Кроссенс — технология развития критического мышления дошкольников


Мастер-класс «Кроссенс» как приём развития креативного мышления

Мастер-класс

«Кроссенс» как приём развития креативного мышления

Здравствуйте, уважаемые учителя.

Любая проблема выявляется на этапе диагностики. На первом этапе обучения у учащихся моего класса была проведена диагностика «Первый шаг к результативности» по следующим направлениям: мотивация, адаптация, психические процессы, уровень развития.

Результаты, на которые стоило обратить внимание.

направления

Проблема Результат

ниже среднего

Место метки
1 Мотивация 65%
2 Адаптация 33%
3 Психические процессы

(память)

50%
4 Уровень развития 44%

Мысленно поставьте галочку на строчке, где у нас совпали проблемы. Пересчитайте число меток. Запомните их число. Так как общей целью образования является формирование у учащихся способности мыслить нестандартно, действовать активно
итворчески,
прибавьте к своему числу меток ещё одну. Поднимите руки те, у которых их не меньше трёх… Значит вам стоит заинтересоваться технологией критического мышления. Именно она помогает решить все эти проблемы. Одним из приёмов критического мышления является приём «Кроссенс».

Цель мастер-класса:

Продемонстрировать использование метода «Кроссенс» на уроках как средства развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления учащихся.

Теоретическая часть

Сегодня мы познакомимся с приёмом креативного мышления под названием «Кроссенс». В переводе с английского языка слово КРОССЕНС означает «пересечение смысла». Этот прием разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым — писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко — доктором технических наук, художником и философом. Основной смысл создания «Кроссенса» – это головоломка, интеллектуальная игра, задание, которое предназначено для мотивации к учебной, познавательной, творческой деятельности как детей, так и учителей.

Для более полного понимания работы этого приёма проведём подготовительное упражнение

.

Найдите ассоциативную связь между двумя понятиями: корона – сорока

(корона блестит, а сороки любят всё блестящее

).

Практическая работа №1

Аналогичная работа проводится по серии картинок или слов. Например, таких:

Корона – солнце – сосна – топор – дрова –?. По окончании работы вы сами «закроете» цепочку. Разберём первую пару слов.

1-2
корона-солнце
Рассуждения учителей:

золотая корона блестит, притягивает взгляд, завораживает своей красотой

и солнце такого же ярко-жёлтого цвета
(1-ый вариант ответа
).

Это то, что лежит на поверхности, а вам надо мыслить масштабнее, глубже. Чтобы удобнее это было сделать, представьте себя рядом с этим предметом, вспомните, где вы его видели и при каких обстоятельствах.

Рассуждения учителей:

видели на короле, царской особе, правителе;

человеке, который управляет

государством, всеми
людьми
;

по приказу, по установленным законам которого живут;

перед которым преклоняются и преклонялись;

без которого многие не могли представить себе жизни, были случаи, когда его боготворили

, т. е.
обожествляли с небесным светилом – солнцем
(«Князь Владимир — Красно Солнышко»);

того, кто

приказа повелителя ослушается,
нарушит правила, того ждёт суровое наказание
(2-ой вариант ответа)

.

2-3 солнце-сосна

Рассуждения учителей:

сосна – это растение, как и любое живое существо, тянется к солнцу, к свету, к теплу, жить без него не может, погибает.

Ускорим процесс рассуждения.

3-4-5-6 сосна-топор-дрова-?

Рассуждения учителей:

Топор – это орудие труда, которым можно срубить дерево, заготовить дрова и (

закончите цепочку сами
) развести…(огонь
).

Вернёмся ко всем вашим высказываниям. Во время работы мы разбили материал на части. В каждой из них были ярко представлены самые важные, «опорные» слова.

Вот ваши мудрые мысли.

Притягивает взгляд, завораживает своей красотой, управляет
людьми
,
перед ним преклоняются, к нему тянутся, как к источнику света и тепла, без него не мыслят жизни, погибают.Его боготворят, обожествляют с солнцем. Но того, кто нарушит правила обращения с ним, ждёт суровое наказание.
Посмотрите, все эти слова в процессе рассуждений проговаривались по отношению к совершенно разным понятиям, и были сказаны не об огне, а в результате мы именно о нём получили полную картину.

Попробуйте одним предложением, можно эмоционально-окрашенным, сформулировать главную мысль этого текста.

Как велико значение огня для человека?!

На каких предметах возможно использовать данную ассоциативную цепочку? (Окружающий мир, история, ОБЖ)

А если цепочку продлить дальше, например такими словами: «горение», «вещество», «пламя», «цвет»? Какие предметы пополнят наш список? (
Физика, химия и даже изобразительное искусство
). Т. е. от вас и ответов детей зависит, какой мы получим результат.

Графически вариативность наших ответов можно показать так.

Что это вам напоминает? (Дерево возможностей)

Верно, а это значит, при работе с этим приёмом мы
затрагиваем и процесс комбинаторики
. Важно также отметить, что
ассоциативное направление
является одной из
главных теорий в проблеме изучения памяти
. Без этих связей невозможна нормальная психическая деятельность человека.

Пример из опыта работы

Кроме цепочки слов, большой популярностью в последнее время пользуется табличный способ изображения ассоциативных связей, замкнутых в стандартное поле из шести или девяти квадратиков, как для игры «Крестики-нолики». Вот как бы выглядела наша цепочка про «огонь» в таблице.

Необходимо по ряду иллюстраций, иногда, на первый взгляд, не связанных друг с другом, составить ассоциативную цепочку. Каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. С ребятами на уроках нам удобнее рассматривать связь между картинками по спирали, улиткой. В качестве подсказки дана нумерация квадратов. Центральный квадрат является целью цепочки рассуждений.

1 2 3
8 9 4
7 6 5

Практическая работа №2

.

Попробуйте в группах составить «Кроссенсы» с помощью заготовленных картинок. (Задания в трёх группах на 2-3 минуты) Назовите тему «Кроссенса». Прошу приступить…

Пока творческие группы работают, разберём ещё несколько необычных способов прочтения информации, поиску оригинальных, на первый взгляд, странных, но допустимых объяснений. Я для всех слушателей задам загадку. «Сидит девица в темнице, а коса на улице». Что это? (Морковка)

А теперь постарайтесь дать как можно больше своих нестандартных вариантов отгадок, но так, чтобы они не противоречили условиям загадки. (
Свёкла, репка, Рапунцель
, Комета,…)

Думаю, что мои коллеги готовы представить итог своей работы. (Участники озвучивают варианты решений: тот, который удалось найти решавшим «Кроссенс», и тот, который подразумевался его создателем).

49
! . ?; «»
@ # & * ~ 0,1,2,3,4,

5,6,7,8,9

Спасибо большое! Было трудно? Да, приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно выполнять «Кроссенсы».

На каких этапах урока можно использовать приём «Кроссес»? (Создать проблемную ситуацию или обобщить добытые учащимися знания, оригинально подвести итог. «Кроссенс» может стать и творческим домашним заданием).

Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал «Кроссенсов». Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела.

Вывод

Приём «Кроссенс» отвечает следующим принципам:

· Научность:

имеет научное обоснование;

· Эффективность:

даёт гарантированные результаты уже с первых дней их применения;

· Гуманность:

улучшает качество образования и облегчает процесс учения;

· Универсальность:

применим для преподавания разных учебных предметов, пригоден для разных ступеней обучения, а также для обучения детей с разным уровнем развития;

· Креативность:

направлен на развитие неординарного творческого мышления.

А это значит, приём «Кроссенс» помогает формировать все виды универсальных учебных действий.

Рефлексия

Тем, кому понравился приём «Кроссенс» и кто будет его использовать в своей практике, возьмите в руки зелёную карточку

.

Тем, кто сомневается, что будет применять данный метод, возьмите желтую карточку

.

Те, которые считают, что этот прием неэффективен и не имеет результативности, возьмите красную карточку.

Расставьте их на свои дорожки. (В конце дорожки снять скрытое слово «Цель») Спасибо за внимание!

Памятка

Алгори:

1) определить тематику, общую идею;

2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

3) выделить 9 элементов — изображений, имеющих отношение к идее, теме;

4) найти связь между элементами, определить последовательность;

5) сконцентрировать смысл в одном элементе (9 — ый квадрат);

6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.

Подготовила материал учитель начальных классов:

Кроссенс — технология развития критического мышления дошкольников

Ирина Баташан

Кроссенс — технология развития критического мышления дошкольников

Хочу представить вашему вниманию инновационную развивающуюся технологию «кроссенс», которая способствует формированию креативности, развития чувства коллективизма, ответственности за выполненное задание, коммуникации и критического мышления дошкольников. Предлагаю вашему внимание доклад с презентацией об использовании данной технологии, который я подготовила на проведение единого областного методического дня. Кроме этого участникам были представлены буклеты по тематике. В начале предлагаю вашему одну притчу. слайд 1

«Поспорили как-то Логика с Интуицией о пользе каждого из них.

Логика говорила:- Без меня никому не обойтись! Не было бы меня, человек не смог бы считать, сравнивать, анализировать, делать выводы и умозаключения.

— Подумаешь, дела великие! Это не так уж и важно! – возразила Интуиция. – Вот не было бы меня, тогда с человеком случилась бы катастрофа. Человек не смог бы по-настоящему радоваться и воспринимать творчески мир, во всех его красках.

— Без тебя все могут легко обойтись. Творчество не является необходимостью. Оно никому не нужно. Да и радости у каждого свои. Без твоих радостей можно прожить.

— Это без твоих циферок, аналитики и сравнений можно обойтись, уж точно!

Их спор услышал Разум.

— Что это вы всё спорите?

— А ты кто такой?

— Я — Разум.

— Что ты скажешь по этому поводу? Ты же слышал наш спор. Кто полезнее для человека?

— В вас обоих есть польза, — уверенно ответил Разум.

— Без кого же из нас человек не может обойтись?

— Давайте поразмышляем. Может ли художник обойтись без интуиции?

-Нет.

— Может ли торговец обойтись без логики?

— Эээ. нет. – В один голос ответили Логика с Интуицией. — Но как, же жить? Опираясь на ЛОГИКУ или на ИНТУИЦИЮ?

— Опираясь на РАЗУМ. «

А в вашей работе что важнее всего, коллеги? ЛОГИКА важна не в меньшей степени как и ИНТУИЦИЯ и РАЗУМ? Ведь новые федеральные стандарты требует включать и логику и разум и интуицию

Слайд 2 Что же такое кроссенс? КРОССЕНС означает «пересечение смыслов». Девять изображений расставлены так, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу все. Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус.

Данную технологию можно использовать при проведении НОД, экспериментальной, познавательной, самостоятельной, досуговой деятельности с детьми и родителями. С помощью кроссенса можно формулировать цель и тему мероприятия, изучение, закрепление и обобщение изученного материала, включать как рефлексию.

Такие творческие задания, повышают инициативность, креативность, развивают воображение, фантазию, логическое и творческое мышление. У дошкольников формируется познавательная, информационная и коммуникативная деятельность.

Слайд 3 Составляется таблица из 9 клеток

Слай 4 АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ КРОССЕНСА:

1. Определяем тему

2. Выделяем 9 элементов (картинок)

3. Находим ассоциативную связь между этими элементами, определяем их последовательность

4. Сконцентрировать основной смысл в центральном пятом квадрате

5. Подобрать изображения

Читать кроссенс можно одним из следующих способов: слайд 5,6 (Тематика ПУШКИН А. С.)

сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке, далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка, завернутая «улиткой»;

слайд 7,8 начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию составителя, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе; (тематика цифра 7)

слайд 9,10 обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1–2, 2–3, 3–6, 6–9, 9–8, 8–7, 7–4, 4–1, а также по центральному кресту между квадратами 2–5, 6–5, 8–5 и 4–5. (Тематика буква «О»)

слайд 11 был представлен педагогам по теме ФГОС.

На каждую группу участников были представлены картинки и схема сборки кроссенса и алгоритм составления.

Кроссенс технологии на уроках в начальной школе (мастер-класс)

Мастер-класс

«

«Кроссенс-теxнологии на современном уроке»

Цель:

Продемонстрировать использование метода кроссенс на уроках, как средство развития логического и творческого мышления учащихся.

«Логика есть попытка понять действительный мир по известной созданной нами схеме сущего.»

Фридрих Ницше

«Чем хуже ваша логика, тем интереснее следствия, к которым она может привести»

Бертран Рассел

— Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас в этом зале. Свой мастер — класс я хотела бы начать с рассказа одной притчи.

«Поспорили как-то Логика с Интуицией о пользе каждого из них.

Логика говорила:

— Без меня никому не обойтись! Не было бы меня, человек не смог бы считать, сравнивать, анализировать, делать выводы и умозаключения.

— Подумаешь, дела великие! Это не так уж и важно! – возразила Интуиция. – Вот не было бы меня, тогда с человеком случилась бы катастрофа. Человек не смог бы по-настоящему радоваться и воспринимать творчески мир, во всех его красках.

— Без тебя все могут легко обойтись. Творчество не является необходимостью. Оно никому не нужно. Да и радости у каждого свои. Без твоих радостей можно прожить.

— Это без твоих циферок, аналитики и сравнений можно обойтись, уж точно!

Их спор услышал Разум.

— Что это вы всё спорите?

— А ты кто такой?

— Я — Разум.

— Что ты скажешь по этому поводу? Ты же слышал наш спор. Кто полезнее для человека?

— В вас обоих есть польза, — уверенно ответил Разум.

— Без кого же из нас человек не может обойтись?

— Давайте поразмышляем. Может ли художник обойтись без интуиции?

-Нет.

— Может ли торговец обойтись без логики?

— Эээ.. нет. – В один голос ответили Логика с Интуицией. — Но как же жить? Опираясь на логику или на интуицию?

— Опираясь на разум.»

— А как вы считаете логика нужна в повседневной жизни?

— Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Это является требованием ФГОС, об этом говорится в методической литературе, Однако, как это делать, учитель не всегда знает. Огромную роль в развитии логического мышления играет математика, но у меня возникает вопрос к учителям — предметникам. (Конкурсанту любому)

— А разве ваш предмет не развивает логическое мышление?

— Я прошу помочь мне моих коллег по конкурсу и приглашаю их выступить в роли моих учеников.

Сегодня я хотела бы рассказать и показать свой опыт по развитию логического мышления на уроках, используя прием «Кроссенс»

— Скажите знаком ли кто с этим приемом? Может кто — то использует его в своей практике? (Ответы).

— Что же такое «Кроссенс»? Слово «кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд» , которое с английского означает «пересечение смыслов». Этот прием разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым — писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко — доктором технических наук, художником и философом. Кроссенс, впервые опубликован в 2002 году в журнале «Наука и жизнь». Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков для «Крестиков-ноликов». Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.

Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5.

1 2 3
4 5 6
7 8 9

Я предлагаю разгадать первый кроссенс. Ваша задача – объяснить кроссенс: определить о чем идет речь, оставить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. На выполнение я даю 2-3 минутки.

1–2 – корону делают из золота;

2–3 – вороны любят уносить все, что блестит, золото тоже блестит;

1–4 – многих королей сравнивали с Солнцем;

3–6 – ворона и соловей – птицы;

4–7 – сосна тянется к Солнцу;

6–9 – у Андерсена есть сказки «Соловей» и «Огниво», огонь можно зажечь от огнива;

7–8 – топором рубят сосны;

8–9 – дрова нужны, чтобы разжечь костёр.

2–5, 4–5, 5–6, 5–8 – все слова содержат букву «О».

Существует довольно простой и понятный алгоритм составления кроссенса.

Алгоритм составления кроссенса:

1) определить тематику, общую идею;

2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

3) выделить 9 элементов — изображений, имеющих отношение к идее, теме;

4) найти связь между элементами, определить последовательность;

5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 — й квадрат);

6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.

Я предлагаю вам сейчас попробовать составить кроссенс на предложенную тему. Перед вами текст и необходимые изображения, которыми вы можете воспользоваться для создания кроссенса. Время ограниченно. Прошу приступать.

Итак я думаю, что мои коллеги готовы представить итог своей работы. (Представление работы) Спасибо большое! Было трудно? Да приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно выполнять кроссенсы.

На каком этапе урока я применяю кроссенс? Отвечу

Я применяю кроссенс:

  • при изучении нового материала: выведение темы урока; установка проблемной ситуации;
  • при закреплении и обобщении изученного материала;
  • творческое домашнее задание.

Кроссенс — хороший способ не только найти связи и смыслы, но и углубить понимание уже известных понятий и явлений.

Основной смысл создания кроссенса – это загадка, головоломка, ребус, задание, которое предназначено для определённой аудитории. Именно в этом качестве оно интересно нам, педагогам. Нельзя отрицать, что наряду с логическим мышлением, развивается зрительная память и связная речь.

Рефлексия.

В Древней Японии был такой ритуал: когда корабль отправлялся в плавание, путешественников и экипаж провожали все родственники. От провожающих до самого корабля тянулись ленты. Корабль отчаливал от берега, ленты разрывались. Одна часть ленты оставалась на корабле, другая – в руках у провожающих. Кусочки ленты хранились до возвращения корабля на родину. Мне бы хотелось узнать ваше мнение о применении приема «Кроссенс»

Тем, кому понравился и кто будет его использовать в своей практике этот прием, возьмите красную карточку

.

Тем, кто будет применять данный метод , возьмите желтую карточку

.

— Те, которые считают, что этот прием неэффективен и не имеет результативности , возьмите зеленую карточку.

Спасибо за внимание!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: