Людям нужны герои, точнее, не столько они сами, сколько легенды о них. Ведь когда жизнь реального человека обрастает мифами, его так легко любить и восхищаться им. А еще лучше – ставить в пример. Такие люди не по-человечески идеальные – они честны и бескорыстны, а умирают не по глупости в пьяной драке, а только совершая великий подвиг, во имя всеобщего блага. И хотя все это сказки, они помогают верящим в них становиться лучше и работать над собой в надежде достичь уровня своего героя. Давайте узнаем об одной из разновидностей подобных идеалов – о богатырях и витязях русской земли. Ведь хотя за минувшие века вряд ли можно установить правду об их жизни, но это были великие люди, раз память о них сохранилась и по сей день.
Кто такие богатыри, и откуда произошло это слово?
Данным существительным испокон веков именовали воинов, обладающих сверхчеловеческими способностями, как правило, физической силой и выносливостью. Чаще всего эти доблестные витязи были героями народных средневековых славянских былин и сказаний. Основное занятие богатырей земли русской было защищать ее от недругов, а также меряться силой и демонстрировать удаль, совершая подвиги.
Большинство лингвистов сходятся на тюркском происхождении термина «богатырь» («смелый», «герой-храбрец»). Вероятно, особо отличившихся воинов стали так именовать с началом набегов на земли Руси степных кочевых. А у них слово Bahādor означало наследственный титул, который доставался особо отличившимся бойцам, аналог европейского рыцарского титула. В таком значении впервые это существительное было упомянуто в китайской летописи VIII в.
О монгольских рыцарях-богатырях есть упоминания и в итальянских хрониках XIII в., а также в знаменитом славянском документе XIII-XIV вв. – Ипатьевской летописи.
Неизвестно, когда именно и почему чужеземным словом стали называть славянских витязей, которые как раз и специализировались на защите от степных «богатырей». Но уже в летописях XV- XVI вв. данный термин используется именно в значении славянский герой-защитник.
Есть мнение, что, сталкиваясь с доблестными русичами, монголы называли их рыцарями, то есть «богатырями». Это название понравилось славянам из-за схожести со словом «Бог», и они сами стали именовать так собственных героев, как бы намекая на богоподобность. Тем более, что некоторых богатырей земли русской отождествляли с древними божествами, например Святогора. И хотя на период возникновения этого понятия Русь уже была крещена, сам процесс полноценной христианизации занял несколько веков, и православие прижилось только потому, что впитало в себя добрую половину языческих ритуалов и верований.
Вопрос о культурной принадлежности былинных витязей
Практически все легенды, сказания и былины о богатырях земли русской касаются периода Киевской Руси, а именно времен Владимира Великого. Из-за этого не утихают споры о национальной принадлежности витязей. Ведь на них претендуют одновременно белорусы, россияне и украинцы.
Чтобы понять, почему так вышло, стоит вспомнить, где же располагалось Древнерусское государство. При князе Владимире к нему относились земли современной Украины (кроме ее степной части), Белоруссии и по небольшому кусочку Польши и РФ. Обратите внимание, согласно летописям, во времена Киевской Руси земли Новгорода, Смоленска, Владимира, Рязани, Ростова и Галича не считались русскими.
Распространение христианства плотно переплелось с понятием «Русь». К XIV в. в летописях русскими стали именовать именно земли, где было распространено православие. И все вышеперечисленные города также стали именоваться таковыми. Об этом свидетельствует летописный документ «Список русских городов дальних и ближних», в котором перечислены и эти великие славянские торговые города, помимо них, там есть болгарские и литовские. Именно это, по мнению историков, указывает на то, что понятие «русский» являлось синонимом «православный» в представлении людей того времени.
Таким способом это название распространилось на обитателей других славянских территорий, которые изначально не считались таковыми. А после окончательного распада Киевской Руси именно Новгород, Смоленск, Владимир, Рязань и Ростов смогли усилить влияние в данном регионе и взяли на себя ответственность за его охрану от степняков. Они стали тем ядром, на основе которого в будущем возникло и окрепло Московское княжество, превратившееся спустя годы в Россию. А коренные ее жители, по традиции, и стали именовать себя русскими. Это название закрепилось за ними по сей день.
В пользу этой версии свидетельствует то, что основным занятием классических богатырей земли русской, согласно былин и легенд, была не просто оборона границ от монголов и прочих степняков, но и защита веры христианской. Эта их особенность не раз подчеркивается в сказаниях.
Поэтому, когда говорится о богатырях земли русской периода существования Киевского государства, то украинцы и белорусы имеют полное право причислять их к собственной культуре. Ведь в те века именно эти народы оставляли Русь.
С другой стороны, популяризация большинства былинных героев произошла в более позднюю эпоху именно стараниями обитателей будущей России, которые не только воспели подвиги легендарных витязей Руси, но и прибавили к их пантеону многих собственных. Так что и ее народ обладает правами на славянских защитников от степняков. Более того, именно эта литература подарила миру многочисленные прекрасные стихи о богатырях земли русской.
Споры о культурной принадлежности легендарных витязей между тремя народами вряд ли когда-либо прекратятся. Но некоторую пользу они приносят. Дело в том, у белорусов, россиян и украинцев собственный взгляд на трактовку биографии и самого образа богатыря. Защитники земли русской в эпосе каждой этой нации наделяются особыми чертами, характерными именно для ее менталитета. Это дает много интересного материала для исследований историкам и лингвистам. И кто сказал, что в спорах не рождается истина?
На какие категории делятся былинные богатыри и витязи земли русской
Также спорят ученые и о том, как классифицировать героев сказаний и легенд. Наиболее известны 3 теории:
- Витязей делят на старшее и младшее поколение.
- Существует 3 богатырских эпохи: дотатарская, татарская и послетатарская.
- Богатыри земли русской делятся на живших в дохристианский и христианский период. Стоит отметить, что дохристианские витязи малочисленны. Их образы чаще близки к древним языческим божествам.
В то время как раз герои эпохи после крещения Руси зачастую более человечны. Большинство из них совершали свои подвиги в период правления Владимира Великого. Вероятно, это потому, что данный период считался самым успешным в истории Киевского государства. И хотя высшей точкой развития были годы царствования Ярослава, практически все события из жизни классических христианских богатырей связывают с эпохой Красна Солнышка. Возможно, чтобы более успешно распространять новую религию среди славян, подвиги всех уважаемых ими героев начали связывать с эпохой ее внедрителя. Кстати, его самого объявили святым, а меж тем он был насильником и убийцей, о чем упоминается в летописях.
Некоторые историки полагают, что на самом деле самих витязей было меньше. Просто существовали бродячие сюжеты о безымянных героях. В каждой местности этим безымянным богатырям земли русской имена и биографии придумывались особые, чтобы привязать их к собственной истории. Именно поэтому их подвиги часто похожи: высватать невесту, убить змея, сразиться с ордой, пострадать от хвастовства.
Образ богатыря Руси – образ земли русской
Несут образы богатырей Руси еще и глубинный сакральный смысл.
«Богатыри Земли Русской, то есть Живой Земли, это наши реки, озера, моря и океаны. Их имена брали себе русские воины, встававшие на защиту Отчизны. Где родился, там и пригодился, — пишет Комиссар Катар.
Посмотрим, кто же, на самом деле, первые 3 русских богатыря — Святогор, Вольга Святославич и Микула Селянинович. Святогор, действительно гора. Точнее Валдайская возвышенность, со склон которой стекают великие русские реки: Волга, Тихий Дон и Днепр. Три былинных русских богатыря зарождаются на Валдае и несут свои живительные воды в земли славной Руси.
Вольга Святославич – это река Волга, Микула Селянинович – Тихий Дон и Михаил Потык – река Днепр.
Михайло Потык – это наш Михаил Поток, больше известный в болгарском героическом эпосе и в западноевропейских сказках. В былине он женат на Авдотье Лебеди. А лебедь это знак Исуса Христа, не сам Сын Божий, а крест Исуса. Муж и жена даю зарок о том, что, кто бы из них не умер первым, второго закопают в могилу живым рядом. Когда Лебедь – Исус умирает, Поток уходит под землю вместе с ним. Он там сражается с драконом и его кровью оживляет Лебедя. Какие реальные исторические события скрыты за этой былиной? Не знаю. Но они, полагаю, происходили.
Языческие богатыри
Наиболее известный герой этого периода – Святогор. Его описывают как витязя исполинских размеров, который, кстати, обитал за пределами Руси – в Святых горах.
Этот персонаж вряд ли имел одного прототипа и является сборным, а кроме того, заимствованным. Сказания о нем описывают, как правило, 3 фрагмента из жизни:
- Гибель из-за хвастовства собственной силой.
- Нахождение предсказанной супруги.
- Измена жены и знакомство с Ильей Муромцем, которому Святогор перед смертью и передал свой меч и часть силы.
Святогор, которого отождествляют с неким языческих божеством, существует вне киевского или новгородского былинных циклов. В то время как Микула Селянинович и Илья Муромец – одни из ярчайших их представителей. Поэтому, вероятно, легенды об их встречах с Святогором – более поздние (особенно если судить по именам) и были придуманы для того, что показать преемственность данных персонажей.
Богатырь-пахарь Микула Селянинович также относится к языческих героям из новгородского цикла. Судя по структуре имени, к которому прибавлялось прозвище, свидетельствующее о происхождении, это образ более поздний, чем Святогор.
Все сказания о Микуле подчеркивают связь его с землей и трудом на ней. Она была источником силы его. Впоследствии этот сюжетный элемент был заимствован былинами о других героях.
Примечательно, что о супруге Микулы нет информации, зато известно о двух славных дочерях.
Кстати, при появлении христианства характер Николая Чудотворца, как и праздники, связанные с ним, были «позаимствованы» у Микулы.
Третьим культовым супергероем, то есть легендарным богатырем языческой эпохи, является Вольга Святославич (Волх Всеславьевич).
Он был не только был силен, но и умел понимать язык зверей, птиц и рыб, а также превращаться в некоторых из них.
Считается, что он был сыном княжны Марфы Всеславьевны и змея. Отсюда и оборотнические способности. Если Святогор считается божеством, то Вольга – полубог. В былинах о нем говорится как о герое благородного происхождения, возглавляющем дружину по праву рождения. В то же время простолюдина Микулу Селяниновича он берет к себе в помощники за его доблесть и смелость.
Что касается благородства души, то тут Вольгу вряд ли стоит ставить в пример. История о знакомстве с Микулой описывает богатыря как посредственного правителя, душащего налогами народ.
Былины о походе Святославича на индийское царство описывают героя не как доблестного воина, а как хитрого и дальновидного полководца, который, обращаясь в разных зверей, благополучно провел своих воинов через все трудности и привел к победе. На завоеванной земле он изнасиловал супругу поверженного правителя и, взяв ее в жены, воцарился там. Своим же воинам отдал на растерзание местных девушек. Так что Вольга – скорее антигерой, особенно в сравнение с благородным пахарем Микулой.
Некоторые отождествляют этого персонажа с Вещим Олегом. Есть и сравнивающие его с князем Владимиром. Согласитесь, между их судьбами много общего. Помимо одинакового отчества, в жизни Владимира был эпизод с изнасилованием дочери полоцкого князя, ставшей матерью Ярослава Мудрого. Правда, мать будущего крестителя Руси была рабыней, а не княжной, как у Вольги.
В могучей семье древнерусских былинных богатырей есть двое, все подвиги которых непосредственно связаны с землею, вековечной кормилицей народа пахаря. Это – Святогор, старейший изо всей дружины богатырской, да Микула Селянинович – богатырь оратай.
О первом из них дошло до нас несколько былин, каждая из которых выставляет его представителем чудовищно могучей стихийной силы, не имеющей прямого применения, ищущей и не находящей его во всем окружающем – ни среди природы, ни среди населяющих последнюю существ. Это – мученик своей собственной силы. Грузно богатырю от нее, что от тяжкого бремени. Бродит у могучего силушка по жилочкам, жжет огнем, горячит жарким пламенем бурливую кровь, просится на волю вольную; и нет ей – неуемной – пути выхода из тела богатырского. Заключена она в нем – что в душной темнице, за семью дверями дубовыми, за семью железными засовами…
И хотел бы Святогор богатырь свою полонянку на волюшку выпустить, да не может; и охота ему поработать ей дать, да не над чем: не с кем старшему из богатырей русских помериться побрататися силой моченькой. Все богатыри побратимы, все несут верой правдою службу родине; одному ему нечем порадеть Земле Русской! Тяжко могучему, обида горькая берет его за сердце. А силы – все прибывает день ото дня, все могутнеет она – что ни час прошел на белом свете… Да и не одному Святогору невмоготу тяжко от своей силы становится, грузно от Святогоровой и самой Матери Сырой Земле. «По моей ли да по силе богатырской кабы державу мне найти, всю землю поднял бы!» – молвил богатырь, похваляючись.
Облетела похвальба словом крылатым всю Святую Русь – от моря до моря… Поехал на матером коне Святогор, едет не на прогулку поездочку богатырскую, не с лихим врагом на ратный бой снарядился: выехал едет тягу державу земную искать.
«Едет шагом Святогор богатырь, ростом выше дерева стоячего, головою в небо упирается, едет – сам подремывает сидючи…» Мать Сыра Земля под копытами богатырского матерого коня дрожмя дрожит; держит путь он к горам высоким каменным, к ущельям да расселинам, – дорога там верней надежнее!.. И все грузней ему от силушки: храпит под богатырем добрый конь, того и смотри – наземь замертво грянется… Долго ли, коротко ли ехал Святогор, доехал богатырь до горы невиданной: крутая гора – что стена, кругом – падь бездонная…
Огляделся старшой над богатырями русскими, видит: перед ним брошена на горе переметная сумка малая. «А не в ней ли тяга держава земная лежит?» – смеется сердце богатырское. Ухмыльнулся Святогор в густую, что дремучий лес, бороду, – слез с коня, спешился, бьет поклон Матери Сырой Земле, хочет сумку поднять. Диво дивное, чудо чудное: не поднять богатырю малой сумки переметной. Как ни бился, так и не мог оторвать он сумку малую, – а и грузно же было богатырю от своей силушки!.. Да еще тяжелее было от нее самой земле: где стоял, там вместе с сумкой Святогор и в землю «угряз». Насмеялась судьба над его похвальбой смелою… И разошлась Святогорова мочь силушка от той ли каменной горы по всей земле православной; и бродит она под каждой пядью земной вплоть до наших дней, появляючись на белый Божий свет ненадолго в стихийной силе народной, порождающей людей богатырски мощного духа.
Другая былина отправляет Святогора искать той же тяги земной – в поле чистое, в степь широкую… И видит богатырь впереди себя прохожего с малою сумочкой переметною… «Едет рысью, все прохожий идет впереди; во всю прыть не может он догнать прохожего». Окликает его Святогор богатырским зычным голосом… Остановился прохожий – «с плеч на землю сбросил сумочку…» Едет к нему могучий, «наезжает на эту сумочку, своей плеточкой сумочку прощупывает – как урослая, та сумочка не тронется»… «Перстом с коня потрогивал, с коня рукой потягивал, – не сворохнется та сумка, не шелохнется…» Слез богатырь с коня, обеими руками за сумку взялся, во всю силу богатырскую натужился, – с натуги кровь из глаз пошла. «А поднял сумку он всего на волос, по колено сам в сыру землю угряз!» Прохожий то был не простой подорожный человек, а богатырь оратай Микула Селянинович; а в сумке то и нес пахарь оратаюшко тягу земную… Оседлая сила богатыря земледельца оказалась куда могучее кочевой – Святогоровой, хоть и не было от нее грузно ни самому Микуле, ни Матери его Сырой Земле…
Недаром русский народ исстари веков слыл народом пахарем, самым могущественным из созданных его вековыми сказаниями богатырей и является оратай Микула Селянинович: волей неволею уступает ему по силе даже сам Святогор. Представитель верной народу земли кормилицы, может быть, и не знал пословицы – «Держись за землю, трава – обманет!», но оправдывает ее всеми своими мужицкими подвигами. Подвизается Микула во чистом поле, свою соловенькую лошадку – знай понукает, с края в край бороздочку отваливает, корни сохой выворачивает – крестьянствует, приготовляя, с Божьей помощью, распаханную засеянную ниву новь новым поколением народа землепашца, все свои надежды чаяния возлагающего на поливаемую трудовым потом землю.
В могучем своей простотой богатыре оратае народная Русь воплотила саму себя. Поэзия крестьянского труда, с незапямятных пор питающего население необъятной страны, – вся налицо в былине о Микуле Селяниновиче. С непокрытой головою, с расстегнутым воротом – с душой нараспашку, в самодельных лаптях виден этот могучий сын могучего народа посреди безграничного простора людей, убегающих в неоглядную даль, увлекающих за собой взоры…
Ветер, свободно гуляя по широкому полю, налетает на него, треплет густые пряди русых кудрей добра молодца, обвевает холодком его открытую, пышащую зноем, могучую грудь. Налетай сама буря грозная, – не только не свалить с крепких ног, а даже и не покачнуть ей богатыря Микулу. Вера в свое вечное, в свое святое призвание – в сердце его: сила, несокрушимая сила – в мускулистых железных руках пахаря. Нет у Микулы ни меча булатного, нет ни лука скорострельного у Селяниновича, ни острого копья мурзамецкого: силен он сам собой да своей сохой крестьянскою…
«А у пахаря сошка кленовенька, сошники в той сошке булатные, захлестнуты гужечки шелковеньки, а кобыла в сошке соловенька…» Такими словами любовно говорит былина о нем, повествуя о встрече его с мудрейшим из богатырей – Вольгою свет Святославичем, поехавшим с хороброй дружиною «по селам городам за получкою, с мужиков выбирать дани выходы»… Зовет Вольга Микулу ехать с собой во товарищах. Поехал Селянинович. Много ли, мало ли отъехали, – вспомнил он, что «не ладно в бороздочке свою сошку оставил неубранну…» Посылает Вольга, по Микулиной просьбе, десять молодцев – «сошку с земельки повыдернуть, с сошников землю повытряхнуть, бросить сошку за ракитов куст». Не только эти, а и другие, десять, а и вся дружина Вольги, не могли сделать этого, – словно вросла соха в землю, точно не земля, а железо на ниве у Микулы: «только сошку за обжи вокруг вертят, а не могут с земли сошку выдернуть»…
Пришлось самому богатырю оратаюшке вернуться на полосу недопаханную: «одной ручкой бросил он сошку за ракитов куст»… Держит к нему слово, спрашивает пахаря вздивовавшийся Вольга: «А и как тя, мужик, звать по имени, – величать тебя как по отчеству?» Богатырь отвечает Святославичу со всей свойственною народной речи картинностью: «А я ржи напашу, во скирды сложу, домой выволоку, дома выволочу да и пива сварю, мужиков сзову; и начнут мужики тут покликивать: – Гой, Микула свет, ты Микулушка, свет Микулушка да Селянинович!» По той былине, где крестьянствующий богатырь встречается со Святогором, он на такой же вопрос со стороны последнего отвечает более коротко: «Я Микула, мужик я Селянинович! Я – Микула, меня любит Мать Сыра Земля!» В этих словах еще ярче встает из за темной дали веков светлый образ могучего оратая Земли Русской.
Фрагмент из книги «Народная Русь». Автор — Аполлон Аполлонович Коринфский
Фото и видео — Андрей Поляков, Светлана Мельникова
Образ Святогора былинного увязывают до сего дня со Спящим Саяном, который вот-вот очнётся от сна богатырского и возьмётся наводить порядок на Земле-Матушке…
ЕЩЁ ПО ТЕМЕ:
Мать-Сыра-Земля. Исконная магия русских людей
Спящий Саян. Не пора ли очнуться? Экспедиция «Цивилизации Юга Сибири – 2019»
Прокопий Кессарийский о древних славянах
Храм Огня Сварожича. «Золотая экспедиция» Андрея Полякова
Необъяснимые артефакты. «Золотая экспедиция» Андрея Полякова
Золотая троица
Большинство остальных былинных витязей относятся к христианскому периоду.
Прежде всего стоит обратить внимание на трио с картины Васнецова. Каждый без труда сможет сказать, как звали богатырей земли русской. Это Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
О биографии первого повествуют немало былин, часто противоречащих друг другу. Сходятся они лишь в нескольких аспектах. Так, Илья не мог ходить вплоть до 33 лет (возможно, эта дата приведена как аналогия с Христом), но потом бродячие волхвы исцеляют его и наказывают идти в дружину Владимира, где Муромец и совершает большинство подвигов. При этом к самому правителю отношения у богатыря было не лучшее.
Также известно, что герой был женат, что не мешало ему нередко развлекаться на стороне.
По преданию, на старости лет, Илья Муромец принял постриг в Киево-Печерской лавре, где и провел последние годы жизни. После смерти он был канонизирован. Объявление Ильи святым способствовало сохранению его останков до наших времен. Благодаря этому в 80-х они были исследованы. Ученые подтвердили, что их обладатель в юности страдал от паралича ног, а умер в 40-55 лет из-за раны в районе сердца.
Добрыня Никитич – второй по популярность персонаж. Принято считать, что существовал он в тот же исторический промежуток, что и Илья. В отличие от него, был близок к Владимиру. Богатыря отождествляют с его дядей по материнской линии.
В отличие от Муромца, Никитич известен не только силой, но и умом. Он отлично образован и даже играет на нескольких музыкальных инструментах.
Стоит сказать, что богатырям эпохи Владимира в будущие века были приписаны некоторые черты языческих и христианских божеств. Илью Муромца отождествляют с библейский пророком Ильей и языческим богом грома. Добрыню молва приравнивает к Георгию Победоносцу, сразившему Змея. Это отражено в легендах о победе над змеем, похитившим красавицу Забаву.
В отличие от Ильи Муромца, этот богатырь был верным мужем. В более поздние века, чтобы увязать образ Добрыни и Алеши Поповича, была распространена история о попытке последнего обманом жениться на супруге витязя.
О последних годах жизни его мало что известно. По преданию, он погиб в сражении под Калкой. На месте его могилы был насыпан курган, до сих пор носящий имя «Добрынин».
Позиционирование Алеши Поповича как младшего возникло не из-за возраста или физических данных, а из-за более позднего периода его появления. Благодаря шедевру Васнецова, а также современным мультфильмам у нас складывается впечатление, что эти богатыри земли русской действовали вместе. Но они жили в разное время, и разница между Добрыней с Ильей и Алешей Поповичем составляет 200 лет. Несмотря на это, образ последнего плотно проник в большинство былин о богатырях. В них он часто играет совсем негативную роль и отличается хвастовством и хитростью, а не удалью. Этим он близок к Вольге и, возможно, «позаимствовал» у него несколько сюжетов.
Что мы знаем о его жизни из былин? Он был сыном священника и с детства отличался умом и силой, хотя иногда упоминается об его хромоте. Как и Добрыня, он был хорошим музыкантом.
Самостоятельных подвигов ему приписывают крайне мало. Самым ярким считается бой с Тугариным по дороге в Киев.
Что касается его сердечных предпочтений, то, помимо попытки обманом жениться на супруге Никитича, известно немало историй о его отношениях с сестрой Збродовичей Аленой. По одной из версий, из-за того, что Попович опозорил девушку, ее братья отсекли ему голову. В других вариантах этой истории богатырю удается избежать смерти.
Реальным прототипом Алеши считается ростовский боярин Олеша Попович.
Презентация: «Богатыри земли Русской»
Богатыри земли русской
Проектная деятельность
учителя-логопеда в 4 классе с
обучающимися с дислексией
В настоящее время популярны мультфильмы и компьютерные игры, герои которых Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – былинные богатыри. Но знаем мы о них немного. Давайте сейчас узнаем, какими же они были русские богатыри, защитники Родины?
Цель работы: изучить образы богатырей в литературе, истории, искусстве. Задачи: рассмотреть героев былин как литературных и исторических персонажей; выявить исторических прототипов героев; представить особенности образа жизни, внешности, старинного оружия.
Богатыри – герои былин (до XIX в. – стариц, старин) – исторических русских песен, созданных в период Русского государства с IX по XIV вв. Их, пели под аккомпанемент гуслей народные сказители – баяны.
Всего в русских былинах упоминается более 20 богатырей, среди них Святогор, Мишута Данилович, Ставр Годинович, новгородский богатырь Садко и другие. Но наиболее любимые и известные – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
Былина от слова быль, и действительно былины находят подтверждение в истории, но выражено это в сказочных образах. Русь в разное время осаждало множество врагов: хазары, печенеги, татаро-монголы. Их образы в народном сознании приняли черты Идолища, Соловья-разбойника и др.
Богатыри, сражавшиеся со всей этой нечистью, тоже имели исторические прообразы. Главным богатырем признают Илью Муромца. Первое письменное упоминание о нем относится к XIII в. («Илья Муромец и Соловей разбойник», «Илья Муромец и Идолище поганое»). Илья родился в селе Карачарове, под городом Муромом (Владимирская область) в семье крестьянина Ивана Тимофеевича и Ефросиньи Яковлевны, но ходить стал только через 30 лет. Согласно одним былинам силу Илья получил от калик перехожих (бродячих богомольцев), по другой версии – от старинного богатыря Святогора. В Илье воплотились лучшие черты русского человека. Он говорил о себе: «Мое богатство – сила богатырская, мое дело – Руси служить, ее от врагов оборонять». Его подвиги во все времена вдохновляли на борьбу за свою Родину. Именно поэтому Илья Муромец, несмотря на то, что является былинным героем, причислен Русской Православной церковью к лику святых.
Добрыня Никитич – один из главных героев русских былин («Добрыня и змей», «Бой Добрыни с Дунаем», «Бой Добрыни с Ильей Муромцем»). Прообраз Добрыни – дядя великого князя Владимира Святого (X в.). Добрыня был воспитателем и воеводой Владимира, участником борьбы за киевский престол, похода на Волжско-Камскую Булгарию в 985 г., княжеский посадник в Новгороде. Он родился в Рязани. Отец – Никита Романович – богатый гость (торговец), мать – Афимья Александровна, в других источниках – Амелфа Тимофеевна. Былины рисуют Добрыню могучим, честным, прямодушным, верным в дружбе и любви. Он образован, «вежливый, знает, как речь вести, как себя блюсти», вел переговоры с чужеземными королями, с каликами перехожими, с разгневанным Ильей Муромцем. Былины о Добрыне Никитиче возникли в Киевской Руси XII века, продолжали складываться во время татарского ига.
Алеша Попович – богатырь, герой русских былин («О бое Алеши Поповича с Тугариным змеем», «О выезде богатырей из Ростова»). Его исторический прототип – Александр Попович, ростовский герой начала XIII в., участник сражения между ростово-суздальскими и новгородскими войсками на реке Липице (1216 г.). Согласно летописям, герой гибнет в битве на р. Калке. В былинах Алеша побеждает не столько силой, сколько хитростью.
Яркие образы богатырей нашли отражение в живописных полотнах. Самое знаменитое – произведение В.М. Васнецова «Богатыри», которое создавалось с 1881 – 1898 гг., почти два десятилетия. О богатырях художник узнал в детстве из уст отца, слушая русские сказки и песни; впоследствии он изучал былины, историю Древней Руси. Любой зритель свободно назовет всех троих по именам, а ведь в былинах Илья, Добрыня и Алеша действуют чаще всего порознь. Однако ни у кого не возникает сомнения, что в центре – Илья Муромец, воплощающий силу, истоки которой – в русской земле.
У Ильи с руки свисает палица, которая у древних воинов предназначалась только для смертельной схватки. Она представляла собой боевую дубину, ударное или метательное оружие из прочных и тяжелых сортов дерева, позже с каменным или бронзовым навершием. В Древней Руси одним из самых распространенных видов вооружения было копье – колющее или метательное оружие, длиной от полутора до пяти метров. Его делали из древка – ратовища и железного или булатного наконечника, состоявшего, в свою очередь, из пера (клинка), тулеи (трубки, куда вставляется древко) и шейки (между тулеей и пером).
Добрыня Никитич, изображенный на картине, держится за меч, это не просто оружие, а древний символ доблести и чести. В старину меч, сделанный из металла, являлся колющим и рубящим оружием с длинным, до полутора метров, прямым обоюдоострым клинком. По одежде, щиту, украшенном каменьями видно, что это человек знатного рода. Силы у Добрыни, наверное, меньше, чем у Ильи, однако в нем есть то, что в старину называли «вежеством»: душевная ясность, благородство.
У Алеши Поповича в руках лук, представлявший собой деревянную палку, согнутую в дугу, концы которой стягивались тетевой. Лук – не богатырское оружие: из него убивают не в рукопашном бою, а на расстоянии. И смотрит Алеша искоса: такой хитростью не побрезгует и добычи не упустит. По правую руку – гусли. Алеша и песни петь умеет и воевать. Богатыри одеты в кольчуги, рубашки из железных колец и латы, доспехи с металлическими пластинами и чешуйками. Васнецов настолько глубоко проник в дух русских былин, что сейчас трудно представить богатырей по-другому.
Мы можем гордиться тем, что у русской земли были такие защитники-богатыри, которые вызывают уважение и любовь.
Семь популярных витязей с необычными историями
Не только героями картины Васнецова живы народные былины. В них нередко фигурируют и другие персонажи. Давайте рассмотрим самых известных из них и узнаем, как звали богатырей земли русской, прославившихся в более поздние периоды.
Дунай Иванович. Этот витязь известен не подвигами, а печальной историей любви. Вместе с Добрыней он ездил к литовскому князю высватать его дочь за Владимира Великого. На чужбине он встречает ее сестру Настасью, и между ними возникает любовь. Девушка помогает Дунаю спастись от смерти, выкупив его у палачей и отпустив в Киев.
Во время следующего визита в Литву богатырь уже не обращает внимания на свою спасительницу. Обидевшись, девушка переоделась в мужское платье и, догнав Дуная в поле, затеяла с ним битву. Богатырь не узнал ее и, победив, едва не убил. Однако былые чувства взяли верх, и витязь взял ее в жены.
На свадьбе Дунай хвалился удалью, а его супруга – меткостью. Новоиспеченный муж решил пристыдить жену и требовал показать свое умение. Настасья являет меткость, от которой даже Вильгельм Телль и Робин Гуд бы плакали в углу от зависти – она трижды попадает в тонкое серебряное кольцо на голове Дунай-богатыря. Посрамленный муж решает повторить ее подвиг, но оказывается не так хорош и случайно убивает стрелой супругу. Перед смертью ее он понимает, что она была беременной, так что он погубил еще и свое дитя. В отчаянии витязь кончает с собою.
Сухман Одихмантьевич. Столь непривычное для жителей Руси имя принадлежит богатырю, прославившемуся борьбой с татарами. Возможно, он сам был родом из степняков, но потом перешел на службу к князю Владимиру, который в этой истории опять сыграл нехорошую роль. Он приказал витязю доставить ему белую лебедь то ли для зоопарка, то ли это иносказательное название для невесты.
Сухман не смог выполнить поручение, потому что был сильно ранен в бою с татарами. Превозмогая боль, он вернулся в Киев с пустыми руками, но рассказал о своих победах. Князь не поверил ему и отправил в тюрьму.
Добрыня отправляется в чужие земли, дабы выяснить правду, и находит подтверждение словам богатыря. Владимир собирается наградить того, но гордый герой выбирает смерть.
Кстати, недоверие князя и обида витязя свидетельствуют в пользу версии, что Сухман был чужаком.
Еще один богатырь периода Владимира Великого – Никита (Кирилла) Кожемяка, упоминаемый в «Повести временных лет». Согласно ей, этот витязь победил в поединке печенежского богатыря, а после народная молва приписала ему победу над змеем.
Возможно, легенды о нем частично заимствованы из Библии. Так, поединок с врагом – явная отсылка к истории Давида и Голиафа. А победа над змеем делает его подобным Георгию Победоносцу. Хотя, может, змей – это и есть метафорическое описание печенега.
Дюк Степанович. Это еще один герой времен князя Владимира. Однако богатырем земли русской его можно назвать лишь скрепя сердцем. Так как родом он был из Галича, который, как мы помним, к Руси Владимира не относился. Сложно понять, почему этого персонажа именуют богатырем, ведь кроме богатства и хвастовства, других особых «подвигов» за ним не числится. По легендам, он приезжает в Киев и начинает активно критиковать его и всех его обитателей. Чтобы доказать свою правоту, ему приходится поучаствовать в марафоне хвастовства, в котором он побеждает, и гордый своим «достижением», покидает княжий город.
Хотен Блудович – богатырь, чье имя носит неприкрытый сексуальный контекст, прославился своим желанием жениться. Былины повествуют, что, несмотря на его силу и славу, он был весьма беден. Из-за этого мать его возлюбленной Чайны Часовой (еще одно «славянское» имя в этой истории) отказала благородному витязю. Это не остановило бравого героя, который планомерно разделался со всеми родственниками любимой, а заодно и положил войско местного князя. В финале он сочетался узами брака со своей прелестницей, а заодно и забрал богатство, оставшееся после убитых.
Однако не все богатыри связывались молвой с периодом царствования Владимира. После распада Киевской Руси стали появляться другие герои народных былин. К примеру, защитник Рязани – Евпатий Коловрат. В отличие от классических богатырей, он не был сборным образом, а являлся реальной исторической личностью, рискнувшей дать неравным бой монголо-татарскому войску в отместку за разрушение города. К сожалению, он погиб, но его мужество вызвало уважение даже у врагов.
Также к богатырям относится монах-воин Александр Пересвет, который участвовал в Куликовской битве. Хотя его больше позиционируют как монаха, а потом воина. Однако боевые умения не возникают из воздуха, и, значит, до принятия пострига Пересвет имел свою богатырскую историю. Он тоже был причислен к лику святых.
Белорусские асилки
Особняком от прочих богатырей стоят такие былинные герои, как велеты или асилки. Наиболее распространены истории о них в белорусском фольклоре.
Асилками именуют дохристианских богатырей-исполинов. Они не просто воевали со змеями и прочими врагами, но создавали реки и горы. Считается, что за гордыню были прокляты Богом и обратились в камень или живыми ушли в землю. На месте их могил возникли курганы.
Отдельные исследователи относят Святогора к этой категории. Другие ученые соотносят велетов с древнегреческими титанами или библейскими исполинами (дети восставших против Бога ангелов).
Вольга Святославович. Богатырь маг
Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий. Также Вольгу соотносили с Вещим Олегом, а его поход в Индию — с походом Олега на Царьград. Вольга — непростой богатырь, он обладает способностью к оборотничеству, умеет понимать язык зверей и птиц.
Женщины-витязи
Во все времена была славна богатырями земля русская. Но не всегда это были мужчины. Народная память сохранила упоминание и о нескольких богатырках, которых принято было называть «поленицами».
Эти женщины были способны противостоять не только врагам, но и составить серьезную конкуренцию былинным богатырям, а иногда и превосходить их.
Наиболее известные поленицы – это две дочери Микулы Селяниновича, Василиса и Настасья.
Первая стала женой черниговского боярина Ставра Годиновича, которого спасла от тюрьмы, переодевшись в мужской наряд и победив в соревновании.
Вторая вышла за Добрыню, предварительно победив витязя в поединке.
К поленицам относится и вышеупомянутая супруга Дунай-богатыря Настасья.
Немало историй о богатырках связано с Ильей Муромцем. Видимо, до того, как принять постриг, он любил немало сильных женщин. Поленицей считается его супруга Савишна (спасла Киев от Тугарина), а также временная возлюбленная Златыгорка, родившая от него могучего сына Сокольника. Также богатыркой была безымянная дочь Муромца – еще один случайный плод любви, стремящийся отомстить за мать.
Особняком от прочих стоит Марья Моревна. Она считается одним из самых популярных женских персонажей и является прототипом Василисы Премудрой и Марьи-царевны. По легенде, эта степная воительница победила Кощея Бессмертного. Так что современным феминисткам есть на кого равняться из отечественных героинь.
Дети-богатыри
Воспевание героев и их подвигов делалось не только для того, чтобы сохранить память о них, а еще для того, чтобы ставить их в пример для других. Именно поэтому былинные витязи и их подвиги приукрашивались и преумножались. Особенно активно это делалось, когда нужно было рассказать детям о богатырях земли русской. Тогда этих персонажей превращали в нравственные идеалы, на которые нужно равняться.
Часто взрослые герои с их проблемами были слишком сложны для понимания. Поэтому специально для них рассказывались истории о подвигах детей. Таких персонажей именовали богатыри-семилетки.
Былины и сказания о них чаще были характеры именно для украинской литературы, но встречались и у других народов.
Герои могли быть как мальчиками, так и девочками, а также близнецами.
Одна из первых историй об отроке-витязе касается периода отца Владимира – князя Святослава. В те времена безымянный мальчик выбрался из обложенного печенегами Киева и сумел привести подмогу в родной город.
Так что традиция ставить в пример богатырей земли русской для дошкольников и школьников имеет весьма глубокие корни.
Занимательные факты
Стоит обратить внимание:
- В стихотворении Михаила Лермонтова «Бородино» его герой-рассказчик сравнивает поколение классика с былинными витязями, не в пользу первых («Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри — не вы!»). Но если говорить о физических данных, то средний рост легендарных богатырей-защитников земли русской составлял 160-165 см (кроме Ильи Муромца, который был настоящим великаном на тот период и был ростом 180 см), в то время как при Михаиле Юрьевиче такой рост уже был явно не богатырским.
- Согласно легендам, отцом Святогора считается некое сверхъестественное существо, убивающее взглядом. Многие отождествляют его с гоголевским Вием.
- Шапка-буденовка, которая долгое время была частью обязательной формы бойца Красной армии, внешне немного напоминала шлем-ерихонку, в котором часто художники изображали витязей. Поэтому среди солдат она часто именовалась «богатыркой».
Беседа в подготовительной к школе группе «Защитники земли русской»
светлана дубинина
Беседа в подготовительной к школе группе «Защитники земли русской»
Беседа в подготовительной к школе группе «Защитники земли русской»
Цель: расширение кругозора обучающихся об истории своей Родины, становлении и развитии русской армии, русского государства.
Задачи:
1. Закрепить представления детей о том, кто такие защитники Отечества.
2. Познакомить обучающихся с историей русских воинов, русского офицерства.
3. Развивать речь детей, пополнять словарный запас, развивать логическое мышление, внимание, память, наблюдательность.
4. Содействовать патриотическому воспитанию обучающихся, любви к Родине, интереса к истории родной страны, ее лучших представителей.
Ход:
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы с вами опять посетили музей «Защитники Отечества«. Много славных подвигов совершили люди, оберегая свою землю и в давние времена и в наше время. Велико наше Отечество — Русская земля, но таким оно стало не сразу. Много врагов разоряли Русь. Во всех невзгодах многие люди отдавали свою жизнь во имя защиты Родины. Кто такие защитники Отечества?
(Защитники отечества — это люди, которые защищали, охраняли русскую землю от врагов и любили ее.)
Воспитатель:
А каких защитников Отечества вы знаете?
(Русские богатыри: Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец. Русские князья: Дмитрий Донской, Александр Невский. Русские полководцы: Александр Суворов, Михаил Кутузов, Георгий Жуков.)
Воспитатель: Правильно. Вот сегодня мы с вами вспомним и более подробно узнаем о некоторых из них. А помогут нам в это наши экскурсоводы.
1 ребёнок рассказывает о князе Дмитрии Донском, сопровождая показом экспонатов (репродукций картин)
:
Московский князь Дмитрий Донской — объединял русских князей и собирал войска для защиты Отечества.
Было это очень давно. Тогда еще не было наших дедушек, ни наших бабушек. Да и города-то нашего не было. Вместо него шумели леса дремучие. Да и городов на Руси было мало. Правили в городах князья. Князья друг с другом не дружили, друг друга в беде бросали. Вот и приходили враги, сжигали города русские, грабили, а жителей в плен увозили.
Князь Дмитрий Иванович объяснял князьям других городов, что нужно объединиться, чтобы вместе одолеть татаро-монгольское войско. И послушали князья, и привели свои дружины.
Жил в это время на Руси Святой человек Сергей Радонежский.Он благословил князя Дмитрия и сказал: «Бог пошлет тебе победу над врагами»
.
Привел князь Дмитрий русское войско на берег реки Дон. Князь остановил их в просторном поле- Куликовом. И увидели русские воины вскоре перед собой татар.Правило было в битвах особое: перед важным сражением происходил поединок богатырей. И вступил тогда в поединок Пересвет с вражеским воином Челубеем. Налетели они друг на друга, ударили копьями. Челубей упал с коня замертво, а Пересвет, смертельно раненый, все же доскакал до своих. Начался бой. Князь, одетый простым воинов, первый пошел на татар. С утра до вечера шла Куликовская битва. Много полегло воинов за Русь Святую. Наконец, русские начали побеждать, а татаро-монголы бежали. И прогнали врагов с русской земли.
Собрались после битвы князья. Воины радовались, князя Дмитрия прославляли. И вдруг заметили, что нет его между ними. Испугались они, начали искать своего князя и нашли его, раненого,далеко в поле и сказали: «Радуйся, князь, ты победил врагов!»
Обрадовался князь, забыл про свои раны. Вскочил на коня и стал благодарить Господа Бога за победу. С тех пор стали называть его Дмитрий Донской, потому как победа была одержена
русской ратью на реке Дон.
С радостью и благодарностью встретили жители Москвы князя Дмитрия, теперь уже Донского.
Презентация о Российской армии
Ребята, с древних времен и до наших дней существует такая почетная, но трудная и
опасная профессия — Родину защищать. (Презентация)
.
Воспитатель: В Российской Армии есть сухопутные войска, которые действуют на суше,
военно-воздушные силы — они защищают Родину в воздухе, военно-морские — несущие
дежурство в морях и океанах. Какую боевую технику вы знаете?
Танки — это самоходные машины на гусеничном ходу, что позволяет им проходить по
любой местности: по оврагам и бездорожью. Танки вооружены пушками и пулеметами. Внутри
танка находятся люди — экипаж: командир, стрелок, механик и радист.
Артиллерийские установки стреляют из пушек снарядами, а ракетные ракетами. Знаменитая
ракетная установка «Катюша» громила врагов во время Великой Отечественной войны.
В нашей армии есть и авиация — боевые самолеты и вертолеты. Они готовы защищать в
случае необходимости наше Отечество с воздуха. Самолет управляется экипажем летчиков —
это первый и второй пилоты, штурман, который прокладывает курс самолета в небе, радист,
держащий связь с аэродромом; механик, отвечающий за исправность самолета.
Наши морские просторы защищают военные корабли и подводные лодки. Большие
надводные корабли — линкоры — вооружены орудиями, пулеметами, крылатыми ракетами.
Крейсер — это корабль поменьше, а миноносец — корабль сторожевой. На корабле есть капитан.
Он в ответе за весь корабль. Ему помогают помощник капитана и штурман, прокладывающий в
море курс. Боцман следит за порядком на корабле. Радист поддерживает связь с землей и
другими судами.
Есть у России и атомные подводные лодки. Они поражают суда противника особыми
большими снарядами- торпедами. Подводные лодки передвигаются под водой, они уходят в
открытое море на много месяцев.
Дидактическая игра «Кто защищает Отечество?»
Воспитатель: Игра «Кто защищает Отечество?»
Цель: закрепление названий военных профессий.
— Ребята, рассмотрите воинов — защитников Родины и расставьте картинки по порядку, с древности
до наших дней. (Богатырь, ратник, кавалерист, артиллерист.)
Дидактическая игра «Назови защитника Отечества«.
Подберите картинки и назовите профессии воинов по образцу.Образец: танк — танкист.
Артиллерия., кавалерия., корабль., самолет., разведка., парашют. .