Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе


Картотека опытов и экспериментов в подготовительной группе

Существует множество занятий для развития малышей.

Опыты с магнитом, различного происхождения

Выполнение: детям предлагается использовать скрепки или другие металлические предметы для замера производимой силы и последующего сравнения свойств.

Опыты с песком

Необходимы две пустые пластиковые бутылки, песок, шило, скотч.

Ход:

  1. Соединение крышек скотчем, плоской стороной друг другу.
  2. Проделывание отверстия шилом, в центре склеенных крышек.
  3. Добавление песка в одну бутылку.
  4. Закручивание обеих бутылок.

Обратите внимание! В результате получились песочные часы, время которых устанавливается самостоятельно.

Опыты с водой развивают знания

Опыты с водой

В емкости разных форм и размеров разливают воду, и наблюдают, какую форму она примет, констатируя отсутствие цвета и запаха.

Опыты с бумагой и песком

1/2 листа бумаги скручивается в трубочку диаметром 1 см. В нее вставляется карандаш, конструкция засыпается песком до основания трубки. Карандаш убирается, и ребенок наблюдает целостность свернутой бумаги и отсутствие деформаций. Просто и познавательно!

Опыты с бумагой и водой

Берется два листа бумаги, накладываются друг на друга. Ребенку предлагается сдвинуть их. После чего листы пропитываются водой, и сдвинуть их уже не так просто. Таким образом, приходит понимание о склеивающей способности мокрой бумаги.

Опыты с тканью

Необходимо предоставить несколько образцов различных тканей. Дети должны сравнить и проанализировать материал, его толщины, гладкость, прочность, степень намокания.

Опыты с воздухом

Полиэтиленовый пакет надувается и затягивается. Воспитатель показывает — пакет держит форму. Затем воздух выпускают, и пакет опадает. Вывод: в пакете был прозрачный воздух.

Занятия по экологическому воспитанию для дошкольников

Опыты в средней группе

Опыты и эксперименты вызывают у малышей неподдельный восторг.

К сведению! Ко всему этому они помогают узнать дошколятам новое об окружающем мире в наглядной форме, удовлетворяют их поисковый интерес.

Наглядные примеры усваиваются лучше

Опыты с бумагой

Казалось бы, что необычного может быть в бумаге? Дети видят ее каждый день, пользуются ею на занятиях ИЗО и делают из нее поделки и открытки. Но как они удивятся, узнав про нее столько нового.

Опыт 1. Влияние воды на бумагу

Необходимо взять разные виды бумаги, которые есть под рукой. Например:

  • салфетки столовые;
  • туалетную бумагу;
  • альбомный лист;
  • газету;
  • обложку журнала;
  • гофрированную бумагу;
  • бумажные платочки;
  • картон;
  • обои и др.

Отрезать примерно равные по размеру кусочки и положить их в лоточки с небольшим количеством воды. Наглядно будет видно, что, например, туалетная и гофрированная бумага, салфетки, бумажные платочки, газета впитывают воду очень хорошо, а впоследствии и совсем расползаются в лотке. Картон, альбомный лист впитывают воду чуть хуже, так как являются более плотными. А хуже всего впитывают воду (и поэтому дольше не раскисают) обои и обложка журнала.

Опыт 2. Как бумага рвется?

Можно предложить детям рвать разные виды бумаги и посмотреть, какая из них будет рваться с легкостью, а с какой нужно будет приложить усилия.

Обратите внимание! После этого опыта надо связать свойство бумаги рваться с ее свойством быстро или медленно размокать в воде. Окажется, что те виды, которые вода размачивает быстрее, и рвутся значительно легче. А вот обложка журнала, картон, обои рвутся сложнее.

Опыты с бумагой познавательны для ребят

Опыт 3. Сложи пополам

Для этого опыта необходимо подготовить разные виды бумаги одного размера. Дети должны будут проверить, сколько раз сложится пополам каждый вид бумаги. Плотный картон, обложка журнала, альбомный лист будут складываться гораздо сложнее, чем бумажный платочек или туалетная бумага того же размера.

Опыт 4. Перенеси яблоко

Опять же опыт проводится с помощью разных видов бумаги. Размеры ее должны быть одинаковы. Задача детей перенести среднего размера яблоко или любой другой предмет на листе разных видов бумаги. На тонкой бумаге ничего не получится перенести, а картон, обложка от журнала помогут справиться с этим заданием.

Опыт 5. Очень удобная бумага

Воспитатель предлагает научиться детям делать кульки из разной бумаги. Это очень интересное занятие, по результату которого детям надо показать, что кулек может использоваться для переноса или хранения мелких предметов.

Опыты с водой

Вода очень интересный объект для изучения малышами.

К сведению! Во время этих экспериментов важно донести до детей, что вода может находиться в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.

Опыт 1. Сосулька, растай

Во время прогулки найти сосульки и положить их в стаканчики. Дать задание детям наблюдать, что будет происходить с сосульками при комнатной температуре в помещении группы. После увиденного объяснить дошкольникам, что при температуре ниже нуля градусов вода превращается в лед, т. е. из жидкого состояния переходит в твердое. А при температуре выше нуля градусов вода изо льда переходит в жидкое состояние. Поэтому, когда приходит весна и становится тепло, то сосульки тают.

Занятие НОД по развитию речи в средней группе

Опыт 2. Ох, мороз

Зимой налить небольшое количество воды в кружки совместно с детьми. На дневной прогулке вынести кружки с водой на улицу и оставить их до следующего дня на веранде. На следующий день показать ребятам, во что превратилась вода на морозе.

Опыт 3. Ни вкуса, ни цвета, ни запаха

Целью данного опыта является донесение до детей информации, что вода является веществом безвкусным, прозрачным, не имеющим запаха, а все эти качества она теряет за счет добавления в нее чего-либо (сахара, варенья, заварки).

Опыт 4. Такой необычный пар

Этот опыт проводится зимой. В емкость наливается теплая вода и на прогулке берется с собой. На морозе будет отчетливо видно, как вода испаряется. Также воспитатель предлагает детям выдохнуть воздух изо рта на морозе. Дети увидят пар, который образуется за счет испарения влаги из ротовой полости.

Опыт 5. Нет формы

Крохам задается вопрос, имеет ли вода форму? Если они отвечают, что имеет, тогда взрослый разливает небольшое количество воды на поверхности. Будет видно, что вода растеклась бесформенной лужей.

К сведению! Для большей наглядности вода наливается в различные по форме емкости (желательно, чтобы они были прозрачные): графин, стакан, банка, бутылка и т. п. Дошколятам видно, что вода заполняет все пространство в этих емкостях и принимает их форму.

Опыт 6. Разная температура

Для этой цели нужно три стакана с водой: один с холодной, другой с теплой, а третий с горячей. Дети должны будут трогать руками воду поочердно и определять самостоятельно, в каком стакане какая вода. Далее педагог проводит беседу и рассказывает, что каким-то живым существам комфортнее жить в более тплой воде, а каким-то в более холодной, про горячие подземные источники, которые не замерзают даже при минусовой температуре и холодные родники, которые не нагреваются даже в жаркий день.

Опыты со снегом

Полезно поэкспериментировать и со снегом.

Опыт 1. Тает снег

Прогулка станет еще интереснее. Опыт заключается в том, чтобы показать дошколятам, что снег тает от температуры тела. Дети берут немного снега в ладошку и наблюдают, как он под действием тепла тела превращается в воду.

Таяние снега занимательно

Опыт 2. Зима и лепка

Необходимо взять формочки, которыми малыши летом играют в песочнице, и лопатку, чтобы стучать по формочке для более легкого отделения снежной фигурки. Показать им, что снег может легко принимать любую форму, быть очень плотным, если его утрамбовать.

К сведению! Для этого опыта требуется выбрать такие погодные условия, при которых снег будет влажным. Либо взять на прогулку воду в емкости, которой можно будет смачивать снег.

Опыт 3. Тай, снежок

Опыт проводится с целью узнать, сколько воды можно получить из снега. Снег набирается в ведерко, утрамбовывается и остается таять в помещении. Когда снег растает, то крохи с удивлением обнаружат, что воды в ведре оказалось гораздо меньше, чем было набрано снега. Это связано с тем, что снег обладает низкой плотностью в сравнении с водой.

Опыт 4. Раскрасим снег

Это занятие очень понравится всей группе. Можно раскрашивать снег после проведения опыта номер два «Зима и лепка», а можно и самостоятельно. На улицу берутся растворы краски «Гуашь» в пластиковых бутылках. И после раскрашивания разноцветной водой фигурки, слепленные из снега, станут очень яркими. Можно устроить конкурс снежных скульптур на территории детского сада, раскрасить снежную бабу, снежную клумбу, символ нового года и многое другое.

Тематическая неделя во второй младшей группе «Профессии»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: