План-конспект урока 10 класс тема : Население мира
«Обобщающее повторение по теме «География населения мира» Задачи урока
:
- Проверить понимание учащимися ключевых положений темы, знание основных терминов.
- Активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать интерес к предмету.
Форма проведения:
урок-игра “Экспедиция”.
Средства обучения
: настенные карты (политическая, плотности населения, народов) и таблицы по теме “География населения мира”. Столы сдвинуты по два, на них лежат географические атласы мира, рабочие маршрутные листы групп (табл.1)
Группа №
Таблица № 1
№ | Этапфами-лия | IПоймименя | IIЗамо-рочки из бочки | IIIВыя-вить соответ-ствия | IVСпе-шите видеть | VТемная лошад-ка | VIБлиц-турнир | VIIКон-курс пере-вод-чиков | VIIIШанс | Итог |
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 |
Подготовка к уроку
: класс делится на команды. Участники выбирают название команды и капитана. Капитан составляет список членов команды, распределяет, кто будет отвечать на вопросы, оценивает ответы учащихся, следит за порядком.
На доске написана тема урока и таблица с указанием команд и номерами заданий, в которой по ходу урока учитель отмечает число полученных баллов. Для каждого задания отмечено количество баллов, которым будет оцениваться задание и время, отведенное на его выполнение. Оценку за общекомандный ответ выставляет учитель.
Задача групп: благополучно пройти каждый этап экспедиции, используя знания и умения, показав дружбу, сплоченность и взаимовыручку.
I тур. “Пойми меня”.
(Мозговой штурм. Подготовка к диктанту по понятиям).
1. Это наука о закономерностях воспроизводства населения, изучающая его численность, естественный прирост, возрастной и половой состав и т.д. (Греч. демография
)
2. Совокупность процессов рождаемости, смертности и естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений. (Воспроизводство или естественное движение населения)
3. Для этого показателя характерны относительно невысокие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста.(I тип воспроизводства населения)
4. Феномен быстрого роста населения в странах II типа воспроизводства населения с середины ХХ века получил в литературе образное наименование. (Демографический взрыв)
5. Система административных, экономических, пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желательном для себя направлении. (Демографическая политика)
6. Часть трудоспособного населения, которая участвует в материальном производстве и непроизводственной сфере. (Экономически активное население)
7. Исторически сложившаяся, устойчивая общность людей. (“Этнос” – греч. народ)
8. Рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире. (Урбанизация)
9. Государства, в которых национальные границы совпадают с политическими. (Однонациональные)
II тур. “Заморочки из бочки”.
Команды получают карточки с вопросами. На обсуждение дается 30 секунд. Затем представители от каждой команды зачитывают вопросы и дают ответы. Ответ оценивается по 5-бальной системе.
1. Древнегреческий математик и философ Пифагор, рассматривавший человеческую жизнь в аспекте времен года, предлагал различать в ней четыре сезона: весну (детство), лето (молодость), осень (зрелость), зиму (старость). Руководствуясь какими критериями можно отнести население страны к тому или иному времени года?
2. В Нью-Йорке больше ирландцев, чем в Дублине, больше евреев, чем в Тель-Авиве, есть своя “Малая Италия”, свой “Чайна Таун”. Чем вы объясните современную многонациональную структуру США?
3. Вставьте в текст пропущенные фразы:
“Численность мужчин выше численности женщин в тех странах, где …”
“Особенно сильно сказывается на общемировом отношении большой перевес мужчин в … и …”
4. Люди в этих населенных пунктах живут очень уединенно. Связь с внешним миром осуществляется преимущественно с помощью телефона и радио.
— О какой форме расселения идет речь?
— В каких странах она распространена?
Ответы:
- Эти критерии – показатели рождаемости, смертности и естественного прироста.
- Коренное население США было практически истреблено, а современные жители США являются потомками мигрантов из разных регионов мира.
- Положение женщин исторически было неблагоприятным в экономическом и социальном плане, а также в странах с большим притоком мужчин на заработки.
- В тексте описывается жизнь на ферме. Это сельская рассеянная форма расселения. Распространена в Канаде, США, Австралии.
III тур. Выявить соответствия.
(Работа по карточкам № 1–4).
№ 1.
1. Трудовые ресурсы | а) Соотношение экономически активного и неработающего населения |
2. Экономически активное население | б) Трудоспособная часть населения страны |
3. Демографическая нагрузка | в) Население, реально участвующее в материальном производстве и нематериальной сфере |
4. Мегалополис | г) Скопление агломераций |
№ 2.
1. Урбанизация | а) Скопление городов |
2. Субурбанизация | б) Переезд части обеспеченного населения в пригороды |
3. Трущобная урбанизация | в) Рост городов идет с образованием кварталов бедноты с антисанитарными условиями жизни |
4. Агломерация | г) Рост городов и городского населения, распространение городского образа жизни |
№ 3.
1. Агломерация | а) Исторический процесс возникновения, роста людности и числа городов, концентрации в них экономического потенциала |
2. Мегалополис | б) “Бегство” населения из больших городов в пригороды, связанное с децентрализацией промышленности |
3. Урбанизация | в) Скопление близко расположенных населенных пунктов, образующих часто территорию почти сплошной городской застройки |
4. Контрурбанизация | г) Группа агломераций населенных пунктов |
№ 4.
1. Этнос | а) Феномен быстрого роста населения в странах II типа воспроизводства населения с середины ХХ века |
2. Урбанизация | б) Исторически сложившаяся, устойчивая общность людей |
3. Демографический взрыв | в) Рост городов, повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире |
4. Агломерация | г) Скопление городов |
Ответы:
№ 1 – 1б, 2в, 3а, 4г.
№ 2 – 1г, 2б, 3в, 4а.
№ 3 – 1в, 2г, 3а, 4б.
№ 4 – 1б, 2в, 3а, 4г.
IV тур. Спешите видеть.
Команды определяют тип воспроизводства населения по половозрастной пирамиде. Объясняют выбор. 5 баллов.
Определите, какая половозрастная пирамида характерна для стран c I типом воспроизводства населения, какая для стран со II типом воспроизводства населения. Ответ обоснуйте.
Объяснение: тип воспроизводства населения страны можно определить по доле молодых и старых возрастов. У пирамид, характерных для I типа воспроизводства, широкое основание, что свидетельствует о большом удельном весе молодых возрастов в населении страны; доля пожилых людей крайне мала. Узкое основание пирамид, характерных для II типа воспроизводства, свидетельствует о пониженной доле молодых возрастов. Высока доля пожилых возрастов.
V тур. Темная лошадка.
Команды по очереди берут карточки с понятиями и дают их определение. За правильный ответ – 1 балл.
- унитарное государство;
- колония;
- монархия конституционная;
- политико-географическое положение;
- суверенное государство;
- республика;
- монархия абсолютная;
- федеративное государство и др.
VI тур. Блиц-турнир (сильное звено).
Каждой группе предлагается ответить без подготовки на вопросы. За каждый правильный ответ группа получает 1 балл. (Табл. 2)
Таблица 2
№ | Вопрос | Ответ |
1 | Какой тип воспроизводства населения характерен для Алжира | I |
2 | Какие из перечисленных народов относятся к индоевропейской языковой системе? Армяне, евреи, испанцы. | Армяне Испанцы |
3 | Какая из стран имеет наибольшую рождаемость? Саудовская Аравия или Испания. | Саудовская Аравия |
4 | Верно ли утверждение: “Демографический взрыв – это увеличение численности населения в развивающихся странах” | Нет |
5 | В какой стране девиз демографической политики: “Нас двое и нам двоих” | Индия |
6 | Какие из перечисленных религий являются мировыми? Ислам, синтоизм, буддизм. | Ислам Буддизм |
7 | Какие из перечисленных стран являются высокоурбанизированными? Кувейт, Афганистан, Бразилия | Кувейт Бразилия |
8 | Какова была причина “белой эмиграции” в России? | Политическая |
9 | Кем для России является человек, выезжающий на постоянное жительство за рубеж? | Эмигрантом |
10 | В какой из стран наблюдается наибольший естественный прирост населения? Канада, Ирак | Ирак |
11 | Верно ли утверждение: “Для первого типа воспроизводства характерна высокая рождаемость и высокая смертность”? | Нет |
12 | В какой стране девиз демографической политики: “Одна семья – один ребенок”? | Китай |
13 | Какая страна является однонациональной? Канада, Дания | Дания |
14 | Какая страна является самой многонациональной? | Индия |
15 | Какие из перечисленных народов относятся к китайско-тибетской языковой семье? Бирманцы, турки, ицзу | Бирманцы Ицзу |
16 | Какие из перечисленных религий являются национальными? Конфуцианство, иудаизм, христианство | Конфуцианство Иудаизм |
17 | Какой мегалополис расположен на Атлантическом побережье США? | Босваш |
18 | Южный сосед США. | Мексика |
19 | Каждое четвертое землетрясение происходит в этой стране. | Япония |
20 | Форма правления в Японии. | Конституционная монархия |
21 | Премьер-министр Японии. | Р. Хасимото |
22 | Юго-западный сосед Франции. | Испания |
23 | Форма правления США. | Республика |
24 | Президент Франции | Ж. Ширак |
25 | Форма правления в Италии. | Республика |
26 | Глава правительства Германии. | Шредер Г. |
27 | Королева Великобритании. | Елизавета II |
28 | Государство на территории Италии. | Ватикан |
29 | Премьер-министр Англии. | Тонни Блер |
30 | Президент США. | Джордж Буш |
31 | В каком государстве именем первого президента названы: город, гора, остров (на озере Мичиган), штат? | США Вашингтон |
32 | Коренные жители Австралии? | Аборигены |
33 | Самая редконаселенная страна мира, где нет фамилий, она занимает первое место в Европе по потреблению мороженного, имеет самое большое количество писателей на душу населения | Исландия |
34 | Где проживают индейцы? А индийцы? | В Америке В Индии |
35 | Представители какой расы населяют Северную Африку? | Европеоидной |
36 | Для чего неграм кучерявые волосы, широкий нос и темный цвет кожи? | Приспособление к жаркому климату |
37 | Самый популярный во Вьетнаме и Китае вид “транспорта городского” | Велосипедный |
38 | Есть ли на Земле страны, где нет ни одного сельского жителя, т.е. уровень урбанизации там равен 100%? | Это микрогосударства, в состав территории которых входит один город, например, Сан-Марино |
39 | Назовите самое большое государство в Южной Америке | Бразилия |
40 | Какому государству принадлежат Гавайские острова? | США |
41 | Какое государство занимает целый материк? | Австралия |
42 | Какое животное изображено на гербе Австралии? | Кенгуру |
43 | Самая распространенная языковая семья | Индоевропейская |
44 | К какому типу миграций относят “утечку умов”, “утечку мозгов”, “утечку мускулов”? | Внешняя |
45 | Что называл Н.Н. Баранский “командным составом территории страны” | Города |
46 | Первый город – миллионер во времена Юлия Цезаря. | Рим |
47 | Сколько переписей населения было в мире с начала XIX века? | 2 тысячи |
48 | Как часто проводятся переписи населения? | 1 раз в 5 или 10 лет |
49 | Какая группа стран будет определять демографическую ситуацию во всем мире? | Развивающиеся |
50 | Чему равна средняя плотность населения земли? | 40 чел/км2 |
VII тур. Конкурс переводчиков.
Участникам команд предлагается по 2 иностранных слова. В течение 1 минуты определить, из языка какой страны заимствовано это слово русским языком, каково его значение.
- 1 балл присваивается команде за определение родины слова;
- 2 балла – за объяснение его значения.
Альянс
– фр. “союз объединений”. Союз, объединение лиц или государств для достижения общих целей.
Виртуоз
– ит. “доблесть”. Музыкант-исполнитель, в совершенстве овладевший техникой исполнения.
Демонтаж
– фр. “разборка”. Разборка машины, сооружения с целью прекращения их действий.
Имидж
– англ. “образ жизни”. Определенный образ личности, или вещи, создаваемый средствами массовой информации, литературы или самим человеком.
Кулуары
– фр. “коридор”. Помещения (боковые залы, коридоры) в парламенте, театре, служащие для отдыха, обмена мнениями.
Несессер
– фр. “необходимый, нужный”. Коробка, футляр, чемоданчик с мелкими принадлежностями, предметами туалета, шитья.
Бенефис
– фр. “прибыль, польза, имущество”. Спектакль в честь одного из участвующих в нем актеров.
Фельетон
– фр. “листок”. Литературно-публицистическое, юмористическое или сатирическое произведение на злободневную тему дня.
VIII тур. Шанс.
Вопрос всем группам. За правильный ответ группа получает дополнительный балл.
1. Мужчины какой национальности носят паранджу? (Туареги. Проживают на территории Нигера, Мали, Буркина-Фасо
)
2. Что общего между Эстонией, столицей и Стокгольмом (В состав всех слов входит “сто”
)
3. И Россия до 1917 года, и Япония сейчас (Империя)
4. Пройдемся по улицам. Чем знамениты эти улицы и где они находятся?
Елисейские поля
– центральная улица Парижа.
Пикадилли
– одна из центральных улиц Лондона.
Пенсильвания авеню
– улица, где находится Белый дом в Вашингтоне.
Уоллстрит
– финансовый и экономический центр в Нью-Йорке.
5. О какой стране идет речь?
Туманный Альбион
– Великобритания.
Страна восходящего солнца
– Япония.
Суоми – Страна озер
– Финляндия .
Страна “льда и огня”
— Исландия.
Рай для туристов
– Франция.
Главный сад для Европы
– Италия.
6. Заглянем в кухню
В какой стране традиционное блюдо – макароны, изготовленные из пшеничной муки? (Италия
) Кухня славится колбасами и сосисками (
Германия
) Мясо коровы большинство населения в пищу не употребляет (
Индия
) Рис, рыба и всевозможные продукты моря, охотнее всего поедаемые в сыром виде. (
Япония
)
7. Заглянем в жилище
Войлочная юрта. Ее дверь всегда обращена к югу, к солнцу. (Монголия
) В домах нет внутренних постоянных перегородок, их стены можно свободно раздвигать. Полы покрыты циновками из прессованной рисовой соломы. Днем на них сидят, обедают, а на ночь на них стелют постель. Мебели мало. (
Япония
)
Подведение итогов урока.
Командам выделяется по 1–2 минуты для самооценки ответов и работы каждого члена команды. Капитаны по очереди зачитывают индивидуальные отметки каждого участника. Вторую оценку каждый ученик получает после подсчета общекомандных баллов. Участникам победившей команды вручаются дипломы “Знаток демографии”.
План-конспект урока по физической культуре, 10 класс
План-конспект урока физической культуры
Тема: Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват). Класс: 10 Дата: Место проведения: спортивный зал. Инвентарь: баскетбольные мячи, свисток. Задачи урока: 1. Инструктаж по ТБ. Совершенствование техники действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват). 2. Развитие координации движений, внимания, ловкости, быстроты 3. Воспитывать дисциплинированность, коллективизм. № Содержание Дозировка Организационно-методические указания Подготовительная часть 12 мин. 1 Построение, приветствие. Сообщение задач урока. Инструктаж по ТБ. 3 мин. Построение в одну шеренгу, проверка наличия спортивной формы. Построение в колонну по одному. Следить за правильной осанкой, положением рук и постановкой ног. Класс передвигается в колонну по одному. Следить за правильной постановкой стоп и выполнения задания. 2 Измерение ЧСС 1 мин. 3 Ходьба: — на носках; — на пятках; — на внешнем и внутреннем своде стопы; — перекатом с пятки на носок. 2 мин. 4 Бег: — с высоким подниманием колена; — с захлестыванием голени назад; — приставными шагами левым и правым боком; — спиной вперед. 2 мин. 5 ОРУ 4 мин. Основная часть 25 мин. 1 Показ — объяснение-показ техники действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват). 5 мин. Форма организации — поочередная, способ выполнения – одновременно несколькими учениками. 3 Действия против игрока без мяча и с мячом (вырывание, выбивание, перехват). 15 мин. 4 Упражнения на восстановление дыхания 4 мин. 5 Измерение ЧСС 1 мин. Заключительная часть 8 мин. 1 Построение 2 мин. Построение в одну шеренгу. Домашнее задание. 2 Подведение итогов урока 2 мин. 3 Измерение ЧСС 1 мин. 4 Домашнее задание 2 мин.
Рекомендуем посмотреть:
Урок физической культуры в 7 классе по теме «Волейбол. Правила игры в волейбол» Открытый урок по физкультуре в 3 классе План – конспект бинарного занятия «Фитнес + физиология» для студентов колледжа Конспект урока по лёгкой атлетике для 4 класса
Похожие статьи:
Рабочая программа по физической культуре по ФГОС для 2 класса
Дидактическая игра Спортлото для 5-7 класса
Сценарий спортивной игры-путешествия по станциям в начальной школе
План — конспект открытого урока по физической культуре в 3 классе по теме: Подвижные игры на развитие ловкости
Конспект урока физкультуры в 4 классе коррекционной школы VIII вида