Исследовательская работа «Экология вокруг нас» проект по окружающему миру (3 класс)


Проследи по схеме основные события этой истории. Опираясь на схему, расскажи о них.

Рассказ “Основные события о комарах и мошках по схеме” для 3 класса

Когда-то неразумные люди на одном острове решили избавиться от комаров. Они привезли ядохимикаты и стали травить комаров. И комары погибли. Но ядохимикаты попадали не только в комаров, но и в тараканов, которые не умирали. Однако яд накапливался в телах тараканов.
Тараканами питались мелкие ящерицы, а ящериц поедали кошки. И вот для кошек этот яд тоже оказался смертельным. И скоро на острове совсем не осталось кошек. Стало некому ловить крыс и крысы развились в огромном количестве.

Крысы стали поедать зерно на полях и начался голод.

Проверь себя

Что такое окружающая среда? Опиши окружающую среду природных объектов, изображённых на схеме.

Всё, что окружает живое существо и есть окружающая среда. На схеме мы видим, что зайца окружает лес, а значит для него лес — окружающая среда. Но и сам заяц является частью окружающей среды для леса.

Что изучает наука экология?

Экология изучает связи между живыми существами и окружающей средой.

Какое значение для людей имеет экология?

Экология помогает понять закономерности развития природы, научиться её беречь и сохранять, учит жить в согласии с природой.

Как можно показать экологические связи с помощью модели?

Экологические связи можно обозначить стрелочками. Причём стрелочки будут направлены в обе стороны. Потому что экологические связи всегда обоюдные.

Как помочь ребенку стать экологически грамотным человеком

Эта статья расскажет, как помочь ребенку стать экологически грамотным человеком.

Экология – это наука

Экология – это молодая наука, которая изучает и учит законы природы. Экология – это греческое слово, дословный перевод «наука о доме». Дом – это мир, в котором живут люди. Вопросы изучения этой науки важны для жизни человека на земле. Раздел экологии – валеология изучает качество жизни и здоровья человека.

Важность экологического воспитания

Важность экологического воспитания

Жизнь человека тесно связана с природой, которая дает здоровье, пищу, дом. Экологические знания помогут сохранить эти дары, научат правильно взаимодействовать со средой обитания. Бережное отношение к окружающему миру позволит дышать свежим воздухом, пить чистую воду, любоваться ясным небом.

Навыки экологического поведения

Экологическое поведение – это действия и поступки людей, которые связаны с воздействием на природное окружение. С вопросами экологии человек соприкасается ежеминутно: использование воды, необходимость в воздухе, выброс мусора. От действий каждого человека, зависит качество жизни на земле. А, чтобы стать личностью, способной позитивно преобразовывать окружающий мир, экологическую культуру нужно развивать у малышей с самого рождения.

Методы экологического воспитания

Наглядный метод: экскурсии, прогулки, наблюдения в природе, походы.

Семейные походы оказывают положительное влияние на экологическое воспитание. В лесу ребенок учится замечать красоту деревьев, шум ветра, пение птиц. Наблюдает за муравейником, за бабочками. Учится бережно и заботливо относиться к природе, когда вместе с родителями убирает мусор, тушит костер. Родители объясняют ребенку, что лес – это дом для птиц, зверей, животных и на примере показывает, как вести себя в лесу. Если малыш с детства осознает, что в лесу нужно вести себя как культурный гость, то он никогда не будет приносить вред окружающему миру.

  • Во время прогулки полезно наблюдать за изменениями в природе. Как меняются листья на деревьях в каждое время года? Заметить, как появляется молодая травка весной. Увидеть первые желтые листочки на деревьях. Зимой рассматривать снежинки на варежке, объяснить, почему она не тает.
  • Практический: уход за комнатными растениями, уход за домашними животными, помощь в саду, на даче, в огороде.
  • Родители, разрешающие ребенку самому посеять семена, полить грядку, собрать ягоды, полить комнатные цветы, развивают ответственность, трудолюбие. Малыши с интересом выполняют практические задания.
  • Дети очень любят домашних животных. Прогулка с собакой, игры с кошкой поддерживают физическую активность ребенка. Пусть он сам ведет собаку на поводке, меняет водичку в миске кошке, кормит рыбок в аквариуме.
  • Если нет возможности и желания завести домашнего питомца, то воскресные походы в зоопарк, на выставку кошек и собак позволят понаблюдать за жизнью животных, за их повадками.

Чтение книг по экологии для детей.

  • Чтение книг по экологии детям учит любить и оберегать природу, знакомит с новыми животными и природными явлениями. Беседа с малышом благотворно влияет на развитие речи, умственных качеств.
  • Для того, чтобы экологическое воспитание детей проходило с интересом, можно фотографировать природу в разное время года, оформить альбом «Времена года». Осенью собирать красивые листочки и делать аппликацию. Летом на песке играть с морскими камушками, рассматривать ракушки.
  • И главное, родители, показывая положительный пример, легко воспитают своего ребенка экологически грамотным человеком. В современном мире культурный человек осознает бережное отношение к миру, в котором он живет.

Задания для домашней работы

Запиши в словарик: окружающая среда, экология.

Окружающая среда — всё, что окружает живое существо, с чем оно взаимодействует

Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей средой.

Найди в библиотеке книги по экологии. Прочитай выбранную тобой книгу. Приготовь по ней сообщение, дополняющее материал урока.

Сообщение по книге по экологии для 3 класса

Сообщение по книге Эрики Файве “Мусорная революция”.

Мы всё знаем, что человек может сильно загрязнять окружающую среду, наносить ей вред. Но при этом мы думаем только о заводах, автомобилях, фабриках и совсем забываем о других источниках загрязнения.

А ведь оказывается, что все те предметы, которыми мы пользуемся постоянно, также могут стать источниками загрязнения окружающей среды.

Кто из нас думал о том, куда уходят обёртки от конфет, рваные футболки, старые ручки и тетради?

Все эти вещи мы выбрасываем в мусор и забываем о них. Но в этой книге рассказывается, как именно перерабатывается разный мусор, и как люди стараются сделать окружающую среду чище.

Книга поднимает важный вопрос переработки отходов, без которого невозможно сохранить чистоту окружающей среды.

Но также в книге рассказывается о том, как именно производятся те или иные вещи. И часто оказывается, что этот процесс наносит вред гораздо больший, чем сами отходы.

Так, в книге описано, как при производстве хлопка для джинсов, в окружающую среду попадают ядовитые химикаты, отравляющие землю и воду.

Книга заставляет задуматься о том, как скоро человечество сможет использовать экологически чистые производства.

Исследовательская работа «Экология вокруг нас» проект по окружающему миру (3 класс)

Содержание.

Введение……………………………………………………………………… с. 2
Глава I. Экология окружающей среды – проблема всего человечества…. с. 4
  1. . Масштабы загрязнения окружающей среды………………………
с. 4
1.2. Проблема бытовых отходов в России……………………………… с. 5
Глава II. Изучение количества отходов, выбрасываемых в столовой Новоселенгинской школы-интернат и организация способов вторичной переработки пластиковых, стеклянных, металлических отходов………………………………………………………… с. 7
Заключение…………………………………………………………………… с. 9
Литература…………………………………………………………………… с.10
Приложение…………………………………………………………………. с.11

Введение.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. Евтушенко.

Глобальная изменчивость или глобальные изменения в последние годы превратились в основную проблему исследований в области окружающей среды главным образом благодаря тому огромному влиянию, которое она по всей вероятности будет оказывать на мировое сообщество.

Многие ученые — естественники рассматривают термин «окружающая среда» как синоним слову «природа». Однако природа становится окружающей средой только тогда, когда рассматривается в социальном контексте: человеческое общество зависит от природы и взаимодействует с ней, изменяет её в различных пространственно-временных масштабах.

Предупреждая о возможных последствиях расширяющегося вторжения человека в природу, ещё полвека назад академик В.И. Вернадский писал: «Человек становится геологической силой способной изменить лик Земли». И это предупреждение пророчески оправдалось.

Полтора столетия назад в геологических науках произошел серьёзный переворот: было доказано и признано, что ничтожные изменения природной среды, продолжающиеся достаточно долго, приводят к радикальным преобразованиям окружающей среды, т.е. если рассматривать изменения географической среды в масштабах столетий и тысячелетий, то результаты искусственных перестроек природы (сознательных и непреднамеренных) выглядят очень внушительно. Потому что деятельность человека, пусть и в разных, подчас ничтожных масштабах, за последние 10-20 тысячелетий проявилась практически на всей территории суши (кроме Антарктиды). И повсюду человек создавал вокруг себя очаги изменения, а то и преображения природы. Очаги эти разрастались, их становилось все больше, перестройки окружающей среды стали радикальными, к нашему веку, достигли поистине глобальных масштабов.

Однажды я шла из школы и увидел вот такие ужасные картины (см. Приложение №1). И мне стало интересно: «Что можно сделать, чтобы на улицах нашего поселка не было столько мусора? Что будет через несколько лет, если весь мусор, или его часть, не будет перерабатываться?». Я считаю, что мы, сегодняшние дети, завтра должны будем по-хозяйски распоряжаться огромными богатствами нашей природы. Неужели мы сейчас не можем сделать какой-нибудь, хоть малейший, вклад в будущее нашей планеты?

В результате возникла тема моего исследования: «Не желаю окружающей среде одноразового использования (что я могу сделать с мусором)».

Цель моего исследования: проследить путь бытовых отходов.

Объект исследования: окружающая среда.

Предмет исследования: бытовые отходы.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

  • изучить литературу по данному вопросу;
  • описать влияние отходов на окружающую среду;
  • доказать, что вторичная переработка мусора необходима для сохранения окружающей среды;
  • предложить свои способы вторичной переработки бытовых отходов.

В своей работе я использовал следующие методы:

  1. Теоретические: анализ, обобщение.
  2. Эмпирические: эксперимент.

Глава I. Экология окружающей среды – проблема всего человечества.

  1. . Масштабы загрязнения окружающей среды.

С появлением человеческой цивилизации появился новый фактор, влияющий на судьбу живой природы. Он достиг огромной силы в текущем столетии и особенно в последнее время. Первым законом об охране окружающей среды принято считать эдикт английского короля Эдуарда (1273 г.), запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ Лондона. За нарушение эдикта полагалась смертельная казнь.

С развитием науки и техники увеличились количества и объемы химических соединений, поступающих в почву и недра Земли, изменяющих протекание естественных (природных) круговоротов. Всё это имеет нежелательные последствия, влияющие на экономику, социальную жизнь и здоровье людей.

Человек ежегодно извлекает из недр земли свыше 100 миллиардов тонн полезных ископаемых, и только 2 процента сырья превращается в готовую продукцию, а остальные 98% — отходы, загрязняющие биосферу. В биосфере Земли огромную роль играют растения. Нельзя не сказать о том, какой вред приносит вырубка лесов. Вырубая леса, мы вызываем образование оврагов, интенсивный смыв почвы. А ведь леса – это «фабрика» кислорода, это «лёгкие планеты», они создают среду жизни животным и человеку.

Бесценной влагой во все времена считалась вода. В условиях стремительного роста городов, бурного развития промышленности строительство очистных сооружений запаздывает, в результате чего вода загрязняется. Возбудители болезней, попадая в живой организм, находят там благоприятные условия для размножения, отсюда возникновение различных эпидемий. Важным физическим фактором самоочищения водоемов является ультразвуковое излучение Солнца, под влиянием этого излучения происходит обеззараживание воды.

Основная причина загрязнения водоемов – сброс неочищенных сточных вод промышленными предприятиями, а также предприятиями коммунального и сельского хозяйства. Излишки химикатов отравляют животный и растительный мир. К тому же химические вещества способны накапливаться в продукции, представляя немалую угрозу здоровью человека. Существует ещё весьма значительный источник загрязнения воды, который практически не поддаётся контролю. Это ливневые и снеговые стоки с территории леса, сельскохозяйственных угодий. По загрязненности такие воды, стекающие с огромных территорий, сопоставимы с городскими канализационными водами. Очистные сооружения играют большую роль в защите окружающей среды от загрязнений. Особую заботу в стране проявляют об охране озера Байкал. Это удивительное творение природы. Во многих отношениях «славное море» не имеет себе подобных. Его справедливо называют фабрикой кристальной чистой влаги. Притоки ежегодно приносят в озеро три миллиона тонн почвы. Пахотные и остальные не покрытые лесом площади, оголенные рубками, подвержены эрозии. Идет борьба за сохранность жемчужины Сибири. Вокруг озера лесом занято более 20 миллионов гектар. Они регулируют водный режим, предохраняют почвы от эрозии, сохраняют чистоту вод. Что касается водного транспорта, то с борта судов запрещён всякий сброс отходов, даже очищенных.

1.2. Проблема бытовых отходов в России.

Существует ещё одна проблема бытовых отходов в России.

С начала 70х до конца 80х в России бытовых отходов стало в 2 раза больше. Это миллионы тонн. И произошло это по причине улучшения культуры упаковки и появления большого количество одноразовой упаковки. Проблема утилизации мусора стоит особо остро в больших городах. Во всем мире она решается по-разному. До 1987 года самым популярным способом было захоронение отходов города на специальных полигонах. Число таких полигонов насчитывалось около пятидесяти общей площадью в несколько сот гектаров дефицитных земель. Хорошо, если земли непригодные для землепользования. Не всегда кучи мусора на этих полигонах надежно засыпаны почвой, и неприятные запахи и пожары становились нормой в таких местах. Видя такое состояние на городских свалках, было принято другое решение этой проблеме — мусоросжигательные печи и переработка твердых отходов. Предусматривалась установка специальных фильтров, органические отходы города власти собирались вывозить в сельские хозяйства.

На сегодняшний день ситуация такова: количество мусора увеличилось в два раза, количество свалок нисколько не уменьшилось. Исследователи утверждают, что несанкционированные свалки приобрели неслыханный размах — даже в центре Москвы. Если говорить об увеличении количества мусоросжигательных станций, то хорошо известны экологические издержки таких печей, а в экономическом плане они убыточны не только потому, что они стоят дорого, но и потому, что в них сжигается ценнейшее сырье. Конечно, наша страна богатая природными ресурсами, может даже слишком, поэтому, зачем же экономить на спичках, сжигать их надо и выбрасывать. А ведь такое мышление очень опасно в то время, когда окружающая среда у нас уже сильно загрязнена отходами производств.

Переработка отходов предоставляет обществу повсюду «обмануть» проблему их утилизации и, следовательно, за счет затрат на переработку облегчить экологические стрессы. Переработка металлических, бумажных, стеклянных, пластмассовых и органических отходов уменьшает потребности в энергии и сырье. Например, получение бумаги из макулатуры вместо древесины не только спасает от вырубки ценные леса, но и на три четверти сокращает расход энергии на производство 1 тонны бумаги, требует лишь половины объема воды, потребляемой при использовании древесного сырья, а переработка одной банки из-под напитков сберегает пол — банки бензина. Одна тонна переработанного алюминия сберегает 4 тонны бокситов, 700 кг кокса и снижает вредные выбросы на 35 кг.

Глава II. Изучение количества отходов, выбрасываемых в столовой Новоселенгинской школы-интернат и организация способов вторичной переработки пластиковых, стеклянных, металлических отходов

Проблема утилизации отходов остро стоит не только в больших городах, но и характерна для небольших городов, поселков, сёл, деревушек. И наш посёлок Новоселенгинск – не исключение. Хотя в районе и существует санитарная зона, нерадивые жители выбрасывают мусор недалеко от своих огородов, вывозят к берегу реки. В результате этого по некоторым улицам просто невозможно пройти из-за неприятного запаха, неприглядный вид портит настроение, а выезд на природу отравляют кучи мусора, битого стекла, органических отходов. Поэтому я решила сделать исследования в столовой Новоселенгтнской школы-интернат , цель которой узнать, сколько пластиковой, стеклянной, металлической тары выбрасывается за месяц . Я пересчитал расход пластиковой, стеклянной, металлической тары в месяц, и вот что получилось:

  • пластиковых бутылок: объёмом 2 л – 32 штуки; объёмом 1,5 л – 58 штук; объёмом 1 л – 40 штук; объёмом 0,5 л – 15 штук.
  • пластиковых баночек: из-под йогурта – 134 штуки; из-под сметаны – 82 штуки; прочие – 41 штуку.
  • обычные пакеты – 150 штук; из-под молока, кефира, майонеза – 63 штуки; большие пакеты – 84 штуки.
  • пластиковых флаконов из-под шампуней и др. – 25 штук.

Результаты исследования меня ошеломили! Если мы будем продолжать выбрасывать столько пластиковой, стеклянной, металической тары, то мы можем превратить наш общий дом в свалку. Вместо того чтобы наслаждаться красотой цветущих деревьев и дышать их ароматом, нам придётся ходить в противогазах, расчищая себе дорогу лопатами.

Поэтому я хочу предложить, как можно использовать эту гору пластика. Дома с родителями я сделала вазу с цветами, стаканчик для канцелярских принадлежностей, которые можно подарить своим друзьям, ведь самый лучший подарок тот, что сделан своими руками (см. Приложение №3). Так же мы сделали горшочки для рассады, поддоны для цветочных горшков. Весной, когда пришла пора высаживать цветы, из пластиковых бутылок мы сделали клумбы для цветов. Такие же клумбы можно применять у нас в школе на пришкольном участке.

Такие пути выхода из данной проблемы придумала я. Но, оказывается, я не одна заинтересована проблемой отходов. Прочитав статью в газете, я узнала, что из пробок от пластиковых бутылок можно сделать замечательные узоры на дорожке в вашем саду, ограде. Для этого нужно залить дорожку раствором бетона и выложить нужный вам узор. Нашу семью это очень заинтересовало, поэтому летом мы обязательно этим займемся. Я тоже советую вам, думаю, не пожалеете.

Прочитав научную литературу, я выяснила, что в мире взрослых существуют другие пути выхода из этой проблемы:

  • реконструировать мусороперерабатывающие заводы;
  • создать новые экологически безопасные полигоны;
  • обновить мусороперерабатывающую промышленность.

Заключение.

Подводя итог, можно сделать следующие выводы:

  1. Окружающий нас мир и наш организм, это единое целое, и все выбросы и загрязнения, поступающие в атмосферу, это урон нашему здоровью.
  2. Если мы будем стараться делать как можно больше положительного для окружающей среды, то этим самым мы продлим свою жизнь.
  3. Если очень захотеть, то возможно бытовым отходам «подарить ещё одну жизнь».

Литература.

  1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 1 кл. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. Ч.2 – 2-е изд. – М.: — Просвещение – 2006 – (Зеленый дом).
  2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 2 кл. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. Ч.2 – 2-е изд. – М.: — Просвещение – 2006 – (Зеленый дом).
  3. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 3 кл. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. Ч.2 – 2-е изд. – М.: — Просвещение – 2006 – (Зеленый дом).
  4. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 4 кл. четырехлет. нач. шк. В 2 ч. Ч.2 – 2-е изд. – М.: — Просвещение – 2006 – (Зеленый дом).
  5. Серия «Эрудит». Человек и общество. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
  6. Тера – Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: ТЕРРА – 2004 – 672 С.
  7. Универсальный энциклопедический словарь. – М.: У 59 Большая Российская энциклопедия – 2005 – 1551 С.
  8. Дежкин В. Беседы об экологии. — М.: Молодая гвардия — 1975.
  9. Колмакова А. Ажурная дорожка среди цветов. / Забайкальское подворье. – 2008 — № 7 – С. 8.
  10. Потапова Л.В. Детям о природе. Экология в играх для детей 5 – 10 лет. Популярное пособие для родителей и педагогов/ художники М.В. Душин, В.Н.Куров. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2006. – С. 224.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: