Урок по музыке на тему «Свойство музыкального звука: тембр, длительность» (1 класс)


Тембр голоса, виды

Наиболее приятным тембром считается голос, которому присуща правильная модуляция, как по высоким, так по низким тонам. Фактически любой голос при правильном подходе можно поставить. А значит – придать ему профессиональное звучание. Для этого нужно учиться управлять частотностью голоса, а также – эмоциональной окраской. Сделать это несложно при помощи специалиста по вокалу. Чтобы определить собственный тембр, необходимо знать, какие бывают тембры голоса вообще. Существует несколько основных типов:

1. Мужские. Тембр голоса мужчины бывает трех видов:

  • тенор. Это самый высокий мужской голос. Бывает лирическим или драматическим.
  • баритон;
  • бас. Наиболее низкий тембр голоса в сравнении с вышеперечисленными. Он бывает центральным или певучим.

2. Женские. Тембры женского голоса тоже имеют 3 вида:

  • сопрано. Это очень высокий тембр голоса. Бывает лирическое сопрано, драматическое и колоратурное.
  • меццо-сопрано;
  • контральто. Это низкий голос.

Таким же образом разделяются тембры певческих голосов.

Как услышать свой настоящий голос

Человек не может объективно определить тембр звука у себя ввиду того, что слышит он самого себя не так, как слышат другие. Звуковые волны проходят внутри, а потому искажаются во внутреннем и среднем ухе. Техника фиксирует реальный звук, который слышат окружающие – именно поэтому его иногда бывает сложно узнать на записи.

Чтобы точнее услышать реальный тембр голоса, можно зажать одно ухо пальцем и проговорить несколько слов – звук будет уходить в ухо, а значит, не так сильно искажаться.

Можно также взять 2 листа картона (иногда берут стопку листов или папку), а затем приложить к обоим ушам. Бумага экранирует звуковые волны, поэтому при произнесении слов в таком положении человек услышит реальный звук, так как на слышимый тон голоса это экранирование влияет.

Тембр женских и мужских голосов – для певцов важная характеристика голоса и речи. Имеет значение она и для обычных людей. Тембр можно скорректировать специально подобранными упражнениями или гимнастиками, так как зачастую у обычного человека он бывает не совсем правильным.

Как изменить тембр голоса

Многие люди хотели бы, чтобы их голос звучал по-другому. В особенности это касается певцов, актеров, телеведущих и всех тех, кому приходится подолгу общаться.

Тембр голоса во многом зависит от особенностей организма человека. Большое значение имеют объем, форма трахеи и ротового резонатора, а также плотность смыкания голосовых связок. Поэтому радикально изменить звучание голоса не представляется возможным.

Однако можно придать тембру необходимую окраску, добавив низких или высоких обертонов и добившись их идеального баланса. Для этого существуют различные упражнения, например, произнесение мягкой фрикативной «г».

Большое влияние на тембр оказывает форма губ и положение языка. Можно экспериментировать, например, менять положение челюсти и разговаривать с зафиксированной нижней губой.

В трехлетнем возрасте меняется модель голоса человека, он становится более зажатым. Мы старательно контролируем громкость и интонацию, напрягаем связки и в результате используем лишь малую часть своих возможностей. Как же восстановить природный голос, как расширить диапазон голоса? В этом Вам также помогут упражнения и техники. Подробную информацию о них можно узнать, посмотрев видео:

Особенности певческого голоса детей младшего школьного возраста

Певческая установка (прямое положение корпуса и головы во время пения) создает благоприятные условия для естественных движений дыхательных органов и голосового аппарата. Часто ребенок поднимает плечи и напрягает шею при вдохе, потому что не умеет приготовиться к пению. Эти лишние движения мешают спокойной работе дыхания, которое должно происходить незаметно. Когда ребенок выпрямляет корпус, его грудная клетка принимает положение вдоха и вдох делается незаметно, бесшумно, без напряжения.

Дети постепенно приучаются прямо держаться, правильное положение входит в привычку, но если постоянно напоминать и следить за этим. Дети приучаются организованно пользоваться дыханием, избегать форсировки, ненужного и вредного напора на гортань. Мышцы получают возможность развиваться нормально, укрепляться. При неорганизованном дыхании быстро и сильно вытесненный воздух из легких нарушает правильную работу голосовых связок. Расслабленное, вялое положение корпуса, так же указывает на то, что ученик не готов к пению, не собрал свое внимание. При расслабленном положении корпуса движения в органах дыхания и голосовом аппарате будут неправильны, потому что все они согласованны, и одно нарушение ведет за собой другое. Дети часто вытягивают шею, или опускают голову, или слишком ее поднимают из-за того, что им неудобно, трудно петь. При активном, прямом положении корпуса и при свободном движении головы, когда шея не напряжена, голосовой аппарат освобождается от напряжения.

Бывает, что у детей во время пения звук прерывается, они поют несколько звуков довольно правильно и вдруг, как бы устав от такого напряжения начинают фальшивить. Причина неверного пения в неправильной работе дыхания. В этом случае полезно дать слоги или слова, которые должны быть спеты про себя, без шепота, но артикулируя и выговаривая все слоги губами. При этом дети могут ощутить работу дыхания. Также для развития навыков дыхания полезны следующие упражнения и движения:

1.Спокойный вдох (сравнение – понюхать цветок) и спокойный короткий выдох, позже добавить задержание дыхания.

2.Спокойный и плавный вдох и более продолжительный выдох на счет, чтобы учащиеся и сами считали при выдохе (или в сравнении – подуть на свечу так, чтобы она погасла). Важно, чтобы дети не набирали слишком много воздуха при вдохе.

3.Задержание дыхания, например на возглас удивления – Ах!

4. Подражание машине – «бр», помогает развитию длительного выдоха, как игра – соревнование на счет.

Важно при пении научить детей тянуть звук. Это способствует вокальному развитию и выравниванию интонации. Для этого нужно научить правильно распределять дыхание и силу звука.

Что влияет на тембр голоса

  1. В первую очередь нужно отметить курение. Чем больше стаж этой пагубной привычки – тем ниже будет тембр голоса.
  2. Неправильное питание, хроническое недосыпание. Нужно понимать, что любое настроение, будь оно хорошим или плохим, влияет на тембр голоса.
  3. Переохлаждение, простуда. Здесь все очевидно. Нужно беречь себя от холода, стараться не пить ледяных напитков и отказаться от мороженого.
  4. Период взросления. В переходном возрасте тембр голоса становится более грубым. Безусловно, изменить этот процесс невозможно.

Полетность певческого голоса

Оглавление

Акустика голосового аппарата
Возникновение и распространение звука
Звуки тоновые и шумовые
Высота звука
Поведение волн при встрече с препятствиями
Сила звука
Тембр звука
Явление резонанса
Резонаторы и деки
Звук голосовой щели
Форманты
Роль носового резонатора
Вибрато
Излучение звука
Голосовой аппарат — своеобразный рупор
Направленность излучения
Взаимосвязанная система
Полетность певческого голоса

Певцы интуитивно добиваются хорошей слышимости своего голоса, вырабатывая в нем качество полетности, дальнобойности. Давно известно, что существуют певческие голоса, не имеющие большой силы, но отлично летящие в зал и хорошо слышимые даже через звучание оркестра. Все механизмы, описанные выше, при помощи которых певец может увеличивать слышимость своего голоса, сводились к созданию на выходе из ротового отверстия звука большей силы, т. е. наибольшей интенсивности, мощности звука. Но качество полетности, о котором мы хотим сказать мало зависит от силы звука, излучающегося из ротового отверстия. Есть мощные голоса, поражающие своей силой в непосредственной близости, в небольшой (комнате, классе, но оказывающиеся совершенно нелетящими в больших помещениях. Они пропадают, теряются в больших пространствах и не пробивают звучание оркестра. Исследования показали, что качество полетности связано с тембром голоса, а не с его силой, и объясняется это присутствием в голосе высоких обертонов. Певец с звонким, летящим голосом умеет так формировать звук, что большой процент энергии концентрируется в звуке в зоне высокой певческой форманты. Почему же звук, в котором большой процент энергии сконцентрирован в высокочастотной области, имеет лучшую полетность, Когда все частоты спектра распространяются в пространстве одинаково? Как оказалось, это качество полетности связано с особенностями восприятия звуков нашим слухом. Наше ухо имеет неодинаковую чувствительность к разным частотам. Звуки одной силы (амплитуды) на разных участках звукового диапазона воспринимаются слухом как звуки неодинаковой громкости. На одних участках диапазона они воспринимаются как звуки значительно более громкие, чем на других. Если предложить послушать звук одинаковой силы, меняя его высоту на всем диапазоне частот, которые может воспринять ухо, то в зоне от 600 гц до В000 гц он будет восприниматься как звук наиболее громкий. Вверх и вниз по звуковой шкале от этой зоны лучшей слышимости он будет становиться для уха все более и более слабым и наконец вовсе исчезнет, дойдя до нижнего и верхнего порогов слышимости. При Достаточной силе звука слух воспринимает от 116 гц внизу до 20000 гц наверху. За этими пределами лежат соответственно инфра- и ультразвуки, которые мы не слышим (их слышат только некоторые виды животных). Зона лучшей слышимости уха включает ту область, в которой располагаются все речевые и (певческие форманты. Именно в этой зоне звуки несильные воспринимаются как достаточно громкие. Особенно чувствительно ухо к области 2500—3000 гц, т. е. к области высокой певческой форманты. На эту область резонирует наружный слуховой проход уха, и потому он сильно передает эти колебания барабанной перепонке. Этим и объясняется качество полетности звука, его способности «лететь через оркестр», быть хорошо слышимым в больших помещениях. Когда в спектре звука много высоких частот, попадающих в зону лучшей слышимости уха, особенно частот в области 2500— 3000 гц, то даже при небольшой силе подачи звука, т. е. незначительной энергии его, он воспринимается как звук громкий. Звук этот хорошо слышен в зале, и мы говорим, что он полетный. Если в спектре его мало частот, попадающих в зону лучшей слышимости, то он плохо улавливается ухом слушателя, даже если певец старается придать ему большую силу. Значит качество полетности певческого звука зависит не от того, как звук летит, распространяется (все звуки распространяются одинаково), а’от того как он улавливается ухом.
Рис. 33. Кривая слышимости уха. Звук одинаковой интенсивности воспринимается на разных частотах неодинаково громким для уха. Зона наибольшей громкости падает на 2000—3000 гц (вершина кривой), откуда как к низким, так и к более высоким частотам она падает.

Рис. 34. Кривая увеличения звукового давления в наружном слуховом проходе за счет резонанса (по Бекеши). В области 2500 гц — находится высшая точка резонансной кривой. В этой зоне даже слабый звук воспринимается как громкий.

Умение правильно формировать тембр голоса, делать его летящим, полетным — чрезвычайно важный момент для того, чтобы быть хорошо слышным в зале. Представим себе условно, что два певца поют, давая звук равной энергии, т. е. суммарная сила всех обертонов у них равна. Первый певец формирует тембр (случай I) так, что основная энергия звука у него идет в области основного тона и низкочастотных обертонов. У мужских голосов, например, основные тона голоса не превышают 500 гц, т. е. никогда не попадают в зону лучшей слышимости уха. Звук, сформированный без усилия со стороны певца в таком качестве тембра, т. е. с таким спектром, будет восприниматься как звук маломощный. Для того чтобы быть для уха громким, надо очень сильно повысить энергию звука, т. е. давать голосовому аппарату большую нагрузку. Рис. 24. Однако тембр может быть сформирован совсем по-другому (случай II). Он может ‘быть образован так, что основная энергия будет содержаться в высоких обертонах, в области высокой певческой форманты. Этот звук, с иным по спектру распределением энергии, для слушателя будет неизмеримо более громок, чем первый, так как основная часть энергии будет восприниматься самой чувствительной зоной уха, где даже несильные звуки воспринимаются как звуки громкие. В поставленном голосе, в хорошо оформленном певческом тембре, энергия всегда распределена так, что примерно 30% ее сосредоточено в области высокой певческой форманты. Этим достигается хорошая полетность такого звука (см. рис. 25 и 27). Если рассмотреть с этой точки зрения, например, спектр певческого звука Шаляпина (см. рис. 27), то видно, что его основной тон в 220 гц составляет ничтожную часть общей энергии звука, где наибольшие области «усиленных» обертонов падают на частоты в 500 гц и особенно на группу 2400—2600 гц, т. е. на области лучшей чувствительности слухового органа. Правильное формирование певческого тембра обеспечивает ему хорошую полетность (т. е. наилучшую воспринимаемость ухом) при минимальных затратах мышечной энергии голосового аппарата певца.

Рис. 35. Распределение энергии в речевом (1) и певческом (2) звуке (по В. Морозову). В певческом голосе спектральная энергия «перекачивается» из области низких частот в область высоких, а именно — в область наибольшей чувствительности уха.

Построение спектра с максимальной концентрацией энергии в области высоких частот порядка высокой певческой форманты — важнейшее физиологическое приспособление голосового аппарата для получения максимальной слышимости при минимальной затрате энергии, что в практике называется высокой позицией звука. Это хорошо знают вокальные педагоги, работающие главным образом над формированием тембра голоса, над высокой позицией звука, а не над выработкой его силы. Практически давно известно, что слышимость в зале значительно меньше зависит от абсолютной силы звука, чем от верного формирования певческого тембра. Правильно тембрально оформленный голос оказывается всегда хорошо летящим в зал. К тому же, как мы помним, певец с голосом, имеющим в спектре большой процент высокочастотных обертонов, может его лучше «послать» в желаемом направлении, т. е. в сторону публики. Задача каждого учащегося ясно понять эту закономерность и не гнаться за силой звука, а работать над выявлением наилучшего тембра, над звучанием голоса в так называемой высокой позиции.

Акустические условия выступления

Говоря о слышимости голоса, следует в нескольких словах коснуться тех акустических условий, в которых певцу приходится петь. Эти условия могут быть весьма различны: открытое пространство или открытая эстрада, концертный или театральный зал, класс, студия звукозаписи или радиостудия. Как известно, на открытых эстрадах, как и в поле или в лесу, певца плохо слышно и ему самому петь трудно. Голос распространяется свободно во ‘все стороны, не задерживаясь и почти ни от чего не отражаясь, легко рассеивается. Убывая обратно пропорционально квадрату расстояния, он лишь очень небольшим процентом своей энергии достигает уха слушателя. Чтобы уменьшить такое рассеяние и создать преимущественное направление звука к публике, за эстрадой обычно ставится раковина, отражающая звуки в сторону слушателей. Певцу петь трудно, так как в этих условиях его уши не получают привычного по громкости ответа; желая это преодолеть, певец начинает форсировать звучание. Это утомляет голос, поэтому певцам, особенно неопытным, на открытом воздухе петь не рекомендуется. В залах, аудиториях стены (если они не сделаны из специальных звукопоглощающих материалов) отражают звуки, не давая им уйти из помещения, возвращая их в зал. Стены, потолок и пол препятствуют утечке звуковой энергии. Если форма отражающих поверхностей помещения рассчитана правильно, звуки равномерно достигают всех рядов, если неправильно — то в зале появляются места с плохой слышимостью — провалы звучания. Часто можно слышать выражение, что то или иное помещение имеет хороший или плохой резонанс. В этом случае под словом резонанс понимается тот отзвук, та гулкость помещения, в котором мы говорим или поем. Это явление не имеет отношения к резонансу вообще и представляет собою лишь остаточное звучание, так называемую реверберацию, которая обязана своим происхождением многократному отражению звуковых волн от больших поверхностей помещения. В быту реверберацию помещения часто ошибочно называют резонансом. Между тем резонанс, напоминающий собою отзвук, имеет, как мы знаем, иное происхождение и иную сущность. Если препятствие, которое встречает звуковая волна, одно и большое (граница леса, склон ущелья и т. п.), то отразившаяся волна возвращается, принося в ослабленном виде тот звук, который мы послали. Это явление называется эхом. Если (препятствий много (стены, потолок, пол, предметы в помещении) , то происходит многократное, разновременное отражение, волны накладываются друг на друга, образуя гул. Как в явлении эхо, так и при всякой реверберации, в отзвуке всегда сохраняется та высота звука, которую мы издали. Если в помещении много мягких вещей, портьер, ковров — звук легко гасится и остаточное звучание мало. В пустых комнатах звук, многократно отражаясь от больших свободных площадей, создает длительное остаточное звучание, гудение, которое затрудняет слушание своего голоса и мешает петь. Помещение с совсем малым остаточным звучанием также затрудняет пение, так как ухо не слышит привычного по силе ответа на произведенный звук. Для занятий пением выгоднее всего пользоваться классом с умеренной реверберацией, но иногда полезно и менять акустическую обстановку для того, чтобы не происходило привыкание к определенному помещению. Поскольку певцу приходится петь в различных акустических условиях, восприятие силы собственного голоса у него всегда разное. Не следует поддаваться слуховому обману. Надо стараться сохранять привычную манеру звукообразования.

Заключение Голосовой аппарат с точки зрения акустики представляет собой своеобразный рупор, где над источником колебании (голосовая щель) расположена система резонаторных полостей (гортань, глотка, рот), открывающихся в наружное пространство своим устьем (ротовое отверстие). В резонаторных полостях голос приобретает характерные усиления — форманты, определяющие его звучание. В правильно поставленном певческом голосе постоянно присутствуют высокая и низкая певческие форманты, а также вибрато определенной частоты, от которых зависит певческий тембр голоса. Каждый певческий звук, кроме того, характеризуется своими формантами гласных, по которым один гласный отличается от другого. Коэффициент полезного действия голосового аппарата мал, а звук, излучающийся из ротового отверстия, быстро убывает в силе по мере увеличения расстояния. Постановку голоса следует рассматривать как нахождение наилучших взаимоотношений между фонирующей голосовой щелью и системой резонаторов гортани, глотки и рта. При получающейся взаимосвязанной системе колебаний резонаторов и голосовой щели коэффициент полезного действия голосового аппарата в пении сильно возрастает. Кроме того, при правильной постановке голоса певец так формирует тембр, чтобы возможно больший процент звуковой энергии шел в области высокой певческой форманты — области, которая лучше всего воспринимается нашим ухом. Основная задача певца и педагога, работающих над усовершенствованием голоса,— правильно сформировать тембр, найти наилучшие условия для естественной свободной работы голосового аппарата.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: