(Уроки: № 6, № 12, № 19, № 23)
Знание должно служить творческим целям человека. Мало накоплять знания; нужно распространять их возможно шире и применять.
Н.А. Рубакин
- Обобщение и систематизация – неотъемлемое свойство умственной деятельности, лежащее в основе установления взаимосвязей между изучаемыми явлениями, и научного познания в целом.
Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке, и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто.
К.Д. Ушинский
- В технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон обобщение и систематизация
знаний учащихся является обязательным компонентом обучения, что обеспечивает формирование системности знаний, умений и навыков учащихся. Обобщение осуществляется не только на каждом уроке (на этапе актуализации знаний, на котором учащиеся обобщают знания, необходимые для открытия нового, и этапе включения в систему знаний), но и на специальных уроках: уроках обобщения и систематизации знаний.
- В курсе «Мир деятельности» уроки обобщения и систематизации знаний:«Я ученик: что я уже знаю и умею»
проводятсяв конце каждой четверти. Данные уроки построены
на основе базовой структуры урока рефлексии
и формирует у детей
первичный опыт выявления имеющихся затруднений и их причин, постановки цели коррекционной деятельности, самоконтроля и самооценки
.
- Основные цели данных уроков:
- Обобщить и систематизировать знания, открытые на предыдущих уроках по программе «Мир деятельности».
- Обобщить накопленный опыт применения этих знаний и выявить имеющиеся затруднения.
- Наметить перспективы дальнейшей коррекции выявленных затруднений на уроках по разным учебным предметам.
- Для организации уроков в курсе «Мир деятельности» предусмотрен раздел «Проверь себя»
, который помещен в конце учебного пособия:
Самоконтроль
учащиеся могут проводить как по образцам, предъявленным на уроке учителем, так и по образцам в разделе «Проверь себя». Учитель может организовать работу с данным разделом в течение обобщающего урока для проведения самопроверки по образцу. Работу с данным разделом целесообразно организовать также с учащимися, пропустившими ту или иную тему курса.
- После каждого обобщающего урока учитель может организовать индивидуальную работу по коррекции затруднений
каждого ученика, как на уроках по курсу «Мир деятельности», так и на предметных уроках.
- Первый урок
обобщения в первом классе проводится после
урока № 5
. Основная задача урока – обобщить знания детей, полученные
в первой четверти
по курсу «Мир деятельности», и умения применять их в учебной деятельности. Учитывая возрастные особенности учащихся, сюжетная линия урока разворачивается вокруг путешествия вместе с девочкой Алисой в страну Зазеркалье. Результат работы каждого ученика на уроке фиксируется
в сказочном «Зеркале»
, что позволит создать на уроке атмосферу психологической комфортности. Проводя аналогию с зеркалом (когда смотришь в зеркало, видишь, что у тебя не так, и можешь это исправить) ученики спокойно относятся к своим ошибкам, понимая, что их можно исправить. На этапе актуализации, учащиеся повторяют только те знания и умения, которые они открывали и применяли на всех уроках в первой четверти. Для этого учитель на доске вывешивает пронумерованные эталоны по всем пройденным темам из
уроков №№ 1–5
, среди них – два незнакомых эталона из
уроков № 9
и
№ 20
. Учащиеся выбирают необходимые эталоны, знания и умения, с которыми они будут работать на данном уроке.
В течение урока учитель фиксирует затруднения
детей и включает работу с соответствующими эталонами
в следующие уроки
по курсу «Мир деятельности» и
в предметные уроки
, проводимые по технологии деятельностного метода обучения.
- Второй обобщающий урок
проводится после
11 занятияв конце второй четверти
. На данном уроке учащиеся совершают путешествие со сказочными героями в мастерскую Деда Мороза. При выполнении заданий на уроке учащиеся
фиксируют результат своей работы на новогодней елочке
.
Основная задача данного урока – обобщить знания детей, полученные во второй четверти
по курсу «Мир деятельности», и умения применять их в учебной деятельности. На актуализацию учитель предлагает ученикам пронумерованные названия эталонов из уроков второй четверти, а также два названия эталонов из уроков первой четверти и один эталон из третьей четверти:
- «Посмотрите на доску. Выберите эталоны, которые вы изучили в этой четверти».
Ученики называют эталоны «Как быть внимательным на уроке», «Затруднение – мой помощник в учении», «Здоровье в учебной деятельности», «Правила работы в группах», «Терпение в учебной деятельности».
При проведении занятия не ставится задача успеть выполнить все задания за один урок. Учитель может либо отобрать для повторения на данном уроке три-четыре эталона
, которые вызывают у учащихся наибольшие затруднения, либо разбить этот урок на два за счет резервных уроков, либо вынести некоторые задания во вторую половину дня, либо создать свой сценарий и придумать свои задания.
- Основная задача третьего
обобщающего урока – обобщить знания детей, полученные в
третьей четверти
по курсу «Мир деятельности», и умения применять их в учебной деятельности. Так же, как и все уроки обобщения, данный урок построен на основе базовой структуры урока рефлексии и продолжает формировать у учащихся
начальный опыт рефлексии своей деятельности, самоконтроля и самооценки.
На данном занятии дети совершают увлекательное путешествие со Смайликом в весенний лес. При выполнении заданий на уроке учащиеся фиксируют результат своей работы
на открытке с ромашкой
, которую в качестве подарка забирают домой. При проведении занятия, как и раньше, не ставится задача успеть выполнить все задания за один урок. Учитель может либо отобрать для повторения на данном уроке 3–4 эталона, которые вызывают у учащихся наибольшие затруднения, либо разбить этот урок на два за счет резервных уроков, выполнить некоторые задания во второй половине дня и т.д.
На этапе актуализации учитель ставит перед учащимися задачу:
- «Для того чтобы наше путешествие состоялось, вам необходимо вспомнить все темы третьей четверти. Вы отрабатывали эти знания на всех уроках, отмечая свои результаты в «Копилке достижений». А теперь назовите их. («Как выяснить, что я не знаю», «Зачем ученику домашнее задание», «Семья – мой помощник в учении», «Пробное действие», «Остановлюсь, чтобы подумать», «Причина затруднения».)»
- Основной задачейитогового урока
обобщения является
повторение основных пройденных за год тем
по курсу «Мир деятельности» в 1 классе. Данное занятие рассчитано на 1 час, его предполагается
сделать открытым для родителей.
Родители могут стать его активными участниками.
Для этого некоторых из родителей (или всех родителей, если это позволяет сделать пространство класса) можно посадить в группы вместе с детьми. Занятие проводится
в форме экспедиции
через океан «Пробное действие», остров «Затруднение», гору «Причина» к ее вершине «Цель», чтобы найти
послание второклассников
о том, что будет изучаться во 2 классе по курсу «Мир деятельности». Детей и родителей целесообразно распределить по группам так, чтобы группы были равносильны по возможностям. Учитель может заранее подготовить стенгазету, слайд-шоу или видеофрагменты с уроков «Мир деятельности», проведенных за год, привлекая для этого учеников, родителей.
В разделе «Дополнительные материалы»
содержатся логические задачи, слова к песням о школе и дружбе, которые можно включить в сценарий урока.
Итогом урока служит написание послания для будущих первоклассников
, которым предстоит изучать курс «Мир деятельности». В конце урока целесообразно вручить сувениры или грамоты от Смайлика всем ученикам класса.
- Следует учитывать, что предложенные сценарии проведения уроков являются лишь одним из множества возможных вариантов, это лишь «исходный материал», который призван помочь учителю создать СВОЙ УРОК.
Учитель — человек, который может делать трудные вещи легкими.
Р. Эмерсон
Удачи вам и творческих успехов!
«Я – ученик» (беседа-практикум)
Именно отец, заметив увлечение сына искусством, стал выписывать ему специальные статьи и биографии известных художников. Именно он, решив его судьбу, отпустил молодого человека в 1852 году в Москву учиться в Училище живописи и ваяния.
Шишкин рано задумался о художественном «поприще». Четыре года, проведённые в отчем доме после «побега» из Казани (1848-52), он вёл записи, в которых как бы угадал свою будущую жизнь. Цитируем: «Художник должен быть высшим существом, живущим в идеальном мире искусства и стремящимся только к совершенствованию. Свойства художника: трезвость, умеренность во всём, любовь к искусству, скромность характера, добросовестность и честность».
С 1852 по 1856 год Шишкин учился в недавно открытом (в 1843 году) московском Училище живописи и ваяния. Его наставником был А. Мокрицкий — вдумчивый и внимательный педагог, помогший начинающему живописцу найти себя. В 1856 году Шишкин поступил в петербургскую Академию художеств.
В Академии Шишкин заметно выделялся своими талантами; его успехи отмечались медалями; в 1860 году он окончил Академию с Большой золотой медалью, полученной за две картины «Вид на острове Валааме. Местность Кукко» и дававшей право на заграничную стажировку. Но за границу он ехать не спешил, вместо этого в 1861 году отправившись в Елабугу. В родных местах Шишкин неустанно работал.
Путешествие третье.
Работа за границей.
С 1862 по 1865 год Шишкин жил за границей — главным образом, в Германии и Швейцарии, посетив при этом Чехию, Францию, Бельгию и Голландию. В Дюссельдорфе он много писал в Тевтобургском лесу и среди местных жителей пользовался огромной популярностью. Сам он иронично вспоминал: «Где и куда ни пойдёшь, везде показывают — пошёл вот этот русский, даже в магазинах спрашивают, не вы ли тот русский Шишкин, который так великолепно рисует?»
Путешествие четвертое. Творчество Шишкина.
В 1836 году группа молодых специалистов-реалистов во главе с И. Крамским с большим шумом, отказавшись писать картину на заданную тему, покинула Академию. «Бунтовщики» основали Артель художников. С этой Артелью Шишкин в конце 1860-х годов сблизился.
Из Артели в 1870 году и выросло Товарищество передвижных художественных выставок, ставшее символом новой художественной эпохи. Шишкин был одним из его учредителей. Идеалам передвижничества он не изменял никогда, до самого смертного 1898 года участвуя в каждой передвижной выставке. Особенно близкие отношения сложились у художника с И. Крамским, одним из активнейших «рекламистов» творчества Шишкина. Именно Крамской сказал о Шишкине точнейшие слова: «Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел, и не задумывается, как, что и почему; это единственный у нас человек, который знает природу учебным образом». Крамской даже предоставил Шишкину собственную мастерскую, когда тот готовил для академической выставки свою работу «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869), с которой, собственно, и началась слава художника. Это была первая шишкинская картина, приобретённая П. Третьяковым.
Конспект внеклассного занятия «Кто я? Какой я?»; 1 класс
Данный конспект может быть использован для проведения внеклассного занятия, классного часа по теме «Кто я? Какой я?».
Это занятие ставит такую цель:помочь ребятам разобраться в себе и окружающих. в ходе занятия ребята узнают, что человек это частичка природы, что у человека бывает разное настроение и это настроение часто можно узнать по мимике. Дети также пытаются ответить на вопрос что значит плохой и хороший человек. Данное занятие ориентировано на учащихся 1 класса.
Цель: помочь ребятам разобраться в себе и окружающих.
Задачи:
- ознакомить детей с новыми понятиями и систематизировать имеющиеся знания;
- развивать мышление, самоанализ, любознательность;
- воспитывать в детях самокритичность и эмоциональность.
Оборудование: рисунок человечка, лепестки настроения, карточки со словами « плохой», «хороший», « что у меня есть?», «память», «чувства», « настроение», «речь», мимические рисунки, жетончики.
Для начала давайте поиграем. « Точка, точка, запятая, вышла рожица кривая; палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек. — Ребята, а кто такой человек? (это я.) — Правильно, это мы, живые существа, это природа. А какой бывает человек? Как вы думаете? — Да, человек бывает хорошим и плохим. ( Карточки со словами.) -Ребята, какого человека называют плохим? А какого хорошим? — Значит человек бывает хорошим и плохим. Какими качествами обладал хороший человек? А какими плохой человек? — А теперь закройте глаза и спросите себя: « Кто я?» — Да, конечно человек. Человек — частица природы, живое существо. Но чем же человек отличается от других существ: от растений, насекомых, животных? Что у нас есть? Почему мы помним № нашей квартиры или можем рассказать стихотворение? — почему мы от души радуемся хорошей новости и печалимся при неудаче? — Почему мы иногда бываем веселыми, а иногда грустными? — Сейчас мы построим цветок настроения. У каждого на парте есть лепесток. Вам нужно раскрасить его таким цветом , который больше всего подходит вашему настроению сейчас. Подумайте, если у вам весело и у вас прекрасное настроение какой бы вы цвет выбрали? ( Дети работают самостоятельно.) — Давайте соберем наши лепестки в ромашку. — Какое настроение у класса сейчас? — А теперь посмотрите на доску. Какое настроение у этого человека? (Злое.) — Как вы догадались? Что на лице нам помогает угадать злость? Попробуйте сами изобразить. — А теперь посмотрите на рисунки. Какое здесь настроение? Изобразите. — Значит, настроение у человека бывает разное, о нем можно догадаться по лицу, то есть по мимике. — А при помощи чего мы можем общаться друг с другом? (При помощи речи.) — А какой должна быть ваша речь, что бы вас понимали? (Ясной, четкой, краткой, простой.) — Сейчас мы поиграем в игру «Узнай по голосу». ( Все наклоняются к парте и закрывают глаза. Один ученик прочитывает отрывок из стихотворения. Остальные должны угадать кто это). -Есть еще одно качество, которое помогает вам учиться – это внимание. А какое оно у вас мы сейчас проверим в игре « Летят, летят…» III. Рефлексия. — Что вы узнали о себе? — Как вы ответите на вопрос « Что у меня есть?» — А вы задавали себе вопрос « А какой я?» — Каким вы себя считаете? — Вот перед вами лежат жетончики. Вам нужно хорошо подумать и раскрасить эти жетоны. Если вы считаете очень хорошим, то в красный цвет, если вы считаете, что у вас есть немного плохого, то добавьте синего цвета. Вот у меня получился такой жетончик, потому что я считаю, что иногда поступаю неправильно, плохо. — Молодцы, ребята. Вы справились с работой. А теперь покажите свои жетоны. — Почему ты так покрасил? — Значит, вы понимаете. что у вас есть недостатки. Это уже хорошо, и я надеюсь, что вы постараетесь исправиться.
Полный текст материала Конспект внеклассного занятия «Кто я? Какой я?»; 1 класс смотрите в скачиваемом файле
. На странице приведен фрагмент.
Автор: Каримова Розалия Минерахмановна → rozalia 20.11.2015 0 9360 750 | Комментировать |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Вход | Регистрация
Есть мнение? Оставьте комментарий
Конспект НОД «Что я знаю о себе» для детей старшей группы
Оксана Сукач
Конспект НОД «Что я знаю о себе» для детей старшей группы
Тема непосредственной образовательной деятельности:
«Что я знаю о себе?»
для
детей старшей группы
Интеграция образовательных областей:
познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.
Задачи:
Образовательные:
• Учить осознавать себя как человека, как неповторимую личность, чувствовать свой организм, тело, оценивать свои возможности, способности, находить общее сходство с другими детьми и понимать существенные отличия.
• Дать знания о том, что у каждого человека есть своё имя, которое отличает его от других людей, познакомить со значением своего имени.
• Формировать у старших дошкольников умения делать простейшие умозаключения.
Развивающие:
•Развивать мыслительные операции: сравнивать, классифицировать, анализировать, обобщать.
• Развивать умения составлять предложения по вопросам, опорным картинкам, схемам.
Воспитательные:
Воспитывать социальные навыки: умения работать в паре, по подгруппам, договариваться, учитывать мнение партнера.
Воспитывать интерес к своему здоровью, как одной из основных ценностей.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Демонстрационный материал: картина «Органы чувств»
, схемы
«Как развивается человек»
, картина с изображением мальчика и девочки.
Раздаточный материал: зеркала на каждого ребенка, игра «Органы чувств»
, карточки с разным цветом глаз.
Здравствуйте!
— Я рада вас видеть. Вы все такие красивые, нарядные. Подскажите, как мне к вам обратиться, чтобы назвать всех вас одним словом? (Дети, ребята, друзья, детки т. д.)
— А дети – это кто? (Дети – это маленькие люди)
— Чем все люди похожи? (Люди имеют голову, туловище, две руки, две ноги. Люди разговаривают, питаются, одеваются и т. д.)
— Ребята, а люди все одинаковые? (Нет)
— У нас у всех очень много общего, но все мы отличаемся друг от друга. Давайте попробуем разобраться в этом трудном вопросе и понять, что мы знаем о себе. Чтобы нам было легче, нам помогут картинки-подсказки. Я буду показывать картинки, а вы отвечайте, что видите на них. (Воспитатель выставляет картинку с изображением мальчика и девочки, дети отвечают. Воспитатель просит встать сначала мальчиков, а затем девочек).
— Ребята, как вы обращаетесь друг к другу? Называете ли вы друг друга «мальчик»
или
«девочка»
?
(дети отвечают, что называют друг друга по именам)
.
— Раз у каждого из нас есть имя, давайте будем знакомиться. Меня зовут Оксана Петровна, как зовут вас? (Дети по очереди называют свои имена)
.
— Имя говорит о человеке многое. Называя малыша, родители тщательно подбирают имя, хотят видеть ребёнка в будущем здоровым, сильным, добрым, красивым, умным. Каждое имя имеет своё значение. Вы знаете, что обозначает ваше имя? (Если дети затрудняются ответить, то воспитатель читает из словаря, что обозначает имя каждого ребёнка).
— Ребята, знаете ли вы, что у каждого из нас есть пять надёжных помощников, которые всегда с нами? Назовите их. (Воспитатель показывает картинку с изображением органов чувств)
.
— Ребята, для чего нам нужны глаза? (ответы детей)
— Глаза являются главными помощниками человека. Они помогают видеть всё, что есть вокруг. Глаза есть у каждого человека, но они у всех разные по цвету (Карие, серые, зелёные, голубые и т. д.? Знаете ли вы, какого цвета у вас глаза? Сейчас мы с вами проведём эксперимент и выясним, сколько у нас в группе кареглазых, сероглазых и зеленоглазых детей и есть ли детки с голубыми глазами. (Воспитатель раздаёт детям зеркала и картинки с изображением глаз разного цвета).
— Ребята, я предлагаю вам внимательно посмотреть в зеркало, определить, какого цвета у вас глаза и сравнить цвет с картинками. По моей команде вы должны построиться в группы с одинаковым цветом глаз. (Дети рассматривают себя в зеркале и сравнивают глаза с изображением на картинках)
— Раз, два, три, карие глазки ко мне подходи! (Воспитатель демонстрирует картинку с изображением карих глаз, дети с карими глазами выходят и строятся в группу) и т. д.
— Теперь мы сможем посчитать и выяснить, детей с какими глазами у нас больше. С карими -, с серыми-, с зелёными -. с голубыми-…
— Ребята, для чего нам нужны уши? (ответ детей)
— Для чего нам нужен нос? (ответ детей)
— Для чего нам нужен язык? (ответ детей)
— Для чего нам нужна кожа? (ответ детей, если дети затрудняются, воспитатель объясняет значение кожи)
— Кожа – это наша одежда, которая защищает организм от переохлаждения и перегревания, от вредных микробов и травм. Знаете ли вы, что кожа – это самый большой орган человека.
— Как можно назвать одним словом глаза, уши, уши, язык, нос и кожу? (органы чувств)
.
— Как вы думаете, почему органы чувств имеют такое название. (Когда мы смотрим, слушаем, нюхаем, определяем, вкус, то познаём окружающий нас мир, чувствуем его. Поэтому такие органы человека назвали органами чувств.
— Все ли из вас знают, как нужно ухаживать за органами чувств? Это мы сейчас проверим.
— Дети делятся на три команды, каждой из которых даётся задание разложить картинки с изображением и определить, что наносит вред, а что приносит пользу органам чувств. Дети комментируют свой выбор.
— Все ли из вас знают, где находятся глаза, уши, нос. Я буду называть поочерёдно органы чувств, а вам нужно будет показывать их на себе. Будьте внимательны, я могу вас запутать.
Игра «Уши, глаза, нос»
Игра (индивидуальная)
–дополнительно три участника выполняют задание за столами: размещают органы чувств на лице человека
(аппликация)
.
— На свете есть люди, которые лишены каких-то органов. Если глаза не видят, люди слепые, если люди не слышат, люди глухие. Из-за несчастных случаев бывает, что люди лишаются ноги или руки. Им очень тяжело жить. К таким людям необходимо относиться с уважением и сочувствием, им нужно помогать.
— У вас, ребята, все важные органы в порядке, значит вы все здоровые и счастливые дети.
— Воспитатель демонстрирует картинку-подсказку с изображением рук.
— Для чего нам нужны руки (ответы детей)
.
— Я предлагаю вам поиграть в игру «Зеркало»
для того, чтобы показать движения, которые могут выполнять наши руки.
Задание: Дети разбиваются на пары и становятся друг против друга. Один ребёнок показывает движения, а другой ребёнок, выполняя роль отражения, повторяет их.
Следующая картинка-подсказка – «Как развивается человек»
Воспитатель демонстрирует картинки с изображением людей в разный период развития, с рождения до старости и просит детей составить рассказ по картинкам.
Воспитатель подводит итог: с годами человек меняется, из слабого и беспомощного в детстве в сильного и крепкого в молодости, а к старости наше тело изнашивается и становится слабым. Во многом от нас самих зависит, как долго мы будем молодыми и здоровыми. Как вы думаете, что необходимо делать для того, чтобы сохранить здоровье и молодость как можно дольше. (Ответы детей)
.
— Ребята, какие вы удивительные и интересные собеседники. Мне было очень приятно с вами общаться. Было ли интересно вам играть и общаться со мной? Что вам больше всего понравилось?
— Я желаю Вам, чтобы вы выросли хорошими, добрыми людьми.
— Удачи вам. До свидания!