Презентация к уроку по истории (11 класс) на тему: Образование СССР — презентация


Вопросы к обучающимся: Назовите основные формы государства?

Обобщение ответов обучающихся и постановка главного вопроса урока – Что представляло собой государство СССР? Формулировка ответов 3 мин. 4. Объяснение нового материала.

План урока.

1Предпосылки образования нового государства

Проекты создания Советского многонационального государства.

Образование СССР.

Значение образования СССР.

Объяснение материала с организацией работы с документами Визуальное восприятие материала

Подготовка выступлений с использованием полученной информации

Запись в тетрадях

23мин 5. Закрепление нового материала. Выводы по уроку. Обсуждение проблемного задания.

— Какую форму государства представлял собой СССР?

Организация дискуссии, проверка выполненного теста обучающимися Выступление обучающихся с аргументацией своей позиции

Выполнение интерактивного теста

8 мин. 6. Подведение итогов Благодарит обучающихся за высокую активность на уроке, выставление оценок в электронный журнал, дневник. Подведение итогов урока и выставление оценок обучающимся за проделанную работу на уроке. Восприятие информации в устной форме 2 мин. 7. Домашнее задание Д/З п.43 выполнение контурно й карты (стр. 8-9) отметить республики , входившие в состав СССР;

Зад С4: 2 аргумента «за» и 2 «против», что СССР –представлял собой федерацию равноправных суверенных республик.

Сообщение и комментирование домашнего задания Запись домашнего задания в дневник 1 мин.

Приложение к плану-конспекту урока

«Образование СССР»

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1

Конспект урока в 9 классе. Образование СССР.

Конспект урока по истории. 9 класс.

Тема урока: Образование СССР.

Цель урока:
изучение основных особенностей процесса образования СССР: предпосылок, механизма создания единого государства, последствий; уделить внимание взаимосвязи истории и современности; формирование у учащихся навыков работы с историческими документами, продолжить формирование навыков монологической речи, умения вести дискуссию и др.; способствовать становлению гражданского самосознания школьника.
Оборудование:

1) учебное пособие История России. 9 класс. А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брандт. М. Просвещение.

2) документы (раздаточный материал): Декларация об образовании СССР, Резолюция о взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками.

3) портреты В. И. Ленина, И. В. Сталина

4) историческая карта « Образование СССР»

5) Герб СССР

Тип урока- комбинированный

Ход урока:

  1. Организационный момент

Перед учащимися ставится основная цель урока

  1. Повторение изученного материала

1)работа по карточкам (2 ученика)

2) работа по тестам (2 ученика)

3) фронтальная беседа:

? Каковы причины перехода к НЭПу?

? В чем сущность новой экономической политики?

? В каких сферах экономики НЭП был наиболее эффективен? Почему?

? Какие изменения произошли в социальной структуре советского общества в 20-е годы?

? В чем проявились основные противоречия новой экономической политики?

Работа по карточкам и тестам завершена.

  1. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы изучим предпосылки создания СССР, принципы построения многонационального государства.

Запишем тему урока в тетради: « Образование СССР»

Эпиграфом нашей работы будут слова М. Горького: « Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»

(ТЕМА УРОКА И ЭПИГРАФ НАПИСАНЫ НА ДОСКЕ)

ПЛАН: (на доске)

  1. Предпосылки образования СССР
  2. Подходы к созданию многонационального государства
  3. Создание СССР
  4. Государственное устройство СССР

Основные выводы по каждому этапу урока фиксируются на доске, где размещен герб СССР (крепятся на магнитах)

  1. Для выяснения предпосылок образования СССР учащимся предлагается прослушать сообщение, (см. приложение №1) где дается характеристика ситуации , которая возникла на территории бывшей Российской империи в начале 20-х годов.

Задача учащихся – прослушать, проанализировать и сформулировать предпосылки образования СССР.

Учащиеся формулируют предпосылки образования СССР (см. Приложение 2)

  1. Существовало две точки зрения по вопросу создания союзного государства: план федерализации и автономизации.

Для их изучения класс делится на2 части: 1-изучают план федерализации, 2- изучают план автономизации.(раздаточный материал (см. приложение №3,4, документ №1)

Затем обсуждается каждый проект объединения:

-Кто был автором?

-В чем сущность каждого плана?

— Каковы плюсы и минусы?

— На Ваш взгляд, какой план предпочтительней для создания нового государства?

— Что такое федерация?

— Что такое унитарное государство?

Итак, мы выяснили, что существовало два подхода к образованию СССР. (Вывод по этапу фиксируется на доске (см. приложение №5.)

  1. 30 декабря 1922 года в Москве утверждена «Декларация об образовании СССР»

Задание для учащихся:

Используя документ №2(см. Приложение 3,4) «Декларация об образовании СССР» ответьте на вопрос: Какая точка зрения оказалась решающей?

Первоначально в состав СССР вошли следующие союзные республики: РСФСР, УССР, БССР, ЗССР, а потом количество республик увеличится до 15.

Схема помещается на доске (см. Приложение №6)

  1. 31 января 1924 года на II Всероссийском съезде Советов была принята Конституция СССР. В Конституции определялось государственное устройство СССР.

Схема помещается на доске (см. Приложение №7)

Высшим органом власти стал Всесоюзный съезд Советов, между съездами работал Центральный исполнительный комитет, который имел 2 палаты: Совет Союза и Совет Национальностей. Высшим исполнительным органом стал Совет народных комиссаров (СНК) СССР. В союзных республиках формировались свои съезды Советов, ЦИК и СНК. Но значительную часть полномочий республики передавали центральным органам: оборона, государственная безопасность, внешняя торговля, бюджет, связь, денежное обращение. В введении республик оставались внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция и др..Выборы депутатов съезда Советов не были демократическими. Лица, использовавшие наемный труд и жившие на нетрудовые доходы, священнослужители, бывшие полицейские лишались права избирать.

К сожалению, принципы создания союзного государства остались нереализованными. Особенно это проявилось после смерти В. И. Ленина. Об этом мы будем говорить более подробно позднее. Но отголоски этих событий нашли свое отражение в современности.

Здесь необходимо обратиться к эпиграфу: Распад СССР в 1991 году, национальные проблемы в РФ сегодня- это и в том числе результат того, что принципы создания союзного государства остались по сути только на бумаге.

  1. Закрепление.
  1. Каковы основные предпосылки и причины образования СССР?
  2. Какие принципы были заложены в основу создания Советского государства?
  3. Какие последствия имело создание СССР?
  4. Согласны ли Вы со следующими утверждениями и почему:

-Создание СССР – результат долгого поиска новой формы национального государственного устройства

— СССР- пример подлинно демократической федерации

— СССР- сформировался как федеративное по форме, но унитарное по сути государство

— Последующее развитие Советского общества подтвердило правильность так называемой Ленинской национальной политики.

Вывод: отвечая на поставленные вопросы ученики приходят к выводу, что большевики собрали большую часть территории бывшей Российской империи в единое государство и начался новый этап развития Российского государства, теперь в форме СССР. К сожалению ,федеративный принцип устройства союзного государства не был реализован на практике.

  1. Домашнее задание: п. 19, задание №1 на странице 149 –письменно.
  2. Итоги урока, выставление оценок.

Приложения

Приложение №1

Предпосылки объединения социалистических республик.

К 1921 г. политическая карта бывшей Российской империи выглядела следующим образом: зону советской власти со­ставляли формально независимые советские социалистиче­ские республики — РСФСР, Украина, Белоруссия, Азербай­джан, Грузия, Армения, Дальневосточная республика и две среднеазиатские народные республики — Хорезмская и Бу­харская. Прибалтийские страны — Латвия, Литва и Эсто­ния, а также Финляндия и Польша добились признания своего суверенитета. Польша присоединила к себе Запад­ную Украину и Западную Белоруссию.

В советских республиках были свои органы государст­венной власти и управления, действовала своя конституция, но фактически власть принадлежала национальным комму­нистическим партиям, входившим в состав единой РКПб).

Коммунисты считали, что объединение всех наций и на­родностей необходимо для построения социалистического об­щества. К государственному объединению подталкивали и потребности развития экономики. Хозяйственное единство, взаимозависимость районов Российской империи складыва­лись веками. Промышленность центра России снабжала райо­ны юго-востока и севера промышленной продукцией, полу­чая взамен сырье — хлопок, лес, лен. Южные районы были основными поставщиками нефти, каменного угля, железной руды и т. п. Объединение имело и внешнеполитические при­чины: схожие по политическому устройству страны долж­ны были выжить перед лицом враждебного окружения. К тому же в умах и настроениях народов была жива память об их принадлежности к единому великому государству.

В 1920—1921 гг. между РСФСР и советскими республи­ками Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении и Гру­зии были заключены договоры о взаимодействии в военно-хозяйственной и дипломатической областях. Республики объединили под руководством РСФСР свои вооруженные силы, крупную промышленность, финансы, транспорт, почтово-телеграфную связь. Украина и Белоруссия объединили с РСФСР и внешнюю торговлю. В декабре 1920 г. на VIII Всероссийском съезде Советов был принят Государст­венный план электрификации России (план ГОЭЛРО), кото­рый предусматривал создание единой энергетической сети.

Приложение№2

Предпосылки объединения

  1. Установление советской власти на территории бывшей Российской империи
  2. Власть принадлежала коммунистическим партиям, входящим в состав единой РКП(б)
  3. Хозяйственное единство, взаимозависимость районов Российской империи
  4. Необходимость противостояния внешнеполитической агрессии

Приложение №3

Документ №1

ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИИ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ РСФСР

С НЕЗАВИСИМЫМИ РЕСПУБЛИКАМИ

Проект резолюции о взаимоотношениях РСФСР и независимых советских республик был подготовлен членом комиссии Оргбюро ЦК РКП(б) И.В. Сталиным. (т.н. план автономизации)

1. Признать целесообразным формальное вступление независимых Советских республик: Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии и Армении в состав РСФСР…

2. Признать целесообразным формальное распространение компетенции ВЦИКа, СНК и СТО РСФСР на соответствующие центральные советские учреждения перечисленных в п. 1-м республик.

3. Внешние дела (Индел, Внешторг), военные дела, железнодорожные, финансовые и др. упомянутых в пун. 1-м независимых республик объединить с таковыми РСФСР.

(…)

5. Остальные наркоматы упомянутых в п. 1-м республик как-то: юстиции, просвещения, внутренних дел, земледелия, рабоче-крестьянской инспекции, народного здравия и социального обеспечения считать самостоятельными.

11 августа 1922 г.

Документ №2

Из Декларации об образовании СССР. 30 декабря 1922 г.

Союз… является добровольным объединением равноправ­ных народов… за каждой республикой обеспечено пра­во свободного выхода из Союза… доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как су­ществующим, так и имеющим возникнуть в будущем… новое, союзное государство… послужит верным опло­том против мирового капитализма и новым решитель­ным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику.

Каковы принципы устройства союзного государства?

Какова политиче­ская цель образования СССР?

Приложение №4

Документ №1

ОБ ОБРАЗОВАНИИ СССР

Резолюция В.И. Ленина для членов политбюро ЦК РКП (Б) (т.н. план федерализации)

… вместо «вступления» в РСФСР — «Формальное объединение вместе с РСФСР в союз советских республик Европы и Азии». -|

… РСФСР признает себя равноправной с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с ними входит в новый союз, новую федерацию, «Союз Советских Республик Европы и Азии».

… Важно, чтобы мы не давали пищи «независимцам», не уничтожали их независимости, а создавали еще новый этаж, федерацию равноправных республик.

… Признать необходимым заключение договора между Украиной, Белоруссией, Федерацией Закавказских рес­публик и РСФСР об объединении их в Союз Советских Социалистических Республик с оставлением за каждой из них права свободного выхода из состава Союза…

Написано 26 сентября 1922 г.

Документ №2

Из Декларации об образовании СССР. 30 декабря 1922 г.

Союз… является добровольным объединением равноправ­ных народов… за каждой республикой обеспечено пра­во свободного выхода из Союза… доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как су­ществующим, так и имеющим возникнуть в будущем… новое, союзное государство… послужит верным опло­том против мирового капитализма и новым решитель­ным шагом по пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику.

Каковы принципы устройства союзного государства? Какова политиче­ская цель образования СССР?

Приложение №5

Приложение №6

Приложение №7

Образование СССР

Интернет

Ресурс — И

Карта Формирование представления об образовании СССР) https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/09757461-739a-4522-a03f-f859282f89af/%5BIS11RO_3-01%5D_%5BAN_01%5D.swf 2

Проекты образования СССР

Интернет

Ресурс (И)

Схема https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0035c2fe-76a7-40b0-b16c-730f9d7dc2ce/%5BIS11IO_3-15%5D_%5BCX_05%5D.swf 3
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: