Конспект открытого занятие по декоративно-прикладному искусству. Художественные промыслы России
Занятие по декоративно-прикладному искусству. Расписная сказка, знакомство с художественными промыслами России
педагога дополнительного образования МОУ ДОД ДЮЦ Чвановой Екатерины Алексеевны
Тема: «Расписная сказка»
Описание работы: Занятие предназначено для детей дошкольного, младшего школьного возраста. Материал будет полезен воспитателям, учителям начальной школы и педагогам дополнительного образования. Занятие в увлекательной форме (сказке) позволит рассказать о 3 народных художественных промыслах: Полхов-Майдан, Городец и Хохлома. Цель: Познакомить детей с тремя видами росписи. Задачи: Обучающая
: Активизировать и заинтересовать детей, добиться включения всех в работу
Воспитывающая:
Мотивация интереса детей к национальной культуре средствами декоративно-прикладного искусства. Воспитание трудолюбия.
Развивающая
: Развитие познавательных интересов, творческой активности и способности применения полученных знаний на практике.
Тип занятия:
комбинированный.
Вид занятия:
теоретической и практической работы.
Метод:
информационно-рецептивный, репродуктивный. Оборудование и материалы: гуашь, кисти, баночки для воды, бумага, клеенки на стол, салфетки, шаблоны и элементы для декорирования, маркеры.
Наглядные пособия:
таблицы с изделиями, изделия. Ход занятия:
1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Сегодня я расскажу вам об одном из видов народного творчества — росписи, вы узнаете какие виды росписи наиболее распространены и мы попробуем создать с вами узор по мотивам хохломской росписи. 2.Изучение нового материала. Я приглашаю вас в сказку. В сказку необычную, созданную не с помощью слов, а искусно украшенную руками мастеров, кистью и красками- расписную сказку. С каких слов начинаются сказки, ребята? (ответы детей)
В некотором царстве, в некотором государстве жили – были мастера. И создавали они расписные чудеса – предметы декоративно-прикладного искусства. Ребята, знакомо ли вам такое искусство? Сейчас я вам объясню, и вы поймёте, что конечно же знакомо. Посмотрите, мы живём в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Среди этого многообразия есть такие предметы, которые искусно украсил художник, они нарядны и по-своему неповторимы.
Эти художественные предметы относятся к декоративно-прикладному искусству. Художники, словно волшебники преображают и украшают наш мир или другими словами декорируют предметы. Слово «декор» означает «украшать, придавать красивый вид». К предметам ДПИ относятся изделия с росписью. Роспись возникла давным –давно, когда большинство предметов люди делали и украшали своими руками. Узоры для украшения брали из окружающего мира. Каждый узор имел своё значение. У меня есть сундучок! Хотите узнать что там? Он открывается только при помощи волшебных слов. В любой сказке совершаются чудеса с помощью заклинаний. Какие волшебные слова вы знаете ребята?(ответы детей) А тут… красивые предметы. Вы не забыли что мы в сказочном государстве? (дети говорят волшебные слова, открывается сундук). Шли мы, шли и вот пришли к первому мастеру, которого зовут Полхов-Майдан. Постарался наш мастер, расписывая этот предмет. Наверное у него был какой-нибудь секрет, как вы думаете? Да, ребята, секрет действительно есть.
Мастер взял полевые цветы с капельками утренней росы, кружевные листочки, добавил туда солнечный лучик. И, чудо свершилось! Цветы получились яркие, словно бабочки на поляне. Цвета красок здесь самые разнообразные. Ребята, назовите цвета, которые вы видите на изделии? (ответы детей) Молодцы! вот такая замечательная роспись – Полхов-Майдан. Идем дальше?! И вновь перед нами волшебный сундучок! Кто помнит волшебные слова? (ответы детей. Открывается сундучок). А здесь, работа следующего мастера. Мастер этот – Городец! Секрет этого мастера – в волшебной кисточке, которая оживляет животных, птиц, рисует дивные цветы, которые называют розаны и купавки. Они в виде круга и украшены дугами и капельками весеннего дождя.
И получилась роспись – Городец. Идём дальше?! И перед нами снова волшебный сундучок. (ответы детей. Открывается сундучок) Это работа третьего мастера. Этот мастер ни на кого не похож, у него свои секреты.
Мастера зовут Хохлома. Он посуду деревянную вырезает. Как-то раз варил он себе пшеничную кашу и птицам насыпал. Прилетела к его порогу Жар-птица. Он и ее угостил. Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей, и каша и чашка стала золотой. Секрет хохломского мастера – сказочное перо жар-птицы, гроздь спелых ягод и, уголек из печки. Задержимся у него в гостях… Узоры и формы для изделий мастера берут у природы. Выточенные из дерева предметы, проходят ряд удивительных превращений, чтобы стать такими, как мы их видим сейчас.
Вот какой необычный ковш с маленькими черпачками. Называют его братина. Это слово пришло к нам из древнерусского языка и звучит на первый взгляд немного необычно. Этот ковш был украшением праздничного стола. Братина может быть в виде разных птиц. И лебедушка, диковинная птица и даже просто чаша, только с черпачкам.
Вот какой красивый ковш.
А что нужно сделать, чтобы он превратился в братину? Правильно, добавить ковшики (черпачки).
А почему их так называют ласково, черпачки как вы думаете? Правильно потому, что они маленькие. Попробуем превратить ковш в братину, украсим черпачки. 3. Практическая часть: Задача: выполнить криуль кистью на листе; декорировать ковшик элементами хохломской росписи. Ребята, у вас на столе лежат цветные конверты. Давайте посмотрим, что в них. Лист с завитком, красные черпачки и узоры для украшения ( ягодка и листок для ягодки). Сейчас вам нужен лист с завитком и кисточка. Техника безопасности. Ребята, а вы знаете, как работать с красками. Я вам открою маленький секрет настоящих мастеров. При работе с красками ребята, нужно быть аккуратными, чтобы не испачкать себя, одежду и работу. Обратите внимание, что кисточка – это предмет острый. Кистью нельзя размахивать во время работы, нельзя поворачиваться к друг другу. Выберете цвет, который вам нравится. Мы будем рисовать завитки – криули. Открываем баночки с гуашью, окунаем кисточку в стаканчик. И берем краску, немного на кончик, лишнюю убираем об край баночки с краской. Волшебная кисточка готова к работе. Посмотрите, как правильно держать кисть. Смело обведите линию на листе… (работа детей) Молодцы, ребята. Моем кисти и убираем их, закрываем краску. Как называется завиток, который вы сейчас обвели называется криуль. Такое необычное название получила ведущая линия или стебелек, на котором в росписи всё «растет». Работа кистью – сложный процесс, и вы в этом сейчас убедились. (Работа с шаблоном, заготовкой, красками…) Часть того что рисуют художники кистью, мы с вам и выполним маркером. Листочки с криулями убираем в сторону и берем черпачки. У вас готовые листочки и ягодки. Их необходимо прикрепить к криулю. Давайте его нарисуем. (Показ на доске маркером). Получается? (проверить работу детей). Теперь прикрепим листок, клубничку и подведем к ним линии… Для завершения работы мастера приписывают разные травинки кистью. Давайте и мы с вами нарисуем завитки.
(Работа детей. Музыка народная.) 4. Подведение итогов. Сегодня вы стали немного мастерами хохломского промысла. Давайте посмотрим, какие замечательные работы у вас получились. (Выставка детских работ на доске, работы с магнитом). Ребята, вспомним что вы сегодня узнали. Что такое декор? Декоративно-прикладное искусство? Как называется такой ковш? (показ братины) Что такое криуль? Молодцы! А теперь давайте вспомним с какими росписями вы сегодня познакомились. Золотом и алым цветом Эта чаша расцвела. Солнцем, ягодами, летом Вдруг наполнена она! Угадайте, что за чудо? Это чудо — … Хохлома По розанам и купавам Скачет конь вороной И серебряною сбруей Он звенит над землей. Вот так удаль молодецкая! Эта роспись… городецкая Могу я стать звездой экрана. Украшен мой наряд цветами С сияющими лепестками И ягодами разными, Спелыми и красными. Матрешка, из Майдана. Мы побывали в гостях у сказки, у нее есть одна удивительная особенность – эта сказка без конца. Потому что мастера не перевелись, и по-прежнему они создают свои яркие солнечные изделия, радующие нас. Понравилась ли вам сегодняшняя сказка ребята?
Рекомендуем посмотреть:
Бинарный урок в начальной школе, 3 класс Конспект занятия по рисованию Хохлома Конспект урока ИЗО. Хохломская роспись Аппликация «Хохлома» для детей 5-7 лет. Мастер-класс с пошаговыми фото
Похожие статьи:
Дидактические игры по ИЗО в начальной школе
Конспект урока по ДПИ «Бабочки»
- 21 февраля 2014
Конкурс «Моя педагогическая инициатива — 2013»
Номинация «Учебно-воспитательный процесс в начальной школе»
Конспект урока по ДПИ (1 год обучения) по теме «Бабочки».
Цели и задачи урока:
- научить детей вырезать из картона по форме капельки;
- научить составлять образ бабочки из вырезанных деталей;
- развивать умение работы с пластилином, умение украшать крылья бабочки;
- развивать эстетический вкус, воображение, мелкую моторику рук;
- закрепить знания по технике безопасности при работе с ножницами;
- познакомить учащихся с разнообразием видов бабочек;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы: разноцветный картон, карандаш, ножницы, разноцветный пластилин, мультимедийный проектор и компьютер для демонстрации презентации, музыкальный ряд: Мелодия «Вальс бабочек» из кинофильма «Адмирал».
Ход урока
1. Организационный момент.
Звучит мелодия: «Вальс бабочек».
Учитель
: Все, наверное, любят лето. (слайд 2) Летом очень тепло, ярко светит солнце, на полянах растут множество разнообразных цветов. Но лето хорошо еще и тем, что можно увидеть разных насекомых, особенно… знаете кого? А чтобы понять, отгадайте загадку:
Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотела — Она вспорхнула и улетела (бабочка).
2. Сообщение темы и задач урока
Учитель
: Сегодня мы прогуляемся по цветочной поляне. Здесь живут много разных бабочек. Давайте представим себе эту поляну.
Тут живет бабочка «Тигровый парусник» (слайд 3). Вот и «Павлиний глаз», четыре ярких пятна на его крыльях — защитная окраска для отпугивания врагов (слайд №4). Тут и «Голубянка Икар» часто встречается на лугу (слайд №5). А у бабочки «Монарх» — великолепный парадный наряд (слайд №6).
2.1. Беседа по теме урока.
Учитель
: Большинство бабочек питаются цветочным нектаром. Своими красивыми крыльями они привлекают других бабочек, и отпугивает хищных насекомых и птиц. Удивительны превращения происходят с ними. Сначала это гусеницы, а потом гусеница превращается в куколку, а из куколки в бабочку (слайд № 7).
Физкультминутка:
Спал цветок (присесть, спрятав голову в колени, и обхватив колени руками) И вдруг проснулся (поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела) Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся Взвился вверх и полетел (выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад — «вырастают крылья») Солнце утром лишь проснется – Бабочка кружит и вьется («летать», имитируя движения бабочки).
4. Практическая часть.
4.1. План работы:
- Выбор цвета картона для основы.
- Скатывание пластилина в жгутик для туловища бабочки и прикрепление на основу.
- Выбор цвета картона для крыльев бабочки. Выполнение очертания крыла бабочки карандашом.
- Вырезание крыльев ножницами.
- Выполнение украшения крыльев бабочки, используя пластилин.
- Компоновка деталей в единый образ. В подготовленный жгутик пластилина закрепление крыльев.
Учитель
: Давайте вспомним правила работы с ножницами:
- Ножницы кладите кольцами к себе.
- Не оставляете ножницы раскрытыми.
- Не машите ножницами, не подносите к лицу.
- Используйте ножницы только для вырезания.
Учитель
: Сегодня мы сделаем бабочки, используя картон и пластилин. Туловище бабочки будет из пластилина, а крылья – из картона. Крылья бабочки похожи на форму большой капельки. Украшение крыльев будут кружочки, жгутики из пластилина.
4.2. Самостоятельная работа учащихся с подсказками учителя.
5. Итог урока.
Учитель
: Какие красивые бабочки у вас сегодня получились! Вы все сегодня хорошо потрудились. Молодцы.
Все препятствия прошли И на полянку мы пришли. Долгим оказался путь, Нужно всем нам отдохнуть!
Каждый ребенок берет «бабочку».
Учитель
: Вот и бабочки летают, в воздухе легко порхают. Вы, на них подуйте, Бабочки, танцуйте!
6. Уборка рабочих мест.
Презентация к уроку
Автор: Тукубекова Венера Мансуровна, учитель художественных дисциплин, стаж работы 3 года, КГКП «Школа искусств №2», г. Караганда, Казахстан.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Подготовила Филимонова О.Е. Воспитатель МБДОУ «Детский сад №8 «Теремок»
Перед учреждениями системы дошкольного образования сегодня, как никогда, остро встаёт важная задача развития творческого потенциала детей с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей. Творчество – постоянный спутник детства. Занятие декоративно – прикладным творчеством является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности детей дошкольного возраста. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» — утверждал В. А. Сухомлинский. Занимаясь творчеством, ребенок развивает себя как физически, так и умственно. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью.
Одним из нетрадиционных видов декоративно-прикладного творчества является фредпоинд.
Фредпоинд – живопись шерстью. Авторская техника Любови Борисовны Хитьковой, от англ. «thread» пряжа и «point» точка. Данная технология ещё не так широко распространена поэтому наиболее интересна. Это особый способ создания художественного полотна без использования кистей, красок и воды. Все, что нужно, это фантазия и креативность. Работы похожи на акварельные, но при этом не потрескаются от морозов, им не будет страшна жара, и они не побледнеют от яркого солнца, если будут висеть на освещенной солнцем стене. Словом, такие картины долго будут радовать глаз». Картины получаются теплыми и в прямом и в переносном смысле.
Создание картин из шерсти невозможен без эмоционально-чувственного аспекта, овладение технологией развивает мелкую моторику рук, чувство формы и цвета, фантазию, усидчивость, что так необходимо воспитывать у детей при подготовке их к обучению в школе. Шерсть – очень теплый, мягкий материал и общение с шерстью способствует укреплению нервной системы, доставляет массу удовольствия детям. Также рисование шерстью – это прекрасная цвет терапия, так как в процессе работы используются преимущественно только яркие цвета, которые так любят дети. Не вызывает сомнений, что именно развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста поможет «превратить» каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе, а фредпоинд может стать одним из наиболее эффективных средств на современном этапе.
Техника «валяние» довольно сложна для детей. Но, тем не менее, при умелом руководстве со стороны педагога дошкольники свободно овладевают этой увлекательной техникой. Большой опыт работы в дошкольных учреждениях позволил подобрать несложные, адаптированные методы и приемы, благодаря которым процесс обучения валянию стал доступен детям старшего дошкольного возраста.
Предлагаю в преддверии великого праздника – 75-и летия Дня Победы сделать с детьми в этой технике подарки для Ветеранов.
Тема занятия: «Цветы Победы»
Группа, возраст воспитанников: обще — развивающей направленности с 6 до 7 лет, старший дошкольный возраст.
Подготовила: воспитатель Филимонова Олеся Евгеньевна.
Тип занятия: интегрированное.
Образовательная область: художественно – эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое, физическое развитие.
Раздел: развитие продуктивной деятельности и детского творчества.
Цель: воспитание у детей нравственно-патриотических чувств.
Программные задачи:
Образовательные:
- Дать представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы.
- Инициировать самостоятельность детей при создании выразительного образа
Развивающие:
- Побуждать принимать активное участие в беседе, развивать диалогическую речь, развивать выразительность речи, отвечать на вопросы.
- Выполнять действия по тексту.
- Развивать интерес к участию в создании работы.
Воспитательные:
- Помочь детям понять о значение этого праздника – Дня Победы, отчетливо произносить слова. • Воспитывать чувство уважения к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них.
- Воспитывать патриотические чувства, стремление быть похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину.
- Воспитывать дружелюбие. Предварительная работа воспитателя: подборка иллюстраций, фотографий, документов, предметов военных лет, оформление уголка.
Предварительная работа с детьми:
- Беседы с детьми о Великой Отечественной войне с использованием иллюстративного материала.
- Просмотр презентаций: «День Победы!», «Дети войны»
- Чтение художественных произведений (рассказы, стихотворения): М. Исаковский «Навек запомни!», С. Баруздин «Шел по улице солдат», С.Михалков «День победы», Л. Касиль «Памятник Советскому солдату».
- Разучивание военных песен и стихотворений.
- Прослушивание военных песен.
Формы организации деятельности воспитанников с учетом интеграции образовательных областей: фронтальная, индивидуальная.
Используемые методы, приемы и технологии: словесный метод (беседа, наблюдение), наглядный метод (иллюстрации, показ воспитателя), игровой метод (физ. минутка), практическая работа.
Виды детской деятельности: игровая (аудиозапись), продуктивная (аппликация), социально — коммуникативная (беседа), двигательная (физ. минутка), ИЗО деятельность. Словарная работа (закрепление терминов): война, подвиг, победа, героизм, защитник, ветеран.
Материал и оборудование: презентации, фотографии ветеранов на параде, иллюстраций и фотографий военных лет, аудиозаписи музыки «День Победы», цветная шерсть, рамки со стеклом, ножницы, клей карандаш, бумажное полотенце многоразового использования, бумажные цветные Георгиевские ленты длинной 10 и шириной 3 см., бумажные цветные эмблемы 75-летия победы.
Раздаточный материал: цветная шерсть, рамки со стеклом, ножницы, клей карандаш, бумажное полотенце многоразового использования, бумажные цветные Георгиевские ленты длинной 10 и шириной 3 см., бумажные цветные эмблемы 75-летия победы.
Дидактические средства (демонстрационный материал): иллюстрации картин, фотографии, образец готовой работы.
Оборудование: ИКТ
Ожидаемый результат:
- Воспитать у детей нравственно-патриотические чувства.
- Обогатить знания о великом празднике — Дне Победы.
- Сделать картины из шерсти своими руками.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
I часть. Вводная часть
Организационный момент Дети входят в группу под музыку «День Победы». Занимают свои места.
II часть. Мотивация детей в деятельности.
Воспитатель: Показ картины с салютом. Ребята, кто из вас знает, почему каждый год 9 мая вечером на улицах городов рассыпаются звезды салюта?
Ответы детей: Потому что 9 мая День Победы.
Воспитатель: К этому празднику готовится вся наша страна. А в новом 2020 году будет юбилейная дата 75 лет Победе. День Победы, это Победа в Великой Отечественной войне. В этой войне погибло много солдат и мирных жителей. Но многие вернулись домой с войны героями. Сейчас еще живы те, кто воевал в той страшной войне. Их называют Ветеранами Великой Отечественной войны. (Показать иллюстрацию с изображением ветеранов на параде)
Воспитатель: В день Победы ветераны надевают ордена, военные награды и отправляются на парад, чтобы встретится со своими фронтовыми друзьями и вспомнить, как они воевали.
Воспитатель: Ребята, у вас есть прадедушки и прабабушки, которые воевали?
Воспитатель: В честь Великой Победы в нашей стране поставлено много памятников. В нашем городе Рассказово тоже есть памятники люди приносят цветы с благодарностью, чтобы почтить память погибших.
III часть Основная
Воспитатель: Если вы 9 мая увидите человека с орденами, то подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «спасибо» за то, что он защитил нашу Родину от врагов. А еще в праздник принято преподносить ветеранам цветы и делать подарки.
Воспитатель: А какой подарок мы можем преподнести ветеранам (дети предлагают варианты подарков).
Воспитатель: Предлагает детям образец картины с цветами сирени, с букетами которой встречали победителей в 1945 году (показать детям фото встречи фронтовиков, которых родные и близкие встречают на вокзале). Рассмотреть образец работы – цвет фона, цвет цветов, размещение цветов на работе, размещение Георгиевской ленты и эмблемы. Напоминает правила безопасности при работе с ножницами.
Самостоятельная работа детей под руководством воспитателя. Воспитатель осуществляет показ этапов работы, контролирует результаты и помогает по необходимости.
Воспитатель предварительно разбирает рамки, детям на столы в целях безопасности кладутся только подрамники, стекло кладётся на готовую работу только под контролем воспитателя (можно использовать оргстекло или обработанное по краям стекло).
На рабочих столах для каждого ребёнка приготовлены: подрамник; бумажное полотенце многоразового использования размером с подрамник; клей карандаш; шерсть жёлтого, зелёного, сиреневого и фиолетовых цветов; ножницы; бумажные Георгиевская лента длинной 10см. и эмблема 75-летия Победы.
Воспитатель. Ребята давайте начнём, возьмём клей карандаш и нанесём его на подрамник по краям и по диагонали. Затем аккуратно возьмите полотенце и поместим его на подрамник совмещая уголки (углы подрамника должны совпадать с углами полотенца), и прижмём руками.
Затем возьмём шерсть жёлтого цвета и аккуратно вытягиваем из неё прядки, укладываем их на полотенце, закрывая всю площадь. Получается жёлтый фон. Обязательно прижимаем руками. Фон готов, теперь приступаем к сирени. Берём шерсть зелёного цвета и отсоединяем тонкие длинные пряди, нам нужно три стебля. Укладываем их на фон из нижнего левого угла распределяем их красиво: одна повыше, другая пониже, третью между ними.
Стебли готовы, теперь сделаем листочки, из этой же пряжи вытягиваем две широкие пряди, скручивает из на концах – получились листочки, укладываем рядом со стеблями ближе к тому месту где наши стебли соединены. Прижимаем всё руками. Теперь приступаем к цветочкам, берём шерсть сиреневого и фиолетовых цветов, вытягиваем из них маленькие пряди соединяем их вместе и катаем шарики, укладываем их на стебли рядом формируя пышные соцветия сирени. Прижимаем руками.
Ну вот наши букеты сирени готовы осталось украсить наши картины Георгиевской лентой и эмблемой. Возьмите ленту и разместите её в верхнем правом углу картины, сверху на неё положите эмблему.
Далее воспитатель помогает детям положить стекло на готовые работы и аккуратно обрезать торчащие кончики шерсти (обрезки шерсти не выкидываются, а собираются в коробочку для использования в других работах). Картины так же с помощью воспитателя помещаются в рамки.
Воспитатель предлагает детям отдохнуть, выполнить физкультминутку.
Физкультминутка: «Победа!»
Мы празднуем Победу! Шагают на месте.
Салют! Салют! Салют! Руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем
Кругом цветы весенние Руки на пояс, повороты туловища,
Цветут, цветут, цветут! Руки развести в стороны.
Все люди пляшут, празднуют, Приседания с выставлением ног вперёд.
Поют, поют, поют!
Пусть в мире страны разные Вдох, круговое движение руками, изображая
Живут, живут, живут! земной шар.
IV часть. Заключительная
Итог занятия. Воспитатель: Посмотрите, какие замечательные подарки у нас получились. Попросите родителей отвести вас на парад посвященный дню Победы. Возьмите картины отнесите их к памятнику Воинам Великой Отечественной войны, подарите ветеранам.
Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии?
Воспитатель: О чем мы сегодня беседовали на занятии?
Воспитатель: Когда празднуют День победы?
Воспитатель: Куда возлагают цветы дети и взрослые 9 мая?
Воспитатель: Что мы сегодня делали?
Воспитатель: Для кого мы делали подарки?
Следующая > |