Мастер-класс «Кроссенс» как приём развития креативного мышления
Мастер-класс
«Кроссенс» как приём развития креативного мышления
Здравствуйте, уважаемые учителя.
Любая проблема выявляется на этапе диагностики. На первом этапе обучения у учащихся моего класса была проведена диагностика «Первый шаг к результативности» по следующим направлениям: мотивация, адаптация, психические процессы, уровень развития.
Результаты, на которые стоило обратить внимание.
№ направления | Проблема | Результат ниже среднего | Место метки |
1 | Мотивация | 65% | |
2 | Адаптация | 33% | |
3 | Психические процессы (память) | 50% | |
4 | Уровень развития | 44% |
Мысленно поставьте галочку на строчке, где у нас совпали проблемы. Пересчитайте число меток. Запомните их число. Так как общей целью образования является формирование у учащихся способности мыслить нестандартно, действовать активно
итворчески,
прибавьте к своему числу меток ещё одну. Поднимите руки те, у которых их не меньше трёх… Значит вам стоит заинтересоваться технологией критического мышления. Именно она помогает решить все эти проблемы. Одним из приёмов критического мышления является приём «Кроссенс».
Цель мастер-класса:
Продемонстрировать использование метода «Кроссенс» на уроках как средства развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления учащихся.
Теоретическая часть
Сегодня мы познакомимся с приёмом креативного мышления под названием «Кроссенс». В переводе с английского языка слово КРОССЕНС означает «пересечение смысла». Этот прием разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым — писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко — доктором технических наук, художником и философом. Основной смысл создания «Кроссенса» – это головоломка, интеллектуальная игра, задание, которое предназначено для мотивации к учебной, познавательной, творческой деятельности как детей, так и учителей.
Для более полного понимания работы этого приёма проведём подготовительное упражнение
.
Найдите ассоциативную связь между двумя понятиями: корона – сорока
(корона блестит, а сороки любят всё блестящее
).
Практическая работа №1
Аналогичная работа проводится по серии картинок или слов. Например, таких:
Корона – солнце – сосна – топор – дрова –?. По окончании работы вы сами «закроете» цепочку. Разберём первую пару слов.
1-2
корона-солнце
Рассуждения учителей:
золотая корона блестит, притягивает взгляд, завораживает своей красотой
и солнце такого же ярко-жёлтого цвета
(1-ый вариант ответа
).
Это то, что лежит на поверхности, а вам надо мыслить масштабнее, глубже. Чтобы удобнее это было сделать, представьте себя рядом с этим предметом, вспомните, где вы его видели и при каких обстоятельствах.
Рассуждения учителей:
видели на короле, царской особе, правителе;
человеке, который управляет
государством, всеми
людьми
;
по приказу, по установленным законам которого живут;
перед которым преклоняются и преклонялись;
без которого многие не могли представить себе жизни, были случаи, когда его боготворили
, т. е.
обожествляли с небесным светилом – солнцем
(«Князь Владимир — Красно Солнышко»);
того, кто
приказа повелителя ослушается,
нарушит правила, того ждёт суровое наказание
(2-ой вариант ответа)
.
2-3 солнце-сосна
Рассуждения учителей:
сосна – это растение, как и любое живое существо, тянется к солнцу, к свету, к теплу, жить без него не может, погибает.
Ускорим процесс рассуждения.
3-4-5-6 сосна-топор-дрова-?
Рассуждения учителей:
Топор – это орудие труда, которым можно срубить дерево, заготовить дрова и (
закончите цепочку сами
) развести…(огонь
).
Вернёмся ко всем вашим высказываниям. Во время работы мы разбили материал на части. В каждой из них были ярко представлены самые важные, «опорные» слова.
Вот ваши мудрые мысли.
Притягивает взгляд, завораживает своей красотой, управляет
людьми
,
перед ним преклоняются, к нему тянутся, как к источнику света и тепла, без него не мыслят жизни, погибают.Его боготворят, обожествляют с солнцем. Но того, кто нарушит правила обращения с ним, ждёт суровое наказание.
Посмотрите, все эти слова в процессе рассуждений проговаривались по отношению к совершенно разным понятиям, и были сказаны не об огне, а в результате мы именно о нём получили полную картину.
Попробуйте одним предложением, можно эмоционально-окрашенным, сформулировать главную мысль этого текста.
Как велико значение огня для человека?!
На каких предметах возможно использовать данную ассоциативную цепочку? (Окружающий мир, история, ОБЖ)
А если цепочку продлить дальше, например такими словами: «горение», «вещество», «пламя», «цвет»? Какие предметы пополнят наш список? (
Физика, химия и даже изобразительное искусство
). Т. е. от вас и ответов детей зависит, какой мы получим результат.
Графически вариативность наших ответов можно показать так.
Что это вам напоминает? (Дерево возможностей)
Верно, а это значит, при работе с этим приёмом мы
затрагиваем и процесс комбинаторики
. Важно также отметить, что
ассоциативное направление
является одной из
главных теорий в проблеме изучения памяти
. Без этих связей невозможна нормальная психическая деятельность человека.
Пример из опыта работы
Кроме цепочки слов, большой популярностью в последнее время пользуется табличный способ изображения ассоциативных связей, замкнутых в стандартное поле из шести или девяти квадратиков, как для игры «Крестики-нолики». Вот как бы выглядела наша цепочка про «огонь» в таблице.
Необходимо по ряду иллюстраций, иногда, на первый взгляд, не связанных друг с другом, составить ассоциативную цепочку. Каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. С ребятами на уроках нам удобнее рассматривать связь между картинками по спирали, улиткой. В качестве подсказки дана нумерация квадратов. Центральный квадрат является целью цепочки рассуждений.
1 | 2 | 3 |
8 | 9 | 4 |
7 | 6 | 5 |
Практическая работа №2
.
Попробуйте в группах составить «Кроссенсы» с помощью заготовленных картинок. (Задания в трёх группах на 2-3 минуты) Назовите тему «Кроссенса». Прошу приступить…
Пока творческие группы работают, разберём ещё несколько необычных способов прочтения информации, поиску оригинальных, на первый взгляд, странных, но допустимых объяснений. Я для всех слушателей задам загадку. «Сидит девица в темнице, а коса на улице». Что это? (Морковка)
А теперь постарайтесь дать как можно больше своих нестандартных вариантов отгадок, но так, чтобы они не противоречили условиям загадки. (
Свёкла, репка, Рапунцель
, Комета,…)
Думаю, что мои коллеги готовы представить итог своей работы. (Участники озвучивают варианты решений: тот, который удалось найти решавшим «Кроссенс», и тот, который подразумевался его создателем).
49 |
! . ?; «» | |
@ # & * ~ | 0,1,2,3,4, 5,6,7,8,9 |
Спасибо большое! Было трудно? Да, приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно выполнять «Кроссенсы».
На каких этапах урока можно использовать приём «Кроссес»? (Создать проблемную ситуацию или обобщить добытые учащимися знания, оригинально подвести итог. «Кроссенс» может стать и творческим домашним заданием).
Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал «Кроссенсов». Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела.
Вывод
Приём «Кроссенс» отвечает следующим принципам:
· Научность:
имеет научное обоснование;
· Эффективность:
даёт гарантированные результаты уже с первых дней их применения;
· Гуманность:
улучшает качество образования и облегчает процесс учения;
· Универсальность:
применим для преподавания разных учебных предметов, пригоден для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития;
· Креативность:
направлен на развитие неординарного творческого мышления.
А это значит, приём «Кроссенс» помогает формировать все виды универсальных учебных действий.
Рефлексия
Тем, кому понравился приём «Кроссенс» и кто будет его использовать в своей практике, возьмите в руки зелёную карточку
.
Тем, кто сомневается, что будет применять данный метод, возьмите желтую карточку
.
Те, которые считают, что этот прием неэффективен и не имеет результативности, возьмите красную карточку.
Расставьте их на свои дорожки. (В конце дорожки снять скрытое слово «Цель») Спасибо за внимание!
Памятка
Алгори:
1) определить тематику, общую идею;
2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
3) выделить 9 элементов — изображений, имеющих отношение к идее, теме;
4) найти связь между элементами, определить последовательность;
5) сконцентрировать смысл в одном элементе (9 — ый квадрат);
6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.
Подготовила материал учитель начальных классов:
Кроссенс — технология развития критического мышления дошкольников
Ирина Баташан
Кроссенс — технология развития критического мышления дошкольников
Хочу представить вашему вниманию инновационную развивающуюся технологию «кроссенс», которая способствует формированию креативности, развития чувства коллективизма, ответственности за выполненное задание, коммуникации и критического мышления дошкольников. Предлагаю вашему внимание доклад с презентацией об использовании данной технологии, который я подготовила на проведение единого областного методического дня. Кроме этого участникам были представлены буклеты по тематике. В начале предлагаю вашему одну притчу. слайд 1
«Поспорили как-то Логика с Интуицией о пользе каждого из них.
Логика говорила:- Без меня никому не обойтись! Не было бы меня, человек не смог бы считать, сравнивать, анализировать, делать выводы и умозаключения.
— Подумаешь, дела великие! Это не так уж и важно! – возразила Интуиция. – Вот не было бы меня, тогда с человеком случилась бы катастрофа. Человек не смог бы по-настоящему радоваться и воспринимать творчески мир, во всех его красках.
— Без тебя все могут легко обойтись. Творчество не является необходимостью. Оно никому не нужно. Да и радости у каждого свои. Без твоих радостей можно прожить.
— Это без твоих циферок, аналитики и сравнений можно обойтись, уж точно!
Их спор услышал Разум.
— Что это вы всё спорите?
— А ты кто такой?
— Я — Разум.
— Что ты скажешь по этому поводу? Ты же слышал наш спор. Кто полезнее для человека?
— В вас обоих есть польза, — уверенно ответил Разум.
— Без кого же из нас человек не может обойтись?
— Давайте поразмышляем. Может ли художник обойтись без интуиции?
-Нет.
— Может ли торговец обойтись без логики?
— Эээ. нет. – В один голос ответили Логика с Интуицией. — Но как, же жить? Опираясь на ЛОГИКУ или на ИНТУИЦИЮ?
— Опираясь на РАЗУМ. «
А в вашей работе что важнее всего, коллеги? ЛОГИКА важна не в меньшей степени как и ИНТУИЦИЯ и РАЗУМ? Ведь новые федеральные стандарты требует включать и логику и разум и интуицию
Слайд 2 Что же такое кроссенс? КРОССЕНС означает «пересечение смыслов». Девять изображений расставлены так, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу все. Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус.
Данную технологию можно использовать при проведении НОД, экспериментальной, познавательной, самостоятельной, досуговой деятельности с детьми и родителями. С помощью кроссенса можно формулировать цель и тему мероприятия, изучение, закрепление и обобщение изученного материала, включать как рефлексию.
Такие творческие задания, повышают инициативность, креативность, развивают воображение, фантазию, логическое и творческое мышление. У дошкольников формируется познавательная, информационная и коммуникативная деятельность.
Слайд 3 Составляется таблица из 9 клеток
Слай 4 АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ КРОССЕНСА:
1. Определяем тему
2. Выделяем 9 элементов (картинок)
3. Находим ассоциативную связь между этими элементами, определяем их последовательность
4. Сконцентрировать основной смысл в центральном пятом квадрате
5. Подобрать изображения
Читать кроссенс можно одним из следующих способов: слайд 5,6 (Тематика ПУШКИН А. С.)
сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка, завернутая «улиткой»;
слайд 7,8 начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию составителя, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе; (тематика цифра 7)
слайд 9,10 обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1–2, 2–3, 3–6, 6–9, 9–8, 8–7, 7–4, 4–1, а также по центральному кресту между квадратами 2–5, 6–5, 8–5 и 4–5. (Тематика буква «О»)
слайд 11 был представлен педагогам по теме ФГОС.
На каждую группу участников были представлены картинки и схема сборки кроссенса и алгоритм составления.
Кроссенс технологии на уроках в начальной школе (мастер-класс)
Мастер-класс
«
«Кроссенс-теxнологии на современном уроке»
Цель:
Продемонстрировать использование метода кроссенс на уроках, как средство развития логического и творческого мышления учащихся.
«Логика есть попытка понять действительный мир по известной созданной нами схеме сущего.»
Фридрих Ницше
«Чем хуже ваша логика, тем интереснее следствия, к которым она может привести»
Бертран Рассел
— Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас в этом зале. Свой мастер — класс я хотела бы начать с рассказа одной притчи.
«Поспорили как-то Логика с Интуицией о пользе каждого из них.
Логика говорила:
— Без меня никому не обойтись! Не было бы меня, человек не смог бы считать, сравнивать, анализировать, делать выводы и умозаключения.
— Подумаешь, дела великие! Это не так уж и важно! – возразила Интуиция. – Вот не было бы меня, тогда с человеком случилась бы катастрофа. Человек не смог бы по-настоящему радоваться и воспринимать творчески мир, во всех его красках.
— Без тебя все могут легко обойтись. Творчество не является необходимостью. Оно никому не нужно. Да и радости у каждого свои. Без твоих радостей можно прожить.
— Это без твоих циферок, аналитики и сравнений можно обойтись, уж точно!
Их спор услышал Разум.
— Что это вы всё спорите?
— А ты кто такой?
— Я — Разум.
— Что ты скажешь по этому поводу? Ты же слышал наш спор. Кто полезнее для человека?
— В вас обоих есть польза, — уверенно ответил Разум.
— Без кого же из нас человек не может обойтись?
— Давайте поразмышляем. Может ли художник обойтись без интуиции?
-Нет.
— Может ли торговец обойтись без логики?
— Эээ.. нет. – В один голос ответили Логика с Интуицией. — Но как же жить? Опираясь на логику или на интуицию?
— Опираясь на разум.»
— А как вы считаете логика нужна в повседневной жизни?
— Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Это является требованием ФГОС, об этом говорится в методической литературе, Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Огромную роль в развитии логического мышления играет математика, но у меня возникает вопрос к учителям — предметникам. (Конкурсанту любому)
— А разве ваш предмет не развивает логическое мышление?
— Я прошу помочь мне моих коллег по конкурсу и приглашаю их выступить в роли моих учеников.
Сегодня я хотела бы рассказать и показать свой опыт по развитию логического мышления на уроках, используя прием «Кроссенс»
— Скажите знаком ли кто с этим приемом? Может кто — то использует его в своей практике? (Ответы).
— Что же такое «Кроссенс»? Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд» , которое с английского означает «пересечение смыслов». Этот прием разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым — писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко — доктором технических наук, художником и философом. Кроссенс, впервые опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков для «Крестиков-ноликов». Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.
Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5.
1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 |
Я предлагаю разгадать первый кроссенс. Ваша задача – объяснить кроссенс: определить о чем идет речь, оставить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. На выполнение я даю 2-3 минутки.
1–2 – корону делают из золота;
2–3 – вороны любят уносить все, что блестит, золото тоже блестит;
1–4 – многих королей сравнивали с Солнцем;
3–6 – ворона и соловей – птицы;
4–7 – сосна тянется к Солнцу;
6–9 – у Андерсена есть сказки «Соловей» и «Огниво», огонь можно зажечь от огнива;
7–8 – топором рубят сосны;
8–9 – дрова нужны, чтобы разжечь костёр.
2–5, 4–5, 5–6, 5–8 – все слова содержат букву «О».
Существует довольно простой и понятный алгоритм составления кроссенса.
Алгоритм составления кроссенса:
1) определить тематику, общую идею;
2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
3) выделить 9 элементов — изображений, имеющих отношение к идее, теме;
4) найти связь между элементами, определить последовательность;
5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 — й квадрат);
6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.
Я предлагаю вам сейчас попробовать составить кроссенс на предложенную тему. Перед вами текст и необходимые изображения, которыми вы можете воспользоваться для создания кроссенса. Время ограниченно. Прошу приступать.
Итак я думаю, что мои коллеги готовы представить итог своей работы. (Представление работы) Спасибо большое! Было трудно? Да приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно выполнять кроссенсы.
На каком этапе урока я применяю кроссенс? Отвечу
Я применяю кроссенс:
- при изучении нового материала: выведение темы урока; установка проблемной ситуации;
- при закреплении и обобщении изученного материала;
- творческое домашнее задание.
Кроссенс — хороший способ не только найти связи и смыслы, но и углубить понимание уже известных понятий и явлений.
Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. Нельзя отрицать, что наряду с логическим мышлением, развивается зрительная память и связная речь.
Рефлексия.
В Древней Японии был такой ритуал: когда корабль отправлялся в плавание, путешественников и экипаж провожали все родственники. От провожающих до самого корабля тянулись ленты. Корабль отчаливал от берега, ленты разрывались. Одна часть ленты оставалась на корабле, другая – в руках у провожающих. Кусочки ленты хранились до возвращения корабля на родину. Мне бы хотелось узнать ваше мнение о применении приема «Кроссенс»
Тем, кому понравился и кто будет его использовать в своей практике этот прием, возьмите красную карточку
.
Тем, кто будет применять данный метод , возьмите желтую карточку
.
— Те, которые считают, что этот прием неэффективен и не имеет результативности , возьмите зеленую карточку.
Спасибо за внимание!