Существует множество игровых развлечений и конкурсов. Однако ввиду различных ограничений далеко не все из них подходят детям-инвалидам. Особую важность в этом перечне занимают игры, связанные с физической активностью ребят. В этом контексте правильно организованный досуг положительно влияет на социализацию, формирование из ребенка будущего самостоятельного гражданина. Задача не только федеральных, но и местных властей, товариществ собственников многоквартирных домов и прочих уравляющих организаций состоит в том, чтобы в должной мере организовать игровые площадки и комплексы, в том числе подходящие детям с ограниченными возможностями.
Вариации развлечений
Важно понимать: конкурсно-развлекательные программы, разрабатываемые и периодически проводимые центрами социальной помощи и волонтерскими организациями, важны, но это не панацея. В этот промежуток времени дети окружены внимание и заботой, однако основную часть времени ребенок инвалид предоставлен сам себе и родителям/опекунам. Поэтому принципиально важно продумывать такой формат игр, которые могут организовать сами ребята, в том числе без участия взрослых. Это также может быть какое-либо индивидуальное развлечений (к примеру, качели), когда не нужно ждать друга.
Оговоримся о том, что данная статья в основном направлена на описание игр и конкурсов с точки зрения площадок, играющей важную роль в социализации. Настольные и компьютерные игры, а также прочие малоподвижные забавы имеют место быть, при этом все хорошо в меру. Для того, чтобы ребенок не оставался со своей проблемой на едине, не чувствовал свою обреченность и ненужность, необходимо создавать условия для его постоянного взаимодействия со сверстниками при живом общении и допустимых физических активностях.
Игры и конкурсы для детей инвалидов можно классифицировать по нескольким основаниям:
— организатор (взрослые либо сами дети); — число участников (индивидуально или группой); — место проведения (в помещении или на открытом воздухе).
Волонтёры
Анна Пинская: В нашем проекте главное — это волонтёры! Эти люди и создают наши праздники. Именно они приносят детям радость и тепло. Главная идея проекта в том, что каждый может помогать другим. Помощь не обязательно должна измеряться в деньгах. Тот, кто не может участвовать финансово, всегда может помочь чем-то другим: организацией, связями, своими руками, в конце концов.
Кто-то может привезти ребёнка, кто-то — купить подарок, кто-то — подкинуть хорошую идею, а кто-то — познакомить с владельцами ресторана для проведения праздника. Везде работает правило шести рукопожатий. Так получается, что из маленьких дел самых разных людей рождается одно большое.
Мы молодые, активные, всё у нас в жизни хорошо, и мы считаем правильным помогать другим
Мы не фонд, и нас это устраивает: у нас у всех своя работа. Я переводчик и занимаюсь немного кондитерским делом, Оля — директор рекламного и event-агентства. Все мы волонтёры, и нам кажется, что это здорово. Мы молодые, активные, всё у нас в жизни хорошо, и мы считаем правильным помогать другим.
Ольга Флёр: Мы не ведём никакой бухгалтерии, потому что, по сути, не тратим ни на что деньги. Нам бывают нужны какие-то расходные материалы для мастер-классов. Тогда кто-то из волонтёров или мы сами едем в магазин и покупаем это. Если детям нужны подарки, то все желающие волонтёры покупают их. Это же происходит, если возникают какие-то непредвиденные расходы: например, нужен профессиональный аниматор. Тогда кто-то из волонтёров либо выделяет деньги на это, либо находит того, кто готов провести праздник бесплатно. Что касается кулинарных мастер-классов и чаепитий, то тут всё предоставляют рестораны. Получается, что ресурсы у нас сейчас безграничные. Мы можем организовать мероприятие большого масштаба, потому что знаем, что всегда найдём тех, кто поможет.
К нам приходят самые разные люди: и знакомые, и те, кто просто увидел объявление в соцсети. Например, у нас в команде есть девочка из пиар-команды Киры Пластининой, есть парень из Роспотребнадзора, есть девушка-ресторатор, а есть мой брат, который работает в банке. В общем, к нам приходят люди из самых разных областей. Чаще всего помогать приходят, конечно, девочки. Но это потому, что они более впечатлительные.
Ещё у нас в команде есть один парень, который по ночам работает на фейсконтроле «Солянки». Про кого уж точно не подумаешь, что он после смены может взять и поехать на машине забирать ребёнка с ограниченными возможностями из Измайлова. Есть и бизнесмены, и мастер по маникюру, и девочка из журнала Interview.
В целом получается, что чаще всего к нам приходят девушки 25−30 лет, успешные, финансово независимые, социально активные. Многие уже подружились между собой. Некоторые приходят к нам на праздники не только помогать, но и повидаться с друзьями.
Коррекционно-развивающие игры и их аналоги
Суть подвижных детских развлечений для ребят с ограниченными физическими либо интеллектуальными возможностями состоит в оздоровительном значении. Психоэмоциональная нагрузка, связанная с физическими упражнениями, — одно из лучших средств для развития ребенка. Для любого человека, в том числе юного, потребность в движении заложена на генетическом уровне. Поэтому коррекционно-развивающие игры не только в должной мере развивают детей, но и значительно укрепляют их здоровье. Многие вещи ребятам с ограниченными возможностями организма кажутся непреодолимыми и невероятно трудными. Однако во время игры они забываются и с охотой выполняют порой даже трудные задачи. Через грамотно продуманные подвижности корректируются двигательные и иные нарушения, вегетативные системы организма ребенка настраиваются на правильный лад.
Перечень забав может включать различные упражнения: бег, ходьба, лазанье, перетягивание, прыжки. В игровых комплексах могут быть интегрированы качели, карусели, качалки на пружине, горки, канатные конструкции, домики, песочницы, спортивные элементы, уличные тренажеры, скамейки и столики, развивающие панели, элементы ПДД. Сами игровые площадки могут быть оформлены в виде тематических конструкций. Большой популярностью пользуются модели «Школа», «Почта», «Кухня», «Кафе», «Театр», «АЗС», стенки для метания мячиков «Привидения», «Яблоко». Дети придумывают себе игры самостоятельно и каждый день увлечены забавами. Родители и соцслужбы на таких площадках могут проводить конкурсы и различные развлекательные мероприятия.
Как всё устроено
Анна Пинская: В своё время я работала в благотворительном фонде. Там я занималась организацией различных мероприятий для детей с ограниченными возможностями и нарушениями развития. Спустя какое-то время я ушла в кондитерский бизнес. И довольно быстро поняла, что мне очень не хватает в жизни добрых дел. Так родилась идея проводить детские кулинарные праздники в кофейнях «Хлеб насущный». Я договорилась с руководством сети, и почти каждые выходные мы начали собирать детей с ограниченными возможностями в одной из кофеен. Все вместе мы пекли булочки, пирожки и вообще неплохо проводили время. На праздниках обычно присутствовали мои друзья, которые тоже приводили своих друзей. У нас образовался некий волонтёрский проект: каждый на добровольной основе делал то, что умел. Например, учил ребят рисовать или пел с ними песни. На одном из праздников мы через подругу познакомились с Олей: она тоже пришла в качестве волонтёра, рисовала на лицах детей аквагрим и делала с ними фигурки из шариков. Мы нашли общий язык и решили заниматься организацией праздников вместе. Спустя какое-то время мы поняли, что пора расширяться: привлекать больше людей к проекту и проводить мероприятия не только в «Хлебе насущном». Так в сентябре 2013 года родился Handmade Charity.
Самые популярные игры и конкурсы для детей инвалидов
Вновь оговоримся: в данном случае речь идет про подвижные игры, которые можно проводить на игровой площадке. Часть из них требует участия взрослого и нескольких участников, в остальные дети могут играть самостоятельно или даже индивидуально. Конкурсная составляющая предполагает начисление баллов за успешно выполняемые действия.
«Пропавший предмет»
Суть игры в поиске пропавшего предмета, который ранее присутствовал на площадке. Инвентарь состоит из 4-7 различных предметов: кегли, мячи, обручи, игрушки, прочее. Участникам сперва предлагается запомнить их расположение, а затем за отведенные время определить пропавшие. Нашедшему начисляются дополнительные баллы.
«Слови мяч»
Оттачивание координационные навыков и развитие внимания. Расположение участников может быть по кругу либо в хаотичном порядке. Смысл в постепенном аккуратном перебрасывании мяча друг другу. В игре может использоваться особенность площадки (как элементов, усложняющих задачу).
«Паровозик»
В процессе этой игры определяющее значение имеет тип и форма игровой площадки. Если позволяет пространство, а также располагающиеся элементы, используется небольшая гимнастическая палка или иной схожий продолговатый снаряд, за который можно держаться. Смена положения и движения определяются ведущим. Хороший вариант для тренировки и развития моторики.
«Попробуй догони!»
Суть развлечения в догонялках. Данная игра предполагает повышенную активность участников. Поэтому следует выбирать ее в случае подходящих условий, учета состояния ребят и обязательном присутствии взрослых. При существенных ограничениях опорно-двигательного аппарата в игру могут добавляться предметы вроде мячика (для бросков).
«Узнай друга»
На игровой площадке располагаются участники (3-5 детей). Главному участнику предлагается запомнить расположение остальных. Затем ему закрываются глаза, а все прочие меняются местами. Посредством тактильных ощущений, памяти и слухового внимания предлагается найти и узнать своих друзей.
«Ты сможешь!»
Большинство игровых площадок содержат элементы и снаряды для физических активностей. Одному ребенку или нескольким детям, которые редко играют их посещают, предлагается в игровой форме позаниматься и выполнить действия, которые ранее казались недоступными.
«Дотронься до…»
Число игроков любое. Участнику предлагается найти и дотронуться на игровой площадке до определенного элемента или предметами. Развлечение может усложняться цветом, размером, формой и иными свойствами предметов.
«Повтори без ошибки»
Суть игры в повторении участниками движений и действий ведущего. Число играющих может быть любым (в том числе один ребенок). Важно в точности повторять те или иные упражнения и движения. Менее точный и внимательный выбывает.
О родителях
Анна Пинская: Во время каждого мероприятия у нас обязательно проходит чаепитие — его организует ресторан. За чаем обычно собираются родители детей, участвующих в мастер-классах. Они могут перекусить и пообщаться. Чаще всего для них это тоже праздник. Большинство родителей целые сутки проводят со своими детьми, у них нет никакой возможности отдохнуть и пообщаться с новыми людьми. В первую очередь финансовой.
Россия — страна без инвалидов, здесь не принято видеть людей с ограниченными возможностями в общественных местах
Новеньким часто трудно оставить ребёнка хоть на секунду, потом они расслабляются и понимают, что если они посидят в десяти метрах, выпьют чая и поболтают с людьми вокруг, ничего плохого не произойдёт.
Родители сегодня не могут себе позволить с ребёнком пойти в кафе, пускай оно даже недорогое и там есть пандус. Россия — страна без инвалидов, здесь не принято видеть людей с ограниченными возможностями в общественных местах. Иногда мы зовём дружественных психологов, которые готовы бесплатно пообщаться с родителями.
Чем игровая площадка лучше?
Единовременное приобретение и установка соответствующего игрового комплекса выгодна во многих смыслах. В первую очередь это отсутствие привязки к каким-либо программам и организаторам. Для проведения комплексного мероприятия требуется немало участников. Так, в детских центрах по такому случаю приглашаются ведущие, клоуны, аниматоры, музыканты, технический и прочий сопутствующий персонал. В данном же случае создается возможность проведения игр и конкурсов самими детьми, в том числе без участия взрослых. Причем для этого не требуется дополнительных финансовых затрат. Универсальные игровые комплексы отлично подходят для дворов многоквартирных домов, детских и социальных центров. Особая ценность площадок в возможности быстрой смены игровых ситуаций и сценариев.
В век цифровизации, гаджетов и интернета, возможность провести время на воздухе, наслаждаясь ребенку инвалиду игрой на безопасной игровой площадке, дорогого стоит. Наша продукция создана с учетом действующих требований, используются экологичные материалы, предлагается множество разнообразных моделей. Профессиональные консультанты в зависимости от индивидуальных предпочтений подберут подходящую игровую площадку и ответят на все вопросы.
Рестораны-участники
Анна Пинская: Как правило, рестораны мы находим через знакомых. Обычно у кого-то из друзей оказываются выходы на владельцев и управляющих. Часто кафе сами предлагают провести праздник у себя.
За всё время нам отказал только один ресторан. Мы дружим с определёнными кафе и проводим там праздники на постоянной основе. Сейчас это примерно десять ресторанов, в том числе «Латук», Honest, Zupperia, кошерная «Шоколадница» и «Пекарня Мишеля». «Шоколадница» и вовсе предлагает нам устраивать праздники на дни рождения детей, с которыми мы работаем.
ОЛЬГА ФЛЁР: В некоторых заведениях праздники проходят лишь однажды. Как-то раз нас позвал к себе ресторан Buono на последнем этаже гостиницы «Украина». Обычно мы проводим мероприятия в демократичных местах, а тут нас позвали в дорогое заведение. Нам было немного страшно: там же совсем другая публика, как она это всё воспримет, как будут реагировать родители? Однако прошло всё на удивление хорошо, праздник получился чудесным. Оказалось, что у ресторана очень добрая и открытая управляющая, которая выступила инициатором проведения праздника. Чувства дискомфорта не возникало ни у кого: ни у детей, ни у родителей, ни у гостей ресторана. В результате к нашему мероприятию присоединились дети посетителей Buono: все они были приятными ребятами, неизбалованными и понимающими.
Важность подвижных игр для детей с ограниченными возможностями
Игры как таковые очень важны для любого ребенка. Через такой вид деятельности малыш развивается, познает окружающий мир и себя. Это средство не только развлечения, но и отдыха, воспитания, занятия спортом (допустимых упражнений). Разнообразные викторины и прочие мероприятия не должны заменять развлечения, связанные с физической активностью детей инвалидов. Им как никому другому важно постоянно тренировать свой организм и тело, постоянно предлагая ему упражнения на координацию и выносливость. Это могут быть как целые игровые программы/планы, так и отдельные игры. Такого рода активности положительно влияют на ребенка и способствуют его всестороннему развитию. При этом следует учитывать вид и степень нарушений. Это могут быть как физические, так и интеллектуальные особенности. Многие качественные и проработанные игровые площадки, предлагаемая , созданы с учетом возможности их посещения и пользования детьми инвалидами. Это не просто комфортная и безопасная среда для круглогодичных забав, но и место для создания доброжелательной атмосферы среди сверстников. Психофизическая активность таких особенных ребят с учетом положительных эмоций, чувств приводит к невероятным результатам по их интеграции в общество и адаптации ко взрослой жизни.
Подвижные игры должны соответствовать состоянию и возрасту ребенка с ограниченными возможностями. Ассортимент представленных в каталоге нашего сайта игровых комплексов позволяет учесть интеллектуальные, двигательные особенности и личностные интересы конкретных детей. Упражнения должны быть наполнены корректной моторикой, подходящими физическими качествами, мерами усложнений. Так, дети, овладевшие простыми движениями и играми, могут переходить к более усложненным развлечениям.
В перечне развлечений могут быть как игры, проводимые взрослыми (повторение движений, викторины, конкурсы, игры с предметами, интеллектуальные упражнения и забавы, многое иное), так и индивидуальные забавы. Предлагаемые нами игровые площадки и комплексы хороши тем, что никакой обязательной привязки к какой-то конкретной игре не существует. Все зависит от фантазии и желаний детей.
Методическая разработка игровой программы, для детей с ОВЗ
Сценарий
игровой программы
«Книжкины именины»
Дата проведения: 19 марта 2020 г.
Место проведения: Школа – интернат для слепых и слабовидящих детей.
Время: 10.00
Действующие лица:
Клепа
Ириска
Царевна Несмеяна
Звук трубы, выбегают Клепа и Ириска
Клепа
: Эй, ребята! Всем привет! Вы нас ждали или нет?
Ириска:
Ой, как много ребятишек!
Клепа
: Эй, давайте знакомиться! Я — Клепа!
Ириска:
А я — Ириска! Только смотрите не перепутайте: не сосиска, а Ириска.
Клепа
: Ребята. Нам очень необходима ваша помощь. Вы знаете сказку «Царевна Несмеяна?».
Ириска:
Так вот. Кто не знает, напомню. В одной русской народной сказке у царя родилась дочь — царевна. С детства девочка была очень избалованной и капризной. А тут еще царь поругался с Бабой Ягой. Хотел ее с территории царства прогнать. Так она заколдовала царевну, сказала: Царевна будет до тех пор плакать. Пока ее кто-нибудь не развеселит. До сих пор ни кто не смог развеселить царевну. И вот теперь вся надежда на нас с вами.
Клепа
: Вы же нам поможете? Ну тогда у нас все получится.
Плач становится громче. Рыдая. Выходит царевна Несмеяна. Садится на стул. Громко сморкается и всхлипывает.
Ириска:
а вот и она(делает реверанс в сторону царевны) Доброе утро ваше Мокрейшество! Какое у вас настроение?
Царевна:
Плохое (рыдает)
Клепа
: А не угодно ли вам посмотреть, как весело играют дети?
Царевна:
Неугодно. Рыдает
Ириска:
Хоть и заплесневелая, но царевна все-таки. Ребята, давайте покажем, как мы умеем играть. Я вам расскажу, что мы с Клепой видели в зоопарке, а вы если верите, то хором громко говорите: Видели, видели. В зоопарке видели», а если не верите . то «Это просто ерунда»
- За решеткой у ворот, спит огромный бегемот. (Да)
- До чего свиреп и лют хищный зверь — большой верблюд (нет)
- На хвостах висят мартышки. То-то рады ребятишки (да)
- Пони, маленькие пони, до чего красивы кони (да)
- За морями, за долами ходят курицы с рогами? (нет)
- Выше неба и осины полетели вдруг пингвины (нет)
- А вчера — вот это дело! Рюша по небу летела.(нет)
Последний раз «Это просто ерунда», царевна кричит вместе с детьми, ведущие оборачиваются. Царевна начинает громко плакать.
Царевна
Плохая игра, скучная. В такие игры только дети играют, а я уже большая. Мне не интересно.
Клепа
: да с первого раза не получилось. Ни чего. Не расстраивайтесь. Мы сейчас что-нибудь придумаем. Ребята, а что вы любите делать?(
дети отвечают)
Ириска:
Ура, ура, я знаю как нам теперь развеселить царевну. Давайте покажем как мы умеем танцевать. Может быть она захочет танцевать с нами и развеселится.
Танец «Маленьких утят»
В конце танца ведущий начинает звать или тащить за руки царевну. Она поддается сабо, вяло двигается. Когда музыка заканчивается, Несмеяна садится и начинает плакать.
Царевна
Не хочу танцевать, не буду!. Я не умею танцевать, как ребята.( рыдает)
Клепа
: Не плакать надо, ваша Серьезность, а учиться.
Царевна:
А как учиться. Я не умею…
Ириска:
. Мы будем загадывать вам загадки, если скажу правильно- хлопайте, если не правильно-топайте. Договорились? И вы вместе с нами ваше Превосходство.
- Караси в реке живут. (Хлопают.)
- На сосне грибы растут. (Топают.)
- Любит мишка сладкий мед. (Хлопают.)
- В поле едет пароход. (Топают.)
- Дождь прошел — остались лужи. (Хлопают.)
- Заяц с волком крепко дружит. (Топают.)
- Ночь пройдет — настанет день. (Хлопают)
- Маме помогать вам лень. (Топают)
- Праздник дружно проведете. (Хлопают.)
- И домой вы не пойдете. (Топают.)
- Нет рассеянных средь вас. (Хлопают.)
- Все внимательны у нас. (Хлопают.)
Клепа
: Молодцы.
Царевна
: Не нравится мне ваша игра. Не царское это дело.
Клепа
: Не нравится эта — мы другую знаем.
Игра. «Отгадай предмет из какой сказки»
Царевна:
Молодцы! Со всеми заданиями справились. А с моими справитесь?
Ириска:
. Конечно справимся.
Клепа
: Ребята. Мы же справимся, правда??
Царевна:
Ребята. А вы любите читать?……. Сказочных героев знаете?… А вот я сейчас и проверю…
Загадки
1) Лечит маленьких детей, Лечит птичек и зверей, Сквозь очки свои глядит Добрый доктор … (Айболит)
2) Что за странный человечек деревянный На земле и под водой Ищет ключик золотой? Всюду нос суёт свой длинный. Кто же это?. (Буратино)
3) Возле леса, на опушке, Трое их живёт в избушке. Там три стула и три кружки. Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три медведя) 4) Бабушка девочку очень любила. Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забыла своё. А ну, подскажите имя её. (Красная Шапочка) 5) Он гулял по лесу смело, Но лиса героя съела, На прощанье спел, бедняжка, Его звали … (колобок) 6) В Простоквашино он жил, И с Матроскиным дружил, Простоват он был немножко, Звали пёсика … (Шарик) 7) Бедных кукол бьёт и мучит, Ищет он волшебный ключик, У него ужасный вид, Это доктор … (Карабас) Он большой шалун и комик, У него на крыше домик, Хвастунишка и зазнайка, А зовут его … (Карлсон)
Ириска:
Ваше Мокрейшество,ну что как ваше настроение? Вам понравилось с нами играть?
Царевна
: Понравилось. Мне просто сидеть здесь надоело!
Клепа
: Урра, ура. Получилось. Идите скорее к нам, ваше высочество. Поиграем в игру с нами .
Игра «« если нравится тебе, то делай так»!
Царевна:
Спасибо ребята, что вы меня развеселили, честное слово — я раньше не умела смеяться, а теперь у меня даже платье высохло. И в знак благодарности я бы хотела вам вручит небольшие подарочки.
О детях и благотворительности
Ольга Флёр: Одна из наших задач — интеграция детей с ограниченными возможностями в среду обычных ребят. Именно поэтому мы всегда зовём на праздники своих друзей с детьми. Поверьте, дети не видят никакой разницы, они одинаково дружат со всеми.
Мы всегда просим владельцев ресторана не закрывать его на время наших мероприятий. Часто получается так, что время праздника к нам подключаются дети обычных посетителей. Мы только за. Многие родители за это нас благодарят: после праздника ребёнок часто обращается с расспросами, почему ребята, с которыми он играл, другие.
АННА ПИНСКАЯ: Именно поэтому мы решили проводить праздники не во дворцах культуры, а в ресторанах — в социальной среде, где всегда много людей. Нам важно, чтобы окружающие избавились от предрассудков об инвалидах. Нам хочется показать, что находиться рядом с детьми с ограниченными возможностями не страшно, а, наоборот, приятно, потому что они невероятно благодарные, открытые и добрые.
Мы хотим развеять миф, что помогать другим — это страшно и очень сложно
Ольга Флёр: Большинство людей привыкли к тому, что благотворительность — это отвезти вещи в детский дом, положить денежку в коробку или навестить детей в онкоцентре. У нас же другое восприятие: хочешь позавтракать в выходной день в приятном кафе — приходи пораньше и сможешь помочь детям. Мы хотим развеять миф, что помогать другим — это страшно и очень сложно. Те несколько часов, которые можно потратить на ребёнка с ограниченными возможностями, для большинства из нас ничего не значат. Зато для детей это очень важно и приятно.
Когда я впервые шла на праздник к Ане, то очень волновалась: не знала, как отреагирую на таких детей. Но мои страхи быстро развеялись: я поняла, что эти дети — самые беззаботные и чистые из всех, кого я встречала.