Конспект урока русского языка «Глаголы-исключения»


Глаголы II спряжения и их исключения

Чтобы научиться выявлять II спряжение глаголов, достаточно знать, какие личные окончания они будут иметь:

Лица
Числа 1-е 2-е 3-е
Единственное -у (-ю) -ишь -ит
Множественное -им -ите -ят (-ат)

Слово нужно проспрягать, то есть изменить по лицам и числам, чтобы увидеть нужные окончания и верно определить спряжение.
Таблица ниже наглядно представляет примеры.

Лица
Числа 1-е 2-е 3-е
Единственное Я лечу Ты летишь Он / она / оно летит
Множественное Мы летим Вы летите Они летят

Имеются вдобавок глаголы 2-ого спряжения, которые являются исключениями. Дабы не ошибиться, желательно заучить их: вертеть, гнать, держать, смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, дышать, слышать.

В начальной форме все они оканчиваются на –ать и –еть, поэтому кажется, что они принадлежат 1-ому спряжению. Однако легко проверить, к какому спряжению принадлежит глагол, если просто проспрягать его.

Примеры:

  • видеть
    (вижу
    , вид
    ит
    , вид
    им
    , вид
    ите
    , вид
    ишь
    , вид
    ят
    );
  • вертеть
    (вертите
    , верт
    им
    , верт
    ят
    , верч
    у
    , верт
    ишь
    , верт
    ит
    ).

Неправильные глаголы английского языка – таблица с переводом, 4 класс

Форма глагола InfinitiveФорма глагола Past SimpleПриблизительное произношениеПеревод
was (ед.ч.), were (мн.ч. + местоимение you)би – воз/вёрбыть – был, были
becomebecameбикам – бикэймстановиться – стал
beginbeganбэгин – бэганначинать, начинаться – начал, начался
breakbrokeбрэйк – броукломать – сломал
bringbroughtбринг – броутпринести – принес
buildbuiltбилд – билтстроить, построить – строил
buyboughtбай – боутпокупать – купил
cancouldкэн – кудмочь, уметь – мог, умел
catchcaughtкэч – коутловить, хватать – поймал, схватил
choosechoseчууз – чозвыбирать – выбрал
comecameкам – кэймприйти, приехать – пришел, приехал
cutcutкат – катрезать – порезал
dodidду – дидделать, сделать – делал, сделал
drawdrewдроу – дрюрисовать – нарисовал, рисовал
drinkdrankдринк – дрэнкпить – пил, выпил
eatateит – эйткушать – скушал, поел
fallfellфол – фэлпадать – упал
feedfedфид – фэдкормить – покормил, кормил
feelfeltфил – фэлтчувствовать –почувствовал
findfoundфайнд – фаунднаходить – нашел
flyflewфлай – флюлетать – улетел, летал
forgetforgotфогэт – фоготзабывать – забыл
forgiveforgaveфогив – фогэйвпрощать – простил
freezefrozeфриз – фроззамерзать, морозить – замерз, заморозил
getgotгэт – готполучать – получил
givegaveгив – гэйвдавать – дал
gowentгоу – вэнтидти – ушел, ходил
havehadхэв – хэдиметь – имел, владел
hearheardхиэ – хётслышать – слышал
keepkeptкип – кэптхранить – хранил
knowknewноу – нюзнать – знал
leaveleftлив – лэфтуходить, уезжать – ушел, уехал, покинул
makemadeмэйк – мэйдделать – сделал
putputпут – путставить, класть – поставил, положил
runranран – рэнбежать – бегал, убежал
readreadрид – редчитать – читал
saysaidсэй – сэйдсказать – сказал
seesawси – соувидеть – видел, увидел
sitsatсит – сэтсидеть – сел, сидел
sleepsleptслип – слэптспать – спал
speakspokeспик – споукговорить – говорил
spendspentспэнд – спэнттратить – потратил
standstoodстэнд – студстоять – стоял
stealstoleстил – столворовать, красть – украл, своровал
stickstuckстик – стакнаклеить – наклеил
swimswamсвим – свэмплавать – плавал
taketookтэйк – тукбрать – взял
teachtaughtтич – тоутучить – научил, учил
telltoldтэл – толдрассказать – рассказал
thinkthoughtсынк – соутдумать – думал, подумал
throwthrewсроу – срюбросать, кидать – бросил, кинул
understandunderstoodандэстэнд – андэстудпонимать – понял
wakewokeвэйк – вокпросыпаться, будить – проснулся, разбудил
wearworeвиэ – воурносить – носил (одежду)
writewroteрайт – роутписать – писал, написал

Попробуйте проверить свои знания, пройдите тест на неправильные глаголы английского языка!

Вот так выглядит список неправильных глаголов английского языка, 4 класс которые должен заучить наизусть. А о том, как это сделать эффективно и быстро, поговорим в следующем разделе.

Другие темы английского: Английские слова для детей — основные фразы и слова на все случаи жизни

Глаголы I спряжения и их исключения

Безошибочно научиться выявлять глаголы 1-ого спряжения весьма просто. Достаточно лишь заучить следующие окончания: -ю(-у), -ешь(-ёшь), -ет(-ёт), -ем(-ём), -ете(-ёте), -ют(-ут).

Примеры:

  • я мету, ты метёшь, он/она метёт, мы метём, вы метёте, они метут;
  • я копаю, ты копаешь, он/она копает, мы копаем, вы копаете, они копают;
  • я живу, ты живёшь, он/она живёт, мы живём, вы живёте, они живут;
  • я сдаю, ты сдаёшь, он/она сдаёт, мы сдаём, вы сдаёте, они сдают;
  • я плету, ты плетёшь, он/она плетёт, мы плетём, вы плетёте, они плетут.

Особенные слова 1-ого спряжения составляют лишь 2 глагола-исключения:
брить
и
стелить
.

Их очень легко спутать со 2-ым спряжением, ведь перед суффиксом –ть стоит буква «И», которая обычно и указывает на глаголы II спряжения. Проверка: брить – брею, бреешь, бреет, бреем, бреете, бреют.

Однако глагол стелить особенный, он употребляется исключительно в форме инфинитива или прошедшего времени. Личные формы слова стелить получится образовать лишь от глагола стлать.

Как определить спряжение глагола в русском языке

В русском языке спряжение можно выявить двумя способами:

  • по окончанию (если оно стоит в ударной позиции);
  • по суффиксу (если окончание находится в безударной позиции).

Метод выявления спряжения по ударному окончанию


Примеры:

Чтобы подобным образом выявить спряжение, необходимо обязательно изменить глагол по числам и лицам, потому как инфинитив не указывает на спряжение.

Примеры:

  • лить – льёшь, льют

    (1 спр.);

  • гореть – горишь, горят

    (2 спр.);

  • мыть – моешь, моют

    (1 спр.);

  • рыть – роешь, роют

    (1 спр.),
    галдеть – галдишь, галдят
    (2 спр.).

Установить, как спрягается глагол с личным окончанием, находящимся в безударной позиции, можно по суффиксу.

Для выявления спряжения следует глаголы поставить в инфинитив

(начальную или неопределённую форму), а затем внимательно посмотреть на букву, которая находится перед –ть.

Примеры:

  • стреляет – стрелять;
  • трещит – трещать;
  • моргает – моргать;
  • валяет – валять;
  • дрыгает – дрыгать;
  • закаляет – закалять;
  • топчет – топтать;
  • петляет – петлять;
  • пеняю – пенять;
  • повелеваю – повелевать;
  • подставляю – подставлять;
  • закапываю – закапывать;
  • конструирую — конструировать.

Итак, сделаем выводы:

  • безошибочно возвести глагол в начальную форму помогут вопросы: «Что делать?», «Что сделать?»;
  • к 1-ому причисляют те слова, которые оканчиваются на –оть, -ыть, -ть, -еть, -уть, -ять при возведении в начальную форму;
  • ко 2-ому относятся те, которые при возведении в инфинитив оканчиваются на –ить, их всегда легко узнать.

Конспект и презентация для урока русского языка в 4 классе по теме «Глаголы-исключения»

Проведённый урок по теме «Глаголы – исключения», является завершающим этапом изучения темы «Глагол» в 4 классе. Это «Урок усвоения новых знаний», с использованием технологии уровневой дифференциации. Так как мы работаем в классах, наполняемость которых не превышает 10 человек, это позволяет спланировать работу индивидуально с каждым учеником, учитывая его психологические особенности.
Тема: «

Глаголы – исключения»
Цели урока:
• познакомить с глаголами — исключениями; • развивать умение распознавать их в тексте и правильно писать их безударные личные окончания.
Задачи урока:
Образовательные: • развивать умение соотносить временную форму глагола с его начальной формой; • совершенствовать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы; • закреплять навык написания безударных личных окончаний глаголов. Развивающие: • развивать познавательные и творческие способности, умение работать в группах и индивидуально; • повышать культуру речи; • прививать любовь к творчеству А.С. Пушкина. Воспитательные: • формирование интереса к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность. • воспитывать порядочность и формировать правильное понятие о дружбе. Оборудование: экран, проектор, стихотворные способы запоминания (зрительные опоры), карточки с заданиями.

Ход урока

I. Сообщение темы урока. (слайд 1) Учитель: Кто о себе так заявляет? Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду – Всё в действие придёт – летит ракета, Люди строят здания, цветут сады, И хлеб в полях растёт. Дети: Глагол. Учитель: Сегодня мы 1) продолжим учиться определять спряжение глаголов; 2) правильно писать безударные окончания глаголов; 3) познакомимся с глаголами-исключениями из этого правила. II. Чистописание. Учитель: Эпиграфом нашего урока послужит пословица (слайд 2) Кто много видит и слышит, тот много знает. Учитель: Как вы её понимаете? Обратите внимание на правильное соединение букв “сл” и красиво запишите пословицу. (Учитель следит за аккуратностью письма и правильной посадкой). III. Словарная работа Учитель: Запишите глагол. Вставьте пропущенную букву. Проверьте ударением. (слайд 3) отт . чить – тoчит отб . жать – бег отн . сти – нёс Учитель: Где находится безударные гласные? (В корне). – К какой части речи относятся записанные слова? (Глаголы). – Что называется глаголом? (Обозначает действие предмета; является главным членом в предложении; отвечает на вопросы: “что сделал”, “что делает”, “что будет делать”). – Чем похожи эти глаголы? (Это глаголы в начальной форме – инфинитив). – Что это за форма глагола? Какова её роль? 1) инфинитив + “буду” = будущее время; 2) выражает эмоции и чувства (любить, негодовать, страдать, реветь); 3) при определении безударного личного окончания глаголов можно перепутать -е и -и: -ить (II), -еть (I). III. Индивидуальные разноуровневые задания для осуществления контроля за усвоением изученного. 1 вариант (с низким уровнем развития) Выпиши глаголы в неопределенной форме, определи их спряжение. Бежал, поет, пить, гуляет, ходить, думает, слетать, выучить, смеяться, говорим, брать. 2 вариант (со средним уровнем развития) В первый столбик выпиши глаголы, обозначающие, как передвигаются люди. Во второй — глаголы, обозначающие, как передвигаются животные. В третий — глаголы, относящиеся к учению. Определи их спряжение. Ходить, бегать, ползать, порхать, плавать, учить, считать, писать, читать. 3 вариант (с высоким уровнем развития) К устойчивым сочетаниям подберите близкий по значению глагол, напишите его в неопределенной форме, определите спряжение. Гладить по головке -…, повесить голову -…, зарубить на носу -…, бить баклуши -… э класть зубы на полку -… . Учитель: Давайте проверим, как вы справились с заданием. (слайд 4) Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки, одну ошибку, две. Оцените самостоятельно свою работу. IV. Постановка проблемы Учитель: Татьяна Рик предлагает нам шуточный стишок, прочитаем его: (слайд 5) Чтобы курицу соседки Чисто наголо побрить, Надо бы на табуретке Две салфетки постелить. Учитель: Зачем же брить несчастную курицу? Это шутка, но в ней есть глаголы-исключения на — ить, которые относятся к I спряжению. Таких глаголов всего два: «брить» и «стелить». (2 ученика работают у доски. Изменяют данные глаголы по лицам. Остальные ученики работают в тетрадях. Карандашом выделяют окончания глаголов). Неопределённая форма 2 лицо, единственное число 3 лицо, множественное число Побрить Побреешь (побреишь) Побреют (побреят) Неопределённая форма 2 лицо, единственное число 3 лицо, множественное число Постелить Постелешь (постелишь) Постелют (постелят) Учитель: Закончили? Проведём самопроверку по правилам. (слайд 6) Алгоритм определения безударного окончания глагола. 1. Поставь глагол в неопределённую форму. 2. Определи его спряжение по гласной букве перед –ть. 3. Определи гласную в окончании глагола этого спряжения. V. Открытие детьми темы урока Учитель: Почему задание похоже на предыдущее, а ответы разные? Почему вы сразу не справились? Вы же пользовались ранее изученным алгоритмом. Значит, это особые слова, особые глаголы, которые не подчиняются этим правилам, т.е. это – исключения из правил. Сегодня мы познакомимся с глаголами, которые не подчиняются этим правилам, т.е. с глаголами — исключениями. (слайд 7) (Учитель читает стихотворение и по ходу на экране появляются глаголы — исключения). Глаголы в неопределенной форме на — ить Ко второму спряжению нужно, друзья, относить. Не забудьте в это спряженье Включить исключения: Гнать, держать, Смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть. Вы запомните, друзья, Их на “е” спрягать нельзя. VI. Самостоятельная группировка по суффиксам и запись глаголов в тетрадь. Проверка записи в тетради по таблице (слайд 8) VII. Физминутка для головного мозга и глаз. 1. Ученики вытягивают руки вперёд и двумя руками одновременно выписывают горизонтальные восьмёрки влево, вправо; в разном направлении движения рук. 2. Дети смотрят на кончик носа, вдаль, влево, вправо, вверх, вниз, выписывают глазами вертикальные и горизонтальные восьмёрки. VIII. Закрепление знаний о глаголах-исключениях. Учитель: А сейчас вместе с героями сказок А.С. Пушкина мы закрепим знание глаголов-исключений. Рассуждение по алгоритму: (слайд 9) А) Ставим ударение: окончание ударное или нет? Б) Является ли глаголом-исключением? В) Определяем спряжение. Найдите в отрывке глагол-исключение и запишите его. Найдите в отрывке глагол-исключение и определите его спряжение. Найдите в отрывке глагол-исключение и запишите его в форме 2-го лица единственного числа. 1. “К морю лишь подходит он, Вот и слышит будто стон…” 2. “Смотрит – видит, дело лихо: Бьётся лебедь средь зыбей…” 3. “Их он кормит и поит, И ответ держать велит…” 4. “Комаром оборотился, Полетел и запищал, Судно на море догнал…” 5. “И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищёлкивать перстами, И вертеться, подбочась, Гордо в зеркальце глядясь…” 6. “Крепко связаны ей локти, Попадётся зверю в когти, Меньше будет ей терпеть, Легче будет умереть…” 7. “Как под крылышком у сна, Так тиха, свежа лежала, Что лишь только не дышала…” Учитель: Из каких сказок вы услышали отрывки? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») (слайд 10) Проверка записи в тетради у учащихся 3-го уровня: Слышишь, смотришь, видишь, держишь, догонишь, вертишь, терпишь, дышишь. IX. Итог урока. • Какова была тема урока? • С какой проблемой столкнулись? • Глаголы-исключения 1-го спряжения. • Глаголы-исключения 2-го спряжения. • Почему эти глаголы являются исключениями? • Как у них определить спряжение? • Назовите глаголы-исключения в эпиграфе урока. Способ запоминания Я пришёл из школы, Я учу глаголы, Мне их выучить – пустяк! У меня свой метод! Применяется он так, Новый метод этот: Кричать – кричу, Вертеть – верчу, Двигать – двигаю, Прыгать – прыгаю. Я и прыгал! Я и двигал! Я и топал! Я и пел! Пел, пока у нас в прихожей Вдруг звонок не зазвенел! … Открываю, наш сосед (он живёт под нами) Не причёсан, не одет – В тапках и пижаме. Он кричит: “Прошу прощенья! Это что – землетрясенье? Или, может быть, слоны Надо мной поселены?” – Уважаемый сосед, Никого в квартире нет. Я пришёл из школы И учу глаголы… (В. Воскобойников) Учитель: Я надеюсь, когда вы будете учить глаголы, соседи от вас не пострадают. X. Домашнее задание: Выучить глаголы-исключения. 1 уровень. Составить словосочетание с каждым глаголом-исключением в неопределённой форме. 2 уровень. Поставить каждый глагол-исключение в форму 2-го лица, единственного числа и составить с ним словосочетание. 3 уровень. Написать мини-сочинение “Случай с другом”, используя глаголы-исключения. XI. Оценивание работы учеников на уроке. (слайд 11)
Полный текст материала Конспект и презентация для урока русского языка в 4 классе по теме «Глаголы-исключения» смотрите в скачиваемом файле
. На странице приведен фрагмент.

Автор: Сливка Ирина Александровна → Солнышко2316 01.12.2010 9 64105 8063 Комментировать

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Вход | Регистрация

Есть мнение? Оставьте комментарий

Разноспрягаемые глаголы

Разноспрягаемые – это особые глаголы, изменяющиеся по лицам и числам и приобретающие при этом окончания как 1-ого спряжения, так и 2-ого.

К подобным причисляют глаголы — хотеть, бежать.

Проанализируем:

  • хотеть

    – как в 1-ом: хочу (я), хочешь (ты), хочет (он); как во 2-ом: хотим (мы), хотите (вы), хотят (они);

  • бежать

    – как в 1-ом: они бегут; как во 2-ом: я бегу, ты бежишь, он бежит, мы бежим, вы бежите.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]