Квест для воспитателей «Развитие связной речи и речевого общения детей дошкольного возраста»


Мастер-класс «Применение квест-технологии в образовательном процессе ДОУ»

Цель: оказание практической помощи педагогам в использовании квест-технологии в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачи:

1. Сформировать у участников мастер- класса представления о квест — технологии в дошкольном образовательном учреждении.

2. Содействовать практическому освоению навыков проектирования образовательной деятельности с применением квест — технологии.

Ход мастер – класса.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня я на практике покажу вам, что образовательная деятельность в формате квест замечательно вписывается в концепцию заданную ФГОС дошкольного образования. Это отличная возможность для педагога и детей увлекательно и оригинально организовать жизнь в детском саду.

Что же такое квест – технология? Квест – это игровая педагогическая технология, которая способствует формированию решений определённых задач на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определённого сюжета.

Само слово произошло от английского Quest (поиск, предмет поисков, поиск приключений) – это вид сюжета: литературного, компьютерного, игрового, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.

В ходе квест – игры у детей происходит развитие по всем образовательным областям, и реализуются разные виды деятельности.

  • Игровая.
  • Коммуникативная.
  • Познавательно-исследовательская.
  • Двигательная.
  • Изобразительная.
  • Музыкальная.
  • Восприятие художественной литературы и фольклора.

— Чтобы понять, как работает данная технология, я предлагаю вам вместе со мной пройти фрагмент квест – игры «Оживи лес».

— Прошу фокус-группу мне помочь в этом.

Фокус-группа располагается рядом с панно, на котором изображены: небо, солнце, трава, деревья.

— Лес – это лёгкие нашей планеты. От его объёма и состояния во многом зависит то, каким воздухом мы дышим.

— Вдохнём глоток лесного воздуха (вдох-выдох).

— Замечательно!

— Вы, наверное, уже догадались, что цель нашей квест – игры будет оживить лес.

— А что в вашем понимании означает «Оживить лес»?

Фокус-группа: — Заселить его лесными обитателями.

— Согласна!

— Наша игра будет носить поисково-исследовательский характер. Нам с вами необходимо будет найти обитателей леса.

— Внимание на экран! Перед вами схема маршрута, которая нам будет служить ориентиром, т.е. по ней мы должны передвигаться от пункта к пункту, проходя уровни.

Также для проведения данной игры в качестве ориентиров мы могли бы использовать карты, маршрутные листы, конверты с заданиями, записки и прочие.

— Рассмотрим первый уровень игры, он же будет являться первым пунктом выполнения задания (фокус-группа рассматривает схему маршрута на экране).

— Как мы назовём этот пункт?

Фокус-группа: — «Цветочная поляна».

— Давайте найдём эту поляну в нашем пространстве.

Фокус-группа подходит к поляне, берёт цветок, на котором написано задание: «Выберите из предложенных обитателей леса насекомых». Выбирают, на экране загорается красный сигнал, т. е. задание выполнено правильно. Насекомых с поляны фокус-группа берёт с собой для дальнейшего путешествия по лесу.

— Замечательно! Уровень первый пройден! Давайте посмотрим внимательно на схему, куда мы двигаемся дальше?

Фокус-группа: — Ко второму пункту, который находится впереди. Мы назовём его «Лес».

Фокус-группа идёт к деревьям, на листике берёзы написано задание: «Определите следы животных и найдите по ним их».

— Уважаемые коллеги, переход от одного уровня к другому вы можете усложнить заданиями, применить ориентирование в пространстве, определить количество шагов, закрепить названия деревьев.

Фокус-группа определяет следы: — Это медвежьи, заячьи и лисьи следы (идут по следам за деревья и находят животных).

Обогащение словарного запаса детей прилагательными.

— Коллеги, работая с детьми на данном этапе, вы можете предложить детям дополнительные задания, вопросы, провести беседу в целях обобщения и систематизирования знаний о диких животных.

— Внимание на экран! Загорелся красный сигнал! Что это означает?

Фокус-группа: — Это означает, что мы справились с заданием и прошли ещё один уровень игры.

Лесных животных фокус-группа берёт с собой для дальнейшего путешествия по лесу.

— Двигаемся дальше. И нам осталось найти третий пункт. Что подсказывает нам схема?

Фокус-группа группа показывает на клетку на схеме маршрута.

— На данном этапе с помощью вспомогательных вопросов нам необходимо активизировать детей для рассуждений и логических мышлений. Это такие вопросы: Как вы определили? Как думаете? Почему вы так решили?

— А вам я задам вопрос: Кого же мы с вами будем искать?

Фокус-группа: — Мы будем искать птиц.

— Почему вы так решили?

Фокус-группа: — Мы так решили, потому что на схеме изображена клетка.

— Скажите, а разве птицы должны жить в клетке?

Фокус-группа: — Конечно, нет, они должны летать на воле.

— Тогда пойдёмте спасать птиц.

Фокус-группа находит в пространстве клетку, возле неё лежат перья, на которые приклеены загадки.

— Скажите вы можете определить, это перо какой птицы?

Ответы фокус-группы, при отгадывании выпускают птицу на волю.

— Коллеги, если ребенок затрудняется ответить, вы можете дать ему подсказку в форме загадки.

— Наша схема показала нам сигнал, что мы успешно прошли уровень! Мы молодцы! Но цель игры ещё не достигнута. Напомните мне её?

Фокус-группа: — Нам надо оживить лес.

— И как же нам это сделать?

Фокус-группа: — Заселить лес найденными животными и насекомыми и птицами.

— Скажите в размещении обитателей леса, могут ошибиться дети?

Фокус-группа: — Нет, не могут. Ребята безошибочно разместят, так как на панно для каждого вида предусмотрена индивидуальная фиксация.

В данном случае:

  • для насекомых – липучая лента;
  • для животных – кнопка;
  • для птиц – пуговица.

Фокус-группа закрепляет обитателей леса на панно.

— Итак, наша цель достигнута! Мы оживили лес!

(Звучат звуки леса.)

— Коллеги, спасибо вам за участие в мастер – классе. Вы можете присесть на свои места.

— Отмечу, что при составлении квест-игры намечаю одну цель для детей. А себе, как педагогу, для развития каждого ребёнка ставлю ряд педагогических задач, которые решаю в ходе такой совместной деятельности.

— Надеюсь, что ч убедила вас в том, что квест – технология оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно – образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, весёлым и игровым.

Спасибо за внимание!

.

Квест-технология в дошкольном образовании

Кожина Ю.В., Кирченко Н.П. Квест-технология в дошкольном образовании // Совушка. 2020. N1(11). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/11/ (дата обращения: 10.10.2020).

Заказ № 50470

Одна из задач ФГОС ДО — создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ активно внедряют в свою работу инновационные технологии, направленные на реализацию государственного стандарта дошкольного образования.

Одной из таких технологий является игровая технология.

Интерес к ней связан с признанием роли и возможностей детской игры в решении задач разностороннего развития и воспитания детей на этапе дошкольного детства. Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития.

Среди широко используемых в практике воспитания детей дошкольного возраста игровых технологий можно выделить квест-технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

Само английское слово quest можно трактовать как «поиск» или даже «приключение». Квест-технологии в образовании и воспитании детей широко начали применяться с 1995 года, когда профессор университета Сан-Диего Берни Додж предложил использовать в процессе обучения некую поисковую систему, в которой предполагалось находить решение поставленной задачи с прохождением промежуточных стадий, на каждой из которых требовалось выполнить какое-то действие или найти ключ для выхода на следующий уровень.

«Квест-игра» – это командная игра, в которой игрокам необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т.д., что является эффективным средством повышения как двигательной активности, так и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Такую игру можно проводить как в помещении, или группе помещений (перемещаясь из группы в музыкальный или спортивный зал, бассейн и в другие помещения детского сада), так и на улице.

Перед квестами ставят задачи реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.

В процессе путешествия дети самостоятельно преодолевают препятствия для достижения поставленной цели, воспитываются командный дух, упорство, дружеское отношение друг к другу, т.к. только команда, которая выполнила правильно задание может продолжить путь дальше.

В квест-играх также присутствует процесс интеграции. Он представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных компонентов системы на основе взаимозависимости и взаимодополняемости и позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности.

Квест, как универсальная игровая технология включает у ребёнка соревновательные механизмы, что также создает условия для более активного включения в игру, для повышения качества выполнения заданий и достижения результата. После каждой игры ребёнок анализирует свое место в команде, командные действия, планирует и прогнозирует результат дальнейших игр вместе с педагогом – наставником.

Т.е. квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией, что и является основным требованием ФГОС ДО.

Коллектив нашего детского сада работает по приоритетному направлению «Экологическое воспитание детей дошкольников» и находится в постоянном поиске новых форм мероприятий, которые позволяют расширить представление о природе, а самое главное экологической культуры современного человека. Поэтому в этом учебном году мы использовали новую форму организации педагогической деятельности-квест-игры на экологические темы.

Первую игру-путешествие мы провели с детьми старших групп под названием «В гостях у Осени». Территорией для проведения этой игры были выбраны групповые помещения и участки на территории детского сада

Задачи осеней квест-игры было:

  1. Закрепить знания об овощах, фруктах, ягодах, злаковых культур, деревьях и кустарниках.
  2. Сформировать познавательную активность детей.
  3. Закрепить правила поведение в природе.
  4. Повысить физическую активность.
  5. Воспитывать бережное отношение к природе и окружающему миру.
  6. Умение работать в команде.

Опыт оказался очень удачным, познавательным.

В процессе подготовки к зимнему экологическому квесту к нам присоединились педагоги подготовительных групп, узкие специалисты и сотрудники детского сада, так как в этой игре уделили больше внимание основам безопасности и жизнедеятельности детей. Мы решили расширить территорию проведения зимней квеста-игры, и дети выполняли задания во всех помещениях детского сада: в групповых комнатах, медицинском кабинете, зимнем саду, музыкальном и спортивном залах.

А сейчас мы представляем для вас фото-отчет о проведенной игры. Название игры «По следам Бабы Яги».

Перед данным квестом были поставлены следующие задачи:

  1. Расширить представления детей о зимней жизни природы.
  2. Формировать познавательную активность воспитанников.
  3. Привлечь детей к бережному отношению к зимующим животным и птицам к охране и защите природы.
  4. Повысить физическую активность дошкольников при помощи многофункциональности ледяных скульптур.
  5. Закрепить правила о безопасном поведении зимой.

В групповой комнате ребят встретил Снеговик, который рассказал о своей проблеме и попросил ребят пропавшие снежки. И как полагается ребята ознакомились с картой-путешествием (фото).

Первое задание дети выполняли в медицинском кабинете(фото), где отвечали на вопросы старшей медицинской сестры, проводили опыты со снегом, выясняли причины зимних заболеваний. Первые снежки ребята получили.

Далее дети определили по карте следующий пункт: «Зимний сад» (фото). Заданием было разделить виды птиц на зимующих и перелетных, была проведены игры на развитие логики, мышления и внимания «Кормушки», «Найди отличия» .За правильное выполнения всех заданий дети вновь получили снежки.

Следующим пунктом пребывания детей стал музыкальный зал(фото), где музыкальный работник в образе — Зимы провела с ребятами психогимнастику «Зайчики» и где дети поучаствовали в театрализации «Ветер и снежинки». Зимушка наградила всех снежками.

Потом ребята попали в спортивный зал (фото), где их встретил Ваня Затейкин. Поиграв с Ваней, ребята со Снеговиком сделали вывод о его неправильном поведении в играх в зимнее время года (фото) и дали нужные советы, которые помогут соблюдать правила поведения на улице зимой. За оказанную помощь, Ваня вручил детям последние снежки. Итогом всей квест-игры стала веселая и задорная игра «Снежки» (фото). Усложнив ряд заданий квест был проведен и с детьми подготовительной к школе группы.

Сейчас мы разрабатываем весенний квест, который планируем провести как в помещение детского сада, так и на участках и активно к нему привлечь родителей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: