Фольклор в музыке композиторов
Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов». «Стучит, гремит Кикимора».
5 класс 3 урок
Цель урока:
Создание условий для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнения музыкальных произведений.
Знакомство учащихся с одним из образцов произведений программной инструментальной музыки, созданным на основе русских народных сказаний.
Проследить единство и связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить с термином «программная музыка», жанром симфонической миниатюры.
Проанализировать использование средств музыкальной выразительности при создании «сказочных картин».
Познакомить с музыкальным инструментом челеста, напомнить звучание и изображение инструментов: флейта, флейта-пикколо, английский рожок.
Познакомить со сказочной картиной А. К. Лядова «Кикимора».
Учить понимать выразительные возможности музыки в характеристике конкретных сказочных персонажей.
Развивающие:
Развивать творческие способности учащихся.
Развивать музыкальный кругозор.
Развивать музыкальную память.
Развивать интерес и уважение к национальному фольклору и русской классической музыке.
Коррекционные
: развивать внимание, мышление, память, способствовать развитию словарного запаса учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.
Воспитывать любовь к музыке русских композиторов и фольклору.
Воспитывать любознательность к музыке А.К. Лядова.
Ожидаемый результат:
Знать понятие программная инструментальная музыка.
Знать ФИО композитора, написавшего «Кикимору».
Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.
Уметь исполнять вокально-хоровые произведения.
Определять на слух и по изображению инструменты, прозвучавшие на уроке.
Тип урока
: комбинированный, с использованием ИКТ
Методы урока
: объяснительно-иллюстративный.
Формы организации учебной деятельности
: групповая, индивидуальная, коллективная.
Возрастная категория
: 5 класс
УМК:
Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 5 класс» — М. :Просвещение, 2012.
Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5класс–М.: Просвещение, 2006.
Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 5-6 классы. М. :Просвещение, 2014.
Музыкальный материал:
А. К. Лядов «Кикимора» — симфоническая миниатюра.
А. К. Лядов «Колыбельная».
Музыка А.Морозова, слова Ю. Паркаева «Волшебная сказка».
Оборудование:
фортепиано, проектор, компьютер, музыкальный центр.
Тема №6. Народная песня и ее использование в произведениях русских композиторов – классиков.
Творчество композиторов- классиков неразрывно связано с народной песней. Михаил Иванович Глинка, основоположник русской классической музыки, говорил: «Музыку создаем не мы, создает народ: мы только записываем и аранжируем».
С вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями, подсказывает сюжеты и темы.
Многие художественные образы, созданные народной фантазией, нашли новую жизнь в произведениях композиторов. Из народных сказок и былин пришли в музыку Снегурочка и Золушка, Садко и Лель, Кащей Бессмертный и Баба – Яга.
Народное происхождение имеют и музыкальные инструменты. Пастушьи рожки и свирели, рога и гусли, гудки и различные ударные инструменты, на которых играли народные музыканты, превратились со временем в гобои и флейты, валторны и арфы, скрипки и виолончели.
Но особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались композиторы, подобно тому, как писатели и поэты пользуются богатством народной речи.
Наиболее ярко связь композиторов с народным творчеством проявилась в русской музыке. Творчество Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Римского – Корсакова и Чайковского не могло бы достигнуть такого высокого расцвета без этой связи с народной песней.
В народных песнях отражается героическая история народа и его повседневная жизнь, сокровенные думы и мечты о счастье. Песня – это душа народа, правдивое зеркало его жизни и быта.
Среди русских народных песен есть трудовые и праздничные, хороводные и плясовые, свадебные и протяжные, ямщицкие и бурлацкие, рекрутские и солдатские, городские песни и частушки. К музыкально – поэтическому виду народного творчества относят и древние былины.
Еще в 19 веке началось в России изучение лучших образцов народного творчества. Большой вклад в это дело внесли композиторы – классики. Они записывали, обрабатывали и изучали мелодии народных песен. Составленные ими сборники песен распространялись среди любителей музыки и музыкантов. Уже известные вам песни «Про татарский полон», «Со вьюном я хожу» вошли в сборник Н.А. Римского – Корсакова «Сто русских народных песен». Записывая и обрабатывая народные мелодии, композиторы сумели сохранить и передать всю красоту и самобытность народного искусства.
М.А. Балакирев. Сборник «Сорок русских народных песен». Балакирев, большой знаток народной песни, в 1860 году совершил поездку по Волге, чтобы записать народные песни от волжских бурлаков. Так возник сборник, в который вошло 40 русских народных песен в обработке для голоса с фортепиано. Больше половины песен сборника – хороводные. В сборник вошли также свадебные, протяжные, рекрутские и бурлацкие песни.
Создавая сопровождение к народным мелодиям, Балакирев стремился подчеркнуть их красоту и национальные черты. В большинстве обработок партия фортепиано изложена простыми аккордами или плавными переборами аккордовых звуков.
Мелодия хороводной песни шуточного содержания «Заиграй, моя волынка» звучит живо и весело. Мелодию сопровождают частые и легкие аккорды фортепиано. Исполнение их приемом арпеджиато напоминает звучание балалайки – широко распространенного и любимого в народе инструмента. Такой аккомпанемент подчеркивает плясовой характер песни.
Завершает сборник известная волжская бурлацкая песня «Эй, ухнем». Ее обычно пели бурлаки во время самых тяжелых работ. В песне — неторопливый темп, четкий единообразный ри мелодии каждый раз возвращается к тонике. Мелодия песни полна скрытой энергии и напряженности, за ее внешней сдержанностью скрыта могучая сила.
Сопровождение, написанное Балакиревым к народной мелодии, подчеркивает героико – эпический склад песни. В начале мощные октавы у фортепиано дублируют (повторяют) вокальную мелодию. А при развитии в сопровождении появляются полнозвучные аккорды. Такой аккомпанемент наполняет звучание силой и мощью бурлацкого хорового пения.
С большой любовью относился к народной песне П.И. Чайковский. У него есть сборник «50 русских народных песен», предназначенный для исполнения в четыре руки. Народная песня, веселая и грустная, крестьянская и городская, была постоянным спутником композитора на протяжении всей его жизни.
…Летом 1869 г. Чайковский гостил у своей сестры в селе Каменка. Там он однажды услышал грустную протяжную песню «Сидел Ваня». Ее пел, занятый своей работой, крестьянин – плотник. Песня поразила композитора своей выразительностью и красотой.
Чайковский записал столь понравившуюся ему мелодию и включил ее в свое новое произведение – Первый струнный квартет. Песня «Сидел Ваня» стала основной темой второй части квартета. Трогательная задушевность и светлая грусть слышатся в простой, идущей от самого сердца, мелодии. Как и для многих русских песен, для напева «Сидел Ваня» характерны переменный размер (2/4, ¾), смена лада. Исполняемая струнными инструментами, тема звучит особенно тепло и проникновенно, а сопровождающие мелодию голоса напоминают хоровые подголоски.
В среднем разделе звучит другая тема, сочиненная самим Чайковским. Она напоминает колыбельную (скрипка, виолончель).
И затем вновь, уже в репризе, звучит мелодия песни «Сидел Ваня».
Многие народные песни, записанные и обработанные композиторами- классиками, нашли вторую жизнь в операх и симфониях, в произведениях для фортепиано и различных ансамблей. В сочинениях русских композиторов можно найти не только примеры цитирования (точного воспроизведения) народных песен (например, уже известная вам песня Садко с хором «Высота ли, высота поднебесная» из оперы Римского- Корсакова «Садко», в основе которой лежит подлинный былинный напев «Соловей Будимерович»), но и множество мелодий, созданных в народном складе (песня Леля из оперы Римского – Корсакова «Снегурочка», хор поселян из оперы Бородина «Князь Игорь» и многие другие оперные, симфонические темы и романсы Глинки, Мусоргского). Распевность, выразительность и широта этих мелодий – одна из наиболее ярких особенностей музыки русских композиторов.
М. Мусоргский «Песня Марфы из оперы «Хованщина». В опере, написанной на русский исторический сюжет, звучит несколько замечательных песенных мелодий. Среди них – известная протяжная лирическая песня «Исходила младешенька».
Песня Марфы – один из самых ярких и запоминающихся эпизодов оперы. Это задушевная песня со спокойно развертывающейся, широкой мелодией. Плавное поступенное движение чередуется в ней с выразительными ходами на кварту, квинту, а в последнем такте – и на малую септиму.
В опере эту песню поет Марфа. Народная мелодия помогла композитору создать яркий и глубоко национальный образ русской женщины, способной на глубокие и сильные переживания. По своему содержанию и характеру музыки песня «Исходила младешенька» очень созвучна настроению героини оперы, тяжело переживающей измену милого.
В песне шесть куплетов. Мелодия в каждом из них остается неизменной, а аккомпанемент варьируется. Так композитор хотел подчеркнуть содержание каждого куплета песни.
Вариации М. Глинки на русскую народную песню «Среди долины ровныя».Неоднократно обращался к народной песне М.И. Глинка. С народным творчеством он близко познакомился еще ребенком, когда заслушивался чудесными сказками и песнями своей няни, Авдотьи Ивановны. Будущий композитор провел детство в селе Новоспасском, где в дни народных праздников и в свободное от работы время парни и девушки водили хороводы. А в соседнем селе, у своего дяди, маленький Глинка любил слушать народные песни в исполнении небольшого оркестра, состоявшего из крепостных музыкантов. Народное искусство окружало композитора в течение всей его жизни. В своих произведениях он использовал песни не только русского, но и других народов.
На тему лирической песни «Среди долины ровныя» Глинка написал пять фортепианных вариаций.
В народном напеве Глинку привлекла плавность и широта мелодии, искренняя теплота чувства. В песне выражается настроение задумчивости, печали, которое бывает у одинокого человека.
Тихо и задушевно звучит у Глинки начало произведения. К мелодии песни незаметно присоединяется певучий подголосок. Аккомпанемент напоминает мягкое звучание гитары.
По- разному варьирует дальше композитор тему песни в каждой из пяти вариаций, он обогащает ее развитие виртуозными приемами фортепианной игры. Медленные и певучие вариации чередуются с быстрыми и энергичными. А заканчивается произведение стремительной и виртуозной пятой вариацией.
Восемь русских народных песен для оркестра А. Лядова.Большую любовь к народному творчеству и тонкое понимание его унаследовал от своего учителя Римского – Корсакова замечательный русский композитор А.К. Лядов.
Лядову принадлежит около двухсот обработок народных песен. Среди его сочинений одним из лучших являются «Восемь русских народных песен для оркестра» — сюита из небольших законченных пьес. Каждая пьеса представляет собой свободную обработку народнопесенной мелодии, сделанную с большим вкусом и мастерством.
В своем произведении Лядов использует песни разных жанров: былина, колядка, протяжная, колыбельная, плясовая, хороводная и располагает их по контрасту. Так, вслед за неторопливой лирической «Протяжной», идет подвижная задорная «Шуточная», а за тихой «Колыбельной» — веселая «Плясовая».
«Протяжная». Здесь средствами оркестра Лядов воспроизводит характерное звучание народного хорового пения. Медленно и широко запевает печальную лирическую мелодию одинокая виолончель. Ее теплый тембр напоминает звучание человеческого голоса.
Далее, как в хоре, вступают еще несколько голосов (подголоски). Они то расходятся, образуя аккорды, то сходятся в унисон.
Изредка звучат отголоски и флейт, кларнетов, фаготов, напоминающие далекое эхо. Музыка наполнена покоем родных полей и лесов.
«Шуточная («Я с комариком плясала»). Эта пьеса — совсем иного характера: легкая, веселая. Трели скрипок в начале пьесы, то усиливаясь, то удаляясь, подражают назойливому жужжанию комара. Мелодию песни исполняет флейта. Ее сопровождают отрывистые аккорды в верхнем регистре, подчеркивающие четкий, плясовой ритм.
«Колыбельная» — ее простая мелодия звучит напевно и нежно, как голос матери, убаюкивающей младенца.
Слушая «Колыбельную», кажется, что в ней одна протяжная мелодия. На самом деле в напеве лишь два такта, которые повторяются много раз. Зато сопровождение напева каждый раз варьируется, как бы окрашивая его в новые тона.
«Колыбельная» исполняется только струнными инструментами.
«Плясовая» — здесь композитор остроумно воспроизводит звучание народных инструментов.
Задорная тема исполняется вначале щипком на струнах скрипок, и кажется, что звучит балалайка.
Затем тема затейливо звучит у флейты – пикколо в верхнем регистре.
Народные мелодии словно раскрыли свое богатство в руках талантливого композитора, который, подобно садовнику, бережно взрастил созданную природой красоту.
Вопросы и задания.
1. Перечислите основные виды народных песен. Попробуйте объяснить их названия.
2. Какие вы знаете народные музыкальные инструменты?
3. Расскажите об отношении русских композиторов- классиков к народной песне. Назовите их произведения, в которых встречаются народные песни.
4. Какие вы знаете сборники народных песен?
5. Попробуйте спеть мелодии народных песен: «Про татарский полон», «Заиграй, моя волынка», «Эй, ухнем».
6. Расскажите о произведениях М. Мусоргского «Песня Марфы из оперы «Хованщина», М. Глинки «Вариации на тему русской народной песни «Среди долины ровныя», А. Лядова «Восемь русских народных песен для оркестра», Чайковского «Струнный квартет №1, 2 часть».