Урок-исследование по биологии 8 класс на тему: «Осанка. Предупреждение плоскостопия»
Урок-исследование по теме:
Осанка. Предупреждение плоскостопия.
Предмет:
Биология
Класс:
8
Тип урока
: урок-исследование
Цель
: создать условия учащимся для эффективного усвоения знаний об осанке, предупреждении плоскостопия.
Задачи урока:
дать понятия “осанка”, “плоскостопие”, познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки, нарушения свода стопы;
разъяснить их отрицательные последствия; развивать способности к анализу и синтезу, отрабатывать умения вести диалог, обосновывать правила гигиены;
воспитывать потребности в гигиенических знаниях.
УУД:
Личностные:
овладение основными навыками нахождения и использования информации; формирование культуры здорового образа жизни; учиться самостоятельно выбирать привычки, обеспечивающие сохранение здоровья
Познавательные:
На основе наблюдения определять нарушения осанки и наличие плоскостопия; приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики нарушения осанки и развития плоскостопия; умение определять понятие, обобщать, классифицировать, формулировать выводы;
Регулятивные:
Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; умение организовывать свою деятельность, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование;
Коммуникативные:
организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать в группе; осознанно использовать речевые средства для представления результата.
Оборудование
: скелет человека, отчетный лист для лабораторной работы (Приложение №1), карточки с видами искривлений позвоночника, профилактикой нарушений (Приложение №2), раздаточный материал «Проверь себя» (Приложение №3).
Ход урока
:
1. Организационный момент (2-3 минуты). Приветствие учителя, проверка посещаемости.
2. Актуализация знаний (7 минут):
Учитель: Давайте вспомним, что мы изучали с вами на прошедших занятиях. (Ответ учащихся: опорно-двигательную систему, скелет, мышцы)
Учитель: Какую функцию выполняет опорно-двигательная система в организме человека? (Ответ: защитную, двигательную, опорную)
Учитель: Вы правы, молодцы. А могут ли возникать проблемы с функционированием этой системы? Если да, то какие по вашему мнению? (Ответы: переломы, растяжения)
Учитель: И это верно, но иногда нарушения в строении и функционировании ОДС могут возникать не только из-за столь радикальных причин, а из-за нарушений осанки или плоскостопия.
Учитель применяет метод «Мозговой штурм»: Что вы знаете об осанке и плоскостопии? Что вы хотите узнать по этой теме? В чем заключается цель нашего урока? (учащиеся обобщают знания, имеющиеся по данной теме, формулируют цель и задачи урока; учитель фиксирует основные моменты на доске)
Учитель: Итак, цели и задачи сформулированы, чтобы их решить необходимо работа в группах (опережающее задание: разбиться на группы и подготовить необходимый материал): 1 — информаторы (сбор информации по теме осанка, плоскостопие), 2- исследователи (изучить методику исследования нарушения осанки и выявления плоскостопия), 3 – испытуемые (подготовить отпечатки стоп и другое оборудование), 4 – аналитики (подготовить информацию о профилактики нарушений позвоночника и плоскостопия).
3. Работа в группах. (10 минут)
Деятельность учащихся:
Группа №1 получает задание: На основе собранных ей материалов составить схемы «Осанка» и «Плоскостопие».
Группа №2 получает задание: Используя текст учебника с.75 и отчетный лист, выполните лабораторную работу «Осанка и плоскостопие» используя в качестве испытуемых – участников группы №3.
Группа №3 выступает в роли испытуемых, при этом готовят справку о выявленных или отсутствующих нарушениях вместе с группой №2.
Группа №4 выполняет задание: Проанализировать собранную информацию о нарушениях осанки и возникновении плоскостопия. Используя выданные иллюстрации, составить коллаж о методах профилактики этих нарушений.
Деятельность учителя: наблюдает, координирует и корректирует деятельность учащихся.
4. Выступление групп. (12-15 минут)
Деятельность учащихся:
Группа №1 рассказывает о понятиях «Осанка» и «Плоскостопие», используя получившиеся схемы.
Группа №2 и №3 докладывают о получившихся результатах исследования.
Группа №4 рассказывает о видах нарушений осанки и причинах плоскостопия, защищают получившийся коллаж о профилактики этих заболеваний.
Деятельность учителя: направляет учащихся, помогает обобщить полученные знания и результаты, если у них возникают проблемы.
5. Рефлексия (5 минут).
Устная работа с рисунками из раздаточного материала.
Учитель: Ознакомьтесь с рисунком №1, на нем изображены разные виды нарушений осанки, назовите их, есть ли среди предложенных изображение с нормальной осанкой?
Учащиеся работают с изображением, отвечают на вопросы. Учитель контролирует и корректирует ответы.
Учитель: Обратите внимание на рисунок №2, какое изображение правильно характеризует положение ребенка за письменным столом?
Учащиеся работают с изображением, отвечают на вопросы. Учитель контролирует и корректирует ответы.
Учитель: Посмотрите на рисунок №3, что вы можете сказать о мерах профилактики нарушений осанки и возникновения плоскостопия?
Учащиеся работают с изображением, отвечают на вопросы. Учитель контролирует и корректирует ответы.
6. Домашнее задание
§ 15 читать, устно ответить на вопросы после параграфа
Творческое задание: привести примеры (не менее 3), как в литературных произведениях воспевается красивая осанка (Н-р, «Сказка о царе Салтане» — «выступает будто пава»).
Приложение №1.
Отчетный лист к лабораторной работе:
Осанка и плоскостопие.
Цель: научиться выявлять нарушения осанки и плоскостопие.
Оборудование: сантиметровая лента, линейка, отпечаток стопы.
Ход работы:
1. Измерьте расстояние между самыми отдаленными точками левого и правого плеча, отступая 3-5 см вниз от плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины Первый результат поделите на второй. Получившиеся результаты внесите в таблицу, сделайте вывод о наличии или отсутствии нарушений.
Расстояние между точками плеча, см. | |
со стороны груди (А) | со стороны спины (Б) |
А/Б=______________________________
Выыод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Встаньте спиной к стене так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стеной и поясницей просунуть кулак.
Наблюдения:_________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы:_____________________________________________________________________________________________________________________________
3. Выявление плоскостопия: используйте отпечаток стопы. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.
Наблюдение:________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение №2.
Приложение №3
№1
№2
Презентация «Правильная осанка — залог здоровья» презентация к уроку по физкультуре по теме
Слайд 1
« Правильная осанка-залог здоровья» Выполнила: учитель МОУ СОШ № 15 Павлова Наталья Александровна Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15»
Слайд 2
Правильная осанка – привычная поза непринуждённо стоящего человека, когда он способен без напряжения держать прямо туловище и голову с небольшими естественными изгибами позвоночника. Для правильной осанки важны сильные мышцы спины, гибкость позвоночника и суставов. Сильные, упругие мышцы помогают сохранить нормальное расположение внутренних органов, а значит, и их здоровое функционирование в течение долгого времени. Что такое осанка?
Слайд 3
В лияние осанки на здоровье человека Нарушение осанки сопровождается расстройством деятельности всех внутренних органов , небольшой жизненной емкостью легких и колебаниями внутригрудного давления. Это, неблагоприятно отражается на функции и сердечно-сосудистой, и дыхательной систем. Слабость мышц живота и согнутое положение тела вызывают нарушения оттока желчи и перистальтики кишечника. Это, приводит к нарушению пищеварительных процессов и зашлаковыванию организма, снижению иммунитета, простудным заболеваниям, быстрой утомляемости и головным болям. Люди с плоской спиной подвержены к постоянным микротравмам головного мозга во время ходьбы, бега и других движений. Отсюда – быстрая утомляемость и частые головные боли.
Слайд 4
Тест на правильность осанки Простейший способ оценить свою осанку заключается в следующем: Встаньте вплотную спиной к шкафу или стене. Сомкните стопы, смотрите прямо вперед (голова должна касаться шкафа). Руки опущены. Если ваша ладонь не проходит между поясницей и стеной, то осанка хорошая; в противном случае мышцы брюшного пресса слабы и живот оттягивает позвоночник вперед (лордоз).
Слайд 5
При правильной осанке голова и туловище расположены на одной вертикали, плечи развернуты, слегка опущены и находятся на одном уровне, рельеф шеи (от уха до края плеч) с обеих сторон симметричен, физиологическая кривизна позвоночника нормально выражена, грудь приподнята (слегка выпячена), живот втянут, ноги выпрямлены в коленных и тазобедренных суставах, стопа без деформаций с хорошо видимой выемкой со стороны внутреннего свода. Признаки правильной осанки
Слайд 6
Оценивая осанку, фиксируют следующие моменты Положение головы Находится ли она на одной вертикали с туловищем, или подана вперед, или наклонена набок (вправо или влево). Состояние плечевого пояса рельеф шеи – линия от козелка уха до края плеча одинаково выгнута с обеих сторон или одна сторона длиннее другой; • плечи – на одном уровне или одно плечо приподнято, а другое опущено; разведены плечи или поданы вперед, и если поданы, то одинаково или одно больше другого • лопатки – на одном уровне или одна выше; выступают ли, и если выступают, то одинаково или одна больше.
Слайд 7
Позвоночник Имеет он нормальные физиологические изгибы или наблюдаются шейный и поясничный лордоз (выпуклость вперед), грудной и крестцово-копчиковый кифозы (выпуклость назад). Главной особенностью правильной осанки является симметричное расположение частей тела относительно позвоночника : Грудная клетка спереди и сзади не имеет западаний или выпячивания; живот симметричен и пупок расположен по его центру; соски – на одной линии; лопатки находятся на одном уровне по отношению к позвоночнику ; уровень надплечий и гребешков подвздошных костей на одной горизонтальной линии; линии талии с двух сторон одинаковые.
Слайд 8
Подвижность позвоночника Оценивается в положении стоя. При наклоне вперед измеряется расстояние от конца среднего пальца до пола. Если обследуемый не может достать кончиками пальцев до пола, записывается: минус столько-то сантиметров; если может положить ладонь на пол, записывается: плюс столько-то сантиметров. Подвижность позвоночника на изгиб назад измеряется расстоянием от седьмого шейного позвонка до начала межъягодичной складки при максимальном наклоне туловища назад
Слайд 9
Силовая выносливость мышц-разгибателей спины оценивается временем удержания на весу верхней половины туловища и головы в позе «ласточка». Ориентировочно нормальное время удержания туловища детьми 7—11 лет составляет 1,5–2 минуты, подростками – 2–2,5 минуты, взрослыми – 3 минуты.
Слайд 10
Нарушения осанки Искривление позвоночника Отклонения от нормальной осанки называются нарушениями или дефектами осанки. Кифоз (выгнутость)и лордоз (вогнутость) ведут к сутулости, а сколиоз (изгиб) ведет к боковым искривлениям изгибов позвоночника и функциональные изменения опорно-двигательного аппарата. Нормальная спина Нарушение осанки может происходить в двух плоскостях – в сагиттальной (вид сбоку) и фронтальной (вид прямо). Нарушения в сагиттальной плоскости
Слайд 11
К нарушениям осанки, отражающим увеличение изгибов позвоночника, относятся: сутуловатость – увеличение грудного кифоза (выгнутости) и уменьшение поясничного лордоза (вогнутости).При сутуловатой и круглой спине грудь западает, плечи, шея и голова наклонены вперед, живот выпячен, ягодицы уплощены, лопатки крыловидно выпячены . лордотическая — круглая спина – увеличение грудного кифоза (выгнутости) при полном отсутствии поясничного лордоза (вогнутости). Для компенсации отклонения центра тяжести от средней линии человек с такой осанкой стоит, как правило, с чуть согнутыми в коленях ногами. При кругловогнутой спине голова, шея, плечи наклонены вперед, живот выступает, колени максимально разогнуты, мышцы задней поверхности бедер растянуты и истончены по сравнению с мышцами передней поверхности бедер. кифотическая — кругловогнутая спина – увеличение всех изгибов позвоночника, а также угла наклона таза. выпрямленная — плоская спина – уплощение поясничного лордоза (вогнутости), при котором наклон таза уменьшен, а грудной кифоз выражен плохо. Грудная клетка при этом смещена вперед, нижняя часть живота выпячена, лопатки крыловидные – углы и внутренние их края отстают от спины.
Слайд 12
Нарушения во фронтальной плоскости Сколиоз — типичное нарушение осанки во фронтальной плоскости – асимметричная осанка, когда отсутствует симметрия между правой и левой половинами туловища. Позвоночник при этом представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево, а «треугольники талии» – пространство между локтевым суставом свисающей руки и талией – становятся разными в связи с тем, что одно плечо и лопатка опущены Круглая спина Плоская спина Седлообразная
Слайд 13
Нарушение формы ног При определении формы ног обследуемый соединяет пятки вместе и стоит, выпрямившись. В норме ноги соприкасаются в области коленных суставов, при О-образной форме коленные суставы не касаются, при Х-образной — один коленный сустав заходит за другой.
Слайд 14
Форма ног 1 — нормальная (ось нижней конечности в норме). 2 — О-образная деформация нижней конечности (варусная). 3 — Х-образная (деформация нижней конечности (вальгусная). Нарушение формы стоп Стопа — орган опоры и передвижения. Различают стопу нормальную, уплощенную и плоскую. При осмотре стопы опорной поверхности обращают внимание на ширину перешейка, соединяющего область пятки с передней частью стопы. Kроме того, обращают внимание на вертикальные оси ахиллова сухожилия и пятки при нагрузке. Внешний вид стоп а) Отпечатки подошв в норме. б) При плоскостопии.
Слайд 15
Правила королевской осанки. Упражнения для развития правильной осанки.
Слайд 16
Первое правило. Всегда и при любых обстоятельствах «держи спину». Спина должна быть прямая, и когда ты идешь, и когда сидишь. Прямая спина — символ душевного равновесия, согнутая — свидетельствует об упадке жизненных сил. Упражнение 1 Поза младенца. Встаньте на коврик на колени. Руки вытянуты, ладони направлены друг к другу. Медленно опускайтесь ягодицами на пятки, а руки вытягивайте перед собой. Ладони прижмите к полу. Когда шея расслабится, возвращайтесь в исходную позицию. Сделайте это упражнение 6 раз.
Слайд 17
Второе правило. Разверни плечи и опусти вниз лопатки. Правильная осанка обязывает ходить с гордо поднятой головой. Упражнение 2 Поза воина. Одна нога впереди другой на 3-4 стопы, руки по сторонам, спина прямая. На вдохе сгибаем ту ногу, которая стоит впереди. Тянемся вперед и замыкаем пальцы рук над головой. Сделайте это упражнение 6 раз с каждой ноги.
Слайд 18
Третье правило. Не сгибайся в пояснице. «Старческой» осанке способствует сидячий образ жизни. Если ты попробуешь привстать со стула, не изменяя наклона поясницы, то в зеркале как раз старушку и увидишь. Упражнение 3 Поза ящерицы. Сгибаем перед собой одну ногу, вторая позади вас. Руками упираемся в пол, туловище тянется вверх — перпендикулярно полу. На выдохе опускаем туловище к колену. Сделайте это упражнение 6 раз с каждой ноги.
Слайд 19
Четвертое правило. Походка должна быть легкой. Тяжелая, грузная походка отражается не только на суставах, но и на состоянии обуви. Не думай, что полнота неизменно влечет за собой грузность. Ходьба «по ниточке» к тому же подчеркивает плавное и медленное покачивание бедрами. Именно плавное, как маятник, — влево, вправо… Специально же крутить бедрами не следует, это выглядит вульгарно. Упражнение 4 Поза моста. Ложимся на спину, руки в замке перпендикулярно полу. Тянем руки в потолок, отрывая их от пола. На вдохе поднимаем таз от пола и тянемся лобковой костью в потолок. На выдохе возвращаемся в стартовую позицию. Сделайте это упражнение 6 раз.
Слайд 20
Пятое правило. При движении плечи ровно плывут вперед. Полезно походить с книжкой на голове. Это, кстати, укрепляет мышцы шеи, избавляет от второго подбородка и придает голове горделивую посадку. 1. Поднимание ребер. И. П. — лежа на спине. Ноги — прямые. Руки — вдоль корпуса. Не открывая головы, плеч и ягодиц от пола, прогните позвоночник вперед и вверх, чтобы раздвинулись ребра. Задержитесь в таком положении на 5-7 циклов «вдох-выдох». Упражнение 5
Слайд 21
Шестое правило. Шаг должен быть широким, уверенным, но с носка. Если уж добиваться действительно мягкого хода, гордо и открыто неся вперед свой корпус, то нагрузку с пятки следует перенести на другую часть стопы – ближе к носку. Растяжка разгибателей позвоночника (низа спины). Для выполнения это упражнения вам потребуется пояс от халата или скакалка. И. П. — лежа на спине, согнуть ноги и разместить пояс на середине бедра. Локти прижаты к полу. Запрокинуть ноги, помогая при этом руками подтянуть колени к носу. Задержаться на 8 счетов. Опуститься в исходное положение. Упражнение 6
Слайд 22
Седьмое правило. Вспомните эпизод из кинофильма «Служебный роман» — «Все в себя!» Живот вобрать, ягодицы подтянуть. Один секрет — «вбирать» живот легче натощак. Отсутствие чувства переедания вообще способствует легкости во всем теле и летящей, не обремененной лишними калориями, походке. Измененная поза голубя. И. П. — одну ногу вытянуть назад в шпагат, колено смотрит в пол; другую ногу, согнутую в колене, вытяните вперед (перед собой). Выполняя это упражнение, вы будете чувствовать значительную растяжку задней поверхности бедер. Выполнить упражнение на другую ногу.
Слайд 23
Восьмое правило. Не стесняться. Часто причина сутулости в том, что ходить с королевской осанкой и смотреть людям прямо в глаза очень сложно психологически. Легче спрятаться, вжать в плечи голову и не привлекать к себе лишнего внимания. Всегда стремись к горделивой осанка, прямой с легким вызовом взгляд и абсолютная уверенность в каждом своем движении. Крест-накрест Из исходного положения, лежа на животе, попеременно поднимать правую руку — левую ногу и левую ногу — правую руку. Выполнить по 15-20 раз для каждой стороны попеременно.
Слайд 24
Девятое правило. Умей носить одежду. Походка зависит от настроения, обстановки, одежды и даже прически. Волосы, собранные в тяжелый узел на затылке, поневоле оттягивают голову немного назад, выпрямляя заодно и плечи и позвоночник. Легкие «струящиеся» ткани юбки, плаща делают движение похожим на полет, плавно обтекают фигуру впереди в самых выигрышных ее местах. Наутилус И. П. — поднимаемся на колени. Как и в предыдущем варианте «крест-накрест», подтягиваем левое колено к правой руке и затем вытягиваем вверх. Сначала сделать 15-20 подходов для одной стороны, затем выполнить зеркально для другой.
Слайд 25
Десятое правило. Только самоуважение и чувство собственного достоинства, идущие изнутри, способны сделать королевскую стать твоим постоянным состоянием. Покопайся в душе и найди в себе свое самое большое достоинство. Десятое правило. Только самоуважение и чувство собственного достоинства, идущие изнутри, способны сделать королевскую стать твоим постоянным состоянием. Покопайся в душе и найди в себе свое самое большое достоинство.
Слайд 26
-Проверить осанку у всей своей семьи. -Подобрать комплекс упражнений для развития правильной осанки. Домашнее задание
Слайд 27
Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать : сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине. правильная и точная коррекция обуви : (плоскостопие, косолапость) организация и строгое соблюдение правильного режима дня ( время сна, бодрствования, питания и т.д.) постоянная двигательная активность , включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание. отказ от таких вредных привычек как : стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения ( за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков , сумок, портфелей и др.
Слайд 28
Именно мышцы нижнего отдела живота формируют красивую осанку, позволяют нам держать спину ровно. Пресс — основа красивой осанки Работу над красивой осанкой следует начать с тренировки мышц брюшного пресса. Выполняйте несложные упражнения на все группы мышц живота и при любых обстоятельствах втягивайте живот и старайтесь удерживать мышцы в легком напряжении. Для правильной осанки нужно правильно сидеть Помните: Выполняйте несложные упражнения на все группы мышц живота и при любых обстоятельствах втягивайте живот и старайтесь удерживать мышцы в легком напряжении. Для правильной осанки нужно правильно сидеть. Именно мышцы нижнего отдела живота формируют красивую осанку, позволяют нам держать спину ровно. Пресс — основа красивой осанки Работу над красивой осанкой следует начать с тренировки мышц брюшного пресса. Помните
Слайд 29
Литература 1.Энциклопедия красоты и здоровья. Идеальная осанка. 2 . Ники Левик .Правила королевской осанки. 2011. 3.О. Барашева. Правильная осанка – залог успеха в жизни. – М., 2000. 4.Брегг П. Программа по оздоровлению позвоночника. – М., 1998. 5.Нарушения осанки. – М., 1999.
Слайд 30
Спасибо за внимание!