Исследовательская работа по трудовому обучению
Икона, написанная более 600 лет назад Икона, написанная в наше время
Словом, у каждой из красок, которыми сегодня пользуются и художники и маляры, есть своя длинная и удивительная история.
1.2.Процесс приготовления красок
Мы прочитали и изучили на уроках трудового обучения, что в состав красок входят: пигмент и связующее вещество
.
Первое
– пигмент
это сухой краситель, мелкий цветной порошок, который изготавливают из глины, цветных камней, яркого песка и т.д.
Второе
– связующее
, вязкое вещество, которое сделает цветной порошок более жидким, удобным для нанесения на, бумагу или любую другую поверхность.
Сухой краситель не может держаться на листе бумаги, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску–массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мёд, яйцо и т.д. Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.
Название красок | Масло | Яйцо | Вода | Клей |
Акварель | + | |||
Клеевая | + | + | ||
Масляная | + | |||
Темпера | + |
Проанализировав литературу и статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски. Сначала ищем сырье. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит. Сырье нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка. Полученный порошок и есть пигмент.
Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, воск, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.
Выяснив состав красок, узнав о процессе приготовления красок, мы пришли к выводу, что сможем сделать некоторые краски сами и сравнить по памяти с готовыми красками, которыми мы рисовали очень много раз
1.3.Описание экспериментов
У нас были как раз некоторые природные пигменты, связывающие вещества и мы составила план четырёх экспериментов. Всем классом мы взялись за выполнение этого не лёгкого, как оказалось дела
1) Сначала мы решили создать акварельные краски
Акварель мы изготавливали кипячением луковой шелухи в воде. След, который она оставляет, получается полупрозрачным. Кстати, в прежние времена для изготовления акварели использовали и минеральные вещества растирая их в мелкий порошок.
План эксперимента № 1
Взяли луковую шелуху
2. Замочили её в воде.
3. Поставили на электрическую плитку нагреваться.
4. Положили в миску куриное яйцо оно должно окрасится пигментом луковой шелухи в бордовый цвет.
При нагреве воды пигмент содержащийся в луковой шелухе стал переходить в воду, она стала приобретать бордовый цвет, яйцо тоже окрасилось в бордовый цвет. Когда вода остыла, мы вынули из неё шелуху, а полученным цветным раствором попробовали что то нарисовать вот что у нас получилось.
Проектно-исследовательская работа по технологии статья по технологии на тему
Проектно- исследовательская работа по технологии
Предмет «Технология» – предмет практико-ориентированный. В его основе — самостоятельная практическая деятельность учащихся, основанная на постановке цели получения продукта, удовлетворяющего потребности человека. Способы получения этого продукта могут быть самые разнообразные. При этом учебный процесс превращается из метода передачи учебной информации в метод ее самостоятельного добывания, в процессе которого ученик развивает свои познавательные и творческие способности.
Все объекты труда по технологии и продукты в конечном итоге – проекты. Поэтому проектная деятельность на уроке технологии – один из основных видов образовательных технологий.
В течение года на уроках учащиеся выполняют творческие учебные проекты в рамках каждого раздела программы, простые, по общей тематике. Поэтому проекты в рамках внеурочной деятельности у моих учащихся не вызывают сложностей, а наоборот интерес, так как это результат, который понадобится не в отдаленном будущем, а сегодня, сейчас (например, фартук), который полезен не только для себя, но и для окружающих.
Подготовка учащихся 5-х классов к этой работе требует от меня особого внимания, т.к. они не имеют опыта подобной работы, и нуждаются в моей помощи. Девочки должны понять практический смысл процесса проектирования по технологии, что повысит мотивацию их дальнейшей работы над проектом. Учащиеся знакомятся с алгоритмом выполнения проекта, в помощь им я составила буклет — последовательность выполнения творческого проекта.
Основную работу над проектом мои ученицы выполняют самостоятельно. Самым важным и самым трудным вначале для них является постановка цели своей работы. Необходимо помочь каждой найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект. Ответив на него, школьница определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Ответ – это задачи работы. Следующий вопрос — как это делать. Поняв это, ученица подберет методы и способы, которые будет применять при выполнении проекта. Также необходимо определить, что нужно получить в результате. Это поможет представить проектанту ожидаемый результат. Только продумав ответы на все эти вопросы, можно приступать к работе.
Технологический этап требует от учениц повышенного внимания и усидчивости. Здесь мы вместе обсуждаем последовательность изготовления изделия, а практическую работу каждый выполняет свою. При подведении итогов дети проводят самоанализ достоинств и недостатков проекта, дают самооценку своей работе.
В программе предмета мною заложены примерные темы проектно-исследовательских работ во внеурочной деятельности, которые в начале года выбирают учащиеся, либо предлагают свои. Примерная тематика проектных работ разработана по каждому году обучения технологии. Она достаточно широкая, постоянно пополняется с учетом интересов и возможностей моих учащихся, имеющейся материально-технической базы кабинета.
При применении метода проектов я учитываю постепенный переход от простого, к сложному, поэтому проекты классифицируются не только по классам, но и по степени сложности их выполнения. В старших классах включены темы по разделам: «Домашняя экономика», «Профессиональное самоопределение» и др. Проекты старшеклассников усложняются составлением инструкционных карт, чертежей и схем изделий, экономическими расчетами.
Проектная работа может быть выполнена учащимся индивидуально или парами в течение почти всего учебного года (октябрь-март). Приступая к работе, автор проекта самостоятельно или с моей помощью составляет план предстоящей работы. И очень важно ученикам научиться планировать и работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.
Проектировние как метод построено на основе активного обучения: самостоятельный поиск учащимся того, что ему нужно знать. Поэтому мои учащиеся для получения ответов на вопросы сами ищут их в различных источниках, задают вопросы своим одноклассникам и отвечают друг другу, используют различные методы исследования: наблюдение, эксперимент, опрос, анкетирование.
Многому можно научиться, просто наблюдая за тем, как другие люди пользуются изделиями, поэтому я рекомендую ученицам ходить по магазинам, узнавать цены, следить за спросом. Часто в проектных работах школьникам нужно проделать маркетинговое исследование. Для этого они составляют анкету, опрашивают людей, которым предназначено проектное изделие, и получают информацию о том, что людям нужно и что они предпочитают. Самым ценным способом узнать истину для школьников является эксперимент. Например, в проектной работе по кулинарии «Ароматная еда как средство профилактики лишнего веса у подростков» ученики приготовили несколько альтернативных вариантов блюд и потом пригласили дегустаторов-мальчиков, чтобы подтвердить предположение о влиянии еды на количество съеденного блюда. Чем больше ученики могут экспериментировать, работать с моделями и макетами, чем больше они пробуют что-то сделать, используя настоящие материалы, тем успешнее будет реализация проекта.
Также для развития активности учащихся в мастерской гимназии выставлены готовые работы учеников и проектные листы из проектных папок. Для повышения мотивации учеников обучение происходит не только в школе: ученики обсуждают свои идеи дома — это вовлекает семью в работу детей и при этом увеличивается роль технологии в школьной программе, и укрепляются связи между школой и семьей.
Проектирование обязательно выполняется вместе с учителем, где учитель — руководитель творческой деятельности учащихся. Я как наставник должна четко спланировать организацию проектной деятельности и тщательно продумать перечень этапов работы школьников над проектом, сроки выполнения каждого этапа. Если проект выполняется несколькими учениками, то вклад каждого должен быть четко определен.
Процесс включает в себя: создание проектного изделия, оформление проектной документации и защиту проекта. Значительную часть проекта, особенно связанную с его описательной частью, оформлением, учащиеся выполняют дома, мною проводятся консультации по каждому этапу после уроков. Мы обсуждаем содержание, я уточняю процедуру проектирования, исследования (практическую часть), его результаты, отслеживаю процесс получения готового продукта, помогаю подготовиться к защите проекта.
Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед классом, затем перед гимназическим жюри. К защите ученицы представляют проектную документацию и изделие. Такая защита вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности, позволяет не только знакомить коллектив с работой всех, делать учащимся определенные выводы по своей работе в сравнении с другими, включая самооценку, но и помогает им развивать способности отстаивать свои творческие идеи.
В проектах по технологии результатом проектирования может быть как памятка, рекомендации (проект по питанию), чертежи, изделия из различных видов материалов, так и мастер-класс.
Хочу представить несколько проектных работ.
«Платок — чудесный лоскуток»
В данной работе две мои ученицы провели исследование по использованию платка в гардеробе, как женщин, так и мужчин, значении его для русских женщин и научились разнообразным способам ношения платков. В результате, они самостоятельно провели на защите проекта презентацию — мастер-класс по их завязыванию.
«Модные аксессуары из вторсырья»
Лето – время ярких красок и сочных тонов. Можно ли сделать к новому сезону что-то притягивающее взгляд? Давайте сделаем браслет, основой которому послужит кольцо, вырезанное из ПЛАСТИКОВОЙ БУТЫЛКИ. Да-да! Из этого простого материала получаются порой замечательные украшения. Проект направлен на развитие художественно-эстетических способностей и технологических умений. В работе предлагается еще один способ рационального использования отходов текстильной промышленности, экономических ресурсов, напоминается о борьбе с загрязнением земли бытовыми отходами.
«Быстрая еда – школьникам беда»
Все древние медицинские школы утверждали, что большинство болезней возникают из-за неправильного питания. В работе отражены вопросы правильного, полезного питания для школьников, дано представление о полезных и вредных продуктах. Практическая часть включает изучение состава продуктов питания с этикеток и расшифровку пищевых добавок, опрос среди учащихся 5-8 классов о вреде продуктов быстрого приготовления.
Работа над проектом моим ученицам позволяет провести опрос среди одноклассников или оригинальный опыт, проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, которым смогут воспользоваться другие (новое в привычном, подарок близким, сценарий классного часа и т.п.).
Мои ученицы с большим удовольствием включаются в проектно-исследовательскую деятельность. Учащиеся видят социальную и личностную значимость своей проектной работы, что ведет к повышению мотивации обучения, развитию трудолюбия, творческой активности.
И в заключении…
Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но… не опаздывайте и, помогая… думайте сами. Б.П.Никитин