Родительское собрание для начальной школы. Дети и телевидение


Родительское собрание «Семья — школа любви»

II. Работа с понятиями.

1. Интерактивная игра «Психологический настрой»

Уважаемые родители, все вы знакомы с символом, помещенным перед вами – «аист, несущий новорожденного». Что он означает именно для вас?

2. Интерактивное психолого-педагогическое упражнение «Ожидания»

Конечно же, все, что вы перечислили – является отражением вашего внутреннего ощущения, восприятия данного образа – образа «ожидания чуда в лице долгожданного малыша». И вот этот миг наступил. Малыш родился, и даже успел уже немного подрасти, как раз столько, чтобы пойти в 1 класс. Итак, что вы, взрослые, ожидаете своего ребенка? Каким он должен быть сейчас? Какие качества и умения должны у него сформироваться? Перед вами лежат бумажные белые перышки, на которых вы и напишите свои ожидания, а после их прикрепим на тело нашего аиста, осуществляющего нашу мечту.

(Родители пишут свои ожидания к ребенку данного возрастного периода, после чего передают перья педагогу, который озвучивает их, комментирует исходя из требований образовательной программы и прикрепляет клеем к туловищу аиста. Если есть необходимость, добавляет на запасных перьях необходимые качества и умения, которые соответствуют возрасту ребенка).

Вот такой аист у нас получился. Теперь он точно знает, какой ребенок нам нужен.

3. Интерактивное психолого-педагогическое упражнение «Создаем условия».

Конечно же, очень важно иметь представление конечного или промежуточного результата в нашем воспитании ребенка, но чтобы чего-нибудь достигнуть необходимо потрудиться. Вы согласны ведь, что сам по себе ребенок не вырастит таким, каким мы его видим? Поэтому наша задача, как родителей и педагогов, создать все условия для его развития. Задание следующее: перед вами еще остались перышки, напишите на них все формы и методы работы с детьми, все то, что считаете необходимым условием для полноценного развития вашего ребенка. Только так наш аист сможет расправить крылья и мы будем уверены, что наш труд будет вознагражден сполна. (Педагогу передают перышки с надписями, он озвучивает их, комментирует согласно педагогическим методикам, психологическим особенностям детей и прикрепляет с помощью клея на крылья аисту).

4. Интерактивное психолого-педагогическое упражнение «Родительский стиль воспитания».

Конечно, теперь все стало гораздо понятнее. Мы знаем, чего хотим. Мы имеем представление, как добиться желаемого. Но сложность еще есть в том, как мы всем этим будем управлять. Существует три основных стиля родительского отношения: авторитарный, либеральный и демократический. (Педагог прикрепляет к хвосту аиста три больших рулевых, подписанных соответственно, пера.) Каждый стиль встречается в воспитании подрастающего поколения. Причем иногда применения конкретного вида родительского отношения целесообразно. Но давайте разберемся, какой стиль сделать нужно преобладающим, а какое «применяемым ситуативно»? (Педагог стимулирует возникновение аргументированного диалога родителей над целесообразностью выбора демократического стиля воспитания как основного, и раскрывает особенности применения других родительских отношений, с примерами негативного последствия при их постоянном применении. В итоге перо с демократическим стилем воспитания ребенка выделяется ярким цветом, как сознательный выбор родительского отношения).

Родительское собрание » Дети и телевидение»

Телевидение – пена цивилизации, сверкающая ядовитыми красителями.

В.Г. Кротов

Задачи собрания:

  • Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором.
  • Показать влияние телевизионных просмотров на физическое и психическое состояние ученика.

Форма:И

нформационный лекторий с элементами дискуссии.

Вопросы для обсуждения:

  • Статистика и цифры о роли телевидения в жизни ребенка.
  • Влияние телепередач на формирование характера и познавательной сферы учащихся.

Вопросы для дискуссии:

  • Семья получает квартиру и наполняет ее предметами обихода. Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предметов обихода?
  • Какие телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребенка?
  • Как на ваш взгляд, необходимо организовать общение третьеклассника с телевизором? Назовите возможные варианты.

Подготовительный этап:

Готовясь к собранию, классный руководитель проводит анкетирование учащихся класса по вопросам:

1. Что тебе больше всего нравится делать в свободное время?

  • Читать книги.
  • Смотреть телевизор.
  • Смотреть видео.
  • Встречаться с друзьями, подругами.
  • Ходить в кино.
  • Слушать музыку.
  • Ходить в театры и на выставки.
  • Другое.

2. Какие телепередачи тебя больше всего интересуют?

  • Политические обзоры.
  • Спортивные программы.
  • Музыкальные.
  • Телесериалы.
  • Кинофильмы.
  • Телеигры.
  • Ток-шоу.
  • Познавательные и общеобразовательные.
  • Юмористические.
  • Другое.

3. Сколько часов в день ты смотришь телевизор?

4. Рекомендуют ли тебе родители, какие телепередачи смотреть?

5. Обсуждаете ли вы с родителями просмотренные телепередачи?

Ход собрания

Вступительное слово классного руководителя.

Уважаемые мамы и папы!

По мнению многих родителей, как только ребенок переступает порог дома, телевизор становится его полновластным хозяином, вплоть до прихода родителей с работы.

/Сообщение задач собрания/

Телевидение давно стало частью жизни детей.

Его возможности в развитии ребенка очевидны. Оно помогает детям находить ответы на те вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за занятости; понять что такое “хорошо” и что такое “плохо”, узнавать оразличных явлениях в разных областях знаний; развивать воображение, эмоциональную сферу, фантазию, наконец, занять свободное время ребенка.

Вместе с тем влияние телевидения на детей далеко не однозначно.

Статистика, о которой следует задуматься родителям:

Две трети современных детей в возрасте от 6 до 12 лет смотряттелевизоры ежедневно;

50 % детейсмотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и исключений;

25 % детей в возрасте от 6 до 10 летсмотрят одни и те же телепередачи от 5 до 40 раз подряд;

35 % ребят ввозрасте от 6 до 12 лет приопределении рейтинга использования свободного времени на первое место поставили телевизор, исключив при этомзанятия спортом, прогулки на воздухе, общение с семьей.

А как вписываются в статистику наши третьеклассники?

Какие опасности таит в себе просмотр телевизионных передач?

В первую очередь этопереутомление. Телевизионная программа – калейдоскоп звуков и образов. Пытаясь уследить за ними и разобраться в них,ребенок тратит много сил. Для сравнения просмотр полуторачасового фильма равнозначен полуторачасовому приему гостей: огромному количеству рассказов о делах, разговоров о политике, выяснению отношений… При этом телевизионные передачи вызывают не просто усталость, а перевозбуждение.

Впечатлительные дети после просмотра эмоциональных передач (со стрельбой, убийствами, драками, конфликтами, погонями и др.) часто становятся нервными, возбужденными. Фильмы ужасов у таких детей могут породить новые или усилить уже существующие страхи. В результате дети плохо спят, становятся неуравновешенными, беспокойными, хуже учатся.

Особенно опасными для еще не сформировавшейся детской психики являются сцены агрессии, жестокости и насилия. Под воздействием таких сцен дети становятся более готовыми к жестокости в реальном мире, который становится для них более агрессивным и пугающим. В результате, чтобы защититься от этого мира, ребенок может сам стать более жестоким и агрессивным. В некоторых случаях дети начинают пугаться реальной жизни, ожидая от нее постоянных катастроф, аварий, похищений и убийств. К сожалению, детей почти невозможно оградить от таких сцен. Для этого требуется особый контроль за телепрограммой со стороны родителей.

Другая опасность телевидения заключается в том, что у ребенка может возникнуть самая настоящая зависимость, страсть к телевидению, замещение им всех остальных ценностей, которое называют телеманией. Даже взрослые склонны попадать под обаяние голубого экрана. Если вы частенько включаете телевизор для того, чтобы занять ребенка, отвлечь его, пока занимаетесь своими делами, он рискует привязаться к нему, как к другу. Ведь телевизор может утешить и отвлечь от неприятных мыслей. При этом он ни о чем не просит и не обижается – чем не настоящий друг? И если время у телевизора можно ограничить волевым решением, нажав кнопку, то сознание вещь тонкая, не поддающаяся запретам.

По данным разных социологических исследований, современные дети общаются со своими родителями во много раз меньше, чем с телевизором. Но общение с телевизором – одностороннее, ребенок не является настоящим собеседником, поэтому, как ни странно, дети, проводящие перед голубым экраном много времени, могут не научиться хорошо и грамотно говорить, ясно излагать свои мысли, как это происходит при чтении книг. Дело в том, что когда человек читает книгу, информация поступает в мозг в том ритме и количестве, которое соответствует его возможностям. Читая, человек сам может контролировать поток информации – остановиться, обдумать что-то, перечитать заново. А когда он смотрит телевизор, поток информации огромный, насыщенный, а главное, неконтролируемый, оказывающий сильное влияние и на сознание, и на подсознание.

По информации “Daily mirror” британские ученые утверждают, что за последние пять лет коммуникативные способности детей значительно ухудшились. И виной – все тот же пресловутый телевизор, перед экраном которого дети просиживают слишком много времени, и который зачастую является их главным собеседником.

В результате подрастающее поколение не умеет нормально объединять слова в предложения, правильно строить фразы и находить нужные слова, чтобы выразить свою мысль.

Исследование, которое выявило снижение способности детей к коммуникации, было проведено Британским Государственным обществом грамотности совместно с Национальной ассоциацией учителей, и его результаты были донесены до общественности рядом публикаций, в которых особенно подчеркивалась роль родителей в развитии навыков устной речи у детей.

“В современном мире телевидения и компьютеров дети все меньше становятся способны слушать и слышать друг друга, слушать родителей и нормально говорить сами, – говорит директор Британского Государственного общества грамотности Тейл Мак Клеланд. – Учитывая такую тенденцию, родители должны разговаривать со своими детьми как можно больше, причем с самого раннего возраста”.

Британские специалисты в области грамотности и образования утверждают, что не собираются демонизировать телевидение, но подчеркивают – безусловен тот факт, что оно не учит нормальному языку, и с этим нужно считаться.

Кроме того, как оказывается, дети, к сожалению, больше смотрят развлекательные, а не развивающие программы. Это связано, скорее всего, с тем, что родители не руководят детьми, не формируют их телевизионные вкусы. Они считают, что диктор или ведущий и так все хорошо объяснил. К тому же, серьезные программы требуют от ребенка напряжения мысли, сосредоточения, способности думать, а это не всегда нравится детям, поэтому они сами чаще выбирают яркие, интересные и легкие для просмотра программы. Нельзя не согласиться, что такое “глазение в экран” – пустая трата времени.

Очень вредно для детей, если в квартире постоянно работает телевизор: его, вроде бы, никто и не смотрит, но никто и не выключает. Дети вынуждены постоянно находиться в зашумленной среде: играть, делать уроки, разговаривать с родителями, обедать, и даже засыпать под звук телевизора. Такой звуковой фон действует на детей (да и на взрослых тоже) плохо, вызывает у них дискомфортные ощущения, чувство утомления, усталость. Следует помнить, что всем нам, и детям, и взрослым, иногда нужно побыть в тишине и покое, наедине с собой и своими близкими.

Что же делать, если ребенок уже “заболел” телеманией? Прежде всего, заменить телевизор собой. То есть, выключив экран, не отправлять ребенка делать уроки или гулять, а заняться чем-нибудь вместе с ним. Причем это “что-нибудь” должно быть ему интересно. Вспомните, что ребенок просил до того, как начал смотреть телевизор. Может быть, он звал вас на горку или просил поиграть в прятки?

И все же, несмотря на вышеперечисленное, не стоит бросаться в крайности и устраивать “борьбу” с телеэкраном. Ведь программы могут быть обучающими, развивающими творчество и фантазию. Ребенок может многому научиться. Просто подбирайте ему “телерепертуар”, будьте в курсе того, что он смотрит, как это отражается на его психике. Обсуждайте все, что происходит на экране, высказывайте свою точку зрения, выслушивайте мнение сына или дочери. И от такого времяпрепровождения вам и вашему ребенку будет польза и радость!

Дискуссия.

Вопросы для дискуссии:

  1. Семья получает квартиру и наполняет ее предметами обихода. Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предметов обихода?
  2. Какие телепередачи, на ваш взгляд, формируют личность ребенка?
  3. Как на ваш взгляд, необходимо организовать общение третьеклассника с телевизором? Назовите возможные варианты.

В заключение собрания учитель предлагает родителям обсудить рекомендации, которые помогут им в воспитании детей.

Старайтесь не превращать телевизор в неизменного участника семейных ритуалов: обедов и ужинов, разговоров перед сном.

  • Задумайтесь о роли телевидения в своей собственной жизни. Если оно давно вытеснило друзей, интересные поездки и стало вашим хобби, наивно предполагать, что ребенок избежит той же участи. В этом случае, затевая борьбу с экраном, прежде всего, начните с самих себя.
  • Будьте избирательны при выборе телевизионных программ, не смотрите все подряд, этим вы подадите хороший пример своему ребенку. Обсуждайте с детьми просмотренные телепередачи.
  • Помните, что влияние телевидения на психику детей отличается от влияния на психику взрослого. Детьми легко управлять, манипулируя их эмоциями и чувствами. Особенно пагубно влияют на детскую психику сцены насилия на телеэкране. Их необходимо исключить из просмотра детьми.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: