Изделие: Матрешка из картона и ткани.
Задачи урока: закрепить знания об изученных народных промыслах (дымка, хохлома, городец), познакомить учащихся с историей матрешки, закрепить навыки работы с тканью; воспитывать бережное отношение к материалу, развивать аналитические способности.
Планируемые результаты: уметь различать произведения хохломских, дымковских и городецких мастеров, виды изображений матрешек, усвоить последовательность изготовления матрешки, уметь работать с шаблонами, составлять аппликацию из ткани, применять навыки кроя, выполнять разметку на ткани, экономить используемый материал.
Основные термины и понятия: матрешка, ткань, резчик по дереву, игрушечник, аппликация.
Ресурсы и оборудование: У учителя: различные аппликации из разнообразных материалов (бумага, ткань, природные материалы), примеры изделий матрешки, настоящая матрешка, фукурама, таблица «Последовательность изготовления матрешек», виды ткани. У учащихся: учебник, рабочая тетрадь, кусочки ткани, клей, ножницы, материалы для отделки изделия: тесьма, блестки, бисер.
Предварительная работа: подготовка таблицы с изображением последовательности изготовления матрешек (номера последовательности скрыты).
Ход урока
Начинаем урок с сообщений учащихся, в которых они делятся своими впечатлениями о выставке, проходившей на предыдущем уроке.
Проверим себя. Учитель: «На прошлых уроках мы с вами знакомились с разными видами народных промыслов. На доске под номерами представлены образцы изделий различных промыслов. Назовите, под какими номерами расположена дымковская игрушка. Как вы это определили?». Так же рассматриваются образцы хохломских и городецких изделий.
Учимся новому. Учитель: «Сегодня к нам на урок пришла настоящая русская красавица, куколка с секретом – матрешка. Скажите, а в чем же секрет этой игрушки?» (Матрешка – это полая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера). Учащиеся читают стихотворение В. Берестова на стр. 30 учебника и пробуют объяснить, как они понимают его. Учитель: «Обычно в матрешек помещали по 10 «дочек». Но в музеях можно найти уникальные экземпляры с большим количеством внутренних матрешек. Мастера из разных городов России умудряются вытачивать до 50 «деток» каждой расписной красавице». Можно попросить учащихся определить, из какого материала делают матрешек. (Дерево). После чего ребята знакомятся с профессиями резчика по дереву и игрушечника – читают текст учебника на стр. 32. Затем учитель задает вопросы: «Чем занимаются люди этих профессий. Расскажите о значении игрушек в древности и сейчас».
Учитель: «Делали игрушечники и матрешек. Матрешка, которой посвящен наш сегодняшний урок, пришла к нам из Японии. Родственница русской матрешки – складная кукла Фукурама – веселый старик. Эта кукла по форме похожа на яйцо. Малютин С. А. – художник, который расписал первую русскую матрешку. Одел он веселую крестьянскую девочку в традиционный русский костюм: платок, сарафан и передник, в руках она держала черного петуха. Вы все знаете или слышали такое русское имя Матрена. Предполагают, что именно от этого имени и возникло ласковое название «матрешка».
Посмотрите на матрешки (представлены на доске или на столе). Какие образы матрешек вы видите? (женщина, девушка). Кроме матрешек-девочек и женщин традиционно в Сергиевом Посаде и в Семенове делали матрешек-мальчиков и отцов семейства, порой с кудрявой бородой, в кепке и нарядной рубашке, также могли делать матрешек в виде героев сказок и литературных героев. Давайте попробуем узнать, как изготавливают матрешку». На доске учитель заранее должен нарисовать таблицу «Процесс изготовление матрешек». Задача учащихся правильно расставить номера в соответствии с последовательностью действий при создании матрешки. Учитель может вписывать номера, которые называют учащиеся в пустые клетки таблицы или наклеивать туда заранее заготовленные карточки. Мы приводим в данном пособии таблицу с последовательно расположенными действиями и вписанными номерами. Задача учителя при перенесении таблицы на доску поменять действия местами и оставить левый столбец таблицы незаполненным, кроме верхней строки «Номер действия».
Номер действия. | Название и описание действия. |
1. | Выбор дерева (Как правило, это липа, береза, осина, лиственница. Дерево должно быть срублено обязательно ранней весной или зимой, чтобы в нем было мало сока. Оно должно быть ровным, без сучков. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два-три года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть). |
2. | Вытачивание формы на токарном станке (Первой на свет появляется самая маленькая матрешка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Первые матрешки были шестиместные, максимум – восьмиместные, а в последние годы появились 35-тиместные, даже 70-тиместные матрешки (в Токио демонстрировалась 70-тиместная семеновская матрешка величиной в метр). Верхняя часть второй матрешки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрешки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся). |
3. | Подготовка формы под роспись (форму шкурят и грунтуют). |
4. | Роспись (Каждой матрешке роспись придает индивидуальный характер. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Порой рисунок выжигают, а потом тонируют акварелью. Потом намечаются контуры рта, глаз, щек. И уж затем матрешке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. Раньше мастерицы расписывали матрешек без предварительного рисунка с образца. Цвета у всех одинаковые, а матрешки получаются разные, чуть непохожие и в этом их художественная ценность). |
5. | Лакировка (под слоем прозрачного блестящего лака краски приобретают особую яркость). |
Делаем сами. Учитель: «Как мы уже говорили, матрешку делают из дерева. Но мы с вами будем делать сувенир необычным способом и из непривычного материала».
Предварительным этапом перед началом практической работы является анализ изделия вместе с учащимися. Учитель: «Посмотрите на готовое изделие, какой материал использован для его изготовления?» (Картон для основы и кусочки ткани). Необходимо провести с учащимися беседу о видах ткани, которые они знают (шелк, шерсть и т.д.), вариантах использования ткани в быту, различиях ткани по внешнему виду, на ощупь, цвету и качеству (тонкая и толстая, прозрачная и непрозрачная, яркая и не очень).
Дополнительный материал. Учитель: «Ткани делают из волокон. Некоторые волокна, такие как хлопковые, льняные, получают из растений, а шерстяные делают из шерсти животных. Искусственные волокна получают, используя химические вещества. Существует три способа соединения волокон для получения ткани: сваливание, вязание и ткачество. Для ткачества используется приспособление, которое называется ткацкий станок. Вертикально расположенные волокна (основа) крепко удерживаются на ткацком станке, в то время как горизонтальные волокна (уток) вплетается между ними, образуя вид решетки».
Следующий пункт анализа – приемы работы над поделкой. Учащиеся вспоминают, что такое аппликация (изобразительная техника, которая основана на приклеивании деталей на поверхность). Учитель: «Какие материалы можно использовать для создания аппликации?» (Аппликацию можно делать из бумаги, из природных материалов, из ткани. Учитель может показать различные виды аппликаций из разных материалов).
Закончить анализ изделия следует беседой о возможных вариантах его использования. Учащиеся читают, как собирается использовать свою поделку Аня, на стр. … .
Далее учащиеся с помощью учителя планируют свою работу. 1. Заготовка формы матрешки (сначала вырезать шаблон из рабочей тетради, на основе вырезанного шаблона заготовку сделать из картона). 2. Рисунок основных частей матрешки. 3. Создание костюма матрешки (из кусочков ткани выкроить элементы костюма матрешки: платьице и косынку). 4. Украшение матрешки (для украшения можно использовать тесьму, блестки, бисер, приклеив их к костюму красавицы).
Заготовка формы матрешки. Учитель: «Откройте рабочие тетради с изображением шаблона матрешки. Вырезаем изображение, но сначала вспомним правила работы с ножницами (учитель может использовать приложение). Далее разметим матрешку на картоне (на изнаночной стороне, помним об экономии бумаги). Вырезаем. У нас получилась форма матрешки, которую мы будем украшать».
Рисунок основных частей матрешки. Учитель: «Простым карандашом наметьте личико матрешки (посмотрите, оно круглое, румяное), наметьте платок и костюм нашей героини.
Создание костюма матрешки. Учитель: «Необходимо разметить ткань для того, чтобы вырезать детали костюма матрешки. Сначала разметим основной костюм на кусочке ткани одного цвета. Для этого надо нанести контуры на ткань, это можно делать мягким карандашом, кусочком мела или мыла с помощью трафарета или шаблона. Чем отличается шаблон от трафарета? (трафарет мы обводим по внутреннему контуру, а шаблон по внешнему). Как закрепить шаблон на ткани? (с помощью английских булавок) Не забудьте об экономии материала». Учитель обязательно демонстрирует, как нанести контуры на ткань. «Мы воспользуемся вырезанным шаблоном из рабочей тетради и обведем его на ткани. Нам нужно отметить нижнюю часть матрешки и вырезать только ее, после чего приклеить получившуюся деталь к шаблону». На кусочках ткани других цветов учащиеся самостоятельно размечают сердцевину костюма и косынку матрешки, вырезают детали под контролем учителя и наклеивают их на шаблон.
Украшение матрешки. Для того, чтобы украсить костюм нашей красавицы можно наклеить на него тесьму, блестки.
Подведем итоги. В итоге урока можно провести выставку работ учащихся. Анализ работ проводится по следующим критериям: вариативность используемых материалов, яркость, оригинальность, аккуратность. Также учащиеся отвечают на вопросы учебника.
Домашнее задание: Подготовьте сообщение об особенностях одного из народных промыслов, которые мы не изучали, рассмотрите в учебнике иллюстрации с другими вариантами оформления матрешки и при желании выполните один из них дома с родителями. Результаты своей домашней работы вложи в папку достижений. Принесите на следующий урок какое-нибудь изображение деревенской постройки.
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Зоюшка_МАРИ
Прочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!
Народные промыслы / МАТРЕШКА + мое ВИДЕО
РУССКАЯ МАТРЕШКА
Дорогие друзья! Продолжаем серию постов о народных промыслах… Сегодня речь пойдет о МАТРЁШКЕ… *** Сначала предлагаю вашему вниманию свой видео-альбомчик с этими милыми «созданиями» .. под русскую-народную мелодию! А под роликом — краткая история возникновения и развития русской Матрешки… *** ВИДЕО : (моё) Щелкнуть по картинке и развернуть на весь экран Под роликом — краткая история возникновения и развития русской Матрешки…
Матрёшка — один из известных и любимых всеми российских сувениров. Первая русская матрёшка появилась в конце 19 века и снискала небывалое признание как один из всеобъемлющих образов России, символ русского народного искусства. Предшественницей и прообразом русской матрёшки стала фигурка добродушного лысого старика, буддийского мудреца Фукурумы, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую, завезенная с острова Хонсю. Японцы, кстати, утверждают, что первым на острове Хонсю такую игрушку выточил безвестный русский монах.
Русскую деревянную разъемную куклу назвали матрёшкой. В дореволюционной провинции имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространенных русских имён… Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъемное красочно расписанное деревянное изделие… Первая русская матрёшка, выточенная Василием Звездочкиным и расписанная Сергеем Малютиным, была восьмиместной: за девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка и так далее. Все фигурки отличались друг от друга… Последняя — восьмая, изображала спеленатого младенца…
До конца 90-х годов прошлого века матрёшки вытачивали и расписывали в московской мастерской «Детское воспитание», а после ее закрытия — в подмосковном Сергиевом Посаде, старинном центре по изготовлению игрушек. По преданию, первую «троицкую» игрушку вырезал настоятель Троицко-Сергиева монастыря, основанного в 1340 году, Сергий Радонежский. Он лично одаривал игрушками детей. Даже среди игрушек царских детей были деревянные троицкие. Их покупали в Сергиевом Посаде, куда на богомолье в Троице-Сергиев монастырь приезжали русские цари со своими чадами и домочадцами.
В 1900 году русская матрёшка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль и мировое признание. С конца 18 — начала 19 века до нас дошли резные деревянные игрушки, изображающие крестьянскую девушку в кокошнике, пляшущего мужика, нарядных барынь и гусар. Первые матрёшки своими формами и росписью тоже фиксируют пеструю разнообразную жизнь: девушек в русских сарафанах с корзинами, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове; жениха и невесту, держащих свечи в руках; пастушка со свирелью; старика с окладистой бородой. Иногда матрёшка представляла собой целую семью. Матрёшка — это произведение и скульптурное, и живописное, это образ и душа России.
Моя страница на Ютубе :МАРИ_М_Marianna дневникЗоюшка МАРИ
Конспект урока технологии » Матрешки»
Прежде, чем приступить к работе давайте, повторим правила рабочего человека:
1. Каждый работает за своим рабочим местом.
2. Прежде, чем начать работу, приготовь рабочее место правильно (все, что нужно для работы приготовь заранее)
3. Береги инструменты, экономь материалы, всегда думай, как сделать работу лучше.
4. Во время работы содержи рабочее место в порядке
5. Кончил работу, убери рабочее место быстро и аккуратно.
6. Работать нужно дружно.
-С какими видами народных промыслов мы познакомились на прошлых уроках?
Выполнение проверочной практической работы.
Каждый ученик читает и выполняет на странице 10 задание (тетрадь).
Выбери правильные утверждения и обведи соответствующую цифру кружком.
1. Хохломской росписью украшают мягкие игрушки.
2. Основной цвет фона в хохломской росписи – чёрный.
3. Городецкой росписью украшают прялки, лубяные лукошки, солонки, детские стульчики.
4. Основной цвет фона в городецкой росписи – красный.
5. Гончары Дымковской слободы лепят из красной глины посуду, дудочки – свистульки для детишек.
6. Основной цвет фона дымковской игрушки – белый.
— Сегодня на урок к нам пришли наши друзья: Аня и Ваня. Мы продолжим знакомиться с народными промыслами, а о ком мы будем говорить, вы узнаете из загадки, которую вам загадает Ваня:
Рядом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. Ответ: Матрешка
Матрёшка – символ России, деревянная куколка с секретом.
Шли матрёшки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрёны, три Матрёшки
И ещё Матрёшёчка!
—
Обычно в матрёшках помещали по 10 дочек. Но в музеях можно найти уникальные экземпляры с большим количеством внутренних матрёшек. Мастера из разных городов России умудряются вытачивать до 50 деток каждой расписной красавицы. Она – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. А что вы знаете о матрешках? (
Ответы детей)
— Я вам предлагаю посмотреть презентацию о нашей героине, затем ответить на мои вопросы.
Просмотр презентации детьми.
— Ребята, а теперь дайте ответ на мои вопросы:
1. Откуда пришла к нам эта красавица? (ИЗ Японии, куклу звали Фукурума, это был добродушный, узкоглазый старичок, — японское божество долголетия и счастья.
2. Назовите главный секрет Матрешки? (Это кукла с сюрпризом)
3. Из какого материала делают Матрешек? ( Из дерева)
4. Какие породы деревьев годятся для изготовления Матрешек, почему? (Это береза и липа, древесина у них мягкая и легкая)
5. Каких Матрешек вы знаете? (Полхов – майданскую, Сергиево – посадскую, Семеновскую).
66. А чем же они отличаются друг от друга? (Расцветкой, потому что в разных областях нашей Родины их расписывают по – разному).
— Давайте теперь познакомимся с профессиями людей, которые создают такую красоту.( Несколько учеников вслух читают информацию из учебника
).
Давайте попробуем узнать, как изготавливают Матрешку.
На доске подготовлена таблица «Процесс изготовления матрешек». Задача учащихся – правильно расставить номера действий в соответствии с последовательностью их выполнения.
1. (4) Лакировка
2. (1) Выбор дерева
3. (3) Подготовка формы под роспись
4. (2) Вытачивание формы на токарном станке
После правильной расстановки операций по изготовлению матрешки, вместе с детьми учитель подводит итог: нужно все операции выполнять в определенной последовательности, чтобы изделие получилось правильным и красивым.
— Ребята , а что такое аппликация? (изобразительная техника, которая основана на приклеивании деталей на поверхность).
-Какие материалы можно использовать для аппликаций?(аппликацию можно делать из бумаги, из природного материала, из ткани)
-Какие виды тканей вы знаете? (Шелк, шерсть, ситец, фетр и т. д.)
-Из чего делают ткани? (из волокон
)
Некоторые волокна, такие как хлопковые, льняные, получают из растений, а такие как шерстяные, из шерсти животных. Искусственные волокна получают, используя химические вещества. Для ткачества используют приспособление, которое называют ткацким станком.
Как мы уже говорили матрешку делают из дерева, но мы будем делать её необычным способом и из непривычного материала.
Посмотрите на изделие , какой материал использовать будем для изготовления основы матрешки?( картон
), для одежды (
кусочки яркой ткани).
А теперь посмотрите на слайд презентации давайте с вами вспомним, что входит в наряд Матрешки? (Дети перечисляют )
— А теперь подберите виды и расцветки ткани, в которые вы одели бы свою Матрешку.
Дети с помощью учителя планируют свою работу.
Давайте составим технологическую карту по которой будем выполнять изделие:
1. Подготовка материалов и инструментов.
2.Заготовка формы матрешки(сначала вырезать шаблон из рабочей тетради, на основе вырезанного шаблона сделать из картона заготовку)
3. Рисуем основные части матрешки.
4.Создание костюма матрешки( из кусочков ткани выкроить элементы костюма матрешки: платьице и косынку).
5.Украшение матрешки(для украшения можно использовать тесьму, блестки, бисер, приклеив их к костюму красавицы).
Примечание: Этапы карты появляются на интерактивной доске в ходе её составления.
-Давайте выработаем критерии оценки своего изделия.
Дети в процессе дискуссии находят единые критерии оценивания своих работ.
1.Вариативность используемых материалов.
2. Яркость
3. Оригинальность
4. Аккуратность
— Какие инструменты будем использовать на уроке? (Ножницы)
Повторим ТБ при работе с ножницами.
- Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
- Перед работой проверь исправность инструментов.
- Не работай ножницами с ослабленным креплением.
- Работай только с исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
- Работай ножницами только на своём рабочем месте.
- Следи за движениями лезвий во время работы.
- Ножницы клади кольцами к себе.
- Подавай ножницы кольцами вперёд.
- Не оставляй ножницы открытыми.
- Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
- Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
- Используй ножницы по назначению.
- Во время работы удерживайте материал левой (правой) рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия ножниц.
-Какой клей будем использовать для работы?
-Вырезав все детали, вы приклеиваете их на картон – основу. Приклеивая вы также должны помнить правила работы с клеем.
-Давайте проведем игру «Клей – невидимка»
-Как вы думаете, почему игра называется клей-невидимка?
-Верно, ведь поделка должна быть чистой, правильно склеенной.
— Повторим ТБ при работе с клеем.
С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит.
- Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
- Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно в глаза.
- При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
- По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
- При работе с клеем пользуйся салфеткой.
— Откройте рабочие тетради с печатной основой.
1. Проверим, организовано наше рабочее место?(проверка детьми своего рабочего места).
2. По шаблону из рабочей тетради вырежи из картона фигуру матрешки.
3. По шаблону вырежи из ткани детали костюма матрешки и приклей их к основе.
4. По шаблону вырежи из бумаги голову матрешки и приклей её к основе.
5. По шаблону вырежи из бумаги круг, нарисуй лицо и приклей его к основе.
6. Укрась матрешку, используя тесьму, бисер и т.д.
Выполним гимнастику для пальчиков. Учитель показывает движения.
Пальцы вытянулись дружно
А теперь сцепить их нужно.
Кто из пальчиков сильнее?
Кто из вас сожмет быстрее?
Дети сцепляют выпрямленные пальцы обеих рук (без большого) и, не сгибая, сильно прижимают их друг к другу, зажимая каждый палец между двумя другими. Затем опускают руки и слегка трясут ими. Упражнение повторить 2-3 раза.
-А сейчас вы приступайте к самостоятельной работе по изготовлению аппликации.
-Работу можете выполнять индивидуально или в паре.
(Дети самостоятельно выбирают вид работы)
-Опорой выполнения вашей работы будет схема, на которой указаны детали, их количество и правильное расположение этих деталей. (учебник с. 31)
(Звучит аудиозапись «Кукла Матрешка»)
Время для проведения физкультминутки учитель определяет индивидуально по работоспособности класса. Проводит учитель.
«Нарядные Матрешки»:
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево- вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
При изготовление поделки играет музыка про матрешек
-Проверьте, как вы справились с работой, согласно выделенным критериям.
Сейчас каждый выйдет со своей работой, и мы посмотрим, как вы справились с заданием.
(Дети оценивают работы товарищей, отмечая ошибки и понравившиеся работы.)
(слайд)
(Указать на недостатки, если они есть.)
-Где можно использовать данную аппликацию?
-Подарок родным и близким или как панно.
В конце урока нам предстоит подвести итог тому, чему мы научились, какое новое знание для себя открыли. Для этого вам предстоит разгадать кроссворд.
(Дети разгадывают кроссворд, потом проверяют себя по следующему слайду)
-Что было сложным при выполнении изделия?
-Какой этап урока вам показался самым интересным? Почему?
-Что нового вы узнали сегодня на уроке?
-Чему научились?
Дома подготовить сообщение об особенностях одного из народных промыслов, которые мы изучали. По желанию вместе с родителями изготовьте один из вариантов матрешки.