Исследовательская работа по творчеству С.А. Есенина
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Владимирская средняя школа
Исследовательская работа по творчеству Сергея Александровича Есенина
Выполнила: ученица 11 класса
Дикушникова Елена
2019
Сергей Александрович Есенин
(1895 – 1925)
Родился в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье. С малолетства воспитывался у деда по матери, человека предприимчивого и зажиточного, знатока церковных книг. Окончил четырехклассное сельское училище, затем церковно – учительскую школу в Спас — Клепиках. В 1912 г. Есенин переехал в Москву, где служил у купца его отец. Работал в типографии, вступил в литературно – музыкальный кружок имени Сурикова, посещал лекции в народном университете Шанявского.
Впервые стихи Есенина появились в московских журналах в 1914 г. В 1915 г. Он едет в Петроград, знакомится там с А. Блоком, С.Городецким, Н.Ключевым и другими поэтами. Вскоре выходит первый сборник его стихов «Радуница». Сотрудничал в эсеровских журналах, напечатав в них поэмы «Преображение», «Октоих», «Инония».
В марте 1918 г. Поэт снова поселился в Москве, где выступил одним из основателей группы имажинистов. В 1919 – 1921 гг. много путешествовал (Соловки, Мурманск, Кавказ, Крым). Работал над драматической поэмой «Пугачев», весной 1921 г. Отправился в Оренбургские степи, добрался до Ташкента.
В 1922 -1923 гг. вместе с жившей в Москве американской танцовщицей А. Дункан, которая стала женой Есенина, побывал в Германии, Франции, Италии, Бельгии, Канаде и США. В 1924 – 1925 гг. трижды гостил в Грузии и Азербайджане, работал там с огромным подъемом и создал «Поэму о двадцати шести», «Анну Снегину», «Персидские мотивы».
Октябрьская революция придала голосу Есенина удивительную мощь. Он выразил в своем творчестве весеннюю радость освобождения и порыв к будущему, и трагические коллизии переломной эпохи.
Лучшие произведения Есенина ярко запечатлели духовную красоту русского человека. Признан как тончайший лирик, волшебник русского пейзажа. Трагически погиб в 1925 г. в Ленинграде. По принятой большинством биографов поэта версии, Есенин в состоянии депрессии покончил жизнь самоубийством (повесился). Долгое время других версий события не высказывалось, но в конце 20 века стали возникать версии об убийстве поэта с последующей инсценировкой его самоубийства, возможными причинами назывались как личная жизнь поэта, так и его
творчество.
Сборник «Радуница».
Книга подвела итог ранним стихотворным опытам Есенина. По своему составу она неоднородна и отражает не только различные идейно-творческие влияния, но и упорное стремление поэта обрести свой неповторимый голос. При всей неравноценности произведений «Радуница» тем не менее закрепила первый успех поэта, еще ярче продемонстрировала большой его талант, но, к сожалению, не внесла ясности в гражданские позиции автора. Свойственная раннему Есенину идейная неопределенность в полной мере сохранилась в этом сборнике, для которого, надо думать, он отобрал лучшие на его взгляд стихотворения.
Первую часть «Радуницы» составили произведения, собранные под общим названием «Русь», вторую — произведения, озаглавленные «Маковые побаски». Отметим, кстати, что в книгу поэт не включил стихотворения, которые он посылал Грише Панфилову из Москвы, а также стихотворения «Тот поэт, врагов кто губит», «Кузнец» и лирическую сюиту «Русь», опубликованную в журнале «Северные записки» № 7-8 за 1915 год.
Содержание
1.Русь
- «Микола»
- «Инок»
- «Калики»
- «Не с бурным ветром тучи тают»,
- «Задымился вечер, дремлет кот на брусе…»,
- «Гой ты, Русь, моя родная…»,
- «Богомолки»,
- «Поминки»,
- «Шел господь пытать людей в любови…»,
- «Край родной! Поля как святцы…»,
- «Улогий»,
- «В хате»,
- «Выть»,
- «Дед»,
- «Топи да болота…».
Мотивы и тематика сборника «Радуница»
Сборник стихов «Радуница» не однороден. Среди стихотворений, в которых чувствуется влияние христианских идей, исповедь смиренного инока, есть стихи, раскрывающие удивительные богатства русской природы, конкретные и правдивые картины быта дореволюционной деревни. Основное место в «Радунице» занимает образ крестьянской России, задумчивой и удалой, грустной и радостной, озарённой «радужным» светом. Она — богомольная, странническая, монастырская.
Поэта привлекают темы и образы, связанные с религиозными верованиями и христианским бытом. В теплых и ласковых тонах рисует он своего «милостника Миколу», который «в лапоточках», с котомкой за плечами ходит мимо сел и деревень, «умывается пеной из озер» и молится «за здоровье православных христиан». И не только Микола печется об их здравии, сам господь бог твердо ему наказал «защитить там в черных бедах скорбью вытерзанный люд». Такой «общественно полезной деятельностью» занимается и божья мать. И этой божьей милостью освещено все стихотворение. «Загораются, как зори, в синем небе купола» — символ тесной и трогательной связи грешной земли с райскими кущами, где «на престоле светит зорче в алых ризах кроткий Спас».В стихотворениях данного сборника природа окрашена в религиозно-христианские тона. Однако подобные стихи гораздо чаще идут у Есенина не от Евангелия, не от канонической церковной литературы, а как раз от тех источников, которые отвергались официальной церковью, от так называемой «отрешенной» литературы – апокрифов, легенд. Апокриф – это значит тайный, скрытый, сокровенный. Апокрифы отличались большой поэтичностью, богатством мысли, близостью к сказочной фантазии.
Основная лирическая тема сборника – любовь к России. В стихах на эту тему сразу же отходили на задний план действительные и кажущиеся религиозные увлечения Есенина, ветхая христианская символика, все атрибуты церковной книжности. В стихотворении «Гой ты, Русь моя родная…» он не отказывается от таких сравнений, как «хаты – в ризах образа», упоминает о «Кротком Спасе», но главное и основное в другом. Если даже допустить, что здесь не в условном, а в прямом смысле взяты «Спас» и «рать святая», то тем сильнее звучит в этих стихах любовь к родному краю, победа жизни над религией. Сила есенинской лирики заключается в том, что в ней чувство любви к Родине всегда выражается не отвлеченно и риторично, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа. Но любовь Есенина к Родине порождалась не только грустными картинами нищей крестьянской России. Он видел ее и другой: в радостном весеннем убранстве, с пахучими летними цветами, веселыми рощами, с малиновыми закатами и звездными ночами. И поэт не жалел красок, чтобы ярче передать богатство и красоту русской природы.
Толковый словарь:
- Синь – то же, что синева, синяя краска.
- Богомолец – человек, который молится богу, ходит на богомолье.
- Корогод –хоровод
- Околица – изгородь вокруг селения.
- Образа – это иконы.
- Ризы – металлический оклад на иконе.
- Хаты – это дома.
Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная»
В стихотворении « Гой ты, Русь, моя родная» автор раскрывает тему любви к Родине. В контексте нее развивается и идея о том, что родные просторы дороже рая. Стихотворение невозможно разделить на части по смыслу, так как все эмоции и переживания тесно сплетаются в целостный монолог лирического героя. Начинается данное произведение с обращения лирического героя, в котором чувствуется высокая, торжественная речь. Заканчивается диалогом, где лирический герой говорит, как дорого ему чувство к Родине, что даже рай меньше чем само его чувство. Ключевым образов в этом стихотворении является – образ Руси. Лирический герой восхищается ей. Он наслаждается видом, который открывается его глазам в деревнях. Первое, что он замечает – это образа в ризах. Герой восхищается бескрайними просторами, наслаждается их синью. Синь является образом – символом в этом произведении, потому что неоднократно встречается в поэзии Есенина. Для передачи чувства восхищенья Русью автор использует аллитерацию, нанизывая слова на за – за – си – за (ризах, образа, синью, захожий). Этот звук придает звон, радость. Во — втором четверостишье, автор нанизывает слова на ле – ля – ли – ля (богомолец, поля, околиц, тополя). Эти звуки придают певучесть, мелодичность, плавность. В последнем четверостишье Есенин нанизывает слова на ра – ру – ра – ра – ро ( рать, Русь, в раю, рая, родину). Эти звуки, также, придают некую звонкость, радость. Если говорить о лексическом строе стихотворения, то здесь доминируют существительные. Такие как — Русь, синь, богомолец, поля, смех, рать, церквам. Эти слова иллюстрируют образ Руси. Переживания лирического героя подчеркиваются при помощи интонации, поэтому в тексте есть восклицательные предложения. Интонация в данном произведении исполненная любви к Родине, светлая, так как автор был влюблен в Русь, он восхищался ей. Для привлечения внимания, усиления выразительности Есенин использует безличные предложения («пахнет яблоками и мёдом»), инверсию ( «сохнут тополя, « крикнет рать», «прозвенит смех», « гудит пляс»), прямую речь. Сергей Есенин в своем стихотворении использует изобразительно – выразительные средства. При помощи них он создает картину Руси, родного края, выражает эмоции, которые его наполняют. Также все используемые им языковые средства помогают отобразить особенность русской культуры. В тексте встречаются метафоры: «синь сосет глаза», «звонко чахнут тополя», «гудит за корогодом на лугах веселый пляс», « прозвенит девичий смех»; эпитеты: «кроткий Спас», « весёлый пляс», «девичий смех» ; сравнения: « как захожий богомолец , я смотрю твои поля», « как сережки прозвучит девичий смех». Поэт играет цветами. Синь будто бы впивается в глаза. Русскую землю он видит чистой, синей. Этот образ связывался с небесами. Также поэт намекает на обилие золотого цвета. Он присутствует в виде и мёда, и яблок, и сжатых полей, и соломенных крыш. Данное стихотворение состоит из пяти четверостиший. Размер – четырехстопный хорей. Рифмовка – перекрестная
- Гой ты, Русь, моя родная
- Хаты в ризах образа…
- Не видать конца и края –
- Только синь сосёт глаза.
Есенин показывает бесконечное пространство: « Не надо края» В своем произведении автор говорит о времени прошлой, уходящей России, он описывает время ностальгии по тому времени. Стихотворение ориентировано на будущее врем на всем своем протяжении. Лирический герой автора собирается в путь, чтобы познать бескрайние просторы родных земель. Лирический герой счастлив, живя в гармонии с природой.
Сопоставление образа Руси в контексте русской литературы.
На тему Родины, Руси написано много произведений. Например, если сравнить стихотворение Есенина с другими, то можно увидеть разное изображение Руси. У Есенина, Родина – это храм где, каждый способен вернуться к духовным истокам. Он невероятно показывает красоту Руси, убогость, доброту людей, веру в Бога. Он ценит русскую деревню. Есенин одушевляет все неживое. Поэт играет с цветами. Русскую землю автор видит чистой, синей. А если говорить о произведении Блока о Родине, то основную роль в восприятии поэтом родины играют преломление впечатления, сопоставления их с его внутренними переживаниями, Россия для него – это многострадальная Родина. В его стихотворении, мы видим, бесконечные дороги, даль, пожар, вьюги, метели, бешенные тройки. Блок видит в России мощь, перед которой не устоять врагам. Лермонтов в своем произведении «Родина» отображает свои чувства. Он показывает красоту русской природы, богатство красок, обыденность, бедность деревенской жизни. Его взор обращен к крестьянской Руси. Лермонтов – создает образ «малой родины», противопоставленный официальной народности. Для него Россия романтически идеализирована в своем историческом прошлом и презираемая в конкретный исторический момент. А, например, для Ахматовой чувство к родине прозаичней. Для нее Родина – это грязь на калошах, она не кажется обетованным раем, не бередит ее сны. Общее для Блока, Есенина и Лермонтова то, что любовь к Родине непременно связана с природой, с образом русской деревни, с чувством простоты и гармонии. Таким образом, мы видим, что существует много произведений на эту тему, но у каждого автора свой замысел. У Есенина это красота родного края, красота деревни, бесконечные поля. Родина у Есенина ассоциируется с огромным храмом, светлым и чистым.
Заключение.
Поэзия Есенина близка и дорога всем народам нашей страны. Стихи его звучат на разных языках, например: грузинском и казахском, молдавском и узбекском.
Так например, восхищение Есениным звучат в словах литовского поэта Юстинаса Марцинкявичюса: «Есенин – чудо поэзии. И как о всяком чуде, о нем трудно говорить. Чудо нужно пережить. И надо в него верить. Чудо есенинской поэзии не только убеждает, но и всегда волнует, как проявление большого человеческого сердца». Наполненная любовь к людям, к человеку, к красоте земной земли, проникнуться душевностью, добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу не только своих соотечественников, но и народов других стран и наций, гуманистическая поэзия Есенина активно живет и действует в наши дни, помогая сохранению и управлению мира во всем мире. Глубоко человечное, свободолюбивое в высшей степени патриотическое поэтическое слово Есенина доходит ныне до сердец миллионов людей во всех уголках нашей планеты, пробуждая в них все лучшие человеческие черты, объединяя их нравственно, духовно, помогая им познать и открывать для себя еще полнее Родину поэта – страну октябрьской революции, первую страну социализма, давшую миру самого «человечного человека». «Человек будущего так же будет читать Есенина, как его читают люди сегодня. Сила и ярость его стиха говорят сами о себе. Его стихи не могут состариться. В их жилах течет вечно молодая кровь вечно живой поэзии». Творчество Есенина, очень противоречивое и неоднородное, порою беспросветно грустное и безысходное, порою бодрое и смеющееся. Мне кажется, что именно в лирике выражено все то, что составляет душу Есенинского творчества. А это до краев наполненные неувядаемой свежестью картины русской природы – «половодье» самых сокровенных человеческих чувств и желаний.
Источники и интернет-ресурсы
В.П. Журавлёв. Учебник литературы 11 класс. Часть 1. — М., 2018
https://fantlab.ru/edition109514
https://s-a-esenin.ru/books/item/f00/s00/z0000004/st005.shtml
https://fantlab.ru/edition109514
https://ru.m.wikipedia.org/
Творческие проекты и работы учащихся
Предложенная автором творческая исследовательская работа по литературе на тему «Родная природа в творчестве С. А. Есенина» будет интересна для учеников 9 класса и 10 класса, поможет пробудить у них интерес к изучению литературы, в частности поэзии «серебряного века».
Подробнее о проекте:
Созданный учащейся проект по литературе на тему «Родная природа в творчестве С. А. Есенина» содержит описание практической деятельности, направленной на исследование поэзии Сергея Александровича Есенина о природе и ее сопоставление с биографическими фактами.
Тема творческой работы, выбранная автором проекта для исследования и проведения внеклассного мероприятия в родной школе, актуальна, так как способствует повышению уровня познавательной деятельности, творческого развития, успешности, активности личности современного школьника.
Оглавление
Введение 1. Сергей Есенин в русской поэзии. 2. Природа в стихах Есенина. 3. Стихи Сергея Есенина о природе. Заключение Список литературы
Введение
Цель проекта:
- Организация исследовательской деятельности творчества Сергея Александровича Есенина.
- Анализ стихов С. А. Есенина о природе.
Задачи:
- Проанализировать стихотворения Сергея Есенина, выделив произведения о природе.
- Проследить закономерность использования поэтом образов природы.
Ожидаемый результат проекта:
- повышение уровня познавательной деятельности, творческого развития, успешности, активности личности.
После завершения проекта я смогу:
- различать стихи С.А.Есенина среди поэтического ряда других авторов;
- анализировать и сравнивать стихотворения С.Есенина о природе, определять в них средства художественной выразительности, личное отношение автора к теме произведения;
- выражать собственное отношение к исследуемым литературным произведениям и творчеству С.А. Есенина;
- реализовать свои творческие способности.
Режим работы: внеурочный.
Время работы над проектом: краткосрочный (2 недели).
Предметом изучения являются стихи С.А.Есенина о природе.
Проблемный вопрос: Как отражается в поэзии С. А. Есенина неповторимость русской природы?
Гипотеза: я предполагаю, что природа красной чертой проходит через всё творчество Сергея Есенина и помогает поэту выразить свои чувства к жизни.
Моя проектно-исследовательская работа включает в себя следующие этапы: Определение темы, постановка целей проекта и разработка его этапов.
Исследовательская деятельность, которая включает в себя следующие вопросы:
- Знакомство с биографией поэта.
- Знакомство с творчеством поэта.
- Подборка и анализ стихов С. А.Есенина о природе.
- Изучение специальной литературы, выход в Интернет.
- Доказать или опровергнуть гипотезу;
- Сочинение собственных стихов о Родине, природе родного края учащимися нашей школы;
Перейти к разделу: 2. Сергей Есенин в русской поэзии
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Тема «Тайна смерти Сергея Есенина»
Тема
«
Тайна смерти Сергея Есенина»
Введение.
Уже почти век не прекращается дискуссия о гибели поэта С.А. Есенина. Сторонники версии об убийстве поэта во главе с родственниками Есенина пытаются восстановить правду о гибели известного русского поэта, пользующегося любовью не одного поколения читателей.
Объектом
исследования в данном проекте являются разнообразные источники, свидетельствующие о смерти Сергея Есенина.
Актуальность
: рассмотрение данной темы помогает лучше изучить историю России, понять причины отдельных исторических явлений.
Целью проекта является:
- Изучить источники, свидетельствующие о смерти Сергея Есенина.
- На основе изученных источников выявить версии смерти Сергея Есенина.
Задачи,
которые поставлены в исследовательской работе:
- Определение и разработка плана исследования.
- Ознакомление с исследуемыми источниками.
- Анализ источников различной направленности.
- Выявление версий смерти Сергея Есенина на основе изученных источников.
В ходе работы над проектом нами выдвинута гипотеза:
«Сергей Есенин – самоубийца или жертва?»
При выполнении исследовательской работы использовали теоретические методы: изучение научной литературы, анализ полученных результатов.
Глава I. Биография.
21 сентября 1895 года, в русском селе Константиново, относящемся к Рязанской волости, в семье небогатого крестьянина, родился златокудрый мальчик Сережа Есенин. Его родители постоянно ссорились, не любя друг друга, и очень быстро разошлись. Маленький Есенин попал на воспитание к строгому деду и, без ума любящей его, бабушке по материнской линии. Озорник и драчун, Сережа стал главарем деревенских мальчишек и за свои шалости часто получал нахлобучку. Каждый вечер, укладывая неугомонного внука, бабушка напевала ему народные мотивы и рассказывала сказки и предания, которые положили начало его поэтическому таланту. Первые стихи-частушки Есенин написал в 9 лет. Сережа окончил земское училище, и, по желанию родственников, должен был продолжать обучение в церковной школе, чтобы стать учителем словесности. Но эта профессия была ему не интересна, поэтому биография Сергея Есенина круто меняется, когда он уезжает с отцом в Москву, чтобы подзаработать. Немного поработав в мясной лавке, Есенин бросает отца, устраивается помощником редактора в типографию, где знакомится с Анной Изрядовой, через год родившей ему сына, и поступает в университет им. А. Шенявского, из которого уходит не доучившись и в это же время, стремясь к полной свободе, бросает семью. В 1914 году начинается творческий путь Сергея Александровича Есенина с опубликования знаменитого стихотворения «Береза» в московском журнале «Мирок». В 1915 году молодой поэт переезжает в Петроград, где знакомится с популярным Александром Блоком и другими, уже известными, поэтами, которые сразу признают незаурядный талант молодого дарования. В 1916 году выходит первый сборник есенинских стихов «Радуница», раскрывающий непосредственный вкус автора, его умение передать природную красоту и любовь к Родине. В этом же году Есенин начинает работать санитаром в поезде императрицы, знакомится с монаршей семьей и активно посещает благотворительные мероприятия. Но, отказавшись написать стихотворение в честь императора, угождает в дисциплинарную часть, где глубже узнает о готовящейся революции. Загораясь идеей «преображения» общества, Есенин поначалу горячо поддерживает грядущие перемены, но скоро понимает, что революция – это обман, голод и разруха. В 1917 году Есенин женится на актрисе Зинаиде Райх и за короткое время обзаводится еще двумя детьми – дочерью Татьяной и сыном Костей, который, впрочем, родился уже после быстрого развода четы Есениных. В 20-е годы 19 века жизнь Есенина С.А. полна разочарования и бесплодных поисков творческого вдохновения. Неустроенность личной жизни и быта приводят поэта к депрессии и пьянству. Он встречает американскую танцовщицу Айседору Дункан, они регистрируют брак и отправляются в путешествие по Европе и Америке. Эйфория от благоустроенной Америки скоро превращается в смертную скуку (это запечатлено в записках про жизнь в Америке «Железный Миргород»), и поэт, вернувшись в Москву, разводится с Дункан. Есенин пускается во все тяжкие и приобретает сомнительную славу скандалиста, хулигана и пьяницы, о чем сам признается в поэтических сборниках «Исповедь хулигана» и «Москва кабацкая». Творчество Есенина Сергея Александровича всегда было пронизано темой любви к Родине: раннее – романтизмом и лирикой, позже – послереволюционным трагизмом. Например, поэма «Страна негодяев» высмеивала жадность новых «хозяев» России. В этот период у Есенина рождается еще один внебрачный сын, Александр, вследствие недолгой любовной интрижки с переводчицей Надеждой Вольпин.
Ранней осенью 1925 года Сергей Есенин взял в жены внучку знаменитого писателя того времени,Льва Николаевича Толстого Софью, но вскоре попал в психиатрическую клинику Москвы, из которой сбежал в Ленинград, где в номере гостиницы «Англетер» 28 декабря 1925 года было найдено повешенное на трубе тело Сергея Есенина и последние, написанные кровью, строки бессмертного стихотворения «До свиданья, друг мой, до свиданья…». Прах Сергея Александровича Есенина захоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Сегодня много спорят о смерти Есенина, выдвигая самые невероятные версии, но, как бы там ни было, лирика златокудрого поэта трогала и трогает каждое русское сердце прошлого, настоящего и грядущего поколений.
Глава II. Художественная особенность творчества.
Сергей Есенин прожил всего тридцать лет, но его творческое наследие содержит большое идейно-художественное богатство. В нем отразились противоречия, искания, сложная психология человека переходного времени. Поэзия Есенина уходит своими корнями в глубокую народную почву. Это со всей очевидностью сказалось и в художественных особенностях его поэзии, тесно связанных с народным поэтическим творчеством. Поэт постоянно обращается к русской природе, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем месте в жизни, о своем прошлом, о настоящем, о будущем. «Скоро мне без листвы холодеть», «Языком залижет непогода прожитой мой путь», — говорил он в час горьких раздумий. Изображение собственных переживаний через картины родной природы приводило к ее очеловечиванию: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком», «Спит черемуха в белой накидке», «Где-то на поляне клен танцует пьяный», «Зеленокосая, в юбчонке белой стоит береза над прудом…» Такой принцип изображения необычайно приближает природу к человеку, заставляет особенно горячо полюбить ее. У русской природы Есенин позаимствовал и многие краски своей поэзии. Он не просто копирует их, каждая краска имеет свой смысл и содержание, в результате чего достигается цветовое отражение чувства. Синий и голубой — эти цвета наиболее часто встречаются в русской природе, это — цвет атмосферы и воды. В поэзии Есенина синий цвет символизирует покой и тишину, душевное равновесие; человека: «Несказанное, синее, нежное…», Тих мой край после бурь, после гроз…». Голубой цвет передает радостное ощущение простора и свободы: «голубое поле», «голубые двери дня», «голубая звезда», «голубая Русь…» «Алый цвет мил на весь свет», — гласит народная поговорка. Этот любимый Есениным цвет всегда обозначает в его поэзии девственную чистоту, незапятнанность, непорочность чувства («Выткался на озере алый цвет зари…»). Розовый цвет символизирует юность и «свежую розовость щек», «помыслы розовых дней…». Незабываем «розовый конь» Есенина. Эти краски-символы весьма характерны для поэта-романтика, который использует цвета не столько в прямом, сколько в условном значении. В цветовом отображении мыслей и чувств кроется одна из причин сильнейшего эмоционального воздействия лирики Есенина.
Глава III. Официальная версия гибели С. Есенина.
Жизнь поэта оборвалась в 30 лет. Он покинул бренный мир на пике своего творчества. По общепринятому мнению причиной трагедии стала депрессия. Она присуща всем творческим личностям, так как эти люди постоянно находятся в поиске смысла своего существования. Им не дано безмятежно почивать на лаврах, а собственные произведения, восхваляемые другими, кажутся неинтересными, бездарными и блеклыми. В данном случае депрессию усугубило одиночество. Личная жизнь у поэта определённо не ладилась. Нужно также отметить, что в последние годы своей жизни Есенин был предрасположен к алкоголю. Он любил хорошо выпить, пошуметь и поскандалить. Такое поведение обратило на себя пристальное внимание со стороны ГПУ. Дурные наклонности Сергея Александровича не устраивали чекистов, так как противоречили образу яркой творческой личности, взлелеянной социалистическим государством рабочих и крестьян. В ноябре наш герой прошёл курс лечения в психоневрологической больнице. Причиной стала расшатанная психика. Тут сказалась неудачная семейная жизнь, злоупотребление вредными привычками и творческий кризис. Врачи сделали всё, что могли, и в первых числах декабря Сергей Александрович распрощался с клиникой. В последней декаде декабря Есенин уехал из Москвы в Ленинград. Поселился он в гостинице «Англетер». Здесь в номере №5 и произошла трагедия. На поэта с удвоенной силой навалились депрессия, одиночество, безысходность. Не выдержав этого груза, он повесился. Такова официальная версия, вполне правдоподобно объясняющая смерть Сергея Есенина. Однако нашлись люди, поставившие под сомнение официальное заключение. И в наши дни существует мнение, что поэта убили чекисты. Его идеологические взгляды стали расходиться с официальными. Это и послужило причиной преступления против талантливой личности. Но на чём основаны подобные подозрения? Ведь год-то не 37, а всего лишь 25. Разница огромная, можно сказать, пропасть. Но давайте внимательно рассмотрим документы, составленные в связи со смертью талантливого русского поэта.
Акт осмотра места происшествия
«Настоящий акт составлен 28 декабря 1925 года участковым Горбовым в присутствии управляющего гостиницей тов. Назарова Василия Михайловича и понятых о найденном трупе повесившегося гражданина в номере гостиницы. Согласно телефонному сообщению управляющего гостиницей, поступившему в отделение милиции, я прибыл на место и обнаружил. следующее: на верёвке, привязанной к трубе центрального отопления, висит мужчина. Лицом он обращён к трубе. Кисть правой руки обхватила трубу. Тело висит под потолком, а от ног до пола более метра. На полу, возле повешенного, лежит опрокинутая тумба. Рядом также лежит канделябр, который раньше, видимо, стоял на ней. При снятии трупа и его осмотре на правой руке выше локтя с внутренней стороны обнаружен порез. На кисти левой руки имеются царапины. Под левым глазом синяк. На тело надеты: серые брюки, белая ночная рубашка, чёрные носки, чёрные туфли. В документах указано, что повесившийся является Есениным Сергеем Александровичем, прибывшим в Москву 24 декабря 1925 года. При нём имеется удостоверение за номером 42-8516 и доверенность на получение 640 рублей».
Глава IV. Догадки гибели.
Достаточно ли объективен данный акт вскрытия? Некоторые независимые исследователи считали, что нет. Поэтому в 1989 году была создана специальная комиссия по расследованию смерти поэта. Председателем комиссии являлся Юрий Львович Прокушев (1920-2004). Это заслуженный деятель науки, литературовед и писатель. По просьбе комиссии бала проведена тщательная экспертиза. Патологоанатомы изучили документы тех лет, ознакомились с архивами КГБ и подвергли анализу посмертные снимки поэта. В результате у специалистов сформировалось мнение, опровергающее заявления независимых исследователей. Так сторонники убийства утверждали, что повеситься на вертикальной трубе отопления невозможно. Даже проводили эксперимент: завязывали на трубе ремень, и он соскальзывал вниз. К тому же, с учётом высоты потолка 4 метра, поэт, рост у которого был около 170 см, просто не смог бы закрепить своё орудие убийства под потолком. Однако в соответствии с экспертизой было установлено, что высота потолка в номере №5 составляла 3,52 метра. Имелась подставка с высотой 1,5 метра. Поэтому поэт, обладавший средним ростом, мог без труда закрепить под самым потолком на гладкой трубе хлопчатобумажную, пеньковую или шёлковую верёвку диаметром 0,8-1 см. При этом верёвка могла выдержать груз более 100 кг. Но существует более весомый аргумент, указывающий на то, что дело нечисто. Это вдавленная борозда на лбу. Она отражена в акте вскрытия. Некоторые независимые эксперты утверждали, что подобную травму можно нанести только тяжёлым тупым предметом. Это породило мнение, что смерть Сергея Есенина являлась насильственной. Увы, данное вдавливание тоже нашло вполне логическое объяснение, исключающее зловещее вмешательство чекистов в жизнь поэта. Глубина борозды 3-5 мм и соответствует глубине кожного покрова. Но откуда могло появиться такое образование? Лицом труп был обращён к трубе. Это указано в акте осмотра. Вдавливание могло возникнуть от контакта с твёрдым предметом цилиндрической формы, то есть трубой. Агонизирующий человек с силой прижался лбом к ней. А вот никаких повреждений лобной кости обнаружено не было. Следовательно, не было ни тупого предмета, ни черепно-мозговой травмы.
Какой же напрашивается вывод?Скорее всего, поэт покончил жизнь самоубийством. На это указывает хотя бы то, что в последние годы свое жизни Сергей Александрович очень часто говорил о смерти. Подсчитали количество подобных упоминаний в произведениях литератора. На последние два года их приходилось 397. Причём в половине стихов поэт говорит о собственной смерти и самоубийстве.
В наши дни официальной считается версия самоубийства. Она подкреплена мнениями очень авторитетных и уважаемых людей. Но каждый разумный человек понимает, что раз не было прямых свидетелей, то утверждать что-то со 100% уверенностью – нельзя. Поэтому можно допустить, что Есенина убили. Однако нужны доказательства, а их нет, и уже не будет. Так что остаётся лишь предполагать и фантазировать, а это у людей очень хорошо получается.
Заключение.
Трагедия в отеле «Англетер» потрясла в своё время ценителей русской поэзии: поэт Сергей Есенин покончил жизнь самоубийством, повесился в номере гостиницы – гласило официальное сообщение. Эта версия вросла в историю литературы. Тем не менее сомнения и споры вокруг смерти поэта, которые возникли буквально на другой день, не утихают до сих пор. Правда же о трагической истории смерти Сергея Есенина очень важна, особенно для русских. Ведь одна ситуация: когда упорно лживо объясняют, что великий русский поэт С. Есенин сломался, разочаровался в жизни, потерял смысл жизни и совершил большой грех – самоубийство. И при этом русским показывают – вот видите, каков ваш гений, «герой», лучший из вас… — дебошир и самоубийца. И совсем по-другому выглядит иная картина: великий поэт Сергей Есенин был не только патриотом, но и идеологическим борцом, он был храбрым отчаянным одиноким борцом — и за это захватчики Российской империи его убили. Он погиб в борьбе за свой горячо любимый народ, за свою Отчизну; он был настоящим героем, силою своего слова и таланта смело сражающимся с врагом. Сегодня, в начале нового века, возникла новая версия: Есенина довели до самоубийства, заставили покончить с собой, шантажируя благополучием детей поэта и не оставляя ему другого выхода (телепередача «Битва экстрасенсов», 2010 г.). Показанный уже несколько раз по телевидению художественный фильм «Есенин» претендует на то, чтобы популяризировать имя великого поэта, раскрыть его образ зрителю, привлечь внимание к есенинской лирике. Со слов артиста С. Безрукова, сыгравшего в фильме главную роль, цель фильма благородная – посмертно избавить Есенина от «позорного клейма висельника». А цель, как известно, оправдывает средства, поэтому авторы фильма, пренебрегая историческими фактами, так все перекрутили, что начинаешь сомневаться в том, что они вообще знакомы с воспоминаниями о поэте и внимательно читали самого Есенина, утверждавшего: «…что касается… автобиографических сведений – они в моих стихах», в том числе: «До свиданья, друг мой, до свиданья…».
Я считаю, что, по какой бы причине ни погиб поэт Есенин, важно
, чтобы его творчество было его продолжением в веках.
Важно
, чтобы, изучая жизнь и творческую деятельность Сергея Есенина в школе, школьники не просто знали, что «был такой поэт – Есенин». Главное, чтобы, читая есенинские произведения, дети наполнялись светом его поэтического таланта, впитывали есенинскую любовь к русской земле, родной природе, понимали внутренний мир, настроения, радости – боли замечательного советского поэта – Сергея Александровича Есенина, так рано ушедшего из земной жизни, но так много оставившего своему читателю.
Важно
осознавать, что «поэт в России больше, чем поэт».
Вопрос о смерти Есенина будоражит общественность до сих пор. По инициативе родственников поэта была создана инициативная группа по установлению обстоятельств гибели С.А. Есенина. Дело, за которое так много лет боролась С.П. Есенина — родная племянница поэта, продолжается.
Список литературы
- Есенин // Литературная энциклопедия: В 11 т. — М., 1929-1939.
- Есенинщина // Литературная энциклопедия В 11 т. — М., 1929-1939.
- Жизнь Есенина / Сост., вступ. ст. и прим. С.П. Кошечкина. – М.: Правда, 1988. – С. 594 – 598.
- Кошечкин С. Смерть Есенина: две версии // Правда. — 1991. — 6 июля. — С. 4.
- ТормышовВ.С.Психическое состояние Есенина на декабрь 1925 г.;https://world.lib.ru/t/tormyshow_w_s/psihicheskoesostojanieeseninanadekabrx1925g.shtm
- ТормышовВ.С.Психическое состояние Есенина на декабрь 1925 г.;https://world.lib.ru/t/tormyshow_w_s/psihicheskoesostojanieeseninanadekabrx1925g.shtm
- Фомин В. К. Сергей Есенин. Обстоятельства гибели. – Воронеж, 2010. — Материал Интернет сайтаWWW.ESENIN.RU.