Современные методики и технологии музыкального воспитания дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО
Ташкинова Е.Н. Современные методики и технологии музыкального воспитания дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО // Совушка. 2020. №3(5). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/5/ (дата обращения: 10.10.2020 ).
Назначение любого вида искусства — это отражение действительности в ё художественных образах, и то, как ребёнок научится их воспринимать, размышлять о них, декодировать идею художника, композитора, писателя, режиссера, зависит от работы каждого специалиста и воспитателя.
Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыка отражает отношение человека ко всему миру, ко всему, что происходит вокруг и в самом человеке. Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в жизни человека очень важную роль. Музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений. Круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка в дошкольном детстве в условиях ФГОС ДО расширились. Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств. Современная дошкольная педагогика нацелена на поиск инновационных подходов воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Применение инновационных методов и форм, техник и технологий в музыкальном воспитании в условиях введения ФГОС стало целью моей работы.
Цель реализую в задачах которые отвечают насущным запросам ребенка:
- создание условий, предоставляющих возможности каждому ребенку проявить свои индивидуальные способности при общении с музыкой;
- творческое развитие природной музыкальности ребенка;
- высвобождение первичной креативности, создание условий для спонтанных творческих проявлений;
- помощь в формировании внутреннего мира и самопознании (эмоционально-психическое развитие и психокоррекция).
Главный принцип, которым я руководствуюсь в своей работе – внимание к каждому ребёнку: учёт его возрастных, речевых, индивидуальных музыкальных особенностей и потребностей. Есть ещё ряд принципов, которых я придерживаюсь на музыкальных занятиях:
- Музыкальный руководитель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.
- Свобода и самостоятельность в выборе детьми знаний, умений и навыков.
- Свобода не означает вседозволенность, это подчинение своих действий общим правилам.
- Ориентация на индивидуальные открытия. Детей надо делать соучастниками игры или задумки.
Новые подходы к музыкальному образованию потребовали использования абсолютно иных, наиболее эффективных педагогических технологий в развитии музыкальности детей.
Путь к музыке должен быть оправдан с точки зрения человека, и исходить из него. В связи с этим, выбирая формы и методы работы музыкально-художественной деятельности, представилась необходимость направлять их на развитие у детей: способности к чувственному восприятию мира, его наблюдению; ассоциативности художественного мышления; выразительности интонации: речевой, вокальной, пластической пластической инструментальной.
В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию.
Формы развития музыкальности, которые используются мною на практике – это:
Коммуникативные танцы
Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы приятия друг друга и эмоционально-психическое раскрепощение. Здесь незаменимыми помощниками выступают коммуникативные танцы, использование которых решает задачи:
развития коммуникативных навыков, работы над ощущением формы,
развития двигательной координации, развития чувства ритма.
Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)
Такие игры крупномасштабно (через все тело) дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха, речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным содержанием.
Эти игры пронизаны идеей координации, которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента», стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, воспитывает ансамблевую слаженность.
Пальчиковые игры (музыкальные и речевые)
Ценность в пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма, в которых характер исполнения фактически интонируется, обогащаясь ритмо-звуковыми модуляциями разговорной речи.
«Хор рук»
Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию двигательного двухголосия, в котором все участники делятся на «хор из двух голосов» и двух ведущих — «дирижеров». Данная форма направлена на развитие
координационной свободы движения, чувства ритма, внимания, ансамблевой слаженности, способности к двигательной импровизации.
Ритмодекламация под музыку
Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется.
Игры звуками
В работе с играми звуками выделяю условно следующие направления:
— звучащие жесты и музыка моего тела;
— шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.
Элементарное музицирование
В музыкальной деятельности с детьми считаю необходимым использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям данного возраста. Но данная форма работы по развитию музыкальности не ограничивается использованием только традиционных шумовых инструментов. В современной музыкальной методике именно исследование звука и познание детьми мира через звук, создание иного образа самых разнообразных бытовых предметов получают всё большее развитие. Именно они являются участниками изумительного оркестра!
Общение детей с примарными инструментами развивает: музыкальность, тембровый слух, тонкость восприятия, ассоциативность, художественность.
Учитывая новые требования к взаимодействию ДОУ с семьей, я решила внедрить в свою работу новые формы работы с родителями с целью развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.
Вовлечение родителей в музыкально-образовательное пространство ДОУ организую в нескольких направлениях: повышение компетентности в вопросах музыкального воспитания детей (индивидуальные беседы, консультации, семинары); вовлечение в музыкально-образовательный процесс (открытые занятия, участие в них); совместная культурно-досуговая деятельность (написание сценариев, участие в подготовке и проведении праздников, исполнение ролей).
Мои воспитанники познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития, как предусмотрено ФГОС ДО.
Литература:
- Буренина А.И. Ритмическая мозаика — программа по ритмической пластике для детей. СПб., 2000.
- Картушина М.Ю. Забавы для малышей — театрализованные развлечения. М., 2008.
- Костина Э.П. Камертон — программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. М., 2008
- Музыкальный руководитель — иллюстрированный методический журнал. М., 2004.
- Поддубная Е.А. Музыкальные пальчиковые игры. М., 2006.
- Радынова О.П. Музыкальные шедевры — программа музыкального воспитания. М., 2006.
Лекция 3. Виды музыкальной деятельности в ДОУ
Вопросы организации музыкальной деятельности детей разработали психологи, музыковеды, педагоги: Е. В. Назайкинский, Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, А. Г. Гогоберидзе, А. Н. Зимина и др.
По определению О. П. Радыновой, музыкальная деятельность дошкольников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие ребенка.
В музыкальном воспитании детей выделяют следующие виды музыкальной деятельности: слушание музыки, исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах), детское музыкальное творчество и музыкально-образовательная деятельность.
Слушание музыки – активный внутренний процесс сосредоточения, который дает детям возможность воспринимать и понимать различные виды, жанры музыкального искусства
. Вокальная музыка оказывает на детей большое влияние, т. к. основана на единстве музыки и литературных текстов. Инструментальную музыку детям понимать сложнее, поэтому так важно педагогу методически грамотно донести до сознания дошкольников ее музыкальный образ и настроение. Слушание музыки способствует развитию музыкальных способностей, мелодического, гармонического, ритмического и тембрового слуха, а также углубляет представления детей об окружающем, помогает в формировании интеллекта дошкольников.
Формы слушания музыки: 1)слушание музыки в процессе всей музыкальной работы с ними – в пении, музыкально-ритмических движениях, музыкально-дидактических играх, игре на инструментах.
Так, перед тем как начать разучивать с детьми песню, танец или мелодию на металлофоне, детям предлагается послушать и осмыслить музыку, которую они будут исполнять.
2)Специальное слушание музыки на музыкальных занятиях. 3)Самостоятельное занятие по слушанию музыки с детьми старшего дошкольного возраста. 4)Слушание музыки на вечерах досуга и праздниках.
Исполнительская деятельность предполагает исполнение детьми песен, танцев и игры на детских музыкальных инструментах.
В процессе обучения пению у детей формируются певческие умения и навыки, развивается музыкальный слух и певческий голос. Важно научить детей исполнять песни на занятиях и в быту, с помощью воспитателя и самостоятельно, с сопровождением и без сопровождения инструмента. Дети старшего дошкольного возраста должны уметь чисто интонировать и выразительно передавать характер мелодии, петь с отчетливой дикцией, соблюдая правила ансамблевого пения.
Обучение дошкольников музыкально-ритмическим умениям и навыкам должно осуществляться через игры, пляски и упражнения. Педагог учит детей согласовывать движения с характером и ритмом музыки.
В игре на музыкальных инструментах важно, чтобы дети освоили приемы игры на них, увлеклись подбором мелодий по слуху на металлофоне и других инструментах, умели играть индивидуально и в ансамбле.
Детское музыкальное творчество– это сочинения и импровизации: песенные, танцевальные, инструментальные. Критерием успешности детского музыкального творчества является эмоциональность, выразительность, оригинальность импровизации. Задания творческого характера необходимо использовать на занятиях на протяжении всего дошкольного детства, например, малышам предлагают: пропой свое имя, спой песенку мамы-кошки, которая убаюкивает котят; старшим детям предлагают сочинить мелодию к потешке, четверостишию и другие задания.
Музыкально-образовательная деятельность – это усвоение элементарных знаний о музыке и музыкальной деятельности. В процессе слушания музыки, разучивания песен, танцев, игры на музыкальных инструментах дети получают знания о характере музыкального образа, о композиторе, который написал это музыкальное произведение, об эпохе в которую он жил, о музыкальных инструментах симфонического и народного оркестра и др. Сведения о музыке, ее выразительных средствах углубляют восприятие, помогают точнее изобразить образ и настроение в пении, движении или в игре на музыкальных инструментах.
Таким образом, развитие музыкальных способностей, основ музыкальной культуры детей осуществляется через все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, исполнительство, творчество и музыкально-образовательную деятельность.
Предыдущая4Следующая