Инновационные методики и технологии в обучении детей дошкольного возраста


Современные технологии в образовании дошкольников по ФГОС

Инновационные технологии в образовании по ФГОС, внедряемые в дошкольное образование направлены на достижение государственных стандартов в этой сфере.

Воспитатель проводит занятие

Важно! Особенно важна позиция взрослого, по отношению к ребенку. Он не должен давать приказы свысока или стоять рядом. Положение взрослого — «вместе» с дошкольником. Основная цель работы специалиста — помочь малышу прочно встать на ноги как личность.

С 1 января 2014 года был утвержден федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), в котором ребенок выступает как «субъект» образования, будучи самоценной личностью.

Классификация образовательных и педагогических технологий в дошкольном учреждении по ФГОС

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании России представлены различными классификациями, учитывающими:

  • Уровень применения (локальные, отраслевые, общепедагогические);
  • Концепция усвоения (развивающие, ассоциативно-рефлекторные, гештальт-технологии);
  • Форма организации (индивидуальное обучение/ коллективное, клубные, альтернативные);
  • Ведущий тип управления деятельностью познания (обучение по книге / компьютеру, классические лекции, обучение в малых группах, репетиторство);
  • Подход к ребенку (личностно-ориентированные, гуманно-личностные, авторитарные, свободного воспитания, эзотерические, технологии сотрудничества);
  • Категории (массовая, продвинутое образование, компенсирующий вид, работа с одаренными, работа с трудными).

Важно! Рассмотрение различных методик и классификаций позволяет наблюдать широкий спектр технологий, которые возможно реализовать как в ДОУ, так и в центрах дополнительного образования.

Занятие с современными детьми

Инновационная деятельность в ДОУ в условиях ФГОС

Целью инновацийв работе с педагогическими кадрамиявляется обеспечение активногоучастия педагоговДОУ в методической работе, что, в свою очередь, способствует совершенствованию системы непрерывного образования и самообразованияпедагогов ДОУчерез формыинновационнойметодическойработы:

Семинарыпрактикумы

— творческие занятия направлены на развитие творческого мышления и создания инновационных проектов.

Семинар

– пресс-конференции помогают быстро находить информацию по отдельным проблемам, глубоко осмысливать её, обсуждать отдельные вопросы с коллегами.

Игровое моделирование

. Деловые и ролевые игры подразумевают моделирование реального процесса, во время которых принимают оптимальные профессиональные решения на основе анализа искусственно созданных педагогических ситуаций. Деловая игра как метод обучения позволяет
«прожить»
ту или иную практическую ситуацию.

Проблемные ситуации;

Групповая дискуссия, или мозговая атака

;

Тренинги

в малых группах по совершенствованию профессиональных умений; методы самообразовательной работы, научно-практические конференции по итогам инновационной деятельности ДОУ.

Новой формой,позволяющей в комплексерешать основныепрактические и исследовательские задачи, интегрировать различные образовательные формыобучения для педагоговв инновационномучреждении, является научнометодическийсовет.

В работу научно-методического совета включена творческая группапедагогов, заведующий ДОУ и старшийвоспитатель. Единомышленники научно-методического совета разрабатывают стратегию, конструктивно-методическиесхемы реализацииобщей концепции,модель учреждения и егоосновныеструктуры,методики изучения культурно-образовательных и профессиональных потребностей всехучастников педагогического процесса. Важное место в содержании работы научно-методического совета занимает анализ деятельности учреждения, результатыиспользования новыхпедагогических технологий, анализ профессиональной деятельности членов коллектива, рассмотрение прогностических программ и проектов, анализ и утверждениедидактических,методических материалов, обобщениеопыта.

Такимобразом, использование в процессе повышения профессионального мастерствапедагогов ДОУуказанных идругих активныхформ и методов обучения обеспечивает практико-ориентированныйхарактер учебногопроцесса, способствует включению в инновационнуюдеятельность, формированию потребности в непрерывномпрофессиональном совершенствовании.

Уровень методической подготовки педагога, егоспособность к профессиональному совершенствованию изучались методами тестирования и анкетирования. Порезультатамтестирования

можно сделать вывод:воспитатели испытывают трудности в составлении парциальных программ, овладении ИКТ технологиями, организации сюжетно-ролевой игры, установленииличностно-ориентированноговзаимодействия, зачастуюне могутрешить возникающие проблемы в работе с родителями.

Инновационные технологии в дошкольном образовании

Современные инновационные технологии по ФГОС в дошкольном образовании рассматривались многими авторами: Малаховой Н. Д., Моисеевой А. М., Лазаревым В. С. Педагогическая инновация определяется как внедрение в государственную образовательную среду новшеств, улучшающих систему в целом. В процессе внедрения инноваций происходит творческое переосмысление программ и методик — это главная особенность технологии.

Каким образом инновации появляются в дошкольном воспитании?

  • В череде научных исследований.
  • Благодаря необходимости применения инноваций в дошкольных учреждениях и начальной школе.
  • Возникают в результате вариативного творчества педагогов.
  • Возникают из-за большого желания родителей раскрыть потенциал малыша и наблюдать положительную динамику развития.

Важно! Инновационные методы обучения, осуществляемые в ДОУ по ФГОС не являются абсолютно новыми и универсальными технологиями для педагогов. Это лишь эффективные способы применения традиционных методов воспитания, улучшенные и дополненные современными исследованиями.

Педагогические технологии дошкольного образования современности

Технология представляет собой комплекс приемов, которые применяются в определенном искусстве или деле.

Использование современных образовательных и педагогических технологий в детском саду должно удовлетворять таким критериям технологичности, как:

  • Концептуальность (берется на вид некая научная концепция, которая включает в себя обоснование достижения образовательных целей);
  • Системность (логика, перечень взаимосвязей всех частей системы, целостность);
  • Управляемость (целеполагание, проектирование модели обучения, коррекция результатов, пошаговая диагностика, составление планов и отчетов) ;
  • Эффективность (рассматривает оптимальность затрат и гарантию достижения поставленных целей) ;
  • Воспроизводимость (подразумевает специфику педагогической технологии и возможное ее воспроизведение в новом месте).

Форма здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании

В список современных образовательных технологий входят:

  • Инновационные технологии в области здоровья и физического воспитания — все технологии, относящиеся к воздействию на здоровье дошкольника на любом уровне (психологическом, энергетическом или информационном). Целью становится сохранение здоровья малыша и формирование у него всех необходимых навыков и умений, для поддержания здорового образа жизни.
  • Интерактивные. За счет того, что детей «бросают» в сферу для межличностного взаимодействия, у них обогащается социально-личностный опыт. Это могут быть беседы, наблюдения, проведение небольших опытов.
  • Информационно-коммуникационные. В этой технологии образование должно включать в себя новые элементы — интерактивную доску (на которой педагог может показывать презентации, тематические фильмы и мультфильмы), компьютер или планшет.
  • Личностно-ориентированные. В таком случае в центр системного образования ставится личность дошкольника, вне зависимости от его возраста. Необходимо обеспечить малышу комфортные условия, для безопасного и неконфликтного развития и полной реализации его природного потенциала.
  • Игровые технологии строятся как комплексное образование, захватывающее небольшую часть учебного процесса и объединенное общим сюжетом. Примером могут служить игры, направленные на формирование умений выделять признаки предметов и сравнивать их между собой.

Детская пальчиковая гимнастика для детского сада

Интерактивные технологии воспитания

Интерактивное воспитание, в переводе с английского на русский язык, означает организацию познавательной деятельности в режиме активного взаимодействия — диалога или беседы.

Важно! Педагог дошкольного учреждения, среднего образования или вуза перестает быть «центром» для воспитанников. Он регулирует процесс общения, организует его, формулирует краткие темы или вопросы, ставящиеся на обсуждение, консультирует и следит за порядком выполнения упражнений.

В качестве интерактивных технологий в дошкольных учреждениях могут выступать:

  • Упражнение «Микрофон», где малыши вместе с воспитателем по кругу передают друг другу игрушечный микрофон и говорят на заданную взрослым тему. Это может быть первым заданием на обучении культуре — рассказать о себе, о своем настроении в данный момент.
  • Импровизированные дебаты. Дети также встают вкруг и высказываются на заданную тему. Однако, слова каждого дошкольника могут обсуждаться. Например, Миша рассказал, что на музыке у него было плохое настроение. Дети по очереди, поднимая руку, говорят, как Миша может настроение себе улучшить.
  • Синтез мыслей. В ходе этого упражнения дети, объединяясь в небольшие группы, выполняют совместное задание. Например, помогают зайчику-математику сосчитать все яблоки на листе и раскрасить их.

В детских садах, прошедших государственную аттестацию, уже давно приняты 3 основные формы интерактивного обучения: в паре (2 ребенка), микрогруппах (до 4-х детей) и малых группах (до 6 дошкольников).

Важно! В таких технологиях не стоит при ответе ребенка говорить «правильно». Лучше использовать такие слова, как «хорошо», «оригинально», «интересно». Это будет побуждать малыша говорить дальше.

Сидящий на стульчике дошкольник — не учится. Он слушает, но не слышит. Поэтому так важно всегда «втягивать» его в обучение, делать так, чтобы малыш сам стал частью этого процесса.

Одна из форм интерактивного занятия

Инновационные технологии физического воспитания дошкольников

Как используются в развитии детей инновационные технологии? За счет сочетания прогрессивных технологий и стереотипных базовых элементов образования, инновации хорошо сказываются на личностном развитии дошкольника, вовлекая его в социокультурную среду.

В докладах и рефератах выделяется главная инновация в системе физического воспитания дошкольников — выделение областей «Здоровье» и «Физическая культура».

Так, «Здоровье» способствует сохранению и укреплению психики детей, воспитанию навыков гигиены и формированию общих представлений о здоровом образе жизни.

Детское экспериментирование как средство познавательного развития

«Физическая культура» же занимается развитием физических качеств дошкольника, овладением основными спортивными движениями и формированием дальнейшей потребности в активности.

Технологии области «Здоровье» подразделяются на следующие:

  • здоровьесберегающие (сохранение здоровья всеми возможными способами);
  • здоровьеукрепляющие (стимулирование и укрепление здоровья — физические мероприятия и праздники, физкультминутки и т.д.);
  • лечебно-оздоровительные (происходит компенсация здоровья — массажи, посещение соляных комнат, инфракрасных саун);
  • здоровьеформирующие (способы приумножения здоровья — занятия физкультурные и оздоровительные).

Фитнес-технологии в ДОУ по ФГОС

Ранее фитнес-технологии применялись лишь в иностранных методах воспитания. В последнее время фитнес рассматривается в комплексе области «Физическая культура».

Важно! Это инновационная система, влияющая на оздоровление и совершенствование физической подготовленности дошкольника.

В фитнес-методы и технологии обучения включают:

  • степ-аэробику;
  • ритмопластику;
  • гимнастику танцевально-игровую;
  • элементы растяжки;
  • занятия на фитболе.

Благодаря развитию в России фитнеса, появилось множество интересных направлений, применимых и в дошкольном воспитании. Однако большинство проводимых по фитнес-технологии занятий могут осуществляться лишь при наличии у ребенка справки от врача. В противном случае подобные занятия противопоказаны.

Физкультурные занятия на фитболе

Игровые технологии дополнительного образования

В дополнительном образовании широко применяются игры «ради учения». В процессе деятельности у малыша формируются интересы познания, накапливаются тематические знания и способности. Педагогическая игра имеет явно выраженную цель и способствует достижению определенного результата. По большей части обучение в игре ненавязчиво и добровольно. Для ребенка игра — это гораздо более желанная действительность, нежели существующая реальность.

Игровые технологии, в зависимости от методики подразделяются на:

  • ролевые;
  • сюжетные;
  • имитационные;
  • психодраматические;
  • деловые;
  • организационно-деятельностные.

Объяснять игру лучше во вступлении, связанном с темой проводимого занятия. Полностью рассказывать суть игры можно по ходу действия. Задачей педагога является организация игровой деятельности для всех детей (как активно участвующих, так и болельщиков).

Важно! Процесс игры должен сопровождаться диалогом педагога и детей. Причем, даже если малыши ответили неправильно (в словесной игре), воспитателю необходимо повторить их ответ. Так дошкольники лучше следят за ходом действия.

Проблема продуктивного использования современных образовательных технологий в ДОУ

Большинство образовательных технологий и методик требуют многочисленного иллюстративного и познавательного материала, оформления огромного количества документации и отчетов, повышения уровня владения компьютерами среди персонала (для создания простейших презентаций).

Большая занятость воспитателя негативно сказывается на внедрении инновационных технологий в процесс образования

Во многих государственных дошкольных учреждениях не находятся компьютеры для каждого педагога, а также нет достаточного количества дидактических материалов и игр. Из-за высокой занятости воспитателей и других педагогов дошкольного образования, у них не находится времени на поиск и оформление хорошего иллюстративного и познавательного материала для занятий. Поэтому из года в год практикуется использование одних и тех же игр, без особых инноваций.

Компьютерные игры в детском саду

Особенности развивающих технологий дошкольного учреждения

Развивающие технологии в дошкольных учреждениях должны быть мобильными — меняться и адаптироваться под данное время. В данный момент дети охотнее изучают русские сказки с помощью современных технологий (проекторов, интересных презентаций и т. д.), а не садясь в круг, и слушая монотонный голос воспитателя. Но во всем требуется мера, поэтому инновационные технологии основываются на традиционных методах воспитания, улучшенных и дополненных современными исследованиями.

В 21 веке человек обязан быстро усваивать информацию, подстраиваться под меняющийся мир и ежедневно находить в нем свое место, обладать гибкостью мышления и коммуникабельностью. Для продуктивной работы с дошкольниками необходимо анализировать и внедрять современные технологии обучения в педагогический процесс.

Примеры авторских педагогических технологий

В последнее время все чаще встречается практика эксплуатации авторских инновационных программ в детском саду. Перечень самых востребованных указан ниже.

Технология развивающего обучения Эльконина Д. Б.

Технология развивающего обучения в ДОУ по ФГОС основана на программе, разработанной в 1960-1970-ых годах. Программа ориентирована на развитие современного научно-теоретического мышления. Вместо рассудочно-эмпирического мышления, которое основано на практических наблюдениях, перед педагогом стоит задача основать образовательный процесс на теоретических знаниях. Их основу составляют содержательные обобщения. В рамках процесса применяется метод проблематизации знаний, методика учебных задач и коллективной мыслительной деятельности.

Принципы развивающего обучения

Педагогика сотрудничества Ушинский К. Д.

Педагогика сотрудничества отличается:

  • единством обучения и воспитания;
  • гуманным и личностным подходом к воспитаннику;
  • педагогикой отношений.

Последовательность этапов реализации технологии проблемного обучения

Дополнительная информация! Педагогика сотрудничества подразумевает, что ученик и учитель развиваются совместно, что между ними устанавливается взаимопонимание. Также имеется в виду, что ДОУ или школьное учреждение является главным фактором воспитания личности.

Технология ТРИЗ Альтшулера Г. С.

ТРИЗ — технология решения изобретательских задач. Эта программа подразумевает, что, зная закономерности технических систем, можно мгновенно, без ошибок, находить решения к различным задачам.

В случае применения ТРИЗ в ДОУ ребенок учится познавать суть предмета, находить в нем противоречия, затем развивает свою фантазию. В самой долгосрочной перспективе ТРИЗ развивает ребенка так, что он учится находить выход из любых сложных ситуаций, используя изобретательское мышление.

Суть ТРИЗ

Технология проблемного обучения Дж. Дьюи

Появилась в 20-30-х годах прошлого века. Суть метода — создание проблемных ситуаций педагогом, разработка занятий с ориентацией на труд и игру. Учащиеся должны самостоятельно разрешить проблемную ситуацию. Это способствует удовлетворению 4 основных инстинктов обучения (по автору Дж. Дьюи): исследовательского, конструирования, социального и творческого. Как итог — ребенок овладевает творческими и профессиональными знаниями, а на уровне ДОУ — развивает мыслительную деятельность.

Технология проектной деятельности Киселевой Л. С.

Развитие творческого мышления, коммуникативных и познавательных навыков через реализацию проектов. Педагог дает воспитанникам задачу для самостоятельной реализации. Ученики ДОУ должны подготовить материал, выполнить определенную задачу. Проекты могут быть информационными, творческими, исследовательскими.

Важно! Задача педагога — обучать ребенка сбору информации, а воспитанника — применять эти знания на практике при реализации проекта. В ДОУ проектная работа — это совместная деятельность педагогов, родителей и учеников.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: