Статья на тему: «Народная музыка в творчестве русских композиторов»


Фольклор в музыке композиторов

Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов». «Стучит, гремит Кикимора».

5 класс 3 урок

Цель урока:

Создание условий для формирования позитивного отношения к слушанию музыки и исполнения музыкальных произведений.

Знакомство учащихся с одним из образцов произведений программной инструментальной музыки, созданным на основе русских народных сказаний.

Проследить единство и связи литературы и музыки на примере русского фольклорного персонажа и его музыкального изображения.

Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить с термином «программная музыка», жанром симфонической миниатюры.

Проанализировать использование средств музыкальной выразительности при создании «сказочных картин».

Познакомить с музыкальным инструментом челеста, напомнить звучание и изображение инструментов: флейта, флейта-пикколо, английский рожок.

Познакомить со сказочной картиной А. К. Лядова «Кикимора».

Учить понимать выразительные возможности музыки в характеристике конкретных сказочных персонажей.

Развивающие:

Развивать творческие способности учащихся.

Развивать музыкальный кругозор.

Развивать музыкальную память.

Развивать интерес и уважение к национальному фольклору и русской классической музыке.

Коррекционные

: развивать внимание, мышление, память, способствовать развитию словарного запаса учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.

Воспитывать любовь к музыке русских композиторов и фольклору.

Воспитывать любознательность к музыке А.К. Лядова.

Ожидаемый результат:

Знать понятие программная инструментальная музыка.

Знать ФИО композитора, написавшего «Кикимору».

Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.

Уметь исполнять вокально-хоровые произведения.

Определять на слух и по изображению инструменты, прозвучавшие на уроке.

Тип урока

: комбинированный, с использованием ИКТ

Методы урока

: объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности

: групповая, индивидуальная, коллективная.

Возрастная категория

: 5 класс

УМК:

Г.П.Сергеева, Е.Д Критская: «Музыка 5 класс» — М. :Просвещение, 2012.

Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5класс–М.: Просвещение, 2006.

Г.П.Сергеева, Е.Д Критская, поурочные разработки 5-6 классы. М. :Просвещение, 2014.

Музыкальный материал:

А. К. Лядов «Кикимора» — симфоническая миниатюра.

А. К. Лядов «Колыбельная».

Музыка А.Морозова, слова Ю. Паркаева «Волшебная сказка».

Оборудование:

фортепиано, проектор, компьютер, музыкальный центр.

Тема №6. Народная песня и ее использование в произведениях русских композиторов – классиков.

Творчество композиторов- классиков неразрывно связано с народной песней. Михаил Иванович Глинка, основоположник русской классической музыки, говорил: «Музыку создаем не мы, создает народ: мы только записываем и аранжируем».

С вниманием и любовью изучают музыкальный фольклор композиторы. Народное творчество, как неиссякаемый родник, питает их чудесными мелодиями, подсказывает сюжеты и темы.

Многие художественные образы, созданные народной фантазией, нашли новую жизнь в произведениях композиторов. Из народных сказок и былин пришли в музыку Снегурочка и Золушка, Садко и Лель, Кащей Бессмертный и Баба – Яга.

Народное происхождение имеют и музыкальные инструменты. Пастушьи рожки и свирели, рога и гусли, гудки и различные ударные инструменты, на которых играли народные музыканты, превратились со временем в гобои и флейты, валторны и арфы, скрипки и виолончели.

Но особенно привлекали композиторов богатейшие сокровища мелодий народных песен и плясок – музыкальный язык народа. К нему постоянно обращались композиторы, подобно тому, как писатели и поэты пользуются богатством народной речи.

Наиболее ярко связь композиторов с народным творчеством проявилась в русской музыке. Творчество Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Римского – Корсакова и Чайковского не могло бы достигнуть такого высокого расцвета без этой связи с народной песней.

В народных песнях отражается героическая история народа и его повседневная жизнь, сокровенные думы и мечты о счастье. Песня – это душа народа, правдивое зеркало его жизни и быта.

Среди русских народных песен есть трудовые и праздничные, хороводные и плясовые, свадебные и протяжные, ямщицкие и бурлацкие, рекрутские и солдатские, городские песни и частушки. К музыкально – поэтическому виду народного творчества относят и древние былины.

Еще в 19 веке началось в России изучение лучших образцов народного творчества. Большой вклад в это дело внесли композиторы – классики. Они записывали, обрабатывали и изучали мелодии народных песен. Составленные ими сборники песен распространялись среди любителей музыки и музыкантов. Уже известные вам песни «Про татарский полон», «Со вьюном я хожу» вошли в сборник Н.А. Римского – Корсакова «Сто русских народных песен». Записывая и обрабатывая народные мелодии, композиторы сумели сохранить и передать всю красоту и самобытность народного искусства.

М.А. Балакирев. Сборник «Сорок русских народных песен». Балакирев, большой знаток народной песни, в 1860 году совершил поездку по Волге, чтобы записать народные песни от волжских бурлаков. Так возник сборник, в который вошло 40 русских народных песен в обработке для голоса с фортепиано. Больше половины песен сборника – хороводные. В сборник вошли также свадебные, протяжные, рекрутские и бурлацкие песни.

Создавая сопровождение к народным мелодиям, Балакирев стремился подчеркнуть их красоту и национальные черты. В большинстве обработок партия фортепиано изложена простыми аккордами или плавными переборами аккордовых звуков.

Мелодия хороводной песни шуточного содержания «Заиграй, моя волынка» звучит живо и весело. Мелодию сопровождают частые и легкие аккорды фортепиано. Исполнение их приемом арпеджиато напоминает звучание балалайки – широко распространенного и любимого в народе инструмента. Такой аккомпанемент подчеркивает плясовой характер песни.

Завершает сборник известная волжская бурлацкая песня «Эй, ухнем». Ее обычно пели бурлаки во время самых тяжелых работ. В песне — неторопливый темп, четкий единообразный ри мелодии каждый раз возвращается к тонике. Мелодия песни полна скрытой энергии и напряженности, за ее внешней сдержанностью скрыта могучая сила.

Сопровождение, написанное Балакиревым к народной мелодии, подчеркивает героико – эпический склад песни. В начале мощные октавы у фортепиано дублируют (повторяют) вокальную мелодию. А при развитии в сопровождении появляются полнозвучные аккорды. Такой аккомпанемент наполняет звучание силой и мощью бурлацкого хорового пения.

С большой любовью относился к народной песне П.И. Чайковский. У него есть сборник «50 русских народных песен», предназначенный для исполнения в четыре руки. Народная песня, веселая и грустная, крестьянская и городская, была постоянным спутником композитора на протяжении всей его жизни.

…Летом 1869 г. Чайковский гостил у своей сестры в селе Каменка. Там он однажды услышал грустную протяжную песню «Сидел Ваня». Ее пел, занятый своей работой, крестьянин – плотник. Песня поразила композитора своей выразительностью и красотой.

Чайковский записал столь понравившуюся ему мелодию и включил ее в свое новое произведение – Первый струнный квартет. Песня «Сидел Ваня» стала основной темой второй части квартета. Трогательная задушевность и светлая грусть слышатся в простой, идущей от самого сердца, мелодии. Как и для многих русских песен, для напева «Сидел Ваня» характерны переменный размер (2/4, ¾), смена лада. Исполняемая струнными инструментами, тема звучит особенно тепло и проникновенно, а сопровождающие мелодию голоса напоминают хоровые подголоски.

В среднем разделе звучит другая тема, сочиненная самим Чайковским. Она напоминает колыбельную (скрипка, виолончель).

И затем вновь, уже в репризе, звучит мелодия песни «Сидел Ваня».

Многие народные песни, записанные и обработанные композиторами- классиками, нашли вторую жизнь в операх и симфониях, в произведениях для фортепиано и различных ансамблей. В сочинениях русских композиторов можно найти не только примеры цитирования (точного воспроизведения) народных песен (например, уже известная вам песня Садко с хором «Высота ли, высота поднебесная» из оперы Римского- Корсакова «Садко», в основе которой лежит подлинный былинный напев «Соловей Будимерович»), но и множество мелодий, созданных в народном складе (песня Леля из оперы Римского – Корсакова «Снегурочка», хор поселян из оперы Бородина «Князь Игорь» и многие другие оперные, симфонические темы и романсы Глинки, Мусоргского). Распевность, выразительность и широта этих мелодий – одна из наиболее ярких особенностей музыки русских композиторов.

М. Мусоргский «Песня Марфы из оперы «Хованщина». В опере, написанной на русский исторический сюжет, звучит несколько замечательных песенных мелодий. Среди них – известная протяжная лирическая песня «Исходила младешенька».

Песня Марфы – один из самых ярких и запоминающихся эпизодов оперы. Это задушевная песня со спокойно развертывающейся, широкой мелодией. Плавное поступенное движение чередуется в ней с выразительными ходами на кварту, квинту, а в последнем такте – и на малую септиму.

В опере эту песню поет Марфа. Народная мелодия помогла композитору создать яркий и глубоко национальный образ русской женщины, способной на глубокие и сильные переживания. По своему содержанию и характеру музыки песня «Исходила младешенька» очень созвучна настроению героини оперы, тяжело переживающей измену милого.

В песне шесть куплетов. Мелодия в каждом из них остается неизменной, а аккомпанемент варьируется. Так композитор хотел подчеркнуть содержание каждого куплета песни.

Вариации М. Глинки на русскую народную песню «Среди долины ровныя».Неоднократно обращался к народной песне М.И. Глинка. С народным творчеством он близко познакомился еще ребенком, когда заслушивался чудесными сказками и песнями своей няни, Авдотьи Ивановны. Будущий композитор провел детство в селе Новоспасском, где в дни народных праздников и в свободное от работы время парни и девушки водили хороводы. А в соседнем селе, у своего дяди, маленький Глинка любил слушать народные песни в исполнении небольшого оркестра, состоявшего из крепостных музыкантов. Народное искусство окружало композитора в течение всей его жизни. В своих произведениях он использовал песни не только русского, но и других народов.

На тему лирической песни «Среди долины ровныя» Глинка написал пять фортепианных вариаций.

В народном напеве Глинку привлекла плавность и широта мелодии, искренняя теплота чувства. В песне выражается настроение задумчивости, печали, которое бывает у одинокого человека.

Тихо и задушевно звучит у Глинки начало произведения. К мелодии песни незаметно присоединяется певучий подголосок. Аккомпанемент напоминает мягкое звучание гитары.

По- разному варьирует дальше композитор тему песни в каждой из пяти вариаций, он обогащает ее развитие виртуозными приемами фортепианной игры. Медленные и певучие вариации чередуются с быстрыми и энергичными. А заканчивается произведение стремительной и виртуозной пятой вариацией.

Восемь русских народных песен для оркестра А. Лядова.Большую любовь к народному творчеству и тонкое понимание его унаследовал от своего учителя Римского – Корсакова замечательный русский композитор А.К. Лядов.

Лядову принадлежит около двухсот обработок народных песен. Среди его сочинений одним из лучших являются «Восемь русских народных песен для оркестра» — сюита из небольших законченных пьес. Каждая пьеса представляет собой свободную обработку народнопесенной мелодии, сделанную с большим вкусом и мастерством.

В своем произведении Лядов использует песни разных жанров: былина, колядка, протяжная, колыбельная, плясовая, хороводная и располагает их по контрасту. Так, вслед за неторопливой лирической «Протяжной», идет подвижная задорная «Шуточная», а за тихой «Колыбельной» — веселая «Плясовая».

«Протяжная». Здесь средствами оркестра Лядов воспроизводит характерное звучание народного хорового пения. Медленно и широко запевает печальную лирическую мелодию одинокая виолончель. Ее теплый тембр напоминает звучание человеческого голоса.

Далее, как в хоре, вступают еще несколько голосов (подголоски). Они то расходятся, образуя аккорды, то сходятся в унисон.

Изредка звучат отголоски и флейт, кларнетов, фаготов, напоминающие далекое эхо. Музыка наполнена покоем родных полей и лесов.

«Шуточная («Я с комариком плясала»). Эта пьеса — совсем иного характера: легкая, веселая. Трели скрипок в начале пьесы, то усиливаясь, то удаляясь, подражают назойливому жужжанию комара. Мелодию песни исполняет флейта. Ее сопровождают отрывистые аккорды в верхнем регистре, подчеркивающие четкий, плясовой ритм.

«Колыбельная» — ее простая мелодия звучит напевно и нежно, как голос матери, убаюкивающей младенца.

Слушая «Колыбельную», кажется, что в ней одна протяжная мелодия. На самом деле в напеве лишь два такта, которые повторяются много раз. Зато сопровождение напева каждый раз варьируется, как бы окрашивая его в новые тона.

«Колыбельная» исполняется только струнными инструментами.

«Плясовая» — здесь композитор остроумно воспроизводит звучание народных инструментов.

Задорная тема исполняется вначале щипком на струнах скрипок, и кажется, что звучит балалайка.

Затем тема затейливо звучит у флейты – пикколо в верхнем регистре.

Народные мелодии словно раскрыли свое богатство в руках талантливого композитора, который, подобно садовнику, бережно взрастил созданную природой красоту.

Вопросы и задания.

1. Перечислите основные виды народных песен. Попробуйте объяснить их названия.

2. Какие вы знаете народные музыкальные инструменты?

3. Расскажите об отношении русских композиторов- классиков к народной песне. Назовите их произведения, в которых встречаются народные песни.

4. Какие вы знаете сборники народных песен?

5. Попробуйте спеть мелодии народных песен: «Про татарский полон», «Заиграй, моя волынка», «Эй, ухнем».

6. Расскажите о произведениях М. Мусоргского «Песня Марфы из оперы «Хованщина», М. Глинки «Вариации на тему русской народной песни «Среди долины ровныя», А. Лядова «Восемь русских народных песен для оркестра», Чайковского «Струнный квартет №1, 2 часть».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: