задание для учащихся:
Используя документ №2(см. Приложение 3,4) «Декларация об образовании СССР» ответьте на вопрос: Какая точка зрения оказалась решающей?
Первоначально в состав СССР вошли следующие союзные республики: РСФСР, УССР, БССР, ЗССР, а потом количество республик увеличится до 15.
Схема помещается на доске (см. Приложение №6)
- 31 января 1924 года на II Всероссийском съезде Советов была принята Конституция СССР. В Конституции определялось государственное устройство СССР.
Схема помещается на доске (см. Приложение №7)
Высшим органом власти стал Всесоюзный съезд Советов, между съездами работал Центральный исполнительный комитет, который имел 2 палаты: Совет Союза и Совет Национальностей. Высшим исполнительным органом стал Совет народных комиссаров (СНК) СССР. В союзных республиках формировались свои съезды Советов, ЦИК и СНК. Но значительную часть полномочий республики передавали центральным органам: оборона, государственная безопасность, внешняя торговля, бюджет, связь, денежное обращение. В введении республик оставались внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция и др..Выборы депутатов съезда Советов не были демократическими. Лица, использовавшие наемный труд и жившие на нетрудовые доходы, священнослужители, бывшие полицейские лишались права избирать.
К сожалению, принципы создания союзного государства остались нереализованными. Особенно это проявилось после смерти В. И. Ленина. Об этом мы будем говорить более подробно позднее. Но отголоски этих событий нашли свое отражение в современности.
Здесь необходимо обратиться к эпиграфу: Распад СССР в 1991 году, национальные проблемы в РФ сегодня- это и в том числе результат того, что принципы создания союзного государства остались по сути только на бумаге.
- Закрепление.
- Каковы основные предпосылки и причины образования СССР?
- Какие принципы были заложены в основу создания Советского государства?
- Какие последствия имело создание СССР?
- Согласны ли Вы со следующими утверждениями и почему:
-Создание СССР – результат долгого поиска новой формы национального государственного устройства
— СССР- пример подлинно демократической федерации
— СССР- сформировался как федеративное по форме, но унитарное по сути государство
— Последующее развитие Советского общества подтвердило правильность так называемой Ленинской национальной политики.
Вывод: отвечая на поставленные вопросы ученики приходят к выводу, что большевики собрали большую часть территории бывшей Российской империи в единое государство и начался новый этап развития Российского государства, теперь в форме СССР. К сожалению ,федеративный принцип устройства союзного государства не был реализован на практике.
- Домашнее задание: п. 19, задание №1 на странице 149 –письменно.
- Итоги урока, выставление оценок.
Приложения
Приложение №1
Предпосылки объединения социалистических республик.
К 1921 г. политическая карта бывшей Российской империи выглядела следующим образом: зону советской власти составляли формально независимые советские социалистические республики — РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербайджан, Грузия, Армения, Дальневосточная республика и две среднеазиатские народные республики — Хорезмская и Бухарская. Прибалтийские страны — Латвия, Литва и Эстония, а также Финляндия и Польша добились признания своего суверенитета. Польша присоединила к себе Западную Украину и Западную Белоруссию.
В советских республиках были свои органы государственной власти и управления, действовала своя конституция, но фактически власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав единой РКПб).
Коммунисты считали, что объединение всех наций и народностей необходимо для построения социалистического общества. К государственному объединению подталкивали и потребности развития экономики. Хозяйственное единство, взаимозависимость районов Российской империи складывались веками. Промышленность центра России снабжала районы юго-востока и севера промышленной продукцией, получая взамен сырье — хлопок, лес, лен. Южные районы были основными поставщиками нефти, каменного угля, железной руды и т. п. Объединение имело и внешнеполитические причины: схожие по политическому устройству страны должны были выжить перед лицом враждебного окружения. К тому же в умах и настроениях народов была жива память об их принадлежности к единому великому государству.
В 1920—1921 гг. между РСФСР и советскими республиками Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении и Грузии были заключены договоры о взаимодействии в военно-хозяйственной и дипломатической областях. Республики объединили под руководством РСФСР свои вооруженные силы, крупную промышленность, финансы, транспорт, почтово-телеграфную связь. Украина и Белоруссия объединили с РСФСР и внешнюю торговлю. В декабре 1920 г. на VIII Всероссийском съезде Советов был принят Государственный план электрификации России (план ГОЭЛРО), который предусматривал создание единой энергетической сети.
Приложение№2
Предпосылки объединения
- Установление советской власти на территории бывшей Российской империи
- Власть принадлежала коммунистическим партиям, входящим в состав единой РКП(б)
- Хозяйственное единство, взаимозависимость районов Российской империи
- Необходимость противостояния внешнеполитической агрессии
Приложение №3
Документ №1
ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИИ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ РСФСР
С НЕЗАВИСИМЫМИ РЕСПУБЛИКАМИ
Проект резолюции о взаимоотношениях РСФСР и независимых советских республик был подготовлен членом комиссии Оргбюро ЦК РКП(б) И.В. Сталиным. (т.н. план автономизации)
1. Признать целесообразным формальное вступление независимых Советских республик: Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии и Армении в состав РСФСР…
2. Признать целесообразным формальное распространение компетенции ВЦИКа, СНК и СТО РСФСР на соответствующие центральные советские учреждения перечисленных в п. 1-м республик.
3. Внешние дела (Индел, Внешторг), военные дела, железнодорожные, финансовые и др. упомянутых в пун. 1-м независимых республик объединить с таковыми РСФСР.
(…)
5. Остальные наркоматы упомянутых в п. 1-м республик как-то: юстиции, просвещения, внутренних дел, земледелия, рабоче-крестьянской инспекции, народного здравия и социального обеспечения считать самостоятельными.
11 августа 1922 г.
Документ №2
Из Декларации об образовании СССР. 30 декабря 1922 г.
Союз… является добровольным объединением равноправных народов… за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза… доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем… новое, союзное государство… послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику.
Каковы принципы устройства союзного государства?
Какова политическая цель образования СССР?
Приложение №4
Документ №1
ОБ ОБРАЗОВАНИИ СССР
Резолюция В.И. Ленина для членов политбюро ЦК РКП (Б) (т.н. план федерализации)
… вместо «вступления» в РСФСР — «Формальное объединение вместе с РСФСР в союз советских республик Европы и Азии». -|
… РСФСР признает себя равноправной с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входит в новый союз, новую федерацию, «Союз Советских Республик Европы и Азии».
… Важно, чтобы мы не давали пищи «независимцам», не уничтожали их независимости, а создавали еще новый этаж, федерацию равноправных республик.
… Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских республик и РСФСР об объединении их в Союз Советских Социалистических Республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза…
Написано 26 сентября 1922 г.
Документ №2
Из Декларации об образовании СССР. 30 декабря 1922 г.
Союз… является добровольным объединением равноправных народов… за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза… доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем… новое, союзное государство… послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику.
Каковы принципы устройства союзного государства? Какова политическая цель образования СССР?
Приложение №5
Приложение №6
Приложение №7
Образование СССР
Ресурс — И
Проекты образования СССР
Ресурс (И)