Проект «Народная музыка: Направления, сюжеты…» проект по музыке (6 класс) на тему


Детский фольклор на музыкальных занятиях в ДОУ

Детский фольклор для дошкольников

Методическая разработка: Музыкальное воспитание младших дошкольников через восприятие произведений детского фольклора.
Автор: Микляева Резеда Сиреневна, музыкальный руководитель Место работы: СОШ №1231, дошкольное отделение ул. Погодинская д.20/3 стр.1 Цели музыкального воспитания: сформировать у малышей двигательную и познавательную активность через знакомство с элементами музыкального фольклора. Задачи: — установление добрых взаимоотношений, эмоционального контакта с детьми — воспитание художественного вкуса — развитие творческих способностей детей — развитие координации движений — воспитание у детей интереса и любви к народному творчеству Данная работа будет полезна музыкальным руководителям ДОУ, педагогам дополнительного образования, воспитателям.


Детский фольклор — это особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, приговорки, заклички любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества. В работе с детьми раннего возраста я активно использую малые фольклорные формы: пестушки, потешки, прибаутки. Они не только эмоционально окрашивают занятие, но и помогают решить многие музыкальные задачи. Малыши, впервые попадая в музыкальный зал, могут растеряться. Их необходимо собрать, заставить полюбить себя, наладить с ним контакт. В этом мне помогает известная песенка «Ладошечка» (на мотив рус. нар. песни «Я на горку шла») 1. Дай ладошечку, Моя крошечка, Я поглажу тебя По ладошечке. Взрослый, напевая песенку, поглаживает ребёнка по ладошечке.
2. Вот ладошечка, Моя крошечка, Ты погладь меня По ладошечке.
Взрослый, напевая песенку, протягивает ребёнку свою ладонь; ребёнок гладит ладонь взрослого.
Важно с первых же занятий научить детей понимать педагога, повторять за ним простые движения: хлопки в ладоши, похлопывание ладошками по коленочкам, закрывать ладошками глазки. Поэтому на первых занятиях с детьми раннего возраста я использую такие потешки, в которых упоминаются части тела. Проговаривая или пропевая их на любой мотив, музыкальный руководитель показывает движения, а дети подражают (показывают ротик, носик, ручки и т.д) 1. Ротик мой умеет кушать, Нос дышать, а ушки слушать, Глазоньки моргать- моргать, Ручки — все хватать-хватать. 2.Зайка начал умываться, Видно в гости он собрался. Вымыл ротик, Вымыл носик, Вымыл ухо, Вот и сухо. 3. Где же наши ушки? Слушают пестушки! А где глазки? Смотрят сказки! А где зубки? Прячут губки! Ну а ротик на замочек! 4. Потягушки-порастушки: В рученьки хватушки, В ноженьки ходушки, в роток — говорок, А в головку разумок! 5. Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. 6. В наших ножках ходунки, В наших ручках хватунки. В маленькой головке разумок. В славном ротике говорок. Есть потешки, которые создают позитивное настроение. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, настраивают на занятие. Эти потешки выполняются стоя, в начале занятия, сопровождаются хлопками в ладоши, прыжками, «пружинкой» по показу взрослого. 1.- Мы проснулись, мы проснулись.
Дети поднимают руки вверх, потягиваются.
— Сладко, сладко потянулись. — Маме с папой улыбнулись. 2. Потягушечки – потягушечки,
Дети стоят врассыпную,
От носочков до макушечки.
Поднимают руки вверх, потягиваются.
Мы тянемся – потянемся
Прыгают на месте
Маленькими не останемся Мы уже растем, растем.
Хлопают в ладоши
Утром песенки поем. Некоторые потешки можно использовать в соответствии с временем года, с природными явлениями: светит ли солнышко или идет дождь, снег.


1.Смотрит солнышко в окошко,
Дети хлопают в ладоши
Светит в нашу комнату. Мы захлопаем в ладошки — Очень рады солнышку. 2.Вместе с солнышком встаю,
Поднимают руки вверх
Вместе с птицами пою. С добрым утром!
Опускают руки, хлопают в ладоши
С ясным днем! Вот как славно мы поем! 3.Солнышко, солнышко,
Дети прыгают на месте или хлопают в ладоши
Выгляни в оконце, Посвети немножко, Дам тебе горошка! 4.Солнышко, солнышко,
Хлопают в ладоши
Выгляни в окошко! Солнышко, нарядись, Красное, покажись! Ждут тебя детки, Ждут малолетки. 5.Дождик, дождик, посильней —
Прыгают на месте
Будет травка зеленей, Вырастут цветочки
Выполняют пружинку
На нашем лужочке. 6.Дождик, дождик,
Стучат пальчиком по ладошке
Кап-кап-кап! Мокрые дорожки. Нам нельзя идти гулять —
Выставляют поочередно ножки
Мы промочим ножки. 7. Ты, мороз, мороз, мороз,
Грозят пальчиком
Не показывай свой нос! Уходи скорей домой,
Топают на месте
Стужу уводи с собой. А мы саночки возьмём,
Поднимают руки вверх
Мы на улицу пойдём, Сядем в саночки —
Опускают руки
Самокаточки.


В младшей группе ставится задача овладения простейшими элементами народной плясовой пластики: притопывание одной и двумя ногами, постукивание каблучком, повороты кистей («фонарики»), перебежки, «пружинка», прыжки, самостоятельно использовать эти элементы в свободной пляске. Некоторые потешки таят в себе рифмованную подсказку к движениям. Их тексты помогают ребенку ярче представить и выразительнее передать в движениях смысл услышанного. 1.Встань, малыш, ещё разок, Сделай маленький шажок. Топ-топ! Ходит мальчик наш с трудом, Первый раз обходит дом. Топ-топ!
Дети по показу взрослых идут по залу врассыпную (учатся ориентироваться в пространстве)
2.Что за ножки? Что за ножки?
Похлопывают по коленочкам
У тебя, у нашей крошки! Ни собачке и ни кошке Не дадим твои мы ножки. Эти ножки, эти ножки
Выполняют «топотушки»
Будут бегать по дорожке. 3. Еду-еду к бабе, к деду
Идут «топотушкой»
На лошадке в красной шапке, По ровной дорожке
Притопывают одной ножкой
На одной ножке, В старом лапоточке
Притопывают другой ножкой
По рытвинам, по кочкам Всё прямо и прямо,
Идут «топотушкой»
А потом… в яму! Бух!
Приседают
4.Поехали, поехали
Идут «топотушкой» в одну сторону
За грибами, за орехами. Приехали, приехали
Идут «топотушкой» в обратную сторону
С грибами, с орехами. В ямку бух!
Приседают
5.Пошёл котик по дорожке,
Постукивают каблучком правой ножкой
Купил Машеньке сапожки, Пошёл котик на торжок,
Постукивают каблучком левой ножкой
Купил котик пирожок, Пошёл котик на улочку,
«Пружинка»
Купил котик булочку. Самому ли есть
«Фонарики»
Или Машеньке снесть? Я и сам укушу,
«Пружинка»
Да и Машеньке снесу. 6.Ай, тата, тата, тата,
Дети выполняют «топотушки» на месте
Пожалуйте решета – Мучки посеять, Пирожки затеять. А для нашей лапушки
Хлопают в ладоши
Затеем оладушки, Испечем блинка – Покормить сынка! 7.Ах ты, радуга-дуга,
Хлопают в ладоши
И туга, и высока! Не давай нам дождичка,
Грозят пальчиком
Подавай нам ведрышко. Чтоб ребятам погулять,
Прыгают на месте
Чтоб телятам поскакать, Нужно солнышко,
Хлопают в ладоши
Колоколнышко! 8. Ай, чки-чки-чки,
Выполняют «каблучок» правой ножкой,
Мы купили башмачки!
затем левой ножкой
Разок шагнешь,
Шагают на месте
Другой шагнешь, А потом, а потом Плясать пойдешь! 9. По дорожке, на порожке
Дети идут по кругу, держась за руки
Дружно топают две ножки. Уходи с дороги кот, Наша девочка идет! Следующие упражнения предназначены для детей 4-5 лет, так как помогают освоить уже такие движения, как подскоки, приставной шаг.


1.Из-за леса,из-за гор
Дети идут высоким шагом, «держат поводья»
Едет дедушка Егор. Сам на лошадке Жена на коровке Детка на телятках А внуки на козлятках. Гоп-гоп, гоп – гоп
Выполняют прямой галоп
Гоп-гоп, гоп-гоп Тпрру…
Останавливаются, «натягивают поводья»
2.Идёт петушок,
Дети идут друг за другом, высоко поднимая ноги
Красный гребешок, Хвост с узорами, Сапоги со шпорами, Двойная бородка, Частая походка, Рано утром встаёт, Красны песенки поёт! 3. — Куда бежите, ножки?
Дети держатся за руки, идут по кругу
— По летней дорожке, С бугра на бугор
Останавливаются, приседают, далее идут приставными шагами
За ягодой в бор. В зеленом бору Тебе наберу Черной черники, Алой земляники. 4. Скок, да поскок,
Двигаются подскоками
Молодой дроздок По водичку пошел, Молодичку нашел. Молодиченька —
Выполняют «пружинку» с поворотами
Невеличенька: Сама с вершок, Голова с горшок.

Рекомендуем посмотреть:

Игровые методы и приёмы для развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста Музыкальная гостиная в детском саду Музыкальная гостиная в детском саду. Струнные музыкальные инструменты Музыкальное воспитание детей в семье

Похожие статьи:

Стихи о музыкально-развивающей среде в ДОУ

Конспект тематического музыкального занятия для детей 6-7 лет

Считалки для малышей

Детский фольклор

Календарный фольклор для детей

Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников

Библиографическое описание:

Купальная, Е. В. Фольклор в музыкальном воспитании дошкольников / Е. В. Купальная, Е. И. Шкатула. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2020 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14553/ (дата обращения: 10.10.2020).


Искусство называют «школой чувств», но в зависимости от содержания его произведений оно может вызывать различные чувства, ценные и ущербные, ведущие к духовному росту или обедняющие человека, формирует и воспитывает человека целостного, всестороннего и гармонично развитого. А фольклор — это не просто наше наследие, а наряду с православием еще та основа основ, на которой держится нравственность. И если исчезнет этот фундамент, то рухнет и национальное самосознание.

Любой народ продлевает себя в детях, поэтому духовность надо воспитывать с раннего детства — главное средство нравственного, познавательного и эстетического развития ребенка. В народе говорят: «Нет дерева без корней, дома — без фундамента». Этим фундаментом и является фольклор, на котором строится и раскрывается ребенок как личность. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе ее личности.

Работу по воспитанию любви к музыкальному воспитанию дошкольников для доступности удобнее и проще строить на основе народного календаря. Главная особенность такого подхода — прослеживание сезонного труда взрослых в песнях (игровых, шуточных, лирических), танцах, хороводах, игре на музыкальных народных инструментах. Особенно нравятся дошколятам игры с незамысловатыми правилами и текстом, где можно проявит свою индивидуальность. Так дети в доступной форме с удовольствием знакомятся с этническими ценностями родной культуры, в их представлении создаются яркие образы, воспитывается вкус, интерес к жизни, искусству предков, стремление понять, стать ближе к своему народу. В итоге — у дошколят остается детство с красотой, радостью, неподдельным весельем и положительным эмоциональным фоном.

Работа по приобщению дошколят к фольклору определяет решение следующих задач:

‒ Познакомить детей с разнообразием и особенностями русского фольклора и развитие интереса к нему;

‒ Накопление эстетического опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений;

‒ Расширение знаний и представлений детей о национальной культуре и традиции народа;

‒ Развитие всех музыкальных способностей воспитанников.

В основе содержания данной системы работы является формирование основ фольклора в музыкальной деятельности детей. Это эмоциональная, познавательная и социально-личностная деятельности.

Эмоциональная — обусловлена спецификой фольклорного искусства, его яркостью, эмоциональной выразительностью и предполагает осознание ребенком одной из важных функций фольклора, которая связана с передачей различных оттенков чувств, настроений, выраженных средствами музыкального языка, музыкальной речи.

Познавательная деятельность связана с расширением знаний и представлений детей о музыкальном и поэтическом фольклоре, с элементарными понятиями фольклора, в рамках, доступных пониманию дошкольников. На основе получаемой информации у воспитанников развиваются активность, интерес к музыке, художественному слову, игре на народных инструментах, возникают личностные предпочтения, связанные с восприятием тех или иных музыкальных произведений. Процесс музыкального развития ребенка происходит в разнообразной музыкальной деятельности: восприятие-слушание, пение, музыкально — ритмическая, игра на детских музыкальных инструментах, где каждый из видов деятельности имеет самостоятельное значение. Воспитанники овладевают необходимыми умениями для успешного проявления своих способностей в пении, движениях под музыку, игре на детских музыкальных инструментах.

Социально-личностный компонент предполагает развитие у детей интереса к фольклору, желание его слушать, сопереживать настроению, узнавать национальные традиции, песни, танцы, способность давать собственную оценку воспринимаемым произведениям. Дети с удовольствием включаются в процесс музыкальной деятельности, на занятиях, фольклорных праздниках, что в дальнейшем послужит базой для установления положительных взаимоотношений каждого ребенка со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье.

Через игровые и плясовые песни дети овладевают игровыми и певческими навыками, учатся согласовывать речь и движение, получают первоначальные навыки актерского мастерства. Знакомясь с хороводами, дети приобретают навыки танцевальных и театрализованных действий. Обучение игре на народных музыкальных инструментах развивает у детей чувство ритма, музыкальный слух, умение слаженно играть ансамблем. Осмысление образного содержания, умение выполнять движения со сменой характера музыки, менять ритм, темп приходят во время постановки народных танцев.

А еще вместе с воспитателями и ребятами мы расписываем элемент костюмов, в том числе кокошники, вырезанные из картона, пояса из ткани, наряд для любимых кукол, которые бывают на наших занятиях, а также различные инструменты шумового оркестра, сделанные вместе с родителями дома (после проведенного мастер-класса). И как потом приятно детям выступать с концертами зная, что они тоже участвовали в изготовлении народных костюмов.

Народные праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры, как жанр устного народного творчества, являются национальным богатством, и мы стараемся вместе с воспитателями закреплять разученные игры на прогулке, ведь в большинстве случаев они не требуют музыкального сопровождения, А сколько радости доставляет участие в них младших воспитанников. И тогда дети наперебой рассказывают правила игры и помогают малышам их усвоить.

Ни один обрядовый праздник не обходиться без игры на музыкальных инструментах. Обучать игре на ложках, свистульках, колокольчиках возможно с самого раннего возраста. Ребят постарше знакомим с другими народными инструментами, такими, как дудка, гусли, балалайка.

Непременно используем музыкальные инструменты, сделанные в группе и дома вместе с родителями. Как не покрасоваться перед друзьями!

Нельзя прерывать связь времен и поколений, чтобы не исчезла, не растворилась во вселенной душа народа. Так же, как встарь, наши дети должны быть участниками традиционных праздников. Петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры. Так было всегда, даже, даже в очень далекие времена, когда собирались наши прабабушки и прадедушки на шумные беседы и посиделки, когда переодевшись ряжеными, ходили по дворам и славили хозяев, желая им доброго здравия и хлебов обильных, когда устраивали веселые игрища и забавы.

Хочется еще раз подчеркнуть огромное значение народной музыки в воспитании и развитии духовности. Но успех приходит только в результате глубоко продуманной и целенаправленной работы, приобщения детей к народной культуре, к непреходящим общечеловеческим ценностям и является средством формирования у них патриотических чувств.

Таким образом, в сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, приобщение детей к народной культуре становиться актуальной задачей. И пусть в дальнейшем не все наши воспитанники смогут посвятить себя музыке, но все то, что в них было заложено в дошкольном возрасте, чему они научились в детском саду, поможет им стать мыслящими, неординарными и творческими людьми.

Считаем, главным для каждого педагога иметь огромное желание не только научить и воспитать, но и помочь ребёнку стать счастливым, стать человеком с большой буквы, то есть достойным гражданином своей страны.

Литература:

  1. Картушина М. Ю. Русские народные праздники в детском саду. М. 2006.
  2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. С-Петербург, 1998.
  3. Остроух Г. А. Музыкальный фольклор, как средство развития музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание № 9, 1994.
  4. Полтавская О. М. Программа духовно-нравственного воспитания дошкольников Школьная пресса, 2009.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: игра, ребенок, инструмент, детский сад, народная культура, представление детей, приобщение детей, расширение знаний, родная культура, фольклор.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: