«Математические лабиринты, головоломки» (для детей 8-10 лет)

Картинки с лабиринтами всегда привлекали детей. Трудно сказать, когда они появились впервые. Однако достоверно известно, что уже в первой половине прошлого века детишки с нетерпением ждали свежий номер журнала «Мурзилка», чтобы помочь пчёлке добраться до улья или разобраться, какая ниточка приведёт к нужному клубочку.

В наше время педагогами и детскими психологами разработаны целые комплекты карточек с лабиринтами, которые способствуют развитию детей самых разных возрастов. Разумеется, нарисованный лабиринт для трёхлетнего малыша гораздо проще, чем картинка для младшего школьника. Однако все они преследуют одни цели.

Распечатать лабиринт можно, кликнув на картинку правой кнопкой мышки, выбрать «сохранить картинку как», сохранить к себе на ПК, открыть и распечатать

Что развивает игра с лабиринтами

По сути, все задачки с лабиринтами достаточно однотипны. Ребёнок должен найти правильный и, как правило, единственный путь от точки «А» в точку «Б», обходя препятствия. В процессе решения данной задачи маленький человечек невольно развивает такие навыки и качества, как:

  • внимательность;
  • усидчивость;
  • терпение;
  • логика.

Развивается в процессе подобной игры и пресловутая мелкая моторика. Ведь карандашом нужно вести очень аккуратно, чтобы не запутаться в собственных линиях. А это, как ни странно, способствует развитию речи, поскольку центры, отвечающие за движение пальцев рук, расположены близко к речевым центрам.

Более того, незаметно для себя ребёнок учится принимать решения, выбирать единственно правильный путь, преодолевать и обходить возникающие на его пути препятствия. Так что можно считать, что лабиринты способствуют ещё и приобретению очень важных жизненных навыков.

Всё вышесказанное касается всех подобных логических игр. Но естественно, что карточки с лабиринтами для детей каждой возрастной группы имеют ещё и более узкие цели.

Польза лабиринтов для детей 5-6 лет

Давая ребёнку пройти первый лабиринт, родители должны объяснить ему суть игры. Для начала малыш должен внимательно рассмотреть картинку. Затем он должен поискать нужный путь, проведя его пальчиком. И только потом можно попросить его нарисовать нужную дорожку карандашом. Кстати, для работы с лабиринтами малышу лучше давать именно карандаш, а не ручку или фломастер. Это позволит легко исправить ошибку и не запутаться в неправильно проведённых линиях.

При работе с карандашом нужно следить, чтобы малыш останавливался перед каждым поворотом и продумывал дальнейший путь, а не рисовал линию наобум. Важно, особенно на первых порах, просить маленького первопроходца по ходу движения рассказывать, почему он выбрал ту или иную дорожку.

Для чего всё это надо? Как раз для выработки у 5-6-илетнего ребёнка очень важных для дальнейшей жизни качеств и навыков:

  • совершенствование навыков владения письменными приборами;
  • развитие пресловутой мелкой моторики;
  • тренировка целеустремленности, сосредоточенности и усидчивости;
  • развитие внимания и памяти;
  • развитие логического мышления и воображения;
  • умение логически объяснить свои действия, выразив их в речевой форме;
  • умение принимать самостоятельные решения и делать выбор;
  • выработка желания и умения искать выход из сложных ситуаций.

Как можно заметить, игра с лабиринтом способствует развитию качеств, которые необходимы каждому человеку. Однако слишком усердствовать и давать малышу слишком сложные задания родителям тоже не стоит. Некоторые детские психологи утверждают, что если маленький человечек не смог пройти лабиринт, то это в будущем может снизить его самооценку и уровень притязаний.

Лабиринты для детей 3-4 лет

Для совсем маленьких ребятишек обычно используются задачки попроще. Чаще всего рисунок на такой карточке представляет собой достаточно большой лабиринт с широкими «проходами», большим количеством поворотов и тупиков. Чтобы малышу было интереснее, тут же присутствуют какие-либо забавные персонажи. Прохождение такого лабиринта не утомит малыша. А чтобы маленькому человечку было проще, на данном этапе не стоит заставлять его проводить свой путь карандашом. Пусть он сначала найдет правильную дорожку пальчиком, а затем раскрасит её и персонажей цветными карандашами.

Целью подобных занятий является не только развитие логического мышления. Часто в процессе выполнения таких заданий малышу приходится возвращаться к исходной точке. Таким способом юная личность учится находить определённые закономерности. Помогают подобные лабиринты и в обучении ориентированию в пространстве: повернуть направо, повернуть налево и так далее.

Игровые лабиринты для детей 3-4 лет: распечатать бесплатно

Лабиринты являются одной из частей развития логического мышления детей. Поэтому необходимо их включить в обязательную программу по подготовке ребенка к школьному обучению.

Особенности:

  • Изначально необходимо использовать более простые варианты, далее усложнять их. Чаще всего предлагаются огромные лабиринты с большим количеством поворотов и тупиков для того, чтобы ребенок несколько раз возвращался к исходной точке.
  • Такого рода задания помогают решить основную проблему детей — научить их каким-то закономерностям, а также обобщению определенных предметов по какому-то признаку.
  • Таким образом ребенок будет своевременно развиваться, а также сможет объяснить закономерности, которые происходят в природе. То есть почему день сменяет ночь, и какой продукт относится к фруктам, овощам.

Лабиринты для малышей
Лабиринты для малышей

Лабиринты для детей 4 года
Лабиринты для детей 4 года

Лабиринты для детей 4 года
Лабиринты для детей 4 года

Лабиринты для детей 4 года
Лабиринты для детей 4 года

Лабиринты для детей 5-6 лет

Для такого возраста подойдут карточки с более сложными лабиринтами. Это и немудрено. Ведь в возрасте 5-6 лет малыши уже начинают готовиться к школе, а значит и должны осваивать соответствующие навыки.

Конечно, забавных героев тут тоже никто не отменяет. Однако сами лабиринты становятся уже запутаннее, а проходы поуже. В таком возрасте давать ребёнку задание по раскрашиванию нужной дорожки уже не стоит. Малыш должен подготовить руку к письму, а значит уметь провести аккуратную карандашную линию по всему пути.

Для начала ребёнок должен как следует рассмотреть картинку и найти тот самый единственный путь, а потом уже провести его карандашом. Благодаря этому у него развивается ещё и память.

Часто лабиринты для детей такого возраста немного усложняются дополнительными заданиями. Например: ребёнок должен не просто найти проход от одной точки к другой, но и «собрать» по дороге какие-либо «призы», нарисованные в ответвлениях. Подобные задания дошколята выполняют с огромным удовольствием, совершенно не замечая, что при этом активно развивают свой мозг, готовя его к предстоящему обучению.

Польза занятий с лабиринтами для детей 5-6 лет

Лабиринты бывают самыми разными, но в данном случае речь идёт о головоломках, напечатанных на бумаге. По сути, это картинки с забавными персонажами, которых по запутанным дорожкам или линиям-ниточкам нужно провести к вожделенной цели.

Подобные головоломки делятся по сложности очень условно. Тут опять же многое зависит от особенностей развития ребёнка. Некоторые детки уже в трёх или четырёхлетнем возрасте легко справляются с лабиринтами, на которых написано «Для 5-6 лет». В тоже время даже некоторые школьники испытывают при их прохождении некоторые трудности. И, кстати, в этом нет ничего страшного. Отсутствие умения проходить лабиринты отнюдь не говорит об отставании в развитии.

Выбрать лабиринт для ребёнка 5-6 лет – не так просто, как кажется на первый взгляд. Малышу, который будет играть с головоломкой впервые, лучше выбрать лабиринт попроще, даже если он не соответствует возрасту. Второй вопрос: какому лабиринту отдать предпочтение – цветному или чёрно-белому? Как это ни странно, но на первых порах детям лучше давать головоломку-раскраску. Малыш с большим удовольствием будет играть именно с таким лабиринтом.

Для дошкольников, которые уже изучают цифры, могут быть интересны математические лабиринты. Такие головоломки чем-то напоминают игру, где надо соединять пронумерованные точки, чтобы получить картинку. Суть такого лабиринта в том, чтобы составить дорожку по цифрам (числам), расположенным в прямой или обратной последовательности. Цифровые лабиринты не столь забавны, как классические, поэтому больше подойдут усидчивым и старательным детишкам.

Лабиринты для детей 7-8 лет

Растут дети, идут в школу, а вместе с ними изменяются и лабиринты. В принципе, для такого возраста они не так уж сильно отличаются от заданий для старших дошколят. Единственное, что в них добавляется – это элемент обучения.

Педагогами и психологами разработано множество лабиринтов для младших школьников, которые позволяют им лучше изучить буквы, цифры, окружающий мир и даже правила поведения. К примеру, ребёнок должен найти путь от одной буквы или цифры к следующей, стоящей в ряду (А-Б или 1-2 и т.д.). Существуют и более сложные задания, построенные по тому же принципу: к примеру, пройти путь по дороге, на которой расставлены дорожные знаки. И пройти его надо, разумеется, соблюдая все правила дорожного движения.

Несмотря на всю простоту, зачастую дети испытывают определённые трудности в процессе прохождения подобных лабиринтов. Сказывается отсутствие необходимых знаний. Поэтому очень важно не просто дать малышу задание, но и позаниматься вместе с ним.

Цель подобных занятий уже не столько развитие логического мышления, сколько познание окружающего мира, его правил и закономерностей. В процессе занятий ребёнок учится воспринимать информацию, анализировать и применять её на практике.

Лабиринты для детей 9-10 лет

Лабиринты для девятилеток и старше уже практически не отличаются от тех, которые и по сей день с удовольствием разгадывают взрослые, приобретая многочисленные брошюрки с головоломками. Конечно, и такие задачки содержат забавные рисунки, но они уже не несут в себе функцию привлечения внимания малыша. Скорее это просто элемент дизайна.

Подобные лабиринты рассчитаны на развитие логического мышления, аналитических способностей, а также внимания и усидчивости. Как правило, если ребёнок с удовольствием проходил лабиринты в более младшем возрасте, то с этими головоломками он будет заниматься уже самостоятельно.

Общие правила занятий с лабиринтами

В наше время найти карточки с лабиринтами для детей всех возрастов труда не составляет. Правда, хочется сразу предупредить. Подобные «лабиринтообразные» игры появились ещё и в приложениях для различных электронных гаджетов. Вот ими увлекать ребёнка совершенно не стоит. Никакого развития малыш от этого не получит, а вот проблем в будущем может возникнуть достаточно много.

Что же касается обычных – бумажных карточек с лабиринтами, то начинать стоит с самых простых лабиринтов-проводилок с элементами раскрасок. Для начала малыша надо заинтересовать новой забавой, а затем дать ему несколько цветных карандашей или фломастеров, чтобы он попробовал сам нарисовать линию движения персонажа. Если у него с первого раза не получилось, то это не беда. Пусть возьмёт карандаш другого цвета и попробует ещё разок. Когда путь будет пройден, можно заняться раскрашиванием дорожки и картинок.

На следующем этапе ребёнка уже стоит приучать находить путь без провода линий. Пусть сначала поводит по картинке пальчиком, а впоследствии и просто одними глазами. Это очень хорошее упражнение для развития логики, образного мышления, внимания и памяти. Найдя нужную дорожку уже можно взять письменный прибор и прочертить аккуратную линию. Стоит подчеркнуть – именно аккуратную. Ведь одна из задач игры с лабиринтами – это развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму.

Вот собственно и все правила. Хотя есть и ещё одно. Родители! Найдите время, чтобы заниматься со своими детьми самостоятельно. Ведь подобные совместно проведённые часы позже уже ничем не заменишь!

Почему бумажные лабиринты для детей 5-6 лет лучше электронных?

В последнее время появилось множество сайтов и приложений для мобильных устройств с компьютерными играми для детей 5-6 лет, при помощи которых ребёнок может поиграть и с головоломками-лабиринтами в режиме онлайн. В описании к подобным игрушкам, разумеется, можно прочитать, что все они очень полезные, развивающие и совершенно безвредные. И всё это правда, однако…

Бумажный лабиринт помимо логики и внимательности развивает массу других навыков и умений пяти или шестилетнего ребёнка. А вот «экранные» аналоги ничего подобного ребёнку не дают. Яркие картинки не позволяют ребёнку подключить фантазию, отсутствуют стимулы для запоминания чего-либо, а достижение цели чаще всего осуществляется простым перебором вариантов, что никак не способствует развитию целеустремлённости. Не развивается и мелкая моторика, ведь при игре на компьютере или планшете у малыша работает лишь его указательный палец. Как следствие, ни о какой подготовки руки к письму и речи быть не может.

Но, самое главное, что многие родители используют компьютерные игры лишь для того, чтобы ребёнок «не приставал» и тем самым лишают малыша самого главного – общения. Поэтому совет: даже если вы можете себе позволить купить ребёнку в возрасте 5-6 лет собственный планшет, не перекладывайте на этот бездушный прибор воспитательный процесс. Лучше распечатайте обычный, бумажный лабиринт и проведите со своим малышом время вместе!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: